Последние публикации

23 Авг 2019
В УСТЬ-БОЛЬШЕРЕЦКОМ РАЙОНЕ ЗАДЕРЖАН АВТОМОБИЛЬ С ИКРОЙ - СЫРЦОМ
23 Авг 2019
Главная рыбалка 2019 года продолжается в Усть-Камчатском районе
23 Авг 2019
Более 700 тонн рыбной продукции отправлено из Магаданской области в российские регионы на прошлой неделе
23 Авг 2019
Проблемы промысла транзитных лососей в районе Северных Курил обсудили в Правительстве Камчатского края
23 Авг 2019
18 самых дорогих производителей лосося в мире
23 Авг 2019
Американский импорт филе пангасиуса в январе – июне 2019 года
23 Авг 2019
Mowi сталкивается с новыми проблемами при строительстве лососевой фермы в Шотландии
23 Авг 2019
Американский экспорт минтаевого сурими в июне 2019 года
23 Авг 2019
Японский импорт соленой икры сельди в июне 2019 года
23 Авг 2019
Цены на креветки на оптовом рынке Тойосу 17.08.2019
23 Авг 2019
Ещё раз о Курильских островах
23 Авг 2019
Арктика тает в объятиях Трампа: почему США хотят купить Гренландию
23 Авг 2019
В России зафиксирован рост потребления рыбы и рыбных продуктов
23 Авг 2019
Медвежье безумие – 3
23 Авг 2019
«Постой, паровоз…»
23 Авг 2019
Вылов тихоокеанских лососей превысил 404 тыс. тонн – почти на 49% больше уровня 2017 года
23 Авг 2019
Благотворительная парусная регата в поддержку детского спорта пройдет в Московской области
23 Авг 2019
К 21 августа российские рыбаки добыли более 3,3 млн тонн
23 Авг 2019
Петр Савчук встретился с Викторией Цыгановой после обращения жителей Хабаровского края по вопросу регулирования вылова лососей
23 Авг 2019
Освоение сардины иваси почти в три раза превышает уровень добычи прошлого года - выловлено 38,3 тыс. тонн
22 Авг 2019
Минэкологии Татарстана подсчитает ущерб от обмеления Волги
22 Авг 2019
ФГБУ «ВГНКИ»: общий объём импорта поднадзорной продукции
22 Авг 2019
Дополнительные 570 тонн лосося смогут выловить рыбаки магаданской области
22 Авг 2019
Чиновники испугались Путина: рыбаков услышали после обращения к президенту
22 Авг 2019
В Мурманской области сократился вылов рыбы
22 Авг 2019
В Калининграде готовятся к постройке корпуса самого большого траулера в России
22 Авг 2019
Перераспределение заказа на строительство краболовов приведет к сокращению инвестпрограмм - судостроители
22 Авг 2019
По просьбам жителей Усть-Камчатского района в его центре открылся первый специализированный рыбный магазин
22 Авг 2019
Россельхознадзор обсудил с Министерством сельского и лесного хозяйства Турецкой Республики предстоящий визит представителей Службы в Турцию
22 Авг 2019
Интервью с участниками трансарктической экспедиции 2019
22 Авг 2019
Филиал ФГБУ «ВНИИЗЖ» в Республике Крым расширил область аккредитации
22 Авг 2019
Владморрыбпорт развивает международное сотрудничество
22 Авг 2019
Кладбище из рыбьих голов нашел сахалинец недалеко от Найбы
22 Авг 2019
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 09.08.2019 – 15.08.2019
22 Авг 2019
Норвегия борется с фейковыми новостями о лососе
22 Авг 2019
Британские экспортеры морепродуктов готовятся к введению новых правил импорта в США
22 Авг 2019
Урожай лосося в Чили вырос на 10% в годовом исчислении
22 Авг 2019
Вьетнамский экспорт креветок, как ожидается, восстановится во второй половине 2019 года
22 Авг 2019
Цены на креветки на оптовом рынке Тойосу 12.08.2019
22 Авг 2019
Столичное браконьерство
22 Авг 2019
ВНИРО: косатки из бухты Средняя успешно адаптируются к естественным условиям обитания
22 Авг 2019
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 3 августа 2018 г. № 529
22 Авг 2019
Рыбаки не могут ловить рыбу на Амуре /
22 Авг 2019
Почему руководство РФ не поздравляет народ России с Победой над Японией?
22 Авг 2019
Экспорт норвежского лосося 05.08.19 – 11.08.19
22 Авг 2019
«Ограничения нужны в том числе на жареную рыбу»
21 Авг 2019
MAN выпустил грузовик для перевозки живой рыбы
21 Авг 2019
Ветспециалист «продлил» срок годности более 400 тонн рыбопродукции курганского предприятия
21 Авг 2019
Почему в Черном море хотят запретить промышленный вылов диких мидий
21 Авг 2019
В Крыму зафиксировано резкое снижение популяции диких мидий

Подписка на новости

Проблемы организации любительского и спортивного рыболовства

В последние годы федеральное агентство по рыболовству уделяет большое внимание организации любительского и спортивного рыболовства (ЛСР). И тому есть свои причины:
- во-первых, по разным оценкам, любительским рыболовством занимается от 10 до 20% населения нашей страны, а это значит, что численность рыбаков-любителей составляет не менее 15 млн. человек. Если предположить, что один рыбак-любитель за год вылавливает хотя бы 20 кг рыбы, то их суммарный улов будет равен 300 тыс. тонн. Эта величина значительно превосходит объёмы промышленного рыболовства в пресноводных водоёмах нашей страны, которые по данным ВНИРО в последние годы составляют 65-80 тыс. тонн;
во-вторых, ЛСР является мощным фактором воздействия на водные биологические ресурсы, а в отдельных водоёмах - формирует структуру и численность промысловых запасов рыб и их продукционных характеристики;
в-третьих, организация ЛСР может стать весьма успешной коммерческой деятельностью, в которую вовлекается значительная часть населения нашей страны, и государство заинтересовано в том, чтобы этот бизнес развивался в чётком и всем понятном правом пространстве;
и последнее, - рыба, выловленная рыбаками-любителями, во многих районах нашей страны, особенно в Сибири и на Севере, играет важную роль в пищевом рационе. Здесь, как мне кажется, уже давно превышена медицинская норма потребления рыбы - 22 кг на человека в год. Поэтому любительское рыболовство должно развивать и в других регионах.
Проблема организации ЛСР беспокоит и нас, специалистов в области прогнозирования ОДУ и возможного вылова, поскольку, как я отмечал выше, любительский вылов рыбы, по своей величине зачастую превышает промышленный. Для нас, прогнозистов, главная проблема - отсутствие надёжной информации об объёмах любительского изъятия, что затрудняет оценку запасов рыб и прогнозирование уловов. При разработке режима рационального промысла для каждого водного объекта необходимо определять допустимую промысловую нагрузку, чего невозможно сделать без знания фактических уловов.
Прежде чем рассматривать складывающуюся практику развития ЛСР и возникающие проблемы, на мой взгляд, необходимо определиться с некоторыми ключевыми понятиями и нормативными актами, регулирующими эту сферу деятельности.
Под организацией любительского и спортивного рыболовства понимается предпринимательская деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, связанная с оказанием услуг гражданам, осуществляющим ЛСР на предназначенных для этих целей рыбопромысловых участках. В качестве ключевых, в этом определении, безусловно, следует рассматривать слова "оказание услуг", о чем зачастую забывают организаторы ЛСР.
Перечень рыбопромысловых участков, как известно, формирует администрация субъекта федерации по согласованию с Федеральным Агентством по рыболовству. Рыбопромысловый участок предоставляется пользователю для организации ЛСР по результатам конкурса, который проводит ФАР или его территориальное управление. Таким образом, договор о предоставлении рыбопромыслового участка в пользование является важнейшим условием организации ЛСР (ст.24 и 33. 3 ФЗ№ 166, Постановление Правительства РФ от 30.12.2008 № 1078).
Следующим условием для организации ЛСР является получение в территориальном органе ФАР разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов (ВБР) для организации любительского и спортивного рыболовства (ст.34, ФЗ№ 166). В разрешении указываются виды ВБР, разрешенные для вылова, и квоты (возможные объёмы) вылова (ст.35 ФЗ№166). Эти контрольные для организатора ЛСР объёмы изъятия устанавливаются уполномоченным на то органом субъекта Российской Федерации, который распределяет квоты вылова (возможные объёмы) между пользователями ВБР (ст.31, ФЗ№166). Именно этими конкретными цифрами организатор ЛСР и должен руководствоваться при выдаче путёвок рыбакам-любителям и установлении объма вылова по одной путёвке. Запись об этом имеется в Правилах рыболовства для всех рыбохозяйственных бассейнов. Следовательно, количество выдаваемых путёвок и величина допустимого вылова должны быть четко прописаны для каждого рыбопромыслового участка исходя из его рыбопродуктивности. И в этом заложен глубокий смысл: если организатор ЛСР желает получать большую квоту и продавать большее количество путёвок, то он должен заниматься повышением рыбопродуктивности своего рыбопромыслового участка и вкладывать деньги в искусственное воспроизводство объектов рыболовства.
В развитие приведённой выше нормативной базы в некоторых субъектах Российской Федерации разработан свой, более подробный, механизм организации ЛСР. Наиболее удачным, на мой взгляд, является "Порядок распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства на водных объектах Новгородской области, утверждённый Постановлением Администрации области от 03.04.2008 №111. В нём в качестве важнейшего требования для организации ЛСР установлено наличие у пользователя рыбоводно-биологического обоснования (РБО) на развитие любительского рыболовства на конкретном рыбопромысловом участке. РБО должно содержать научные рекомендации, определяющие режим рыболовства (орудия, сроки добычи, объёмы вылова) водных биоресурсов. В нём также определяются объёмы зарыбления и выращивания рыбы с учетом биологической нагрузки на водный объект. Иными словами, РБО - это долговременная программа действий пользователя ВБР в целях организации ЛСР.
Кому-то может показаться, что я излишне подробно описываю хорошо всем известную процедуру организации ЛСР. Однако, на мой взгляд, это необходимо потому, что во многих субъектах Российской Федерации эта деятельность развивается по совершенно иному сценарию. Более того, рыбаки-любители зачастую протестуют против организации ЛСР, так как им не ясны цели и задачи такой организации рыболовства.
Приведу лишь несколько примеров. Администрация Челябинской области в 2008 году включила озеро Увильды, который является памятником природы областного значения в перечень рыбопромысловых участков для организации ЛСР. Нижнеобское территориальное управление Росрыболовства, в установленном порядке, в сентябре 2009 года провело по данному озеру конкурс на право предоставления его в пользование. Победителем конкурса было признано ООО "Гарант", которое заявило о своём намерении зарыблять озеро ценными видами рыб и организовать на нём рыбалку на платной основе. При этом победитель конкурса почему-то не учитывает, что Положение о памятнике природы "Озеро Увильды" ограничивает на его территории хозяйственную деятельность и рыбоводство. Следовательно, ни о каком зарыблении водоёма новыми представителями ихтиофауны не может быть и речи. Да и возможности развития береговой инфраструктуры здесь весьма ограниченны.
Появление на озере Увильды нового "хозяина" вызвало бурный протест широкой рыбацкой общественности Челябинской области. Почему нужно платить деньги за рыбалку, ведь раньше рыбачили бесплатно? Чем дело закончится, пока не ясно, но страсти кипят, и готовится письмо на имя президента. В ситуацию, связанную с арендой озера Увильды, вмешался Губернатор Челябинской области Петр Сумин, который был возмущен тем, что водоем - памятник природы передали в пользование без согласования с южноуральскими властями ("Губернатор дал месяц на решение ситуации с озером Увильды"). Чем закончится этот конфликт, предсказать сложно, ведь конкурс уже состоялся. Его придется решать теперь уже новому губернатору.
Кстати, при проведении конкурса рыбопромысловых участков, по мнению управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области, был выявлен сговор на торгах. В сговоре участвовали три компании, составляющие между собой одну группу лиц. Участвуя в разыгрывании лотов на право заключения договора на предоставление рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства на территории Челябинской области, они манипулировали заявками и не конкурировали между собой ("При разыгрывании рыбопромысловых участков был сговор").
Другая причина негативного отношения рыбаков-любителей к организации ЛСР заключается в том, что они порой не понимают, за какую услугу они обязаны платить деньги. По данным отдела госконтроля Росрыболовства по Челябинской области, в настоящее время любительское и спортивное рыболовства на платной основе организовано более чем на 50 водных объектах. Некоторые из них имеют статус озёрных товарных хозяйств. Однако далеко не на всех водоёмах проведено зарыбление или осуществляется товарное выращивание рыбы. Более того, по многим водоёмам нет даже РБО на проведение рыбоводных работ. Но плата за лов рыбы успешно собирается. И такая картина не только в Челябинской области. Загляните в интернете на любой областной форум рыбаков-любителей и везде найдёте достаточно типичное высказывание - деньги за рыбалку платим, а ловим местную рыбу: плотву и окуня, и услуг нет никаких.
Вопрос осуществления любительского рыболовства на рыбопромысловых участках, предоставляемых для организации промышленного рыболовства, ещё более запутанный и законодательно никак не урегулирован. В ст.24 ФЗ№ 166, пункт 4 записано, что любительское и спортивное рыболовство на рыбопромысловых участках осуществляется с согласия пользователей рыбопромысловыми участками.
Однако, что понимается под термином "согласии" и как оно должно выражаться, законодатель нигде не определил. Зато пользователь рыбопромысловым участком ("хозяин") истолковал это по своему - стал продавать это согласие (путёвку, разрешение) за некую сумму денег. По началу, рыбаки бунтовали - за что с нас берёте деньги, ведь рыба в этом озере была всегда и всегда её ловили бесплатно? Но выход был найден простой - приглашался инспектор рыбоохраны или милиционер, который несогласному рыбаку выписывал штраф за нарушение Правил рыболовства - рыбалку без согласия пользователя. Через несколько таких рейдов, количество рыбаков, рыбачащих без путёвки, резко сокращалось
Однако по сбору денег за подобную организацию рыбалки, есть разъяснение Федеральной Антимонопольной службы (письмо №АЦ\11104 от17.04.2009 в адрес Федерального Агентства по рыболовству) о том, что пользователь рыбопромысловым участком в целях промышленного рыболовства не вправе торговать путёвками на право лова рыбы рыбаками-любителями. В этом случае он будет выступать уже в роли организатора любительского рыболовства, что не было оговорено при проведении конкурса на предоставление рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства. Для этого надо проводить отдельный конкурс, на право предоставление промыслового участка для целей организации любительского рыболовства. Однако суды, как правило, признают законность штрафов за рыбалку без согласия пользователя. Поэтому сбор денег за согласие на осуществление ЛСР на рыбопромысловых участках, не предназначенных для организации ЛСР, становится весьма распространённым явлением.
Вот и ОАО "Новосибирский рыбзавод" решило приобщиться к подобному бизнесу - торговле согласием на право осуществления любительского рыболовства на Новосибирском водохранилище. Руководства ОАО "Новосибирский рыбзавод", в лице заместителя генерального директора Смирнова С. Е., на встрече с представителями Новосибирского рыболовного клуба в феврале 2010 года заявило, что на акватории Новосибирского водохранилища в зимний период будет выделено шесть участков для спортивного и любительского рыболовства на платной основе. Стоимость суточной путевки на этот период будет установлена в размере 150 рублей на человека. Можно приобрести месячный абонемент, который обойдется в 1000 рублей ("ОАО "Новосибирский рыбзавод" ограничивает рыбалку на Обском водохранилище"). То есть ОАО "Новосибирский рыбзавод" пожелало выступить в роли организатора ЛСР, хотя конкурс на его осуществление не проводился. У него был договор только на осуществлении на водохранилище только промышленного рыболовства.

Крохалевский В.Р. на выставке


И вновь поднялась буря протеста среди рыбаков-любителей. Здесь ситуация усугубляется тем, что Новосибирское водохранилище - сплошные рыбопромысловые участки. Здесь нет водоёмов, или участков общего пользования. Так уж порешила администрация Новосибирской области при формировании рыбопромысловых участков, нарушив тем самым ст.24, ФЗ№ 166, пункт 7 которой требует при формировании перечня рыбопромысловых участков обеспечить выделение водных объектов общего пользования, на которых возможна бесплатная рыбалка. Впрочем, данное нарушение закона носит всеобщий характер. Рыбопромысловыми участками зачастую становятся водные объекты даже в черте населённых пунктов. И вскоре на них появляется пользователь, который разрешает рыбалку только за плату, то есть торгует правом ловить рыбу (федеральную собственность). Естественно, это вызывает недоумение и протесты местного населения. Поэтому Федеральное Агентство по рыболовству совершенно справедливо отказывает в согласовании подобных рыбопромысловых участков, ущемляющих интересы местного населения.
И, наконец, последний вопрос, сколько же рыбы вылавливается на рыбопромысловых участках ЛСР? Согласно Правилам рыболовства пользователи дважды в месяц должны представлять сведения об объёмах вылова по каждому рыбопромысловому участку. Иногда такую информацию представляют, но насколько достоверны эти сведения, проверить невозможно. Поэтому в Правила рыболовства имеет смысл включить запись об обязательной отчетности пользователей по количеству реализованных путёвок. Это исключит ситуацию, когда пользователь, получив квоту на пять-десять тонн рыбы, весь год торгует путёвками ("О любительском и спортивном рыболовстве").
Приведённые выше факты, на мой взгляд, зачастую дискредитируют идею организации ЛСР и вызывают порой вполне обоснованные протесты населения. А как же можно уйти от возникающих проблем? На мой взгляд, процедура цивилизованной организации ЛСР должна включать в себя следующие этапы:
-проведение конкурса и по его результатам заключение договора на право пользования рыбопромысловым участком в целях организации ЛСР;
-рыбохозяйственное обследование водного объекта и разработка перспективного плана проведения рыбоводных мероприятий по увеличению численности рыб;
-разработка режима любительского рыболовства и определение допустимых объёмов изъятия ВБР или их возможного вылова;
-направленное формирование ихтиофауны с учётом продуктивности водоёма и интересов рыбаков-любителей;
-создание сервисной инфраструктуры любительского рыболовства для оказания реальных услуг..
Лишь после выполнения перечисленных пунктов возможна торговля путёвками на право вылова рыбы, а не в первый же день после заключения договора. Организация ЛСР - наиболее правильный и надёжный путь использования ВБР внутренних водоёмов, но она должна развиваться в более цивилизованном русле, чем это, зачастую, осуществляется сегодня. И тогда рыбы в наших водоёмах будет больше, и все рыбаки будут довольны хорошими уловами.
Владимир Реджинальдович Крохалевский

Журнал "На привале"
Тюменская область

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
 <  Август   <  2019 г.