Предложения для парламента
Госдума обратилась с предложением о направлении в её адрес пожеланий в проект Решения парламентских слушаний по вопросам законодательной поправки по вто-рому этапу инвестквот и аукционов. Редакция готова публиковать такие предложе-ния при их поступлении в наш адрес. Ниже публикуем предложения, направлен-ные в Госдуму специалистом отрасли Агеевым А.В. * * *
Председателю комитета Государственной Думы Предложение для включения в рекомендации парламентских слушаний При успешном размещении заказов на российских верфях на постройку рыбопро-мысловых и краболовных судов с использованием мер государственной поддержки ре-зультаты их ввода в эксплуатацию выглядят неутешительно. Из 27 судов, планируемых к сдаче заказчикам до 01.01.2022 года, построено 9 судов, все суда сданы со значительной задержкой, до конца 2022 года предполагается сдача заказчикам еще 9 судов. Поскольку для большинства из остальных 87 судов отсутствует комплектующее оборудование, то сроки завершения их строительства не определенные, при этом строительство 40 судов еще не начато. Провал программы обновления рыбопромыслового флота обусловлен низким уровнем отечественных компетенций в области промыслового судостроения, прекраще-нием поставок импортного комплектующего оборудования и отсутствием производства отечественного оборудования по большей части номенклатуры. Сокращение численности популяций тресковых рыб и уменьшение квот вылова, обуславливает меньшее количество ресурсов для строящихся с использованием мер госу-дарственной поддержки рыбопромысловых судов в сравнении с расчетами возвратности кредитов, привлеченных для финансирования их постройки. Следствием завышенной стоимости рыбопромысловых судов в сравнении с уров-нем цен на рыбную продукцию и длительности их постройки на российских верфях стало увеличение с начала реализации программы обновления рыбопромыслового флота, за-долженности по кредитам почти в три раза (см. приложение 1). Не смотря на неоднозначные результаты первого этапа и ухудшение условий хо-зяйствования, внесенный на рассмотрение в Государственную Думу законопроект преду-сматривает за счет увеличения доли инвестиционных квот и аукционов по продаже права промысла крабов и моллюсков построить на российских верфях еще 71 рыбопромысловое и краболовное судно. В результате принятия этого законопроекта нагрузка на российское рыболовство с учетом первого этапа превысит 1 трлн. рублей, а задолженность по креди-там возрастет более чем в два раза. В целях продвижения законопроекта используется недостоверная информация о низком уровне долговой нагрузки рыболовства, которая является следствием методиче-ских ошибок и призвана отвлечь внимание от роста задолженности. У некоторых рыболовных организаций разместивших заказ на постройку рыбо-промысловых судов общей мощностью, превышающей даже с учетом инвестиционных квот вылова доступные им объемы водных биоресурсов задолженность по кредитам, пре-вышает среднее значение показателя долговой нагрузки. В частности, по состоянию на начало 2022 года задолженность рыболовных и проектных организаций входящих в структуру Русской рыбопромышленной компании по всем кредитам превысила 130 млрд. рублей, в результате этого показатель долговой нагрузки в несколько раз превысил значение ПДН других рыболовных организаций, ин-вестирующим в обновление рыбопромыслового флота. Принятие законопроекта по второму этапу приведет к кратному сокращению объ-емов доступных для промысла сырьевых ресурсов для одних рыболовных организаций и значительному увеличению задолженности по кредитам для других. В этих условиях можно прогнозировать дефолты по кредитам, полученным на постройку судов и банкрот-ство значительной части рыболовных организаций. Для недопущения продолжения развития негативных тенденций в российском рыболовстве предлагается отложить рассмотрение законопроекта по второму этапу наде-ления инвестиционными долями квот вылова и строительству за счет этого механизма рыбопромысловых и краболовных судов до завершения первого этапа. Приложение 1 Задолженность по кредитам и займам рыболовства, рыбоводства в 2016-2020 годах на 1 стр.
А.В. Агеев – эксперт в области экономики рыбного хозяйства, бывший исполни-тельный директор ООО Рыбкомфлот
Приложение 1 Задолженность рыбо-ловства по кредитам 2016-2020 |