Бумажные кораблики для Президента
Приближается второе цунами «инвестквот и крабовых аукционов», которое накроет в основном рыбопромышленников Дальневосточного бассейна. А там рукой подать, дойдёт очередь и до Северного, и Западного, Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов. И всё же имеется небольшая надежда, а вдруг Президент России В.В. Путин прозреет и остановит своей волей чиновничий второй цунами «инвестквот и крабовых аукционов». По крайне мере до тех пор, пока не будут известны экономические и социальные последствия первого этапа «инвестквот и крабовых аукционов». Для этого ему достаточно было бы ознакомиться с анализом начального первого этапа «инвестквот и крабовых аукционов», осуществлённого Счётной палатой Российской Федерации. Читатель мне может возразить, что сей труд, широко разрекламируемый, как истина в последнем слове, вдруг оказался недоступен для как рыбацкой, так и в целом широкой общественности страны. Его неожиданно чиновники отнесли к внутреннему документу - не для широкой огласки. Видимо и для президента он не доступен. А жаль! Почему? Полагаю, правда, в нем такова, что не только надо останавливать второй этапа «инвестквот и крабовых аукционов», но и инициаторов первого этапа достойно отметить и… «соответственно поощрить». В переносном смысле. Хотя основные положения Счётной палаты Российской Федерации неоднократно излагались её аудитором С.В. Мамедовым под руководством, которого и проводился анализ первого этапа «инвестквот и крабовых аукционов», на разных площадках Государственной Думы и Совета Федерации. Они таковы, что провозглашенное Минсельхозом и Росрыболовством строительство 105 рыбопромысловых судов так и осталось на бумаге. Фактически, по данным ВАРПЭ, к 2025 году будет введено в эксплуатации не более 25% от запланированного флота. То есть всё остальное практически это – бумажный флот. Помните, в детстве мы такие кораблики делали из бумажных и газетных листов и пускали их в плавание по ручьям, речкам и лужам, считая себя их капитанами. Вот этим сейчас занимаются и взрослые служивые люди в наше время. И весьма успешно. Даже Президент России В.В. Путин при его занятости помнит, что рыбопромышленники строят около 100 рыбопромысловых судов на российских вервях и ряд береговых рыбоперерабатывающих фабрик. Вмести с тем президент на основе, полагаю, докладов ему, так оценивает сложившую ситуацию: «Это вынужденная мера (имеется в виду «инвестквоты и крабовые аукционы» - пояснение автора), связанная со старением рыболовецких судов, и она действует эффективно (выделено автором). Уже заключено, по-моему, свыше 100 контрактов на строительство заводов и строительство судов, многие реализованы уже, и предприятия построены, и корабли построены, уже спущены на воду. Так что это работает в нужном нам направлении. Но есть, конечно, проблема, которая заключается в том, что некоторые небольшие предприятия, взяв на себя эти обязательства, получив квоту под киль под строительство заводов, в связи с введением санкций, о которых мы говорили, не могут своевременно реализовать взятые на себя обязательства в связи с нарушением логистических поставок и с неисполнением обязательств со стороны их иностранных партнеров. Конечно, правительство должно это учесть». Из этого высказывания президента вытекает, что те, кто информируют его по данному направлению, мягко говоря, не доводят до него информацию по фактическому положению дел с реализацией первого этапа «инвестквот и крабовых аукционов». Проще говоря, лгут служивые президенту, вводя его в ошибочное восприятие происходящего на «инвестиционном направлении». О каком «эффективности» и о том, что «…многие реализованы уже, предприятия построены, и корабли построены…», да и «…так что это работает в нужном направлении» может идти речь, когда исполнение составляет не более 25%? К тому же ни один из сданных в эксплуатацию 11 рыбопромысловых судов не прошёл полного годового цикла в районах промысла. Следовательно, нет и достоверного экономико-социального анализа эффективности деятельности этих судов. Инициаторы этого магического действия всячески продолжают вдувать в уши властей и, прежде всего Президента, об успехах первого этапа «инвестквот и крабовых аукционов». И в этом они достигли уже определённого успеха. Между тем розничная стоимость рыбы и рыбопродукции на внутреннем рынке страны продолжает расти, спрос на неё падает, в результате её потребление населением страны снижается. И всё это происходит на фоне растущих показателей вылова в первом квартале текущего года. Обращаю внимание, что этот рост обеспечен не «инвестиционными судами», а существующим рыбодобывающим флотом и тем новыми и модернизированными судами, которые ряд рыбопромышленников построили и осуществили самостоятельно, отказавшись от «услуг первого этапа инвестквот». Таких судов, по разным оценкам, около 30 единиц. Эти успехи, безусловно, и результат самоотверженного рыбацкого труда на промысле и слаженная работа управленческого аппарата компаний, фирм, предприятий и их союзов, ассоциаций. Назревает момент истины, когда рыбопромышленники, не исключено, могут принять решение пойти на отказ от участия во втором этапе «инвестквот» исходя из экономической целесообразности. Возможность такой подход подсказывает практика осуществления первого этапа «инвестквот и крабовых аукционов». Ведь ряд компаний, особенно относящихся к малым и средним, оценив складывающую ситуацию, отказались от участия в первом этапе «инвестквот». И они на сегодняшний день оказались правы, поскольку их финансовое положение значительно лучше по сравнению с теми, кто ввязался в первый этап «инвестквот». К тому же во всех страна с развитым рыболовством, а это Китай, Норвегия, Исландия, Индонезия, США, Япония, Вьетнам, Канада, Перу и многие другие не применяют для своих рыбаков такие экономически необоснованные механизмы как «инвестквоты», «аукционы долей квот краба в воде» и «платность ресурсов». Во всех этих странах, как и в других странах, рыболовство и аквакультура, регулируется налоговой системой и, как правило, поддерживаются государством, через различные формы. 17.04.2023 г. Вячеслав Зиланов |