Последние публикации

17 Июл 2019
Волгоградская область наращивает объемы воспроизводства ценных пород рыбы
17 Июл 2019
Снят запрет на промышленный вылов лосося на восточном побережье Камчатки
17 Июл 2019
В Госдуме обсудят тарифы на перевозку скоропортящейся продукции по железной дороге
17 Июл 2019
За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 255 партии рыбной продукции
17 Июл 2019
«Икротрафик»: далеко ли до победы?
17 Июл 2019
Хранитель страны рыбы и рыбоедов
17 Июл 2019
С норвежской аквафермы сбежали 49 000 лососей
17 Июл 2019
Куба решила бороться с незаконным рыболовством
17 Июл 2019
Sernapesca прекратила сертификацию фермерского лосося во всем регионе Магальянес в Чили
17 Июл 2019
Импорт пангасиуса в Юго-Восточную Азию вырос на 15%
17 Июл 2019
Японский импорт скумбрии в мае 2019 года
17 Июл 2019
В селе Гастелло Поронайского района полным ходом идет строительство рыбоводного завода
17 Июл 2019
В Невельске обустроят рекреационный парк со смотровой площадкой, компасом и двухметровыми сивучами
17 Июл 2019
В Поронайском районе для КМНС установлены сроки вылова летней кеты в заливе Терпения
17 Июл 2019
Итоги III Международного рыбопромышленного форума
17 Июл 2019
Проблемы красной путины обсудили в поронайской мэрии
17 Июл 2019
«РЫБНЫЙ ДЕНЬ» ДЛЯ МОЛОДЫХ РОССИЯН
17 Июл 2019
С. Митин: Нужно обеспечить население доступной рыбной продукцией отечественного производства
17 Июл 2019
Продажа долей квот макрурусов и гребешка на Сахалине принесла в госказну более 130 млн рублей
17 Июл 2019
В Токио обсуждают меры регулирования запасов водных биоресурсов в СТО
17 Июл 2019
ВНИРО: Еще три косатки выпущены на свободу
17 Июл 2019
Алексей Гордеев ознакомился с работой Ольского рыбоводного завода в Магадане
17 Июл 2019
Вкусный праздник: «День Рыбака» в Санкт-Петербурге накормил более 40 тыс. человек
17 Июл 2019
Петр Савчук наградил ведомственными наградами лучших работников рыбохозяйственного комплекса
17 Июл 2019
Обращение к Ассоциациям и рыбопромышленным компаниям Дальнего Востока
16 Июл 2019
Осетровые гибнут в Волге от сточных вод и становятся добычей охотников за черной икрой
16 Июл 2019
Рыбные ряды: в оптовом звене снижаются цены на основные виды мороженой рыбы
16 Июл 2019
МРФ-2019: Россия и Бангладеш намерены активнее взаимодействовать в области научно-технического сотрудничества и развивать товарооборот
16 Июл 2019
Рыбохозяйственный комплекс Краснодарского края получит 30,5 млн рублей господдержки в 2019 году
16 Июл 2019
ВТБ предоставил льготное финансирование камчатскому рыбопереработчику
16 Июл 2019
Сахалинская компания, на судне которой нашли более двух центнеров неучтенной икры, оштрафована на 1,2 млн руб
16 Июл 2019
Россия может занять более половины рынка минтая в ЕС
16 Июл 2019
«Нашу рыбу» в Мурманске защитили от перекупщиков
16 Июл 2019
Три задачи для кластера
16 Июл 2019
ПСЗ "Янтарь" начал испытания траулера-сейнера "Ленинец"
16 Июл 2019
"Звездочка" готова продолжить строительство промысловых судов
16 Июл 2019
На МРФ-2019 дебютировал малый сейнер-траулер "Всеслав"
16 Июл 2019
ФАО: аквакультура догоняет и вскоре превзойдет промысловый вылов
16 Июл 2019
На "Иннопроме" показали изделия из рыбьей кожи
16 Июл 2019
Минсельхоз России принял решение: вид водных биоресурсов не является биологическим видом
16 Июл 2019
Сиганул и финтил!
15 Июл 2019
В Мурманске началась продажа рыбы по доступным ценам
15 Июл 2019
"Янтарь" сдаст до конца 2019 года три траулера для Камчатки
15 Июл 2019
Несколько тонн рыбы и крабов выловили браконьеры в Хабаровском крае
15 Июл 2019
«Сибантрацит» увеличивает популяцию ценных видов рыб
15 Июл 2019
Тут ловить нечего: экологи рассказали, какая рыба осталась в Днестре
15 Июл 2019
Более четырехсот тазовских семей получили квоты на вылов рыбы
15 Июл 2019
ФГУП «Нацрыбресурс» принимает участие в создании Арктического рыбопромышленного кластера
15 Июл 2019
Камчатка и Архангельская область подписали документ о сотрудничестве в рыбной отрасли
15 Июл 2019
Камчатка хочет стать лидером по перевалке рыбной продукции

Подписка на новости

Российский рынок морепродуктов сталкивается с проблемой смены вкуса поколений

2187
Мировые новости

Новое исследование, касающееся потребления морепродуктов в России, обозначило основные проблемы, с которыми сталкиваются поставщики рыбы и морепродуктов на внутренний рынок. В опросе, проведённом в конце августа Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), крупнейшим исследовательским центром в стране, приняло участие 1 600 респондентов в возрасте от 18 лет, рассказавших о своих предпочтениях и покупательских привычках. ВЦИОМ представил результаты в сентябре, сделав вывод о том, что цена, качество и удобство являются тремя наиболее важными факторами, затрудняющими рост потребления морепродуктов в России.

Результаты опроса не были однозначно негативными - 73% населения заявили, что употребляют в пищу морепродукты не реже одного раза в неделю. Из этого числа 42 процента респондентов заявили, что едят рыбу несколько раз в неделю, а ещё два процента говорят, что употребляют морепродукты хотя бы один раз в день. Только шесть процентов заявили, что они вообще не употребляют в пищу рыбу.

Однако далее следуют плохие новости для индустрии морепродуктов. Двадцать семь процентов респондентов заявили, что они сократили потребление рыбы, и только 11 процентов стали покупать больше морепродуктов. Те, кто сократил свои расходы, указали более высокие цены (38 процентов) и отсутствие морепродуктов желаемого качества (36 процентов) в качестве основных причин снижения их потребления.

Исследование показало, что российский рынок морепродуктов испытывает серьёзные проблемы, среди которых изменение потребительских привычек покупателей из-за продолжающихся экономических трудностей и смена предпочтений в еде у представителей разных поколений, считает Станислав Наумов, руководитель группы X5 Retail Group, крупнейшей розничной компании в России.

В целом, потребление морепродуктов в России оценивается примерно в 3,5 миллиона метрических тонн, или около 10,3 килограмма на человека в год. Такие показатели всё ещё намного ниже рекомендованных министерством здравоохранения страны объёмов потребления рыбы и намного меньше показателей пятилетней давности. Так, в 2013 году россияне употребляли в среднем 22 килограмма морепродуктов в год.

Средним российским покупателем морепродуктов (на основании данных сети супермаркетов «Перекресток», относящейся к группе X5 Retail), является женщина в возрасте около 40 лет, которая ежемесячно тратит 280 рублей (4,30 доллара США, 3,70 евро) на морепродукты и употребляет их в пищу дважды в месяц. Низкий общий объём расходов на морепродукты связан с тем, что, по словам Наумова, 280 рублей составляют 0,66 процента среднемесячной зарплаты в России (42 000 рублей, 642 доллара США, 554 евро). Этой суммы хватает на то, чтобы купить один килограмм минтая либо килограмм или менее одного килограмма горбуши в обычном российском супермаркете.

По словам Кирилла Родина, исполнительного директора исследования общественного мнения в ВЦИОМ, столь небольшие расходы можно лишь частично объяснить резким скачком цен на морепродукты, который наблюдался в последние годы, а ведь именно этот фактор наиболее часто называется в качестве причины падения объёмов потребления рыбы в стране. Всё чаще молодые люди вообще отказываются от покупки морепродуктов. Хотя только шесть процентов респондентов в опросе ВЦИОМ заявили, что они вообще не едят морепродукты, среди лиц в возрасте от 18 до 24 лет таких было 11 процентов.

«78% респондентов [в ходе опроса] назвали своё любимое рыбное блюдо, [но] среди опрошенной молодёжи эта цифра оказалась в два раза меньше», - сказал Родин. Интересен тот факт, что, по словам Родина, более молодые потребители менее подвержены влиянию роста цен на морепродукты. В среднем «миллениалы» и представители «поколения X» теперь зарабатывают достаточно, чтобы позволить себе морепродукты, которые стоят в России дороже мяса, но они их не покупают, говорит Родин. Он отмечает, что молодые покупатели предпочитают домашней еде фаст-фуд, о чём свидетельствует быстрое расширение таких сетей, как «McDonald's» и «Burger King», которые сейчас имеют более 500 ресторанов на территории России.

Меняющиеся вкусы молодёжи пока не отражены в предложениях российских супермаркетов, считает Полина Кирова, директор по развитию бизнеса компании «Рыбсеть», российской сети розничной торговли морепродуктами. В рейтинге самых популярных морепродуктов, приобретаемых в «Перекрёстке», на первом месте оказались консервы (18 процентов покупателей). За ними следуют солёная рыба (12 процентов), крабовое мясо и крабовые палочки (10 процентов), рыба на гриле (10 процентов), замороженные морепродукты (девять процентов), икра (девять процентов) и охлаждённая рыба (восемь процентов).

Но молодые покупатели имеют иные вкусы и предпочтения, говорит Кирова. «Молодые люди не хотят тратить много времени на приготовление пищи. Они ожидают, что блюдо для одного приёма пищи будет готово в течение 20 минут», - рассказала она порталу «SeafoodSource».

За последние пять лет на рынке произошёл сдвиг в пользу применения прозрачной упаковки товаров, и клиенты теперь могут видеть, что они покупают, говорит Кирова. Кроме того, добавляет она, теперь потребители хотят покупать не такие крупные порции. «Они не хотят больших порций, им больше не нужна упаковка рыбы весом в 1,5 килограмма», - рассказывает Кирова. «Покупателям нужна упаковка в два раза меньше, которую можно будет использовать для приготовления блюда для одного приёма пищи».

Эти выводы совпадают со списком факторов, которые, по данным «Перекрёстка», в наибольшей степени влияют на выбор потребителей морепродуктов. Внешний вид продукта считается самым важным (54%), за ним следуют качество (49%), срок годности (44%) и цена (42%). Менее важными факторами оказались виды морепродуктов (18 процентов), место добычи (13 процентов), марка производителя (10 процентов), вес (семь процентов), а также пищевая ценность и полезность (пять процентов).

Родин, директор группы ВЦИОМ, сообщил, что брендинг и маркетинг отдельных видов могут стать способом привлечения россиян, и особенно молодёжи, к покупке морепродуктов. Он отметил, что был удивлён, узнав, что только 18% респондентов из опроса ВЦИОМ выбирали какой-то определённый вид рыбы при покупке, а подавляющее большинство просто заявляло, что они покупают «рыбу».

Такое мнение разделяет и директор Дальневосточного центра региональных исследований (FECRS) Александр Тимофеев, отметив, что его организация получила аналогичные результаты по итогам собственного опроса, проводившегося для Ассоциации марикультурных организаций Приморского края (АМКОР). «Многие россияне никогда не ели кижуча и чавычу, не говоря уже о морском гребешке или трубаче. Даже на российском Дальнем Востоке, на который приходится 70 процентов национального улова и который исторически является регионом с высоким уровнем потребления рыбы, многие люди не пробовали моллюска арку (красный моллюск) или спизулу, несмотря на то, что они представлены в супермаркетах», - сообщил Тимофеев в интервью «SeafoodSource». «Большинство потребителей не могут отличить дикую и искусственно выращенную рыбу, а также объяснить разницу между ними».

Тимофеев считает, что попытка позиционировать употребление морепродуктов в качестве части здорового питания не работает на повышение продаж. Большинство российских потребителей знают о пользе морепродуктов для здоровья, но это до сих пор не привело к резкому росту продаж, говорит он.

Кирова согласилась с тем, что большинство российских покупателей плохо осведомлены о существующих различиях в видах рыб, имеющихся в продаже в супермаркетах. Она также сказала, что, по её убеждению, основными факторами, на которые потребители обращают внимание при выборе рыбы, являются её цвет и размер. Кроме того, настораживает тот факт, что, даже зная, какой вид рыбы они хотят купить, российские потребители не могут назвать предпочитаемые марки продукции, - ситуация «довольно нетипичная для потребительских рынков», - сказала Кирова.

По мнению Родина, обнародованные недавно данные звучат как приговор для российских производителей морепродуктов и тех, кто хочет продавать рыбу в России. «Если индустрия морепродуктов или правительство не предпримут меры для решения этой проблемы, молодое поколение может быть потеряно для рынка рыбы и морепродуктов», - заявил Родин.

Автор – Иван Ступаченко. Оригинал статьи на английском языке опубликован на портале «SeafoodSource» - «Russian seafood market faces challenge of generational taste shift». Русскоязычная версия статьи подготовлена для информационного бюллетеня «Международное рыбное обозрение», выпускаемого Дальневосточным центром региональных исследований.

Дальневосточный центр региональных исследований


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
 <  Июль   <  2019 г.