Госдума приняла лебедевско-шестаковско-кашинскую «рыбную кашу» в …первом чтении. Что же ждать от второго чтения?
Неожиданным для приморских регионов и рыбацкой общественности оказалось как рассмотрение на Пленарном заседании Государственной Думы, состоявшегося 27 октября 2022 года, законопроекта о втором этапе «инвестквот и аукционов», так и его результаты. Неожиданным потому, что на Парламентских слушаниях, прошедших накануне – 19 октября 2022 года, – была достигнута другая договорённость между приморскими регионами, рыбацким сообществом и депутатами, сенаторами, федеральной властью. Она, эта договорённость под председательством В.И. Кашина (фракция КПРФ), отражена в её Рекомендациях. В ней черным по белому прописано, что «…в рамках согласительной комиссии под председательством Заместителя председателя Правительства Российской Федерации… провести обсуждение законопроекта …до его рассмотрения Государственной Думой в первом чтении». Не просохли ещё чернила на принятой Рекомендации, а законопроект в пожарном порядке прошёл рассмотрение в пяти Комитетах и самое главное в основном профильном Комитете по аграрным вопросам Государственной Думы. Вёл его всё тот же Кашин В.И., но уже как председатель этого Комитета, который был ранее, напомню, ещё и председателем Парламентских слушаний. И он обязан помнить, что было принято и отражено в Рекомендациях, и отстаивать их. И вдруг Кашин… всё «запамятовал» и стал ярым сторонником немедленного рассмотрения правительственного законопроекта (авторы – Минсельхоз и Росрыболовство) в первом чтении в его первозданном виде. Правда, справедливости ради, видимо всё же понимая неловкость своего положения со «сменой мнений на ходу», буквально через пару дней Кашин В.И. с со товарищами Комитета по агарным вопросам предложили Пленарному заседанию при принятии законопроекта №173016-8 о втором этапе «инвестквот и аукционов», одновременно принять ещё и специальное Постановление (проект прилагается). Читатель сам, прочитав, поймёт его смысл. Со своей стороны отмечу, что это своеобразный «фантик от конфетки» с тем, чтобы депутаты проглотили «мыльный пузырь» второго этапа «инвестквот и аукционов» на данном первом слушании. И это, к сожалению сработало. Суть Постановления в том, что ко второму чтению законопроекта предлагается по ряду направлений рассмотреть всё же некоторые предложения регионов и рыбацкой общественности. Но рассмотреть -- это вовсе даже не принять их в полном объёме. Вот для рассмотрения этих некоторых, перечисленных в Постановлении ряда положений, и создаётся «согласительная комиссия», но не в Правительстве Российской Федерации как это было в Рекомендациях, а в Государственной Думе под председательством заместителя Председателя Государственной Думы А.В. Гордеева (фракция Единая Россия). Гордеев А.В. известный и заслуженно уважаемый в приморских регионах и рыбацкой среде государственный деятель, умеющий слушать и принимать взвешенные решения. Он не понаслышке знает рыбную отрасль, которую будучи Заместителем председателя Правительства Российской Федерации – Министром сельского хозяйства курировал рыбную отрасль. И успешно. В отличие от сегодняшних кураторов из Минсельхоза и руководителей Росрыболовства. В заместителях у него по данному направлению в «согласительной комиссии» предписано быть всё тому же Кашину В.И. Однако в самой работе «согласительной комиссии» Государственной Думы примут участие только «…депутаты… сенаторы… представители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Представители рыбацких объединений отсутствуют в перечне участников этой «согласительной комиссии». Касаясь обсуждения законопроекта в первом чтении на Пленарном заседании Государственной Думы, то все фракции выразили своё к нему отношение. И ни одна из них не высказалась за безоговорочное его принятие. Так фракции «Справедливая Россия – За Правду», ЛДПР и «Новые люди» предложили полностью отклонить данный законопроект и не принимать его в первом чтении. Сторонниками принятия законопроекта в первом чтении, но с «довеском» в виде Постановления стали фракции «Единая Россия» и, что для многих стало неожиданностью, ещё и фракция КПРФ. Странный симбиоз. Они и решили итог голосования: за - 324, против 57, воздержались 2, всего голосовали 384 из 450 депутатов. Мотивы фракции «Единой России» понятны – поддержка правительственного законопроекта, да и авторы Патрушев/Шестаков свои – все же однопартийцы - члены Единой России. К тому же они и ранее всегда были за аукционы и инвестквоты. А вот мотивы, побудившие депутатов фракции КПРФ выступить за законопроект в первом чтении, так и не прозвучали внятно и обосновано. Кроме одного: надо принимать, двигаться вперёд в обновление флота, иначе и ловить рыбу будет нечем и т.д. Ранее депутаты этой фракции были против аукционов и инвестквот. Они были за рыбаков и их справедливые требования. Более того, по отстаиванию принятия законопроекта в первом чтении, правда совместно с Постановлением, фракция КПРФ и её представитель Кашин В.И. даже, по моему мнению, обошел в этом представителя Правительства Российской Федерации по данному законопроекту статс-секретаря – заместителя Министра сельского хозяйства В.И. Лебедева. Не говоря уже об авторе законопроекта И.В. Шестакове. Последние двое, не пренебрегал в своих выступлениях в защиту законопроекта рядом высказываний, которые далеки были от практической реальности в рыбной отрасли. Порой ответы как Лебедева, Шестакова, так и Кашина на вопросы многих депутатов от фракций, которые не поддерживали законопроект, так и не находили логического объяснения кроме набора взаимоисключающих слов и напоминали своеобразную «рыбную кашу». Не малые усилия, а по существу, давление на депутатов, по принятию законопроекта в первом чтении, приложил и Председатель Государственной Думы В.В. Володин, который вел пленарное заседание. В его «аргументациях» витал намёк, что принятие данного законопроекта — это чуть ли не политическое решение. Прямо «рыбная СВО». Слушая всё это, невольно возникает вопрос: «К чему такая спешка с данным законопроектом?». Но его так и никто не отважился задать инициаторам законопроекта. Так же, как и не прозвучал внятный ответ со стороны Лебедева, Шестакова и Кашина на вопрос: «А что этот законопроект даст населению страны? Увеличится потребление рыбопродукции и снизится её розничная цена?». По моему мнению, эта поспешность с продавливанием законопроекта, прежде всего вызвана, с необходимостью запуска с 1 января 2023 года аукционов по оставшимся 50% долей-квот краба и 100% моллюсков и прочих водных беспозвоночных. И это касается как Дальнего Востока, так и Северного Бассейна. По ним инициаторы законопроекта обещают Правительству России «принести» дополнительно в доход федерального бюджета едино разово не менее 200-300 млрд рублей. Эти «дармовые» деньжата неминуемо отразятся на увеличении розничных цен рыбопродукции. Следовательно, мы с вами профинансируем эти доходы от аукционов краба в федеральный бюджет. Таким образом, вполне обосновано ожидать, что законопроект по второму этапу «инвестквот и аукционов» будет так же успешно принят в Государственной Думе до конца текущего года во втором и третьем чтениях с внесением в него ограниченного «европейского ремонта», как это было осуществлено при принятии его в первом чтении. Слов было произнесено много, практических дел для отрасли НОЛЬ. В этих условиях остаётся одна надежда на сплочение рыбацкого сообщества с региональной властью и… на здравый подход по данному вопросу Совета Федерации. Нам надо дать свою профессиональную оценку тому, что произошла в ходе проведения обсуждения законопроекта в первом чтении и каков наш принципиальный подход относительно новации «инвестквот и аукционов». Назрела пора выработать рыбацким сообществом с властями приморских регионов новую рыболовную политику России в условиях меняющего мира – в условия всё возрастающего санкционного давления на российское морское рыболовство.
27.10.2022 г. Приложение Вносится Комитетом Государственной Думы
по аграрным вопросам
Проект
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
О проекте федерального закона № 173016-8
«О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Принять в первом чтении проект федерального закона№ 173016-8«О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», внесенный Правительством Российской Федерации. 2. Комитету Государственной Думы по аграрным вопросам совместно с Правительством Российской Федерации при подготовке указанного законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении: 1) исключить из-под действия положений указанного законопроекта субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие добычу (вылов) водных биологических ресурсов (далее – водные биоресурсы) в соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»; 2) исключить положения указанного законопроекта, предусматривающие введение механизма закрепления и предоставления квоты добычи (вылова) моллюсков и прочих водных беспозвоночных в инвестиционных целях; 3) проработать в рамках согласительной комиссии, указанной в пункте 3 настоящего Постановления, в целях решения задачи привлечения инвестиций для модернизации рыбной отрасли механизм «инвестиционного нормирования», предусматривающий установление экономически обоснованной величины капиталовложений в производственные фонды лиц, осуществляющих добычу (вылов) водных биоресурсов в соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», на единицу доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, закрепленной за такими лицами; 4) рассмотреть в рамках согласительной комиссии, указанной в пункте 3 настоящего Постановления, возможность переноса срока вступления в силу положений указанного законопроекта, предусматривающих введение новых видов квот добычи (вылова) водных биоресурсов: «квота добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели – 2022» и «квота добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях – 2022» с даты завершения реализации Федерального закона от 3 июля 2016 года № 349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» и Федерального закона от 1 мая 2019 года № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» в части строительства на российских судостроительных верфях судов рыбопромыслового флота. 3. Комитету Государственной Думы по аграрным вопросам обеспечить работу согласительной комиссии по проекту федерального закона № 173016-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», председателем которой является заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.В.Гордеев, заместителем председателя которой – председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам В.И.Кашин, с приглашением депутатов Государственной Думы, сенаторов Российской Федерации, представителей законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 4. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации. Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам в тридцатидневный срок со дня принятия настоящего Постановления. 5. Комитету Государственной Думы по аграрным вопросам доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении. 6. Поручить Комитету Государственной Думы по аграрным вопросам осуществлять контроль за исполнением настоящего Постановления. 7. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
|