Минтаев «треугольник»
Обзор промысла в море информации за минувшую неделю. Продовольственный суверенитет
ПРОИЗВОДСТВО рыбной продукции в России идет опережающими темпами, рапортует Росрыболовство, ссылаясь на Росстат. «Производство свежего или охлажденного рыбного филе в октябре 2022 года составило 385,9 т, что на 13,2% больше, чем в октябре 2021 года. За десять месяцев (январь-октябрь 2022 года) производство рыбного филе выросло на 64,0 % по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и составило 4,7 тыс.тонн. Производство мороженного рыбного филе в октябре 2022 года снизилось по сравнению с объемом 2021 года на 21,0% и составило 13,4 тыс.тонн. Производство мороженного рыбного филе за январь-октябрь 2022 г. составило 226,8 тыс.тонн. За десять месяцев (январь-октябрь 2022 года) показатели производства мороженного рыбного филе превысили аналогичный период 2021 года на 22,4%. Производство мороженой рыбы в октябре 2022 года составило 244,4 тыс. т, что на 11,9% больше, чем в октябре 2021 года и на 13,3% больше, чем в сентябре 2022 года. Всего за десять месяцев 2022 года мороженой рыбы произведено 2,3 млн т., что на 7,0% ниже аналогичного периода 2021 года. Рыбных пресервов выпущено 23,7 млн условных банок, этот объем превышает объемы, производимые в сентябре 2022 года на 7%. Опережающие темпы производства рыбной продукции стали возможными благодаря госпрограмме инвестиционных квот, включающая в себя строительство современных рыбоперерабатывающих заводов и рыбопромыслового флота, что способствует укреплению продовольственного суверенитета страны», - пишет пресс-служба ведомства.
ПРЕЗИДЕНТ Владимир Путин подписал закон, разрешающий капитанам российских морских портов отказывать в заходе в порт иностранным судам, которые занимаются незаконным промыслом водных биоресурсов, сообщает РИА Новости. Документ опубликован на официальном портале правовой информации. Закон направлен на реализацию положений соглашения о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла. Россия ратифицировала соглашение в декабре 2020 года. Оно позволяет морским портам не принимать суда, если установлено, что они занимаются незаконным промыслом или связанной с ним деятельностью. В связи с этим документ вносит изменения в законодательство, которые дают капитану морского порта России полномочия отказывать таким иностранным судам в заходе в порт. Исключение сделано лишь для случаев захода в порт вследствие бедствия судна, обстоятельств непреодолимой силы, оказания помощи людям или судам, находящимся в опасности или терпящим бедствие, либо получения капитаном морского порта сообщения от ФСБ о необходимости осмотра судна в порту. Список судов, деятельность которых связана с незаконным промыслом, направляется капитанам морских портов Росрыболовством в порядке, установленном правительством РФ. Оказывать в морском порту услуги владельцам таких судов запрещается, за исключением услуг, имеющих существенное значение для безопасности или здоровья экипажа или для безопасности судна, а также услуг по утилизации судна. Реализация закона будет препятствовать поступлению незаконно добытых водных биоресурсов на международные и национальные рынки, поясняла ранее вице-премьер РФ Виктория Абрамченко.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ агентство по рыболовству сообщает о назначении Пухова Сергея Васильевича временно исполняющим обязанности начальника Федерального государственного бюджетного учреждения «Дальневосточный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ» (ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР»). Данное подведомственное учреждение Росрыболовства обеспечивает безопасность работы рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении добычи водных биоресурсов, включая предупреждение аварийных ситуаций в районах промысла и ликвидации их последствий. Сергей Пухов - выпускник Петропавловск-Камчатского мореходного училища. Работал главным механиком на судах ЗАО «АКРОС», в структурах портнадзора и в Росрыболовстве. Кстати, в 2022 году Дальневосточный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ отмечает 60-летие со дня основания. Коллектив учреждения обеспечивает безопасность работы рыбопромыслового флота в непростых условиях дальневосточных морей, спасает жизни людей, помогает судам, терпящим бедствие, устраняет поломки, чтобы рыбаки, не теряя промыслового времени, могли дальше вести добычу и снабжать страну рыбной продукцией. Кроме того, учреждение осуществляет освидетельствование рыболовных судов и их судовладельцев на соответствие требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения и оказывает иные услуги в области безопасности мореплавания.
Новый район
ВОЗЛЕ границы с США в Беринговом море наши рыбаки будут дополнительно добывать 150 тысяч тонн минтая, мигрирующего на нагул в Россию, а также сельдь и треску, пишет Российская газета. Об этом на заседании Дальневосточного научного промыслового совета рассказал заместитель директора Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) Алексей Байталюк. Располагаться новый промысловый район будет в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Российской Федерации. «Величина вылова для этого района может быть установлена, исходя из объемов, ранее выделяемых США для советских рыбаков», - заявил Байталюк. Весной этого года вице-премьер - полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев поручил чиновникам Росрыболовства пересмотреть паритет промысла минтая между Россией и США. В Беринговом море минтай - трансграничный объект, то есть он мигрирует из исключительной экономической зоны США в такую же российскую и наоборот. Наука считает трансграничный запас общим ресурсом двух стран. Ежегодно в Беринговом море разрешается добывать более полутора миллионов тонн минтая. В августе ВНИРО увеличил объем общего допустимого улова минтая для российских рыбаков в этом районе на 149 тысяч тонн - до 559 тысяч. Новый надел (его еще называют «треугольником») создается для того, чтобы к промыслу были допущены компании, которые не имеют квот. Представитель Росрыболовства акцентировал внимание на том, что добывать дополнительный минтай планируется по олимпийскому принципу - любая российская компания может, используя заявительный механизм, выставить флот и начать промысел. Когда 150 тысяч тонн рыбы поймают, район будет закрыт. В то же время, если заходы биомассы минтая из вод США будут значительны, наши рыбаки смогут ловить еще больше, так как регулятор вправе оперативно увеличить объемы промысла в данном районе. При этом в остальной части Берингова моря промысел минтая будет квотирован. Предполагается, что за счет выделения нового участка снизится промысловая нагрузка на популяцию минтая внутри нашей российской зоны. Казалось бы, все логично. Однако против создания «треугольника» и увеличения российского вылова минтая на 150 тысяч тонн выступили два российских партнера международной некоммерческой организации Морской попечительский совет (MSC) - Ассоциация добытчиков минтая (АДМ) и Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ). Напомним, MSC дает право предприятию-производителю маркировать свой товар соответствующей эмблемой. Она свидетельствует о том, что данная продукция выловлена и переработана в полном соответствии с экологическими стандартами. По словам руководителя АДМ Алексея Буглака, увеличение объема общедопустимого улова уже несет для ассоциации риск потери сертификации MSC. А создание района промысла усугубляет положение. «Треугольник» - это уже не риск, а стопроцентная потеря сертификата промысла в западно-берингоморской зоне и запуск пересмотра всех минтаевых сертификатов», - утверждает Алексей Буглак. Правда, какие стандарты экологической сертификации могут признать минтаевый промысел нерегулируемым и чуть ли не браконьерским, остается загадкой. Известно, что для сертификации нужно набрать 60 баллов по особой системе, у наших промыслов их больше 80-ти. Более того, данная сертификация базируется на данных ВНИРО, и никаких собственных полевых исследований иностранцы не проводили. Отметим, что АДМ только в июле 2021 года получило от MSC сертификационное решение о признании российского промысла минтая в Беринговом море устойчивым. АСРФ (члены этой ассоциации - компании «Норебо» и «РРПК») получила аналогичный документ лишь в июне 2022 года. Таким образом безо всякой иностранной сертификации российские рыбодобывающие компании более 30 лет ловили в Беринговом море минтай, производили продукцию и успешно реализовывали ее за рубежом. Ни одно российское предприятие публично не заявляло о том, что у него образуются сложности с доступом на внешние рынки или буксует реализация несертифицированной по MSC продукции. Тем временем открытие промысла в «треугольнике» может быть отложено из-за технических проблем с переоформлением действующих договоров. Ведь район создается внутри уже существующих промысловых зон, а значит Росрыболовству нужно будет вносить изменения в соглашения с компаниями, имеющими квоты. «Возможность и оперативность таких изменений будут прорабатывать юристы Росрыболовства», - заявил заместитель руководителя ФАР Василий Соколов.
Не заманили
СУЩЕСТВУЮЩИЕ меры господдержки строительства рыбопромыслового флота недостаточны и не оказывают значительного влияния на развитие отрасли. К такому выводу после анализа данных за последние четыре года, пишет Коммерсантъ, пришла Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ). 15 ноября выводы были направлены первому зампреду Совета федерации Андрею Яцкину. Сейчас предусмотрено три типа мер поддержки. Это утилизационный грант, льготное кредитование на покупку судна и возмещение части затрат на его строительство. На утилизационный грант в 2017–2021 годах было выделено из бюджета 2,01 млрд руб., при этом в 2020 году не было освоено 69,3% от годового лимита, в 2021-м - 24%. Рыбопромышленники не проявляют заинтересованности в этой мере поддержки, отмечается в справке ВАРПЭ: в 2021 году только три из десяти заявок было подано рыбопромышленными предприятиями, в 2022-м - ни одной. ВАРПЭ объясняет незаинтересованность тем, что компенсация в объеме 10% стоимости судна, но не более 70 млн руб. (такой лимит действовал до ноября 2022 года, сейчас - 15% и 80 млн руб. для экологичных судов) недостаточно привлекательна при постройке судна на российских верфях. В таких условиях судовладельцы предпочитают продавать старые суда в страны с менее строгими требованиями к техническому состоянию и покупать подержанные суда за рубежом. Льготное кредитование (максимальная компенсация ставки в 2017–2021 годах - 4,7%, в 2022-м до октября - 7,2%, с октября для экологичных судов - 6,6%), по оценке ВАРПЭ, может быть достаточно перспективным, но пока остается непривлекательным для рыбопромышленников. Так, в 2021 году только одна из 55 рассмотренных заявок относилась к рыболовному судну, в 2022-м - ни одной. В рамках возмещения части затрат на строительство судов в 2020 году выделено 660 млн руб., в 2021-м - 360 млн руб., но отмечается высокий уровень неосвоения бюджета (96% в 2020 году и 85% в 2021-м). Субсидируется не более 30% от стоимости судна. Рыбопромышленники в 2021 году подали только две заявки на 6 млн руб., в 2022-м заявок не поступало. Судовладельцы предпочитают строить новые и приобретать подержанные суда за рубежом из-за меньшей стоимости и отсутствия рисков, связанных с увеличением сроков строительства, отмечают в ВАРПЭ. Так, в Китае краболов длиной 56 м стоит втрое дешевле схожего судна, строящегося в России в рамках инвестквот. «Минпромторг в разработке мер господдержки опирается на предложения регуляторов,- говорит президент ВАРПЭ Герман Зверев.- Регулятор - Росрыболовство - вместо сложной работы по наладке многоуровневой системы господдержки рыболовного судостроения выбрал простой, как якорь, подход - инвестиционные квоты». «Судостроительный долгострой», в который превратился первый этап инвестквот, показывает, что нужна более продуманная система господдержки строительства флота и импортозамещения судового оборудования, говорит он. Строительство рыбопромыслового флота стимулируется за счет системы инвестквот - компания может получить квоту на вылов, только если инвестировала в новые суда или перерабатывающие фабрики. Программа запущена в 2017 году. Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект о втором этапе программы инвестквот, по которому планируется распределить 24% действующих квот на добычу сельди и минтая на Дальнем Востоке, 50% квот на краба и 100% квот на моллюсков. Противники документа обращали внимание на срыв сроков строительства судов в рамках первой программы. Сенатор от Камчатки Валерий Пономарев отмечал, что из 105 судов, которые должны быть построены по программам инвестквот, спущено на воду только 10, а закладка 20 даже не состоялась. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что ключевая проблема в длительных задержках сдачи судов на верфях РФ, которые начались еще до масштабных санкций 2022 года. Действующие меры поддержки, при которых заказчики судов не защищены от изменения сроков строительства, дестимулируют инвестиционную активность, полагает он. По его мнению, беспрецедентный уровень неопределенности в экономике для рыбопромышленной отрасли усугубляется планами изменения распределения квот (неясно, когда будут новые аукционы и будут ли), и о пересмотре мер господдержки следует задумываться после решения наиболее острых проблем с текущими заказами и подходами к квотам.
Владивосток в шоке
ВО ВЛАДИВОСТОКЕ резко подорожала популярная парная рыба - на этой неделе в продаже на местных рынках появился свежий зубарь по цене 1 тысяча рублей за килограмм. И санкции в этом случае не причем. Понятно, что речь идет только о начале сезона, но все равно такие цены шокируют уже привыкших к подобным вещам приморцев, сообщает PrimaMedia. Если еще два года назад покупатели возмущались ценниками в 500-600 рублей за кг, то теперь готовы раскошелиться и на более серьезные сумму. И это при том, что сегодня свободно можно купить парную свинину по цене 350-400 рублей за килограмм. «А чего вы хотите? В начале сезона рыбы очень мало, поставщик хочет оправдать затраты. И будьте уверенны, даже по такой цене зубарь заберут», - сказал продавец на Некрасовском рынке. На популярном рынке Луговая во Владивостоке продавцы продают камбалу по 180-250 рублей за килограмм. Палтус - 1 тысяча рублей, самая дешевая навага - около 200 рублей. Что касается рыбы, добываемой в промышленных масштабах, то здесь свои законы рынка и они, видимо, для приморцев уже «волчьи». Так благородный лосось нерка уже в рознице более тысячи рублей за килограмм, кета и кижуч - около 700 рублей. Хотя по данным Росрыболовства, в Дальневосточном регионе оптовые цены на мороженую рыбу сохраняют стабильность или показывают снижение. «Треска тихоокеанская продавалась по цене 210 рублей за кг, минтай - 95 рублей за кг, сельдь тихоокеанская - 60 рублей за кг, камбала - 68 рублей за кг», - отмечается в сводке ведомства. Но понятие социальная рыба в России уже не существует. По факту самая дешевая рыба - это макрорус, его оптовая цена сейчас около 70 рублей, а в рознице он стоит больше 250 рублей. Даже сардина, чей вылов превысил 300 тысяч тонн, в рознице стоит уже около 300 рублей за килограмм (правда, в этом случае речь идет о соленой рыбе). Теперь вместо социальной рыбы легче составить топ морепродуктов, к которым у большинства россиян нет финансового доступа. На первом месте, естественно, крабы - 2,5 тысячи рублей за конечности, в которых мяса совсем немного. При этом добыча оценивается в 70 тысяч тонн. На втором месте креветка. Еще недавно она стоила от 250 до 500 рублей за килограмм, и приморцы ее раскупали. Теперь в районе 1,5 тысяч рублей, и многие проходят мимо. Икра красная - около 5 тысяч рублей за килограмм самой доступной икры горбуши. Дорого, но берут, правда, только к Новому году и на день рождения. Ну не может русский человек без икры, потому иногда в ущерб семейному бюджету, но покупает деликатес. Нерка самый дорогой лосось на территории России, хотя сима может быть и дороже. Но симу не ловят по 50 тысяч тонн, как нерку. Ценник гребешка и устриц в 2 тысячи рублей отбивает охоту покупать эти деликатесы. Хотя у ресторанов спрос стабильный, в итоге они предлагают посетителям одну ракушку за 300 рублей.
Быль про золотую рыбку
В ОЗЕРЕ Блюуотер, расположенном во Франции, 42-летний Энди Хакетт поймал гигантскую золотую рыбку, сообщает Daily Mail. Улов представляет собой гибрид кожистого карпа и карпа кои, у которого чешуя обладает ярким оранжевым отливом. Вес пойманной рыбы превысил 30 килограммов. Рыбак рассказал журналистам, что поймать золотого карпа было непросто - из-за веса добычи он едва удержал ее на крючке. Чтобы вытащить ее из воды, у мужчины ушло 25 минут. После того, как огромная золотая рыба была извлечена из воды, рыбак взвесил ее и сделал несколько фотографий, а затем выпустил обратно в озеро…
В информационное море с 19 по 25 ноября заплывал Борис Максимов Фото: Jason Cowler
|