Быль про золотую рыбку
Обзор промысла в море информации за минувшую неделю. Трутнев и суд
СОВЕЩАНИЕ о развитии рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока провел вице-премьер Правительства РФ, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Как сообщает пресс-служба полпреда, в повестку вошло обсуждение реализации первого этапа предоставления квот на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в инвестиционных целях. «В Дальневосточном федеральном округе добывается более 70% российских водных биологических ресурсов, и несмотря на определенные трудности в связи с санкционной политикой недружественных стран, отечественные биоресурсы не перестали быть востребованными как на внутреннем рынке, так и у стран импортеров. По поручению Президента Российской Федерации разработан и внедрен механизм предоставления квот на добычу водных биоресурсов в обмен на инвестиции. Благодаря указанному механизму нефинансовой государственной поддержки заключены соглашения на строительство 64 рыбопромысловых судов, 41 судна-краболова и 27 рыбоперерабатывающих заводов. Объем инвестиций по договорам на строительство таких объектов составил свыше 293 млрд рублей (около 205 млрд - на строительство судов рыбопромыслового флота, 26,4 млрд - на строительство рыбоперерабатывающих заводов и 62 млрд рублей на строительство судов-краболовов). В настоящее время семь рыбопромысловых судов, четыре краболова и 25 заводов введены в эксплуатацию. Поступления в бюджет Российской Федерации составили 145 млрд рублей. Принятое Президентом решение привело к системным изменениям в рыбной отрасли», - заявил в начале совещания Юрий Трутнев. Он отметил, что административная нагрузка на рыбаков должна быть минимальной, поэтому все заинтересованные ведомства должны принять меры для ее максимального снижения путем устранения излишних процедур. По информации Минпромторга России, несмотря на существующие вызовы, строительство судов на Дальнем Востоке идет в соответствии с графиком. Верфи ДФО успешно строят суда и делают это даже лучше, чем судостроительные предприятия других регионов страны, при этом на Дальнем Востоке реализуется менее четверти от общего портфеля заказов на строительство рыбопромыслового флота: на четырех дальневосточных верфях строятся 8 рыбопромысловых судов и 16 краболовов. Соответствующие работы идут на АО «Восточная верфь», АО «Находкинский судоремонтный завод», АО «Хабаровский судостроительный завод» и ООО «НПЦ «Торсиотест». Три краболовных судна уже переданы дальневосточными корабелами заказчикам. Рассматривались меры стимулирования строительства судов рыбопромыслового флота на судостроительных верфях, расположенных на Дальнем Востоке, включая оказание мер государственной поддержки указанных судостроительных верфей. В частности, были представлены предложения губернаторов и представителей бизнеса по второму этапу инвестиционных квот. В рамках первого этапа размер субсидии на возмещение затрат строительства судов-краболовов на судостроительных предприятиях Дальнего Востока составляет до 20% стоимости заказа, но не должен превышать 340 млн рублей. Вместе с тем, как напомнил Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, данная субсидия была доведена только после заключения контрактов на строительство судов. «Субсидия не выполнила свою стимулирующую функцию для заключения контрактов именно с дальневосточными верфями. В 2021 году ее объем составил всего лишь 240 млн рублей. Объем инвестиций в Дальний Восток составил только около 15% от общего объема инвестиций в рамках первого этапа инвестиционных квот. Это как минимум несправедливо, с учетом того, что основной ресурс в инвестиционных целях распределяется именно из Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. И в рамках анонсированного второго этапа механизма инвестиционных квот инвестиционный баланс должен быть соблюден безапелляционно», - заметил он. Глава Минвостокразвития России предложил в нормативных правовых актах Правительства РФ (постановление Правительства РФ № 648 «О закреплении и предоставлении доли квоты» и постановление Правительства РФ № 633 «О требованиях к объектам инвестиций») в рамках второго этапа инвестиционных квот закрепить требование «где ловишь, там и строишь», чтобы рыбопромысловые суда для работы в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне строились на судостроительных предприятиях ДФО. Юрий Трутнев поручил Минсельхозу России, Минвостокразвития России, Минпромторгу России проанализировать потребности отрасли в обновлении рыбопромыслового флота и совместно с судостроительными предприятиями Дальнего Востока представить предложения по строительству средне- и малотоннажных судов. Предложения по стимулированию строительства судов на дальневосточных верфях представил Минпромторг России. В частности, министерством разработано изменение в части увеличения размера по субсидированию затрат строительства судов-краболовов на судостроительных предприятиях Дальнего Востока до 28% стоимости заказа, но не более 520 млн рублей. По информации министерства, данная мера позволит нивелировать увеличившиеся расходы на строительство судов, вызванные ростом стоимости материалов и оборудования. Проект постановления Правительства РФ, подготовленный Минпромторгом России, проходит согласование в федеральных министерствах. Минпромторгом России во исполнение поручения Председателя Правительства РФ разработан проект постановления Правительства РФ по предоставлению субсидий судостроительным организациями ДФО на возмещение части затрат, связанных со строительством гражданских судов. Принятие данной меры будет стимулировать строительство судов на дальневосточных верфях за счет выравнивания условий строительства. Также Минпромторг России направил Росрыболовству предложения по изменению постановления Правительства РФ № 633 «О требованиях к объектам инвестиций» и уменьшению длины малотоннажного рыбопромыслового судна для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна с 25 до 23 метров. Как пояснили представители министерства, это незначительное изменение длины судов позволит привлечь расширить количество участвующих в инвестиционных проектах предприятий и привлечь верфи Дальнего Востока, которые уже успешно строят малые рыболовные траулеры. Еще одна мера связана с предложением инвестиционного лизингового проекта для финансирования строительства судов за счет привлечения средств Фонда национального благосостояния под 1,5% годовых. Предложение отправлено Минпромторгом России на рассмотрение в Минсельхоз России. Юрий Трутнев поручил заинтересованным федеральным органам исполнительной власти принять необходимые меры, обеспечивающие сохранение производственных процессов. «Задача всех органов исполнительной власти сделать так, чтобы предприятия не только продолжали свою работу, но и увеличивали мощности, чтобы экономика страны становилась сильнее», - подытожил вице-премьер.
АРБИТРАЖНЫЙ суд оставил без движения иск Росрыболовства к «Витязь-Авто» о взыскании штрафа в размере 1,978 млрд рублей, сообщает телеграм канал Рыбфронт. Соответствующий иск в картотеке суда зарегистрирован 2 февраля. В определении от 7 февраля сказано, что иск подали с нарушением требований, а именно, не предоставили документы, которые подтверждали бы направление ответчику копии искового заявления и приложенных к нему документов. «Кроме того, в подтверждение полномочий представителя истца на подписание искового заявления приложена доверенность от 15.02.2021 на имя Румянцевой Марины Александровны, а диплом о наличии высшего юридического образования представлен на имя Быховской Марины Александровны», - говорится в определении. Как ранее сообщалось, рыбоперерабатывающие заводы, которые демонстрировали успешную реализацию первого этапа инвестквот рискуют увязнуть в судебных исках от Росрыболовства. Досудебные претензии регулятор рассылает с декабря 2022 года. Одним из первых получателей стало крупнейшее на Камчатке рыбоперерабатывающее предприятие «Витязь Авто», которому грозит штраф почти в 2 млрд рублей. Завод не обеспечил производство рыбной продукции в объеме не менее 70% от инвестквоты.
Рыбацкие будни
ПО ДАННЫМ отраслевой системы мониторинга, ко Дню святого Валентина - 14 февраля - общий объем вылова водных биоресурсов составил 581,4 тыс. тонн - на 4% выше показателя за аналогичный период предыдущего года. В Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне добыто на 7,2% больше - 486,7 тыс. тонн. На промысле минтая объем вылов составил 372,8 тыс. тонн, что на 34,9 тыс. тонн больше уровня 2022 года, трески 17,6 тыс. тонн, сельди - 62,5 тыс. тонн. В Северном рыбохозяйственном бассейне добыто 40,8 тыс. тонн. На промысле трески вылов составил 25,3 тыс. тонн, пикши - 12,8 тыс. тонн. В Западном рыбохозяйственном бассейне вылов увеличился на 32% - до 13,2 тыс. тонн. На промысле шпрота добыто 8,6 тыс. тонн, на 1,9 тыс. тонн больше уровня 2022 года, сельди балтийской - 4,4 тыс. тонн, что на 1,2 тыс. тонн больше уровня 2022 года. В Азово-Черноморском рыбохозяйственном бассейне вылов составил 5,1 тыс. тонн. На промысле хамсы добыто 4,9 тыс. тонн. В Волжско-Каспийском рыбохозяйственном бассейне рыбаки добыли на 11% больше - 8,5 тыс. тонн. В исключительных экономических зонах иностранных государств, конвенционных районах и открытой части Мирового океана объем добычи российским флотом составил 30 тыс. тонн. ЗАГРУЗКА рыбной продукцией холодильных мощностей морских портов Приморского края к 13 февраля составляет чуть более 40%: в рыбных терминалах находится 51 тыс. тонн продукции из уловов, добытых дальневосточными рыбаками, сообщает Росрыболовство. Почти вся продукция из свежих уловов без промедления отправляется в регионы России и страны АТР. В январе 2023 года объем перевозок рыбной продукции по железной дороге из Приморского края вырос на 3,5% - до 60,6 тыс. тонн. Отправка морепродуктов в рефконтейнерах составила 39,5 тыс. тонн (+1,3% к уровню 2022 года). Основной объем рыбной продукции в январе отгружен в Московскую область - 15,3 тыс. тонн, в регионы Уральского ФО - 14,8 тыс. тонн и Сибирского ФО - 18,2 тыс. тонн. На экспорт из Приморья по железной дороге в январе отправлено 6 тыс. тонн морепродуктов. Согласно данным отраслевой системы мониторинга, в настоящее время к морским портам Приморского края подходят 37 судов на борту которых находится 58,4 тыс. тонн свежемороженой рыбной продукции, это минтай, сельдь и треска. Значительный объем свободных холодильных мощностей свидетельствует о динамичной и непрерывной работе морских портов Приморского края по приемке, перевалке и отправке дальневосточных рыбных уловов на внутренний рынок и на экспорт. Грузооборот морских портов России за январь 2023 года увеличился на 7,5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Китайский вопрос
ЭКСПОРТ российского минтая в Китай в прошлом году вырос в 1,5 раза, крабов - в два раза, а селедки - в шесть раз. Хотя до доковидного уровня поставки большинства рыбной продукции еще не восстановились. Такие данные приводит Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ) со ссылкой на данные таможенной статистики Китая, пишет Российская газета. В целом в 2022 году объем экспорта российской рыбопродукции в КНР вырос на 52% до 937,3 тыс. тонны в сравнении с 2021 годом. Тем не менее, пока это на 20% меньше показателя за 2019 год. Впрочем, несмотря на снижение объемов экспорта в КНР, заработали мы на нем больше - плюс 48% в сравнении с 2021 годов и на 26% больше в сравнении с 2019 годом. В Росрыболовстве объясняют такие показатели растущим интересом со стороны КНР к российской продукции, снятием ковидных ограничений и перенаправлением высвободившихся объемов экспорта на фоне санкций недружественных стран. Рост поставок российской рыбопродукции в КНР в 2022 году связан с восстановлением прямого экспорта в Китай. В 2021 году из-за ковидных ограничений большая часть продукции отправлялась в КНР через Южную Корею, рассказал президент ВАРПЭ Герман Зверев. На мороженый минтай приходится более половины от общего объема экспорта рыбной продукции в КНР. Экспорт российского минтая 2022 году превысил 562 тыс. тонн, то есть оказался на 55,5% выше, чем в 2021 году. В прошлом году Китай облегчил ковид-процедуры и открыл порты для российский транспорных судов, рассказал президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак. «Дальнейшая динамика поставок будет зависит от того, как китайская переработка прошла почти двухлетний период локдауна, какой объем мощностей сохранил работоспособность. В начале этого года были сообщения о росте заболеваемости коронавирусом в КНР. С учетом китайского Нового года, который в этом году продлится до 10 февраля, это может затормозить запуск заводов после праздников», - говорит Буглак. Взрывной рост показали поставки мороженой сельди из России. В 2021 году наблюдался обвал экспорта этой рыбы из-за «китайского локдауна» - тогда Россия отправила в Китай лишь 11 тыс. тонн мороженой сельди. А по итогам 2022 года этот показатель вырос до 67,8 тыс. тонн. Однако пока это все равно вдвое меньше доковидного уровня. Экспорт мороженых лососей увеличился вдвое - в 2022 году мы отправили в КНР 73,8 тыс. тонн. Однако это на 17% меньше, чем в 2019 году. Но заработали российские рыбаки все равно больше, чем в доковидном 2019 году. Например, поставки тех же лососевых приросли в деньгах на 55% в сравнении с 2019 годом. Стоимость экспорта крабов увеличилась более чем в два раза. Их доля в общей стоимости российского рыбного экспорта в Китай выросла с 14% в 2019 году до 26% в 2022 году. Цены на краба в 2022 году были ниже, чем в 2021 году. «Но мы компенсировали эту просадку увеличением объема поставок - на 41%», - говорит Зверев. Из-за санкций для российского краба закрылись значимые рынки - США и Европы, что привело к снижению экспортной выручки. Но часть продукции - варено-мороженный краб - которую рыбаки традиционно поставляли в наибольшем объеме в США и ЕС - была переориентирована на рынок Китая. Рост стоимости лососевых связан с ценовой конъюнктурой на рынке и увеличением поставок в натуральном выражении. В прошлом году на мировом рынке наблюдалась повышенная активность, которая в комплексе с низким предложением на фоне снижения поставок аквакульурного лосося, привела к рекордно высоким мировым ценам на лососевые. Кроме того, экспорт замороженного лосося в натуральном выражении показал серьезный рост с учетом низкой базы 2021 года. Но пока он также отстает от допандемийных показателй. По словам Германа Зверева, в начале 2023 года Китай отменил практически все ограничения на прием российской рыбопродукции. Это не только значительно облегчит экспорт, но и приведет к снижению издержек предприятий, которые сильно выросли из-за необходимости проводить антиковидные мероприятия, а также из-за сложностей с выгрузкой продукции и изменением логистики в целом. Позитивно отразится на поставках к Китай и ситуация внутри страны. Там также отменяются карантинные ограничения и активно восстанавливается сегмент HoReCa, а существенная часть рыбопродукции китайцы потребляют именно в ресторанах и кафе. Однако, структура экспорта продолжит меняться. «Раньше российские рыбаки поставляли большие объемы мороженной рыбы в Китай, сейчас же с развитием глубокой переработки, мы наращиваем собственные объемы филе, фарша и сурими. Особенно это заметно на примере минтая», - сказал Зверев.
КИТАЙ хотел бы оказать помощь тайваньским компаниям в возобновлении импорта их продукции в Поднебесную, заявила представитель китайского управления по делам Тайваня Чжу Фэнлянь, сообщила газета Global Times. Импорт был приостановлен из-за обнаруженных пестицидов и других запрещенных веществ в марте 2021 года. С тех пор тайваньские фермеры и рыболовы согласились улучшить качество своей продукции, заявила Чжу Фэнлянь. Теперь управление хотело бы совместно с соответствующими сторонами процесса на острове помочь возобновить импорт сельхозпродукции с Тайваня и морепродуктов. Красная весна напоминает, что в апреле 2021 года КНР объявила о новых правилах регистрации поставок продуктов в страну. Они требуют предоставление соответствующих документов на китайскую таможню. Правила начали действовать с 1 января 2022 года. Новая система сертификации предназначена для обеспечения прав потребителей, заявили в Поднебесной, и повышении контроля за качеством ввозимых в страну продуктов. В последнее время тайваньские поставщики продуктов стали заявлять, что не могут получить разрешения на китайской таможне на ввоз своей продукции. Тайваньские СМИ сообщили о запрете на импорт в Китай рыбы с Тайваня. Из всех подававших заявки на импорт компаний разрешение получила только одна. Некоторые алкогольные бренды Тайваня также были исключены из списка разрешенных для импорта товаров. Позже некоторые из них получили лицензии. Китай ответил, что заявления Тайваня о запрете импорта тайваньской рыбы в КНР не соответствуют действительности. Китай меняет процесс регистрации ввоза товаров в страну, чтобы оптимизировать его. Эти изменения проводятся в рамках реформы системы надзора за производством и распространением продуктов и объясняются заботой о благе потребителей. Все заявки от тайваньских производителей рассматриваются строго в соответствии с действующими правилами.
Золотая и Масленица
ПОКУПКА красной икры перед Масленицей стала обходиться россиянам дороже, а спрос на нее нельзя назвать высоким, несмотря на традиционный праздник, следует из материалов аналитического ресурса «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД», пишет РИА Новости. Масленица в 2023 году проходит в России с 20 по 26 февраля, в 2022 году эти праздники пришлись на неделю позже - с 28 февраля по 6 марта. Оценка проводилась на основании как онлайн, так и оффлайн продаж - в традиционной торговле и сетевой рознице в период с 1 по 10 февраля в 2022 и 2023 годах. «Платформа ОФД» ежедневно обрабатывает 50-55 миллионов кассовых чеков с более 1,1 миллиона онлайн-касс в РФ. «Сейчас в топ-покупок - красная икра в упаковках по 300 грамм. Чаще всего россияне покупают икру горбуши», - сообщили в компании, комментируя спрос на эту продукцию перед Масленицей. Так, средний чек при покупке икры горбуши вырос в годовом выражении на 9%, до 1103 рублей, а само число покупок - снизилось почти на треть (на 30%). «В прошлом и текущем году потребитель воздерживается от крупных застолий - в том числе по этой причине нет высокого спроса на такую продукцию», - добавляют эксперты. Ранее в аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza сообщили, что россияне на фоне снижения покупательной способности могут купить на свою зарплату меньше икры, чем несколько лет назад - например, в 2022 году средний оклад позволял приобрести 9,7 килограмма праздничного деликатеса, а в 2012 году - 11,4 килограмма. Средний чек при покупке икры кеты вырос на 5%, в среднем до 1810 рублей, число покупок - сократилось на 11%. Икра форели популярнее: средний чек покупки вырос на 17%, до 1915 рублей, число самих покупок - на 2%. Но и в премиальной икре некоторые себе не отказывают: например, средний чек по икре нерки вырос за пределы бюджетного для многих уровня - на 8%, до 1731 рубля, а число покупок по сравнению с первой декадой февраля прошлого года увеличилось на 21%. В свою очередь средний чек при покупке икры кижуча вырос год к году на 21%, до 2289 рублей, а число ее покупок за первую декаду февраля увеличилось на 10%. Имитация красной икры тоже стала обходиться дороже, но покупать ее стали меньше: средний чек вырос на 10%, до 495 рублей, на 10% выше уровня прошлого года, а число покупок снизилось год к году на 11%.
ЖИТЕЛЬ американского штата Вирджиния вытащил из воды редчайшую золотую рыбу, пишет Washington Post. 28-летний Джейкоб Мур рыбачил на реке Аппер-Чиппокс-Крик, где ему удалось поймать более 20 большеротых окуней. Но один из них отличался цветом. 40-сантиметровая рыба имела яркую золотистую окраску. Как правило, у большеротых окуней чешуя оливкового или темно-зеленого цвета, белое брюшко и полоса из пятен на спине. В департаменте природных ресурсов Вирджинии пояснили, что золотой цвет обусловлен редкой генетической мутацией, которая в силу нехватки меланина придает окуню желтую пигментацию. Это явление называется ксантизм. Такие особи встречаются редко: один на миллион.
Ну, а Джейкоб Мур сфотографировал свою золотую рыбку и отпустил ее…
В информационное море с 11 по 17 февраля заплывал Борис Максимов Фото: washingtonpost.com
|