О состоянии запасов тихоокеанских лососей реки Большая
Доклад Е.А. Шевлякова, замдиректора по науке ФГУП "КамчатНИРО", руководителя лаборатории динамики численности лососевых, кандидата биологических наук, озвученный на выездном совещании Общественного Лососевого Совете 4 октября 2011 года.
В рамках комплексной программы исследований состояния запасов, условий воспроизводства и обитания лососей в бассейне реки Большой и прилегающих участках Охотского моря проводились работы по следующим направлениям: океанография, морская и речная гидрология и гидрохимия, биология молоди лососей разных видов и форм воспроизводства в период покатной миграции и морского нагула; учёт численности подходов производителей, включая законный и незаконный промысел, заполнение нерестилищ, а также определение доли лососей заводского происхождения в подходах к ЛРЗ и в промысловых уловах; гидробиология; исследования выедания ларгой, а также эпизоотической обстановки в различных участках водного бассейна.
Поскольку программа вышеозначенных работ была нацелена на разработку концепции по рациональному использованию запасов тихоокеанских лососей, то важнейшими направлениями следует считать оценку ската молоди и характеристики возврата производителей. В то же время, фоновые исследования (гидробиологические, гидрохимические, паразитологические и др.) дают возможность понять связь динамики численности лососей с условиями среды.
Конечно, при проведении такого рода работ существуют сложности с корректными количественными оценками. В основном это касается учета покатной молоди в реке. Делаем мы это довольно надежно на качественном и аналоговом уровне по принципу больше - меньше и в сравнении по годам. Вообще, не только у нас, но и в мире такие исследования не обеспечены должным образом технически. Мы сами развиваем это направление на базе современного акустического и программного оборудования на полигоне р. Озерной. В перспективе планируется использовать акустические комплексы и на других реках полуострова, включая и реку Большая.
Прибрежные траловые съёмки показывают направления и сроки миграций молоди разных видов лососей в период откочевки скатившейся молоди от берегов и приустьевых пространств в открытые участки Охотского моря, динамику их качественных характеристик на протяжении прибрежного периода их жизни.
Гидробиологические исследования демонстрируют спектры питания молоди лососей и динамику пищевых объектов на контрольных станциях, но пока не дали ответа на основной вопрос этого направления - о степени обеспеченности пищей скатывающейся и нагуливающейся молоди; нет и общих количественных оценок кормовой базы. Хотя в условиях современной численности тихоокеанских лососей можно считать, что она как минимум достаточна.
Эпидемиологическая обстановка в годы исследований в целом была удовлетворительной, за исключением нескольких случаев, когда в популяциях нерки выявляли опасный для популяций вирус инфекционного некроза гемопоэтической ткани.
К настоящему времени наиболее полная информация имеется по качественной и количественной оценке производителей тихоокеанских лососей, возвращающихся в бассейн реки Большой - проанализированы важнейшие показатели и связи между ними по каждому виду в многолетнем аспекте.
Учеты заполнения нерестилищ, хотя и имеют определённые ограничения, связанные в первую очередь с недостаточным финансированием этих дорогостоящих работ, тем не менее, надежно и очевидно демонстрируют деградацию нерестового фонда реки.
Не всегда надёжна отчётность промысловых бригад о вылове, как в количественном отношении, так и по видовому составу.
Для оценки эффективности деятельности двух лососевых рыбоводных заводов ("Озерки" и Малкинского), функционирующих в рассматриваемом речном бассейне, на них было организовано мечение подращиваемой молоди сухим и термическим методами. В 2003 и 2004 гг. в ходе учёта молоди определяли долю заводских рыб в скате. Исследовали регистрирующие структуры у возвратившихся производителей, идентифицируя среди них по меткам на отолитах и особенностям структуры чешуи заводских рыб, как непосредственно у рыбоводных заводов, так и в промысловых уловах в устье главной реки бассейна.
Кроме того, в настоящее время проводятся подробные исследования состояния большерецкой косы большой группой гидрологов, геологов и геоморфологов из ВНИРО, МГУ и ИВиС ДВО РАН. Результаты этих работ появятся в следующем году. Суть их заключается в подготовке конкретных комплексных рекомендаций в отношении проведения на косе севернее поселка берегозащитных мероприятий.
В целом, в ходе исследований в бассейне реки Большой было получено много полезной информации, которую использовали не только для анализа текущего состояния запасов и промысла, но и для различных прогнозов и научных программ. В дальнейшем, по мере накопления информации и комплексного осмысления можно ожидать получения более добротной и прочной научной основы для практической рыбохозяйственной и другой деятельности на исследуемой территории.
Состояние запасов р. Большая за последние 20 лет (1991-2010 гг.).Мы не будем подробно обсуждать горбушу, поскольку состояние ее запасов в реке в современный период низкое, так как не обеспечивается в полной мере собственными производителями, а довольно высокий вылов в последний четный год обусловлен скорее заходом рыб другого района происхождения. Кроме того, горбуша формирует уловы только раз в два года. В качестве отступления добавлю также, что отнерестилась горбуша в прошлом году неплохо, скат в ряду наблюдений был высоким, и это дает основания полагать, что и возврат в 2012 г. должен быть значительным.
В прошлом река Большая славилась как раз разнообразием и обилием ценных видов лососей: Для иллюстрации процессов происходящих в реке мы привели статистику вылова тихоокеанских лососей речными, а также морскими орудиями лова (РИС. 1), которые теоретически облавливают запас лососей р. Большая. В действительности же это морские ставные невода, расположенные в непосредственной близости от устья и приписанные к данной реке, которые кроме запаса "своей" реки также осваивают и транзитные скопления лососей, направляющиеся к другим рекам происхождения. Поэтому, несмотря на положительный в целом тренд уловов лососей на акватории, прилегающей в устье реки Большая в последние годы это не должно настраивать на благостный лад. Понимая, что с воспроизводством в реке дело как раз обстоит с точностью "до наоборот" (РИС. 2). Пропуск всех без исключения лососей здесь далек от хотя бы приемлемого уровня.
![]() Рис. 1. Динамика вылова тихоокеанских лососей речными и морскими орудиями лова, прилегающими к устью р. Большая в период 1991-2010 гг.
![]() Рис. 2. Динамика численности производителей тихоокеанских лососей нерестившихся в бассейне р. Большая в период 1991-2010 гг.
Как видно из рисунка, раньше воспроизводство нерки, кижуча и чавычи на западном побережье на 30-40% обеспечивались нерестом этих видов в р. Большой. Из расчетов естественно исключена озерновская нерка. В современный пятилетний период средняя доля вклада для нерки составляет 1,6%, для чавычи - 11,7%, для кижуча - 4,4%, для кеты - 4%. Наиболее печально дело обстоит с неркой, чавычей и кижучем. Ранней, начикинской нерки практически не осталось, поздняя - быстринская в части своей - заводского происхождения. Некогда мощная популяция большерецкой чавычи вместе с заводской рыбой сейчас способна официально обеспечивать не более 50-70 тонн вылова и это с практически полным изъятием производителей. Кижуч в устьевой части р. Большой еще ощущается, но редко поднимается выше Карымая. Также обстоит дело и с кетой.
Искусственное воспроизводствоРыборазводные заводы из года в год проводят закладку икры на инкубацию с большим трудом. При этом, в текущем году не смогли заложить по плану икру кеты. Фактически из-за чрезмерного промыслового и браконьерского пресса на популяции лососей рыборазводные заводы не могут сформировать свои маточные стада. Что, в общем-то и должно быть основной целью заводского разведения. На практике же бригады по отбору производителей для целей воспроизводства вместо "родной" забойки вынуждены выискивать этих производителей по всему бассейну, ухудшая и без того угнетенное состояние диких популяций. Опять же оговоримся - это проблема недостаточного пропуска лососей в реку и, следовательно, невозможности заводам работать на собственных стадах.
Браконьерство
Исследования, проведённые сотрудниками КамчатНИРО, показали, что за последние 30 лет объёмы, структура и формы теневого промысла неоднократно менялись. Так, если в советское время браконьерство было по большей части бытовым (с целью личного потребления), то с конца 1980-х - начала 1990-х гг. резкая коммерциализация отношений привела к всплеску криминального браконьерства в промышленных масштабах. Росла и величина нелегального промысла. Для примера приводим изъятие нерки и кеты (рис. 3). Достигнув катастрофических размеров, браконьерство тихоокеанских лососей стало одним из ведущих факторов динамики численности популяций лососей.
![]() ![]() Рис. 3. Структура рыболовства в отношении тихоокеанских лососей в бассейне р. Большая и прилегающих морских акваториях.
За годы, последовавшие за выведением тихоокеанских лососей из ОДУ, структура браконьерства резко поменялась. Если раньше львиную долю незаконного вылова обеспечивали промышленники, как минимум экономически "отбивая" затраты на орудия лова, их постановку и обслуживание, то теперь это браконьерские бригады, рассеянные в бассейне реки, а также заводы, принимающие рыбу у браконьеров. Последние, кстати, хоть и выводят цифры незаконного изъятия в официальную статистику, но не дают "умереть" бытовому сектору, поддерживая цепочку скупки сырья. А также формируют рынок сбыта для организованных браконьеров.
В результате проведенной сотрудниками работы мы смогли оценить в первом приближении количество рыб уничтожаемых ежегодно браконьерами в современный период времени. По нашим оценкам в бассейне р. Большая и прилегающей морской акватории незаконно изымаются чавычи в 4-5 раз против официального объема, составляя в абсолютном исчислении от 50 до 70 тонн, в 2011 г. и того меньше. Кеты в большерецком бассейне незаконно вылавливается немногим менее официального вылова, или около 1000-1200 тонн. Нерки вылавливают примерно столько же сколько и официальным способом, т.е. около 1000-1500 тонн. Нелегальный вылов кижуча примерно вполовину меньше легального и составляет порядка 250-300 тонн. В годы многочисленных подходов горбуши ее незаконное изъятие может достигать 5-6 тыс. тонн. Итого ежегодно, как минимум, около 2.5 тыс. тонн, а в рыбный год и 8 тыс. тонн лососей всех видов обеспечивают нелегальный сектор рыбной экономики района. Речь идет приблизительно о 200-250 млн. руб. в нечетные годы и 350-400 млн. руб. (в оптовых ценах) в горбушевый год. Это не только и не столько "бытовая" часть участников процесса сколько организованными бригадами.
Меры регулированияПрименяемые для бассейна меры регулирования промысла за 20-летний период по мере ужесточения нагрузки на стада лососей эволюционировали от применения обычных двух проходных дней в неделю, до введения запретов на специализированный промысел ранней нерки и чавычи в 2002 г., и до современных 3-х единых для всех проходных дней в неделю на морских и речных участках с временным полным запретом рыболовства. Высвободившиеся в результате запрета официального промысла запасы тут же осваиваются промыслом нелегальным. Нельзя сказать, что какая-то из примененных мер была действенной и способной обозначить какие-либо перспективы восстановления запасов большерецких лососей. Напротив, приходится констатировать, что мерами регулирования р. Большую не спасти поскольку, узел проблемы, по-видимому, лежит в другой плоскости, частично, наверное, в социальной, частично - коррупционной (сопровождение нелегальной продукции) и коммерческой (формирование и поддержание рынков сбыта - перерабатывающие заводы). Отдельным блоком уже можно рассматривать и интенсивный в последнее время промысел общин и представителей КМНС, который далек от традиционного уважительного отношения коренных народов к лососям и определяется исключительно коммерческим интересом к этим объектам. Кроме таких, "переориентированных" на другие ценности общин КМНС, существуют и другие, под прикрытием которых нередко работают криминальные структуры.
Сейчас мы вступаем в тупиковую фазу регулирования промысла в бассейне. Учитывая приоритет пропуска на нерест производителей перед промыслом, Комиссия по оперативному регулированию добычи анадромных рыб будет вынуждена сокращать официальное изъятие лососей в реке, вводить дополнительные проходные дни, автоматически сохраняя материальную базу браконьерства. У последних же, напротив, интерес исчезнет только вместе с исчезновением экономической целесообразности промысла. Как это уже было в Приморье с нелегальным промыслом трепанга, запасы которого начали восстанавливаться только после того, как его вылов перестал окупать затраты на организацию добычи.
Так или иначе, учитывая опыт проведения путины текущего года, на следующий год мы будем рекомендовать осуществление промысла как в реке, так и на море только в период массового хода горбуши.
Сейчас очень сложно сформулировать перечень мер, которые должны способствовать улучшению ситуации с воспроизводством лососей в бассейне рассматриваемой реки, это будет возможно после подключения к процессу всех участников процесса. Поэтому предлагаемые нами меры носят предварительный характер, но тем не менее мы их здесь озвучим:
- предпочтительный прием на работу в период путины населения поселков, расположенных в бассейне р. Большая;
- создание силами рыбопромышленников фондов, развивающих малый и средний бизнес в этих поселках, обеспечивающих занятость на других, нерыбных направлениях деятельности;
- создание на период путины общественных блок-постов с привлечением лиц уполномоченных проверять законность перевозимых по автодорогам грузов, но обязательно под контролем общественности;
- жесткий контроль происхождения сырья обеспечивающего работу рыбоперерабатывающих заводов, расположенных в бассейне, также под контролем общественности.
ФГУП "КамчатНИРО" |