Последние публикации

18 Сен 2020
«Это депутаты, грех сказать, «Единой России»…»
18 Сен 2020
Импорт дандженесского краба в США увеличился по стоимости и объему
18 Сен 2020
Рыбопромышленники заявили об увеличении спроса на минтай
18 Сен 2020
В Мурманском рыбном порту на 5% сократился грузооборот рыбопродукции
18 Сен 2020
Банда браконьеров в Ростовской области занималась уничтожением краснокнижной рыбы
18 Сен 2020
В Иркутской области проведут паспортизацию и сформируют кадастр водных объектов
18 Сен 2020
Рыба уплывает от россиян на экспорт
18 Сен 2020
Рыбаки Северо-Запада переходят на электронную отчетность
18 Сен 2020
Состоялись мероприятия Международной комиссии по сохранению атлантических тунцов
18 Сен 2020
Экспедиционные исследования на северных озерах Красноярского края
18 Сен 2020
Дорожная карта для рыбаков
18 Сен 2020
Субсидию на повышение квалификации 156 специалистов получат четыре предприятия Приморья
18 Сен 2020
В Ростовской области пограничники изъяли у браконьеров улов на 1 млн рублей
18 Сен 2020
Три логистических проекта реализованы на площадке индустриального парка «Авангард» на ТОР «Хабаровск»
18 Сен 2020
Правительство планирует создать инструментарий поддержки экспорта
18 Сен 2020
Ученые займутся вопросами лососеводства на Южных Курилах
18 Сен 2020
11 работников колхоза им. В. И. Ленина попали в обсерватор
18 Сен 2020
У «Магнита» будет собственный сервис доставки продуктов
18 Сен 2020
Заработал "Сервис для экономного покупателя"
18 Сен 2020
Кулинарный онлайн-конкурс «Русская рыба»
18 Сен 2020
За вылов маломерного судака в Калининградском заливе браконьер должен возместить ущерб в 36 тыс. рублей
17 Сен 2020
Минтаевая война
17 Сен 2020
Экспорт мороженого филе форели из Норвегии превышает прошлогодний уровень на 23 % на фоне роста цены
17 Сен 2020
Норвегия увеличила объём экспорта охлажденной фермерской форели на 52 % на фоне снижения цены экспорта
17 Сен 2020
Эквадор увеличивает меры биобезопасности при производстве креветок
17 Сен 2020
Выращивание рыбы на заводах предпочтительнее выпуску ее в водоемы Таймыра
17 Сен 2020
В алтайских озерах растут запасы артемии
17 Сен 2020
В Озерновском выявлено уже 79 заболевших
17 Сен 2020
Итоги полицейской операции "Путина 2020"
17 Сен 2020
40 тысяч тонн лососей уже добыто в Сахалинской области
17 Сен 2020
В заливе Анива на третий год запрета промысла появилась горбуша
17 Сен 2020
Коронавирус сразил российский ВВП
17 Сен 2020
Министры сельского хозяйства и водных ресурсов стран G20 обсудили вопросы глобальной продбезопасности
17 Сен 2020
За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина экспортировано 296 партии рыбной продукции
17 Сен 2020
Россельхознадзор рассмотрел дела о правонарушениях ООО «Поларис»
17 Сен 2020
В Мурманской области открылся рыбоперерабатывающий завод мирового уровня
17 Сен 2020
Корпус малого сейнера-траулера «Всеслав» спущен на воду в Калининграде
17 Сен 2020
На 14 сентября российские рыбаки добыли 3,7 млн тонн водных биоресурсов
17 Сен 2020
Рыбаки ДВ объявили Русскую рыбопромышленную компанию Глеба Франка персоной нон-грата
17 Сен 2020
«Русская рыбопромышленная компания» Глеба Франка минтайщикам больше не товарищ
17 Сен 2020
Государственный визит
17 Сен 2020
Ответ России о Курильских островах дан и закреплен в Конституции РФ
17 Сен 2020
В Керчи открылся магазин-склад рыбной продукции от производителя
17 Сен 2020
Морская аквакультура ДВ продолжает находиться в поле зрения Госдумы
17 Сен 2020
Ученые уверены: сохранить каланов Северных Курил можно, создав заповедные акватории
17 Сен 2020
Письмо раздора
16 Сен 2020
Импорт кижуча в США растет три последних месяца
16 Сен 2020
Непростые времена для китайской аквакультуры
16 Сен 2020
Tesco угрожает прекратить закупку желтоперого тунца из Индийского океана
16 Сен 2020
Чилийские производители лосося готовятся к новой атаке на китайский рынок

Подписка на новости

Проблемы управления рыболовством на Аляске

В конце марта 2007 года в городе Анкоридж (штат Аляска, США) состоится заседание Северо-Тихоокеанского Совета по управлению рыболовством, на котором в качестве гостей будут присутствовать представители Российской Федерации, в том числе и представители Камчатки и Корякии (члены общественной коалиции "Сохраним лосось ВМЕСТЕ", в рамках организованной Всемирным фондом дикой природы (WWF) международной встречи "Обмен опытом: эффективное управление лососевыми ресурсами на Аляске, как пример устойчивого промысла и здоровой экономики". В связи с этим мы предлагаем познакомиться с проблемами управления рыболовства на Аляске и возможностями их решения по-американски.
1. Краткий обзор рыболовства на Аляске
На Аляске существуют пять основных промыслов рыбы - промыслы донных видов рыб, лосося, краба, палтуса и сельди. Донные рыбы представляют наибольшую часть улова рыбы на Аляске. Это по количеству. Но с точки зрения стоимости, лосось, краб, палтус и сельдь тоже играют важную роль в экономике штата. Оптовая стоимость (после переработки) морских продуктов, произведенных на Аляске, превышает 2 миллиарда долларов США (данные на 2001 г.).
На Аляске существуют тысячи рыбацких судов, начиная с очень маленьких и заканчивая очень крупными - супертраулерами. Тысячи маленьких рыбацких судов заняты промыслом лосося и сельди. Сотни рыбацких судов средних размеров заняты промыслом палтуса и краба. Примерно сто больших и очень больших рыбацких судов заняты промыслом и переработкой донных видов рыбы (прежде всего, минтая).
Вдоль всего побережья Аляски в небольших населенных пунктах построены заводы по переработке рыбы. Большая часть этих предприятий находится в собственности корпораций из других штатов и стран. Некоторые из самых крупных компаний являются японскими.
Большинство компаний по переработке рыбы не имеют собственных рыбацких судов. Рыбацкие суда, как правило, находятся в собственности у самих рыбаков за исключением больших судов. Основная часть рабочих, вовлеченных в переработку рыбы, приезжают на Аляску только на время работы.
2. Задачи управления рыболовством
Под "управлением рыболовством" я имею в виду все агентства и законы государства на всех уровнях, которые влияют на то, сколько рыбы вылавливается, кто вылавливает рыбу, как рыба вылавливается, кто несет расходы и кто получает прибыль от промысла.
Существует много различных трудностей в управлении рыболовством. Эти трудности возникают нередко по той простой причине, что агентства, которые отвечают за управление рыболовством, имеют много различных, нередко противоречивых, задач.
Руководители, управляющие рыболовством, должны найти баланс между тремя основными целями:
• Сохранением водных биологических ресурсов.
• Прибыльностью рыбной отрасли.
• Справедливым распределением рыбных ресурсов и экономических благ.
Трудность заключается в достижении всех этих целей одновременно.
Первая цель - это сохранение рыбных ресурсов. То есть не ловить слишком много рыбы - не истощать ресурсы рыбы для сохранения будущих уловов.
Вторая цель - это обеспечение прибыльности рыбной отрасли. В определенной степени это значит не ловить слишком мало рыбы - чтобы не потерять потенциальную прибыль от промысла. Но цель обеспечения прибыльности заключается не только в том, чтобы обеспечивать большие уловы рыбы. Эта цель заключается в создании условий для здоровой и прибыльной рыбной отрасли в целом, которая включает в себя следующие составляющие:
• Производство высококачественной продукции.
• Производство тех продуктов, которые пользуются спросом на рынке.
• Ведение промысла именно тогда, когда на рынке наиболее высокие цены.
• Предотвращение перепроизводства, чтобы цена не падала.
Также к этой цели относится и задача по созданию условий, при которых рыбаки могут держать затраты на низком уровне, через создание условий для рационального использования судов, оборудования, топлива и труда.
Вот пример. Аляска хорошо справляется со своей задачей по сохранению ресурсов лосося. В 1990-х промысел лосося на Аляске достиг рекордного уровня. Наш Аляскинский департамент по Охоте и Рыбной Ловле, который управляет промыслом лосося, любит говорить о том, что рекордный вылов лосося является доказательством того, насколько рационально ведется его промысел.
Тем не менее, при этом лососевая отрасль на Аляске испытывает экономический кризис. Причина этого кризиса отчасти в низкой рыночной цене на лосось, которая является следствием большого производства выращенного лосося.
Но я считаю, что причиной экономического кризиса также являются иррациональные законы, регулирующие лов лосося на Аляске, связанные с тем, сколько и каких судов и орудий лова можно использовать для ловли. Следствие именно этих законов - высокие затраты на вылов, и невозможность иметь прибыльную отрасль без высоких цен.
Третьей важной целью управления рыболовством является распределение рыбы и экономических благ от рыболовства. Руководители различных агентств по управлению рыболовством напрямую или косвенно распределяют не только рыбные ресурсы, но и экономические блага от рыбной ловли между различными видами рыбацких судов, между рыболовами и между регионами.
У разных людей возникают разные мысли относительно того, кто должен получить рыбу и экономические блага от ловли рыбы, например:
• Граждане штата, которые ничего не платят или иностранцы, которые могут платить хорошие деньги?
• Большие суда, которые эффективны, или малые суда, которые, может быть, менее эффективны, но более широко распределяют экономические блага от вылова среди населения?
• Любой человек, у кого есть судно (даже простая лодка) и кому, соответственно, нужна рыба, или ограниченное число судов, которых достаточно для эффективной ловли рыбы?
Трудность в управлении рыболовством заключается именно в нахождении точки равновесия между этими противоречащими задачами. То, что способствует сохранению ресурсов, может не способствовать получению прибыли. А распределение рыбных ресурсов таким образом, которое способствует сохранению ресурсов или обеспечивает наивысшую прибыльность, возможно, не удовлетворит большинство заинтересованных групп людей.
Практически все правила рыболовства влияют на распределение экономических благ от рыболовства. Если это не происходит напрямую, то косвенно они создают определенные условия, при которых для некоторых рыбацких судов более легко или более выгодно вести тот или иной вид промысла, а для других - труднее или менее выгодно делать то же самое.
3. Обзор систем управления рыболовством на Аляске
Теперь давайте посмотрим на то, как работают системы управления рыболовством на Аляске на практике. Начнем с некоторых отличий системы управления рыболовством на Аляске от России (сравнение по 2001 г.).
• На Аляске не установлено квот для индивидуальных компаний (кроме, как я буду потом объяснять, на промысле палтуса (с 1995-го года) и минтая (с 1999-го года).
• Не установлено прямых квот для судов из различных регионов.
• Существуют очень небольшие квоты на исследования.
• Промысел в прибрежных водах США (200 миль от побережья) запрещен для иностранных судов с 1980-х годов.
• Не существует аукционов квот на промысел рыбы.
• Штат Аляска (а не федеральное правительство) имеет право на управление прибрежным промыслом лосося и сельди.
Мы можем говорить о трех основных видах систем управления рыболовством на Аляске:
• Отсутствии управления
• Открытом доступе к ресурсам
• Закрытом (ограниченном) доступе.
Закрытый доступ на Аляске представлен в двух видах:
• Система ограниченного количества разрешений на участие в промысле.
• Система, основанная на ограничении квот на промысел.
Последняя система в свою очередь представлена в трех видах:
• Индивидуальные квоты на лов рыбы.
• Кооперативные квоты.
• Квоты для общественного развития.
Отсутствие управления обозначает тот факт, что не установлены НИКАКИЕ правительственные ограничения на промысел рыбы. Управление часто отсутствует, когда промысел вида только начинается. Так, например, зарождение промысла лосося в тысяча восемьсот восьмидесятых годах на Аляске протекало в системе отсутствия управления промыслом.
По мере того, как количество рыбацких судов и уловы растут, появляются проблемы. Например, вылавливается слишком много рыбы. В результате этого прибыль от рыболовства падает. Начинаются конфликты и возникает потребность в ограничении вылова - то есть создании системы распределения рыбы. В ответ на возникающие проблемы правительство создает системы управления рыболовством.
Системы открытого доступа существовали во всех рыбных промыслах на Аляске до 1970-х годов и до сих пор продолжают существовать для отдельных видов рыб. По этой системе любой может заняться рыбалкой - доступ "открыт".
Но общий улов при этом ограничен с помощью специальных правил на время ведения промысла, на виды судов, имеющих право на участие в промысле, и на виды оборудования, разрешенных для использования. Нет ограничений на индивидуальный лов - каждый может ловить столько рыбы, сколько может, при соблюдении специальных ограничений.
Системы открытого доступа имеют несколько преимуществ:
• Легко контролировать соблюдение правил.
• Считается "справедливой", потому что все могут участвовать в промысле.
• И поэтому положительно воспринимается рыбаками.
Но системы открытого доступа тоже имеют ряд недостатков. Если промысел рыбы является прибыльным, то все больше и больше судов начинают участвовать в промысле. Поэтому общие затраты вырастают, хотя общий улов остается прежним из-за ограничений правительства по вылову. По мере того, как число судов растет, а общий улов остается прежним, средние уловы индивидуальных судов сокращаются, и прибыльность промысла падает. Этот процесс продолжается до тех пор, пока промысел не становится убыточным для всех участников.
Второй недостаток системы - "гонка за рыбой". Каждое судно пытается поймать как можно больше до того, как общая квота выберется. Следствие гонки за рыбой - промысел идет быстро, но не эффективно. Рыба, а не продукция из нее, являются на момент такого промысла самоцелью.
Системы закрытого доступа управления рыболовством как раз и ставят перед собой цель исправить недостатки систем открытого доступа. Эти системы имеют более гибкие ограничения на время промысла, виды судов и оборудование.
Вот как шел процесс эволюции управления промыслом на Аляске от отсутствия управления до создания систем открытого и закрытого доступа (схема).
схема
4. Управление промыслом лосося на Аляске
Теперь давайте рассмотрим систему управления промыслом лосося на Аляске, которая имеет очень большие ресурсы этого вида рыб, и где коммерческий промысел лосося существует уже более ста двадцати лет. Вылавливается пять видов тихоокеанских лососей, но основной промысел представлен горбушей и неркой.
Исторически коммерческий промысел лососей на Аляске был организован крупными рыбоконсервными компаниями, находящимися в Сиэтле и даже в Сан-Франциско. Эти компании строили консервные заводы вдоль всего побережья Аляски в конце девятнадцатого и начале двадцатого столетий. Ловля и переработка рыбы производились рабочими, которых эти компании привозили на Аляску на лето на период промысла (на путину).
Постепенно все большее число жителей Аляски хотели ловить лосось для коммерческих целей. Так начался конфликт между рыбаками Аляски и рыбаками из других частей США по поводу распределения ресурсов лосося. Этот конфликт продолжается и до настоящего времени.
В начале XX века федеральное правительство США начало создавать законы и правила относительно того, где, как и когда можно вести промысел лососей.
Жителям Аляски не нравилось федеральное регулирование ловли лосося. Они считали, что такое регулирование помогало большим компаниям из Сиэтла, а не местным рыбакам.
Рыбакам Аляски особенно не нравилось то, что федеральное правительство позволило большим перерабатывающим компаниям из Сиэтла использовать ловушки (ставные невода) для того, чтобы ловить лосось. Используя эти большие ловушки, компании из Сиэтла вылавливали большую часть лосося, оставляя меньшее количество рыбы для местных рыбаков. Плохое отношение к федеральному регулированию ловли лосося и, особенно, к использованию ловушек было одной из главных причин, по которым жители Аляски проголосовали за присвоение Аляске статуса штата в 1959 году.
Когда Аляска стала штатом, она получила право самостоятельно управлять всем рыболовством в пределах трех миль (или пяти километров) в прибрежных водах. Это относилось и к ловле лосося. Поэтому самый первый закон законодательного собрания Аляски был направлен на запрещение использования ловушек. И ловушки до сих пор запрещены на Аляске.
Но в этом есть некая ирония. Как я уже заметил ранее, сегодня в нашей отрасли промысла лосося происходит экономический кризис. Промысел лосося во многих районах Аляски является убыточным по той причине, что цены на лосось упали до такого низкого уровня, что ценность рыбы стала меньше, чем затраты на ее вылов.
В действительности ловушка могла бы быть очень дешевым и эффективным способом ловли лосося. По той причине, что в ловушке рыба может быть поймана и долго оставаться живой, что могло бы способствовать не накоплению выловленной рыбы, а производству продуктов более высокого качества, которые можно было бы продавать по более высоким ценам. Но мы их запретили.
Это является примером того, как правила, созданные с целью распределения рыбных ресурсов, могут привести к нерациональному управлению рыболовством, с точки зрения экономики.
Запрещение использования ловушек является примером ограничения на виды оборудования, разрешенные для промысла лосося.
Другой интересный пример - это ограничение на длину судов для промысла нерки в заливе Бристоль. А залив Бристоль является самым крупным местом для промысла нерки в мире.
Максимальная разрешенная длина корпуса суда составляет 32 фута или примерно 10 метров. Цель таких ограничений заключается в том, чтобы сделать промысел справедливым для всех и сократить затраты для индивидуальных рыбаков. Но рыбаки – люди умные. С течением времени суда в заливе Бристоль становились все шире и шире, выше и выше.
Я считаю, что такие ограничения на виды судов на Аляске часто очень иррациональные. Ограничение на длину судов не сократило затраты для индивидуальных рыбаков в заливе Бристоль. Но они уменьшают экономическую эффективность. Бывает, что даже снижают качество пойманной рыбы, потому что на маленьком суденышке невозможно перерабатывать пойманную рыбу на борту и нет места для холодильного оборудования. Более того - на маленьком суденышке промысел более опасен. Но такие ограничения все-таки часто встречаются на Аляске.
Система ограниченного доступа
Теперь давайте посмотрим на систему ограниченного доступа к промыслу лосося на Аляске. Это является первым примером системы закрытого доступа на Аляске.
Система вступила в силу в середине 1970-х годов.
До этого времени доступ был открытым и количество судов, участвующих в промысле лосося, росло. В 1970-х возвращение лосося на нерест достигло рекордно низких показателей. Цель новой системы заключалась в предотвращении роста количества судов.
Система такая. Существует ограниченное количество разрешений для промысла лососей в каждом районе Аляски. Общее число разрешений во всех 37 районах около 14,000. Необходимо обязательно иметь такое разрешение на лов лосося, чтобы участвовать в промысле. Держатели разрешений могут вылавливать любое количество рыбы в течение отведенного для промысла времени. Разрешение дает постоянное право заниматься промыслом лосося каждый год. Держатель разрешения должен находиться на борту судна во время ведения рыбной ловли.
Разрешения выдавались бесплатно всем рыбакам, которые занимались промыслом лосося до 1975-го года. Но это разрешение можно продавать.
Интересно, как изменились цены на разрешения на ловлю лосося. В 1980-х годах росли уловы и цены на рыбу, и поэтому общая стоимость уловов тоже росла. Но в 1990-х годах падали уловы и падали цены на рыбу и поэтому падала общая стоимость уловов. И поэтому в 1980-х годах цена на разрешение на ловлю лосося дошла до двухсот пятидесяти тысяч долларов-а потом в 1990-х годах цена упала до пятидесяти тысяч долларов.
Позитивный эффект системы ограниченного доступа промысла лосося на Аляске - замедление роста в производственных мощностях рыбацкого флота. Но негативных эффектов системы ограниченного доступа промысла лосося много.
• Рост затрат не прекратился. Рыбаки продолжали строить более быстрые суда, пытаясь выловить больше рыбы. Но это приводило не к большим уловам, а к большим затратам.
• Не прекратились "гонки за рыбой".
• Система не имеет механизма для регулирования количества судов в соответствии с изменением количества рыбы.
• Первое "поколение" владельцев разрешений получило большие прибыли от их продажи.
• Рыбаки, купившие разрешения в то время, когда цены на них были высокими, сейчас теряют деньги из-за падения ценности уловов (диаграмма).
диаграмма
5. Управление промыслом палтуса на Аляске
Палтуса на Аляске ловят, используя яруса. В 1999 году улов составил 44 миллиона фунтов или 28 000 тонн, а стоимость улова - 122 миллиона долларов. Общие квоты устанавливаются Международной Тихоокеанской Комиссией по ловле палтуса (США и Канада являются ее членами). Регулированием ловли палтуса на Аляске занимается Федеральное правительство. До 1995-го года системой управления промысла палтуса была классическая "олимпийская" система открытого доступа. В результате этого количество судов выросло от 1000 в 1975 году до 3600 в 1983 году. По мере того, как количество рыбацких судов росло, руководители управления рыболовством сокращали продолжительность промыслового сезона, исходя из средней промысловой нагрузки на каждое судно, чтобы улов не превысил квоту. Если промысловый сезон был 150 дней в 1970 году, то в 1979 году - уже 16 дней, и только 2 дня во второй половине 1980-х годов.
Существовало много проблем до 1995 года. Было опасно для рыбаков. Если погода была плохая во время отведенного для ловли времени, то тонули небольшие суда и рыбаки. Цены на палтус были низкие, потому что вся рыба приходила на рынок одновременно, и большая часть рыбы продавалась мороженой, а не свежей. А затраты на этот промысел были очень высокие, потому что использовалось много судов и оборудования для ловли рыбы.
Система индивидуальных квот на ловлю палтуса
План на введение новой системы был утвержден в 1991-ом году, и система "индивидуальных квот" вступила в действие в 1995-ом году.
Международная Тихоокеанская Комиссия по ловле палтуса устанавливает общую квоту (которая меняется каждый год).
Частные лица имеют постоянное право на определенный процент палтуса от установленной общей квоты. Это право называется "индивидуальная квота", то есть фактически индивидуальная доля от общей квоты. Рыбаки могут ловить палтус в пределах своей квоты в любое время в течение сезона, равного девяти месяцам.
Квоты выдаются для семи регионов и для четырех категорий судов. Владелец квоты должен присутствовать на борту судна во время лова палтуса. Квоты на ловлю (или права на долю) могут быть проданы. Любой рыбак может приобрести дополнительные квоты, но существуют ограничения на общее количество квот, которые может иметь один человек.
Ведется очень строгий мониторинг за промыслом. Данные по индивидуальному вылову должны регулярно сообщаться. Хотя есть и "обманщики", против которых успешно прошли судебные процессы.
Свободное распределение "индивидуальных квот" (долей) среди владельцев рыбацких судов, занимавшихся ловлей палтуса в 1984–1990-х годах. Каждый получил тот процент общей квоты, который был освоен судном в этот период времени. Только владельцы рыбацких судов получили индивидуальные квоты. Члены экипажа и капитаны по найму не получали квот на лов палтуса.
Есть позитивные эффекты системы индивидуальных квот на лов палтуса. Длина сезона увеличилась с двух дней до девяти месяцев, рынок свежего палтуса расширяется, и оптовые цены на свежего и мороженого палтуса растут. Рыбаки тоже получают более высокие цены. Промысел палтуса стал более безопасным - меньше ранений и несчастных случаев. В общем система работает гладко.
Особенно довольны системой те рыбаки, которые получили доли с большим процентом от общей квоты.
Но есть и негативные эффекты системы. Рыбаки, получившие небольшой процент от общей квоты, ненавидят систему, так как считают ее несправедливой. Некоторые рыбаки получили большие квоты, сразу их продали и стали богатыми, даже не начав ловлю палтуса по новой системе. А человек, который хочет начать сегодня промысел палтуса, должен платить много денег за покупку своей доли.
Есть также разные потенциальные проблемы с системой управления индивидуальных квот на лов палтуса. Рыбаки могут жульничать и не докладывать о пойманной рыбе (тогда как в рамках старой системы открытого доступа утаивать улов не имело смысла). Поэтому руководители управления рыболовства уже не так уверены в том, сколько рыбы было поймано в действительности. Затраты по контролю за выполнением правил рыболовства также значительно возросли. Таблица показывает распределение собственности индивидуальных квот на ловлю палтуса в 1995 году. Тридцать восемь процентов людей, которые получили индивидуальные квоты, получили только два процента от общей квоты. Три процента людей, которые получили индивидуальные квоты, получили тридцать восемь процентов от общей квоты. И ясно теперь, почему многие рыбаки ненавидят систему и считают ее несправедливой.
Распределение собственности ИК на ловлю палтуса в 1995 году (табл.)
табл.1
В 1996-ом году я исследовал отношение владельцев индивидуальных квот к этой системе. Тем, кто получили большие квоты, очень понравилась система. А тем, кто получил небольшие квоты, система очень не понравилась.
Отношение владельцев ИК к системе ИК в 1996 (табл.)
табл. 2
Большинство экономистов рыбной отрасли в Америке считают, что система "ИК" является лучшей для промысла большинства видов рыбы. Тем не менее, Конгресс США установил запрет на новые системы "ИК". Политически сильные сенаторы Аляски поддерживают этот запрет. Они хотят предотвратить использование систем "ИК" для регулирования промысла краба и минтая для того, чтобы не допустить перехода постоянных прав на промысел большей доли этих морепродуктов рыбакам из других штатов и стран.
6. Управление промыслом минтая в Беринговом море
Хотя были большие уловы минтая иностранными рыбаками в 1960-х и 1970-х годах, промысел американскими рыбаками отсутствовал до 1980-х годов. В 1980-х годах США установил цель "американизирования" промысла минтая, и федеральные субсидии помогли строительству многих больших судов. На берегу были построены новые перерабатывающие заводы для переработки минтая.
Количество рыбацких судов быстро росло. К 1990-му году судов стало слишком много. Сезон промысла стал короче, и затраты на единицу флота выросли. Большинство компаний, специализировавшихся на промысле минтая, обанкротилось. Но количество судов на промысле не сократилось, потому что суда продавали по низким ценам, и новые владельцы продолжали ловить минтай. Проблема большого числа рыбацких судов осталась. Руководители рыболовством дебатировали на протяжении 1990-х годов о том, как можно решить проблему слишком большого количества судов на промысле.
Многие люди были за внедрение системы "ИК", но жители Аляски были против.
Система кооперативов
Законодательный акт 1999-го года "Об американском рыбном промысле" запустил в действие новую систему, основанную на "Кооперативах". После восьми лет дебатов соглашение обсуждалось в Вашингтоне в течение трех месяцев, но широким кругам общественности об этом не было ничего известно.
Законодательный акт распределил доли общей квоты промысла минтая между частными кооперативами. Федеральное правительство заплатило нескольким владельцам судов за прекращение лова минтая. Ни одно судно не может теперь вести лов рыбы без разрешения кооператива.
Члены кооперативов распределяют индивидуальные квоты между судами, входящими в кооператив. Правительство не вмешивается в распределение квот внутри кооператива. Суда могут вести промысел по своим индивидуальным квотам в любое время.
Некоторые суда платят другим за то, чтобы те не ловили минтай. Таким образом количество судов уменьшилось.
Преимущества кооперативов следуют из того, что при ведении промысла небольшим количеством рыбацких судов затраты ниже, сезоны длиннее, эффективность переработки выше, т.к. переработка ведется в течение более длительного периода времени, качество конечной продукции выше, и прибыль соответственно также выше.
Рыболовецким компаниям нравится система кооперативов. Система кооперативов предлагается для внедрения для многих других видов промысла, в том числе и для промысла краба.
Но есть и недостатки. Компании, состоящие в кооперативе, получают всю выгоду. Никто кроме этих компаний не может ловить минтай. Общественность не получает прямую выгоду от промысла минтая.
Квоты для общественного развития
Десять процентов всего рыбного промысла донной рыбы Берингова моря отнесено к программе "Квоты для Общественного Развития". Правительство штата Аляска распределяет эти квоты между группами небольших прибрежных деревень. Эти группы деревень продают свои квоты "партнерам" из отрасли. Таким образом группы деревень могут заработать более чем 30 миллионов долларов в год.
Программа позволяет бедным прибрежным деревням получать деньги от отрасли рыболовства. Некоторые группы деревень используют эти деньги для покупки больших рыбацких судов. Людям, живущим в этих деревнях, нравится система квот для общественного развития.
Но есть и проблемы. Распределение квот между группами деревень является политическим решением и необязательно является "справедливым". Использование полученных денег также необязательно "справедливо". Существует возможность коррупции.
8. Заключение
Управление рыболовством является очень сложной проблемой. Есть много трудностей:
• Научная неопределенность относительно экосистем и эффектов рыболовства.
• Научная неопределенность о количестве рыбных ресурсов.
• Естественные изменения в системе по причине климатических и морских условий.
• Практические трудности контроля за исполнением установленных правил на большой территории.
• Конфликт целей сохранения ресурсов, экономической прибыльности и распределения рыбы.
Не существует идеальной системы управления. Ни одна система управления не удовлетворит все заинтересованные группы. При любой системе управления будут существовать проблемы научной неопределенности и трудности контроля.
Управление рыболовством на Аляске можно считать успешным с точки зрения сохранения природных ресурсов. Большинство видов рыб находятся в хорошем состоянии. Происходит соблюдение общей квоты вылова рыбы Тем не менее, существует еще много проблем с управлением рыболовством на Аляске. Существует нерациональное регулирование - запрет на ловушки, ограничение размеров судов, короткие сезоны промысла. Отсутствует гибкость в ограничениях.
Система управления промыслом лосося не приспособлена к изменениям ресурсных условий или к изменениям на рынках.
Есть высокая политизированность с продолжающимися по сей день дебатами по поводу распределения рыбных ресурсов. Эти дебаты расходуют много средств и времени.
Как следствие продолжающихся дебатов - экономическая неопределенность для рыбаков и для переработчиков рыбы.
Принципы разработки успешных систем управления рыболовством
Данные принципы являются моим личным мнением и основаны на собственных наблюдениях за работой управления рыболовством на Аляске. Они применимы к здешним ситуациям. Хотя могут быть применимы (или не применимы) к ситуациям в российском рыболовстве.
1. Если это возможно, научное определение общей квоты должно проводиться отдельно от других решений относительно распределения рыбных ресурсов.
Сохранение ресурсов является самой важной задачей управления рыболовством.
2. При проведении значительных изменений в системе управления рыболовством должны выплачиваться по крайней мере некоторые компенсации тем, кто страдает от этих изменений.
3. Индивидуальные квоты должны быть введены только в том случае, если имеется хорошая система контроля за индивидуальными уловами. Где возможно, долгосрочное рспределение доли общей квоты улова является более предпочтительным по сравнению с распределением доли общей квоты на срок в один год. Постоянные политические конфликты относительно распределения долей общей квоты приносят большие затраты. Неопределенность относительно распределения долей плохо влияет на развитие бизнеса.
4. Распределение рыбы должно основываться на четких правилах, которые напрямую относятся к задаче, поставленной перед законом. Распределение рыбных ресурсов всегда останется политическим вопросом. Но четкие правила помогут сделать распределение рыбных ресурсов более упорядоченным и справедливым.
5. Квота должна иметь свойство переходить от судна к судну. Компании должны иметь возможность покупать или продавать квоты. Это позволит самым эффективным и прибыльным компаниям расширяться. Это позволит менее прибыльным и менее эффективным компаниям прекратить промысел.
6. Рыбаки должны платить за управление рыболовством, за исследования и за контроль - но рыбаки не должны платить до того, как промысел стал прибыльным. Конечно, рыбаки никогда не хотят платить за рыбу. Но если рыбаки платят за управление рыболовством, за исследования и за контроль, больше вероятности, что будет достаточно денег на управление рыболовством, на исследования и на контроль. И, при этом, будет больше влияния рыбаков на управление рыболовством, на исследования и на систему контроля.
7. Системы управления рыболовством должны уметь приспосабливаться к естественным изменениям среды, а также к изменениям рыночных условий. Лучше распределять доли переменной общей квоты, чем постоянные объемы от общей квоты. Лучше брать в качестве налогооблагаемой базы долю от общей величины, чем определенную величину.
Гуннар Кнапп, профессор экономики, университет Аляски
"Тихоокеанский вестник" № 1-2 (166-167)

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
 <  Сентябрь   <  2020 г.