Последние публикации

18 Май 2022
Летайте самолетами аэрофлота!
18 Май 2022
Проект "Рыбовед"
18 Май 2022
Рыбакам-любителям объявили объемы
18 Май 2022
На Камчатке отмечен растущий спрос на специалистов в области экологии
18 Май 2022
Перу планирует увеличить производство аквакультурного гребешка
18 Май 2022
Корея существенно увеличила закупки минтая из России
18 Май 2022
Японский импорт угольной рыбы в марте 2022 года
18 Май 2022
РЖД увеличили перевозку тихоокеанских морепродуктов из Приморья на 19% в январе-апреле
18 Май 2022
Абрамченко потребовала снизить зависимость рыбной отрасли РФ от импорта
18 Май 2022
Улов связанных сторон
18 Май 2022
Шлифовка законодательства об инвестиционных квотах продолжается
18 Май 2022
Будущее российского рыбного рынка – в повестке «Недели Российского Ритейла»
18 Май 2022
Нововведения в ФЗ «Об экологической экспертизе» грозят остановкой промысла и застоем марикультуры
18 Май 2022
Производство мидий и устриц в Краснодарском крае в I кв. выросло в 9 раз
18 Май 2022
В Башкортостане подписали Соглашение с 12 резидентом ОЭЗ «Алга»
18 Май 2022
Мало жести: Росрыболовство доложило о нехватке сырья для консервных банок
18 Май 2022
Показатели работы Северо-Восточного ТУ Росрыболовства за прошедшую неделю
18 Май 2022
В Вологде возбудили дело по факту массовой гибели рыбы в реке
18 Май 2022
На международной ассамблее «Каспийский диалог» обсудили состояние рыбных запасов и меры сохранения экосистемы Каспия
18 Май 2022
Завершилась экспедиция для комплексной оценки состояния промысловых запасов крупнейшей реки Кузбасса — Томь
18 Май 2022
Юрий Трутнев ознакомился с работой завода по производству рыбного жира «Омега-3» на Камчатке
17 Май 2022
Рекордные цены на лосося увеличили стоимость импорта бразильской аквакультуры до 248 миллионов долларов в первом квартале
17 Май 2022
Поставки рыбьих жиров в Норвегию сильно замедлились в марте
17 Май 2022
Три судна подготовили к спуску на воду на Вилючинской судоверфи на Камчатке
17 Май 2022
Китай ввел ограничения в отношении 12 российских рыбоперерабатывающих предприятий
17 Май 2022
Специалистами Астраханского филиала ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора» выявлен возбудитель дактилогироза в семи пробах карповых рыб
17 Май 2022
Партия морепродуктов задержана в пункте пропуска МАПП Забайкальск при осуществлении пограничного ветеринарного контроля
17 Май 2022
Россельхознадзор согласовал возможность поставок на Кубу широкого спектра мясной, молочной и рыбной продукции
17 Май 2022
Праздник корюшки в Петропавловской крепости посетили более 75 тыс. человек
17 Май 2022
С начала 2022 года из Приморского края экспортировано более 460 тыс. тонн рыбопродукции
17 Май 2022
Да ремонтируйтесь… на здоровье… за границей!
17 Май 2022
В ходе всероссийской акции Росрыболовства «День без сетей» браконьеров в Приморье лишили 8 километров сетей
17 Май 2022
Антикризисный план Всероссийской ассоциации рыбопромышленников
17 Май 2022
Рыба пойдёт на борт
17 Май 2022
В Минпромторге готовят предложения по импортозамещению в пищевой отрасли
17 Май 2022
Четыре протокола составили сотрудники СВТУ ФАР в ходе контрольно-надзорного мероприятия по рекам Усть-Большерецкого района
17 Май 2022
В Ленинградской области успешно продолжается корюшковая путина
17 Май 2022
Итоги мониторинга промысловых видов рыб в Балтийском море
17 Май 2022
Рестораторы Камчатки готовятся к летнему туристическому сезону
17 Май 2022
Завершилась комплексная экспедиция на крупнейшую реку Кузбасса
17 Май 2022
6 июня состоится заседание диссертационного совета по биологическим наукам
17 Май 2022
Правительство перенесло на 2030 год строительство десяти рыбопромысловых научно-исследовательских судов
17 Май 2022
Следствием проверяются обстоятельства исчезновения жителя поселка Озерновский
16 Май 2022
Камчатские спасатели приостановили поиски пропавшего 10 дней назад рыбака
16 Май 2022
На Вилючинской верфи освятили построенные и отремонтированные суда
16 Май 2022
ТАСС уполномочен заявить!
16 Май 2022
Продажи морепродуктов на токийском центральном рынке Тойосу 12.05.22
16 Май 2022
Шотландские фермеры, выращивающие лосося, опасаются «торговой войны» с ЕС
16 Май 2022
По факту получения производственной травмы, повлекшей смерть человека, проводится проверка
16 Май 2022
В Амурской области пресечена деятельность фантомной площадки с оборотом свыше 50 тонн рыбной продукции

Подписка на новости

Экономический аспект

"Незаконный промысел лососей - явление и фактор экономической жизни Камчатки" - под таким названием во второй половине февраля 2009 года пройдет на Камчатке конференция в рамках Проекта Программы Развития Организации Объединенных Наций "Сохранение биоразнообразия лососевых Камчатки и их устойчивое использование".
Мы уже приводили цифры ущерба, которые наносятся всеми видами браконьерства - бытовым, криминальным и промышленным.
В то же время эксперты считают, что между тремя этими видами могут быть антагонистические отношения, особенно в том случае, если бассейны конкретных нерестовых рек являются сферой интересов крупного рыбопромышленного бизнеса.
Кстати говоря, сейчас, когда все рыбопромысловые участки Камчатки поделены межу пятьюдесятью компаниями, эти отношения между браконьерами-конкурентами стали еще более жесткими и конфликтными. Всем места под "солнцем" уже не хватает. При этом рыбопромышленный бизнес может рассчитывать на поддержку силовых, правоохранительных и рыбоохранных структур, которым лучше иметь дело с легальным, нежели криминальным, бизнесом.
Хотя для экспертов при анализе опыта борьбы с браконьерством ООО "Восточный берег" в бассейне реки Дранка появилось очень много вопросов, на которые они не нашли ответа. И главный из них - экономическая эффективность этой борьбы с браконьерством для самих рыбопромышленных компаний.

Экономическая оценка борьбы с браконьерством (р. Дранка)

На реке Дранка (Восточная Камчатка, Карагинский район) работает фирма "Восточный берег". В 2005-2007 годах эта фирма осуществила за свой счет антибраконьерскую программу, которая позволила, по оценкам руководителей фирмы, ликвидировать криминальное и бытовое браконьерство на этой реке. Если принять исходные масштабы криминальной и бытовой браконьерской деятельности за 100%, то в 2005 году их удалось сократить на 60% (т.е. до 40% от начального уровня), в 2006 году - еще на 30% (до 10% от начального уровня), а в 2007 году - еще на 10% (т.е. до полного прекращения соответствующих видов браконьерской деятельности).
По сведениям, предоставленным генеральным директором ООО "Восточный берег", общий объем затрат на борьбу с браконьерством составил за три года около 7 млн.руб. (табл. 1.).
Таблица 1.
Основные направления расходов ООО "Восточный берег" на борьбу с браконьерством (тыс.руб.)
№пп Статьи расходов 2005 2006 2007 Всего
1. Приобретение материальных средств
1.1 Жилой балок 2 шт. 320 - - 320
1.2. Лодки 2 шт. 180 - - 180
1.3. Лодочные моторы 2 шт. 360 - - 360
1.4. Радиостанции УКВ стационарные 2 шт. - 30 - 30
1.5. Радиостанции УКВ носимые 2 шт. 20 - - 20
1.6. Спутниковый терминал 1 комплект 45 - - 45
1.7. Электростанция 1 шт. 60 - - 60
1.8. Автомашина Газ-66 - - 100 100
2. Переменные расходы
2.1. ГСМ 95 160 190 445
2.2. Продукты питания 90 90 90 270
2.3. Услуги связи 40 67 26 133
2.4. Заработная плата персонала 240 260 260 760
3. Авиационные услуги
3.1. Завоз снабжения и материалов 295 130 - 425
3.2. Облеты 1320 850 1695 3865
Итого 3065 1587 2361 7013
Наличие подобной информации подталкивает к проведению расчетов по оценке "эффективности затрат на борьбу с браконьерством", например, в следующей логике.
1. Используя официальные данные о вылове лососей по р. Дранка и соотношения нелегального вылова лососей к зарегистрированному улову по Карагинскому району в целом [16], можно получить оценки браконьерского вылова по видам лососей и по лососям всего на реке Дранка в предположении, что на данной реке интенсивность браконьерского промысла соответствует средней по району величине (этот расчет представлен в табл. 2).
Таблица 2.
Расчет объемов нелегального вылова лососей на р. Дранка (т)
. 2001 2002 2003 2004 2005 2006 В среднем за 2001-2006 гг.
Карагинский район в целом
Уловы, всего, т 52619 7459 59363 8219 54195 21465 33887
В том числе:
- горбуша 41690 2179 55939 5826 46302 13282 27536
- кета 9069 4691 2598 2032 6966 6900 5376
- нерка 1739 518 771 349 894 1091 894
- кижуч 57 47 20 4 9 157 49
- чавыча 64 24 35 8 24 35 32
Нелегальное изъятие, всего, т: 22502 8368 25532 15229 23685 10322 17606
В том числе:
- горбуша 6283 653 14579 3193 13857 4139 7117
- кета 14308 6828 8422 9296 5723 3264 7974
- нерка 1677 564 1450 1545 2554 1181 1495
- кижуч 135 257 966 1081 1411 1643 916
- чавыча 99 66 115 114 140 95 105
Браконьерский вылов в % к официальному улову:
- горбуша 15 30 26 55 30 31 26
- кета 158 146 324 457 82 47 148
- нерка 96 109 188 443 286 108 167
- кижуч 237 547 4830 27025 15678 1046 1868
- чавыча 155 275 329 1425 583 271 331
- лососи всего 43 112 43 185 44 48 52
Река Дранка
Уловы, всего, т 2877 744 2680 209 2847 833 1698
В том числе:
- горбуша 2423 155 2515 193 2551 491 1388
- кета 423 564 130 14 271 306 285
- нерка 31 24 35 2 23 20 22
- кижуч 0 0 0 0 2 16 3
- чавыча 0 1 0 0 0 0 0
Нелегальное изъятие, всего, т 1064 895 1142 175 1316 487 847
В том числе:
- горбуша 365 46 656 106 763 153 348
- кета 668 821 422 62 222 145 390
- нерка 30 26 66 7 64 22 36
- кижуч 1 0 0 0 267 167 73
- чавыча 0 2 0 0 0 0 0
Полученные таким образом оценки нелегального изъятия по отдельным видам лососей на реке Дранка являются весьма условными, так как динамика и структура уловов на данной реке отличается от показателей Карагинского района в целом. Вследствие этого предпочтительным оказывается использование гипотетических расчетных среднегодовых объемов браконьерства за период 2001-2006 гг. (примерно 850 т). Учитывая, что отсутствие официального вылова кижуча и чавычи в отдельные годы рассматриваемого периода при принятой методике расчетов приводит к нулевым оценкам и их нелегального изъятия за те же годы, можно увеличить первоначальную оценку среднегодовых объемов браконьерского изъятия лососей на реке Дранка до 900 т.
Тогда, если принять предположение, что в режиме бытового и криминального браконьерства на реке Дранка изымается максимум 50% от общего объема браконьерского промысла, а остальные 50% приходится на сверхлимитный вылов рыбопромышленных предприятий, то совокупные масштабы бытового и криминального браконьерства можно оценить величиной примерно в 450 т.
2. Далее, для расчета "эффективности" расходов на противодействие бытовому и криминальному браконьерству, которые осуществила фирма "Восточный берег", представляется естественным соотнести их с показателями предотвращенного нелегального вылова в режиме бытового и криминального браконьерства. Здесь можно использовать два различных подхода.
2.1. Первый подход к построению показателей эффективности состоит в том, что затраты каждого года сопоставляются с оценками масштабов сокращения браконьерства в соответствующем году трехлетнего периода. В этом случае "эффект" затрат выражается с помощью приростных показателей, т.е. оценивается сокращение объемов изъятия лососей в режиме криминального и бытового браконьерства в данного году в расчете на единицу затрат того же года. Результаты, соответствующие этому подходу, представлены в таблице 6 и демонстрируют, что попытка использования "приростных" показателей эффективности вложений в борьбу с браконьерством оказывается несостоятельной в операциональном отношении: эффективность вложения средств в борьбу с браконьерством снижается по мере его искоренения и становится равной нулю при полной ликвидации нелегального промысла. Это не позволяет судить ни о целесообразности мероприятий по борьбе с браконьерством (оценивать их абсолютную эффективность), ни сравнивать различные направления затрат, ориентированных на формирование предпосылок устойчивого воспроизводства популяций (например, затраты на борьбу с браконьерством и затраты на строительство и функционирование ЛРЗ).

Таблица 3.
Результаты оценки эффективности затрат на борьбу с бытовым и криминальным браконьерством на реке Дранка в рамках первого варианта спецификации показателей эффективности.
. . 2005 2006 2007 2008 (и последующие годы)
1. Годовые затраты на борьбу с браконьерством, тыс. руб. 3065 1587 2361 2338*
2. Сокращение браконьерского изъятия данного года, т 270 135 45 0
3. Удельные затраты на 1 т сокращения браконьерского изъятия данного года [(1):(2)], тыс. руб/т 11,4 11,8 52,5 ∞**
4. Эффективность затрат по сокращению браконьерского изъятия в данном году [(2):(1)], т/тыс. руб. 0,166 0,160 0,036 0**
5. Стоимость ВБР, соответствующая сокращению браконьерского изъятия данного года***, тыс. руб. 13500 6750 2250 0
6. Удельные затраты на 1 рубль стоимости сокращения браконьерского изъятия данного года [(1):(5)], руб./руб. 0,23 0,24 1,05
7. Эффективность затрат на борьбу с браконьерством в расчете на стоимостную оценку сокращения объема предотвращенного браконьерского изъятия данного года [(5):(1)], руб./руб. 4,40 4,25 0,95 0
*) Средний уровень затрат 2005-2007 годов.
**) Сокращение нелегального изъятия в прогнозном 2008 г. будет равно нулю (т.к. браконьерство в 2007 г. уже полностью ликвидировано) и, соответственно, "эффективность" затрат будет также равна нулю, а удельные затраты (при делении на ноль) окажутся бесконечными.
***) Стоимость ВБР вычисляется из расчета 50 тыс. руб. на тонну ресурсов лососей. Эта приближенная экспертная оценка получена как разность между стоимостью продукции, которая производится из одной тонны лососей (в усредненной структуре вылова по видам, усредненной структуре выпуска рыбопродукции и в ценах 2005 г.) с одной стороны, и суммой затрат на промысел и производство и нормальной прибыли на вложенный капитал - с другой.

2.2. Второй подход основывается на том, что "полное искоренение" бытового и криминального браконьерства в 2007 году является временным феноменом, для закрепления которого в последующие годы потребуется проводить весь комплекс рыбоохранных мероприятий, который был характерен и для периода 2005-2007 годов, а, следовательно, и обеспечить их финансирование примерно на том же уровне как в рассматриваемой ретроспективе. Иначе говоря, сокращение браконьерства до нуля не означает сокращения до нуля и расходов на борьбу с браконьерством. В соответствии с этим "эффективность" затрат можно выразить соотношением исходного объема браконьерского изъятия лососей в режиме бытового и криминального браконьерства ("предотвращенный ущерб") с величиной среднегодовых затрат на борьбу с браконьерством в 2005-2007 годах. В этом случае среднегодовые расходы ООО "Восточный берег" на борьбу с браконьерством в 2005-2007 годах принимаются в качестве "условно постоянных", т.е. в качестве оценки того уровня затрат, которые достаточны для искоренения на реке Дранка бытового и криминального браконьерства и которые потребуется осуществлять и после 2007 года, когда было зарегистрировано полное прекращение рассматриваемых видов браконьерской деятельности. Результаты расчетов, соответствующие второму подходу, представлены в таблице.

Таблица 4.
Результаты оценки эффективности затрат на борьбу с бытовым и криминальным браконьерством на реке Дранка в рамках второго варианта спецификации показателей эффективности
. . В среднем за 2005-2007 гг. 2008 (и последующие годы)
1. Годовые затраты на борьбу с браконьерством, тыс. руб. 2338 2338
2. Оценка предотвращенного ущерба (совпадает с оценкой исходных объемов браконьерского вылова), т 450 450
3. Удельные затраты на 1 т предотвращенного браконьерского изъятия [(1):(2)], тыс. руб/т 5,2 5,2
4. Эффективность затрат по предотвращению браконьерского изъятия [(2):(1)], кг/тыс. руб. 120 120
5. Стоимость ВБР, соответствующая объему предотвращенного нелегального изъятия, тыс. руб. 22500 22500
6. Удельные затраты на 1 рубль стоимости предотвращенного браконьерского изъятия [(1):(5)], руб./руб. 0,1 0,1
7. Эффективность затрат на борьбу с браконьерством в расчете на стоимостную оценку объема предотвращенного браконьерского изъятия [(5):(1)], руб./руб. 9,6 9,6
Оценки, полученные по второму варианту спецификации показателей эффективности, показывают очень высокую эффективность борьбы с браконьерством: на тысячу рублей затрат приходится 0,12 т "спасенной" от нелегального промысла рыбы, т.е. каждый затраченный рубль дает 9,6 рублей эффекта, если эффектом считать стоимость ВБР, соответствующую объему предотвращенного браконьерского изъятия. Оценки эффективности ЛРЗ, рассчитанные на основе сходных предпосылок - на порядок ниже. Например по Малкинскому ЛРЗ и ЛРЗ "Озерки" (при самых оптимистических оценках уровней возврата заводской молоди) они составляют 1-1,5 руб. стоимости ВБР заводского возврата на рубль текущих производственных затрат лососевых заводов (таблица 19 параграфа 5.3.2. данного отчета).
Тем не менее, и второй вариант построения показателей "эффективности" рыбоохранной деятельности не является корректным, поскольку эти показатели не могут быть интерпретированы именно как показатели эффективности, т.е. как показатели, между числителем и знаменателем которых существует содержательная причинно-следственная связь типа "затраты - результат". В действительности, показатели предотвращенного ущерба определяются предысторией развития криминального и бытового браконьерского промысла на реке Дранка и, прежде всего, ее транспортной доступностью и интенсивностью рыбоохранной деятельности специализированных государственных структур в ретроспективе. Показатели затрат на осуществление рыбоохранной деятельности на этой реке зависят не от исходных масштабов бытового и криминального браконьерства, а определяются совсем другими факторами - площадью акватории реки и прилегающей к ней территории, которую следует держать под контролем. Отсутствие связи между затратами на борьбу с браконьерством и объемами предотвращенного ущерба подтверждается и рассматриваемым примером. Так в 2007 году - последнем году рассматриваемого трехлетнего периода активной борьбы с браконьерством, после того как за предшествующие два года удалось сократить объемы нелегального вылова в 10 раз по сравнению с их первоначальным уровнем, расходы на борьбу с бытовым и криминальным браконьерством по сравнению с 2005 годом сократились лишь на 23%, а по сравнению с 2006 годом - выросли почти в 1,5 раза (см. таблицу 6).
Следует также иметь в виду, что объем предотвращенного нелегального изъятия лососей в режиме бытового и криминального браконьерства не входит в состав ресурсов текущего промысла и, следовательно, может иметь лишь весьма опосредованное отношение к росту доходов рыбохозяйственного предприятия (особенно в рассматриваемом случае, поскольку, во-первых, ООО "Восточный берег" является одним из 5 предприятий, осуществляющих рыбопромышленную деятельность на реке Дранка, во-вторых, ООО "Восточный берег" эксплуатирует не только локальные стада лососей реки Дранка, но и мигрирующие вдоль побережья стада лососей других нерестовых водоемов). Это обстоятельство объективно ослабляет содержательную взаимообусловленность затрат на борьбу с браконьерством и доходов (результатов хозяйственной деятельности), которая и должна определять экономическое поведение фирмы.
Даже если оценить расходы ООО "Восточный берег" в расчете на 1 квадратный км контролируемой территории, то и этот показатель не может рассматриваться как "норматив затрат" на борьбу с браконьерством, который можно использовать для оценок потребности в финансировании антибраконьерской деятельности в других районах Камчатки. Это обусловлено не только их значительным природным и социально-экономическим разнообразием. Важнее другое обстоятельство. Нелегальный промысел лососей, по масштабам сопоставимый или даже перекрывающий объемы легального промысла - это "системная болезнь". Различные виды браконьерства - равно как и браконьерство в различных районах - это "сообщающиеся сосуды". Есть многочисленные свидетельства того, что браконьеры, вытесненные с одного нерестового водоема, отнюдь не прекращают свою деятельность, а просто переносят ее в менее охраняемые места. Предоставленные компанией ООО "Восточный берег" данные о затратах на борьбу с нелегальным промыслом лососей фактически показывают лишь то, какой ценой удалось переместить пресс бытового и криминального браконьерства с реки Дранка на другие территории (в ситуации, когда борьба с браконьерством не приняла тотальный характер). Таким образом, более общая проблема, определяющая весьма ограниченные возможности корректного использования локальных прецедентов (например, стоимости антибраконьерской программы ООО "Восточный берег") для получения более общих оценок потребности в финансовых ресурсах для эффективной борьбы с браконьерством в масштабах всего региона, состоит в том, что в случае наступления на браконьерство "по всем фронтам", когда сократятся возможности для его перемещения на "свободные" территории (для перелива по системе "сообщающихся сосудов") резко возрастет и сопротивление соответствующих нелегальных структур (в части криминального браконьерства), и уровень социальной напряженности (в части бытового браконьерства), а, следовательно, и потребность в финансировании - как самой программы борьбы с браконьерством, так и программ социально-экономического развития территорий. Кроме того, опыт борьбы с другими разновидностями нелегальной экономической деятельности (например, наркобизнесом) свидетельствует, что активизация борьбы с ними приводит прежде всего к увеличению "издержек входа" и свойственных им рисков, но если и после этого теневой бизнес все-таки остается высокоприбыльным, его масштабы могут и не сократиться.
При рассмотрении этого примера возникает и целый ряд других вопросов.
Прежде всего, не ясны исходные мотивы борьбы с браконьерством, которые определяют экономическое поведение фирмы "Восточный берег". Действительно, контур "обратной связи", который определяет коммерческую заинтересованность в борьбе с браконьерством, формируется в том случае, если затраты на борьбу с браконьерством перекрываются дополнительными доходами. В современной социально-экономической ситуации и при сложившихся процедурах регулирования лососевого хозяйства еще не сформированы предпосылки долгосрочной ориентации хозяйственной деятельности, при которой экономическая заинтересованность фирмы в борьбе с браконьерством определяется тем, что ликвидация браконьерства обеспечивает оптимальные условия нереста и, при прочих равных условиях, максимальный возврат и максимальные объемы промыслового изъятия. Поскольку фирма "Восточный берег" не контролирует всю реку, ее усилия по борьбе с криминальным и бытовым браконьерством могут и не привести к положительным изменениям в режиме воспроизводства, поскольку другие фирмы, осуществляющие промысел лососей тех же локальных стад, могут одновременно расширить масштабы промышленного браконьерства (сверхлимитного вылова).
Следовательно, нужно искать иные объяснения мотивов коммерческого финансирования мероприятий, направленных на борьбу с криминальным и бытовым браконьерством.
Первый вариант объяснения: "негласная договоренность" о расширении промышленных лимитов за счет части ресурсов лососей, которые в ретроспективе являлись объектом браконьерского промысла, но были сохранены благодаря борьбе с браконьерством.
Второй вариант объяснения: борьбу с криминальным и бытовым браконьерством фирма рассматривает как способ расширения ресурсной базы своего собственного сверхлимитного промысла. В пользу подобного объяснения может свидетельствовать то обстоятельство, что борьбу с браконьерами данная фирма ведет самостоятельно, без привлечения других предприятий, осуществляющих свой промысел на реке Дранка.
Третий вариант объяснения: по мнению ряда экспертов, достаточным мотивом подобного экономического поведения фирмы "Восточный берег" может стать демонстрация положительного эффекта своего присутствия на реке. Такая демонстрация (подобно хорошей "кредитной истории") может сыграть важную роль в решениях регулирующих органов при распределении рыбопромысловых участков или в процедурах передачи рыбопромысловых водоемов в долгосрочную аренду.
Вне зависимости от того, в чем состоят реальные мотивы антибраконьерской деятельности, осуществляемой фирмой "Восточный берег", можно констатировать, что эти затраты нельзя однозначно интерпретировать как вложения именно в борьбу с браконьерством, поскольку они могут иметь содержательно более сложную логическую обусловленность.
Необходимо более взвешенно подойти и к рассмотрению расходов на проведение антибраконьерской кампании, которые представило руководство фирмы "Восточный берег": значительная часть включенных в калькуляцию статей затрат могут быть использованы не только для материального обеспечения борьбы с браконьерством, но и собственно рыбопромышленной деятельности".

Постскриптум: Необходимо учесть еще один факт, который открылся только после распределения и закрепления рыбопромысловых участков и в первую очередь касается именно Карагинского района. Дело в том, что значительная часть ставных морских неводов на многих участках облавливают до 90 процентов проходной рыбы - то есть рыбы, которая идет на нерест в реки, находящиеся на значительном расстоянии от облавливающих их неводов. Другими словами - рыбопромышленники совершенно легально, открыто и в огромных объемах (речь идет о десятках тысяч тонн) облавливают ЧУЖУЮ рыбу - может быть ту самую, которую пытаются сохранить на Дранке, затрачивая на это огромные средства.
И как быть в этом случае? И является ли такой вид легального промысла ПРОМЫШЛЕННЫМ БРАКОНЬЕРСТВОМ, с которым также нужно бороться?

Сергей ВАХРИН, 
координатор общественной Коалиции 
"СОХРАНИМ ЛОСОСЬ ВМЕСТЕ!"

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
 <  Май   <  2022 г.