Страну ждут опустевшие рыбные прилавки, а отрасль - череда банкротств?
Обзор промысла в море информации за минувшую неделю. Полпроцента счастья
К 25 ИЮЛЯ, согласно данным отраслевой системы мониторинга, общий объем добычи (вылова) водных биоресурсов всеми российскими рыбаками составил 2814,8 тыс. тонн, что превышает уровень 2021 года на 0,5%. Как рапортует Росрыболовство, в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне добыто 1,98 млн тонн, что на 3,3% больше уровня 2021 года. На промысле минтая вылов составил 1,32 млн тонн, что на 118,8 тыс. тонн больше уровня 2021 года, трески – 96 тыс. тонн, на 21 тыс. тонн меньше, сельди – 274,5 тыс. тонн, что на 80,4 тыс. тонн больше уровня 2021 года. Вылов пелагических объектов рыболовства составил 67,9 тыс. тонн, что на 12,9 тыс. тонн выше уровня 2021 года, в том числе вылов сардины иваси - 42,9 тыс. тонн (в том числе в ИЭЗ России – 32,5 тыс. тонн, в ИЭЗ Японии – 10,38 тыс. тонн), что на 12,2 тыс. тонн больше уровня 2021 года, скумбрии - 25 тыс. тонн (в том числе в ИЭЗ России – 0,5 тыс. тонн, в ИЭЗ Японии – 24,47 тыс. тонн), что на 0,9 тыс. тонн больше. Объем добычи тихоокеанских лососей достиг 87,05 тыс. тонн, что на 43,8% больше уровня 2021 года. Рыбаки Северного рыбохозяйственного бассейна добыли 329,6 тыс. тонн, что на 3,59% больше уровня 2021 года. На промысле трески вылов составил 223 тыс. тонн, что на 8,2 тыс. тонн меньше, пикши – 46,46 тыс. тонн, что на 2,9 тыс. тонн меньше. В Западном рыбохозяйственном бассейне вылов составил 56,3 тыс. тонн, что на 10,6% меньше уровня 2021 года. На промысле шпрота добыто 29,3 тыс. тонн, что на 5,2 тыс. тонн ниже, сельди балтийской – 15,4 тыс. тонн, что на 1,66 тыс. тонн меньше. В Азово-Черноморском рыбохозяйственном бассейне добыто 26,3 тыс. тонн - на 25,6% ниже уровня 2021 года. На промысле хамсы вылов составил 11,8 тыс. тонн, что на 1,8 тыс. тонн меньше уровня 2021 года. В Волжско-Каспийском рыбохозяйственном бассейне выловлено 50,7 тыс. тонн, что на 5,4 тыс. тонн или на 9,6% меньше уровня 2021 года. Объем добычи кильки составил 18,4 тыс. тонн, что на 2,1 тыс. тонн ниже. Вылов частиковых видов рыб составил 12,7 тыс. тонн, что на 2,13 тыс. тонн ниже. В исключительных экономических зонах иностранных государств, конвенционных районах и открытой части Мирового океана объем добычи (вылова) составил 285,9 тыс. тонн - на 14% ниже уровня соответствующего периода 2021 года.
В РЕГИОНАХ Дальнего Востока в разгаре «красная» рыбалка. Результаты вылов тихоокеанских лососей на 25 июля с.г., по данным главного рыбного ведомства страны таковы: в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне вылов достиг 87 тыс. тонн, что на 22,2 тыс. тонн или на 134 % больше уровня 2020 года (традиционно сравнивают результаты путины по четным и нечетным годам в связи с жизненным циклом горбуши - на этот вид приходится основная доля вылова лососей). Еженедельный вылов составил 24 тыс. тонн. Основной объем добычи тихоокеанских лососей традиционно приходится на пользователей Камчатского края, которые выловило порядка 71 тыс. тонн, что почти на 20 тыс. тонн или на 139 % больше аналогичного периода 2020 года. Положительная динамика промысла по отношению к показателям 2022 года наблюдается в Чукотском автономном округе – выловлено 1 084,8 тонна (+ 435 тонн или 167 % к уровню 2020 г.); в Хабаровском крае – 8,9 тыс. тонн (+ 3,7 тыс. тонн или 173 % к уровню 2020 г.); в Магаданской области – добыто 2,8 тыс. тонн (+ 570 тонн или 126 % к уровню 2020 г.). В Сахалинской области выловлено 2, 518 тыс. тонн. В Приморье объем добычи составляет 640 тонн.
Новый передел
ПРАВИТЕЛЬСТВО России внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», предусматривающий второй этап распределения инвестиционных квот на вылов биоресурсов. Закон, в случае его одобрения, должен вступить в силу с 1 января 2023 года. Дальневосточные рыбаки большей частью выступают против новых реформ, сообщает PrimaMedia. Законопроект был подготовлен Минсельхозом и Росрыболовством в соответствии с поручениями вице-премьеров Виктории Абрамченко и Юрия Трутнева. Согласно пояснительной записке к документу, предлагается выделить дополнительно на инвестиционные цели 20% общих допустимых уловов (ОДУ) рыб в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, 50% ОДУ определенных видов крабов в определенных районах промысла, а также 100% морских гребешков, трубача, морских ежей и трепангов. Для компенсации потерь инвесторам первого этапа инвестквот предполагается дополнительно наделить их 4% ОДУ в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. «Наделение инвесторов первого этапа компенсирующими 4% долей инвестиционной квоты является необходимым при введении второго этапа распределения для сохранения ресурсного обеспечение сырьем новых судов и заводов на уровне экономической эффективности, предусмотренном при отборе инвестиционных проектов в рамках первого этапа программы инвестиционных квот. Согласно произведенным расчетам, при проведении второго этапа программы инвестиционных квот именно в таком размере (порядка 4%) уменьшится объем добычи водных биологических ресурсов у участников первого этапа программы инвестиционных квот», - поясняется предлагаемый механизм в документе. По задумке авторов новшества, этот этап инвестквот позволит построить порядка 30 высокоэффективных рыбопромысловых судов, 10 из которых - крупно- и среднетоннажные суда для промысла минтая и сельди, до 35 судов-краболовов и ориентировочно до 6 иных объектов, необходимых для организации промысла крабов, порядка 8 современных рыбоперерабатывающих объектов на Дальнем Востоке, до 30 других объектов для развития переработки и хранения гидробионтов. Также ожидается дополнительный доход федерального бюджета за счет средств, полученных по результатам аукционов с инвестиционными обязательствами составит порядка 200 млрд рублей, объем инвестиций в обновление производственных фондов рыбохозяйственного комплекса составит около 300 млрд рублей.
Однако у рыбаков своя правда. Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев ранее написал в своём телеграм-канале, что законопроект - «это огромная ошибка». «Сделаем все, чтобы убедить Государственную Думу и Совет Федерации в ошибочности правительственного законопроекта», - отметил он. Сахалинская областная дума в июле направила обращение председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко, в котором призвала поддержать предложение дальневосточных рыбопромышленников о доработке законопроекта по реализации второго этапа инвестквот. Рыбацкое сообщество считает, что поправки в федеральное законодательство о рыболовстве повлекут сокращение рыбоперерабатывающих предприятий в Сахалинской области, рабочих мест, а также снижение налоговых поступлений в бюджет региона. «Самое болезненное - это изъятие 100% квот на гребешок, трубач, которые являются основополагающими для промысла и добычи на Курильских островах. Принятие данного законопроекта губительны», - пишут сахалинцы. Если с 2023 года власти РФ все-таки начнут второй этап распределения инвестквот на вылов водных биоресурсов в обмен на строительство судов и береговых заводов, страну ждут опустевшие рыбные прилавки, а отрасль - череда банкротств. Почему - Российской газете объясняет президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края, член Координационного совета рыбохозяйственных организаций Дальнего Востока (КСОР ДВ) Сергей Рябченко: «В 2016 году по инициативе Минсельхоза России в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» были внесены изменения. В частности, введен новый вид квот - квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели для промышленного и прибрежного рыболовства. На пять лет - с 2019 года по 2024-й - 20 процентов имеющихся у рыбодобывающих предприятий квот распределили, чтобы наделять ресурсом те компании, которые построят суда и береговые перерабатывающие заводы. Но ранее сделанные расчеты по срокам реализации проектов и окупаемости инвестиций сегодня уже неактуальны. Российские корабелы растеряли опыт строительства рыболовного флота, прежде всего крупнотоннажного. К тому же почти все суда несерийные, это новые проекты. Усугубили ситуацию очередные западные санкции. Корпус-то наши судостроители изготовить могут, но где комплектующие, «начинку» -агрегаты, траловые комплексы, навигационное оборудование и прочее - брать? Учитывая рестрикции Запада и мнение Объединенной судостроительной корпорации, правительство решило продлить сроки исполнения программы инвестквот на два года. Если с созданием береговой переработки картина вполне пристойная - из 24 запланированных заводов введен 21, то с флотом дело обстоит иначе. Отставание от графиков - от полугода до двух лет. Из 105 судов в рамках первого этапа построено девять. Это о чем-то говорит? ФАС заявила, что программа инвестквот имеет положительный результат - происходит обновление флота, заработали верфи. С точки зрения государства, может быть, это и здорово: рыбаки поднимают судостроение. Но у нас, что, рыбная отрасль стала инновационно-экспериментальной? На этом фоне очень странной выглядит спешка, с которой, несмотря на сопротивление большей части рыбацкого бизнес-сообщества, власти стремятся провести законопроект о втором этапе инвестквот. В его рамках намечено распределить 24 процента квот на добычу сельди и минтая на Дальнем Востоке, 50 - краба и 100 процентов моллюсков. Росрыболовство уверяет, что инвесторы вложат 300 миллиардов рублей и построят около 30 рыбопромысловых судов, 35 краболовов и десять заводов. За этими шагами стоит не что иное, как передел в рыбной отрасли. Квоты изымут у 117 предприятий. Доли общего допустимого улова минтая и сельди отдадут под инвестиции в строительство флота, а членистоногих и беспозвоночных - на аукционы. Да, бюджет получил разовые вливания (на аукционах по продаже почти 50 процентов квот на вылов краба в 2019 году государство выручило более 142 миллиардов рублей, из них свыше 99,5 миллиарда - в Дальневосточном бассейне – Ред.). Но кто оценит сегодня потери? И на новых торгах, возможно, соберут приличные суммы. А что дальше будет с предприятиями, с людьми, поселками, регионами? Мы не знаем, где станут регистрироваться те, кто выйдет на аукционы. ФАС обещает, что на группу предприятий придется не более определенного процента лотов. Но как проконтролировать и установить взаимосвязь - группа предприятий это или нет? «Дочек» можно наплодить сколько угодно, выйти на торги, забрать объемы, и пусть кто-то докажет, что это была отдельная компания. Между тем Счетная палата заявила, что при проведении первых аукционов на краба основополагающие цели не достигнуты: конкуренции как таковой не состоялось, количество участников крабового рынка не увеличилось. По моллюскам ситуация тоже странная. Думали-думали - а что же может быть предметом инвестиций при выводе на аукцион беспозвоночных. И вспомнили, что у нас рефрижераторный флот в плохом состоянии. Ну какое отношение имеют к промыслу моллюсков рефрижераторы? Дальневосточники опасаются, что лишение квот на рыбу, краба и моллюсков приведет к банкротству предприятий, которые сегодня эксплуатируют эти ресурсы. Большинство оставшихся без квот предприятий не смогут участвовать в аукционах: у них нет залога для получения кредитов. Замечу: на беспозвоночных в основном работают предприятия, расположенные на Курилах. Они уже инвестировали в добычу, в переработку. Из-за перераспределения квот окупить свои вложения не смогут и закроются. А ведь Курилы объявлены особой экономической зоной и там действует режим территории опережающего социально-экономического развития. Не только над этими островами, но и над всем дальневосточным побережьем нависла угроза: если местный рыбодобывающий флот останется не у дел, мы целиком потеряем поселки с людьми, инфраструктурой, с социальными объектами, ведь из 117 «лишенцев» 74 предприятия относятся к малому и среднему бизнесу, а 17 - к градообразующим. Или крупные компании, нацелившиеся на аукционы, рассчитывают взять суда разоренных коллег в аренду, а оставшихся без работы рыбаков - в батраки? Сейчас Счетная палата с участием четырех региональных контрольно-счетных палат проверяет эффективность первого этапа наделения инвестквотами. И процесс этот еще не окончен. Подавляющая часть рыбацкой общественности считает, что, во-первых, нужно дождаться заключения Счетной палаты. Требуется понять, как повлияли инвестквоты на экономику: цена на рыбопродукцию упала? занятость увеличилась? расцвели территории и поселки? В декабре Счетная палата дала бы итоги проверки. Потом их следовало бы обсудить. И только с 2025 года, возможно, и стоило бы переходить ко второму этапу при условии позитивного заключения о первом. Во-вторых, аукционы по крабам стоит проводить не раньше 2035 года, когда закончатся договоры пользования долями квот на этот водно-биологический ресурс. В противном случае наносится невосполнимый урон рыбной отрасли - так считают и члены Координационного совета рыбохозяйственных организаций Дальнего Востока, и большинство заинтересованного бизнес-сообщества. Ведь не для красного слова мы говорим: основное предназначение рыбной отрасли Российской Федерации - обеспечение продовольственной безопасности. Это значит производить рыбной продукции столько, чтобы хватило всем живущим в РФ и по доступным для них ценам. Но сегодня отрасль - под прессом преобразований, реорганизаций, новаций, не всегда поддержанных рыбаками и часто объективно не проработанных. И все отражается в себестоимости конечного товара. К примеру, уже объявлено, что на 30, а то и более процентов возрастет стоимость судостроения. Мы-то обеспечим рынок рыбопродукцией, но цены будут не для каждого кошелька. И не по вине производителя. Конечно, окончательное решение за правительством Российской Федерации и за президентом. Но мы высказываем опасения по поводу своевременности и необходимости немедленного перехода ко второму этапу инвестквот. И у нас вопрос: «Почему нас не слышат?»
Сложности с ремонтом
О ВОЗНИКШИХ в последние месяцы сложностях с ремонтом рыболовного флота РБК рассказали представители крупных рыбодобывающих компаний, а также профильных ассоциаций. В последние годы более двух третей крупно- и среднетоннажного флота (обеспечивает большую часть вылова) осуществляли плановый и внеплановый ремонт, а также модернизацию на судоремонтных верфях за рубежом, сообщил президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев. Речь идет примерно о 400 наиболее современных и эффективных судах, ремонтировать которые отечественные предприятия не имеют технической возможности. А иностранные порты после начала событий на Украине отказываются обслуживать суда из России. В начале апреля Евросоюз в рамках пятого пакета санкций запретил кораблям под российским флагом заходить в порты ЕС. Такие же санкции ввели и некоторые не входящие в ЕС страны: в апреле свои порты для российских кораблей закрыли США, с 7 мая такое ограничение ввела Норвегия. Ограничение не касалось рыболовецкого флота: для судов, которые перевозят сельскохозяйственную продукцию, продукты питания и гуманитарную помощь, сделали исключение. С отказами в обслуживании судов столкнулись российские рыбопромышленники, которые ведут добычу в Северном бассейне, в том числе в Баренцевом море, сообщил заместитель директора группы «Норебо» Сергей Сенников. Он уточнил: судоремонтные предприятия должны быть в максимальном приближении к районам промысла, поэтому северный флот обслуживался в странах Европы: «У Норвегии длинное побережье, поэтому там это проще сделать, и доставка запчастей в такие порты осуществляется быстрее. Те, кто ведет добычу в Северо-Восточной Атлантике и добывает, например, скумбрию и путасу, делали ремонт в Польше или других европейских странах». Суда Северного и Западного бассейнов обслуживались в Норвегии, Финляндии, Польше и странах Балтии еще и потому, что на севере сегодня нет ни одного крупного гражданского судоремонтного предприятия, добавляет Сергей Зверев. Он подтверждает, что сейчас суда сталкиваются с отказом иностранных партнеров. В Польше сейчас ремонтироваться невозможно, Норвегия тоже в основном отказывает. Отказы есть и у «Норебо», говорит Сенников. По его словам, речь идет не о санкционных ограничениях - «это отказ индивидуальных компаний обслуживать российские суда и совершать их ремонт, исходя из своих представлений о политической справедливости». Рыбная продукция исключена из-под санкций, но российские суда могут только выгрузить продукцию в портах, «остальное сделать невозможно», констатирует президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев. По его словам, отказы в обслуживании российских судов идут со стороны отдельных компаний, они индивидуальные и часто без объяснения причин. На Дальнем Востоке ремонты судов также проходили в иностранных портах - в основном в Южной Корее и Китае, рассказывает гендиректор «Доброфлота» Александр Ефремов. С отказами в ремонте российские рыбопромышленники сталкивались там последние полтора года, но не из-за санкций, а из-за пандемии: «Чтобы отремонтироваться в Китае, наше судно прошло 42 дня карантина», - указывает Ефремов. Об отдельных случаях отказа обслуживания российских рыбопромысловых судов в иностранных портах известно и Росрыболовству. Как сообщили в пресс-службе ведомства, услугами иностранных портов пользуются около 600 российских судов, при этом отказы в обслуживании получают далеко не все. В ведомстве заявили, что такие случаи рассматривают как «пример политики двойных стандартов», которые создают «в первую очередь угрозу безопасности мореплавания». Суда, получившие отказ, переориентируются в другие порты, в том числе и в отечественные.
В настоящее время промысел в основном регионе добычи - на Дальнем Востоке - ведут, по данным Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота, 565 рыболовных судов. Из них 62% построено за рубежом. Большинство закупалось в Японии - 156, еще 43 судна были куплены в Норвегии, 28 - в Германии, по 21 судну - в Южной Корее и на Украине, 20 - на Тайване, 12 - в Китае, 11 - в Испании и десять - в Польше. Треть действующего дальневосточного рыбопромыслового флота - 186 судов - была построена еще в СССР.
Жизнь под водой
ЗООЛОГИ опытным путем выяснили, что крупнейшая на планете рыба – китовая акула, которая считалась только хищным животным, оказалась всеядной. Более того, она предпочитает вегетарианскую пищу: любимое «блюдо» – водоросли, пишет журнал Ecology. Гигантские китовые акулы, длиной до двух десятков метров и весом свыше 30 тонн, считаются самыми большими в мире рыбами из всех ныне существующих видов. При столь грозной внешности эти водоплавающие существа достаточно безобидны и миролюбивы. Они не представляют угрозы для человека, хотя и относятся к разряду хищных животных. В отличие от своих более мелких, но кровожадных сородичей, китовые акулы питаются планктоном – разнородными подводными организмами, поскольку являются фильтраторами. То есть они пропускают через себя толщу воды, отцеживая ее в поисках икринок, рачков и мелкой рыбешки. Впрочем, зоологи расширили существовавший до сих пор статус китовой акулы как хищницы до размеров всеядного животного, причем не только не брезгующего вегетарианской пищей, но и предпочитающей ее. Самое любимое лакомство гиганта – водоросль саргассум. К такому выводу пришла команда ученых из Австралийского института морских наук во главе с Майком Миканом. Ученые исследовали пищевой рацион китовой акулы и обнаружили, что кроме криля и мелкой рыбешки, в нем много водорослей. Они, оторвавшись от дна, пускаются в свободное плавание и попадают в пасть к гиганту. После проведенной биопсии акулы и сравнительного анализа состава аминокислот ее тела с различными пищевыми ингредиентами, выяснилось, что она пытается переварить любую еду, оказавшуюся у нее в желудке. Однако наиболее легко организм китовой акулы справляется с растительной пищей. Новое исследование австралийских зоологов не только расширяет познания ихтиологов о рационе этого уникального вида рыб, оно позволяет выработать ряд мер по защите и созданию благоприятных условий обитания китовых акул. Как правило, основную часть времени эти акулы проводят в поверхностных слоях вод. Плавают они чрезвычайно медленно, со скоростью менее пяти км в час. Ныряльщики, зная об их миролюбивом отношении к людям, пользуются этим: подплывают к ним, поглаживают животных, делают с ними подводное селфи, даже пытаются прокатиться верхом на акуле. Гиганты при этом сохраняют полную индифферентность к людским забавам.
НЕПРИЯТНАЯ новость с берегов американского штата Флорида. Там рыба-парусник весом 45 килограммов выпрыгнула из воды и пронзила рылом 73-летнюю Кэтрин Перкинс. Об этом сообщает TCPalm. Перкинс и ее друзья - 75-летний Луис Тот и 77-летний Доминик Беллецца - отправились в океан на рыбалку. Примерно в трех километрах от берега им удалось поймать крупную рыбу-парусник. Пока Тот и Беллецца пытались поднять улов на леске, чтобы сделать фото, Перкинс стояла на палубе и наблюдала за ними. В этот момент парусник выпрыгнул из воды и ударил женщину своим длинным острым рылом. Тот и Беллецца позвонили в экстренные службы и попытались самостоятельно остановить кровотечение с помощью давящей повязки. Перкинс была доставлена в больницу. Женщина рассказала сотрудникам полиции, что нападение произошло так быстро, что она не успела среагировать.
Умникам на заметку: парусник - самая быстроплавающая рыба в мире, она способна развивать скорость до 100 километров в час. Ее отличительные черты - высокий и длинный первый спинной плавник, напоминающий по форме парус, и рыло в форме копья…
В информационное море с 23 по 29 июля заплывал Борис Максимов Фото: Reinhard Dirscherl / Alamy
|