Последние публикации

28 Фев 2020
Экспорт мороженого камчатского краба из Норвегии в январе снизился по объему и стоимости
28 Фев 2020
Сахалинские рыбаки предлагают во время путины вспомнить метод из 90-х
28 Фев 2020
Ученые ТИНРО придумали, как дольше сохранить полезные свойства сардины
28 Фев 2020
Путин личный опыт необязателен
28 Фев 2020
Зубастую корюшку промысловики Сахалина еще не ловили
28 Фев 2020
Почти 1000 тонн камбалы добыли рыбаки Сахалинской области с начала года
28 Фев 2020
В заливе Терпения разрешена добыча сельди ставными и закидными неводами
28 Фев 2020
Запрещенную к ввозу продукцию изъяли и уничтожили в Санкт-Петербурге
28 Фев 2020
Три сотни тюленей добыли на Сахалине
28 Фев 2020
Глава Росрыболовства принял участие в церемонии возложения венков к памятнику Беллинсгаузену в Монтевидео
28 Фев 2020
Китай в 2019 году увеличил импорт российского трепанга практически в 1,5 раза
28 Фев 2020
К 26 февраля российские рыбаки добыли около 800 тыс. тонн – на 10% больше уровня 2019 года
27 Фев 2020
За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина направлено на экспорт 358 партий рыбной продукции
27 Фев 2020
На побережье Байдарацкой губы сотрудники ФСБ изъяли браконьерский улов на 13 млн рублей
27 Фев 2020
«Ни рыбы, ни мяса»: рынок у Дома торговли в Южно-Сахалинске внезапно опустел
27 Фев 2020
На Сахалине за неделю упали цены на замороженную рыбу
27 Фев 2020
ФАС уполномочен заявить
27 Фев 2020
Рыбаки Сахалина пожаловались Илье Шестакову на чужие сети
27 Фев 2020
С начала года на Ямале добыто около 400 тонн рыбы
27 Фев 2020
В Хабаровске задержали браконьеров за вылов и продажу осетровых на 80 млн рублей
27 Фев 2020
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 07.02.2020 – 13.02.2020
27 Фев 2020
Экспорт консервированного лосося из США снизился на 15 % в объеме, но вырос в цене
27 Фев 2020
США в 2019 году экспортировали 50 тысяч тонн нерки
27 Фев 2020
Производство тунца в Перу за последние 12 лет выросло на 5600%
27 Фев 2020
Индия стремится стать ведущим мировым экспортером морепродуктов
27 Фев 2020
Российские инженеры запатентовали систему "умной" водоочистки для сточных вод
27 Фев 2020
Специалисты ТИНРО создают новые технологии кормов из макрофитов для марикультуры
27 Фев 2020
В Твери за 15 миллионов рублей продают богатое рыбой озеро
27 Фев 2020
Капуста не для всех
27 Фев 2020
Рынок добычи рыбы могут снова переделать под интересы одной компании
27 Фев 2020
Илья Шестаков присоединится к кругосветной экспедиции «Паруса мира»
27 Фев 2020
Росрыболовство и РАН утвердили программу совместных исследований на 2020 год
27 Фев 2020
Комитет СФ по экономической политике рекомендовал одобрить закон об отмене плановых проверок флота
27 Фев 2020
Охотоморская путина: вылов минтая вырос на 16% - до 436 тыс. тонн
27 Фев 2020
Чья в России рыба? Главные воротилы морского промысла сами моря не нюхали
27 Фев 2020
Рыбные ряды: в центральных регионах сохранилась тенденция к снижению оптовых цен на кету и минтай
26 Фев 2020
В Норильске задержан грузовик с 34 мешками муксуна и нельмы
26 Фев 2020
Как изменятся цены на рыбу из-за коронавируса и аномальной зимы
26 Фев 2020
Корсаковцам напомнили о местах продажи свежевыловленной наваги
26 Фев 2020
7748 тонн наваги добыли рыбаки Сахалинской области с начала года
26 Фев 2020
Госдума приняла в третьем чтении законопроект о проверках рыболовных судов
26 Фев 2020
Вспышка коронавируса в Китае представляет угрозу для мировой индустрии креветок
26 Фев 2020
Объем экспорта горбуши из США в 2019 году вырос на 83 %, превысив 70 тыс. тонн
26 Фев 2020
На Канаду, Германию и Францию в 2019 году пришлось свыше 80 % экспорта американского кижуча
26 Фев 2020
Экспорт норвежского лосося 03.02.20 – 09.02.20
26 Фев 2020
Китай стал крупнейшим в мире импортером креветок в 2019 году
26 Фев 2020
Контрабанду в Китай стратегически важных ресурсов стоимостью около 2 млн рублей предотвратила Дальневосточная оперативная таможня
26 Фев 2020
Краб и другие
26 Фев 2020
Илья Шестаков дал старт соревнованиям по подлёдной рыбалке «Сахалинский лёд»
26 Фев 2020
Меры поддержки нижегородских рыбхозов будут расширены

Подписка на новости

Проблемы организации любительского и спортивного рыболовства

В последние годы федеральное агентство по рыболовству уделяет большое внимание организации любительского и спортивного рыболовства (ЛСР). И тому есть свои причины:
- во-первых, по разным оценкам, любительским рыболовством занимается от 10 до 20% населения нашей страны, а это значит, что численность рыбаков-любителей составляет не менее 15 млн. человек. Если предположить, что один рыбак-любитель за год вылавливает хотя бы 20 кг рыбы, то их суммарный улов будет равен 300 тыс. тонн. Эта величина значительно превосходит объёмы промышленного рыболовства в пресноводных водоёмах нашей страны, которые по данным ВНИРО в последние годы составляют 65-80 тыс. тонн;
во-вторых, ЛСР является мощным фактором воздействия на водные биологические ресурсы, а в отдельных водоёмах - формирует структуру и численность промысловых запасов рыб и их продукционных характеристики;
в-третьих, организация ЛСР может стать весьма успешной коммерческой деятельностью, в которую вовлекается значительная часть населения нашей страны, и государство заинтересовано в том, чтобы этот бизнес развивался в чётком и всем понятном правом пространстве;
и последнее, - рыба, выловленная рыбаками-любителями, во многих районах нашей страны, особенно в Сибири и на Севере, играет важную роль в пищевом рационе. Здесь, как мне кажется, уже давно превышена медицинская норма потребления рыбы - 22 кг на человека в год. Поэтому любительское рыболовство должно развивать и в других регионах.
Проблема организации ЛСР беспокоит и нас, специалистов в области прогнозирования ОДУ и возможного вылова, поскольку, как я отмечал выше, любительский вылов рыбы, по своей величине зачастую превышает промышленный. Для нас, прогнозистов, главная проблема - отсутствие надёжной информации об объёмах любительского изъятия, что затрудняет оценку запасов рыб и прогнозирование уловов. При разработке режима рационального промысла для каждого водного объекта необходимо определять допустимую промысловую нагрузку, чего невозможно сделать без знания фактических уловов.
Прежде чем рассматривать складывающуюся практику развития ЛСР и возникающие проблемы, на мой взгляд, необходимо определиться с некоторыми ключевыми понятиями и нормативными актами, регулирующими эту сферу деятельности.
Под организацией любительского и спортивного рыболовства понимается предпринимательская деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, связанная с оказанием услуг гражданам, осуществляющим ЛСР на предназначенных для этих целей рыбопромысловых участках. В качестве ключевых, в этом определении, безусловно, следует рассматривать слова "оказание услуг", о чем зачастую забывают организаторы ЛСР.
Перечень рыбопромысловых участков, как известно, формирует администрация субъекта федерации по согласованию с Федеральным Агентством по рыболовству. Рыбопромысловый участок предоставляется пользователю для организации ЛСР по результатам конкурса, который проводит ФАР или его территориальное управление. Таким образом, договор о предоставлении рыбопромыслового участка в пользование является важнейшим условием организации ЛСР (ст.24 и 33. 3 ФЗ№ 166, Постановление Правительства РФ от 30.12.2008 № 1078).
Следующим условием для организации ЛСР является получение в территориальном органе ФАР разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов (ВБР) для организации любительского и спортивного рыболовства (ст.34, ФЗ№ 166). В разрешении указываются виды ВБР, разрешенные для вылова, и квоты (возможные объёмы) вылова (ст.35 ФЗ№166). Эти контрольные для организатора ЛСР объёмы изъятия устанавливаются уполномоченным на то органом субъекта Российской Федерации, который распределяет квоты вылова (возможные объёмы) между пользователями ВБР (ст.31, ФЗ№166). Именно этими конкретными цифрами организатор ЛСР и должен руководствоваться при выдаче путёвок рыбакам-любителям и установлении объма вылова по одной путёвке. Запись об этом имеется в Правилах рыболовства для всех рыбохозяйственных бассейнов. Следовательно, количество выдаваемых путёвок и величина допустимого вылова должны быть четко прописаны для каждого рыбопромыслового участка исходя из его рыбопродуктивности. И в этом заложен глубокий смысл: если организатор ЛСР желает получать большую квоту и продавать большее количество путёвок, то он должен заниматься повышением рыбопродуктивности своего рыбопромыслового участка и вкладывать деньги в искусственное воспроизводство объектов рыболовства.
В развитие приведённой выше нормативной базы в некоторых субъектах Российской Федерации разработан свой, более подробный, механизм организации ЛСР. Наиболее удачным, на мой взгляд, является "Порядок распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства на водных объектах Новгородской области, утверждённый Постановлением Администрации области от 03.04.2008 №111. В нём в качестве важнейшего требования для организации ЛСР установлено наличие у пользователя рыбоводно-биологического обоснования (РБО) на развитие любительского рыболовства на конкретном рыбопромысловом участке. РБО должно содержать научные рекомендации, определяющие режим рыболовства (орудия, сроки добычи, объёмы вылова) водных биоресурсов. В нём также определяются объёмы зарыбления и выращивания рыбы с учетом биологической нагрузки на водный объект. Иными словами, РБО - это долговременная программа действий пользователя ВБР в целях организации ЛСР.
Кому-то может показаться, что я излишне подробно описываю хорошо всем известную процедуру организации ЛСР. Однако, на мой взгляд, это необходимо потому, что во многих субъектах Российской Федерации эта деятельность развивается по совершенно иному сценарию. Более того, рыбаки-любители зачастую протестуют против организации ЛСР, так как им не ясны цели и задачи такой организации рыболовства.
Приведу лишь несколько примеров. Администрация Челябинской области в 2008 году включила озеро Увильды, который является памятником природы областного значения в перечень рыбопромысловых участков для организации ЛСР. Нижнеобское территориальное управление Росрыболовства, в установленном порядке, в сентябре 2009 года провело по данному озеру конкурс на право предоставления его в пользование. Победителем конкурса было признано ООО "Гарант", которое заявило о своём намерении зарыблять озеро ценными видами рыб и организовать на нём рыбалку на платной основе. При этом победитель конкурса почему-то не учитывает, что Положение о памятнике природы "Озеро Увильды" ограничивает на его территории хозяйственную деятельность и рыбоводство. Следовательно, ни о каком зарыблении водоёма новыми представителями ихтиофауны не может быть и речи. Да и возможности развития береговой инфраструктуры здесь весьма ограниченны.
Появление на озере Увильды нового "хозяина" вызвало бурный протест широкой рыбацкой общественности Челябинской области. Почему нужно платить деньги за рыбалку, ведь раньше рыбачили бесплатно? Чем дело закончится, пока не ясно, но страсти кипят, и готовится письмо на имя президента. В ситуацию, связанную с арендой озера Увильды, вмешался Губернатор Челябинской области Петр Сумин, который был возмущен тем, что водоем - памятник природы передали в пользование без согласования с южноуральскими властями ("Губернатор дал месяц на решение ситуации с озером Увильды"). Чем закончится этот конфликт, предсказать сложно, ведь конкурс уже состоялся. Его придется решать теперь уже новому губернатору.
Кстати, при проведении конкурса рыбопромысловых участков, по мнению управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области, был выявлен сговор на торгах. В сговоре участвовали три компании, составляющие между собой одну группу лиц. Участвуя в разыгрывании лотов на право заключения договора на предоставление рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства на территории Челябинской области, они манипулировали заявками и не конкурировали между собой ("При разыгрывании рыбопромысловых участков был сговор").
Другая причина негативного отношения рыбаков-любителей к организации ЛСР заключается в том, что они порой не понимают, за какую услугу они обязаны платить деньги. По данным отдела госконтроля Росрыболовства по Челябинской области, в настоящее время любительское и спортивное рыболовства на платной основе организовано более чем на 50 водных объектах. Некоторые из них имеют статус озёрных товарных хозяйств. Однако далеко не на всех водоёмах проведено зарыбление или осуществляется товарное выращивание рыбы. Более того, по многим водоёмам нет даже РБО на проведение рыбоводных работ. Но плата за лов рыбы успешно собирается. И такая картина не только в Челябинской области. Загляните в интернете на любой областной форум рыбаков-любителей и везде найдёте достаточно типичное высказывание - деньги за рыбалку платим, а ловим местную рыбу: плотву и окуня, и услуг нет никаких.
Вопрос осуществления любительского рыболовства на рыбопромысловых участках, предоставляемых для организации промышленного рыболовства, ещё более запутанный и законодательно никак не урегулирован. В ст.24 ФЗ№ 166, пункт 4 записано, что любительское и спортивное рыболовство на рыбопромысловых участках осуществляется с согласия пользователей рыбопромысловыми участками.
Однако, что понимается под термином "согласии" и как оно должно выражаться, законодатель нигде не определил. Зато пользователь рыбопромысловым участком ("хозяин") истолковал это по своему - стал продавать это согласие (путёвку, разрешение) за некую сумму денег. По началу, рыбаки бунтовали - за что с нас берёте деньги, ведь рыба в этом озере была всегда и всегда её ловили бесплатно? Но выход был найден простой - приглашался инспектор рыбоохраны или милиционер, который несогласному рыбаку выписывал штраф за нарушение Правил рыболовства - рыбалку без согласия пользователя. Через несколько таких рейдов, количество рыбаков, рыбачащих без путёвки, резко сокращалось
Однако по сбору денег за подобную организацию рыбалки, есть разъяснение Федеральной Антимонопольной службы (письмо №АЦ\11104 от17.04.2009 в адрес Федерального Агентства по рыболовству) о том, что пользователь рыбопромысловым участком в целях промышленного рыболовства не вправе торговать путёвками на право лова рыбы рыбаками-любителями. В этом случае он будет выступать уже в роли организатора любительского рыболовства, что не было оговорено при проведении конкурса на предоставление рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства. Для этого надо проводить отдельный конкурс, на право предоставление промыслового участка для целей организации любительского рыболовства. Однако суды, как правило, признают законность штрафов за рыбалку без согласия пользователя. Поэтому сбор денег за согласие на осуществление ЛСР на рыбопромысловых участках, не предназначенных для организации ЛСР, становится весьма распространённым явлением.
Вот и ОАО "Новосибирский рыбзавод" решило приобщиться к подобному бизнесу - торговле согласием на право осуществления любительского рыболовства на Новосибирском водохранилище. Руководства ОАО "Новосибирский рыбзавод", в лице заместителя генерального директора Смирнова С. Е., на встрече с представителями Новосибирского рыболовного клуба в феврале 2010 года заявило, что на акватории Новосибирского водохранилища в зимний период будет выделено шесть участков для спортивного и любительского рыболовства на платной основе. Стоимость суточной путевки на этот период будет установлена в размере 150 рублей на человека. Можно приобрести месячный абонемент, который обойдется в 1000 рублей ("ОАО "Новосибирский рыбзавод" ограничивает рыбалку на Обском водохранилище"). То есть ОАО "Новосибирский рыбзавод" пожелало выступить в роли организатора ЛСР, хотя конкурс на его осуществление не проводился. У него был договор только на осуществлении на водохранилище только промышленного рыболовства.

Крохалевский В.Р. на выставке


И вновь поднялась буря протеста среди рыбаков-любителей. Здесь ситуация усугубляется тем, что Новосибирское водохранилище - сплошные рыбопромысловые участки. Здесь нет водоёмов, или участков общего пользования. Так уж порешила администрация Новосибирской области при формировании рыбопромысловых участков, нарушив тем самым ст.24, ФЗ№ 166, пункт 7 которой требует при формировании перечня рыбопромысловых участков обеспечить выделение водных объектов общего пользования, на которых возможна бесплатная рыбалка. Впрочем, данное нарушение закона носит всеобщий характер. Рыбопромысловыми участками зачастую становятся водные объекты даже в черте населённых пунктов. И вскоре на них появляется пользователь, который разрешает рыбалку только за плату, то есть торгует правом ловить рыбу (федеральную собственность). Естественно, это вызывает недоумение и протесты местного населения. Поэтому Федеральное Агентство по рыболовству совершенно справедливо отказывает в согласовании подобных рыбопромысловых участков, ущемляющих интересы местного населения.
И, наконец, последний вопрос, сколько же рыбы вылавливается на рыбопромысловых участках ЛСР? Согласно Правилам рыболовства пользователи дважды в месяц должны представлять сведения об объёмах вылова по каждому рыбопромысловому участку. Иногда такую информацию представляют, но насколько достоверны эти сведения, проверить невозможно. Поэтому в Правила рыболовства имеет смысл включить запись об обязательной отчетности пользователей по количеству реализованных путёвок. Это исключит ситуацию, когда пользователь, получив квоту на пять-десять тонн рыбы, весь год торгует путёвками ("О любительском и спортивном рыболовстве").
Приведённые выше факты, на мой взгляд, зачастую дискредитируют идею организации ЛСР и вызывают порой вполне обоснованные протесты населения. А как же можно уйти от возникающих проблем? На мой взгляд, процедура цивилизованной организации ЛСР должна включать в себя следующие этапы:
-проведение конкурса и по его результатам заключение договора на право пользования рыбопромысловым участком в целях организации ЛСР;
-рыбохозяйственное обследование водного объекта и разработка перспективного плана проведения рыбоводных мероприятий по увеличению численности рыб;
-разработка режима любительского рыболовства и определение допустимых объёмов изъятия ВБР или их возможного вылова;
-направленное формирование ихтиофауны с учётом продуктивности водоёма и интересов рыбаков-любителей;
-создание сервисной инфраструктуры любительского рыболовства для оказания реальных услуг..
Лишь после выполнения перечисленных пунктов возможна торговля путёвками на право вылова рыбы, а не в первый же день после заключения договора. Организация ЛСР - наиболее правильный и надёжный путь использования ВБР внутренних водоёмов, но она должна развиваться в более цивилизованном русле, чем это, зачастую, осуществляется сегодня. И тогда рыбы в наших водоёмах будет больше, и все рыбаки будут довольны хорошими уловами.
Владимир Реджинальдович Крохалевский

Журнал "На привале"
Тюменская область

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
 <  Июль  >     <  2019 г.  >