Гнёт рыбной отрасли
Обзор промысла в море информации за минувшую неделю. Трудности времени
РЫБНАЯ отрасль РФ испытывает трудности из-за того, что ряд зарубежных компаний, поставивших оборудование для строящихся судов, отказывается направлять специалистов для его наладки. Об этом сообщает Интерфакс, ссылаясь на заявление замруководителя Росрыболовства Василия Соколова на совещании «О ходе реализации первого этапа программы инвестиционных квот» в Совете Федерации. «Сложности у нас возникают, к сожалению. Даже вот с теми судами, которые уже построили или в высокой степени готовности. Это со специалистами, наладчиками. То есть ряд стран оказались направлять специалистов или вышли из договорных отношений, - сказал он. - Соответственно – это серьезная проблема, потому что мало того, что как бы есть ограничения по поставкам оборудования, но даже то оборудование, которое уже поставлено, куплено и зачастую установлено, невозможно наладить». По словам Соколова, в связи с этим Росрыболовство прикладывает усилия для того, чтобы необходимые специалисты могли приехать для наладки оборудования. При этом он отметил, что эту проблему необходимо взять на контроль и Минпромторгу, «потому что не просто надо построить суда, надо их еще запустить». В настоящее время в РФ заключено 65 договоров на предоставление квот под строительство рыбопромысловых судов с объемом инвестиций около 221 млрд рублей. Строительство значительно отстает от первоначально намеченных сроков. Так, к 2022 году из 65 запланированных программой заказчикам передано 6 судов, еще 37 находятся на разных стадиях постройки.
ПЕРВОЕ заседание обновленного состава Экспертного совета по развитию конкуренции в рыбохозяйственном комплексе прошло на площадке Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России, сообщает PrimaMedia. Созданный в 2013 году Совет с 2014 года фактически не вел деятельности, его «перезапуск» стал возможным благодаря решениям, принятым в ходе совместного заседания Общественных советов при ФАС и Росрыболовстве, которое состоялось осенью 2021 года. Новый состав экспертного совета приступил к работе под председательством заместителя руководителя ФАС России Геннадия Магазинова. В ходе заседания были рассмотрены два вопроса: о росте цен на услуги по разработке и пролонгации индивидуальных норм выхода продукции, а также - о разработке механизмов по реализации рыбной продукции на биржах. По первому вопросу была озвучена информация ФАС России, согласно которой ФГБНУ «ВНИРО» занимает доминирующее положение на рынке услуг по утверждению индивидуальных норм выхода продукции, что создает условия для возможного увеличения соответствующих расценок. Как отметил в ходе обсуждения сложившейся практики утверждения индивидуальных норм выхода продукции председатель ОС при Росрыболовстве, президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев, «в адрес ВАРПЭ поступают обращения предприятий с информацией о росте таких расценок, что позволяет экспертно оценить объем соответствующих расходов в пределах полумиллиарда рублей в год». Заместитель руководителя ФАС России Геннадий Магазинов предложил включить в рекомендации заседания экспертного совета предложение об автоматической пролонгации уже утвержденных индивидуальных норм выхода продукции на один год по аналогии с механизмом, установленным постановлением правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года №353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году». Также участники заседания обсудили перспективы и проблемные вопросы создания в России биржевой торговли продукцией из водных биоресурсов. Как выяснилось, ранее практическое устройство биржевой торговли обсуждалось на заседаниях подкомитета по рыбопродукции Биржевого комитета ФАС России. Однако в ходе обсуждения не принимали участия ключевые игроки рыбного рынка: крупнейшие объединения розничной торговли и оптовые трейдеры. По предложению ВАРПЭ, бизнес-объединения, которые являются важнейшим звеном товаропроводящей сети, будут приглашены для обсуждения предлагаемых форматов биржевой торговли рыбопродукцией. При этом, по оценке Минсельхоза России, внедрение биржевой торговли не должно наносить ущерб сложившейся системе доставки рыбопродукции и привести к монополизации торгов на единственной биржевой площадке.
Обещание для «незаходных»
ПРЕДПРИЯТИЯ рыбной отрасли, имеющие так называемые «незаходные» суда, получат поддержку. С целью снижения финансовой нагрузки такие компании смогут до конца 2022 года добывать рыбу в российских водах без прохождения необходимой для этого процедуры таможенного декларирования судна. Как сообщает Portnews, это и другие предложения по развитию рыбохозяйственного комплекса Мурманской области поддержала заместитель председателя правительства РФ Виктория Абрамченко на рабочей встрече в Москве с губернатором региона Андреем Чибисом. Для рыбопромысловых судов Российской Федерации будет установлен временный порядок нахождения в отечественных портах без оплаты любых таможенных платежей за их ввоз. «От вице-премьера России Виктории Абрамченко мы получили принципиальную поддержку для наших рыбаков по ряду вопросов. В том числе о необходимости снизить нагрузку на предприятия рыбной отрасли, имеющие так называемые «незаходные» суда, изменить установленную норму предельно допустимой концентрации мышьяка в рыбной продукции в России. На сегодняшний день нет разделения на органический и неорганический мышьяк, поэтому в рыбной отрасли существуют экспортные потери. Также Виктория Валерьевна поддержала проводимую работу по вопросу легальной продажи улова для рыбаков-любителей. Для того чтобы реализовать эти инициативы необходимо принятие соответствующих поправок на федеральном уровне, и мы приложим для этого все необходимые усилия», – прокомментировал итоги встречи Чибис. Среди других предложений областного правительства – доработка проекта федерального закона, после которой рыболовам-любителям будет предоставлено право на реализацию добытых биоресурсов. Также стороны обсудили меры по ликвидации накопленных экологически вредных объектов в регионе: строительного мусора, металлического лома, химических контейнеров, остатков техники, брошенных ГСМ, заброшенных и разрушенных зданий, затонувших объектов. Перечень наиболее опасных объектов будет составлен региональным правительством. Виктория Абрамченко поддержала необходимость выделения субсидий на их ликвидацию в рамках федерального проекта «Генеральная уборка». Административный барьер
ВАРПЭ выступила против установления новых обязательных требований в сфере экологии для рыбодобывающих предприятий и против сохранения избыточных административных барьеров для развития отечественной марикультуры. Как сообщает PrimaMedia, президент ассоциации Герман Зверев «направил позицию» объединения по обновленной редакции законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и в иные законодательные акты Российской Федерации» в Минэкономразвития для учета при подготовке заключения об оценке регулирующего воздействия. По мнению ВАРПЭ, снижение административной нагрузки на отрасль особенно актуально в текущих условиях. В пакет первоочередных мер поддержки рыбной отрасли на фоне санкционного давления, разработанный ВАРПЭ, включены предложения и по «точечному» дерегулированию в сфере государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). В частности, ВАРПЭ указывала на необходимость отмены требования для рыбодобывающих предприятий проводить ГЭЭ документации, обосновывающей хозяйственную деятельность при промысле водных биоресурсов, для которых устанавливается общий допустимый улов (ОДУ), и в отношении пастбищной аквакультуры. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и в иные законодательные акты Российской Федерации» в феврале проект проходил общественное обсуждение и межведомственное согласование, в том числе с Минсельхозом России и Росрыболовством. 15-20 апреля готовящее это заключение Минэкономразвития проводило публичные консультации по обновленной редакции законопроекта. Всероссийская ассоциация рыбопромышленников в ходе консультаций указала на необходимость снятия барьера в виде государственной экологической экспертизы для предприятий пастбищной марикультуры. Также, по мнению крупнейшего объединения рыбной отрасли, необходимо прописать в законопроекте четкие формулировки по распространении ГЭЭ в части рыболовства только на материалы, обосновывающие ОДУ и его изменение. Это позволит исключить практику привлечения рыбодобывающих предприятий к ответственности за отсутствие заключения ГЭЭ. Между тем, как отмечается в позиции ВАРПЭ, предусмотренное законопроектом новое требование проводить оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) распространится на все виды рыболовства - от промышленного до любительского и традиционного - и затронет все осваиваемые виды водных биоресурсов (и на которые устанавливается ОДУ, и те, на которые устанавливается рекомендуемый объем добычи). «Широта трактовки проектируемого требования несет риск того, что предприятия до выхода на промысел должны будут проводить процедуру ОВОС по каждому полученному разрешению на вылов. Каждая процедура ОВОС займет не менее 2 месяцев, так как в соответствии с требованиями к материалам оценки воздействия на окружающую среду, необходимо провести исследование, подготовить предварительные материалы и провести их общественных обсуждений с уведомлением органов власти, затем следует доработка материалов по итогам поступивших замечаний и их утверждение», - прокомментировал Герман Зверев. Он напомнил, что в 2021 году Росрыболовство выдало 29 786 разрешений и внесло 34 561 изменений в выданные разрешения, на основании которых было освоено свыше 4,4 млн тонн водных биоресурсов в национальных водах. По оценкам ВАРПЭ, будучи принятым в текущей версии, законопроект не позволит предприятиям вовремя выйти на промысел, что в период Охотоморской минтаевой путины приведет к недоосвоению ВБР на сумму не менее 44,34 млрд рублей. «Это чистые потери предприятий от недовылова водных биоресурсов без учета стандартных издержек выполнения требования по проведению ОВОС», - отмечает Зверев. Принятие законопроекта в текущей редакции также продолжит тормозить развитие отечественной марикультуры. «Ключевым административным барьером - необоснованным и высокозатратным - для развития марикультуры в России является требование для марикультурных предприятий проводить ГЭЭ деятельности для каждого рыбоводного участка. Например, в Приморском крае на 300 рыбоводных участках работает порядка 100 предприятий марикультуры, представляющих сектор МСП. В зависимости от количества привлеченных экспертов к подготовке заключения ГЭЭ стоимость этой услуги составляет 250 тысяч - 450 тысяч рублей за один рыбоводный участок. С учетом затрат на подготовку необходимой документации стоимость ГЭЭ для предприятий марикультуры - 1,5 млн - 2 млн рублей на один рыбоводный участок», - пояснил президент ВАРПЭ. Следствием высокого уровня административного давления в отрасли является то, что несмотря на доступ к внутренним водным ресурсам, протяженность отечественных морских границ и площадь прилежащей акватории, Россия не входит в ТОП-16 государств ни по объему производства аквакультуры в целом, ни по отдельным ее видам (марикультуры плавниковых рыб, крабов или моллюсков). В этой категории Россию обгоняют даже Тайвань и Новая Зеландия, об этом свидетельствуют данные ФАО за 2020 год, отмечают в отраслевом объединении.
От тюрьмы да от сумы… БЫВШЕГО главу Сахалинской области Александра Хорошавина приговорили к 15 годам колонии строгого режима по второму коррупционному делу, сообщает Совершенно секретно. Кроме того, экс-губернатора обязали выплатить штраф в 500 млн рублей. Такое решение принял Южно-Сахалинский городской суд. Напомним, Хорошавин отбывает 13-летний срок после того, как в 2018 году суд признал его виновным в получении взяток и легализации преступных доходов. В квартире экс-губернатора изъяли 1 млрд рублей наличными. В списке коррупционных расследований дело «бриллиантового губернатора» считается одним из самых громких. После скандала в областной администрации по подозрению в получении взятки были арестованы два бывших члена правительства Сахалинской области заместитель председателя правительства, курирующий АПК и рыбную отрасль, Сергей Карепкин и министр сельского хозяйства, торговли и продовольствия региона Николай Борисов. Также был уволен министр инвестиций и внешних связей Иван Благодырь. Ушел с должности по собственному желанию руководитель аппарата губернатора Сергей Караганов и зампредседателя Елена Ивашова, курирующая строительную отрасль. Министр строительства Сахалинской области Владимир Левин был отстранен от исполнения судебных обязанностей из-за подозрения в превышении должностных полномочий. Как сообщает ТАСС, материалы второго уголовного дела были переданы в суд в апреле 2020 года, первое заседание состоялось 7 сентября того же года. По версии следствия, в 2014 году участники группы, которую возглавлял Хорошавин, организовали получение взяток в размере от 2 до 10 млн рублей от граждан, планировавших выставить свои кандидатуры на выборах депутатов гордумы Южно-Сахалинска. Всего было получено более 100 млн рублей. Фигурантами уголовного дела являются Хорошавин и бывший вице-мэр Южно-Сахалинска Алексей Лескин. Еще два участника группы объявлены в международный розыск. В своем последнем слове на суде в феврале этого года Хорошавин заявил, что не виновен в совершении преступлений. Он отметил, что в 2014 году никто не оспорил выборы в гордуму Южно-Сахалинска ни по одному избирательному участку. Хорошавин также подчеркнул, что ему не стыдно за его восемь лет работы в должности мэра Охинского района (самый северный район на Сахалине) и восемь лет работы в должности губернатора.
СУД в Твери удовлетворил ходатайство об условно-досрочном освобождении осужденного за получение взятки бывшего министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, сообщает Интерфакс, ссылаясь на свой источник информации. «Вопрос о досрочном освобождении Улюкаева был решен 27 апреля, но до вступления решения в силу он останется в колонии», - сказал информатор агентства. По его словам, прокуратура и администрация колонии «не были против условно-досрочного освобождения министра, отметили его хорошее поведение». Если решение суда не будет обжаловано, то, с учетом майских праздников, Улюкаев сможет покинуть колонию к середине мая, уточнил собеседник агентства. Первое в современной России задержание федерального министра произошло 14 ноября 2016 года. Уже на следующий день по решению суда он был помещен под домашний арест в своей квартире на Минской улице в Москве, а президент РФ Владимир Путин освободил министра от занимаемой должности в связи с утратой доверия. 15 декабря 2017 года Замоскворецкий суд Москвы приговорил Улюкаева к восьми годам колонии строгого режима и штрафу в размере более 130 млн рублей, признав его виновным в получении взятки в $2 млн от главы «Роснефти» Игоря Сечина за выданную Минэкономразвития положительную оценку, позволившую «Роснефти» приобрести государственный пакет акций «Башнефти». На такой же срок, согласно приговору, бывший министр лишен права занимать должности в органах власти и госкорпорациях. Улюкаев вину не признал, заявив, что в отношении него совершили провокацию. Экс-чиновник отбывает наказание в исправительной колонии № 1 под Тверью. В тюрьме Улюкаев открыл экономической кружок. По его словам, заключенных интересуют ипотека, потребительское кредитование и малое предпринимательство, а также рынок труда и трудовое законодательство. Он также работает в библиотеке и старается «помогать людям находить хорошие, полезные, развивающие книги, чтобы эти годы не были для них потерянными»...
В информационное море с 23 по 29 апреля заплывал Борис Максимов Фото: ИА PrimaMedia
|