Да ремонтируйтесь… на здоровье… за границей!
После неоднократных обращений отраслевых сообществ в правительство, рыбопромысловые суда, плавучие базы и прочие суда для переработки и консервирования рыбных продуктов, находящиеся в списке товаров с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8902 00, были исключены из него с целью осуществления ремонта за рубежом. Данный перечень, в котором находились выше перечисленные суда, был определен правительством в Постановлении за № 311 от 09 марта текущего года, а уже через 2 месяца, постановлением этого же года от 11 мая за № 850, было сделано экстренное исключение для данной группы рыбохозяйственных судов. В промежутке, между этими постановлениями, 28 апреля было проведено совещание в Совете Федерации под председательством первого заместителя Председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Митина, по результатам реализации первого этапа программы инвестиционных квот. Выступающий со стороны Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) обозначил вину корпорации в допуске огромного количества импортного оборудования при формировании технологической комплектации новостроя, плюс иностранные проекты, две трети которых переданы некомпетентным организациям для их адаптации под наши российские требования. И все это, в конечном итоге, выливается в необходимость продумывания особых схем финансирования, тридцати процентов, как минимум, субсидий для развития отечественных судостроительных верфей, а также о необходимости выделения субсидий на строительство судов рыбакам Дальнего Востока. Из чего можно сделать вывод, что помимо переориентации импортного оборудования под отечественные аналоги и некомпетентности профильных организаций в способности адаптировать иностранные проекты под наши российские требования, необходимы серьезные финансовые вливания в укрепление и развитие отечественных судостроительных верфей!? Адмиралтейские верфи поддержали своих коллег с ОСК в вопросе необходимости существенных субсидий для российских верфей, отметив о неготовности реализации наших отечественных проектов и необходимости их существенной корректировки, особо акцентируя на том, что судовые фабрики по обработке рыбы и оборудование для рыболовства представлены только импортными образцами. Что говорит не только о технологическом голоде наших отечественных судостроительных верфей, но и о наличии существенной их финансовой диеты, явно не идущей на пользу российскому судостроению. В контексте таких заключений представителей судостроительных верфей, о необходимости серьезных финансовых вливаний в их развитие, не совсем понятно постановление правительства от 11 мая за № 850, открывающее зеленую дорогу сотни отечественных рыбодобывающих судов на право ремонта за границей! За границу уйдут не только суда для осуществления ремонта, по понятным причинам, но и солидная денежная масса на обеспечение этого самого ремонта. И эта реализуемая за границей инвестиционная денежная масса смогла бы в полной мере удовлетворить эти запрашиваемые субсидии представителями ОСК и Адмиралтейских верфей, для их развития и реконструкции под импортные проекты, а если таковое понадобится, то и для осуществления на наших верфях уже и ремонта отечественных судов, отечественного рыбодобывающего флота!!! И это было бы именно то развитие и то укрепление отечественных судостроительных верфей, которое совершенно необходимо уже сегодня для успешной реализации всех проектов новостроя в рамках заявленных инвестиционных этапов. И именно это счел подчеркнуть представитель Счетной палаты, что цель инвестиционных квот - это не только строительство рыбодобывающих заводов и перерабатывающих предприятий, но и развитие российских судостроительных верфей. По данным докладчика Счетной палаты получилась неутешительная картина прохождения первого этапа, по программной закладке которого несколько лет назад было предусмотрено строительство 105 единиц флота, из них - 64 рыболовных судна и 41 судно для добычи краба и 24 береговых заводов по переработке водных биоресурсов, с плановой реализацией под эти цели 300 млрд. рублей, из них 265 млрд. рублей только на постройку флота. И, как следствие, резюмирующий вопрос аудитора:«Коллеги, что мы имеем на настоящий момент? Инвесторам передано только шесть рыболовных судов и завершено строительство 21 рыбоперерабатывающего завода. Из 40 судов-краболовов, по которым заключены контракты на постройку, переданы заказчикам только два». А один краболов так и не «доплыл» до заключения контракта на его строительство! В целом, касаясь климата прохождения темы совещания, прошедшего 28 апреля в Совете Федерации, в промежутке между этими судьбоносными постановлениями правительства, и озвученных проблемах большинством выступающих, как со стороны чиновников, так и со стороны рыбаков, назрела острая необходимость полного пересмотра не только целей и задач, стоящих перед отраслью, но и методов их реализации с целью комфортного для рыбака совершенствования и оздоровления формируемой законодательной базы, способствующей настоящему и реальному развитию рыбохозяйственного комплекса страны.
Виктор Кирочкини |