Последние публикации

19 Май 2022
Муж-рыбопромышленник макаровского депутата заработал 600 миллионов рублей
19 Май 2022
Американским консультантам по морепродуктам запретили работать с россиянами
19 Май 2022
Юрий Трутнев: сохранять природу Камчатки – общая задача всех россиян
19 Май 2022
В Усть-Камчатске стартовала путина! Правда, пока не лососевая
19 Май 2022
11 камчатских предприятий примут участие в конкурсе «Знак качества XXI века» в Москве
19 Май 2022
Александр Прибылов назначен на должность временно исполняющего обязанности начальника рыбоохраны на территории Ярославской и Вологодской областях (Череповецкий район)
19 Май 2022
ЕС выявил проблемы с безопасностью экспорта рыбной продукции из Хорватии
19 Май 2022
Законопроект по экопроцедурам нейтрализует поручение Трутнева по госэкоэкспертизе в марикультуре
19 Май 2022
Субсидии на строительство краболовов на верфях Дальнего Востока будут увеличены до 28% от суммы затрат
19 Май 2022
Комитет Госдумы по аграрным вопросам единогласно поддержал законопроект об ЭПЖ для рассмотрения во втором чтении
19 Май 2022
В Чувашской Республике будет разработан порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов на выловленную рыбу
19 Май 2022
На Сахалине рыбоводы Главрыбвода восстанавливают популяцию тайменя
19 Май 2022
«Цифровизация» рыбной отрасли получит законодательную основу
18 Май 2022
Летайте самолетами аэрофлота!
18 Май 2022
Проект "Рыбовед"
18 Май 2022
Рыбакам-любителям объявили объемы
18 Май 2022
На Камчатке отмечен растущий спрос на специалистов в области экологии
18 Май 2022
Перу планирует увеличить производство аквакультурного гребешка
18 Май 2022
Корея существенно увеличила закупки минтая из России
18 Май 2022
Японский импорт угольной рыбы в марте 2022 года
18 Май 2022
РЖД увеличили перевозку тихоокеанских морепродуктов из Приморья на 19% в январе-апреле
18 Май 2022
Абрамченко потребовала снизить зависимость рыбной отрасли РФ от импорта
18 Май 2022
Улов связанных сторон
18 Май 2022
Шлифовка законодательства об инвестиционных квотах продолжается
18 Май 2022
Будущее российского рыбного рынка – в повестке «Недели Российского Ритейла»
18 Май 2022
Нововведения в ФЗ «Об экологической экспертизе» грозят остановкой промысла и застоем марикультуры
18 Май 2022
Производство мидий и устриц в Краснодарском крае в I кв. выросло в 9 раз
18 Май 2022
В Башкортостане подписали Соглашение с 12 резидентом ОЭЗ «Алга»
18 Май 2022
Мало жести: Росрыболовство доложило о нехватке сырья для консервных банок
18 Май 2022
Показатели работы Северо-Восточного ТУ Росрыболовства за прошедшую неделю
18 Май 2022
В Вологде возбудили дело по факту массовой гибели рыбы в реке
18 Май 2022
На международной ассамблее «Каспийский диалог» обсудили состояние рыбных запасов и меры сохранения экосистемы Каспия
18 Май 2022
Завершилась экспедиция для комплексной оценки состояния промысловых запасов крупнейшей реки Кузбасса — Томь
18 Май 2022
Юрий Трутнев ознакомился с работой завода по производству рыбного жира «Омега-3» на Камчатке
17 Май 2022
Рекордные цены на лосося увеличили стоимость импорта бразильской аквакультуры до 248 миллионов долларов в первом квартале
17 Май 2022
Поставки рыбьих жиров в Норвегию сильно замедлились в марте
17 Май 2022
Три судна подготовили к спуску на воду на Вилючинской судоверфи на Камчатке
17 Май 2022
Китай ввел ограничения в отношении 12 российских рыбоперерабатывающих предприятий
17 Май 2022
Специалистами Астраханского филиала ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора» выявлен возбудитель дактилогироза в семи пробах карповых рыб
17 Май 2022
Партия морепродуктов задержана в пункте пропуска МАПП Забайкальск при осуществлении пограничного ветеринарного контроля
17 Май 2022
Россельхознадзор согласовал возможность поставок на Кубу широкого спектра мясной, молочной и рыбной продукции
17 Май 2022
Праздник корюшки в Петропавловской крепости посетили более 75 тыс. человек
17 Май 2022
С начала 2022 года из Приморского края экспортировано более 460 тыс. тонн рыбопродукции
17 Май 2022
Да ремонтируйтесь… на здоровье… за границей!
17 Май 2022
В ходе всероссийской акции Росрыболовства «День без сетей» браконьеров в Приморье лишили 8 километров сетей
17 Май 2022
Антикризисный план Всероссийской ассоциации рыбопромышленников
17 Май 2022
Рыба пойдёт на борт
17 Май 2022
В Минпромторге готовят предложения по импортозамещению в пищевой отрасли
17 Май 2022
Четыре протокола составили сотрудники СВТУ ФАР в ходе контрольно-надзорного мероприятия по рекам Усть-Большерецкого района
17 Май 2022
В Ленинградской области успешно продолжается корюшковая путина

Подписка на новости

Запретная fish-ка

России грозит безрыбье. И на раков надеяться не стоит
Карпаччо из лосося, тар-тар из семги… Да что там, простой бутерброд с красной рыбой может снова оказаться для россиян деликатесом: вероятно, что с 1 октября этого года ввоз в Россию рыбы и морепродуктов из Норвегии - основного импортера такой продукции - будет фактически остановлен. Пока у норвежских и российских чиновников есть время, чтобы это предотвратить. Но если договориться им не удастся, дефицит рыбы и рост цен на нее нам обеспечен.

Норвежский вопрос

В начале сентября Россельхознадзор известил Норвегию, что с 1 октября вступают в силу новые правила импорта норвежской рыбы в Россию. Они касаются сертификации продукции и запрещают ввоз рыбы с рыбоперерабатывающих предприятий или рыбных ферм, не аттестованных российскими инспекторами. "Мы были проинформированы российскими ветеринарными службами, что с 1 октября они будут применять новый контрольный режим ко всей рыбе, импортируемой в Россию из Норвегии", - подтвердил "BusinessWeek Россия" зам. гендиректора департамента сельского хозяйства, морепродуктов и рынков Министерства рыболовства и прибрежных территорий Норвегии Даг Эрлинг-Стай.
Пожалуй, та часть, которая касается аттестации ферм россиянами, страшит норвежцев больше всего. Это уже не первая попытка российских чиновников проинспектировать норвежские фабрики. После того как в ноябре прошлого года Россельхоззнадзор обнаружил в норвежском лососе превышение предельно допустимых концентраций солей тяжелых металлов, подобное распоряжение было выпущено в отношении ферм, поставляющих на рынок охлажденную рыбу. Уже с 1 января 2006 года импортировать в Россию охлажденную рыбу из Норвегии разрешалось только с тех фабрик, которые были аттестованы российскими же специалистами по ветеринарному и фитосанитарному надзору. "Тогда, в январе, мы попросили провести сертификацию 40 современных ферм по выращиванию рыбы на юге страны, - рассказывает Даг Эрлинг-Стай. - За 9 месяцев этого года были аттестованы всего две. Учитывая, сколько времени осталось до 1 октября, нет никакой вероятности того, что все фермы будут проинспектированы россиянами".
Правда, на минувшей неделе стало известно об аттестации еще шести рыбных хозяйств. Теперь их общее число увеличилось до восьми, но и это лишь малая часть фабрик, поставляющих рыбу в Россию.
"Новые меры сильно ограничат и ослабят наш экспорт в Россию и также ослабят российскую экономику, потому что норвежские морепродукты составляют 75 % норвежского экспорта в Россию, - объясняет "BusinessWeek Россия" министр рыболовства и прибрежных территорий Норвегии Хельга Педерсен. - Так что это очень серьезно". Это действительно серьезно, ведь речь идет примерно о полумиллиарде долларов: объем норвежского рыбного импорта в Россию в 2005 году оценивался в $581 млн.
"Мы не знаем ни об одном случае, когда у российской стороны возникали бы претензии к замороженной рыбе из Норвегии, - дополняет босса Даг Эрлинг-Стай. - Мы не совсем понимаем оправдание для драконовских мер такого рода, поскольку это затронет весь норвежский экспорт рыбы, - свежей и замороженной".

Заплатит потребитель

Но беспокоиться о прекращении экспорта должны не только норвежцы: проблема в том, что норвежскую рыбу не так-то просто заменить.
"Секрет популярности норвежской рыбы в том, что ее очень удобно завозить. Она уже на шестой день у потребителя.
Больше ниоткуда невозможно так быстро привезти охлажденную рыбу, - говорит руководитель отдела деликатесной рыбы "Русской рыбной компании" Лариса Васильева. - Красную рыбу из Норвегии можно частично заменить датской. Но, скажем, спрос на форель на нашем рынке гораздо больше, чем можно удовлетворить датской рыбой. Может быть, небольшое количество будем возить из Шотландии. Но и сама шотландская рыба, и логистика очень сложные и дорогие. Будем возить больше замороженного лосося из Чили. Однако и Чили нас лососем не закидает, как бы ни старалась".
"Датская, шотландская или чилийская рыба по качеству немного уступает норвежской, - говорит коммерческий директор по закупкам компании "Скай-Ф" Владимир Зубков. - Хотя, если Норвегия будет закрыта, и в этих странах цена будет расти, и активно".
Большинство участников рынка уверены, что цены вырастут и на внутреннем рынке. Правда, так считают не все. "Если импорт норвежской рыбы будет закрыт, наверное, в некий локальный момент цены уйдут вверх. Но рынок всегда имеет предел цены, и далеко они не уйдут, - рассуждает Дмитрий Суманов из компании "Гольфстрим". - Насколько это будет критично для рынка - вопрос. Может, кто-то из импортеров уйдет из бизнеса. Большие устоят однозначно, как-то переключатся, перераспределятся. К тому же Норвегия наверняка будет бороться за свои права. Если же норвежский рынок все-таки будет закрыт, переключимся на другие сорта рыб, другие страны. По сути, например, вся атлантическая скумбрия ловится практически в одном месте - в Баренцевом море, только под разными флагами. Для паники нет оснований".
Оптимизму Суманова можно только позавидовать: после январского запрета импорта охлажденного лосося рынок так и не смог полностью оправиться. Цены на некоторые виды рыбы выросли, по разным оценкам, на 100 %. Это, впрочем, можно списать на тенденции мирового рынка: из-за нехватки сырья цены выросли в этом году во всем мире. Но вот ассортимент на полках магазинов в полной мере восстановить так и не удалось.
"Проблемы с нехваткой рыбы "Перекресток" испытывает в той же мере, как и другие сети, и решает заменой, покупая схожую рыбу из других стран, - рассказали "BusinessWeek Россия" в Pyaterochka Holding N.V. - Хотя на текущий момент полной замены свежей норвежской рыбы не может предложить ни один российский поставщик или производитель".
Генеральный директор компании "Рамэнка" (управляет сетью магазинов "Рамстор") Орчун Онат тоже говорит о сокращении ассортимента и росте цен как на свежую семгу, так и на пресервы из нее. А в METRO Cash&Carry "BusinessWeek Россия" заявили, что резкое подорожание семги и форели привело к падению спроса на эту продукцию.

Не везет так не везет

Торговцам норвежской рыбой, как и импортерам, в этом году откровенно не везет. После январского запрета первые партии охлажденного лосося стали поступать в Россию только в апреле. Но уже осенью последовали новые меры: с 4 сентября из всех таможенных пропускных пунктов для автотранспорта на ввоз российского транспорта работают только три: в Калининградской, Псковской и Ленинградской областях. Кроме того, все партии животноводческой продукции, поступающие из Норвегии, Исландии и с Фарерских островов транзитом через страны ЕС должны сопровождаться так называемыми общими ветеринарными документами ввоза (ОВДВ).
Загвоздка в том, что в Европе нет ни одного органа, уполномоченного выписывать такие документы на норвежскую продукцию: Норвегия хоть и не входит в ЕС, зато является членом общего рынка, а значит, ЕС не должно сертифицировать норвежскую продукцию. Получается замкнутый круг: без ОВДВ в РФ нельзя, но и достать его нельзя тоже.
"Это мера, которая действительно может помочь бороться с поддельными сертификатами, - говорит участник рынка, пожелавший остаться анонимным. - Но не учли некоторых нюансов, и пока она привела только к тому, что ветеринары на границе заработали больше денег. Лично себе в карман".
Впрочем, Россельхознадзор тоже можно понять: после январского запрета страну действительно наводнила нелегально ввезенная рыба. "Некоторые компании покупали норвежскую рыбу, потом в Эстонии переделывали сертификаты, будто бы рыба исландская или фарерская, и завозили в Россию, - рассказывает тот же участник рынка. - Мне известно, что норвежцы не хотели продавать в Россию, зная о запрете: лишние проблемы были им не нужны. Но их обманывали, говорили, что рыба идет на Украину, в Эстонию, в Латвию - куда угодно. Доля таких поставок превысила половину от всего объема".
Эту версию косвенно подтверждает и советник по рыболовству посольства Норвегии в Москве Фрод Нильсен: "Россельхознадзор утверждает, что они обнаружили поддельные сертификаты. Норвежская сторона очень хочет решить эту проблему. Мы не знаем, где происходит эта подделка. И это вопрос, который надо прояснить".
В создавшейся ситуации единственный легальный путь норвежской рыбы в Россию - по морю. А это значит, что компаниям-импортерам уже сейчас приходится сильно менять свои логистические маршруты, что, безусловно, повысит конечную цену продукции.

Не в рыбе дело

Норвегия - поставщик рыбной продукции, известный не только на российском, но и на мировом рынке. Но ни в одной стране таких претензий, как в России, к норвежской рыбе не предъявляют. Напрашивается версия, что причина гонений вовсе не в рыбе.
Уже более 30 лет Россия и Норвегия согласовывают свои границы в акватории Баренцева моря. Согласно конвенции, подписанной в 1974 году, границу определяют по принципу средней линии: берут крайние точки на границах Норвегии и России, между ними проводят линию, к ней восстанавливают перпендикуляр и по этому перпендикуляру делят акваторию. Ни Россия, ни Норвегия с таким подходом не согласны, у каждой из стран есть своя версия госграницы. В результате недопонимания в море образовалась так называемая "серая зона" - ромбовидный участок акватории, провести границу по которому стороны не могут уже несколько десятков лет. Ситуация осложняется тем, что есть основания считать: "серая зона" богата запасами природного газа.
Другой камень преткновения - распределение рыболовных квот. В соответствии с соглашением 1976 года Россия и Норвегия совместно эксплуатируют биоресурсы всей акватории Баренцева моря. Каждый год проводится исследование запасов рыбы, затем подлежащий изъятию запас делится на две квоты: для Норвегии и России. Свою часть квоты можно вылавливать в какой угодно части акватории. Это соглашение выгодно россиянам, так как разрешает ловить рыбу и в норвежских приграничных водах, в то время как у российских берегов традиционно ловится только мелкая рыбешка.
Еще один спорный вопрос - использование шельфа Шпицбергена. По этой проблеме стороны тоже спорят не один десяток лет.
Российские официальные лица, как водится, отрицают, что норвежский рыбный импорт и спорная ситуация по Баренцеву морю как-то связаны.
"Что касается увязывания этого вопроса (требований Россельхознадзора. - "BusinessWeek Россия".) с проблемами, которые у нас возникают с Норвегией по территориальному вопросу, по вопросу о якобы имеющемся перелове российскими судами в Баренцевом море, по вопросам о контроле за рыболовством, то это совершенно другие проблемы, и они не взаимосвязаны! - горячится глава департамента по рыболовству Мурманской области Вячеслав Зиланов. - Те вопросы, которые у нас есть с норвежцами в области рыболовства, мы рассматриваем в рамках российско-норвежской комиссии по рыболовству. Нечего, как у нас правильно говорит президент, путать котлеты с мухами!" "Я не думаю, что эти запреты связаны с политической ситуацией, и не очень понимаю, чем вообще они вызваны, - сказал "BusinessWeek Россия" Юлий Квицинский, зампредседателя комиссии Госдумы по международным делам, в 1997-2003 годах посол России в Норвегии. - И я не знаю, что там наши думают, когда держат норвежскую рыбу. Она же по всему миру продается, а наши открыли тяжелые металлы. Может, они и есть, но они есть и в шотландском лососе, и в канадском".
Правда, ни один из опрошенных "BusinessWeek Россия" участников рынка аргументации чиновников не верит - все твердят о политической подоплеке.
В пользу политической версии говорит и тот факт, что в ответ на действия российских властей по отношению к норвежской рыбе норвежцы арестовывали российские рыболовецкие суда.
Так, об обнаружении в норвежском лососе солей тяжелых металлов было объявлено вскоре после громкой истории с российским траулером "Электрон", капитан которого якобы незаконно удерживал на борту двух норвежских инспекторов. Вскоре после изменения порядка импорта норвежской рыбы стало известно о задержании 17 сентября в Баренцевом море российского судна "Персей-3". Его, впрочем, отпустили через пару дней, а само задержание российская сторона оценила как акт недружелюбия со стороны норвежцев. Но уже 21 сентября был задержан еще один корабль: транспортное судно "Капитан Пряха" было загружено 800 тоннами сельди.
Что характерно: в этот день в Москве проходила очередная встреча между российскими и норвежскими рыбными чиновниками. "Это была очень позитивная встреча с российскими ветеринарными службами. У нас было очень позитивное обсуждение, и мы продолжим эту совместную работу, чтобы нормализовать торговые отношения между Норвегией и Россией в сфере рыболовства", - сказал "BusinessWeek Россия" Фрод Нильсен из норвежского посольства в Москве.
Пока неизвестно, насколько затянутся "позитивное обсуждение" и "совместная работа". Если надолго (а шансы на это, кажется, очень высоки), то любителям хорошей рыбы придется раскошелиться, чтобы не отказать себе в любимом лакомстве.
"BusinessWeek Россия"

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
 <  Май   <  2022 г.