О работе под руководством Министров рыбного хозяйства СССР
Главному
редактору
Уважаемый Сергей Иванович! Предлагаю для возможной публикации на вашем сайте по рекомендации В.К. Зиланова мои воспоминания о работе под руководством Министров рыбного хозяйстве СССР Ишкова А.А., Каменцева В.М., Котляра Н.И. и исполняющего обязанности Министра Кудрявцева Н.П. О Вашем решении прошу информировать. С уважением Заслуженный
работник рыбного хозяйства
В рыбной промышленности работал с июля 1964 года по апрель 2022 года, с 1971 работал в центральном аппарате Минрыбхоза СССР, Госкомрыболовства России и Росрыболовства. Прошел путь от матроса плавбазы «Ленинский луч», мастера китобойной базы «Владивосток» на Дальнем Востоке до начальника управления Минрыбхоза СССР, Госкомрыболовства России. Счастлив, что работал под непосредственным руководством талантливых Министров рыбного хозяйства СССР.
Приложение: Воспоминания о работе под руководством Министров рыбного хозяйства СССР: Ишкова А.А., Каменцева В.М., Котляра Н.И., Кудрявцева Н.П. * * * Кудрявцев Николай Павлович Первый заместитель Министра рыбного хозяйства СССР Выпускник Мосрыбвтуза. Фронтовик. Поступил в институт до войны, а закончил уже после. Трудовую деятельность начал на Архангельском рыбокомбинате в 1948 году. Через два года он стал партийным работником. Прошел путь от инструктора до второго секретаря Архангельского обкома КПСС. В 1976 году был назначен заместителем Министра рыбного хозяйства СССР, ответственным за кадровую политику в отрасли и вопросы организации труда и заработной платы. В 1979 году после назначения первого заместителя Министра Каменцева Владимира Михайловича Министром рыбного хозяйства СССР Кудрявцев Н.П. был назначен первым заместителем Министра. На него функционально было возложено кураторство Управлением международных сношений и Управлением науки и техники, планово-финансовыми вопросами Международная деятельность Министерства была довольно многогранная. Рыбная промышленность, как никакая иная отрасль, представляла Союз на арене международного сотрудничества. Достаточно вспомнить, что Минрыбхозом СССР были заключены порядка 63 соглашений с 56 странами, в 34 странах были представительства Министерства, создано 21 совместное предприятие. Николай Павлович был умным человеком, отличался способностью видеть и ощущать реальную жизнь без прикрас в ту или иную сторону. Он был ответственным и работоспособным руководителем, был строг и требователен и в то же время доступен и человечен. Он быстро схватывал вопросы, как говорят на лету. В тоже время он был рассудителен, и это позволяло ему быстро принимать оптимальные решения. Кудрявцева Н.П. уважали и побаивались. Он был немногословен, и, если что-то поручал, все понимали – надо выполнять. Мне по роду деятельности, как начальнику Инспекции при Министре, приходилось нередко бывать с докладами у Николая Павловича или напоминать о наступающих сроках исполнения наиболее важных поручений. Как-то раз его помощник с неудовольствием заявил, что ему порой сложнее попасть к шефу, нежели мне. Еще в начале своей деятельности он поручил мне наиболее пристальное внимание в работе по контролю уделять обеспечению своевременного выполнения поручений по вопросам международной деятельности. Словесный портрет человека состоит из отдельных фрагментов воспоминаний о взаимоотношениях с ним. Перейду к этим фрагментам своих воспоминаний. Как-то перед началом заседания Коллегии в зал вошел Кудрявцев Н.П., вернувшись из отпуска. Катаев Аркадий Васильевич, помощник Министра, ранее работавший начальником Управления организации труда и рабочих кадров, сказал: - Николай Павлович вернулся! Надо было видеть и слышать - с какой теплотой и уважением это было сказано! Однажды Министр, вернувшись из Совета Министров СССР, срочно назначил внеочередное заседание Коллегии, предварительно поручив некоторым начальникам управлений подготовить соответствующие материалы. Перед открытием заседания Министр спросил, подготовлены ли необходимые материалы. Один из начальников управлений, заявил, что материал по его части не может быть готов, объяснив причины. Министр на мгновение задумался. Николай Павлович заявил: - Владимир Михайлович, отсутствие этих материалов не умаляет наших знаний по обсуждаемому вопросу. Я предлагаю открыть заседание Коллегии. ПостановлениемЦК КПСС и Совета Министров СССРот 22 февраля 1982 года № 140 «О мерах по дальнейшему развитию рыбного хозяйства»(приказ Минрыбхоза СССР от 19.03 1982 № 110) былиопределены задачи по развитию рыбной отрасли на ближайшие пять лет буквально по всем направлениям ее деятельности. Это был довольно объемный материал, в котором были даны поручения, и установлены объемы работ по различным направлениям в разрезе лет. Министр принял решение - ход выполнения постановления рассматривать дважды в год на заседании Коллегии: в январе – по итогам года и в июле – по итогам полугодия (первое заседание Коллегии состоялось 10.08.1982 – копия проекта прилагается). Контроль за выполнением постановления был возложен на Инспекцию при Министре, которой поручалось готовить справку и проект постановления Коллегии. Задача была не из простых. Справку объемом более пятидесяти страниц, отражающую ход выполнения всех показателей отрасли, необходимо было готовить к десятому числу января и июля на основании оперативных данных Госкомстата СССР, поступающих в Министерство третьего – четвертого числа. К подготовке материалов я приступал заранее, готовя соответствующие формы, которые предстояло затем заполнить в короткое время. В декабре 1984 года меня вызвал Кудрявцев Н.П., заявив, что по поручению Лушникова Виталия Михайловича (заведующий сектором Отдела легкой и пищевой промышленности ЦК КПСС) необходимо до пятого января подготовить справку о ходе выполнения постановления. - Николай Павлович, такую справку можно подготовить только по ожидаемым прогнозным данным, оперативные данные Госкомстата СССР поступят только третьего – четвертого января, по этим данным я могу подготовить справку до десятого – одиннадцатого января, - сказал я. - Я говорил Виталию Михайловичу, но он требует именно в указанный срок подготовить материалы, - ответил Николай Павлович, - обсудим этот вопрос у меня на совещании, я дам соответствующие поручения, чтобы Вам представили необходимые материалы. Дайте список, кого надо пригласить. - Николай Павлович, не надо совещание проводить, я сам справлюсь, -сказал я и пожалел. Николай Павлович изменился в лице и строго посмотрел на меня. - Я возлагаю на Вас персональную ответственность за своевременную и качественную подготовку материалов. Идите. Придя на рабочее место, я решил позвонить Лушникову В.М. С ним я был неплохо знаком, когда он работал заместителем начальника Каспрыбы. - Виталий Михайлович, Вы поручили подготовить материалы о ходе выполнения постановления до пятого января. Но понимаете, эти материалы будут подготовлены на основании ожидаемых данных, а оперативные данные будут только в начале январе. - Мне нужны материалы именно к этому сроку, - строго ответил Виталий Михайлович, - я должен поработать с ними перед докладом наверх. - Виталий Михайлович, эти материалы нельзя докладывать наверх. - Почему? - Ожидаемые данные будут несколько отличаться от оперативных, придется заново переделывать справку. - Когда сможете подготовить справку на основании оперативных данных? - Числа десятого января. - Хорошо, жду не позднее одиннадцатого. Я срочно - к Кудрявцеву Н.П. - Николай Павлович, я позвонил Виталию Михайловичу, он согласился с предложением о представлении материалов до десятого января. Николай Павлович еще больше изменился в лице и по вертушке позвонил Лушникову В.М. Получив от него подтверждение моим словам, Николай Павлович повеселел и, переговорив со мной, отпустил. Как и обещал, десятого января я подготовил материалы для рассмотрения на Коллегии и доклада в ЦК КПСС. На этом работа с постановлением не закончилась. Проанализировав полученные материалы, Лушников В.М. обратил внимание на систематическое невыполнение планов капитального строительства и дал соответствующие поручения Минрыбхозу СССР. Кудрявцев Н.П. вызвал меня и поручил подобрать все материалы, касающиеся взаимодействия Минрыбхоза СССР со строительными ведомствами. Объем материалов, касающихся указанной проблемы, оказался довольно солидным. Николай Павлович внимательно прочитав все материалы, остался доволен: - За эту работу можно и премировать. - Не стоит торопиться, Николай Павлович, неизвестно как ее оценят в ЦК КПСС. - Да, Вы правы. Остановлюсь еще на одном примере, характеризующем Кудрявцева Н.П., как опытного рационального управленца. Готовил я как-то вопрос к заседанию Коллегии. Помню, материал был объемный. Николай Павлович был ответственным за подготовку вопроса на Коллегию, и ему надо было завизировать проект постановления. Он внимательно читал справку и проект постановления, задавая вопросы и внося правки. На одном из пунктов он остановился, стремясь изменить редакцию, но не получалось, я решил подсуетиться: - Николай Павлович, скажите, как бы Вы хотели, я сформулирую и доложу. - Нет, пусть я потрачу время и доработаю материал, чтобы потом не возвращаться к вопросу. После перепечатки я завизирую, не читая. Я работаю на доверии. Но были руководители и другого стиля работы, которые возвращая материал, не говорили, в каком плане следует его доработать: «Не согласен, доработайте» или что-то в этом роде. Бюрократический стиль работы. В 1986 году после назначения Каменцева В.М. заместителем Председателя Совета Министров СССР Кудрявцев Н.П. восемь месяцев исполнял обязанности Министра. В 1987 году Кудрявцев Н.П. вышел на пенсию. Первым заместителем Министра рыбного хозяйства СССР был назначен Лушников В.М. * * * Ишков Александр Акимович Герой Социалистического Труда 29.08.1905 – 01.06.1988 Нарком
рыбной промышленности СССР 1940 – 1946 гг. Министр рыбной промышленности СССР 1948–1950 гг. 1954 – 1957 гг. Начальник отдела Госплана СССР – Министр СССР 1957 – 1960 гг. Начальник Главного управления рыбного хозяйства при Госплане СССР –Министр СССР 1960 – 1962 гг. Председатель Государственного комитета Совмина СССР по рыбному хозяйству — Министр СССР 1962 – 1963 гг. Председатель Государственного комитета по рыбному хозяйству при Совете народного хозяйства СССР — Министр СССР 1963 – 1964 гг. Председатель Государственного производственного комитета по рыбному хозяйству СССР — Министр СССР 1964 – 1965 гг. Министр рыбного хозяйства СССР 1965 – 1979 гг.
Наглядно видно, что Ишков А.А. руководил отраслью более тридцати пяти лет в период с 1940 года по 1979 год. В 1950 – 1953 гг., когда министрами были Русаков К.В. и Павлов Д.В., он был на руководящих должностях в рыбной отрасли: заместителем Министра, начальником Главного управления Азово-Черноморского бассейна. Приведу краткую динамику развития рыбной промышленности за период руководства ею Ишковым А.А. и роста основных показателей.
Приведу данные о структуре рыбного хозяйства в некоторые периоды. На 1 января 1940 года. Народный Комиссариат рыбной промышленности СССР
Центральный аппарат – 478 человек. Союзная промышленность. Главное Управление рыбной промышленности Дальневосточного бассейна (Дальгосрыбтрест, Северо – Приморский трест, Крабозверрыбтрест, Востокрыбхолод). Главное Управление рыбной промышленности Амурского бассейна (Нижне – Амурский трест, Средне – Амурский трест, Сахалинский трест, Охотский трест). Акционерное Камчатское общество. Главное Управление рыбной промышленности Северного бассейна (Мурманрыба, Севгосрыбтрест, Ленрыба, Обьрыбтрест). Главное Управление рыбной промышленности Азово – Черноморского бассейна (Азово – Черноморский трест, Азово – Донской трест, Крымский трест, Мариупольский комбинат, Грузинский трест, Одесский консервный завод, Очаковский консервный завод). Главное Управление рыбной промышленности Каспийского бассейна (Волго – Каспийский трест, Урало – Каспийский трест, Калмыцкий трест, Астраханский комбинат, Каспзверрыбтрест, Дагестанский трест, Туркменский трест, Муйнакский рыбокомбинат). Радиоцентр, Главрыбсбыт, Главрыбснаб, Главрыбтара, Главрыбосудострой, трест Сетеснасть, ГлавМРС, Главрыбстрой, Союзрыбпромкадр, Управление учебными заведениями, Политуправление, Рыбакколхозцентр. Республиканская промышленность. Наркомрыбпром (НКРП) РСФСР (45 организаций), НКРП УССР, Главное Управление рыбной промышленности БССР, НКРП Казахской ССР, НКРП Азербайджанской ССР, Госрыбтрест Армянской ССР, НКРП Карело – Финской ССР, Иссык – Кульский комбинат Киргизской ССР. На 1 января 1950 года, Министерство рыбной промышленности СССР Главприморрыбпром, Главамуррыпром, Главсахалинрыбпром, Главкамчатрыбпром; Главсеврыбпром; Главсибрыбпром; Главазчерыбпром; Главкаспрыбпром; ГлавМРС, Главвостокрыбосудострой, Главзапрыбосудострой, Главвостокрыбтара, Главзапрыбтара, Главсетеснасть, Главрыбсбыт, Главрыбснаб, Главрыбстрой; Кроме того: Владивостокский рыбный порт, Союзрыбпромкадры, Дальрыбпромкадры, Хозяйственное управление. Организации союзно – республиканской промышленности: Министерства рыбной промышленности РСФСР, УССР, Казахской ССР, Литовской ССР, Латвийской ССР, Эстонской ССР, Азербайджанской ССР, Карело – Финской ССР, Главрыбпром БССР, Главузбекрыбпром, Молдавский трест, Армянский трест, Управление рыбной промышленности Киргизской ССР. На 1января 1963 года, Государственный Комитет Совета Министров СССР по рыбному хозяйству Постановлением Совета Министров СССР от 11.01.1963 № 53 Государственный Комитет передан в ведение СНХ СССР. Главдальвостокрыпром, Севрыба, Запрыба, Азчеррыба, Каспрыба. Территориальные производственные управления внутренних водоемов РСФСР, предприятия, подчиненные местной промышленности РСФСР. Предприятия рыбной промышленности СНХ УССР. Предприятия союзных республик: БССР, Казахской ССР, Узбекской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР, Армянской ССР, Литовской ССР, Туркменской ССР. На 1 января 1972 года, Министерство рыбного хозяйства СССР Организации Союзного подчинения: Дальрыба, Севрыба, Запрыба, Азчеррыба, Каспрыба. Главремфлот, Главрыбсбыт, Главрыбснаб, Экспериментально – механический завод НИКИМРП, Опытное производственно – техническое объединение «Техрыпром», Опытный завод промысловой техники СЭКБ промрыболовства, Соврыбфлот, Мортрансфлот, трест «Рыбстрой». Научно – исследовательские и проектные организации, высшие и средние специальные заведения. Министерства и ведомства рыбного хозяйства союзных республик: Минрыбхоз РСФСР, Минрыбхоз Казахской ССР, Управление рыбного хозяйства внутренних водоемов союзных республик УССР, Управления рыбного хозяйства: БССР, Узбекской ССР, Таджикской ССР, Туркменской ССР, Киргизской ССР, Молдавской ССР, Армянской ССР, Литовской ССР, Латвийской ССР, Эстонской ССР. На 1 января 1979 года. Министерство рыбного хозяйства СССР (структура, сохранившаяся практически до распада Союза) Организации Союзного подчинения: Всесоюзные рыбопромышленные объединения: Дальрыба: Приморрыбпром, Сахалинрыбпром, Камчатрыбпром, Хабаровскрыбпром, Магаданрыбпром, Дальморепродукт, Востокрыбхолодфлот, Приморспецрыбстрой, ТУРНИФ, Дальтехрыпром, ЦПКТБ, морские рыбные порты, Дальрыбсбыт, УМТС, учебные заведения, рыбакколхозсоюзы. Севрыба: Архангельскрыбпром, Карелрыбпром, Мурманрыбпром, Управление тралового флота, Управление «Севрыбхолодфлот», Севрыпромразведка, Мурманская судоверфь, Мурманский рыбообрабатывающий комбинат, фабрика орудий лова, Тарный комбинат, Севтехрыбпром, Мурманский морской рыбный порт, Мурманская автобаза, СМУ, УМТС, ЦПКТБ, Севрыбсбыт, ТСК, учебные заведения, рыбакколхозсоюзы. Запрыба: Калининградрыбпром, Литрыбпром, Латрыбпром, Эстрыбпром, Ленрыбпром, Запрыбпромразведка, Запрыбснаб, Запрыбсбыт, ЦПКТБ, учебные заведения, рыбакколхозсоюзы. Азчеррыба: Антарктика, Атлантика, Грузрыбпром, Керчьрыбпром, Новороссийскрыбпром, Севазрыбпром, Югрыпромразведка, Югрыбхолодфлот, Адлерский рыбзавод, Ждановский рыбоконсервный комбинат, Очаковский опытный мидийно – устричный комбинат, ЦПКТБ, СЭКБП, УМТС, Азчеррыбсбыт, Киевская радиостанция, учебные заведения, рыбакколхозсоюзы. Каспрыба: Азеррыбпром, Дагрыбпром, Гурьеврыбпром, Туркменрыбпром, База морского лова, Каспрыбхолодфлот, Мангышлакрыбхолодфлот, Астраханский рыбокомбинат, Икорно-балычное производственное объединение, рыбозавод им. Трусова, Оранжерейный рыбокомбинат, рыбокомбинат им. Володарского, рыбокомбинат им. Куйбышева, рыбозавод им. Кирова, комбинат прудового рыбоводства, Первомайский СРЗ, Мумринский СРЗ, Зеленгинский СРЗ, Электрорадиоремонтный завод, Каспрыбтара, УМТС, ЦПКТБ, Касптехрыбпром, Строительномонтажный трест, Астраханский морской рыбный порт, учебные заведения, рыбакколхозсоюзы. Всесоюзные объединения: Ремрыбфлот: Петропавловская судоверфь им. В.И. Ленина, Сахалинремрыбфлот, Приморремрыбфлот, Эстремрыбфлот, Запремрыбфлот, Астраханская судоверфь им. Кирова, Северный судоремонтный завод, Ейский судоремонтный завод, Калининградский опытный механический завод, Калининградский судоремонтный завод, Кандалакшский механический завод, Машиностроительный завод «Октябрь», Потийский судоремонтный завод им. С. Орджоникидзе, Свердловский судоремонтный завод, Херсонский судоремонтный завод им. Куйбышева, ЦКТИС, Дмитровский опытный завод алюминиевой консервной ленты (ДОЗАКЛ). Союзсетеснасть: Ждановская сетевязальная фабрика, Астраханская сетевязальная фабрика, Выборгская сетевязальная фабрика, Касимовская прядильно-сетевязальная фабрика, Коломенская ордена «Знак почета» канатная фабрика им. В.И. Ленина, Решетихинская крутильно-сетевязальная фабрика. Союзрыбпромсбыт: Армянрыбпромсбыт, Белрыбпромсбыт, Грузрыбпромсбыт, Казахрыбпромсбыт, Киргизрыбпромсбыт, Краснодаррыбпромсбыт, Латрыбпромсбыт, Ленрыба, Литрыбпромсбыт, Молдаврыбпромсбыт, Мосрыба, Росрыбпромсбыт, Ростовская база, Ростоврыбпромсбыт, Таджикрыбпромсбыт, Укррыбпромсбыт, Узрыпромсбыт. Предприятия и организации, непосредственно подчиненные Минрыбхозу СССР: Соврыбфлот, Рыбзагранпоставка, Мортрансфлот,Техрыбпром, СЭКБ промрыболовства, СОКБ Техрыбвод, Рыбремспецстроймонтаж, Главная инспекция по качеству рыбной продукции, Центральная санитарная инспекция, Центральная ихтиопатологическая инспекция, Ихтиологическая комиссия, НИИ (ВНИРО, ТИНРО, ПИНРО, АтлантНИРО, АзчерНИРО, КаспНИРХ, ВНИИПРХ, БалтНИИРХ, АзНИИРХ, ЦНИИТЭРХ, ЦНИОРХ), проектные организации (Гипрорыбфлот, Гипрорыбпром, Гидрорыбпроект, АСУрыбпроект, ЦНОТУПРХ, ЦКТЛтара), учебные заведения, прочие организации. Органы управления рыбным хозяйством союзных республик: Минрыбхоз РСФСР (28 производственных объединений), Главупррыбхоз Украинской ССР (30 предприятий), Упррыбхоз Белорусской ССР (20 предприятий), Минрыбхоз Казахской ССР (29 предприятий), Упррыбхоз Киргизской ССР (4 предприятия), Госкомрыбхоз Узбекской ССР (21 предприятие), Упррыбхоз Литовской ССР (20 предприятий), Упррыбхоз Латвийской ССР (4 предприятия), Упррыбхоз Эстонской ССР (4 предприятия), Упррыбхоз Молдавской ССР (13 предприятий), Объединение рыбного хозяйства Армянской ССР (5 предприятий), Упррыбхоз Таджикской ССР (4 предприятия), Упррыбхоз Азербайджанской ССР (3 предприятия), Упррыбхоз Туркменской ССР (6 предприятий).
Министра А.А. Ишкова по праву можно и нужно считать гениальным организатором и создателем мощной советской рыбной индустрии. Из выше приведенных данных видно, как системно и планомерно совершенствовалась структура управления рыбным хозяйством. С 1940 по 1975 год объем добычи рыбы и морепродуктов увеличился более чем в семь раз. Но это лишь сухая цифра. За ней стоит активная творческая деятельность Александра Акимовича, огромная титаническая воля и работа по созданию мощной и развитой индустрии рыбной отрасли. В конце сороковых годов, организовав в сжатые сроки восстановление разрушенных войной предприятий (в 1947 году был превышен довоенный объем вылова рыбы), Ишков А.А. для ведения промысла взял курс на выход в Мировой океан и зоны иностранных государств. Это был поистине революционный путь, способствующий развитию не только научно – технического прогресса в рыбном хозяйстве, но и во многих отраслях народного хозяйства Советского Союза. Решение этого курса требовало претворения в жизнь организационных и научно – технических проблем, а также и политических. Комплексно осуществлялся целый ряд мер. - На смену мелкого, в том числе несамоходного флота, началось строительство отечественных и приобретение за рубежом среднетоннажных рыболовных судов с 1946 года, а затем и БМРТ (новейшее техническое решение в судостроении и на промысле), плавбаз, рефрижераторно – транспортных судов. В комплексе решались вопросы создания собственных судоремонтных и судостроительных мощностей (для строительства мелких судов), рыбных портов со всей необходимой инфраструктурой и портовых холодильников. Был создан проектный институт «Гипрррыбфлот», который проектировал суда рыбопромыслового флота. В 1972 году я читал материалы ФАО, в которых советский рыболовный флот характеризировался, как самый современный (в дальнейшем началось топтание на месте). Помню, в 1961 – 1965 гг. в период обучения в Дальневосточном мореходном училище, г. Находка (ДВМУ) в Находкинском рыбном порту стоящих у причалов красавцев БМРТ, транспортных рефрижераторов. А во Владивостоке в рыбном порту кроме того красовались плавбазы и гиганты китобазы. Да и рыбные порты своими размерами и оснащением вызывали чувства восторга и гордости. А ведь прошло менее 20 лет после жестокой разрушительной войны. За всем этим стояла огромная организаторская работа Министра, руководителей и специалистов на всех уровнях управления отраслью. И сравним, «достижения» за последние почти 25 лет «демократических» преобразований. Комментарии излишни. - Масштабно проводились научные и рыбохозяйственные исследования по изучению и освоение новых районов и видов промысла. Проектировались и строились научно – исследовательские суда. Создавались и совершенствовались научно – исследовательские организации: ВНИРО, а на местах - ТИНРО, ПИНРО, АлантНИРО, АзчерНИРО, а также промразведки, которым поставлялись современные в то время поисковые суда, оснащенные новейшим оборудованием. Готовились научные кадры, среди которых было много молодых талантливых и энергичных людей. - Рыбная промышленность для выхода в Мировой океан в рамках международного права и международных соглашений активно представляла Союз на арене международного сотрудничества. Достаточно вспомнить, что Минрыбхозом СССР были заключены порядка 63 соглашений с 56 странами, в 34 странах были представительства Министерства, создано 21 совместное предприятие. Помню, несколько лет назад один из авторов на Камчатке сравнил Ишкова А.А. в развитии международного сотрудничества в рыбном хозяйстве и выходом в мировой океан с выходом в космос Королева С.П. - Началась новая эпоха в работе рыбопромыслового флота, рыбоперерабатывающего флота, оснащенного цехами для производства консервов и пресервов, филе, рыбной муки, рыбного жира, витамина «А» в жире, икры минтая, транспортно – рефрижераторного флота. Перешли от сезонного промысла к круглогодичному на всех широтах Мирового океана. Успешно реализовалась программа Ишкова А.А. по резкому наращиванию добычи рыбы и морепродуктов. Создавались и реализовывались новые формы обеспечения работы флота в отдаленных промысловых районах океана – экспедиционный промысел, МРТО (межрейсовое техническое обслуживание) и другое. Росло производство пищевых и непищевых рыбопродуктов, расширялся их ассортимент. По решению Министра реализовалась программа выпуска продукции в мелкой и красочной упаковке. Помню, он поручил мне собрать и доложить ему этикетки на банках и картонной таре, применяемые в пищевой промышленности. Увидев, что имеются более привлекательные образцы, нежели в рыбном хозяйстве, он дал соответствующие поручения. Уместно вспомнить и о производстве рыбной муки для сельского хозяйства, достигшего более 500 тыс. тонн в год, и кормовой рыбы для звероводческих хозяйств. - В основу достижений в развитии рыбного хозяйства были заложены принципы научно технического прогресса. Создавались проектные организации и машиностроительные предприятия по оснащению береговых рыбоперерабатывающих комбинатов и судов различными типами оборудования. Создавались проектные организации по проектированию холодильников, рыбокомбинатов, фирменных магазинов «Океан», прудовых хозяйств, портовых сооружений и другое. Созданы были строительные организации. Александр Акимович создал многоплановое многоотраслевое рыбное хозяйство. Были построены жестяно-баночные фабрики, тарные предприятия по изготовлению бочки. Венцом в этом деле был Дмитровский опытный завод алюминиевой консервной ленты (ДОЗАКЛ). Консервная алюминиевая и ламинированная тара этого завода позволила в значительной мере сократить закупки банкотары за рубежом. - По инициативе Ишкова А.А. были приняты ряд правительственных постановлений по развитию рыбного хозяйства во внутренних водоемах за счет выращивания рыбы в создаваемых прудовых хозяйствах, в садках и бассейнах, специально подготовленных озерах. Для увеличения уловов в естественных водоемах осуществлялись меры по улучшению условий естественного и увеличению искусственного воспроизводства рыбных запасов. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 августа 1978 года № 719 «О мерах по развитию рыбоводства и увеличению вылова рыбы в пресноводных водоемах страны» были заложены основы дальнейшего индустриального естественного и искусственного воспроизводства рыбных запасов. Он заложил основу по строительству заводов для производства специальных рыбных комбикормов. Был дан старт развитию мидийных и устричных хозяйств. Помню, во время командировки в 1976 году в Краснодарский край при посещении мидийно-устричного хозяйства на Большом Утрише он дегустировал в живом виде мидий и устриц, заправляя соком лимона, чем вызвал интерес у присутствующих с ним руководителей различного ранга. - Для подготовки кадров во всех регионах были созданы высшие и средние учебные заведения, и ПТУ. Я, к примеру, являюсь выпускником впервые открытого в 1961 году в Дальневосточном мореходном училище, г. Находка, технологического отделения. Первое поручение Министра мне довелось выполнять вскоре после поступления на работу в Инспекцию при Министре, летом 1971 года. Он вызвал начальника Инспекции Губанова А.Д. и поручил направить «паренька» под видом приехавшего отдохнуть с проверкой деятельности начальника Озернинской рыбинспекции Мосрыбвода на Озернинском водохранилище. Я поехал еще с одним «пареньком» Пулиным Евгением Сергеевичем, бывшим работником Мосрыбвода. Информация, имевшаяся у Министра, подтвердилась. Начальник рыбинспекции, возомнив себя хозяйчиком на государственном водоеме, разрешал в выходные дни знакомым и «нужным» ему людям порыбачить на водоеме. Министр остался доволен проверкой, вызвав на следующий день начальника Мосрыбвода и уже известного нам начальника рыбинспекции. Дело обошлось без оргвыводов, но разговор был серьезный. Первый раз на совещании у Министра А. А. Ишкова я был весной 1974 года. Рассматривался вопрос по выполнению мероприятий по выработке рыбной продукции из минтая. Ранее минтай перерабатывался на кормовые цели: рыбную муку и мороженную кормовую продукцию. Незначительная часть его на плавбазах, в частности китобазах, разделывалась для выработки икры и витамина «А» в жире из печени минтая. В отсутствие Губанова А.Д. я готовил материалы к совещанию и присутствовал на нем. Александр Акимович начал со слов: - Я изучил справки начальников управлений о проделанной работе, но в них нет анализа выполнения с учетом установленных заданий и сроков. Только в справке Чугая есть сравнительный анализ выполнения. Кстати, кто такой Чугай? Я представился. Инспекции при Министре всегда готовила доклады только в сравнении с заданием. В 1974 г. Министр А.А. Ишков поставил перед Инспекцией задачу улучшения исполнительской дисциплины во всесоюзных рыбопромышленных объединениях: Дальрыба, Севрыба, Запрыба, Азчеррыба и Каспрыба, и в их подчиненных организациях. В общем, по всей вертикали сверху – донизу. Для решения этой задачи необходимо было выезжать на места с проверками, выстраивать новую структурную схему контрольной деятельности в отрасли, обучение специалистов контроля. В 1976 г. первого марта я был назначен исполняющим обязанности начальника Инспекции при Министре (осенью был назначен на постоянную работу). В апреле Александр Акимович Ишков выезжал в командировку в Краснодарский крае и меня взял с собой. В поездке участвовали Монаков Борис Дмитриевич - начальник Каспрыбы, Закурдаев Вячеслав Иванович – начальник Азчеррыбы и другие руководящие работники. График работы был напряженным. Рабочий день начинался с подъема в 6 утра и заканчивался после 23, затем чаепитие и отбой. Александр Акимович являл собой пример удивительной работоспособности. Ему шел уже семьдесят первый год, но он был бодр, энергичен и активен. В нерабочей обстановке во время обедов и ужинов Александр Акимович вел себя просто и непринужденно, шутил наравне со всеми, слушал и рассказывал анекдоты. Мог пропустить рюмку, другую. Помню, в первый вечер за ужином у первого секретаря Краснодарского крайкома партии Медунова Сергея Федоровича я воздержался от рюмки, Александр Акимович кивнул мне, дав добро. В Новороссийске, Приморско-Ахтарске, Ейске и Краснодаре с руководителями предприятий рыбного хозяйства были проведены совещания, и мне было поручено по прибытию в Москву срочно подготовить протоколы совещаний. Уже в Москве Министр вызвал меня с утра, повторив свое поручение в двухдневный срок подготовить проекты протоколов, пояснив при этом, что при необходимости, я могу в любое время зайти к нему за консультацией. В этот же день меня ждал другой сюрприз. Вечером проездом домой (Приморский край) на сутки заехал отец и попросил показать ему на следующий день Москву. Утром я зашел к Александру Акимовичу с просьбой отпустить на полдня, он выслушал и сказал: - Побыть с отцом – святое дело. Бери мою машину (чайка), до двух часов дня она в твоем распоряжении, и покажи отцу Москву, советую показать ВДНХ и Красную площадь. Александр Акимович при всей своей строгости доброжелательно относился к людям. В начале 1976 года во время командировки начальника Инспекции А.Д. Губанова я оставался за старшего. Поступил проект телеграммы со строгим предупреждением за недисциплинированность в адрес начальника Каспрыбы Монакова Б.Д., подготовленный начальником Управления производства и новой технологии Бутысиным С.В., с резолюцией Министра: «Губанову зайти». Я пошел на доклад. - Ты кто? – спросил Александр Акимович. - Я, Чугай. - Да – да, вспомнил. Послушай, Монаков еще молодой начальник Каспрыбы. Строго предупредить его мы всегда успеем. А ты подготовь ему помягче телеграмму, но, чтобы он понял, что поручения Министерства надо выполнять. Во время командировки в Краснодарский край я обратил внимание, с какой теплотой Ишков А. А. порой относился к молодому начальнику Азчеррыбы Закурдаеву В.И., да и к другим присутствующим руководителям. Ишков А.И. ориентировал работу Инспекции на контроль, прежде всего, по существу. Больше всего поручений было по строительству объектов, поставкам рыбопродукции, выполнению различных решений по производственной деятельности предприятий. На постоянном контроле Инспекции при Министре (доклад ежемесячно или ежеквартально) находились решения (приказы, постановления Коллегии, мероприятия, протоколы совещаний в большей части во исполнение постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР) по различным направлениям деятельности рыбного хозяйства. Доклады Министру или его заместителям, в которых указывались задания, исполнители и сроки исполнения, фактическое исполнение, нередко были объемны. Такие справки Министр откладывал до выходных, и дома подробно расписывал на полях, давая конкретные дополнительные поручения и комментарии. Нередко комментарии были довольно таки нелицеприятны. Это требовало от Инспекции при подготовке докладов предельной объективности. В апреле того же 1976 года я с группой специалистов выезжал в Гурьев с проверкой в связи с крайне низкими темпами строительства икорного цеха (прежний цех, построенный лет сто назад, не отвечал требованиям при производстве черной икры из осетровых). Изучив положение дел на месте, подготовили справку, проект протокола о необходимых мерах по ускорению строительства цеха, проинформировали Гурьевский обком партии. По итогам проверки Александр Акимович провел расширенное совещание, высказал резкую критику в адрес ряда руководителей и дал соответствующие поручения, которые были реализованы. Вспоминаю командировку в Киев и Днепропетровск по поручению Александра Акимовича. Вызвал он меня в четверг, поставил задачу и говорит: - Выезжай сегодня в Киев, затем вместе с Горошко В.П. (начальник Главного управления по рыбному хозяйству в Украинской ССР) поезжайте в Днепропетровск, разберитесь и решите на месте, а в понедельник утром вдвоем доложите мне о результатах. - Впереди выходные дни, может лучше выехать в воскресенье? - Вот и хорошо, в выходные вам никто не будет мешать работать. В 1974 г., еще во время работы А.Д. Губанова начальником Инспекции при Министре, была начата разработка системы контроля с использованием АСУ (автоматизированные системы управления). В ряде министерств такие работы уже велись. Изучив и проанализировав имевшиеся разработки других ведомств, создали собственный проект, наиболее оптимальный в то время. В промышленную эксплуатацию система была принята в 1976 г. Назвали ее - автоматизированная система контроля исполнения поручений «Сигнал». Система напоминала исполнителям о контрольных поручениях за 15 дней до истечения срока, позволяла «видеть» и «помнить» все поручения до полного их выполнения. Служебной запиской я доложил Александру Акимовичу о внедрении новой системы. Он в своей резолюции одобрил это, и поручил провести семинар – совещание с начальниками управлений и дал ряд организационных поручений. В частности, поручил вести статистику об исполнителях, допускающих нарушения исполнительской дисциплины, и, при неоднократном нарушении, вносить предложения о привлечении их к ответственности. При всей своей огромной занятости, Министр лично читал обращения граждан, поступавшие в его адрес. Как-то в письме бывший отставной полковник поставил два вопроса с требованием ответить ему через телевидение или радио. Его интересовали поставки рыбной продукции в Москву и возможность резкого увеличения выращивания прудовой рыбы. Он даже предложил дать ему для эксперимента одно прудовое хозяйство с тем, чтобы у него была возможность научить всех остальных руководителей прудовых хозяйств выращивать рыбу (бредовая мысль). Министр, прочитав обращение, поручил мне пригласить автора в Министерство и вместе с ним проехать в Мосрыбу и Минрыбхоз РСФСР, чтобы специалисты объяснили ему положение дел. Автор по пути в названные организации продолжал настаивать в необходимости ответа ему по телевидению или радио, так как он выразитель идей миллионных масс жителей страны. Встретили нас на достаточно высоком должностном и профессиональном уровне и дали исчерпывающие ответы. На обратном пути в Министерство автор молчал. И только выйдя из машины, после некоторого раздумья, он попросил передать благодарность Министру за чуткое отношение к нему, как к автору письма, заявив, что он удовлетворен разъяснениями. Министр Ишков А.А. был доступен для руководящих работников центрального аппарата Министерства и прибывающих с мест. Также вел себя его заместитель, а в дальнейшем и Министр Каменцев В.М. и Котляр Н.И. Накануне новогодних праздников Александр Акимович ходил по управлениям и отделам и поздравлял коллективы подразделений с наступающим праздником. Последний раз Александра Акимовича я видел в конце восьмидесятых годов в гостях у Министра Котляра Николая Исааковича. * * * Каменцев Владимир Михайлович Министр рыбного хозяйства Союза Советских Социалистических Республик Заместитель Председателя Совета Министров СССР Каменцев Владимир Михайлович родился 8 января 1928 года. Рыбная промышленность, начиная с учебы в Мосрыбвтузе, дала ему путевку в большое плавание в безбрежном океане хозяйственной и государственной деятельности. С 1950 года после окончания Мосрыбвтуза началась его трудовая деятельность в Мурманске в организациях рыбного хозяйства. В 1962 году он стал бессменным первым заместителем Министра Александра Акимовича Ишкова. В 1979 году он был назначен Министром рыбного хозяйства СССР. С сентября 1986 года по 1989 год он работал заместителем Председателя Совета Министров СССР, одновременно в этот период он являлся Председателем Государственной внешнеэкономической комиссии Совмина СССР. С 1976 года, после назначения меня начальником Инспекции при Министре, мне нередко приходилось по поручению Министра докладывать Каменцеву В.М. по различным вопросам, связанным с исполнением поручений вышестоящих органов или собственных. Он всегда корректно и спокойно выслушивал, давая конкретные поручения. В 1979 году, став Министром, он внимательно около года, как мне кажется, присматривался ко мне, возможно с точки зрения моей профессиональной пригодности. Затем, как сейчас говорят, он принял меня в свою команду и полностью стал доверять. Работа Инспекции, как контролирующего органа за исполнением поручений, имела свою специфику. Не было многочисленных поручений, как в других подразделениях. Поручение было одно – в работе с документами должен быть порядок. По результатам оценивалась действенность контроля и доверие, прежде всего, к начальнику Инспекции. При огромной нагрузке государственными вопросами он уделял внимание четкости и слаженности работы управленческого аппарата. Требовал, чтобы аппарат работал, как единый часовой механизм. Эта линия проходила красной чертой в повседневной работе, в его выступлениях на совещаниях, заседаниях коллегий. Если он видел, что между отдельными начальниками управлений по каким-то вопросам нет взаимодействия, он собирал их для обсуждения и принятия однозначного решения. Потом иногда иронизировал: - Пригласил некоторых начальников управлений снять разногласия по взаимодействию между ними. Меня отвлек телефон, пока говорил, они прекрасно обо всем и без меня договорились. Периодически проводил совещания на тему о «Стиле и методах работы». Одно из таких совещаний, с участием заместителей Министра, членов Коллегии и начальников управлений, проходило с 5 до 9 вечера. Перед совещанием Владимир Михайлович в порядке вступления заявил: - Сегодня на совещании все равны и собрались с одной целью: определиться, как более слаженно работать. В выступлениях при необходимости можете критиковать любого, невзирая на должности, в том числе и меня. Оглядываясь назад, все больше ощущаю, как необходимо это было. Вырабатывался единый подход управленческого аппараты к пониманию и принятию оптимальных вариантов решения. Было четко отработано единое правовое поле в работе со служебными документами, а именно они являются продукцией управленческого аппарата. С учетом этих требований я формировался как специалист по контролю, как начальник Инспекции при Министре. Как-то Каменцев В.М. дал поручение начальнику Упррыбснаба Корнелюку А.Г. доложить по существу одного из вопросов. Корнелюк А.Г. зашел ко мне, пояснив, что вопрос к его компетенции не относится, и попросил доложить Министру с просьбой переписать документ по принадлежности на другое подразделение. Согласившись с пояснением, я при очередном докладе Министру поднял этот вопрос. Выслушав меня, Владимир Михайлович сказал: - Ты думаешь, я не знаю, кто чем занимается? Знаю, но в данном случае я хотел знать мнение лично Корнелюка А.Г. Передай, что я жду его доклад. Если мы хотим, чтобы у нас был порядок, ты контролируй мои поручения в моей редакции. Если кто-то считает, что я не по назначению дал поручение, пусть докладывают мне лично, это не твой вопрос. Владимир Михайлович, будучи первым заместителем, а затем Министром, сам проводил оперативные совещания в 9 часов утра о текущей производственной деятельности отрасли (понедельник, среда, пятница), на которых рассматривались выполнение плановых заданий по оперативным показателям и комплекс вопросов, связанных с работой флотов, предприятий и организаций. В порядке контроля он наиболее важные вопросы записывал на бумажках небольшого формата фломастерами разного цвета по ему одному известному принципу и на последующих оперативках спрашивал ход их выполнения. У него был достаточно большой личный архив служебных документов, состоявший из копий писем в вышестоящие организации, копий справок об исполнении важнейших протоколов, в котором он ориентировался с невероятной скоростью. Я сам неоднократно был свидетелем тому. Перед тем, как подписать письмо «наверх» он иногда говорил: - А что мы писали в прошлом письме? Он шел к своему шкафу, быстро находил копию нужного письма и сравнивал с новым проектом. Он очень критически относился, если ему звонил с напоминанием кто-то из секретарей обкомов (крайкомов) или Министров. Он вызывал заместителя Министра, начальника Управления и меня и с негодованием делал мне замечание о недостаточном контроле. После таких разносов я мог в любое время зайти к любому заместителю Министра, исключая первого, для напоминания о сроках исполнения поручений. Однажды после звонка секретаря Камчатского обкома партии на третий день после отправления им телеграммы, Министр вызвал меня, своего заместителя Крыжевского В.А. и начальника Управления Мисника И.Н. высказал в мой адрес замечание за слабый контроль за подготовкой ответа на телеграмму. Я, буквально перед этим проверив ход подготовки ответа, возразил, заявив, что проект ответа находится на визе у Крыжевского В.А., и с почтой к вечеру будет представлен ему (Министру) на подпись. Министр побледнел: - Ты думаешь, что первый секретарь обкома партии позвонил мне от нечего делать? Через час доложи мне проект ответа и подготовь проект приказа о наказании виновных и себя не забудь. После выхода из кабинета Министра Крыжевский В.А. сказал: - Володя, не надо в таких случаях возражать, лучше промолчи. А ко мне, если надо, заходи в любое время. Были и такие факты, когда Владимир Михайлович делал мне замечания по фактам нарушения исполнительской дисциплины в подведомственных производственных объединениях и организациях: - Товарищ Чугай, почему у нас такая плохая исполнительская дисциплина? Конечно, неприятно было выслушивать такие замечания. Тем более, что я и не мог знать о всех поручениях. Но в глубине души, где-то было чувство удовлетворения, что я не последняя спица в сложном механизме управления отраслью. Это с одной стороны. А - с другой, и это важно, я начинал думать, а как это все предвосхитить и упредить. И получалось. В итоге была выработана довольно эффективная система контроля. Несвоевременно исполнялось около одного процента контролируемых поручений. Это очень не плохой результат. Нередкие проверки исполнительской дисциплины, проводимые Комитетом народного контроля СССР и работниками аппарата ЦК КПСС, вызывали у проверяющих на первом этапе чувство недоверия, нет ли очковтирательства. Убедившись в объективности контроля, проверяющие давали положительные заключения о работе Инспекции при Министре. За весь период моей работы на руководящей работе по контролю (1976 – 2005 гг.) претензий со стороны проверяющих вышестоящих органов практически не было. Возвращаюсь к работе под руководством Владимира Михайловича. При всей его строгости к вопросам исполнительской дисциплины, он иногда отмечал положительную работу Инспекции при Министре. Он был доступен и рассудителен. Можно было поделиться сомнениями в некоторых вопросах, отстаивать свое мнение. Он или прислушивался, или пояснял, в чем я заблуждаюсь. При всей своей строгости, а порой и жесткости он был корректен к подчиненным, особенно к вновь назначенным на должность. Помню, Инспекция проверила состояние исполнительской дисциплины в Соврыбфлоте. Недостатков было много. Владимир Михайлович внимательно прочитал всю справку, во многих местах подчеркнул. Затем он пригласил Киданова В.В., незадолго до этого назначенного на должность начальника объединения, и меня. Министр по отечески пожурил Киданова В.В., читая при нем справку и акцентируя внимание на ряде вопросов. По прочтении справки, Киданов В.В. заявил, что не все выводы проверяющих подкрепляются примерами. Владимир Михайлович, кивнув на меня, ответил: - Он десятки примеров покажет. А когда Вы войдете в курс дела, еще больше увидите. Это короткий ответ красноречиво характеризовал Каменцева В.М., как человека, хорошо владеющего ситуацией работы с документами. В августе 1986 года после поездки во Владивосток с Горбачевым М.С., Министр Каменцев В.М. был назначен заместителем Председателя Совета Министров СССР. Одновременно он был назначен председателем Государственной внешнеэкономической комиссии Совмина СССР. Приведу основные показатели работы рыбной промышленности за время работы Каменцева В.М. Министром.
1980 г. 1985 г. Улов Минрыбхоза СССР тыс. т 9486,0 10561,5 в т. ч. в открытых водоемах 8325,0 9393,3 во внутренних водоемах 1161,0 1168,2 Выпуск пищевой продукции 4013,7 4445,08 Выпуск консервов муб 2840,86 3185,23 Мука кормовая тыс. т 555,25 657,45 Численность работников тыс. чел. 687,37 693,09
* * * Котляр Николай Исаакович Министр рыбного хозяйства Союза Советских Социалистических Республик Котляр Николай Исаакович, как и его предшественники, Министры рыбного хозяйства СССР Ишков Александр Акимович, Каменцев Владимир Михайлович, постигая непростую рыбохозяйственную деятельнось, начинал свой путь к высокой государственной должности, работая на предприятиях рыбного хозяйства. Высшее образование он получил в Дальрыбвтузе по специальностям: «инженер-механик» и «инженер-экономист». В 1978 году поступил в Академию народного хозяйства СССР. Николай Исаакович прошел все ступени трудового пути: инженер по добыче рыбы, начальник цеха добычи на рыбокомбинате им. Исаенко в поселке Зарубино, инструктор Приморского крайкома КПСС, руководитель объединенной Беринговоморской экспедиции «Дальрыбы». С 1971 по 1978 год Котляр Н.И. работал начальником Базы активного морского рыболовства (БАМР) г. Находка. В этой базе я начинал свою трудовую деятельность. В 1964 – 1965 годах на первой тунцеловной базе «Ленинский луч» я проходил практику, обучаясь в Дальневосточном мореходном училище (ДВМУ) по специальности техник – технолог рыбной промышленности. Я познакомился с Николаем Исааковичем, когда он работал в Дальрыбе заместителем начальника, начальником объединения. Приезжая в командировку в Министерство, он заходил в Инспекцию при Министре поинтересоваться нет ли за Дальрыбой неисполненных поручений. Он присаживался рядом со мной, я брал перечень контрольных поручений Дальрыбе, и вместе мы просматривали его. Некоторые из поручений он записывал себе в блокнот. Затем вооруженный необходимой информацией, он удовлетворенно уходил. Во время редких моих командировок во Владивосток, он неизменно предлагал взять его машину и проехать посмотреть город. «Работа – работой, а город посмотреть надо». Зная, что я приморский, из Спасска-Дальнего, он интересовался здоровьем, жизнью родителей. Котляр Н.И. стал Министром, когда рыбная промышленность была на подъеме. Улов рыбы и морепродуктов составлял более 10 млн. т в год. Добывающий, обрабатывающий, транспортно-рефрижераторный и научно-исследовательский флот работал, практически во всех морях и океанах. Росли объемы вырабатываемой рыбной продукции, в том числе в мелкой расфасовке, в разделанном виде и филе. Расширялся ассортимент рыбопродукции. Активно развивалось прудовое хозяйство, воспроизводство сырьевых ресурсов. И многое – многое другое. Но в воздухе уже пахло грозой. С 1989 года активно начался реорганизационный «зуд», всплывший на перестроечной волне. Это ставило новые задачи перед руководством Министерства, в первую очередь перед Министром, отвлекая от решения производственных вопросов. Первыми словами Министра Котляра Н.И., когда я первый день зашел к нему в кабинет, были: - Ну, что землячок, поработаем. С этого дня началась его деятельность на посту Министра. С присущей ему работоспособностью и ответственностью он приступил к работе. На работу приходил рано, часов в семь утра. До 9 часов утра это было его личное время, когда он мог поразмышлять, подумать, не отвлекаясь на суету рабочего дня. С починенными он был вежлив и корректен, отличался скромностью и порядочностью. Умел слушать и прислушиваться, старался не властью, а рассуждениями убедить собеседника. При этом он был строг и требователен, любил порядок и дисциплину. В работе по контролю Котляр Н.И. в основном придерживался тех же принципов, что и Каменцев В.М. Но в то же время он стремился добиться того, чтобы один раз данное поручение (письменное или устное) выполнялось обязательно, без дополнительных напоминаний. Он иногда вновь и вновь поднимал этот вопрос при моих докладах об исполнительской дисциплине. Но, видимо, без напоминаний и понуканий не всегда можно добиться желаемых результатов. Поэтому в работе Инспекции при Министре я делал акцент на предупредительный контроль, позволяющий заранее увидеть возможные срывы и упредить неисполнительность. Летом 1991 года проходила очередная реорганизация и сокращение аппарата Министерства. При этом многих работников, достигших 60 лет, отправили на пенсию. Это затронуло и начальника нашего Управления Кутакова Б.Г. В августе того года Николай Исаакович назначил меня начальником Управления делами. Но вскоре произошли события, повлекшие чуть позже распад Союза, Я имею в виду ГКЧП. Вскоре Николай Исаакович был освобожден от должности Министра. Я зашел к нему попрощаться. Последними словами его были: - Извини, если чем-то обидел В то время в Минрыбхозе СССР Министры и их заместители резолюции на входящих документах писали собственноручно. Но пришли иные времена, и мне было предписано готовить проекты резолюций Председателя Комитета. Как-то раз, весной 1992 года в гости зашел Николай Исаакович. Узнав, что теперь проекты резолюций готовлю я, он, шутя, сказал: - И ты еще жив? Я сам писал резолюции, и то ко мне нередко приходили начальники управлений с претензиями, что я неправильно расписал. В дальнейшем мне нередко приходилось общаться с Николаем Исааковичем в период его работы представителем колхоза «Восток-1». Он оставался прежним внешне спокойным, уравновешенным, человечным. Приведу основные показатели работы рыбной промышленности за 1987 год:
Улов Минрыбхоза СССР, тыс. т 11187,5 в т. ч. в открытых водоемах 10021,9 во внутренних водоемах 1165,6 Выпуск пищевой продукции 4390,32 Выпуск консервов, муб 3042,73 Мука кормовая, тыс. т 766,64 Численность работников, тыс. чел. 678,09
Апрель 2015 г. Чугай В.И. |