Кто прос…ал министерство?
Под фанфары «исторических достижений в рыбохозяйственном комплексе благодаря инвестквотам и аукционам», озвучиваемых поочередно то Министром сельского хозяйства д.э.н. Д.В. Патрушевым, то руководителем Федерального агентства по рыболовству к.э.н. И.В. Шестаковым, затихло даже обсуждение создания самостоятельного федерального органа по управлению рыбным хозяйством. Да и зачем им, столь высоким, остепененным руководителям, эта тема? Они и так в дружеском симбиозе образно - «коровы с рыбой» - уживаются, и успехи рыбаков на просторах голубой нивы дружно делят поровну. Ну, а провалы… они еще вперед и достанутся, полагаю, руководителю Росрыболовства И.В. Шестакову. Получат свое рыбаки и население – потребители рыбной продукции. Между тем, сама жизнь, а это - СВО, пандемийный опыт, санкционные меры и ряд других, подтверждает необходимость рыбакам покинуть Минсельхоз и уйти в самостоятельное плавание под руководством Министерства рыбного хозяйства России. Тем более, последнее оправдало себя на практике в прошлом в советский период на протяжении более 50 лет. Да и в новой капиталистической России вопрос о воссоздании Министерства рыбного хозяйства неоднократно обсуждался и доходил до самого высокого уровня. Был почти в шаге от принятия положительного решения, но… само решение так и не состоялось. Напомню об этих «курьезах» с тем, чтобы они все-таки нашли свое логическое завершение. После августовских событий 1991 года с подавлением ГКЧП и развалом СССР стало очевидным нависшая угроза ликвидации Министерства рыбного хозяйства СССР, поскольку министра Котляра Н.И. и Коллегию обвинили в поддержке гэкачепистов. В последующем соответствующая проверка прокуратурой этих данных не нашла подтверждения. Но, несмотря на это, механизм ликвидации Минрыбхоза СССР был запущен. Смелых политиков остановить его не нашлось. Министра Н.И. Котляра «по собственному желанию» отправили в отставку. Руководителем ликвидационной комиссии Минрыбхоза СССР и передачу всех дел уже в Правительство России был назначен его 1-ый заместитель В.М. Лушников. Считалось, раз он председатель ликвидационной комиссии, то и новое ведомство по рыбе, будь то министерство или другое, возглавлять будет В.М. Лушников. Так мы, четыре зам. Министра, пока действующие в ликвидационный период, включая меня, были в этом уверены. Однако жизнь, точнее политика, внесла свои существенные коррективы. Все попытки Лушникова В.М., включая и специальную записку по вопросу сохранения Министерства рыбного хозяйства в Правительство России, неизменно заканчивались тем, что устно кремлевские служивые отвечали, что Минрыбхоз должен быть ликвидирован. Все как в известном изречении: «Карфаген должен быть разрушен». Как вспоминает Лушников В.М. в одной из своих публикаций в газете Советская Россия, ему «… пришлось долго и упорно убеждать Е.Т. Гайдара в целесообразности сохранения министерской структуры управления рыбным хозяйством. Но убедить его было невозможно. Единственный аргумент, который Гайдар привел против, звучал так: «Правительство должно умещаться за одним столом, места для министра рыбного хозяйства там нет». Так, вместо Министерства и было решено создать Комитет по рыбному хозяйству при Минсельхозе России. На предложение Министра сельского хозяйства В.Н. Хлыстуна, сделанное Лушникову В.М., возглавить этот комитет, последний ответил отказом, мотивируя, что «… в силу своих убеждений невозможностью работать в одной команде с Ельциным, Гайдаром, Чубайсом и прочими «бурбулисами», разрушившими нашу страну». После недолгого обсуждения у Министра сельского хозяйства В.Н. Хлыстуна, как вспоминает В.М. Лушников, возможных кандидатур, а их было всего три, на должность председателя Комитета рыбного хозяйства, министр, после личной беседы отдал предпочтение северянину Корельскому В.Ф. Вскоре вышел Указ Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 14 декабря 1991 года №1 832 «О Комитете рыбного хозяйства при Министерстве сельского хозяйства РСФСР и о назначении В.Ф. Корельского на должность председателя Комитета по рыбному хозяйству – первого заместителя Министра сельского хозяйства РСФСР». Такое решение было с недоумением встречено многими руководителями и специалистами отрасли, которые полагали ошибочным снижение статуса отрасли с Министерства до Комитета, что неминуемо, по их мнению, отразится на принимаемых решениях властных структур. Назначение же недостаточно опытного в управленческих делах на правительственном уровне молодого руководителя, хотя и имеющего флотский производственный стаж, не придаст отрасли стабильности в работе. В последующем все эти опасения подтвердились. Понимал это и сам министр сельского хозяйства России В.Н. Хлыстун, который вник в специфику рыбной отрасли и видел пагубность ее включение в систему Минсельхоза. В этом он убедился и в ходе личных бесед с будущими кандидатами на должности заместителей председателя Комитета по рыбному хозяйству. Так при моей встрече с ним он был искренне удивлен и поражен масштабу и значению международных связей в области морского рыболовства. Полагаю, что и другие кандидаты, а они длительно ранее работали в аппарате Министерства рыбного хозяйства СССР, пролили свет министру на многие грани отрасли и стоящих перед ней проблемах. Все это, а также первый опыт работы Комитета по рыбному хозяйству в системе Минсельхоза, побудил В.Н. Хлыстуна начать работу по преобразованию Комитета рыбного хозяйства в Министерство рыболовства Российской Федерации. За сравнительно короткий период им был подготовлен при активном участии аппарата Комитета по рыбному хозяйству комплект соответствующих документов, согласованный со всеми заинтересованными ведомствами с проектом Указа Президента России, и направлен 8 июля 1992 года на имя заместителя Председателя Правительства России В.А. Махарадзе, который курировал нашу отрасль. В проекте Указа наряду с преобразованием Комитета рыбного хозяйства в Министерство рыболовства было и о назначении на эту высокую должность Корельского В.Ф. Обращаю внимание читателей на существенное отличие проекта Указа от высказываемых мнений специалистов отрасли. Последние настаивали на Министерстве рыбного хозяйства, а в проекте Указа говорится о Министерстве рыболовства. Другими словами, суживается будущая, если Указ вступит в силу, деятельность отраслевого ведомства. Этим и воспользовалась кремлевская бюрократия и выступающий против воссоздания Министерства рыбного хозяйства ряд либерально настроенных деятелей того периода. Так и выше Указ Президента России Б.Н. Ельцина о создании самостоятельного, правда не министерства, а Государственного Комитета Российской Федерации по рыболовству и назначении на должность председателя Комитета – Корельского В.Ф. Ушли рыбаки все же из Министерства сельского хозяйства, правда, с потерей ряда функций, присущих рыбному хозяйству. В этих условия уже и сам новый-старый председатель Комитета по рыболовству Корельский В.Ф., хлебнув кремлевской власти, проникся необходимостью для России с ее огромными запасами водных биоресурсов иметь на федеральном уровне действительно самостоятельное Министерство рыбного хозяйства. В одной из своих книг красочно описывает, как смело на приеме в Норвегии в 1996 года, подойдя к Президенту России Б.Н. Ельцину, сказал: «…Хорошо бы, Борис Николаевич, и у нас создать такое же министерство, как в Норвегии. Статус и прочее». «Меня поддержал О.Н. Сосковец», - как пишет далее Корельский, - «подтвердив, что этот вопрос давно назрел, надо сделать так, как принято во всех государствах, где в экономике превалирует море, шельф, рыболовство. Борис Николаевич ответил: «Хорошо, по приезде поговорите с Черномырдиным, и если договоритесь, то документы ко мне». Чем не желанная положительная президентская директива! Ноги в руки и бегом согласовывать необходимые документы. Однако этого сделано не было и положительные, хотя и словесные президентские директивы, реализованы не были. Вина здесь ложится на руководство и аппарат Госкомрыболовства. Наступил новый реорганизационный период правительственных структур и в этих условиях дела рыбные ушли на второй план. Вскоре, а точнее в 1996 году, и Корельского В.Ф. «ушли» из председателей Госкомрыболовства, как это предписано в соответствующем Указе Президента России, «в связи с переходом на другую работу». Председателем Госкомрыболовства по рекомендации Корельского В.Ф. был утвержден его первый зам. Родин А.В. Потекли слухи о создании Министерства рыбного хозяйства и якобы об этом хлопочет перед Президентом, Правительством РФ министр В.Н. Хлыстун, который после некоторого перерыва вновь был назначен на должность Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. В последующем эти слухи подтвердились с неожиданным разворотом. Помню, кажется в мае 1997 года, когда Родин А.В. только вылетел на переговоры по рыболовству в Марокко, оставив вместо себя «на рыбном хозяйстве» заместителя Сосно В.М., который неожиданно приболел, раздался мне прямой звонок по кремлевке от министра Хлыстуна. На вопрос «Где Родин? Немедленно найдите его с тем, чтобы прибыл ко мне» я ответил, по существу, получив указание прибыть в этом случае мне самому. В приемной министра секретарша предупредительно намекает - суров сегодня шеф, но ждет Вас. Вхожу в кабинет. Министр, строго глядя на меня, сразу обрушивает: «Что у вас там, в Аппарате, происходит? Председатель в отъезде, не доложив об этом? Кто остался вместо него заболевает? А Вы в курсе дела, что в ближайшее время в президентской и в правительственной администрациях будут рассматриваться предложения о судьбе вашей отрасли? Родину надо не по заграницам разъезжать, а отслеживать ход этих предложений. Речь идет о возможном создании Министерства рыбного хозяйства, либо ликвидации Комитета. Немедленно свяжитесь с ним и от моего имени скажите: «Пусть возвращается на рабочее место, оставив вместо себя на переговорах, кого сочтет нужным». Выслушав мои объяснения, что все это слышу впервые и что вряд ли Родин сумеет так быстро вернутся, министр с горечью произнес: «Так и прос…те министерство». На том и расстались. Связавшись с Родиным А.В. и объяснив ему складывающую обстановку и что получено указание министра немедленно возвратится на рабочее место, слышу в ответ: «Я в курсе происходящих событий, командировка согласована с Правительством. По окончании переговоров, дня через 2-3, буду на месте». Последующие события пошли совершенно в другом направлении. Комитет Российской Федерации по рыболовству бы ликвидирован и вместо него создан Департамент по рыболовству при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ. Просуществовав около полутора лет, он был преобразован в самостоятельный федеральный орган – Государственный комитет РФ по рыболовству. Затем были еще несколько болезненных для отрасли преобразований. И только в 2008 году он становится Федеральным агентством по рыболовству (Росрыболовством) в прямом подчинении Правительству Российской Федерации, председателем которого в то время был В.В. Путин. Рыбное хозяйство курировал в Правительстве первый заместитель председателя В.А. Зубков и, надо сказать, успешно. Руководителем Росрыболовства с 2007 по 2012 годы был назначен А.А. Крайний, который после назначения сразу публично заявил о целесообразности воссоздания Министерства рыбного хозяйства. Кроме его публичных заявлений об этом, мне не известно, есть ли какие-либо записки или устные обращения по этому вопросу со стороны Крайнего А.А. к руководству страны. Пришедший на смену А.А Крайнего в январе 2014 года к.э.н. И.В. Шестаков, который и в настоящее время остается руководителем Росрыболовства, свою позицию относительно необходимости создания Министерства рыбного хозяйства пока публично не обозначил. По крайней мере, мне сие не ведомо. Напомню, что еще при Президенте Б.Н. Ельцине, губернаторы ряда приморских регионов обращались к нему с предложением о реорганизации Росрыболовства в Министерство. К сожалению, эти обращения так и остались без должного внимания. Вместе с тем, IIIВсероссийский съезд работников рыбного хозяйства, который проходил в 2012 году в Москве в Колонном зале Дома Союзов, единогласно в своем решении высказался за создание на федеральном уровне Министерства рыбного хозяйства России. Это решение остается действующем и по настоящее время. Пора его реализовать. 01.08.2023 В. Зиланов |