Последние публикации

18 Май 2022
Летайте самолетами аэрофлота!
18 Май 2022
Проект "Рыбовед"
18 Май 2022
Рыбакам-любителям объявили объемы
18 Май 2022
На Камчатке отмечен растущий спрос на специалистов в области экологии
18 Май 2022
Перу планирует увеличить производство аквакультурного гребешка
18 Май 2022
Корея существенно увеличила закупки минтая из России
18 Май 2022
Японский импорт угольной рыбы в марте 2022 года
18 Май 2022
РЖД увеличили перевозку тихоокеанских морепродуктов из Приморья на 19% в январе-апреле
18 Май 2022
Абрамченко потребовала снизить зависимость рыбной отрасли РФ от импорта
18 Май 2022
Улов связанных сторон
18 Май 2022
Шлифовка законодательства об инвестиционных квотах продолжается
18 Май 2022
Будущее российского рыбного рынка – в повестке «Недели Российского Ритейла»
18 Май 2022
Нововведения в ФЗ «Об экологической экспертизе» грозят остановкой промысла и застоем марикультуры
18 Май 2022
Производство мидий и устриц в Краснодарском крае в I кв. выросло в 9 раз
18 Май 2022
В Башкортостане подписали Соглашение с 12 резидентом ОЭЗ «Алга»
18 Май 2022
Мало жести: Росрыболовство доложило о нехватке сырья для консервных банок
18 Май 2022
Показатели работы Северо-Восточного ТУ Росрыболовства за прошедшую неделю
18 Май 2022
В Вологде возбудили дело по факту массовой гибели рыбы в реке
18 Май 2022
На международной ассамблее «Каспийский диалог» обсудили состояние рыбных запасов и меры сохранения экосистемы Каспия
18 Май 2022
Завершилась экспедиция для комплексной оценки состояния промысловых запасов крупнейшей реки Кузбасса — Томь
18 Май 2022
Юрий Трутнев ознакомился с работой завода по производству рыбного жира «Омега-3» на Камчатке
17 Май 2022
Рекордные цены на лосося увеличили стоимость импорта бразильской аквакультуры до 248 миллионов долларов в первом квартале
17 Май 2022
Поставки рыбьих жиров в Норвегию сильно замедлились в марте
17 Май 2022
Три судна подготовили к спуску на воду на Вилючинской судоверфи на Камчатке
17 Май 2022
Китай ввел ограничения в отношении 12 российских рыбоперерабатывающих предприятий
17 Май 2022
Специалистами Астраханского филиала ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора» выявлен возбудитель дактилогироза в семи пробах карповых рыб
17 Май 2022
Партия морепродуктов задержана в пункте пропуска МАПП Забайкальск при осуществлении пограничного ветеринарного контроля
17 Май 2022
Россельхознадзор согласовал возможность поставок на Кубу широкого спектра мясной, молочной и рыбной продукции
17 Май 2022
Праздник корюшки в Петропавловской крепости посетили более 75 тыс. человек
17 Май 2022
С начала 2022 года из Приморского края экспортировано более 460 тыс. тонн рыбопродукции
17 Май 2022
Да ремонтируйтесь… на здоровье… за границей!
17 Май 2022
В ходе всероссийской акции Росрыболовства «День без сетей» браконьеров в Приморье лишили 8 километров сетей
17 Май 2022
Антикризисный план Всероссийской ассоциации рыбопромышленников
17 Май 2022
Рыба пойдёт на борт
17 Май 2022
В Минпромторге готовят предложения по импортозамещению в пищевой отрасли
17 Май 2022
Четыре протокола составили сотрудники СВТУ ФАР в ходе контрольно-надзорного мероприятия по рекам Усть-Большерецкого района
17 Май 2022
В Ленинградской области успешно продолжается корюшковая путина
17 Май 2022
Итоги мониторинга промысловых видов рыб в Балтийском море
17 Май 2022
Рестораторы Камчатки готовятся к летнему туристическому сезону
17 Май 2022
Завершилась комплексная экспедиция на крупнейшую реку Кузбасса
17 Май 2022
6 июня состоится заседание диссертационного совета по биологическим наукам
17 Май 2022
Правительство перенесло на 2030 год строительство десяти рыбопромысловых научно-исследовательских судов
17 Май 2022
Следствием проверяются обстоятельства исчезновения жителя поселка Озерновский
16 Май 2022
Камчатские спасатели приостановили поиски пропавшего 10 дней назад рыбака
16 Май 2022
На Вилючинской верфи освятили построенные и отремонтированные суда
16 Май 2022
ТАСС уполномочен заявить!
16 Май 2022
Продажи морепродуктов на токийском центральном рынке Тойосу 12.05.22
16 Май 2022
Шотландские фермеры, выращивающие лосося, опасаются «торговой войны» с ЕС
16 Май 2022
По факту получения производственной травмы, повлекшей смерть человека, проводится проверка
16 Май 2022
В Амурской области пресечена деятельность фантомной площадки с оборотом свыше 50 тонн рыбной продукции

Подписка на новости

Рыбная отрасль в условиях рынка: пути преодоления трудностей

Вот уже десять лет как рыбохозяйственный комплекс страны функционирует в условиях так называемых "рыночных отношений"
Итоги в основном удручающие, но анализ причин и условий их формирования вооружает нас программными мерами и действиями.
Практика подтверждает закономерность жизненного цикла: "заболевание - развитие болезни - кризис - выздоровление".
Последнее может не наступить в случае неправильно поставленного диагноза, отсюда выбор методов и средств лечения, или прохождение всех стадий болезни без придания этому процессу управляемого характера, или имитация управляющих действий.
Под приданием процессу управляемого характера я, естественно, вкладываю смысл не командования и администрирования, так как время преимущественного руководства в процессе управления этими методами прошло.
Речь, конечно, идет об управляющем воздействии на макро- и микроуровнях управленческой иерархии, где административные рычаги должны выступать как дополнение к экономическим методам воздействия на производственные процессы в целях их стабилизации и дальнейшего устойчивого развития для достижения целей организации.


Рассматривая рыбохозяйственный комплекс на федеральном уровне как единую организацию, перед которой в таких государственных документах, как программа "Рыба", срок действия которой хотя и закончился в прошлом году, а правопреемником следует рассматривать ФЦП "Экология и природные ресурсы России (2002–2010 гг.)" в разделе её подпрограммы "Водные биоресурсы и аквакультура", тем не менее, ровно семь лет тому назад в условиях рыночных отношений Правительством во главу угла деятельности отрасли была поставлена единственная задача - обеспечение продовольственной безопасности, улучшение продовольственного снабжения населения, доведение уровня душевого потребления рыбы и рыботоваров до установленной медицинской нормы, т.е. 23,7 кг в год.
Позже, начиная с указа Президента России в январе 1997 г., утвердившего концепцию "Мировой океан", в Федеральном законе от 14 июля 1997 г. № 100–ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства" и других документах государственной власти страны однозначно подтверждались эти цели и задачи, стоящие перед отраслью.
В одном из последних документов, подписанных в июле 2001 г. Президентом России "Морская доктрина Российской Федерации на период 2020 г.", также красной нитью проводится эта мысль и ставятся задачи продовольственной безопасности.
Совет безопасности Российской Федерации своим решением от 11 марта 2002 г. № 2 по результатам рассмотрения вопроса "Проблемы развития рыбохозяйственного комплекса и охраны морских биоресурсов с позиции обеспечения экономической безопасности" установил следующий диагноз болезненного состояния отрасли: "Современное социально-экономическое состояние рыбохозяйственного комплекса характеризуется острейшим затяжным кризисом, следствием которого стало значительное сокращение добычи рыбы и других морепродуктов".
Далее в этом же документе констатируется: "Ситуация, сложившаяся в рыбохозяйственном комплексе сегодня, серьезно осложняет перспективы развития на принципах рыночной экономики, негативно воздействует на социально-экономическую обстановку в приморских регионах".
И, наконец, по мнению Совета безопасности, "требуется безотлагательное принятие комплекса мер нормативно-правового, финансово-экономического и организационного характера, нацеленных на обеспечение реальных изменений в социально-экономическом положении рыбохозяйственного комплекса страны".
Вот тот неполный перечень документов государственной власти страны, который точно ставит диагноз - острый затяжной кризис, определяет цели и задачи функционирования рыбохозяйственного комплекса, а главное, законодательно закрепляет причастность рыбохозяйственного комплекса не только к решению проблемы продовольственной безопасности, но и доступ к тем экономическим рычагам и стимулам, которые государство представляет агропромышленному комплексу. Таким образом, стадия болезни - кризис, методы лечения - экономические, цели излечения - стабилизация производства в интересах обеспечения продовольственной безопасности. И это - на правовой основе.
Федеральным законом от 14 июля 1997 г. №100–ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства" установлены правовые основы экономического воздействия государства на основные составляющие агропромышленного комплекса.
Наряду с необходимостью государственного воздействия на процессы производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и сырья, Федеральный закон предусматривает это воздействие на процессы производства и реализацию продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.
Федеральным законом определено, что задачами государственного регулирования агропромышленного производства являются его стабилизация и развитие в интересах обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации и улучшение продовольственного обеспечения населения.
Основными направлениями государственного регулирования агропромышленного производства, в частности, признано формирование и функционирование рынка сырья и продовольствия, финансирование и кредитование, страхование, льготное налогообложение.
Кроме того, Федеральный закон предписывает государственным органам принимать меры по защите интересов отечественных товаропроизводителей и обеспечивать продовольственную безопасность Российской Федерации в процессе осуществления хозяйствующими субъектами внешнеэкономической деятельности (экспорт и импорт сырья и продовольствия).
При этом допускается принятие защитных мер в форме количественных ограничений или введения таможенных пошлин до такой степени и на такой срок, которые могут быть необходимыми для устранения существующего ущерба или предотвращения угрозы его принятия.
К сожалению, многие положения вышеназванных решений законодательной и исполнительной власти страны на практике воспринимаются не более как декларации, по сути преданы забвению и не стали для власти руководством к практическому действию в отношении коренного изменения состояния рыбохозяйственного комплекса страны.
Принятые со стороны государства меры, как свидетельствует реальное положение дел, не дали ожидаемых результатов. На практике подменены ориентиры работы рыбохозяйственного комплекса. Задача обеспечения продовольственной безопасности и улучшения снабжения населения декларативно провозглашается в государственных документах без установления количественного задания ее достижения, а вот ориентир бюджетного поступления, начиная с 1999 г., устанавливается в прогрессирующей тенденции роста (с 3,5 млрд руб. до 10,5 млрд руб. в проекте бюджета на 2003 г.). И это в условиях, когда за последние годы ОДУ по вылову водных биоресурсов в отечественной зоне сократилось почти в 2 раза.
Более того, под лозунгом борьбы с коррупцией путем внедрения рыночных инструментов хозяйствования, исключающих чиновническое вмешательство в процесс распределения квот вылова водных биоресурсов, начиная с 2001 года, введены аукционные торги этими квотами.
Не надо быть крупным специалистом, достаточно уметь читать, чтобы разобраться в том, является ли "шанс", выставляемый в качестве лота на торги, биржевым товаром. В любом экономическом словаре мы находим определение понятия аукциона - "продажа с публичных торгов товара или имущества".
Право промысла определенного количества водных биоресурсов в воде, естественно, не может быть ни товаром, ни имуществом. Далее, государство, продав так называемый товар, а по сути "шанс", не несет никакой материальной и любой другой ответственности ни за количество, ни за качество по результатам отоваривания "шанса", т.е. по результатам промысла. Скажите, какой инвестор будет вкладывать средства не под конкретный, а под виртуальный товар?
Я думаю, многим понятно, что государство в период плановой экономики, учитывая специфику нашей отрасли, имеющей дело с предметом труда в виде водных биоресурсов, оценка которых во многом носит вероятностный характер, устанавливая плановые задания и наделяя квотами рыбодобывающие предприятия в случае пролова, возмещало ему убытки из бюджета страны.
Сейчас все с точностью до наоборот.
Оппоненты могут возразить: "Ну, то плановая, а это рыночная экономика".
А у меня вопрос к оппонентам: "А что, разве рыночные отношения способны внести коррективы в природные закономерности, одной из которых является пролов, как и то, что в условиях цивилизованного рынка, где встречаются продавец в лице государства и покупатель в лице рыбака, допустимо первому продавать "кота в мешке", как это фактически получается, а в случае пролова иметь одно объяснение - "тебя никто не тащил на аукционы, ты сам пришел, вот и оставайся один на один со своим проловом"? Налицо нарушение принципов рыночной экономики, в том числе из - за отсутствия у покупателя альтернативного продавца.
Можно было бы закрыть глаза на несоответствие предмета аукционных торгов его действительному смыслу, если бы не те разрушительные последствия для экономики и социальной жизни регионов, предприятий, трудовых коллективов и их семей, а также для бюджета страны.
Как известно, все познается в сравнении, вот и мы сравним 2001 год с предшествующим по отдельному кругу финансовых показателей, прямо связанных с аукционными торгами.
Наращивание их объемов закрепляет донорство отраслью федерального бюджета в ущерб интересам продовольственной безопасности, социально-экономического развития приморских регионов, трудовых коллективов и бюджетов всех уровней.
В нарушение действующего законодательства средства, поступившие в бюджет за право пользования водными биоресурсами, не в полной мере возвращаются на финансирование работ по охране, воспроизводству, изучению водных биоресурсов.
Так, если в 2001 г. в федеральный бюджет поступило 7 млрд рублей, то из бюджета на финансирование работ государственного назначения и содержание организаций, находящихся в государственной собственности, возвращено порядка 4 млрд рублей, в 2002 году ожидается поступление около 12 млрд рублей, а будет возвращено менее 5 млрд рублей. В результате сокращения налогооблагаемой базы поступления в бюджеты всех уровней в 2001 году сократились на 14% или на 0,5 млрд рублей против 2000 г. Это то, что подтверждено данными официальной статистики.
Упущенная экономическая выгода исчисляется несколькими миллиардами рублей в результате закрепления экспортной направленности реализации продукции, развала береговой инфраструктуры, сокращения налогооблагаемой базы, браконьерства, на которое толкает покупателя квот цена их приобретения, превышающая реальную стоимость готовой продукции.
Анализ отчетных данных о работе отрасли рыбного хозяйства России за период действия вышеназванного Федерального закона свидетельствуют о том, что его основные положения, как в части задач государственного регулирования производственных процессов в отрасли, так и приведения в действие необходимых экономических рычагов, не выполнены. Не обеспечена стабилизация работы и развития рыбохозяйственного комплекса, все более ущемляются интересы продовольственной безопасности Российской Федерации.
Начиная с 1998 г. до настоящего времени продолжается спад объемов добычи рыбы и морепродуктов, ухудшение ассортимента производимой продукции, сокращение выпуска непищевой продукции. Так, в 2001 г. объем вылова рыбы и морепродуктов в сравнении с 1998 г. уменьшился на 18,4%, или почти на 1 млн т.
Выпуск пищевой рыбной продукции, включая консервы, остался примерно на прежнем уровне - порядка 3 млн т в год, однако наблюдается ухудшение структуры ассортимента производимой рыбопродукции при наращивании объемов производства рыботоваров без глубокой обработки с низкой добавленной стоимостью.
Так, если в 1998 г. было произведено порядка 500 тыс. т рыботоваров с максимально глубокой степенью обработки, то в 2001 г. менее 300 тыс. т, что составило лишь 10% в общем объеме производства пищевых рыботоваров против 17% в 1998г.
Сокращено производство мороженого филе на 40%, рыбы специальной разделки на 15%, пищевого фарша в 3 раза.
Выпуск кормовой рыбной муки для нужд сельского хозяйства сократился на одну треть.
В условиях возрастающего дефицита рыботоваров на внутреннем рынке, снижения их душевого потребления населением страны, снятия всяких барьеров на пути к внешнему рынку, объем экспорта рыбопродукции за этот же сравниваемый период в натуральном выражении возрос на 14%, а удельный вес экспорта в общем объеме производства рыботоваров составил 39% против 33% в 1998 г. Проведенные в 2001 г. аукционы по продаже квот вылова водных биоресурсов закрепили экспортную ориентацию отечественного флота на внешний рынок товаров, работ, услуг. При этом в структуре экспорта рыботоваров сохранялась тенденция направления объемов поставок на внешний рынок продукции с низкой степенью обработки и соответственно малой валютоемкостью. Так, если в 1998 г. удельный вес экспорта рыбной продукции без глубокой обработки в общем объеме экспорта составлял 75%, то в 2001 г. он возрос до 83,3%.
Рост средней стоимости одной обезличенной тонны экспортируемой рыбопродукции на 10% был связан с увеличением в абсолютном выражении экспорта валютоемких объектов (ракообразные, моллюски и т.д.).
За этот же период объем импорта рыботоваров хотя и возрос всего на 6,6%, однако в абсолютном выражении составил порядка 600 тыс. т, что свидетельствует о том, что в структуре питания россиян рыботоварами около половины фактически потребленной рыбопродукции приходится на зарубежного изготовителя.
Таким образом, наращивая фактически экспорт сырья, а не готовой рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью, увеличивая пресс на эксплуатацию высоколиквидных объектов промысла, мы не только подрываем первооснову устойчивого функционирования отрасли - сырьевую базу, но и лишаем себя источников социально-экономического развития за счет собственных средств, добровольно "передавая" их нашим партнерам, которые успешно их реализуют за нас. Примеры тому - портовые города Норвегии, Южной Кореи, Японии и т.д.
Совершенно очевидно, что складывающаяся тенденция в экспортно - импортной торговой политике ущемляет интересы бюджетов всех уровней, разрушает отечественную береговую инфраструктуру, делая ее невостребованной, создает нездоровую конкуренцию для российских производителей рыбопродукции.
Следствием этого становится рост социальной напряженности в результате сворачивания производства, банкротство или предбанкротное состояние многих рыбохозяйственных предприятий и организаций страны.
Только за последние два года в результате развития кризисных явлений в отрасли, получивших импульс от последствий аукционного порядка распределения квот вылова водных биоресурсов, произошло значительное ухудшение финансового состояния абсолютного большинства хозяйствующих субъектов отрасли.
За 2001 г. крупные предприятия отрасли, число которых составляет лишь 10% от общего количества хозяйствующих субъектов, получили 630,4 млн руб. прибыли против 1984 млн руб. в 2000 г. В то же время общий финансовый результат в целом по отрасли за 2001 г. составил убыток в сумме 2,2 млрд руб. против 2,1 млрд руб. прибыли, полученной от реализации товарной продукции отрасли за 2000 г. Ухудшение финансового результата деятельности отрасли в 2001 г. по сравнению с 2000 г. превысило 4 млрд руб.
Кредиторская задолженность на начало 2002 г. по сравнению с концом 2000 г. возросла на 30% и составила сумму около 43 млрд руб, или две третьих годового объема товарной продукции отрасли против 48,6% в предшествующем году.
Подобная тенденция сохраняется и в 2002 г., т.к. нет никаких объективных причин к ее улучшению. За истекшие 9 месяцев хозяйственной деятельности падение уровня основных производственных показателей соответствующему периоду прошлого года находится в диапазоне от 7–32%.
Экспортная оценка ожидаемого финансового результата в целом по рыбному хозяйству - это не менее 5 млрд рублей убытков и свыше 50 млрд рублей кредиторской задолженности.
Выборочная группировка предприятий по признаку рентабельности по состоянию на 1 июня 2002 г. показала, что из 304 крупных и средних предприятий рыбной промышленности 139 (45,7%) получили прибыль в размере 775,3 млн руб., а остальные 165 (54,3%) потерпели убытки в размере 1160,8 млн руб. В целом по обследуемым предприятиям получен убыток в размере 385,5 млн руб.
Таким образом, на формирование и углубление развития социально-экономической кризисной ситуации в отрасли сказались, как минимум, следующие основные причины:
1. Отсутствие обоснованной государственной программы становления и развития рыбного хозяйства в условиях формирования рыночных отношений; комплексной программы разгосударствления, акционирования и приватизации, демонополизации и либерализации, в т.ч. внешнеторговой деятельности; ценообразования и формирования тарифов; ориентация отрасли на финансовое донорство бюджета и полное прекращение государственной поддержки реального сектора экономики отрасли.
2. Наличие, с одной стороны, правового вакуума в основных сферах рыбохозяйственной деятельности - рыболовстве и охране запасов водных биоресурсов, с другой - руководство законодательными актами, не учитывающими специфику отрасли, приводящими к дестабилизации рыбохозяйственного комплекса, закреплению иностранной экспансии в его деятельности, интервенции на внутреннем рынке продукции зарубежного производства в ущерб обеспечения экономической и продовольственной безопасности страны.
3. Постоянная реорганизация федерального органа управления рыбным хозяйством страны, кадровое непостоянство в штабе отрасли, отсутствие реальных рычагов воздействия на изменение ситуации в отрасли как в оперативном, так и стратегическом планах.
4. Разрушение стройной вертикали государственного управления рыбохозяйственным комплексом, принудительная ломка объективно сложившихся и длительно функционирующих горизонтальных производственно-технологических связей между хозяйствующими субъектами отрасли.
5. Игнорирование органами исполнительной власти страны как собственных решений, принятых по стабилизации работы рыбохозяйственного комплекса, так и касающихся его законодательных актов, без каких-либо последствий за допущенное "законопослушание".
В этой связи возможными путями их преодоления должна стать комплексная система мер организационно-экономического, правового и научно-технического содержания, важность принятия которых вытекает как из анализа ситуации и тенденций ее развития, так и из необходимости руководства действующими положениями.
Расчеты, отчетные данные предприятий свидетельствуют о том, что, создавая условия поставки продукции на внутренний рынок страны, мы решаем одновременно обе задачи государственной важности - достижение продовольственной безопасности и максимальное формирование бюджетных поступлений во все уровни.
Однако есть ряд обязательных условий, которые необходимо выполнить для достижения этой двуединой социально-экономической задачи. Во-первых, прекратить донорство бюджета хозяйствующими субъектами отрасли за счет фактически двойного налогообложения.
Я имею в виду прекращение практики изъятия оборотных средств предприятий в виде платности за ресурсы, тем более через такую форму, как аукционные торги, несостоятельность которых очевидна как в правовом, так и экономическом и ресурсном отношении.
Во-вторых, привести в соответствие с необходимостью решения главных задач, стоящих перед отраслью, те законодательные и нормативные акты государственной власти, которые не учитывают специфику отрасли и реальность достижения поставленных задач.
Их перечень известен не только нам, работникам отрасли, но и государственной власти страны.
Необходима их политическая воля и гражданская ответственность за последствия бюрократизации.
Я вынужден привести отдельные примеры.
По причине отсутствия собственных средств у судовладельцев на приобретение нового промыслового флота, они вынуждены брать в лизинг (бербоут-чартер) у иностранцев их флот.
По действующему законодательству в случае захода в российский порт бербоут-чартерного судна (а у нас их более 150 единиц), необходимо в виде НДС и таможенной пошлины заплатить в бюджет 25% от стоимости судна.
Как известно, стоимость современного корабля от 5 млн долл. и выше, а порой может достигать 30 млн долл.
Свободных средств у судовладельцев, естественно, нет, поэтому около 200 бербоут-чартерных судов работают на отечественных квотах в режиме "летучих голландцев".
Более трех лет назад Постановлением правительства в качестве эксперимента одному мурманскому судну было разрешено заходить в российский порт и не платить указанных налогов и пошлин.
По мнению судовладельца, администрации Мурманской области, Госкомрыболовства России и по мнению специалистов ВНИЭРХ, а оно основано на фактических данных, эксперимент удался.
Сохранение и распространение этой практики в течение трех лет натыкается на барьер бюрократических отписок со стороны заинтересованных федеральных ведомств, которые "радеют" за бюджет страны.
То есть, если поддержать судовладельцев, то бюджет пострадает на сотни, а то и на миллиарды долларов США.
Как видно из практики, потери эти условные, мифические, так как никто из бербоут-чартерных судов не заходил и не собирается заходить в российский порт.
Страдать бюджету не от чего, потому как эти суммы никогда не были заложены по плану. А по факту они, естественно, не попадают.
А вот когда разрешили эксперимент, то реально от одного судна в течение полугода поступило всех видов налоговых и не налоговых отчислений порядка 1,2 млн долл., плюс социальный эффект в виде занятости на берегу, дешевой рыбы для населения и т.д.
21 июня текущего года выходит постановление правительства № 448, освобождающее морские суда системы Минтранса России от уплаты НДС и таможенных пошлин, а рыбопромысловый флот остается "за бортом".
Правительство РФ постановлением от 7 декабря 2001 года №860 утвердило ФЦП "Экология и природные ресурсы России (2002–2010 гг.)", где для выполнения инвестиционных проектов в рамках подпрограммы "Водные биоресурсы и аквакультура" на 2003 год предусмотрело 305 млн рублей капиталовложений. Однако в проект Федерального бюджета на 2003 год оно "забыло" внести эту сумму в расходную часть, несмотря на то, что закон о бюджетном кодексе обязывает правительство это делать.
В-третьих, руководствуясь содержанием уже упомянутого Федерального закона о государственном регулировании АПК, необходимо:
- ввести квотирование экспорта рыбных товаров через специальных отечественных экспортеров;
- в интересах защиты отечественных производителей рыбных товаров ввести квотирование импорта рыбных товаров;
- установить госзаказ на поставку рыбных товаров спецпотребителям с соответствующей системой экономического стимулирования потенциальных участников его выполнения;
- создать фонд льготного кредитования производителей рыбной продукции из средств, поступающих в бюджет за право промысла иностранными судовладельцами в исключительной экономической зоне России;
- законодательно ограничить число посредников в системе товародвижения рыбной продукции от производителя до розничного покупателя, установив предел торговой скидки в розничном звене до 20%;
- создать государственную лизинговую компанию в системе рыбного хозяйства страны для ведения лизинговых операций, связанных со строительством рыбопромыслового флота на отечественных верфях, наделив ее уставным капиталом из бюджета страны в объеме реального начала процесса обновления флота.
В-четвертых, повысить статус федерального органа управления рыбным хозяйством страны до уровня Минрыбхоза России, наделив его полномочиями нести ответственность за состояние управления водными биоресурсами, включая их охрану, утверждение и распределение ОДУ среди субъектов и пользователей.
В-пятых, научным организациям системы рыбного хозяйства России совместно с органами отраслевого управления и хозяйствующими субъектами отрасли сосредоточить свой потенциал на решении следующих первоочередных проблем:
- формирование государственной вертикали управления рыбохозяйственным комплексом страны;
- распределение ОДУ вылова водных биоресурсов по всем видам квот, субъектам федерации и пользователям с учетом конечной народохозяйственной эффективности их использования потенциальными претендентами;
- формирование системы поддержки, принятие решений по управлению водными биоресурсами, включая периодическую оценку текущей эффективности деятельности пользователей по установленным критериям и внесение предложений по перераспределению выделенных квот среди пользователей;
- подготовка методики оценки эффективности финансирования отраслевой науки в целом, в т.ч. по отдельным направлениям научной деятельности;
- разработка ежегодных отраслевых бюджетов по финансированию направлений государственной деятельности рыбохозяйственных организаций отрасли на основе научнообоснованных норм, тарифов, расценок;
- создание и внедрение системы отраслевого мониторинга производственной и экономической деятельности отрасли, в т.ч. хозяйствующих субъектов, включая расчеты с бюджетом;
- обеспечение рыбохозяйственных организаций отрасли всех форм собственности как на платной, так и безвозмездной основе конкретными материалами разработок, научно-технической информацией, способствующих повышению эффективности их деятельности в интересах экономики страны, отрасли, регионов, трудовых коллективов;
- завершение работы по изучению и обоснованию возможности и социально-экономической целесообразности возвращения отечественного рыбопромыслового флота в традиционные районы Мирового океана и экономические зоны иностранных государств;
- продолжение разработок в области развития прибрежного рыболовства, включая аквакультуру и береговую производственную основную инфраструктуру.
Только в пакете весь этот комплекс мер в результате их реализации может коренным образом изменить обстановку к лучшему в отрасли, сохранить и привести рыбохозяйственный комплекс в прежнее дореформенное состояние, когда он действительно был способен решать задачи государственной важности.

ВНИЭРХ, Кокорев Ю.И. к.э.н., профессор

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
 <  Май   <  2022 г.