Последние публикации

31 Мар 2023
Цель Путина отодвинули до 2030 года
31 Мар 2023
Находкинская транспортная прокуратура направила в суд уголовное дело по обвинению капитана рыболовного судна в незаконной добыче креветки
31 Мар 2023
В Воронеже возбуждено уголовное дело по факту незаконной реализации особо ценных пород рыб и морепродуктов
31 Мар 2023
Россельхознадзор принял участие в вебинаре Российско-Бразильского делового совета
31 Мар 2023
Первая неделя апреля посвящена Дню селёдки
31 Мар 2023
В Приморье продолжает развиваться большое судостроение
31 Мар 2023
Южная Корея отказалась снять запрет на импорт рыбы из района АЭС "Фукусима-1"
31 Мар 2023
Переговоры о ньюфаундлендском снежном крабе проваливаются, обостряя ценовую борьбу
31 Мар 2023
Цены на чилийского лосося в США продолжают снижаться, в Бразилии растут
31 Мар 2023
Эквадорский флот тунца намерен расширить сертификацию MSC в этом году
31 Мар 2023
«Покажите линейку судов, которые вы можете построить?»
31 Мар 2023
Инновационные подходы в области технологий пищевой рыбной продукции обсудили на международной конференции во ВНИРО
31 Мар 2023
В конкурсе «Технологическая инициатива» определились фавориты: ЧебуFishки, лапша и конфеты из ламинарии и корм для животных
31 Мар 2023
Сохранить и приумножить: в Северной Осетии восполняют популяцию каспийского лосося
31 Мар 2023
Вниманию пользователей: закрыт промысел угольной рыбы в Карагинской подзоне в связи с освоением объема рекомендованного вылова в 2023 году
31 Мар 2023
В Калининграде состоялось межрегиональное совещание по вопросам сохранения водных биоресурсов Севера и Запада России
31 Мар 2023
Представители РАН высоко оценили лабораторный комплекс Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии
31 Мар 2023
Обзор промысловой обстановки по состоянию на 26 марта 2023 года
30 Мар 2023
Семинар для представителей коренных народов пройдет на Камчатке
30 Мар 2023
Камчатский край вступает в «Клуб бережливых губернаторов»
30 Мар 2023
Правительство Шотландии объявляет об увеличении финансирования морского сектора
30 Мар 2023
Япония и Россия пришли к договоренности о лове лососевых рыб у побережья Хоккайдо
30 Мар 2023
СИТЕС вводит санкции против Мексики за неспособность пресечь незаконный промысел, угрожающий ваките и тотоабе
30 Мар 2023
Олег Кожемяко о сбросе воды с АЭС «Фукусима-1»: «Никакого вреда и никакой угрозы мы не видим»
30 Мар 2023
Российско-японские отношения. Куда и откуда идем?
30 Мар 2023
Специалисты московской референс-лаборатории ФГБУ «НЦБРП» в рамках профориентации познакомили школьников с работой ИРЛ
30 Мар 2023
Эксперты выяснили, как изменились траты на рыбную продукцию в Приморье и Хабаровском крае
30 Мар 2023
Пресноводный вылов и поставки свежей рыбы идут на внутренний рынок в Приморье
30 Мар 2023
Порядок отбора заявок и распределения инвестквот предложен к обсуждению
30 Мар 2023
Рыбы-лягушки отметали икру в Морском заповеднике
30 Мар 2023
В Удмуртии пресечен незаконный вылов стерляди
30 Мар 2023
Ученые Астраханского вуза Росрыболовства разрабатывают и внедряют рецептуры рыбных кормов для развития отечественной аквакультуры
30 Мар 2023
К концу марта российские рыбаки нарастили показатель вылова на 12% — до 1,37 млн тонн
30 Мар 2023
Эксперт предложил разрешить лов горбуши жителям побережья Белого и Баренцева моря в июле
29 Мар 2023
Блеск и нищета российского рыбного стола
29 Мар 2023
«РАЗиРЕШЕНО» Приморским территориальным управлением Росрыболовства
29 Мар 2023
Определены срoки открытия навигации для маломерных судов в Камчатском крае
29 Мар 2023
«Генеральная уборка» Авачинской губы получила двухлетний план
29 Мар 2023
Экспорт тунца из Эквадора сильно пострадал из-за Ла-Нинья и конкуренции с Китаем
29 Мар 2023
Ожидается, что цены на сурими упадут в 2023 году
29 Мар 2023
На Дальнем Востоке разработают импортозамещающие корма для рыб и трепанга
29 Мар 2023
Иностранцы планируют захватить рыбную отрасль России?
29 Мар 2023
Жителю Якутии грозит до пяти лет лишения свободы за незаконный вылов рыбы
29 Мар 2023
Ученые исследовали водохранилища Краснодарского, Ставропольского краев и Республики Адыгея
29 Мар 2023
В Правительстве обсудили подготовку единого федерального проекта для водных объектов страны
29 Мар 2023
На площадке НИИ Росрыболовства начала работу научно-практическая конференция по вопросам развития рыбного хозяйства
29 Мар 2023
Дальневосточная путина подходит к завершению с хорошими результатами: вылов минтая вырос на 16%, сельди – на 5%, трески – на 7%
29 Мар 2023
На Енисее усиливается борьба с браконьерами и работа по профилактике нарушений отраслевого законодательства
29 Мар 2023
Как стартап «Много лосося» живёт внутри X5 Group
29 Мар 2023
Предприятие по сбору и очистке загрязненных вод с судов открыли на Сахалине

Подписка на новости

Всё для фронта, всё для Глеба Франка!

1729
Эксклюзив

Развязанная в 2017 году зятем Геннадия Тимченко Глебом Франком война против рыбохозяйственной отрасли России не затухает. Полное поражение на первом этапе «инвестквот», когда из 105 запланированных судов сдано лишь 9, кажется, только вдохновило авантюристов на второй этап. Наступление идёт стремительно. Отраслевая оборона сломлена. Пробиты контрудары Счётной палаты РФ, отраслевых союзов и ассоциаций, приморских губернаторов и законодательных собраний. Всю отрасль смял беспощадный олигарх. 19 октября сомнёт парламент! Война бодрит Крабового короля. И он близок к победе! 25 октября состоится первое чтение скандального законопроекта...

Становится очевидным, что жизнь в стране постепенно переходит на военно-экономические рельсы, сфера экономики отныне находится в прямой зависимости от наших успехов или неудач на линии фронта. То, что СВО будет доведена до конца – это уже традиционное, ритуальное заявление. При этом в обществе нарастает тревожность, люди ждут сигналов не только о том, что операцию доведут до конца, но и в чем заключается этот конец. Но, судя по всему, ответов на эти вопросы пока ни у кого нет.

На Рыбном фронте – победу одерживает олигарх!

У мобилизованных солдат в казармах, как и в 1917-м могут возникнуть вопросы…

Александр Савельев,
руководитель Информационного агентства по рыболовству

ПРОЕКТ

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОСЬМОГО СОЗЫВА

 

КОМИТЕТ ПО АГРАРНЫМ ВОПРОСАМ
КОМИТЕТ ПО РАЗВИТИЮ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И АРКТИКИ


Р Е К О М Е Н Д А Ц И И
парламентских слушаний на тему:

 

«Законодательное обеспечение стратегического развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, а также законопроект № 173016-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»

 

 

«19» октября 2022 г
Малый зал
Государственной Думы

 

Проведя с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, коммерческих и некоммерческих, в том числе общественных и научных, организаций обсуждение, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № 20, устойчивое развитие и модернизация рыбного хозяйства, развитие аквакультуры (рыбоводства) являются национальными интересами государства в сфере продовольственной безопасности на долгосрочный период.

Рыбное хозяйство как компонент стратегического значения обеспечивает продовольственную безопасность, а также относится к секторам экономики, имеющим большое значение для обеспечения социальной стабильности в прибрежных субъектах Российской Федерации, где предприятия отрасли являются градо- и поселкообразующими, определяя социальную политику значительной части населения данных субъектов.

В настоящее время рыбохозяйственый комплекс характеризуется стабильными показателями.

По данным отраслевой системы мониторинга, общий объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов (далее – водные биоресурсы) в 2021 году российскими пользователями во всех районах Мирового океана, составил 5053,4 тыс. тонн, в том числе в исключительных экономических зонах иностранных государств, в конвенционных районах для освоения российскими судами в 2022 году предоставлены квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в объеме 629,594 тыс. т.

В 2021 году объем производства продукции товарной аквакультуры (включая производство (выращивание) посадочного материала) Российской Федерации составил 356,6 тысяч тонн, увеличив результат предыдущего 2020 года на 28 тыс. тонн (8,5 %).

По данным Росстата, за 2021 год объем производства рыбы переработанной и консервированной, ракообразных и моллюсковувеличился в сравнении с 2020 годом на 1,1 % и составил 4 360,3 тыс. тонн.

Объем экспорта рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов, по данным Росстата, в 2021 году уменьшился в сравнении с 2020 годом на 181,6 тыс. тонн (на 8,1 %) и составил 2 055,4 тыс. тонн.

В денежном выражении экспорт рыбной продукции в 2021 году составил 6 629,7 млн. долл. США, что на 1 342,4 млн. долл. США (на 25,4 %) выше, чем в 2020 году.

Объем импорта рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов, по данным Росстата, в 2021 году в сравнении с 2020 годом увеличился на 91,7 тыс. тонн (на 15,3 %) и составил 690,7 тыс. тонн.

В денежном выражении импорт в 2021 году составил 2 593 млн. долл. США, что на 526,5 млн. долл. США (на 25,5 %) выше, чем в 2020 году.

Важным показателем финансового благополучия отрасли является рост оборота организаций. В 2021 году оборот организаций уменьшился на 7% по сравнению с 2020 годом и составил 647 млрд. рублей, причем по виду экономической деятельности «переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков» произошло уменьшение на 25,3% и составило 227,1 млрд. руб.

За 2021 год прибыль организаций рыбной отрасли увеличилась на 32,4 % по сравнению с 2020 годом и составила 221,9 млрд рублей, в том числе увеличение показателя произошло по виду экономической деятельности «рыболовство и рыбоводство» на 50,1 % до 190,4 млрд руб., по виду экономической деятельности «переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков» произошло снижение на 22,8 % до 31,5 млрд руб. по сравнению с прошлым годом.

Прогноз развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 года заложен в Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 сентября 2022 г. № 2567-р.

Согласно Стратегии объем производства продукции товарной аквакультуры (рыбоводства), включая посадочный материал в 2024 году, достигнет 400 тыс. тонн; в 2030 году составит 618 тыс. тонн, Объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов в 2024 году – 5070 тыс. тонн, в 2030 году – 5130 тыс. тонн.

Предлагаемые показатели свидетельствуют об отсутствии тенденции к динамичному наращиванию объемов производства рыбной продукции и повышению эффективности отрасли в целом.

Следует отметить, что по данным ФАО общий объем продукции морского промышленного рыболовства в 2017 году составил 81,2 млн тонн, в 2018 году увеличился до 84,4 млн тонн, а в 2016 году достигал 86,4 млн тонн.

Семь стран с самым высоким объемом вылова в морских водах поставляют на мировой рынок свыше 50% общего количества продукции. 15% мирового объема приходится на Китай, доля Российской Федерации составляет около 6 % и это 4 место в списке таких стран.

Если говорить, о достижениях в этой области нашей страны, то в 1986 году Советский Союз стал мировым лидером по вылову водных биоресурсов с результатом 11,3 млн. тонн.

Общий объем продукции аквакультуры в мире по последним данным ФАО составляет 82 млн. тонн (по состоянию на 2018 год), из них – Китай 47 млн. тонн (57%), Индия 7 млн. тонн (8,6%), Индонезия 5,4 млн. тонн (6,61%). При этом в 2009 году Китай производил 15,8 млн. тонн продукции аквакультуры. Таким образом, за 9 лет объемы производства в этой стране выросли в три раза. Доля Российской Федерации в общемировом объеме производства продукции аквакультуры, по прежнему, крайне незначительна. Одновременно, природный потенциал Российской Федерации - 22 500 тыс. га озер, 142,9 тыс. га прудов, 4 300 тыс. га водохранилищ, 523 тыс. км рек, 380 тыс. кв. км морских акваторий, что свидетельствует об отсутствии природоресурных ограничений в наращивании объема производства продукции аквакультуры.

В целом в условиях имеющейся природоресурсной базы и опыта ее рационального использования, накопленного в советский период, рыбохозяйственная отрасль может и должна занимать лидирующие позиции в мире и обеспечивать граждан Российской Федерации отечественной рыбной продукцией высокого качества, а Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса должна предусматривать необходимые показатели и инструменты для его максимально эффективной реализации.

Следует отметить, что пунктом 2 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 26 апреля 2022 г. N Пр-738 по итогам совещания по вопросам развития агропромышленного, рыбохозяйственного комплексов и смежных отраслей промышленности 5 апреля 2022 г. поставлена задача по достижению начиная с 2023 года среднегодовых темпов роста объемов производства продукции агропромышленного комплекса на уровне не менее 3 процентов.

В целях реализации поставленной задачи, а также обеспечения максимально эффективной работы рыбохозяйственного комплекса необходимо обратить внимание на существующие финансовые и инфраструктурные ограничения отрасли, поддержку аквакультуры (рыбоводства), развитие рыбохозяйственной науки и расширение районов добычи (вылова) в открытых районах Мирового океана.

Безусловно, одним из основных инструментов в достижении указанных целей является Государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса».

В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального бюджета, согласно которому бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию Госпрограммы, составят в 2023 году - 7,916 млрд. руб.; в 2024 году в - 7,628 млрд. руб.; в 2025 году - 7,550 млрд. руб.

При этом Законом № 390-ФЗ Росрыболовству на 2022 год на реализацию государственной программы предусмотрено 12,8 млрд.рублей, на 2023 год – 8,0 млрд., на 2024 год – 7,5 млрд. рублей.

В сравнении же с паспортом госпрограммы в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30.03.2018 N 380, объемы бюджетных ассигнований на цели ее реализации уменьшены в 2023 году на 4,1 млрд. рублей, в 2024 году – на 4,4 млрд. рублей, в 2025 году – на 4,5 млрд. рублей.

Дополнительные средства, в первую очередь, необходимы рыбохозяйственной науке, обеспечивающей мониторинг водных биоресурсов и среды их обитания в водах России и за ее пределами, а также для осуществления строительства научно-исследовательских судов, создания и реконструкции научных и производственных мощностей в области аквакультуры (рыбоводства), реконструкции объектов федеральной собственности морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, для реализации мер по искусственному воспроизводству и сохранению водных биологических ресурсов, обеспечения эффективного контроля (надзора) за состоянием водных биологических ресурсов и повышения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота.

Следующее на что необходимо обратить внимание - это освоение новых перспективных районов промысла Мирового океана.

В соответствии с договоренностями, достигнутыми к настоящему времени по итогам международных мероприятий, Российской Федерации в исключительных экономических зонах иностранных государств, в конвенционных районах для освоения российскими судами в 2022 году предоставлены квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в объеме 629,594 тыс. т, в том числе в ИЭЗ иностранных государств – 290,357 тыс. т, в конвенционных районах – 339,237 тыс. т.

Вместе с тем, водные биологические ресурсы Мирового океана по последним оценкам достигают 20 млрд. тонн.

В 1980 году Минрыбхозом СССР была разработана программа «Пелагиаль», которая предполагала ежегодно в каждом из океанов (Атлантическом, Тихом, Индийском) ловить по 15 млн. тонн мезопелагических рыб, что свидетельствует о внушительном научно-обоснованном потенциале в вопросе расширения районов промысла и наращивания объемов добычи (вылова), который на сегодняшний день не реализован.

Также следует отметить, что в соответствии со Стратегией развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2020 г.№ 2143-р, определены цели и задачи, предусматривающие укрепление экономического потенциала России за счет использования имеющихся водных биологических ресурсов Южного океана, а также комплексного изучения природных ресурсов Антарктики.

Российский промысел криля начался с 1971 года и велся до 1992 года, возобновлялся в небольших масштабах в 2008-2010 г. с общим выловом 17, 7 тыс.т. С 1971 по 1990 год отечественным судам принадлежало более 90% общего годового вылова криля.

Сегодня основными участниками промысла являются Корея, Китай, Норвегия, Украина и Чили в сезоне 2019/2020 гг. вылов в районе регулирования АНТКОМ составил 440 тыс. тонн. При этом в соответствии с действующими мерами по управлению ресурсами криля его общая биомасса в зоне Конвенции оценивается в 104,03 млн.т, а общий допустимый вылов составляет 8,7 млн.т., что делает криль крупнейшим недоиспользованным ресурсом Антарктики и Мирового океана.

Доступ к ресурсам криля осуществляется по олимпийской системе, исключающей установление национальных квот.

Также перспективен для Российской Федерации потенциал Баренцева моря в Арктическом регионе, который составляет 86,3 тыс. тонн. Наибольшие перспективы промысла связаны с сайкой, которой в соответствии с рекомендациями ученых можно вылавливать до 32 тыс. тонн ежегодно. Вторым по объему недоиспользуемым промыслом объектом является северная креветка. Для того, чтобы приступить к освоению указанного ресурса необходимо проведение регулярных мониторинговых исследований состояния запасов водных биоресурсов и среды их обитания. Разрабатываемые на основе результатов исследований рекомендации для рыбаков позволят существенно повысить эффективность рыбного промысла. Другим необходимым условием развития рыболовства в арктической зоне является строительство промысловых и научно-исследовательских судов ледового класса, включая маломерные суда.

Существенным ограничением, препятствующим эффективному развитию рыбохозяйственного комплекса, является технологическое отставание рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий, нехватка производственных мощностей.

Рыбохозяйственная отрасль в настоящее время по-прежнему характеризуется высокой степенью износа основных фондов (рыбопромысловых судов и оборудования), неэффективными и высокозатратными технологиями.

Общее количество судов рыбопромыслового флота ежегодно уменьшается в основном за счет списания или продажи судов возрастной группы от 16 до 20 лет. В то же время растет количество судов, эксплуатационный возраст которых превышает нормативный срок полезного использования.

Стратегией развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2019 г. № 2798-р, предусмотрено обновление основных производственных фондов с повышением экономической эффективности от использования водных биоресурсов (включая повышение степени и глубины переработки уловов). В разделе V Стратегии предусматривается создание стимулов по строительству новых судов рыбопромыслового флота с современным промысловым и перерабатывающим оборудованием, а также береговых рыбоперерабатывающих заводов.

Согласно Морской доктрине Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 26.07.2015 г., в целях эффективного освоения водных биоресурсов осуществляется системный перевод рыбохозяйственного комплекса в режим инновационного развития с широкомасштабной модернизацией и техническим перевооружением предприятий отрасли, обновлением рыбопромыслового флота. В частности, в Доктрине предусматриваются задачи систематического обновления и технического переоснащения добывающих мощностей, строительства новых, а также модернизация существующих рыбоперерабатывающих мощностей, создание новых технологических процессов и оборудования для эффективной добычи и переработки водных биоресурсов, совершенствование методов хранения и транспортировки рыбной продукции. Доктрина также подчеркивает необходимость создания условий для преимущественного размещения заказов на строительство рыбопромысловых судов на российских верфях.

На заседании Президиума Государственного Совета Российской Федерации в 2015 году под председательством Президента Российской Федерации было принято решение о целесообразности начиная с 2017 года реализации механизма инвестиционных квот с обязательствами по строительству судов или береговых рыбоперерабатывающих заводов.

По итогам заседания президиума Госсовета, состоявшегося 19 октября 2015 году, Президентом Российской Федерации дано поручение в целях обновления рыбопромыслового флота и производственных мощностей рыбохозяйственного комплекса внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусмотрев выделение до 20% кот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели (далее – 1 этап инвестиционных квот).

Первый этап инвестиционных квот законодательно реализован двумя федеральными законами.

Так, 03 июля 2016 принят Федеральный закон № 349-ФЗ, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», согласно 20% общих допустимых уловов отдельных видов водных биоресурсов (минтай, сельдь, камбала, терпуг, кальмар, макрурус, навага, палтус в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, треска атлантическая и пикша в Северном рыбохозяйственном бассейне) должны быть распределены между пользователями, осуществившими строительство на российских судостроительных верфях и ввод в эксплуатацию судов рыбопромыслового флота и (или) предприятий как имущественных комплексов, предусмотренные статьей 132 Гражданского кодекса Российской Федерации, предназначенных для производства рыбной продукции.

Следующим шагом 1 этапа инвестиционных квот стал Федеральный закон от 01.05.2019 N 86-ФЗ, согласно которому введен новый вид квот добычи (вылова) – квота добычи (вылова) в инвестиционных целях в отношении крабов.

Федеральным законом предусмотрено, что добыча (вылов) видов крабов осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями и зарегистрированными в прибрежном субъекте Российской Федерации, относящемся к рыбохозяйственному бассейну, в котором выделена квота, с которыми по результатам аукционов заключены договоры, в рамках которых в срок не более пяти лет со дня заключения таких договоров должны быть реализованы проекты по строительству объектов на территории Российской Федерации. В качестве объектов инвестиций определены среднетоннажные рыбопромысловые суда длиной свыше 50 метров, предназначенные для добычи (вылова) крабов.

С помощью программы инвестиционных квот 1 этапа планируется обновить порядка 80 процентов мощности флота в Северном рыбохозяйственном бассейне и 40 процентов - для Дальнего Востока.

В реализацию 1 этапа инвестиционных квот в отношении водных биологических ресурсов заключен 91 договор на закрепление инвестиционных квот за объектами нового строительства с общим объемом привлекаемых инвестиций порядка 235,7 млрд руб., из которых 64 договоров заключены на предоставление квот под строительство рыбопромысловых судов (36 – для Дальневосточного и 28 – для Северного рыбохозяйственных бассейнов) с объемом инвестиций около 204,7 млрд руб. и 27 договора, предполагающих строительство новых рыбоперерабатываюших заводов (16 – на Дальнем Востоке и 11 – на Севере) стоимостью около 30 млрд рублей. Согласно требованиям подзаконных нормативных правовых актов объекты инвестиций должны быть реализованы в восьмилетний период.

В настоящее время заказчикам сдано 7 судов (три 50-метровых траулера-сейнера, два 86-метровый кормовых траулера с установленным оборудованием для производства готовой продукции филе трески и пикши, рыбьего жира35-метровый траулер, 105-метровых траулер-процессор). В стадии реализации находятся 57 судов, из них 38 судов находятся
в постройке, на стапелях – 21, спущено на воду – 16, не заложено – 20.

В высокой (не менее 90%) степени технической готовности находятся 5 судов.

На Дальнем Востоке реализовано 12 рыбоперабатывающих заводов:

Семь заводов по переработке минтая и иных видов рыб большой мощности (производительностью от 100 до 400 тонн в сутки) и пять заводов по переработке рыбы (кроме минтая) малой мощности (производительностью от 30 до 40 тонн в сутки).

В Северном рыбохозяйственном бассейне реализованы 10 заводов.

Шесть заводов по переработке трески, пикши и иных видов рыб большой мощности и четыре завода по переработке трески, пикши и иных видов рыб средней (от 50 до 70 тонн в сутки) и малой мощности (до 10 тонн всутки).

Следует отметить, что до выполнения обязательств по введению в эксплуатацию объектов инвестиций квоты не предоставляются в виде инвестиционных квот инвесторам, а сохраняются за пользователями по так называемому «историческому принципу».

Таким образом, по состоянию на 2022 год выделено 27,2 тыс. тонн водных биоресурсов в рамках инвестиционных квот.

Также на сегодняшний день заключен 41 судостроительный контракт
на строительство судов-краболовов по всем разыгранным в рамках аукциона лотам, доходы бюджета составили 144,2 млрд. рублей.

Объем инвестиционных обязательств составил порядка 61 млрд. рублей.

На текущий момент реализовано 3 судна, в стадии реализации 38 судов-краболовов.

Согласно данным Росрыболовства в 2022 году в рамках инвестиционных квот в отношении краба квота составила 2,9 тыс. тонн.

Все суда должны быть введены в эксплуатацию не позднее 2025 года.

28 июля 2022 года Правительством Российской Федерации в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 173016-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», который предусматривает фактически введение с 2023 года 2 этапа инвестиционных квот.

В рамках механизма «инвестиционные квоты на водные биоресурсы» предлагается выделить еще одну квоту – квоту добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели – 2022, в рамках которой предлагается:

4% общего допустимого улова распределить для действующих «инвестиционных квот на водные биоресурсы в Дальневосточном бассейне,

Из действующего объема общего допустимого улова 20% выделить для новой инвестиционной квоты на рыбу 2022 в Дальневостоном бассейне.

В рамках механизма «инвестиционные квоты на краба» предлагается выделить из промышленной квоты, которая в 2019 году уже была распределена между пользователями до 2033 года, еще одну квоту – квоту добычи (вылова) краба в инвестиционных целях – 2022, которую предлагается распределять в том же порядке, что и инвестиционную квоту 1-ого этапа (на 15 лет, по результатам аукциона, под обязательство построить в пятилетний срок среднетоннажное рыбопромысловое судно на российской верфи).

Согласно пояснительной записке предлагается в рамках «инвестиционной квоты на краба 2022» распределить 50% общего допустимого улова краба из промышленной квоты, которая в 2019 году уже была распределена между пользователями до 2033 года – это последний оставшийся у пользователя объем, так как первые 50% были разыграны на аукционах в 2019 году в рамкаха первого этапе инвестиционных квот.

Законопроектом также предлагается ввести новый вид «инвестиционной квоты» - «инвестиционная квота на моллюсков и прочих беспозвоночных».

Инвестиционную квоту на моллюсков предлагается предоставлять на 15 лет по результатам аукциона под обязательство реализации проекта по строительству объектов на территории Российской Федерации.

Исходя из представленных формулировок, в рамках реализации законопроекта планируется изъятие 100% выделенного объема моллюсков и прочих беспозвоночных у пользователей и перераспределить их путем проведения аукциона.

По мнению авторов законопроекта, реализация законопроекта позволит:

построить порядка 30 рыбопромысловых судов;

построить до 35 судов-краболовов и ориентировочно до 6 иных объектов, необходимых для организации промысла крабов;

построить порядка 8 современных рыбоперерабатывающих объектов
на Дальнем Востоке;

построить до 30 иных объектов для развития переработки и хранения гидробионтов;

обеспечить дополнительный доход федерального бюджета за счет средств, полученных по результатам аукционов с инвестиционными обязательствами (порядка 200 млрд. руб.);

привлечь около 300 млрд. руб. инвестиций в обновление производственных фондов рыбохозяйственного комплекса.

Идея законопроекта об обновлении рыбопромыслового флота и производственных мощностей в рыбохозяйственном комплексе поддерживается всеми участниками обсуждения.

Вместе с тем, механизм предлагаемый законопроектом, критично воспринимается участниками отрасли, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

По мнению представителей законодательных и исполнительных органов государственной власти прибрежных субъектов (Сахалинская область, Камчатский край, Магаданская область, Хабаровский край Мурманская область) принятие законопроекта в предлагаемой редакции приведет к негативным социально-экономическим последствиям в регионах (лишению производственного ресурса, срыву исполнения обязательств перед кредитными организациями по заключенным контрактам, банкротству предприятий, прекращению деятельности МСП). Губернаторы Архангельской области и Приморского края поддерживают концепцию законопроекта при условии его доработки ко второму чтению.

Следует отметить, что реализация законопроекта повлечет за собой перераспределение на Дальнем Востоке 633,55 тыс. тонн водных биоресурсов, в том числе 69,55 тыс. тонн крабов, моллюсков и прочих водных беспозвоночных посредством механизма аукционов. Производственный ресурс должен быть изъят у 116 предприятий Дальнего Востока и Крайнего Севера, осуществляющих добычу крабов, моллюсков и прочих водных беспозвоночных,

Законопроект предусматривает в 2023 году 2 этап аукционов по продаже водных биоресурсов с целью строительства рыбопромысловых судов в пятилетний срок.

Вместе с тем в рамках реализации программы инвестиционных квот за пять лет (2017-2022 гг.) введены в эксплуатацию всего 9 судов из 105 предусмотренных (или 8,5% от плана). По 26 проектам (четверть запланированного) строительство судов (закладка киля) не начато.

Объективная возможность достройки большей части из оставшихся 96 судов и построить 65 судов для второго этапа инвестиционных квот (30 для промысла рыбных объектов и 35 для промысла краба) в ближайшей перспективе отсутствует.

Учитывая изложенное, целесообразно вводить в действие нормы законопроекта, связанные с обязательством по строительству судов рыбопромыслового флота после завершения строительства рыбопромысловых судов в рамках первого этапа инвестиционных квот (исходя из реальных возможностей отечественных верфей к размещению новых заказов), а также не увязывать обязанность по строительству вместе с заводами рыбопромысловых судов.

Также следует отметить, что фактически с принятием законопроекта изымается 100 % краба и моллюсков, уже закрепленных в рамках «промышленных» квот с пользователями до 2033 года. Таким образом, в случае принятия законопроекта в представленной редакции, пользователи будут иметь действующие договоры, которые не будут обеспечены со стороны государства «ресурсом». Также такие «промышленные» квоты служат залогом в банках для обеспечения кредитов по строительству судов в рамках первого этапа инвестиционных квот. Если они будут изъяты, то у компаний не будет финансовых ресурсов для завершения 1 этапа инвестиционных квот и участия во втором этапе.

Под действие законопроекта попадает 74 малых и средних предприятий, 17 градо- и поселкообразующих предприятий, которые не смогут принять участие во втором этапе инвестиционных квот, так как не имеют достаточной финансовой обеспеченности. В целях поддержки деятельности указанной группы предприятий, необходимо рассмотреть возможность не распространять механизм второго этапа инвестиционных квот на субъекты малого и среднего предпринимательства.

Также в целях поддержки участников рыбохозяйственного комплекса, в том числе в условиях внешних факторов, целесообразно рассмотреть возможность снижения процента изымаемого в рамках 2 этапа инвестиционных квот объема общих допустимых уловов водных биологических ресурсов до 10%, моллюсков и прочих беспозвоночных до 50%.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 7 октября 2022 года № Пр-1883 Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации поручено обеспечить с 1 января 2023 года предусмотренных законопроектом № 1260570-7 «О внесении изменений в главу 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» ставок сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Соответствующий законопроект № 1260570-7 принят Государственной Думой в первом чтении 9.11.2021 года. Необходимо дополнительно оценить влияние на рыбохозяйственный комплекс, в случае принятия двух законопроектов, предусматривающих существенные экономические меры в отношении пользователей водными биоресурсами в условиях внешних факторов.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев материалы, поступившие в Государственную Думу в рамках подготовки к парламентским слушаниям, участники заседания считают необходимым рекомендовать:

 

1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

1) предусмотреть при подготовке проекта федерального закона № 201614-8 «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении бюджетное финансирование Государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 314, в соответствии с исходным паспортом и потребностями на ее эффективную реализацию, обоснованными Федеральным агентством по рыболовству;

2) обеспечить доработку проекта федерального закона № 173016-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части сроков вступления в силу основных положений законопроекта, включая защиту интересов среднего и малого бизнеса, а также изменения объема изымаемых водных биологических ресурсов в рамках второго этапа инвестиционных квот;

3) обеспечить принятие в период осенней сессии 2022 года проекта федерального закона № 1260570-7 «О внесении изменений в главу 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

1.1. Комитету Государственной Думы по аграрным вопросам провести анализ представленных предложений и замечаний при подготовке проекта федерального закона № 173016-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» к рассмотрению Государственной Думой в установленном порядке.

2. Правительству Российской Федерации:

1) проработать вопрос формирования современного научно исследовательского флота и обеспечения осуществления мониторинга за состоянием водных биоресурсов в районах промысла российского добывающего флота и перспективных районах Мирового океана, формирования научной базы для долгосрочного её прогнозирования;

2) представить предложения в установленном порядке по доработке проекта федерального закона № 173016-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» с учетом изложенных замечаний;

3) осуществить мониторинг правоприменения Федерального закона от 11.06.2021 № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части осуществления прудовой аквакультуры (рыбоводства) в прудах, образованных водоподпорными сооружениями на водотоках;

4) проработать предложения по обеспечению реализации Федерального закона от 03.07.2016 № 349-ФЗ и Федерального закона от 01.05.2019 № 86-ФЗ в части строительства на российских верфях судов рыбопромыслового флота в установленные сроки.

3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации представить в установленном порядке предложения о доработке проекта федерального закона № 173016-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

 

Председатель Комитета
В.И.Кашин

Председатель Комитета
Н.М.Харитонов


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
 <  Март   <  2023 г.