Почему не создаётся Министерство рыбного хозяйства России?
За прошедший тридцатилетний период рыночно-капиталистических преобразований экономики России произошло 11 реформирований управления рыбным хозяйством на федеральном уровне. От образования в 1992 году Комитета рыбного хозяйства при Министерстве сельского хозяйства и в последующем неоднократных переподчинений и до принятия в 2008 году и действующем по настоящее время Федерального агентства по рыболовству (долее по тексту Росрыболовство), которое «находится в ведении» Министерства сельского хозяйства (далее по тексту Минсельхоз). За этот же тридцатилетний период сменилось 13 руководителей Росрыболовства от Корельского В.Ф. до Шестакова И.В. Большинство из назначаемых Правительством Российской Федерации руководителей рыбной отрасли по своему базовому образованию и производственно-управленческому опыту не имели к ней никакого отношения. При оставлении ими своей должности они не отчитывались относительно проделанной ими работы за период руководства отраслью. Да и Правительство Российской Федерации ни разу гласно не объясняло причины их замены, как и причины назначения новых руководителей отрасли. Произошло за этот же период и существенное смысловое изменение отрасли с законодательно закреплённого Федеральным Законом «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» - «рыбного хозяйства» до утверждённого Распоряжением Правительства Российской Федерации – «производственно-рыбохозяйственный комплекс». Одновременно с этим происходило и принятие периодически различных программ, стратегий развития рыбной отрасли на перспективу: от отраслевой программы «Рыба» до различных Стратегий развития до 2005, 2010 годов, затем до 2020 года, из которых ни одна не была реализована. Более того, причины их невыполнения правительством России не рассматривались и не обсуждались. При этом падает потребление рыбы и рыбопродукции населением страны, стремительно растёт её розничная стоимость. Всё это свидетельствовало об ошибочности решения применительно к такой сложной отрасли как рыбная, с её ведущим морским рыболовством, принятого по преобразованию Министерства рыбного хозяйства, входящего в состав правительства страны, в Федеральное агентство по рыболовству и которое «находится введении» Минсельхоза. На необходимости принятия решения по созданию на федеральном уровне в целях устойчивого развития рыбного хозяйства страны соответствующего Министерства неоднократно обращались ранее к Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину в настоящее время к Президенту Российской Федерации В.В. Путину губернаторы приморских регионов. Их поддержали союзы, ассоциации, объединения рыбаков, ветераны рыбной отрасли, профсоюз работников рыбного хозяйства, как и делегаты Съездов рыбаков. В начале этого года, до событий в Украине, мною на встрече с руководителем Росрыболовства И.В. Шестаковым была передана ему записка о необходимости постановки вопроса перед президентом, председателем правительства о преобразовании Федерального агентства по рыболовству в Министерства рыбного хозяйства России (прилагается ниже). Ответа на неё по прошествии четырёх месяцев так и не последовало. Как вытекает из вышеприведенного, такое разумное, продиктованное практикой решение, как создание Министерства рыбного хозяйства, до сих пор не находит положительного решения властей. Почему? Ответ, по моему мнению, очевиден. Это желание быть руководителем федерального органа по рыболовству, пусть и низкого уровня, но не нести никакой ответственности за проделанную работу и развитие рыбной отрасли. В случае же создания Министерства рыбного хозяйства во главе с министром это: Во-первых - ответственность и подотчётность перед Правительством Российской Федерации; Во-вторых -- министр всегда на виду и на контроле губернаторов, отраслевиков, общественности и СМИ; В- третьих -- на должность министра не назначают «абы кого» -- здесь нужен управленец, как минимум с базовым рыбным образованием, или практик с опытом работы в рыбной отрасли. И последнее -- это ещё и ответственность за подбор, и назначение на эту государственную должность Администрации Президента и Правительства России. Вероятно, и в этих органах нет желающих нести персональную ответственность за назначенца. А может пойти, как считают некоторые сидящие в «своих росрыболовских креслах», по старой колее и ничего не менять? Всё же, как они считают, справляются «худо-бедно» с обязанностями, пусть и с провалами, но рыбу ловим. Поправлю, рыбу ловят рыбаки в регионах и претензии у них к Росрыболовству по управлению отраслью, как говорят практики, «выше крыши». Следует учитывать и то, что санкционная война, объявленная коллективным Западом России, в связи с ведением нами специальной военной операцией в Украине, будет иметь затяжной характер. Она уже серьёзно затронула и рыбную отрасль, что требует оперативного решения возникающих непростых производственных вопросов на правительственном уровне. Эту задачу, в дополнении к упомянутым в прилагаемой записке на имя И.В. Шестакова, сможет решать только федеральный орган в области рыбного хозяйства министерского уровня. 22.05.2022 года В. Зиланов. Приложение
Руководителю Федерального агентства по рыболовству Уважаемый Илья Васильевич! В последнее время полномочия Федеральное агентство по рыболовству в соответствии с рядом решений Правительства Российской Федерации неоднократно дополнялись. По существу, Росрыболовство стало ответственным за результаты работы всей отрасли: от прогноза вылова до сбыта, строительства флота и береговой инфраструктуры. Одновременно с этим статус федерального органа по рыболовству остался на прежнем уровне. Более того произошло снижение должности его руководителя. Всё это не способствует своевременному решению возникающих проблем в рыбной отрасли. В дальнейшем, если не принять соответствующих организационных решений, приведет к срыву выполнения Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса на период до 2030 года как это определено соответствующими Распоряжениями Правительства РФ (от 26 ноября 2019 года и от 12 апреля 2020 года №993-р). Полагаю, в этих условиях целесообразно было бы внести предложение Президенту Российской Федерации В.В. Путину и Председателю Правительство Российской Федерации М.В. Мишустину о повышении статуса Росрыболовства до Министерства с соответствующими функциями и подчинением его непосредственно Правительству Российской Федерации. Мною подготовлена Справка «О реорганизации федерального органа России по управлению рыбной отраслью и предложение по его совершенствованию» (прилагается). Прошу Вас, уважаемый Илья Васильевич, рассмотреть Справку и при её одобрении поручить подготовить специалистам Росрыболовства соответствующую записку – предложение руководству страны по реализации вносимых предложений. О Вашем решении прошу поручить информировать меня. Приложения 1,2,3 по тексту на 6 стр. 10.01.2022 г. В.К. Зиланов
Приложение 1 к письму Зиланова В.К. от 10 января 2021 года на имя И.В. Шестакова
Справка
В прошлом с 1939 по 1991 год рыбная отрасль с учётом её социально-экономического значения, роли в обеспечении продовольственной безопасности страны, особенностей функционирования рыбодобывающего флота за пределами её территории, было представлена в Правительстве СССР Министерство рыбным хозяйством. Такой подход, как показывают результаты работы рыбного хозяйства за почти более, чем 60-летний период, полностью себя оправдал.
С переходом от плановой системы к рыночной экономике произошли изменения и в управлении отраслью на государственном уровне. За почти 30 - летний период новой России управление рыбным хозяйством изменялось 11 раз, причем 4 раза она входила в Министерство сельского хозяйства и выходила из него (Приложение 1).
Причины частых преобразований государственного органа по управлению отраслью никто и никогда гласно не объяснял. Характерно, что такие «преобразования», как правило, вели к потере госорганом по рыбной отрасли части важных функций, которые передавались другим госорганам ранее ими никогда не занимавшие.
Как результат с потерей ряда функций отрасль стала заниматься только «рыболовством и его научным обеспечением» вместо, в целом всем «рыбным хозяйством». Более того произошло ничем не мотивированная подмена понятий «рыбное хозяйство» на понятие «рыбохозяйственный комплекс».
Еще более странным выглядит частая смена руководителей госоргана по рыболовству. За 30 – летний период их сменилось 13! Большинство из них в прошлом в рыбной отрасли никогда не работали, да и по базовому своему образование, они были далеки от морского рыболовства, рыбоводства и рыбопереработки.
Одновременно с этим происходило и принятие периодически различных программ развития рыбной отрасли на перспективу: от отраслевой программы «Рыба» до различных Стратегий развития до 2005, 2010 годов, затем до 2020 года, из которых ни одна не были реализованы. Более того причины их невыполнения правительством России не рассматривалось и не обсуждалось.
Безусловно, частое преобразование управления рыбным хозяйством на федеральном уровне, смена руководителей, принятие различных экономически необоснованных программ не способствует решению задачи по устойчивому развитию отрасли. Более того такие преобразования в условиях смены политической и экономической системы вело, как правило, к снижению управляемости отрасли, падению вылова, производства пищевой рыбной продукции и ряду экономических показателей. Эпизодическое повышение показателей отрасли, таких как вылов, как это наблюдалось в 2018, да и в 2021 годах, обусловлено было ростом запасов ряда объектов промысла в Дальневосточном, Северном бассейнах. К тому же на это положительно сказался и долгосрочный эффект от применения системы наделения пользователей долями-квотами по «историческому принципу». В целом же в последние годы показатели отрасли имеют тенденцию к их снижению, что обусловлено целом рядом ошибочных управленческих решений на федеральном уровне.
Все это требует в настоящее время срочного пересмотра подходов по формированию оптимального управления развитием рыбным хозяйством, прежде всего на федеральном уровне.
Более чем столетний отечественный опыт свидетельствует, что для России с её значительными запасами водных биологических ресурсов и потенциалом по развитию аквакультуре, огромными пространствами необходимо на федеральном уровне осуществлять руководство отраслью посредством Министерства рыбного хозяйства с широкими полномочиями не только в области рыболовства, но и в целом в рыбном хозяйстве. Об этом свидетельствует и международный опыт соседних с нами стран – Норвегии, Китая, Японии, Вьетнама и ряда других.
В функции такого министерства должны входить, наряду с существующими полномочиями в настоящее время у Росрыболовства, ещё и формирование законодательной и нормативной базы, воспроизводство рыбных запасов, контроль за выполнением мер регулирования рыболовства, развитие рыбопереработки, техническая политика и развитие рыбопромыслового флота, безопасность мореплавания, международные связи. Сконцентрировать в этом министерстве все, что способствует устойчивому развитию отрасли и обеспечения населения страны рыбной продукцией по установленным медицинским нормам и доступной цене. Следует так же, с учетом сложности управления рыбным хозяйством и её взаимозависимости от многих факторов и, прежде всего от природных факторов, и её подвижностью во времени и пространстве: « ырьевая база, её формирование – рыболовство – рыбопереработки – оптовая торговля – розничная торговля», осуществлять стратегическое индикативное планирование развитием рыбным хозяйством страны на краткосрочный (3-5 лет) и долгосрочный периоды (10 – 15 лет).
Сохранение существующей системы управления рыбным хозяйством на федеральном уровне неминуемо приведёт к стагнации отрасли и не будет, способствует ее устойчивому развитию.
Исходя из выше изложенного предлагается следующие первоочередные меры:
--подготовить и представить в установленном порядке согласованное с заинтересованными федеральными, региональными органами исполнительной власти, с союзами, ассоциациями, объединениями рыбаков предложения по созданию на базе Федерального агентства по рыболовству – Министерства рыбного хозяйства Российской Федерации;
- разработать проект Положения о Министерстве рыбного хозяйства РФ, исходя из современных особенностей функционирования рыночной экономики и с учетом перспективы развития отечественного рыбного хозяйства;
- внести в Правительство Российской Федерации предложение о введении индикативного краткосрочного и долгосрочного планирования развития рыбного хозяйства страна, определив одним из основных показателей работы отрасли – насыщения внутреннего рынка страны отечественной рыбной продукцией исходя из норм установленных Минздравом России.
Приложения 2,3- по тексту на 5 страницах.
10.01.2022 г. В.К. Зиланов
Приложение 2
О реорганизации органов государственного управления рыбным хозяйством Российской Федерации
В соответствии с Указом Президента РСФСР «О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР» от 28 ноября 1991 г. № 242 упразднено Министерство рыбного хозяйства СССР. Правопреемником Минрыбхоза СССР стало Министерство сельского хозяйства РСФСР. Указом Президента РСФСР от 14 декабря 1991 г. № 273 «О Комитете рыбного хозяйства при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» образован Комитет рыбного хозяйства при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 1992 г. № 1148 «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти» Комитет рыбного хозяйства при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации реорганизован в Комитет Российской Федерации по рыболовству (Роскомрыболовство). Роскомрыболовство являлось правопреемником Комитета рыбного хозяйства при Минсельхозе России. Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Комитет Российской Федерации по рыболовству переименован в Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству (Госкомрыболовство России). Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 г. № 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» Госкомрыболовство России ликвидировано. Правопреемником Госкомрыболовства России стало Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 1997 г. № 650 «Вопросы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации» образован в Центральный аппарат Минсельхозпрода России Департамент по рыболовству. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 г. № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» воссоздан Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству с соответствующим правопреемством (Госкомрыболовство России). Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству ликвидирован. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 182 «Вопросы Федерального агентства по рыболовству» образовано Федеральное агентство по рыболовству, находящееся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 г. № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» и постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2007 г. № 733 Федеральное агентство по рыболовству преобразовано в Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству (Госкомрыболовство России). Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» и от 30 мая 2008 г. № 863 «О Федеральном агентстве по рыболовству» Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству преобразован в Федеральное агентство по рыболовству c соответствующим правопреемством.
Приложение 3
Федеральный орган по управлению рыболовством России и его руководители
Корельский Владимир Федорович
Родин Александр Васильевич
Дементьев Михаил Владимирович
Измайлов Владимир Абдурманович
Ермаков Николай Александрович
Синельник Юрий Петрович
Наздратенко Евгений Иванович
Моисеев Александр Петрович
Бурков Владимир Игоревич
Измайлов Владимир Абдурманович
Ильясов Станислав Валентинович
Крайний Андрей Анатольевич
Шестаков Илья Васильевич |