Последние публикации

18 Май 2022
Летайте самолетами аэрофлота!
18 Май 2022
Проект "Рыбовед"
18 Май 2022
Рыбакам-любителям объявили объемы
18 Май 2022
На Камчатке отмечен растущий спрос на специалистов в области экологии
18 Май 2022
Перу планирует увеличить производство аквакультурного гребешка
18 Май 2022
Корея существенно увеличила закупки минтая из России
18 Май 2022
Японский импорт угольной рыбы в марте 2022 года
18 Май 2022
РЖД увеличили перевозку тихоокеанских морепродуктов из Приморья на 19% в январе-апреле
18 Май 2022
Абрамченко потребовала снизить зависимость рыбной отрасли РФ от импорта
18 Май 2022
Улов связанных сторон
18 Май 2022
Шлифовка законодательства об инвестиционных квотах продолжается
18 Май 2022
Будущее российского рыбного рынка – в повестке «Недели Российского Ритейла»
18 Май 2022
Нововведения в ФЗ «Об экологической экспертизе» грозят остановкой промысла и застоем марикультуры
18 Май 2022
Производство мидий и устриц в Краснодарском крае в I кв. выросло в 9 раз
18 Май 2022
В Башкортостане подписали Соглашение с 12 резидентом ОЭЗ «Алга»
18 Май 2022
Мало жести: Росрыболовство доложило о нехватке сырья для консервных банок
18 Май 2022
Показатели работы Северо-Восточного ТУ Росрыболовства за прошедшую неделю
18 Май 2022
В Вологде возбудили дело по факту массовой гибели рыбы в реке
18 Май 2022
На международной ассамблее «Каспийский диалог» обсудили состояние рыбных запасов и меры сохранения экосистемы Каспия
18 Май 2022
Завершилась экспедиция для комплексной оценки состояния промысловых запасов крупнейшей реки Кузбасса — Томь
18 Май 2022
Юрий Трутнев ознакомился с работой завода по производству рыбного жира «Омега-3» на Камчатке
17 Май 2022
Рекордные цены на лосося увеличили стоимость импорта бразильской аквакультуры до 248 миллионов долларов в первом квартале
17 Май 2022
Поставки рыбьих жиров в Норвегию сильно замедлились в марте
17 Май 2022
Три судна подготовили к спуску на воду на Вилючинской судоверфи на Камчатке
17 Май 2022
Китай ввел ограничения в отношении 12 российских рыбоперерабатывающих предприятий
17 Май 2022
Специалистами Астраханского филиала ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора» выявлен возбудитель дактилогироза в семи пробах карповых рыб
17 Май 2022
Партия морепродуктов задержана в пункте пропуска МАПП Забайкальск при осуществлении пограничного ветеринарного контроля
17 Май 2022
Россельхознадзор согласовал возможность поставок на Кубу широкого спектра мясной, молочной и рыбной продукции
17 Май 2022
Праздник корюшки в Петропавловской крепости посетили более 75 тыс. человек
17 Май 2022
С начала 2022 года из Приморского края экспортировано более 460 тыс. тонн рыбопродукции
17 Май 2022
Да ремонтируйтесь… на здоровье… за границей!
17 Май 2022
В ходе всероссийской акции Росрыболовства «День без сетей» браконьеров в Приморье лишили 8 километров сетей
17 Май 2022
Антикризисный план Всероссийской ассоциации рыбопромышленников
17 Май 2022
Рыба пойдёт на борт
17 Май 2022
В Минпромторге готовят предложения по импортозамещению в пищевой отрасли
17 Май 2022
Четыре протокола составили сотрудники СВТУ ФАР в ходе контрольно-надзорного мероприятия по рекам Усть-Большерецкого района
17 Май 2022
В Ленинградской области успешно продолжается корюшковая путина
17 Май 2022
Итоги мониторинга промысловых видов рыб в Балтийском море
17 Май 2022
Рестораторы Камчатки готовятся к летнему туристическому сезону
17 Май 2022
Завершилась комплексная экспедиция на крупнейшую реку Кузбасса
17 Май 2022
6 июня состоится заседание диссертационного совета по биологическим наукам
17 Май 2022
Правительство перенесло на 2030 год строительство десяти рыбопромысловых научно-исследовательских судов
17 Май 2022
Следствием проверяются обстоятельства исчезновения жителя поселка Озерновский
16 Май 2022
Камчатские спасатели приостановили поиски пропавшего 10 дней назад рыбака
16 Май 2022
На Вилючинской верфи освятили построенные и отремонтированные суда
16 Май 2022
ТАСС уполномочен заявить!
16 Май 2022
Продажи морепродуктов на токийском центральном рынке Тойосу 12.05.22
16 Май 2022
Шотландские фермеры, выращивающие лосося, опасаются «торговой войны» с ЕС
16 Май 2022
По факту получения производственной травмы, повлекшей смерть человека, проводится проверка
16 Май 2022
В Амурской области пресечена деятельность фантомной площадки с оборотом свыше 50 тонн рыбной продукции

Подписка на новости

Сценарий 1: силовая тотальная борьба со всеми видами браконьерства

"Незаконный промысел лососей - явление и фактор экономической жизни Камчатки" - под таким названием 24 февраля 2009 года в Камчатской краевой библиотеке имени С. П. Крашенинникова пройдет конференция в рамках Проекта Программы Развития Организации Объединенных Наций "Сохранение биоразнообразия лососевых Камчатки и их устойчивое использование".
Годы изучения - анализа и обобщения - различных явлений и процессов, связанных с использованием важнейшего ресурса полуострова, обеспечивающего ЖИЗНЬ и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ его населения, принесли свои плоды - книги, брошюры, научные отчеты, которые размещены, в том числе и на нашем сайте в разделе "Проект ПРООН/ГЭФ. Публикации".
И главный из этих трудов - "Региональную концепцию сокращения незаконной добычи лососевых рыб в Камчатском крае", который и будет обсуждать на конференции.
А сейчас мы предлагаем вашему вниманию раздел о том, какие плюсы (и какие минусы!!!) может нанести лососевому хозяйству полуострова силовая тотальная борьба со всеми видами бытового, криминального и промышленного браконьерства.

Криминальное браконьерство. Активизация борьбы с криминальным браконьерством оправдана уже тем, что это полностью нелегальный вид экономической деятельности, в то время, как и в промышленном, и в бытовом браконьерстве присутствуют элементы политики адаптации легальных хозяйствующих субъектов, соответственно, к воспроизводственному и социально-экономическому кризису.
В рамках данного сценария принимается гипотеза, что сокращение масштабов криминального браконьерства обеспечивается усилением контроля органов рыбоохраны над нерестовыми водоемами, а также организационно-хозяйственными изменениями, стимулирующими легальный рыбохозяйственный бизнес и бизнес в сфере рекреационного рыболовства к активному локальному противодействию браконьерской деятельности.
Гипотезы, которые являются общими для всех разновидностей браконьерства:
  • рассматривается простейший случай оценки последствий сокращения браконьерского пресса на популяцию горбуши;
  • год t, т.е. первый год, в который будет обеспечено сокращение масштабов браконьерского промысла, является четным;
  • предполагается, что политика борьбы с браконьерством обеспечивает кардинальное сокращение его масштабов (до несущественных величин), т.е. переход лососевого хозяйства в режим развития "без браконьерства";
  • при анализе последствий сокращения браконьерства отвлекаемся от эффектов, связанных с изменением объемов предложения продукции на рынке, которые могут привести к изменению относительных цен.
В году t, т.е. в первый год, в который будет обеспечено сокращение масштабов криминального браконьерства, легальный бизнес не получит дополнительных доходов, поскольку они определяются заранее зафиксированными квотами, а, следовательно, не изменятся ни доходы занятых, ни налоговые доходы государства. Вместе с тем, в той мере, в какой представители местного населения формируют "кадровую базу" криминального браконьерства, сокращение его масштабов негативно скажется на доходах домашних хозяйств.
Основным результатом политики противодействия криминальному браконьерству станет улучшение условий воспроизводства:
  • вырастет доля реально отнерестившихся производителей в той их численности, которая была пропущена на нерест;
  • изменится к лучшему соотношение производителей по полу (поскольку основным объектом этого вида браконьерского промысла являются самки лососей).
Следовательно, можно (при прочих равных условиях) ожидать более
соответствующего увеличения численности подходящих на нерест стад в следующие периоды времени (в соответствии с продолжительностью жизненного цикла горбуши можно ожидать увеличения численности производителей, которые придут на нерест в году t+2).
Последствия дальнейшего сокращения относительных масштабов криминального браконьерства в году t+1, будут формироваться в той же логике, что и в году t.
В году t+2 возникнут первые положительные экономические последствия сокращения масштабов криминального браконьерства, обусловленные приростом численности подходящих на нерест стад горбуши:
  • расширится ресурсная база функционирования предприятий рыбохозяйственного комплекса, что позволит (при прочих равных условиях) увеличить объемы производства продукции, а, следовательно, возрастут и прибыль, и фонд заработной платы;
  • государство получит прирост налоговых платежей от предприятий рыбохозяйственного комплекса, а также дополнительные доходы от продажи ВБР (ресурсов лососей);
  • региональная экономика может получить импульс развития вследствие расширения возможностей бюджетной поддержки социально-экономических программ;
  • местное население может получить дополнительные доходы из бюджетной системы, а также вследствие оживления региональной экономики.
Последствия сокращения промышленного браконьерства в году t+3 будут формироваться в той же логике, что и в году t+2, но только применительно к поколению горбуши нечетных лет.
Бытовое браконьерство. Было бы естественно предположить, что сокращение масштабов бытового браконьерства будет обеспечиваться сначала усилением контроля органов рыбоохраны над нерестовыми водоемами в режиме борьбы с криминальным браконьерством, что создаст косвенное давление и на неорганизованных браконьеров, занимающихся незаконным промыслом для поддержания доходов домашних хозяйств. Затем, по мере сокращения масштабов криминального браконьерства, органы рыбоохраны смогут активизировать борьбу и непосредственно с бытовым браконьерством. В дальнейшем дополнительными факторами сокращения бытового браконьерства станут:
  • сокращение масштабов теневой деятельности в рыбопромышленном бизнесе (уменьшение нелегальных закупок предприятиями продуктов браконьерского промысла у населения) и рост его заинтересованности в устойчивом воспроизводстве популяций, который вызовет активизацию прямого противодействия бытовым браконьерам;
  • сокращение криминального браконьерства (сокращение возможностей нелегального сбыта продукции скупщикам, представляющим структуры криминального браконьерства);
  • организационно-хозяйственные изменения, расширяющие легальные возможности промысла на нужды потребления домашних хозяйств населения (частичная легализация теневого промысла).
В каждом году прогнозного периода и, соответственно, применительно к популяциям горбуши четных и нечетных лет можно ожидать, что:
  • сокращение масштабов бытового браконьерства I типа улучшит ситуацию на нерестилищах (будет наблюдаться рост доли отнерестившихся производителей в общем числе производителей, пропущенных на нерест), однако, непосредственно не приведет к росту доходов бизнеса и государства и снизит теневые доходы местного населения;
  • будут увеличиваться масштабы легального промысла членов домашних хозяйств для обеспечения собственных нужд и, если политика легализации бытового браконьерства II типа будет основываться на принципах платности (в противоположность предоставлению бесплатного доступа к ресурсам лососей как одной из форм социальных гарантий для местного населения), это обеспечит прирост доходов бюджета от продажи разрешений (лицензий).
Рост объемов легального промысла населения для нужд домашних хозяйств, если он будет адекватно учтен в процедурах регулирования лососевого хозяйства, как минимум, относительно сокращает ту часть прироста ресурсов, которые могут составить основу увеличения объемов коммерческого промысла.
Если сокращение теневых доходов, которые население получает от бытового браконьерства, не будет компенсировано ростом легальных доходов, опора на силу в борьбе с бытовым браконьерством вызовет рост социальной и политической напряженности.
Промышленное браконьерство. Как и в случае криминального и бытового браконьерства в рамках этого сценария первоначальный импульс к сокращению масштабов промышленного браконьерства дает активизация рыбоохранной деятельности (более эффективный контроль над коммерческим рыболовством). На последующих этапах реализации политики борьбы с браконьерством можно рассчитывать на позитивный вклад организационно-хозяйственных изменений, которые призваны восстановить заинтересованность рыбопромышленного бизнеса в устойчивой эксплуатации популяций лососей (в том числе, например, практическая реализация концепции долговременного закрепления рыбопромысловых водоемов за пользователями).
В году t сокращение масштабов сверхлимитного вылова лососей приведет к негативным экономическим последствиям для рыболовного бизнеса и населения (из-за уменьшения теневых доходов - неучтенных предпринимательских доходов и неучтенной заработной платы занятых на промысле и переработке). Государство в этот же год не получит дополнительных доходов, поскольку сокращение сверхлимитного промысла еще никак не сможет сказаться на масштабах легальной предпринимательской деятельности, а, следовательно, и на налоговых поступлениях.
Основной эффект сокращения промышленного браконьерства в году t будет состоять в том, что (при прочих равных условиях) увеличится пропуск производителей на нерест. В ситуации уменьшения браконьерского пресса на производителей в акваториях нерестовых водоемов (вследствие успеха в борьбе с криминальным и бытовым браконьерством) можно рассчитывать на мультипликацию позитивных изменений и появление еще более многочисленного потомства от производителей данного года, чем в случае локального прогресса в борьбе с промышленным или криминальным браконьерством в отдельности, а, следовательно, и соответствующего увеличения численности подходящих на нерест стад в году t+2.
В году t+1, если будет обеспечено дальнейшее сокращение относительных масштабов промышленного браконьерства, его последствия будут формироваться в той же логике, что и в году t, т.е. ни бизнес, ни население, ни государство не получат дополнительных доходов, при том, что и рыбопромышленные предприятия и занятое на них население второй год подряд будут испытывать относительное снижение своих теневых доходов, а более многочисленное потомство (при прочих равных условиях) образуется у локальных стад горбуши нечетных лет.
В году t+2, можно ожидать первых позитивных последствий сокращения масштабов всех видов браконьерства в году t - прирост численности подходящих на нерест стад горбуши станет фактором увеличения ресурсной базы коммерческого промысла. В результате:
  • предприятия рыбохозяйственного комплекса смогут увеличить объемы производства продукции (а, следовательно, при прочих равных условиях, возрастут и прибыль, и фонд заработной платы);
  • государство получит прирост налоговых платежей от предприятий рыбохозяйственного комплекса, а также дополнительные доходы от продажи ВБР (ресурсов лососей);
  • региональная экономика может получить импульс развития вследствие расширения возможностей бюджетной поддержки социально-экономических программ;
  • местное население может получить дополнительные доходы из бюджетной системы, а также вследствие оживления региональной экономики.
При этом часть прироста численности производителей может быть пропущена на нерест, что обеспечит дальнейший ускоренный рост популяции. Распределение приростов локальных стад на нужды рыбохозяйственной деятельности (прирост промысловых ресурсов) и на нужды расширенного воспроизводства популяций - важнейший параметр управления процессами развития лососевого хозяйства, от которого зависит динамика позитивных эффектов (приростов прибыли рыбопромышленных предприятий, заработной платы занятых и налоговых платежей) при рассмотрении любого сценария реализации политики борьбы с браконьерством.
Для сокращения браконьерства до несущественного уровня потребуется, как минимум, среднесрочный период, но его позитивные последствия будут формироваться еще более продолжительный период времени (поскольку к их числу можно отнести и ту часть прироста популяций, которая будет наблюдаться в режиме "отсутствия браконьерства").
В году t+2 сокращение объемов сверхлимитного промысла продолжится, что породит тот же спектр последствий, что и в году t.
Последствия сокращения промышленного браконьерства в году t+3 будут формироваться в той же логике, что и в году t+2, но только применительно к поколению горбуши нечетных лет.
Существенная модификация механизма формирования последствий сокращения всех видов браконьерства может определяться двумя обстоятельствами.
Во-первых, необходимо принять гипотезы относительно того, насколько успешной будет политика борьбы с разными видами браконьерства. Важность "тотальной" борьбы с разными видами браконьерства определяется тем, что локальные положительные результаты сокращения браконьерства одного вида могут быть обесценены ростом масштабов браконьерства других видов. Например, сокращение промышленного браконьерства может не дать ожидаемых результатов: прирост числа производителей, пропущенных в нерестовый водоем вследствие сокращения промышленного браконьерства может и не обеспечить ожидаемого вклада в расширенное воспроизводство популяции, поскольку может стать дополнительной ресурсной базой для расширения криминального и бытового браконьерства.
Во-вторых, следует принимать во внимание пределы естественной емкости нерестилищ. По мере приближения числа нерестящихся производителей к тому их уровню, который соответствует оптимальному заполнению нерестилищ, прирост популяции будет замедляться, а при переполнении нерестилищ дополнительный пропуск производителей даст не прирост, а сокращение популяции.
Пусть N1 - число жизненных циклов горбуши популяции четных лет, которое при принятом варианте политики борьбы с браконьерством (ключевая характеристика - темпы сокращения разных видов браконьерства) и политики управления ресурсами лососей (ключевой параметр - доля прироста популяции, направляемого на расширение ресурсной базы промышленного лова) потребуется для выхода на оптимальное заполнение нерестилищ, а, следовательно, и для выхода на максимальную численность популяции. Тогда год t+2N1+2 станет последним годом, когда еще могут наблюдаться положительные последствия сокращения браконьерства, в последующие периоды времени популяция перейдет в стационарный режим воспроизводства, в рамках которого колебания ее численности вокруг некоторого достаточно стабильного среднего многолетнего уровня будет определяться всеми прочими факторами помимо браконьерства (кормовая база в местах нагула в океане, взаимодействие с естественными хищниками, состояние локальных и глобальных экосистем).
Разность между результатами рыбохозяйственной деятельности (прибылью и фондом заработной платы предприятий, а также налоговыми доходами бюджета), полученными в году t+2N1+2 и в базовом году t, в котором началось сокращение браконьерского промысла, определяет потенциальный прямой социально-экономический эффект ликвидации фактора браконьерства при эксплуатации популяции горбуши четных лет.
Аналогичные оценки могут быть получены применительно к популяции горбуши нечетных лет.
При разработке и реализации рассматриваемого сценария необходимо принимать во внимание распределение во времени сокращения теневых доходов бизнеса и населения и приростов их легальных доходов. Иначе говоря, необходимо оценивать "период терпения", т.е. тот период времени, который потребуется для того, чтобы предприниматели и население смогли компенсировать потери теневых доходов, полностью заместив их доходами легальными. Следует иметь в виду, что и на государство ложится дополнительная финансовая нагрузка, обусловленная как дополнительными расходами на разработку и реализацию программ борьбы с браконьерством, так и необходимостью внедрения в хозяйственную практику временных компенсационных механизмов поддержки бизнеса и местного населения в условиях, когда будут ограничены возможности их "адаптации за счет природы", т.е. за счет браконьерского промысла.
Таким образом, в рамках данного силового тотального подхода все хозяйствующие субъекты, вовлеченные в исходную проблемную ситуацию - бизнес, население и государство - будут остро нуждаться в некоторых компенсационных механизмах, которые позволят смягчить временные финансовые дефициты. Бизнесу и населению необходимо временно компенсировать потерю теневых доходов, государству потребуется изыскать ресурсы как для активизации самой борьбы с браконьерством, так и для программ компенсации временных потерь бизнеса и населения, обусловленных их переходом "из тени в свет".
Именно разрыв во времени между моментом начала борьбы с браконьерством и тем моментом, когда ее положительные последствия перекроют первоначальные финансовые потери, а, следовательно, и возникающие при этом финансовые дефициты составляют основную проблему рассматриваемого сценария противодействия браконьерству. Этот разрыв предопределяет естественное сопротивление бизнеса и населения, а также нерешительность представителей государственных структур (отсутствие политической воли), которые вполне адекватно оценивают риски реализации и оправданно опасаются весьма вероятного (хотя и временного!) обострения социально-экономической и политической ситуации на начальном этапе борьбы с браконьерством. Это заставляет обратиться к разработке альтернативных сценариев, которые учитывают различия возможностей практической реализации политики борьбы с разными видами браконьерства и позволяют минимизировать то внутреннее "напряжение", которое свойственно сценарию фронтального противодействия браконьерству.

www.fishkamchatka.ru

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
 <  Май   <  2022 г.