Последние публикации

18 Май 2022
Летайте самолетами аэрофлота!
18 Май 2022
Проект "Рыбовед"
18 Май 2022
Рыбакам-любителям объявили объемы
18 Май 2022
На Камчатке отмечен растущий спрос на специалистов в области экологии
18 Май 2022
Перу планирует увеличить производство аквакультурного гребешка
18 Май 2022
Корея существенно увеличила закупки минтая из России
18 Май 2022
Японский импорт угольной рыбы в марте 2022 года
18 Май 2022
РЖД увеличили перевозку тихоокеанских морепродуктов из Приморья на 19% в январе-апреле
18 Май 2022
Абрамченко потребовала снизить зависимость рыбной отрасли РФ от импорта
18 Май 2022
Улов связанных сторон
18 Май 2022
Шлифовка законодательства об инвестиционных квотах продолжается
18 Май 2022
Будущее российского рыбного рынка – в повестке «Недели Российского Ритейла»
18 Май 2022
Нововведения в ФЗ «Об экологической экспертизе» грозят остановкой промысла и застоем марикультуры
18 Май 2022
Производство мидий и устриц в Краснодарском крае в I кв. выросло в 9 раз
18 Май 2022
В Башкортостане подписали Соглашение с 12 резидентом ОЭЗ «Алга»
18 Май 2022
Мало жести: Росрыболовство доложило о нехватке сырья для консервных банок
18 Май 2022
Показатели работы Северо-Восточного ТУ Росрыболовства за прошедшую неделю
18 Май 2022
В Вологде возбудили дело по факту массовой гибели рыбы в реке
18 Май 2022
На международной ассамблее «Каспийский диалог» обсудили состояние рыбных запасов и меры сохранения экосистемы Каспия
18 Май 2022
Завершилась экспедиция для комплексной оценки состояния промысловых запасов крупнейшей реки Кузбасса — Томь
18 Май 2022
Юрий Трутнев ознакомился с работой завода по производству рыбного жира «Омега-3» на Камчатке
17 Май 2022
Рекордные цены на лосося увеличили стоимость импорта бразильской аквакультуры до 248 миллионов долларов в первом квартале
17 Май 2022
Поставки рыбьих жиров в Норвегию сильно замедлились в марте
17 Май 2022
Три судна подготовили к спуску на воду на Вилючинской судоверфи на Камчатке
17 Май 2022
Китай ввел ограничения в отношении 12 российских рыбоперерабатывающих предприятий
17 Май 2022
Специалистами Астраханского филиала ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора» выявлен возбудитель дактилогироза в семи пробах карповых рыб
17 Май 2022
Партия морепродуктов задержана в пункте пропуска МАПП Забайкальск при осуществлении пограничного ветеринарного контроля
17 Май 2022
Россельхознадзор согласовал возможность поставок на Кубу широкого спектра мясной, молочной и рыбной продукции
17 Май 2022
Праздник корюшки в Петропавловской крепости посетили более 75 тыс. человек
17 Май 2022
С начала 2022 года из Приморского края экспортировано более 460 тыс. тонн рыбопродукции
17 Май 2022
Да ремонтируйтесь… на здоровье… за границей!
17 Май 2022
В ходе всероссийской акции Росрыболовства «День без сетей» браконьеров в Приморье лишили 8 километров сетей
17 Май 2022
Антикризисный план Всероссийской ассоциации рыбопромышленников
17 Май 2022
Рыба пойдёт на борт
17 Май 2022
В Минпромторге готовят предложения по импортозамещению в пищевой отрасли
17 Май 2022
Четыре протокола составили сотрудники СВТУ ФАР в ходе контрольно-надзорного мероприятия по рекам Усть-Большерецкого района
17 Май 2022
В Ленинградской области успешно продолжается корюшковая путина
17 Май 2022
Итоги мониторинга промысловых видов рыб в Балтийском море
17 Май 2022
Рестораторы Камчатки готовятся к летнему туристическому сезону
17 Май 2022
Завершилась комплексная экспедиция на крупнейшую реку Кузбасса
17 Май 2022
6 июня состоится заседание диссертационного совета по биологическим наукам
17 Май 2022
Правительство перенесло на 2030 год строительство десяти рыбопромысловых научно-исследовательских судов
17 Май 2022
Следствием проверяются обстоятельства исчезновения жителя поселка Озерновский
16 Май 2022
Камчатские спасатели приостановили поиски пропавшего 10 дней назад рыбака
16 Май 2022
На Вилючинской верфи освятили построенные и отремонтированные суда
16 Май 2022
ТАСС уполномочен заявить!
16 Май 2022
Продажи морепродуктов на токийском центральном рынке Тойосу 12.05.22
16 Май 2022
Шотландские фермеры, выращивающие лосося, опасаются «торговой войны» с ЕС
16 Май 2022
По факту получения производственной травмы, повлекшей смерть человека, проводится проверка
16 Май 2022
В Амурской области пресечена деятельность фантомной площадки с оборотом свыше 50 тонн рыбной продукции

Подписка на новости

Да! – считают жители Камчатки и предлагают следующее…

"Незаконный промысел лососей - явление и фактор экономической жизни Камчатки" - под таким названием 24 февраля 2009 года в Камчатской краевой библиотеке имени С. П. Крашенинникова пройдет конференция в рамках Проекта Программы Развития Организации Объединенных Наций "Сохранение биоразнообразия лососевых Камчатки и их устойчивое использование".
Вы можете принять участие в заочной конференции. Для этого нами разработан цикл публикаций "Истребимо ли браконьерское племя?" , который размещен в разделе"ПРОЕКТ ПРООН/ГЭФ). ПУБЛИКАЦИИ".
А сейчас вы можете обсудить те предложения по борьбе с браконьерством, которые предлагают сами жители Камчатки. Насколько они реальны или нереальны и почему? Какие предложения, мероприятия, акции, силовые приемы, экономические шаги вы считаете наиболее приемлемыми в этой борьбе и почему?
1) Поскольку, пока "есть спрос – будет и предложение", то все экономические методы борьбы с браконьерством должны основываться на истреблении спроса. Прекратить скупку и вывоз икры. Спрос на браконьерскую продукцию поддерживают перекупщики, которых правоохранительные и контролирующие органы знают всех на перечет. Необходимо создать административные и законодательные барьеры для пресечения предпринимательской деятельности направленной на скупку, транспортировку и организацию вывоза незаконно добытой лососевой продукции.
2) Браконьерство несовместимо со спортивным рыболовством. Поэтому необходимо широкомасштабно развивать систему спиннингового любительского и спортивного рыболовства. Использование сетей для любительского и спортивного рыболовства должно быть повсеместно (на всей территории полуострова) запрещено. Нахождение граждан на водоёмах или вблизи них с сетными орудиями лова должно быть приравнено к участию в процессе незаконной добычи водных биоресурсов (браконьерству) и предусматривать жесткое наказание.
Браконьерство несовместимо со рыболовным туризмом. Необходимо привлечение фирм-операторов (организаторов) рыболовных и охотничьих туров, сплава (рафтинга) по камчатским рекам, в сферу охраны нерестовых рек от браконьерства с использованием финансовых стимулов поощрения и заинтересованности в природоохранной деятельности.
3) Браконьерство несовместимо с отвественным рыбным бизнесом. Разорение нерестилищ и перелов ресурсов невыгодны крупным рыбопользователям, эксплуатирующим ресурсы на долгосрочной основе. Действенным (и единственным) способом оптимизировать систему использования запасов лососей на Камчатке может стать закрепление бассейнов рек (а не промысловых участков) на длительный период за организациями-пользователями. Наличие хозяина на водоёме, заинтересованного в сбережении и наращивании ресурсов в перспективе позволит обеспечить осуществление комплекса мер по оптимизации воспроизводства лососей, сохранению качества нерестового фонда, рациональной эксплуатации запасов и их расширенному воспроизводству. Преимущественное право в закреплении лососевых рек на длительное пользование должно быть предоставлено крупным социально ответственным организациям или их объединениям, имеющим длительную рыбопромысловую историю, готовых осуществлять (финансировать) целый комплекс мер по охране водоемов, естественного воспроизводства и научному обеспечению увеличения запасов лососей. Данным предприятиям необходимо предоставить налоговые льготы при осуществлении ими подобных затрат. В процессе конкурс для данных предприятий должно принимать участие местное население, которое прекрасно знает свой район и заинтересовано в сохранении запасов и рачительном их использовании, наравне с региональными органами власти. Обязать все рыбные предприятия оставлять 80% рабочих мест для местного населения и платить достойную, а не батрацкую, зарплату. В противном случае люди будут воспринимать это как "захват водоёмов".
4) Для подавления спроса на браконьерскую продукцию необходимо запретить свободный гражданский оборот рыбопродукции из тихоокеанских лососей. Запретить рыбопромышленникам (коммерсантам-приемщикам) скупку рыбопродукции от граждан (особенно под прикрытием лицензий, проданных на лицензионных участках).
5) Для патрулирования нерестилищ и транспортных узлов (аэропорты, морские порты, суда-приемщики и т.д.) необходимо создавать смешанные бригады из оперативных работников ОВД, прокуратуры (в т.ч. и военной прокуратуры, что необходимо для проверки транспортных средств и воздушных судов, принадлежащим военным организациям), инспекторов Россельхознадзора, правоохранительных органов из различных регионов. Присутствие и постоянная ротация в оперативных бригадах инспекторов и оперативных работников из других регионов должно полностью устранить коррупцию. Любое промышленное рыболовство и перегрузка продукции должны вестись только под наблюдением таких смешанных бригад.
6) Внести изменения в новые правила "Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна" (утв. приказом Минсельхоза России от 01.03.2007 г. № 151):
- запретить использование сетных орудий лова для любительского рыболовства, разрешить только спиннинговый лов;
- установить суточные нормы вылова гольца, микижи, кунджи, хариуса, корюшки.
- закрепить права и функции по организации спиннингового любительского и спортивного рыболовства за общественными организациями и органами местного самоуправления.
7) Исключить условия коммерциализации государственных рыбохозяйственных органов.
8) Закрыть промышленное рыболовство в бассейнах рр. Авача, Паратунка, Большая, Камчатка и в других "депрессивных" реках на несколько лет.
9) Законодательно определить государственную структуру, отвечающую за охрану ВБР.
10) Улучшить материально-техническую базу рыбнадзора: обеспечить Россельхознадзор техникой, ГСМ, служебным оружием.
11) Ужесточить материальную, административную и уголовную ответственность за незаконную добычу, переработку, транспортировку, куплю-продажу продукции из лососевых рыб и других особо ценных видов ВБР. Предусмотреть конфискацию имущества за скупку, оборот и транспортировку незаконно добытой рыбопродукции (внести дополнение в ст. 175 УК РФ).
12) Поднять зарплату в контролирующих органах до среднего уровня зарплат в Западной Европе, и максимально бороться со случаями злоупотребления служебными полномочиями.
13) Трудоустроить коренное население по типу советских госпромхозов (промысловых хозяйств), тем самым исключить нахождение коренного населения на водоемах. Этот опыт в настоящее время реализуется на Чукотке. Сделать вылов лососей для коренного населения централизованным с полной переработкой рыбы, выдавать готовую рыбопродукцию населению по мере необходимости бесплатно.
14) Подключить Общество охотников и рыболовов и к охране нерестовых рек от браконьерства с использованием финансовых стимулов поощрения и заинтересованности в природоохранной деятельности (закрепление лицензионных участков за обществами охотников и рыболовов обеспечит цивилизованный вылов рыбы).
15) Обеспечить бюджетным финансированием региональные образовательные программы по экологии, в которые необходимо включить предмет "лососевое хозяйство" и приглашать ученых и специалистов читать лекции и проводить занятия.
16) Развитие индустрии туризма, возрождение промышленных и сельскохозяйственных предприятий позволит прекратить варварское истребление лососей на нерестовых водоёмах и даст людям уверенность и средства для жизни.
17) Постановлением Правительства РФ все места массового нагула и нереста тихоокеанских лососей объявить рыбохозяйственными заповедными зонами с особым режимом природопользования.
18) В целях профилактики правонарушений Постановлением Правительства РФ необходимо ввести обязательность оснащения системами спутникового позиционирования (мониторинга в режиме реального времени) и видеонаблюдения (в режиме "черного ящика") всего вертолетного и вездеходного парка на полуострове. Нахождение вездеходного транспорта и посадка вертолетов в рыбохозяйственных заповедных зонах должно фиксироваться с помощью новейших технических разработок и средств мониторинга. Это позволит контролирующим органам реагировать на все случаи транспортировки незаконно добытой продукции.
19) Разработать и законодательно утвердить "Положение о порядке участия общественных и некоммерческих организаций в общественном экологическом контроле и охране нерестовых рек от браконьерства".
20) Обеспечить государственную поддержку предприятий рыбной промышленности использующих бренд "Дикий Лосось Камчатки".
21) Обеспечить по типу Норвегии мощную государственную поддержку сельхозпроизводителям – фермерским и коллективным хозяйствам на Камчатке.
Из социоопроса
Респонденты дали свои предложения по улучшению ведения лососевого хозяйства, в том числе лицензионного спиннингового и промышленного рыболовства:
1) "Лицензионный лов частные предприниматели должны вести только под наблюдением рыбнадзора и милиции".
2) "В пос. Ключи должны быть созданы условия для деятельности рыбодобывающих предприятий с примерной квотой 300-500 тонн на 5-6 участков. Необходимо: способствовать развитию лицензионного рыболовства и жесткому контролю, реформировать контролирующие органы. Пойменные водоёмы в р-не Ключей переполнены карасем и сазаном, карась вырождается и ловится больше больной. Но вылов их почему-то закрыт, что также способствует браконьерству (ежегодно рынки всё равно завалены карасем)".
3) "Убрать коррупционеров (правоохранительные органы Усть-Камчатска получают взятки от Невзорова Б.А. и отстаивают его интересы). Обеспечить людей достойной круглогодичной зарплатой (вывести жителей поселка из нищеты). Не давать лимиты фирмам, руководители которых не живут в Усть-Камчатске, а появляются лишь во время путины. Раздавать лосось местным жителям осенью на зиму бесплатно (опробовано на р. Вывенка – браконьерство отсутствовало полностью)".
4) "Основные доходы от любой деятельности, связанной с рыболовством, должны поступать в местные бюджеты. Только экономически свободное население поселков не будет воровать и браконьерить".
5) "Провести чистку личного состава милиции и рыбнадзора. Посадить за решетку главу администрации Усть-Камчатского района Невзорова Б.А., т.к. все находятся под его "крышей"".
6) "Усилить работу рыбнадзора (производить качественный подбор личного состава)".
7) "Не ограничивать количество лицензий для местного населения, ведь 3/4 рыбы шкерят на икру и выбрасывают. Построить ЛРЗ на крупных реках района: Вывенка, Пахача, Апука. Усилить надзор. За крупную партию добытой икры должна быть уголовная ответственность с конфискацией имущества".
81) "Разработать и утвердить новые правила рыболовства на территории Камчатской обл. и КАО".
82) "Запретить промышленное рыболовство в р. Камчатка на несколько лет".
83) "Законодательно определить государственную структуру, отвечающую за охрану ВБР".
84) "Обеспечить Россельхознадзор техникой, ГСМ, служебным оружием".
9) "Улучшить материально-техническую базу рыбнадзора".
10) "Ужесточить наказание за незаконный лов".
11) "Усилить рыбоохрану. Добиться разделения функций Агентства и Надзора. Уменьшить промысловую меру карася до 16-17 см, гольца также – до 16-17 см".
12) "Вернуть функции рыбоохраны ФГУ "Севвострыбвод"".
13) "Выделить больше финансов и улучшить материально-техническую базу рыбоохранных работ".
141) "Прекратить скупку и вывоз икры, больше ничего придумывать не нужно".
142) "Построить ЛРЗ на р. Камчатка".
143) "Разработать и утвердить новые правила рыболовства на территории Камчатской обл. и КАО".
144) "Необходимо снизить промысловую меру гольца, т.к. по правилам рыболовства в водоёмах Дальнего Востока она составляет 36 см – это дурдом".
15) "Поднять зарплату в контролирующих органах".
16) "Закрыть промышленное рыболовство на р. Камчатка на 5 лет".
171) "Закрыть приёмные пункты икры (в милиции их знают все наперечет)".
172) "Необходимо во время нерестового хода и нереста лососей полностью запретить доступ людей на реки-притоки р. Камчатки для любого вида лова (спортивного, любительского и т.д.) любых видов рыбы. В последние годы в верховья реки Камчатки на нерестилища проходит только поздний кижуч, да и то только потому, что его трудно ловить. Остальные лососи практически не проходят – вылавливают почти всё".
173) "Организовать постоянный контроль на лицензионных участках".
18) "Полностью запретить лов лососей на р. Камчатка и её притоках сетями и неводами. Разрешить только спиннинговый лов".
19) "Усилить работу надзора (производить качественный подбор личного состава) Пример: в 2005 г. контролирующими органами КАО изъято более 40 т икры в Олюторском и Карагинском районах".
20) "Трудоустроить коренное население по типу госпромхозов (промысловых хозяйств), тем самым исключить нахождение коренного населения на водоемах. Сделать вылов лососей для коренного населения централизованным с полной переработкой рыбы, выдавать готовую рыбопродукцию населению по мере необходимости бесплатно".
21) "Подключить местное население для охраны нерестовых рек. Усилить рыбнадзор и обеспечить их техническими средствами".
22) "На уровне школьного образования необходимо добавить предмет "лососевое хозяйство" и учить его с детства".
23) "КамчатНИРО следует повысить качество прогнозов подходов. Распределением квот должны заниматься люди на местах, которые прекрасно знают свой район, а не дилетанты московские или приморские. Дележом должны заниматься те люди, которые заинтересованы в сохранении запасов и рачительном их использовании. Камчатка уникальный регион и требует соответствующего к себе отношения властей".
24) "Усилить контроль за выловом. Улучшить материально-техническое обеспечение рыбоохранных органов".
25) "Обязать все рыбные предприятия оставлять 80% рабочих мест для местного населения и платить достойную, а не батрацкую, зарплату".
26) "Запретить вылов не коренным жителям".
27) "Увольнять коррумпированных сотрудников рыбоохранных организаций и милиции, сделать новый набор сотрудников. Проблема является политической: новому губернатору области следует начать создавать промышленные и сельскохозяйственные предприятия – это позволит прекратить невиданный ни в одной стране мира браконьерский промысел и даст людям уверенность и средства для жизни".
281) "Реки отдать в аренду очень ограниченному кругу пользователей".
282) "Обязать пользователей организовать охрану нерестилищ".
283) "Ужесточить наказание за крышевание браконьерства".
284) "Восстановить министерство рыбного хозяйства".
285) "Касательно р. Озерной – просьба информировать местное население о заполнении Курильского озера прошедшей на нерест неркой, – не раздражать людей, делая из этого тайну, как это было в 2006 году".
286) "Особо внимательно относиться к проходным дням, не идти на поводу у местных рыбопромышленников, лучше объявить лишний день проходным, чем наоборот".
287) "Выражаю глубокую признательность В.Ф. Бугаеву за его книгу "Азиатская нерка" - очень нравится".
29) "Исключить взяточничество у чиновников от рыболовства".
301) "Закрепить лицензионные участки за обществами охотников и рыболовов – это обеспечит цивилизованный вылов рыбы".
302) "В правилах рыболовства установить конкретные даты открытия лова чавычи, кижуча, установить нормы вылова для членов обществ охотников и рыболовов в 2-кратном размере (так было раньше в Правилах)".
311) "Платить достойную зарплату инспекторам, и бороться со случаями злоупотребления служебными полномочиями".
312) "Необходимо развивать систему рыборазводных предприятий, в т.ч. частных".
313) "Необходимо усилить охрану мест нереста тихоокеанских лососей, с привлечением к этому как силовиков, так и самих рыбопользователей".
314) "Оставить в качестве пользователей на реках крупные предприятия".
315) "Лицензионно-спортивный лов развивается, на мой взгляд, нормально, действия чиновников и надзорных структур к этому виду пользования вполне адекватны".
32) "Долгосрочное закрепление рыбопромысловых участков за пользователями на срок не менее 50 лет".
Предложения камчатского юриста:
Для решения вопроса об эффективности управления и использовании тихоокеанских лососей, сокращения масштабов незаконной добычи (вылова) биоресурсов необходимо принятие следующих мер в целях совершенствования действующего законодательства.
1. Внести изменения в Федеральный закон от 20.12.2004. № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части:
- уточнения понятия "прибрежное рыболовство";
- оптимального распределения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере регулирования отношений, возникающих при осуществлении прибрежного рыболовства и предоставлении в пользование рыбопромысловых участков (расширение полномочий субъектов Российской Федерации);
- изменения системы мониторинга; вместо системы тотального ежегодного мониторинга и учета водных биологических ресурсов предусмотреть систему дифференцированного мониторинга и учета, когда мониторинг и учет для части видов ведаться ежегодно, а для другой части видов в более существенные промежутки времени;
- изменения системы определения ОДУ; вместо системы тотального определения ОДУ ввести систему дифференцированного подхода к регулированию. Определены списки видов рыб по которым устанавливаться ОДУ, в отношении других видов (включая тихоокеанских лососей) должен начать действовать принцип регулирования путем ограничений способов, видов, и сроков лова;
- полномочий пользователей водных биологических ресурсов; предоставить полномочия (права) рыбозяйственным предприятиям самостоятельно определять порядок использования ресурсов на рыбопромысловых участках, которые представлены им на длительный срок при условии соблюдения ими сервитутов установленных в интересах общественной или государственной пользы;
регулирования использования водных биологических ресурсов; предусмотрев передачу части существующих элементов государственного регулирования использования водных биологических ресурсов субъектам Российской Федерации и саморегулирующимся объединениям пользователей и производителей.
2. Внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (часть II) в части:
- возврата или зачета сумм сбора по нереализованным разрешениям на добычу (вылов) водных биоресурсов;
- введение нулевой ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, поставка на переработку сырья или продукции из которых осуществляется на российские береговые рыбоперерабатывающие предприятия.
3. Внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации в части усиления мер ответственности за незаконный промысел водных биоресурсов, адекватно ущербу, причиненному водным биоресурсам
4. Разработать и принять проект федерального закона "О развитии прибрежного рыбохозяйственного комплекса".
5. Разработать и утвердить проект федерального закона, направленного на борьбу с браконьерством в рыбной промышленности (включая, совершенствования механизмов контроля за оборотом продукции из лососевых видов рыб).
6. Завершить издание всех нормативных правовых актов, в развитие Федерального закона от 20.12.2004. № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
"Общие положения.
Браконьерство без преувеличения можно считать бичом экономики дальневосточных регионов России и основной, в настоящее время угрозой для запасов тихоокеанских лососей в российских водах. Однако под понятием "браконьерство или незаконный (неучтенный) вылов лососей" смешиваются разные явления:
- сверхнормативный (неучтенный и нерегулируемый) промышленный вылов (сверх выделенных квот) в море, устьях рек и на больших реках (называемый иногда хищением),
- организованную незаконную добычу рыбы "на икру" бригадами на подходе к нерестилищам,
- незаконную добычу рыбы для заготовки икры местными жителями с целью ее последующей продажи приезжим заготовителям,
- сверхнормативную добычу рыбы местными жителями для собственного потребления без разрешений.
Прежде всего, должна быть получена четкая картина вклада каждого из этих видов неучтенного вылова в общую промысловую нагрузку на стада лососей. Эти проблемы должны обсуждаться открыто и гласно с широким привлечением специалистов, занятых как в государственном, так и муниципальном и общественном секторах. Необходимо проведение исследований экологического, экономического и социального аспектов браконьерства, как по государственным программам научно-исследовательской работы, так и в рамках инициативных проектов университетов и научно-исследовательских организаций.
Не только региональные, но и федеральные средства массовой информации должны научиться (или быть приучены экспертами, государственными и общественными организациями) освещать проблемы, связанные с браконьерством во всей полноте, без постоянного привкуса скандальности и тенденциозности, но так, чтобы заинтересовать ими широкую аудиторию.
Сокращение промышленного сверхнормативного вылова
Сокращение промышленного сверхнормативного вылова определяется, в основном, успехом государственной политики в области регулирования рыболовства. Необходимое условие ее проведение - точная оценка сверхнормативного вылова, ущерба наносимого им биологическим ресурсам и экономике".
Комментарий: оценки такого рода нужны для демонстрации значимости проблемы, как аргумент при обосновании необходимости мобилизации административных и финансовых ресурсов государства "на борьбу с браконьерством". Но разве для этого недостаточно существующих свидетельств и оценок? Кроме того, следует иметь в виду, что в рамках традиционных сложившихся подходов к обоснованию мер экономической политики, оценки экономического ущерба, как правило, сопоставляются с затратами на рыбоохранную деятельность (или правоохранительную деятельность в целом) и служат аргументом в пользу того, что дополнительное ее финансирование является выгодным вложением средств. Иными словами, оценки ущерба поддерживают парадигму преимущественно силового противодействия браконьерству, которая, как показывает проведенный выше анализ, является адекватной только в отношении криминального браконьерства, а в отношении других видов браконьерства означает борьбу со следствиями, а с первопричинами.
"Эту задачу могут выполнить научно-исследовательские институты системы Федерального агентства по рыболовству в сотрудничестве с экспертами других организаций: общественных объединений, в т.ч. природоохранных организаций и ассоциаций рыбопромышленников, университетов и институтов Российской Академии наук.
Необходимо серьезное рассмотрение предложений специалистов по реорганизации лососевого промысла, учитывающего специфику биологии лососей и работа над совершенствованием законодательства в этой области, в частности в отношении применимости таких мер регулирования как общий допустимый улов и допустимое промысловое усилие. Заслуживают внимательного рассмотрения предложения по организации лососевого промысла специалистов КамчатНИРО (Синяков, 2005) и ВНИРО (Котенев, Гриценко и Кловач, 2006). Работа по корректировке норм регулирования и придания им эффективности должна проводиться постоянно, и в нее необходимо вовлекать ассоциации рыбопромышленников, региональные рыбопромысловые советы, органы местного самоуправления и природоохранные организации".
Комментарий: совершенствование нормативно-правовой базы регулирования лососевого хозяйства является необходимым, но не достаточным условием сокращения масштабов браконьерства. Факторами оппортунистического поведения рыбохозяйственных предприятий (установка на текущую максимизацию доходов) являются не только несовершенство процедур регулирования рыбохозяйственной деятельности, но целый ряд факторов, имеющих социально-экономическую природу (финансовая неустойчивость, неопределенность перспектив развития). Они могут поддерживать краткосрочную ориентацию хозяйственной деятельности, а, следовательно, и избыточное давление на популяции и в условиях существенного усовершенствования режима регулирования лососевого промысла.
"Помимо создания эффективно работающей нормативной базы лососевого промысла необходимо и создание эффективной системы контроля. Так, при ведении дрифтерного лова государством должна быть решена проблема постоянного присутствия на судах квалифицированных и финансово независимых от рыбопромышленников инспекторов-наблюдателей.
Для контроля отгрузки сверхнормативной продукции прибрежного лова на морозильные суда необходимо совершенствовать систему отраслевого мониторинга с применением спутниковых средств слежения и совместного анализа данных спутникового мониторинга и отчетности по отгрузке органами рыбоохраны и таможенного контроля".
Комментарий: еще один элемент "силовой" парадигмы борьбы с браконьерством.
"Преодоление коренных предпосылок браконьерства на реках
Мы полагаем, что основной ущерб запасам лососевых наносится браконьерством на подходе к нерестилищам. Практически единственной продукцией этой незаконной деятельности является красная икра. Коренной причиной этого вида браконьерства является тяжелая экономическая депрессия большинства регионов, где практикуется браконьерство, отсутствие рабочих мест и маргинализация населения".
Комментарий: это не совсем точное утверждение! Браконьерский промысел в пределах нерестовых водоемов и на нерестилищах осуществляется не только населением (которое таким образом пытается обеспечить приемлемый уровень доходов своих домохозяйств в условиях депрессии региональной экономики – бытовое браконьерство), но и бригадами наемных рабочих, организованных нелегальным бизнесом, а, часто и криминальными структурами (криминальное браконьерство). Основным мотивом криминального браконьерства является возможность извлечения высоких доходов от продажи нелегальной продукции. Криминальное браконьерство использует маргинализацию населения вследствие социально-экономического кризиса, но не определяется этим кризисом.
"В то же время точных оценок масштабов браконьерского вылова на реках нет, и их отсутствие, а также недостаточное знание социально-экономической роли браконьерства, является одной из причин, по которой борьба с браконьерством неэффективна. Необходимо широкое исследование масштабов, региональных особенностей и социально-экономических корней браконьерства, проводимое при участии органов местного самоуправления.
Необходимо вести постоянный поиск альтернатив незаконной деятельности по добыче биологических ресурсов для местного населения. При этом важно сознавать, что набор возможных альтернатив в большинстве регионов Дальнего Востока России ограничен, а их реализация требует скоординированных усилий федеральных, региональных, муниципальных органов власти и общества. В качестве возможных альтернатив, в частности на Камчатке, указывают развитие рыбопереработки, туризма и добычи полезных ископаемых (минерального и углеводородного сырья). Необходима разработка таких региональных планов развития, в которых все эти пути, возможности их реализации, необходимые инвестиции и деятельность по просвещению и образования населения были бы детальным образом проанализированы. Региональные планы развития должны быть подготовлены таким образом, чтобы было возможно провести оценку воздействия их реализации на окружающую среду в соответствии с нормами Закона РФ "Об экологической экспертизе" (см. статью 11 данного Закона).
Усиление мер контроля за нерестилищами
Изменение социально-экономической обстановки процесс достаточно длительный, а острота проблемы браконьерства требует действий сегодня. Поэтому в кратко и среднесрочной перспективе основным содержанием стратегии должно быть усиление мер контроля на реках и приустьевых участках.
Для улучшения эффективности государственной охраны нерестилищ лососевых экспертами предлагался ряд мер, которые могут быть реализованы только при широком межведомственном взаимодействии и сотрудничестве государственных органов с обществом. Эти меры включают
- создание и обеспечение мобильных антибраконьерских бригад, привлечение в них заинтересованного местного населения";
Комментарий: во-первых, это предложение исходит из ошибочной посылки, что браконьеры – сплошь не местное население. Однако, "кадровую базу" браконьерства формирует, в основном, именно местное население. Таким образом, никаких "принципиальных, непримиримых" противоречий между местным населением (включая и "коренное" население) и браконьерами быть не может. Нельзя выстраивать политику противодействия браконьерству с опорой на мотив, который не имеет массового распространения.
Во-вторых, существенная часть нелегального промысла является криминальным браконьерством. Для противодействия ему нужна адекватная вооруженная силовая поддержка.
"- использование авиатехники (вертолетов) для обнаружения крупных браконьерских бригад;
- повышение эффективности работы существующих органов надзора через проведение обучающих семинаров, предоставление информационных материалов, необходимого оборудования;
- изменение законодательства для облегчения процедуры задержания и составления процессуальных документов, а также ужесточение наказания";
Комментарий: это полезно, но также как необходимое, но не достаточное условие активизации борьбы с браконьерством!
"- повышение заработной платы и социальной защищенности сотрудников надзорных органов, выплата им премий региональными и муниципальными администрациями, а также заинтересованными рыбопромышленниками по итогам работы";
Комментарий: эту проблему нужно рассматривать в контексте формирования новых условий государственной службы в целом (уровень оплаты труда в сочетании с социальными гарантиями и высокими гарантиями личной безопасности).
"- создание в каждом надзорном органе службы собственной безопасности для проведения служебных расследований и организации превентивных и профилактических мероприятий с целью недопущения получения взяток сотрудниками соответствующих ведомств";
Комментарий: это апофеоз силового подхода и одновременно ярчайшее свидетельство его полной бесперспективности: сначала создание службы собственной безопасности, затем, службы собственной безопасности, контролирующих сотрудников службы собственной безопасности и так далее.
"- развитие института общественных инспекторов (в т.ч. из числа коренного населения), дружин охраны природы, в т.ч. студенческих".
Комментарий: неадекватный выбор мотивированных на борьбу с браконьерством групп населения. Кроме того, это предложение не учитывает силовых структур криминального браконьерства.
"В качестве одного из механизмов рассматривается предлагаемая сейчас реформа системы пользования рыбопромысловыми участками и передача их в долгосрочное пользование по принципу "одна река - один хозяин". Предполагается, что в этом случае сами пользователи будут прилагать все усилия для охраны нерестилищ от браконьеров. Это, безусловно, реалистичный подход, однако необходимо учитывать, что его продвижение неизбежно вызовет серию конфликтов как между потенциальными пользователями, так и между пользователями и местным населением и спровоцировать новую атаку на нерестилища, которая будет, к тому же носить характер социального протеста. Поэтому при переходе на новую систему пользования, региональные власти должны стремиться к отбору именно тех кандидатов, которые докажут свое умение организовать сотрудничество с местным населением, оставлять и создавать для них возможности трудоустройства и жизнеобеспечения.
Контроль развития инфраструктуры
Строительство инфраструктуры, связанной с добычей полезных ископаемых, а также (в южной части Хабаровского края, Приморье и на Сахалине) лесовозных дорог является признанной причиной усиления браконьерского пресса на нерестилища лососевых".
Комментарий: это означает, что отсутствие инфраструктуры сдерживает развитие браконьерства, иными словами, его реальный потенциал существенно выше сложившегося уровня. Это важно понимать в контексте оценки текущих масштабов и их содержательной интерпретации, а также при разработке политики борьбы с браконьерством. Но строительство дорог – не причина браконьерства, а обстоятельство, которое лишь облегчает его распространение.
"Должны быть налажены эффективные механизмы мониторинга влияния инфраструктуры на браконьерство, результаты которых необходимо использовать в ходе экологической экспертизы и общественных слушаний по промышленным проектам".
Комментарий: с какой целью – препятствовать строительству дорог?
"Компенсационные выплаты от операторов промышленных проектов за ущерб водным биологическим ресурсам следует направлять на усиление способности государственных служб контролировать браконьерство.
Для контроля ситуации вокруг инфраструктурных объектов должны приниматься специальные меры, в том числе с вовлечением местного и коренного населения в мониторинг и охрану нерестилищ".
Комментарий: местное и коренное население в целом не является мотивированным на борьбу с браконьерством, поскольку значительная его часть вовлечена в браконьерский промысел (смотри выше в преамбуле Обращения: "незаконная добыча лососевых на икру является практически основным источником доходов населения поселков на Камчатке").
Это предложение не учитывает силовых структур криминального браконьерства.
"Рыночные механизмы сокращения оборота незаконной продукции из лососевых.
Развитие рыночных механизмов сокращения оборота незаконной продукции из лососевых могут оказаться эффективным средством сокращения браконьерства. Обстоятельством, облегчающим их действие, является низкое качество икры, полученной от производителей, добытых браконьерским способом на реках. Однако большинство потребителей об этом не знает. Легальные производители икры должны поддерживать просвещение потребителей и проводить брендинг своей продукции, направленный на формирование у потребителей устойчивой ассоциации законного способа добычи и высоких вкусовых качеств икры и другой продукции лососевых".
Комментарий: теоретически верно, но совершенно неадекватно реальной хозяйственной практике! Производители фактически отделены от розничного рынка продукции, на котором может свою роль сыграть "просвещенный потребитель". На рынке работают торговые операторы, которые заинтересованы в максимизации своих доходов, в том числе и за счет сокращения закупочных оптовых цен, а "цены предложения" теневого бизнеса гораздо ниже, чем у официальных производителей. Поэтому торговые посредники заинтересованы в сохранении криминальных источников предложения продукции из лососей.
"Контроль за оборотом продукции лососевых
Предложения по принятию законодательства по контролю за оборотом продукции лососевых с целью неоднократно вносились как на региональном (Камчатская область), так и федеральном уровне. Необходимо широкое общественное обсуждение этих инициатив и их поддержка всеми общественными силами и средствами массовой информации в том случае, если разработчики смогут убедительно обосновать эффективность предлагаемых мер".
Комментарий: если говорить о противодействии криминальному браконьерству, то, всей видимости, недостаточно усилий собственно в сфере рыбоохраны. Необходимо установить эффективный контроль над оборотом продукции (криминальное браконьерство поддерживается именно наличием каналов реализации, обеспечивающих высокий доход, компенсирующий повышенные риски нелегального бизнеса). Это означает, что с браконьерством имеет смысл бороться не только "на воде", но и "на рынке" (путем ограничения возможностей сбыта нелегальной продукции – крайний случай – установление государственной монополии на заготовку и продажу икры лососей).
Противодействие браконьерству путем перекрытия каналов реализации нелегальной продукции – теоретически правильное предложение. Но проблему браконьерства нельзя решить в режиме силового подавления (к числу которых относится и это предложение). Если подавить силовыми методами промышленное и бытовое браконьерство, не устранив его социально-экономических причин, то тем самым можно лишь обнажить реальную глубину воспроизводственного кризиса в рыбохозяйственном комплексе и масштабы снижения уровня жизни местного населения.
Кроме того, попытки усиления контроля над оборотом продукции из осетровых рыб не внушает оптимизма и в отношении возможности эффективной практической реализации этого теоретически правильного предложения применительно к лососям.
www.fishkamchatka.ru

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
 <  Май   <  2022 г.