Прибрежные мили
Именно проблемы и перспективы развития прибрежного рыболовства, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию будет рассматривать 16 марта на своем круглом столе. На сайтах отраслевых Союзов и Ассоциаций уже прошла информация о данном «весеннем старте» работы Совета Федерации, с кратким анализом того, что «тема круглого стола очень хорошо корреспондируется, особенно в последние годы, с влиянием происходящих процессов перенастройки законодательных условий доступа к водным биологическим ресурсам, на развитие прибрежного рыболовства, как в позитивном, так и в негативном их воздействии на общую структуру деятельности рыболовецких артелей (колхозов), особенно в их градо - и поселкообразующим статусе». В повестку круглого стола на тему: «Проблемы и перспективы развития прибрежного рыболовства» вошли вопросы правоприменительной практики Федерального закона от 02.07.2021 № 338 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также влияние механизма инвестиционных квот добычи (вылова) водных биоресурсов на развитие прибрежного рыболовства. Если касательно влияния механизма инвестиционных квот добычи (вылова) водных биоресурсов на функционирование прибрежного рыболовства, то этой теме уже посвящены настолько обширные заключения, обзоры, публикации, что ни одна миля прибрежного нормативно-правового пространства не осталась без внимания и комментария. А вот вопросы правоприменительной практики Федерального закона от 02.07.2021 № 338 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и воздействие этих изменений на производственные звенья прибрежного рыболовства следует рассмотреть отдельной строкой. Первое что бросается в глаза, это замена определения "рыбной и иной продукции" на "рыбной продукции", из определения вида продукции удалено понятие «иной продукции», что говорит исключительно только о переработке рыбы и получение только рыбной продукции, без включения в переработку гидробионтов и водорослей. А также далее по тексту данного ФЗ идет многократное изменение определения "рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов" на определение "рыбной продукции", что говорит о моно-ресурсе, перерабатываемом на судах прибрежного лова, в данном случае это только «рыбная продукция». С другой стороны, в статье 20: а) части 5 в предложенной редакции говорится об уловах водных биоресурсов в целом их понимании, а не отдельно об уловах рыбных объектов, что приводит к неоднозначному толкованию, а именно: «Уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, в живом, свежем или охлажденном виде, живая, свежая или охлажденная рыбная продукция, произведенная на судах рыбопромыслового флота, подлежат транспортировке, хранению и выгрузке в морские порты Российской Федерации и иные места выгрузки, определяемые органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации на территориях таких субъектов, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в целях производства рыбной продукции на производственных объектах (предприятиях), предназначенных для производства рыбной продукции на территории прибрежного субъекта Российской Федерации, и (или) продажи на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации.» Так же, в данной редакции ФЗ-338 предложено дополнить статью 20 частью 6 следующего содержания, где тоже говорится об исключительной «рыбной продукции»: «6. При осуществлении прибрежного рыболовства на судах рыбопромыслового флота допускается производство живой, свежей и охлажденной рыбной продукции, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности». В контексте темы предстоящего круглого стола в Совете Федерации - «Проблемы и перспективы развития прибрежного рыболовства», нельзя оставить без внимания Перечень видов водных биологических ресурсов, в отношении которых осуществляется прибрежное рыболовство, утвержденный еще 18 ноября 2017 года за № 2569-р. А уже с 1 января 2021 года, в связи с Распоряжением Правительства РФ от 12. 02.2020 года из вышеуказанного перечня водных биологических ресурсов, в отношении которых осуществляется прибрежное рыболовство, выведены 12 рыбных объектов: камбала речная, лещ, пиленгас, плотва, сазан, сельдь балтийская (салака), сом пресноводный, судак, чехонь, щипощек, шпрот (килька), щука, а также водоросли и морские травы. Подобные нормативно-правовые экзекуции, касательно прибрежного рыболовства, возвращают в недалекое прошлое, когда ограниченный перечень обработки прибрежного улова, полностью противоречащий логике и необходимости сохранения его качества и свежести методом первичной переработки при производстве потрошения сырца, являлся причиной наложения крупного штрафа на капитана судна. PS: На стр. 37-39 прикрепленного журнала, можно ознакомиться с подробным анализом событий прибрежного рыболовства 10 лет назад, о чем можно сделать вывод, что по спирали развивается не только земное сообщество, но и отечественная рыбохозяйственная отрасль.
Виктор Кирочкини |