Последние публикации

21 Ноя 2018
Октябрь стал рекордным месяцем для норвежского экспорта морепродуктов
21 Ноя 2018
На китайском рынке снизились цены на морского гребешка
21 Ноя 2018
Цены на норвежского лосося на 45-й неделе снизились
21 Ноя 2018
В Бразилии выросли цены на чилийского лосося
20 Ноя 2018
Научно-исследовательский флот в Приморье не пополнялся 25 лет
20 Ноя 2018
Крабы показали разную динамику численности по охотоморским районам
20 Ноя 2018
"Нацрыбресурс" откроет рыбный магазин в Находке
20 Ноя 2018
Отдача от работы Общественного совета при Росрыболовстве будет расти
20 Ноя 2018
Программа "Приморская рыба" расширила географию
20 Ноя 2018
Промысел летней кеты в Амуре запретят с учётом всех мнений
20 Ноя 2018
Учёные оценили промысловый запас Охотского моря
20 Ноя 2018
Краснодарский край получит 336 млн рублей на расчистку лиманов
20 Ноя 2018
На прошлой неделе из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 199 партий рыбной продукции
20 Ноя 2018
Поправки в закон для проведения крабовых аукционов будут подготовлены к февралю 2019
20 Ноя 2018
АО "Рыбные корма" построит завод по производству мальковых и продукционных кормов для объектов аквакультуры
20 Ноя 2018
Цветок радиации: облученные продукты промаркируют
20 Ноя 2018
Территориальным управлением Россельхознадзора оформлено на экспорт 4329,99 тонн рыбопродукции
20 Ноя 2018
Россия и Вьетнам обсуждают упрощение допуска сельхозпродукции на рынки двух стран
20 Ноя 2018
Оставшихся в живых моряков с «Анатолия Крашенинникова» доставили в Петропавловск
20 Ноя 2018
В Москве состоится документальный спектакль, посвященный парусникам «Крузенштерн» и «Седов»
20 Ноя 2018
В России будет построен высокотехнологичный траулер «Капитан Соколов»
20 Ноя 2018
Стоимость лососевого промысла на Аляске значительно снизилась
20 Ноя 2018
Британцы стали покупать меньше трески и пикши
20 Ноя 2018
США сократили импорт пангасиуса, но его стоимость выросла
20 Ноя 2018
Южные Курилы: отдать нельзя сохранить. Колонка Николая Старикова
20 Ноя 2018
Озвучен прогноз подходов нерки на Аляске на 2019 год
19 Ноя 2018
Сахалинское правительство финансово поможет производителю сухого концентрата из ламинарии
19 Ноя 2018
Развитие рыбной промышленности на Шикотане осуществляется с привлечением иностранных специалистов
19 Ноя 2018
В России построят около 40 судов в рамках предоставления инвестиционных квот
19 Ноя 2018
Семьи моряков с пропавшего судна "Восток" получили компенсации от судовладельца
19 Ноя 2018
Голикова заявила о пересмотре состава потребительской корзины с 2021 года
19 Ноя 2018
Крупную партию кеты с нарушением ветеринарно-санитарных пытались перевезти из Хабаровска во Владивосток
19 Ноя 2018
Выявлены бактерии группы кишечной палочки в пресервах из сельди
19 Ноя 2018
Деликатес на сумму 92 млн. рублей нашли сотрудники УМВД и ФСБ
19 Ноя 2018
В Приморье выявлена партия масляной рыбы с повышенным содержанием ртути
19 Ноя 2018
В Кремле прокомментировали задержание Украиной судов, заходивших в Крым
19 Ноя 2018
Кто стал лидером по доставке рыбы в октябре
19 Ноя 2018
Новый антисептик на основе рыбьего жира разработали ученые ДВФУ
19 Ноя 2018
На Камчатке прошло заседание ДВНПС, признанное рыбаками одним из самых продуктивным за всю историю
19 Ноя 2018
Оптовые цены на морепродукты (сырец) во Вьетнаме 02.11.18 – 08.11.18
19 Ноя 2018
Цены на креветки на оптовом рынке Тойосу
19 Ноя 2018
Экспорт норвежского лосося установил новый рекорд
19 Ноя 2018
Норвежский экспорт скумбрии продолжает снижаться
19 Ноя 2018
Цены на отдельные виды рыбной продукции в Китае: 44-я неделя 2018 г
19 Ноя 2018
На развитие товарного рыбодства в Нижегородской области направят 19,6 млн рублей
19 Ноя 2018
Во Владивостоке в течение четырех лет введут около 80 тыс. тонн холодильных мощностей
19 Ноя 2018
Керченский рыбоконсервный завод «Пролив» празднует 145-летие
19 Ноя 2018
Мальчишки и девчонки, а также их родители…
17 Ноя 2018
Зловещая тень расстрельных годов
16 Ноя 2018
Принцип дубины и пещеры

Подписка на новости

Российский рынок морепродуктов сталкивается с проблемой смены вкуса поколений

845
Мировые новости

Новое исследование, касающееся потребления морепродуктов в России, обозначило основные проблемы, с которыми сталкиваются поставщики рыбы и морепродуктов на внутренний рынок. В опросе, проведённом в конце августа Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), крупнейшим исследовательским центром в стране, приняло участие 1 600 респондентов в возрасте от 18 лет, рассказавших о своих предпочтениях и покупательских привычках. ВЦИОМ представил результаты в сентябре, сделав вывод о том, что цена, качество и удобство являются тремя наиболее важными факторами, затрудняющими рост потребления морепродуктов в России.

Результаты опроса не были однозначно негативными - 73% населения заявили, что употребляют в пищу морепродукты не реже одного раза в неделю. Из этого числа 42 процента респондентов заявили, что едят рыбу несколько раз в неделю, а ещё два процента говорят, что употребляют морепродукты хотя бы один раз в день. Только шесть процентов заявили, что они вообще не употребляют в пищу рыбу.

Однако далее следуют плохие новости для индустрии морепродуктов. Двадцать семь процентов респондентов заявили, что они сократили потребление рыбы, и только 11 процентов стали покупать больше морепродуктов. Те, кто сократил свои расходы, указали более высокие цены (38 процентов) и отсутствие морепродуктов желаемого качества (36 процентов) в качестве основных причин снижения их потребления.

Исследование показало, что российский рынок морепродуктов испытывает серьёзные проблемы, среди которых изменение потребительских привычек покупателей из-за продолжающихся экономических трудностей и смена предпочтений в еде у представителей разных поколений, считает Станислав Наумов, руководитель группы X5 Retail Group, крупнейшей розничной компании в России.

В целом, потребление морепродуктов в России оценивается примерно в 3,5 миллиона метрических тонн, или около 10,3 килограмма на человека в год. Такие показатели всё ещё намного ниже рекомендованных министерством здравоохранения страны объёмов потребления рыбы и намного меньше показателей пятилетней давности. Так, в 2013 году россияне употребляли в среднем 22 килограмма морепродуктов в год.

Средним российским покупателем морепродуктов (на основании данных сети супермаркетов «Перекресток», относящейся к группе X5 Retail), является женщина в возрасте около 40 лет, которая ежемесячно тратит 280 рублей (4,30 доллара США, 3,70 евро) на морепродукты и употребляет их в пищу дважды в месяц. Низкий общий объём расходов на морепродукты связан с тем, что, по словам Наумова, 280 рублей составляют 0,66 процента среднемесячной зарплаты в России (42 000 рублей, 642 доллара США, 554 евро). Этой суммы хватает на то, чтобы купить один килограмм минтая либо килограмм или менее одного килограмма горбуши в обычном российском супермаркете.

По словам Кирилла Родина, исполнительного директора исследования общественного мнения в ВЦИОМ, столь небольшие расходы можно лишь частично объяснить резким скачком цен на морепродукты, который наблюдался в последние годы, а ведь именно этот фактор наиболее часто называется в качестве причины падения объёмов потребления рыбы в стране. Всё чаще молодые люди вообще отказываются от покупки морепродуктов. Хотя только шесть процентов респондентов в опросе ВЦИОМ заявили, что они вообще не едят морепродукты, среди лиц в возрасте от 18 до 24 лет таких было 11 процентов.

«78% респондентов [в ходе опроса] назвали своё любимое рыбное блюдо, [но] среди опрошенной молодёжи эта цифра оказалась в два раза меньше», - сказал Родин. Интересен тот факт, что, по словам Родина, более молодые потребители менее подвержены влиянию роста цен на морепродукты. В среднем «миллениалы» и представители «поколения X» теперь зарабатывают достаточно, чтобы позволить себе морепродукты, которые стоят в России дороже мяса, но они их не покупают, говорит Родин. Он отмечает, что молодые покупатели предпочитают домашней еде фаст-фуд, о чём свидетельствует быстрое расширение таких сетей, как «McDonald's» и «Burger King», которые сейчас имеют более 500 ресторанов на территории России.

Меняющиеся вкусы молодёжи пока не отражены в предложениях российских супермаркетов, считает Полина Кирова, директор по развитию бизнеса компании «Рыбсеть», российской сети розничной торговли морепродуктами. В рейтинге самых популярных морепродуктов, приобретаемых в «Перекрёстке», на первом месте оказались консервы (18 процентов покупателей). За ними следуют солёная рыба (12 процентов), крабовое мясо и крабовые палочки (10 процентов), рыба на гриле (10 процентов), замороженные морепродукты (девять процентов), икра (девять процентов) и охлаждённая рыба (восемь процентов).

Но молодые покупатели имеют иные вкусы и предпочтения, говорит Кирова. «Молодые люди не хотят тратить много времени на приготовление пищи. Они ожидают, что блюдо для одного приёма пищи будет готово в течение 20 минут», - рассказала она порталу «SeafoodSource».

За последние пять лет на рынке произошёл сдвиг в пользу применения прозрачной упаковки товаров, и клиенты теперь могут видеть, что они покупают, говорит Кирова. Кроме того, добавляет она, теперь потребители хотят покупать не такие крупные порции. «Они не хотят больших порций, им больше не нужна упаковка рыбы весом в 1,5 килограмма», - рассказывает Кирова. «Покупателям нужна упаковка в два раза меньше, которую можно будет использовать для приготовления блюда для одного приёма пищи».

Эти выводы совпадают со списком факторов, которые, по данным «Перекрёстка», в наибольшей степени влияют на выбор потребителей морепродуктов. Внешний вид продукта считается самым важным (54%), за ним следуют качество (49%), срок годности (44%) и цена (42%). Менее важными факторами оказались виды морепродуктов (18 процентов), место добычи (13 процентов), марка производителя (10 процентов), вес (семь процентов), а также пищевая ценность и полезность (пять процентов).

Родин, директор группы ВЦИОМ, сообщил, что брендинг и маркетинг отдельных видов могут стать способом привлечения россиян, и особенно молодёжи, к покупке морепродуктов. Он отметил, что был удивлён, узнав, что только 18% респондентов из опроса ВЦИОМ выбирали какой-то определённый вид рыбы при покупке, а подавляющее большинство просто заявляло, что они покупают «рыбу».

Такое мнение разделяет и директор Дальневосточного центра региональных исследований (FECRS) Александр Тимофеев, отметив, что его организация получила аналогичные результаты по итогам собственного опроса, проводившегося для Ассоциации марикультурных организаций Приморского края (АМКОР). «Многие россияне никогда не ели кижуча и чавычу, не говоря уже о морском гребешке или трубаче. Даже на российском Дальнем Востоке, на который приходится 70 процентов национального улова и который исторически является регионом с высоким уровнем потребления рыбы, многие люди не пробовали моллюска арку (красный моллюск) или спизулу, несмотря на то, что они представлены в супермаркетах», - сообщил Тимофеев в интервью «SeafoodSource». «Большинство потребителей не могут отличить дикую и искусственно выращенную рыбу, а также объяснить разницу между ними».

Тимофеев считает, что попытка позиционировать употребление морепродуктов в качестве части здорового питания не работает на повышение продаж. Большинство российских потребителей знают о пользе морепродуктов для здоровья, но это до сих пор не привело к резкому росту продаж, говорит он.

Кирова согласилась с тем, что большинство российских покупателей плохо осведомлены о существующих различиях в видах рыб, имеющихся в продаже в супермаркетах. Она также сказала, что, по её убеждению, основными факторами, на которые потребители обращают внимание при выборе рыбы, являются её цвет и размер. Кроме того, настораживает тот факт, что, даже зная, какой вид рыбы они хотят купить, российские потребители не могут назвать предпочитаемые марки продукции, - ситуация «довольно нетипичная для потребительских рынков», - сказала Кирова.

По мнению Родина, обнародованные недавно данные звучат как приговор для российских производителей морепродуктов и тех, кто хочет продавать рыбу в России. «Если индустрия морепродуктов или правительство не предпримут меры для решения этой проблемы, молодое поколение может быть потеряно для рынка рыбы и морепродуктов», - заявил Родин.

Автор – Иван Ступаченко. Оригинал статьи на английском языке опубликован на портале «SeafoodSource» - «Russian seafood market faces challenge of generational taste shift». Русскоязычная версия статьи подготовлена для информационного бюллетеня «Международное рыбное обозрение», выпускаемого Дальневосточным центром региональных исследований.

Дальневосточный центр региональных исследований


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
 <  Ноябрь   <  2018 г.