А был ли второй этап «инвестквот и аукционов»?
Крылатое выражение «А был ли мальчик?» уходит своими корнями в нашу прошлую историю, да и многие помнят её и из произведения писателя М. Горького «Жизнь Клима Самгина». Суть её в том, что ставится под сомнение вообще существование самого предмета обсуждения. Именно так обстоит дело и со «вторым этапом инвестквот и аукционов по крабу», которое уже почти год обсуждают все ветви российской власти, не говоря уже о рыбацкой общественности. По звучанию этой темы в СМИ приморских регионов страны она, по моему мнению, идёт чуть ли не второй после СВО. Действительно, откуда взялся этот «второй этап инвестквот и аукционов по крабу»? Легитимен ли он? Имеется ли для его осуществления нормативная база? Да и нужен ли он в условиях санкционного давления? Что он даёт для развития отрасли и обеспечения населения страны рыбопродукцией? Вопрос, вопрос и ещё вопрос, …на которые ни инициаторы «второго этапа», ни власть так и не дали вразумительного ответа. Впервые на это публично обратил внимание экс-Министра рыбного хозяйства Камчатского края В.М. Галицын на Парламентских слушаниях 19 октября 2022 года при обсуждении законопроекта относительно «второго этапа инвестквот и аукционов по крабу». В своём выступлении он обратил внимание на то, что ранее при введении «инвестквот и аукционов» не было упомянуто никакой этапности этой «новации». Напомню, что действительно ни в поручениях Президента России В.В. Путина по результатам президиума Госсовета в 2015 году, ни в последующих законодательных поправках, принятых в 2016-2018 годах, по введению «инвестквот и аукционов по крабу» нет никаких решений по «этапности» этого направления. Все понимали, что вводится он впервые и одноразово. О его результативности можно будет судить только после полученных практических результатов. Да и само это направление оказалось ничем иным, как государственным принуждением рыбной отрасли по финансированию отечественных верфей. Рыба стала спонсором судостроения. Мировая фишка! На сегодняшний день полученные результаты плачевны. Они подтверждают ошибочность данного направления, которое ни в одной стране мира с рыночной экономикой и развитым морским рыболовством не применяется. Вопрос, поднятый Голицыным В.М. на парламентских слушаниях, так и остался без ответа как со стороны председательствующего депутата Кашина В.И., так и со стороны руководителя Росрыболовства Шестакова И.В. И это не случайно. Поскольку оба они осведомлены, что отсутствует нормативная база и легитимность такого подхода, как «второй этап инвестквот и аукционов по крабу». В данном случае Шестаков и Кашин демонстрируют свою «государеву» исполнительность устного указания Президента Российской Федерации В.В. Путина, которым было одобрено, опять же устное, предложение Шестакова. Последний, высказал её во время аудиенции у президента, а также на разных общественных мероприятиях с участием президента, о необходимости осуществления так называемого «второго этапа инвестквот и аукционов по крабу». Без этого, по мнению руководителя Росрыболовства, ловить рыбу в дальневосточных морях будет нечем. Флот стареет, а частники не спешат его обновлять. Это мнение не совпадает как с действительным положением дел, та и с мнением многих владельцев малых и средних частных рыбодобывающих компаний Дальневосточного бассейна. На самом же деле идет реализация заказа лоббистов крупного рыбного бизнеса по очередному переделу водных биоресурсов и основных производственных фондов. В этом и только в этом ключ к пониманию происходящего в настоящее время на уровне сросшегося государственно-депутатского чиновничества с частным бизнесом «игр» по согласованию законопроекта №173016-8 с использованием согласительной комиссии, созданной в Госдуме. Данная согласительная комиссия и должна придать легитимность и предложить законопроект, который, в случае его принятия, и станет той нормативной базой для «второго этапа инвестквот и аукционов по крабу». Смею предположить, что этим преследуется цель создать прецедент для «третьих, четвёртых и т.д. инвестквот и аукционов», а также уйти от ответственности за провал в целом «инвестиционного и аукционного» направления, как государственной политики в рыбной отрасли. Безусловно, такой законопроект «причесанный» согласительной комиссией, будет триумфально принят большинством голосов депутатов Госдумы до конца этого года. Да ещё и при совместной в этом дружной работе фракций «Единой России» и КПРФ. Интересы Фракции «Единой России» вполне понятны. Она -- основа сегодняшней капиталистической России, защитница частного крупного бизнеса. А вот интересы фракции КПРФ повисли в воздухе, как и вопрос депутата от фракции КПРФ Н.М. Харитонова на вчерашнем заседании согласительной комиссии о том «Кто и что получит от этого законопроекта?». К сожалению, на самой согласительной комиссии, первое заседание которой состоялось 17 ноября 2022 года под Председательством заместителя председателя Госдумы А.В. Гордеева, не прозвучали проблемы экономико-финансовых составляющих как проводимого, так и будущего «этапов» инвестквот. А они таковы, что в целом задолженность рыбодобывающих компаний по всем кредитам за пять лет проекта «инвестквот и аукционов по крабу» возросла почти в 2,5 раза и достигла 273 млрд рублей, при годовой прибыли отрасли в 2020 году в 127 млрд рублей. В случае осуществления второго этапа задолженность по кредитам может возрасти до 800 млрд рублей, что по мнению экспертов приведёт к банкротству значительной части рыболовных компаний. Спасать эти обанкротившие компании придётся государству, взяв их долги на себя. Возможно, и в этом состоит, одна из целей, второго этапа «инвестквот и аукционов по крабу» её инициаторов. Стоит упомянуть и такой факт, что ряд рыбодобывающих компаний отказавших учувствовать в проекте «инвестквот» пошли по пути обновления своего частного флота за счет строительства его за рубежом и покупке судов на вторичном рынке. За счет этого приобретено порядка 15 высокопроизводительных судов (что превышает достижения проекта «инвестквот» - 10 судов), которые показали свою эффективность и при промысле в дальневосточном регионе. Многие компании осуществили и продолжают осуществлять модернизацию своего флота, как и рыбоперерабатывающих фабрик, используя свои и заёмные финансовые ресурсы. Всё это позволяет в ближайшие 7-10 лет полностью осваивать сырьевую базу рыболовства существующим флотом с учетом поступающих, модернизируемых судов в своей 200-мильной исключительной зоне и на континентальном шельфе, обеспечивая населения страны рыбопродукцией отечественного производства по рекомендациям Минздрава России. Что же касается промысла в отдалённых районах Мирового океана в рыночных условиях, судов для этих целей, то это отделана тема для серьёзного обсуждения. Здесь же отмечу, что пословица «По Сеньке и шапка» имеет место к подходам к решению этого вопроса, как это осуществляется в настоящее время по данному направлению. Дальнейшее обновление частного рыбодобывающего флота и рыбоперерабатывающих фабрик должно осуществляться с использованием общепризнанных экономико-финансовых инструментариев с принятием решения самими собственниками и на конкурентной основе. Последнее касается, прежде всего, отечественных судостроительных компаний, большинство из которых тоже частные предприятия. Пора расстаться, в условиях рыночной системы с методами решать развитие одних частных компаний за счёт других частных компаний, используя административные и государственные ресурсы.
18.10.2022 года |