…Третий следом за вторым!?
Почти вот так же, как у Александрова Твардовского о переправе военной колонны повзводно на понтонах «…приготовился, пригнулся третий следом за вторым…», высказался о введении механизма «инвестиционного нормирования» представитель Камчатки А. Здетоветский: «Рассматривать этот вопрос, как минимум, не актуально применительно ко второму этапу инвестиционных квот, тут я с позицией Росрыболовства согласен. Но единственное, что осталось –рассмотреть возможность применения этого принципа в том случае, если у нас будет третий и последующие этапы инвестиционных квот». И это откровенное и профессиональное заключение было озвучено на заседании Комитета Совета Федерации по агропродовольственной политике и природопользованию 23 мая текущего года по теме: «Совершенствование законодательства Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: проблемы и перспективы». Ну и далее не стоит сомневаться в том, что уже «приготовился пригнулся третий следом за вторым» инвестиционный этап, хотя бы уж только лишь для того, чтобы запустить это самое «инвестиционное нормирование»! А то какой-то законодательный штиль наступил в отрасли после запуска в отрасль полуфабриката - сырца ФЗ 644, траектория продвижения которого завязла в трясине непониманий и противоречий, да так и не обросла обещанными в оперативном режиме вразумительными подзаконными актами для запуска в рабочий режим этого самого законодательного сырца. И уже ничего другого не остается, как разобраться, что же это такое –«инвестиционное нормирование» и с чем его едят? Хорошо известно, что еще когда только начал публично обсуждаться второй этап инвестквот, глава региона Камчатского края Владимир Солодов предложил подумать о таком механизме, как инвестиционное нормирование. И об этом уже более серьезно заявила на Согласительной комиссии по законопроекту «О внесении изменений в Федеральный закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Ирина Яровая: «На определенный период сейчас мы достигли компромисса. И исходя из того, что инвестиционное нормирование – это единственная стратегия, которая может обеспечить в долгосрочной перспективе качество работы отрасли, предлагаю преобразовать согласительную комиссию в межведомственную рабочую группу с приглашением профильных ведомств и экспертов для обсуждения механизма инвестиционного нормирования и мониторинга исполнения новых требований закона об инвестквотировании», В итоге получаем, что «инвестиционное нормирование – это единственная стратегия, которая может обеспечить в долгосрочной перспективе качество работы отрасли» и для обсуждения этой «стратегии» предложено даже создать рабочую группу на площадке парламента, как отметила Ирина Яровая на заседании этой комиссии: «Я предлагаю создать межведомственную рабочую группу на площадке парламента, которая будет разрабатывать понятие «инвестиционного нормирования». Оно, кстати, шире даже рыбной отрасли». То есть, в сухом остатке мы получаем «единственную стратегию», гарантирующиию аж в долгосрочной перспективе качество работы отрасли, а само понятие «инвестиционное нормирование» шире даже рыбной отрасли!? И если это понятие только в начальной стадии своего движения уже «шире даже рыбной отрасли», то что же будет с ним, когда на площадке парламента завершится разработка механизма и смысла инвестиционного нормирования»?! Не дожидаясь формирования рабочей группы и ее исследований, используя собственные наблюдения и оценки всех выступлений авторов проекта доступных в СМИ и иных документах, касательно этой «номенклатурной стратегии», позволим условно предположить, что: - от части, инвестиционное нормирование является оценочной средой по исполнению инвестиционных обязательств его участника и, соответственно, выполнению им нормы (либо ее части) принятых к исполнению обязательств под полученный объем водного биологического ресурса; - не исключено, что с привлечением расчетов «инвестиционного нормирования» возможно сохранить объем квот «по историческому принципу» за рыбаками, которые уже инвестировали в прибрежную переработку и строительство рыбопромысловых судов в рамках первого этапа программы инвестквот; - и, как следствие, подобная процедура позволит защитить, при перераспределении квот на добычу, те предприятия, которые активно вкладывали средства в развитие отрасли, то есть уложились в «инвестиционный норматив» и выполнили норму (или ее часть) взятых обязательств под полученный объем биоресурса, так же, как и защитить ресурсное обеспечение тех предприятий, которые, не являясь участниками инвестиционных проектов, осуществляли существенные вложения в развитие отрасли и своего предприятия; - возможно с целью монетизации инвестиционного нормирования, Росрыболовство предложило свой расчет для инвестиционного коэффициента: средний вылов, например, за пять лет, будет умножаться на стоимость рыбы, и, исходя из него, будет уже утверждаться инвестиционный коэффициент. - не исключено, что этот инвестиционный коэффициент будет являться не только показателем выручки от проданных ВБР, но и объемом вклада средств от продажи биоресурса на реализацию инвестиционных проектов, а при его низком показатели эта категория «недобросовестных» участников инвестиционной программы будет доказывать свое право на дальнейшее участие в освоении инвестиционных ресурсных объемов уже посредством аукциона. - возможно, в связи с этим Росрыболовство планирует предусмотреть, что «добросовестные» пользователи рыболовного участка, которые исполнили свои обязательства, смогут заключать договоры на новый срок без проведения торгов. Касательно рыболовных участков необходимо отметить, что Росрыболовство уже рассматривает возможность введения «инвестиционного нормирования» при предоставлении прав на рыболовные участки для добычи анадромных видов рыб (к ним относятся в том числе горбуша, нерка и другие лососевые). Возвращаясь к заседанию Комитета Совета Федерации по агро-продовольственной политике и природопользованию 23 мая текущего года, на котором присутствовал автор статьи, необходимо отметить, что уже через несколько дней, на встрече во Владивостоке с членами Координационного совета рыбохозяйственных ассоциаций Дальнего Востока, сенатор Людмила Талабаева сообщила, что парламентарии верхней палаты уже представили в Госдуму поправки по распределению рыболовных участков анадромных видов рыб на новый срок. С нескрываемым беспокойством Людмила Талабаева говорила о необходимости гарантированной возможности продолжения работы без выхода на аукционы теми предприятиями, которые добросовестно исполняли взятые на себя обязательства, работали на нужды региона, строили береговые заводы и оказывали всестороннюю социально – экономическую поддержку отдаленным населенным пунктам, вкладывая средства в развитие территорий И остается надеяться, что запускаемый в рыбохозяйственную отрасль целый смысловой и прикладной аппарат «инвестиционного нормирования» не оставит без внимания надежды и чаяния сенатора Людмилы Талабаевой, регулярно проводящей встречи и производственные совещания в настолько отдаленных рыбодобывающих предприятиях и рыболовецких артелях (колхозах), что стоит только восхититься истинному желанию и стремлению все лично увидеть на местах, на производстве, для правильного и результативного принятия решения по особо острым и жизненно важным проблемам в отдаленных рыбохозяйственных регионах.
Виктор Кирочкини |