Корабли лавировали… лавировали… !!!
На пленарном заседании Восточного экономического форума, прошедшего во Владивостоке с 5 по 8 сентября, Владимиру Путину был задан вопрос касательно второго законопроекта об инвестиционных квотах на краба, на добычу краба, с высказанным в вопросе опасением, что малые и средние рыбохозяйственные предприятия не смогут его реализовать. На что Президент России ответил: «…Это вынужденная мера, связанная со старением рыболовецких судов, и она действует эффективно. Уже заключено, по-моему, свыше 100 контрактов на строительство заводов и строительство судов, многие реализованы уже, и предприятия построены, и корабли построены, уже спущены на воду. Так что это работает в нужном нам направлении…»
После такого оптимистического заключения об эффективно действующей меры по запуску инвестиционных проектов, следует вернуться к 25 августа на заседание Комитета Госдумы по аграрным вопросам, где обсуждался законопроект о втором этапе инвестиционных квот и их продаже с аукционов. Автор материала, присутствующий на данном заседании, не может не отметить, что большинство выступающих представителей отраслевого бизнеса, работающих непосредственно на «земле», выразили однозначное непонимание возникшей «гонки» с продвижением второго этапа, не дождавшись результатов первого, и окончания аудита его финансовой нагрузки, о прохождении которого рассказал присутствующий на совещании представитель счетной палаты Сергей Мамедов. Доклад аудитора, его выводы и заключения по законодательным проектам инвестиционных квот и аукционной их реализации, легли основным финансово-экономическим и фундаментальным обоснованием по отрицательным показателям их прохождения и необходимости трезвого подхода к их оценке. Аудитор Счетной палаты подчеркнул, что уже по результатам контрольного мероприятия будет дана комплексная оценка влияния применяемого механизма инвестиционных квот на финансово-экономическое состояние рыбохозяйственных комплексов в регионах. Итоговые же документы, контрольного мероприятия планируется рассмотреть на Коллегии Счетной палаты 20 декабря этого года. Сергей Мамедов в своем докладе отметил, что ими уже проведены проверки в отношении Минсельхоза, Минпромторга и Росрыболовства, а также одного из основных инвесторов Камчатского края - рыболовецкого колхоза имени Ленина. Что уже позволяет констатировать настоящие проблемы реализации данной программы, что обусловлено, в том числе, ее недостаточно качественной подготовкой. Представленные аудитом цифры говорят сами за себя: - в соответствии с первоначальными условиями инвестиционных договоров, уже к 1 января 2022 года должны быть построены 26 из 64 рыболовных судов и 24 перерабатывающих заводов; - договоры о закреплении долей квот на добычу краба, заключались с 2019 и 2021 годах при условии реализации инвестпроектов по строительству 41 судна краболова в течении 5 лет; - в настоящий момент реализовано всего 30 из 129 инвестиционных проектов, запланированных в рамках первого этапа; - на данный момент из 105 проектов по строительству судов, реализовано всего 9; -передано заказчикам и введены в эксплуатацию 6 из 64 рыбопромысловых судов; -по 20 судам строительство не начато, даже с учетом переноса сроков; - в части краболовных судов, завершена реализация всего 3-х из 41 проекта; - строительство 40 судов должно быть завершено к 2025 году, а одного к 2026 году; - 7 из оставшихся 38 судов имеют фактически нулевую техническую готовность, а строительство по 6 судам даже еще и не начато;
Кто дезинформировал Владимира Путина?!
Резюмируя сложившуюся ситуацию на отечественных судоверфях, Сергей Мамедов отметил: «завершение всех проектов в установленные сроки, на наш взгляд, не реалистично. Таким образом, за пять лет реализации программы, обновлено менее 1%».
Что ну никак не вяжется с заключением Президента России, что эта «вынужденная мера» – инвестиционные проекты - «работает в нужном нам направлении» !!! А реализация на аукционной основе права добычи крабов, как отметил аудитор, не привела к существенному увеличению экономической эффективности использования данных ресурсов и привлечению новых игроков на рынки добычи водного биологического ресурса. Если первый этап программы обойдется рыбакам в 372,3 млрд. руб., то второй, по оценкам разработчиков, потребует от рыбаков привлечения еще 450 млрд. руб. И все эти издержки, в конечном итоге, лягут на плечи отечественного потребителя. Представители Федеральных органов исполнительной власти, в лице руководителя Росрыболовства Ильи Шестакова, и статс-секретаря-заместителя Министра сельского хозяйства России Ивана Лебедева, высказались однозначно за поддержку законопроекта с предложением его «дошлифовки» и с обещанием Ивана Лебедева «обязательно провести эту работу»! Свою точку зрения высказал председатель комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов, подчеркнув, что в секторе деятельности этого комитета приходится более 80% отраслевого производства, и «Нужно исходить из современных реалий и подумать о том, как создавать условия для того, чтобы люди не уезжали, а оставались жить и работать на Севере и Дальнем Востоке» в результате неопределенности с сырьевыми ресурсами. Подводя итоги и результаты совещания, а также предложения сторон отраслевого бизнеса и федеральных органов исполнительной власти, Владимир Кашин обозначил ориентировочную дату 17-18 сентября - датой отправки законопроекта в регионы для месячного обсуждения и проведения Парламентских слушаний между первым и вторым чтениями. На слушаниях, в том числе, планируется обсудить эффективность первого этапа и дать оценку социально-экономических последствий для регионов по результатам новых крабовых аукционов второго этапа.
Виктор Кирочкини |