Валентин Балашов: Рыбные квоты для частных компаний – только за большие деньги
Ответы на несколько типичных вопросов последнего времени о рыбной отрасли.
Начало: Валентин Балашов: Д.А. Медведев нашёл в море деньги, которые «вращаются»
В последние пять лет в рыбном хозяйстве Российской Федерации происходило много необычного. Общий смысл озвучиваемых государственными лицами изменений в жизни рыбаков сводился к необходимости «повышения эффективности» путем увеличения массового производства рыбного филе, а также к строительству на российских верфях соответствующих рыбопромысловых судов. Под эти идеи придумали алгоритм перераспределения между рыбохозяйственными организациями объемов квот добычи (вылова) наиболее ликвидных водных биоресурсов. Несмотря на заключение с рыбопромышленниками в 2018 году новых долгосрочных договоров на право вести рыбный промысел на основе результатов предыдущей статистики закрепления квот, в законодательство о рыболовстве были внесены фундаментальные изменения. Прописанные в 2016 году законодательные новеллы постепенно выдавливают исторический принцип получения права на осуществление промышленного и прибрежного рыболовства, принцип, основанный на многолетней истории работы рыбодобывающих предприятий России. В таких обстоятельствах рыбопромышленники начали как-то подстраиваться под новую реальность, но горизонт планирования хозяйственной деятельности значительно сократился - что будет с предприятием в среднесрочной перспективе теперь не скажет никто. Тем не менее, учитывая официально озвучиваемые в последние годы позиции различных институтов государственного управления можно констатировать следующее.
В этой связи, похоже, что уже вырисовываются контуры механизма распределения среди пользователей долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов (рыба) после 2033 года. А это для тех, кто делает инвестиции сегодня, планирует их завтра и думает оставаться в отрасли долго, может представлять практический интерес. Вторая фаза перераспределения квотС октября по декабрь 2020 года из уст государственных отраслевых руководителей неоднократно звучало, что вторая фаза «инвестиционной» программы по строительству на российских верфях новых рыболовных судов может начаться в 2023 году. Она будет обеспечена дополнительным объемом квот добычи (вылова) определенных видов водных биоресурсов, направляемых на «инвестиционные» цели, общий допустимый улов (ОДУ) которых в определенных районах добычи (вылова) этих водных биоресурсов, не должен будет превышать уже 50 процентов от ОДУ таких водных биоресурсов в соответствующих районах добычи (вылова), распределяемых применительно к квоте добычи (вылова) водных биоресурсов в морских водах или квоте добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленной Российской Федерации в районах действия международных договоров для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства. Простым языком говоря - до 50% от части общего «ОДУ рыбы», вылавливаемой по историческим договорам «2018 года». В настоящее время пороговая цифра квот добычи (вылова) водных биоресурсов на «инвестиционные» целина определенные виды рыб в определенных районах промысла установлена - 20% от их ОДУ в данных районах. Как говорят государственные люди, соответствующие изменения в ближайшее время будут внесены в законодательство о рыболовстве. Нет, речь не идет о желаемом некоторыми «дальновидными судовладельцами» донаделении сырьевым ресурсом строящихся в настоящее время «инвестиционных» объектов (рыболовных судов), цель – обеспечить «инвестиционными» квотами строительство очередной партии новых судов. Если это состоится, то совершенно очевидно, что к 2027 году из исторических квот будет изъято уже 50% части ОДУ самых ликвидных объектов промысла (рыба). Договоры с государством «2018 года» похудеют ровно в два раза. В принципе об этом догадывались многие рыбопромышленники, но немногие хотели верить в такое развитие событий. В тоже самое время еще в декабре 2016 года заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации - руководитель Федерального агентства по рыболовству И.В.Шестаков открыто говорил на эту тему: «Если программа будет признана успешной, через пять-шесть лет я не исключаю возможности, что она может быть продолжена, и будет дополнительный какой-то объем квот, выделенный для инвестиционных целей, если того потребует ситуация» (Инвестквоты могут получить продолжение). Как эта программа может быть официально на государственном уровне признана неуспешной? Да, ведь «эта программа - Кого надо программа». Судостроение «основа» рыбной отраслиС 2015 года было понятно, что по отношению к российскому рыбному хозяйству отечественное судостроение находится у государства в стратегическом приоритете. Несмотря ни на какие «особенности» гражданского судостроения, теперь это стало очевидным. С таким фундаментальным подходом, а также учитывая общие экономические реалии, можно предположить, что в рыбной отрасли будет и третья фаза «инвестиционной программы». В 2028 году. В этом случае из оставшихся исторических квот к началу 30-ых могут взять ещё 30% этой части ОДУ - для «инвестиционной рыбы». Таким образом в 2033 году (год завершения срока действия договоров «2018 года») у рыбаков может остаться исторических квот всего 20% от ОДУ. Возникает вопрос: что с этим будет делать государство в 2034 году, а также в дальнейшем? Вопрос может быть кому-то покажется слишком далеким и даже, в каком-то смысле, теоретическим, впереди ведь еще 13 лет, тут сегодня разобраться бы в проблемах. Однако … Огромные деньги на строительство рыболовных судов тратятся сейчас и будут тратиться рыбопромышленниками дальше в предлагаемой «второй фазе» строительства «инвестиционных» объектов. А сроки эксплуатации этих судов выходят далеко за границу 2033 года. Возникает экономический вопрос: какое сырьевое обеспечение этих судов будет к 2033 году (и после), какая экономика будет у каждой конкретной рыбодобывающей организации, владеющей этими новыми рыболовными судами? Аукционные квотыВ этой связи, глядя на происходящее вокруг, с учётом взятого чиновниками курса на «повышение эффективности» рыбохозяйственной деятельности, не исключено, что сбудутся мечты Федеральной антимонопольной службы, и с 2034 года нераспределённые в «инвестиционные» квоты остатки объемов исторических квот (20% от ОДУ данного вида квот) будут продаваться в начале каждого календарного года на аукционах - на этот текущий год. Кроме этого, следует обратить внимание на то, что с 2035 года пройдут 15 лет первых «инвестиционных выделений», с этого года и далее каждый год начнут заканчиваться сроки «инвестиционных» договоров. Пойдет обратный процесс - ежегодные изъятия долей «инвестиционных» квот у соответствующих пользователей, у которых закончился 15-летний договор. Год за годом, приказ за приказом, первый, второй, третий, пятьдесят шестой - потеряют свои инвестиционные квоты на рыбу. После этого, в соответствии с действующим в настоящее время законодательством будут запущены новые конкурсные процедуры под выбывшие из «прекрасного инвестиционного состояния» доли «инвестиционных» квот (рыба) и определены следующие «инвестиционные» проекты и следующие победители. Быть может кто-то из уже получивших опыт строительства судов на российских верфях также закажет себе еще одно судно или может быть пять, это уже каждый решит сам. В период строительства до ввода в эксплуатацию и регистрации имущественных прав на очередные «инвестиционные» объекты, изъятые у первопроходцев доли «инвестиционных» квот, исходя из позиции ФАС, могут и не вернуться уже в «корзину» исторических объемов квот, а начать продаваться на ежегодных аукционах (на год) как «право пользования водными биоресурсами по промышленной квоте». После ввода в эксплуатацию очередного «инвестиционного» судна для него возьмут необходимый «инвестиционный» объём из объёмов ежегодных «аукционных промышленных квот». А в них каждый год смогут добавлять выбывающие из 15-летнего «инвестиционного пробега» доли «инвестиционных» квот. Получается своего рода «новый принцип» закрепления за пользователями на 15 лет права ловить рыбу и «механизм оборота» «инвестиционных» долей квот. Также выстраивается механизм «возникновения» объемов и оборота ежегодных «аукционных квот» пользования водными биоресурсами. Что в итоге? Дорогой бизнес получается, затратный очень. Сначала построй судно на 30% дороже аналогичной иномарки, но с небольшим «квотным бонусом», а потом каждый год докупай квоты на ежегодных аукционах для того, чтобы это судно обеспечить необходимым для рентабельной работы объемом квот водных биоресурсов. Такое может себе позволить не каждый. Несовпадение циклов и фазКо всему этому следует добавить, что жизненный цикл рыбопромыслового судна, на практике составляет 30 лет. В формирующейся «15-летней модели» договорного допуска хозяйствующих субъектов к морскому рыболовству при использовании любых видов квот (рыба), после двух (или трех) фаз «инвестиционной программы» через 15 лет количество российских рыболовных судов, незагруженных работой будет значительным, и с каждым последующим годом число таких судов будет увеличиваться. А это значит, что рыбодобывающим предприятиям с какого-то момента придется избавляться от лишнего флота, быть может даже не такого и старого. Кому-то может показаться, что это разговор о далеком будущем. Однако, следует понимать, что при существующей модели 15-летнего «круговорота инвестиционных квот» в некоторых конкретных случаях у отдельных пользователей новые «инвестиционные» суда не будут обеспечены в достаточной мере объемами сырьевых ресурсов уже к 2027 году. Квоты и фактор госкомпанииВ июне 2020 года Федеральное агентство по рыболовству официально проинформировало, что в Российской Федерации будет создана крупная государственная системообразующая рыбохозяйственная организация (Законопроект об акционировании Нацрыбресурса скоро внесут в правительство). Согласно законопроекту, разработчиком которого является Минсельхоз, реорганизация ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» осуществляется путем преобразования ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» (НРР) в АО «Национальные рыбные ресурсы» (АО) и внесения в уставный капитал создаваемого акционерного общества имущества ФГБУ «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» (ГЛАВРЫБВОД) и ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» (ЦСМС). По информации Росрыболовства законопроект прошел межведомственное согласование и находится в высокой степени готовности, в ближайшее время его планируется внести в правительство. Все акции создаваемого акционерного общества будут находиться в собственности государства. На базе ФГУП предполагается создать крупную акционерную рыбопромышленную компанию. В настоящее время ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» является пользователем водных биоресурсов в разных рыбохозяйственных бассейнах, имеет несколько рыбопромысловых судов и долгосрочные договоры «2018 года» на различные объекты промысла. Новая организационно-правовая форма, а также огромный имущественный комплекс ГЛАВРЫБВОДА и НРР позволяет акционерному обществу с государственным участием стать привлекательным заемщиком денежных средств в российских коммерческих банках с государственным участием. Это создает благоприятные условия для участия АО в крупных инвестиционных проектах в области рыболовства. Кроме этого, вполне возможно появление в Законе о рыболовстве нового вида квот – квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленные организациям с государственным участием (100% акций) для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства. Например, для начала до 10% от ОДУ наиболее ликвидных промысловых объектов на разных бассейнах. В данном материале не рассматриваются вопросы влияния на инвестиционную деятельность в области рыболовства динамики величин общих допустимых уловов и национальных квот России – это отдельная тема.
Валентин Валентинович Балашов Мурманск, 29 декабря 2020 г. |