Рыбаки и верфи
Найти и построить! Выпущенное Правительством РФ 28 июня текущего года постановление №1060, которое уже вступило в силу и которым определяются нормы проведения торгов и правила их организации в рамках второго этапа инвестиционных квот, освобождает победителей крабовых аукционов Дальневосточного бассейна, при реализации договора с обязательством строительства судна, от необходимости его строительства только на верфях Дальнего Востока.
А для перехода в судостроительные верфи, вне пределов своего региона, необходимо четкое обоснование причины смены адреса постройки судна с включением в такое заключение данных от самих верфей. Но сохранилась обязанность победителя аукциона, после подписания договора о закреплении доли краба для строительства судна, всем владельцам судоверфей, находящихся на территории Дальневосточного федерального округа, отправить в течении 5 календарных дней запрос об условиях постройки судна, включая стоимость и сроки исполнения заказа. Как следует из текста постановления, касательно строительства судна: «направить в течении 5 календарных дней со дня заключения настоящего договора всем лицам, которым на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, принадлежат судостроительные верфи как имущественные комплексы (производственные мощности, необходимые для строительства объекта соответствующего типа) или судостроительные верфи как комплексы технологически связанных объектов имущества, включающие в том числе здания, сооружения и оборудование, позволяющие построить объект соответствующего типа, осуществляющим деятельность в области строительства судов, запрос способом, позволяющим подтвердить получение адресатом такого запроса, о стоимости, сроках и иных условиях реализации проекта» Включается же данное требование в договор только в том случае, если начало строительства судна осуществляется после заключения такого договора, а также закрепления права на добычу (вылов) крабов на инвестиционные цели в районах добычи (вылова) Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. И кто построит?! В связи с вольным поиском рыбака отечественных судоверфей, нельзя не напомнить события прошлого года, когда на сессии ПМЭФ представители этих самых верфей жаловались лично Илье Шестакову «…о невыгодных финансовых условиях работы с рыбопромышленными компаниями…»! Регулятор отрасли не остался в стороне и добавил «…что если принять во внимание необходимость перепроектирования многих судов из-за замены оборудования, то два года продления срока реализации проектов могут растянуться на все восемь лет…!». И это шла речь о сроках сдачи инвестиционных судов только первого этапа, которые могут растянуться аж на 8 лет! И, как следствие, сформировалось предложение заместителя министра Минпромторга Виктора Евтухова, принявшего участие в этой же сессии ПМЭФ - идти по пути наименьшего сопротивления: «Здесь надо как-то унифицировать, чтобы было понятно, что мы строим. Не надо иметь десять разновидностей рыболовных судов. В этом нет никакой необходимости, во всём мире такого нет. Если мы унифицируем, если будет серийность, то верфи научатся работать и всё будет нормально. И выгодно будет и заказчику, и судостроителю». Надо отдать должное представителям Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), которые признали свою вину в допуске огромного количества импортного оборудования при формировании технологической комплектации новостроя, плюс иностранные проекты, две трети которых переданы некомпетентным организациям для их адаптации под наши российские требования. В целом же, говоря о возможностях отечественных судоверфей, стоит отметить, что и Адмиралтейские верфи, и их коллеги с ОСК еще год назад в унисон заявили о неготовности реализации наших отечественных проектов и необходимости их существенной корректировки, особо акцентируя на том, что судовые фабрики по обработке рыбы и оборудование для рыболовства представлены только импортными образцами, что потребует значительных финансовых вливаний в отечественные судостроительные верфи. И это говорит не только о технологическом голоде отечественных судостроительных верфей и об отсутствии наших проектов комплектующего судового оборудования, но и о наличии существенной их финансовой диеты, явно не идущей на пользу российскому судостроению. Резюмируя высказывания регулятора отрасли, чиновника от Минпромторга, представителей Адмиралтейских верфей и их коллег с ОСК о проблемах верфей и отсутствия отечественного комплектующего оборудования, стоит обратить внимание, что их намерения об унификации, т.е. упрощения конструкции и «начинки» судна до степени их «серийности» совершенно не соответствуют намерениям Владимира Путина, который на этом же ПМЭФ сказал: «…Один из наших ключевых, стратегических приоритетов – обновление промыслового флота, строительство современных, хорошо оснащённых, надёжных судов для рыболовецких компаний, отвечающих высоким экологическим требованиям, способных вести добычу рачительно, без ущерба экосистемам, тому богатству, которое мы должны передать будущим поколениям…» Дело осталось за малым, найти рыбаку деньги и эту самую отечественную судоверфь, готовую построить современное, хорошо оснащенное, надежное судно, на котором, как отмечал регулятор отрасли, будет очень комфортно работать рыбакам.
Виктор Кирочкини |