Последние публикации

18 Янв 2019
Куда делся Олег Кан?
18 Янв 2019
Рост НДС может погубить местных производителей
18 Янв 2019
Гостей международной выставки «Зеленая неделя» будут угощать блюдами калининградской кухни
18 Янв 2019
Фестиваль корюшки впервые пройдет в поселке Индига Ненецкого АО с 8 по 10 марта
18 Янв 2019
Токио заявил протест Москве из-за штрафа японским рыболовецким судам близ Курил
18 Янв 2019
В Росрыболовстве ответили на вопросы аквакультурных хозяйств по использованию «Меркурия»
18 Янв 2019
Более 672 тысяч тонн водных биоресурсов добыто в прошлом году в Сахалинской области
18 Янв 2019
Лавров призвал Запад отказаться от попыток недобросовестной конкуренции путем санкций
18 Янв 2019
Со всеми отсекающими
18 Янв 2019
ФАС: Бездействие Росрыболовства лишило рыбопромышленные компании возможности претендовать на добычу иваси, скумбрии и анчоусов
18 Янв 2019
Госдума приняла в третьем чтении законопроект для переоформления участков крымскими рыбоводами
18 Янв 2019
Россия начала исследования условий зимовки лососей в северной части Тихого океана
18 Янв 2019
ВАРПЭ примет участие в инвентаризации видов контроля в рыболовстве
18 Янв 2019
Интервью главы Росрыболовства отраслевому изданию Fishnews
18 Янв 2019
31,5 тысячи тонн пелагических видов рыб добыли сахалинцы в прошлом году
18 Янв 2019
Рост вылова рыбы в Дальневосточном бассейне повлиял на загрузку портовых мощностей
18 Янв 2019
За 2019 год в Сосногорске пообещали вырастить 20 тонн форели
17 Янв 2019
В Александровск-Сахалинском районе началась наважья путина
17 Янв 2019
Дорогие координаты
17 Янв 2019
Цены на креветки на оптовом рынке Тойосу 14.01.2019.
17 Янв 2019
Оптовые цены на морепродукты (сырец) во Вьетнаме 04.01.19 – 10.01.19
17 Янв 2019
Цены на отдельные виды рыбной продукции в Китае: 1-я неделя 2019 г
17 Янв 2019
В порту Петербурга сотрудники Россельхознадзора задержали более 100 тонн хека
17 Янв 2019
Вьетнамский экспорт пангасиуса в Китай в третьем квартале 2018 года замедлился
17 Янв 2019
В 2018 году российские рыбаки добыли рекордные 5,03 млн тонн водных биоресурсов
17 Янв 2019
К середине января в Охотском море добыто 100 тыс. тонн минтая и сельди
17 Янв 2019
Прогноз на предстоящую лососевую путину характеризуют как крайне сдержанный
17 Янв 2019
В Совфеде состоится значимое для рыбной отрасли мероприятие
17 Янв 2019
Главные законодательные изменения в отрасли, вступившие в силу с 1 января 2019 года
17 Янв 2019
Кожемяко установил места выгрузки уловов водных биоресурсов
17 Янв 2019
Более 13 тонн финской рыбы, запрещенной к ввозу в Россию, задержаны
17 Янв 2019
Вызываем огонь на себя
17 Янв 2019
Россия примет участие в Международном рыбопромышленном салоне в Марокко
17 Янв 2019
За скумбрией!
17 Янв 2019
Руки прочь от бренда «Камчатка»!
17 Янв 2019
ОМЭ – как много в этом слове
17 Янв 2019
Место встречи изменить нельзя
16 Янв 2019
Экспорт норвежского лосося 31.12.18-06.01.19
16 Янв 2019
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 04.01.2019-`10.01.2019
16 Янв 2019
Цены на ставриду на японском рынке в начале года поднялись
16 Янв 2019
Данные о ценах на морепродукты на мировых оптовых рынках: 2-я неделя 2019 г
16 Янв 2019
Цены на отдельные виды рыбной продукции в Китае: 52-я неделя 2018 г
16 Янв 2019
Новый рыбоперерабатывающий комплекс в Магадане позволит выпускать до 500 тонн продукции в год
16 Янв 2019
Что ждет рыбаков Приморья – новогодний прогноз науки
16 Янв 2019
Продолжается подготовка к проведению VI международной конференции «Рыболовство в Арктике: современные вызовы, международные практики, перспективы»
16 Янв 2019
О традиционной рыбалке отчитались менее половины рыбаков Чукотки
16 Янв 2019
Торгпред уверен, что Россия выйдет на экспорт рыбопродукции в Бельгию
16 Янв 2019
Москва и Токио договорились разработать экономические проекты по Курилам
16 Янв 2019
В промысловых районах Сахалина начался вылов наваги
16 Янв 2019
В течение 2019 года рыбодобывающая отрасль перейдет на электронную отчетность о вылове

Подписка на новости

Российский рынок морепродуктов сталкивается с проблемой смены вкуса поколений

1908
Мировые новости

Новое исследование, касающееся потребления морепродуктов в России, обозначило основные проблемы, с которыми сталкиваются поставщики рыбы и морепродуктов на внутренний рынок. В опросе, проведённом в конце августа Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), крупнейшим исследовательским центром в стране, приняло участие 1 600 респондентов в возрасте от 18 лет, рассказавших о своих предпочтениях и покупательских привычках. ВЦИОМ представил результаты в сентябре, сделав вывод о том, что цена, качество и удобство являются тремя наиболее важными факторами, затрудняющими рост потребления морепродуктов в России.

Результаты опроса не были однозначно негативными - 73% населения заявили, что употребляют в пищу морепродукты не реже одного раза в неделю. Из этого числа 42 процента респондентов заявили, что едят рыбу несколько раз в неделю, а ещё два процента говорят, что употребляют морепродукты хотя бы один раз в день. Только шесть процентов заявили, что они вообще не употребляют в пищу рыбу.

Однако далее следуют плохие новости для индустрии морепродуктов. Двадцать семь процентов респондентов заявили, что они сократили потребление рыбы, и только 11 процентов стали покупать больше морепродуктов. Те, кто сократил свои расходы, указали более высокие цены (38 процентов) и отсутствие морепродуктов желаемого качества (36 процентов) в качестве основных причин снижения их потребления.

Исследование показало, что российский рынок морепродуктов испытывает серьёзные проблемы, среди которых изменение потребительских привычек покупателей из-за продолжающихся экономических трудностей и смена предпочтений в еде у представителей разных поколений, считает Станислав Наумов, руководитель группы X5 Retail Group, крупнейшей розничной компании в России.

В целом, потребление морепродуктов в России оценивается примерно в 3,5 миллиона метрических тонн, или около 10,3 килограмма на человека в год. Такие показатели всё ещё намного ниже рекомендованных министерством здравоохранения страны объёмов потребления рыбы и намного меньше показателей пятилетней давности. Так, в 2013 году россияне употребляли в среднем 22 килограмма морепродуктов в год.

Средним российским покупателем морепродуктов (на основании данных сети супермаркетов «Перекресток», относящейся к группе X5 Retail), является женщина в возрасте около 40 лет, которая ежемесячно тратит 280 рублей (4,30 доллара США, 3,70 евро) на морепродукты и употребляет их в пищу дважды в месяц. Низкий общий объём расходов на морепродукты связан с тем, что, по словам Наумова, 280 рублей составляют 0,66 процента среднемесячной зарплаты в России (42 000 рублей, 642 доллара США, 554 евро). Этой суммы хватает на то, чтобы купить один килограмм минтая либо килограмм или менее одного килограмма горбуши в обычном российском супермаркете.

По словам Кирилла Родина, исполнительного директора исследования общественного мнения в ВЦИОМ, столь небольшие расходы можно лишь частично объяснить резким скачком цен на морепродукты, который наблюдался в последние годы, а ведь именно этот фактор наиболее часто называется в качестве причины падения объёмов потребления рыбы в стране. Всё чаще молодые люди вообще отказываются от покупки морепродуктов. Хотя только шесть процентов респондентов в опросе ВЦИОМ заявили, что они вообще не едят морепродукты, среди лиц в возрасте от 18 до 24 лет таких было 11 процентов.

«78% респондентов [в ходе опроса] назвали своё любимое рыбное блюдо, [но] среди опрошенной молодёжи эта цифра оказалась в два раза меньше», - сказал Родин. Интересен тот факт, что, по словам Родина, более молодые потребители менее подвержены влиянию роста цен на морепродукты. В среднем «миллениалы» и представители «поколения X» теперь зарабатывают достаточно, чтобы позволить себе морепродукты, которые стоят в России дороже мяса, но они их не покупают, говорит Родин. Он отмечает, что молодые покупатели предпочитают домашней еде фаст-фуд, о чём свидетельствует быстрое расширение таких сетей, как «McDonald's» и «Burger King», которые сейчас имеют более 500 ресторанов на территории России.

Меняющиеся вкусы молодёжи пока не отражены в предложениях российских супермаркетов, считает Полина Кирова, директор по развитию бизнеса компании «Рыбсеть», российской сети розничной торговли морепродуктами. В рейтинге самых популярных морепродуктов, приобретаемых в «Перекрёстке», на первом месте оказались консервы (18 процентов покупателей). За ними следуют солёная рыба (12 процентов), крабовое мясо и крабовые палочки (10 процентов), рыба на гриле (10 процентов), замороженные морепродукты (девять процентов), икра (девять процентов) и охлаждённая рыба (восемь процентов).

Но молодые покупатели имеют иные вкусы и предпочтения, говорит Кирова. «Молодые люди не хотят тратить много времени на приготовление пищи. Они ожидают, что блюдо для одного приёма пищи будет готово в течение 20 минут», - рассказала она порталу «SeafoodSource».

За последние пять лет на рынке произошёл сдвиг в пользу применения прозрачной упаковки товаров, и клиенты теперь могут видеть, что они покупают, говорит Кирова. Кроме того, добавляет она, теперь потребители хотят покупать не такие крупные порции. «Они не хотят больших порций, им больше не нужна упаковка рыбы весом в 1,5 килограмма», - рассказывает Кирова. «Покупателям нужна упаковка в два раза меньше, которую можно будет использовать для приготовления блюда для одного приёма пищи».

Эти выводы совпадают со списком факторов, которые, по данным «Перекрёстка», в наибольшей степени влияют на выбор потребителей морепродуктов. Внешний вид продукта считается самым важным (54%), за ним следуют качество (49%), срок годности (44%) и цена (42%). Менее важными факторами оказались виды морепродуктов (18 процентов), место добычи (13 процентов), марка производителя (10 процентов), вес (семь процентов), а также пищевая ценность и полезность (пять процентов).

Родин, директор группы ВЦИОМ, сообщил, что брендинг и маркетинг отдельных видов могут стать способом привлечения россиян, и особенно молодёжи, к покупке морепродуктов. Он отметил, что был удивлён, узнав, что только 18% респондентов из опроса ВЦИОМ выбирали какой-то определённый вид рыбы при покупке, а подавляющее большинство просто заявляло, что они покупают «рыбу».

Такое мнение разделяет и директор Дальневосточного центра региональных исследований (FECRS) Александр Тимофеев, отметив, что его организация получила аналогичные результаты по итогам собственного опроса, проводившегося для Ассоциации марикультурных организаций Приморского края (АМКОР). «Многие россияне никогда не ели кижуча и чавычу, не говоря уже о морском гребешке или трубаче. Даже на российском Дальнем Востоке, на который приходится 70 процентов национального улова и который исторически является регионом с высоким уровнем потребления рыбы, многие люди не пробовали моллюска арку (красный моллюск) или спизулу, несмотря на то, что они представлены в супермаркетах», - сообщил Тимофеев в интервью «SeafoodSource». «Большинство потребителей не могут отличить дикую и искусственно выращенную рыбу, а также объяснить разницу между ними».

Тимофеев считает, что попытка позиционировать употребление морепродуктов в качестве части здорового питания не работает на повышение продаж. Большинство российских потребителей знают о пользе морепродуктов для здоровья, но это до сих пор не привело к резкому росту продаж, говорит он.

Кирова согласилась с тем, что большинство российских покупателей плохо осведомлены о существующих различиях в видах рыб, имеющихся в продаже в супермаркетах. Она также сказала, что, по её убеждению, основными факторами, на которые потребители обращают внимание при выборе рыбы, являются её цвет и размер. Кроме того, настораживает тот факт, что, даже зная, какой вид рыбы они хотят купить, российские потребители не могут назвать предпочитаемые марки продукции, - ситуация «довольно нетипичная для потребительских рынков», - сказала Кирова.

По мнению Родина, обнародованные недавно данные звучат как приговор для российских производителей морепродуктов и тех, кто хочет продавать рыбу в России. «Если индустрия морепродуктов или правительство не предпримут меры для решения этой проблемы, молодое поколение может быть потеряно для рынка рыбы и морепродуктов», - заявил Родин.

Автор – Иван Ступаченко. Оригинал статьи на английском языке опубликован на портале «SeafoodSource» - «Russian seafood market faces challenge of generational taste shift». Русскоязычная версия статьи подготовлена для информационного бюллетеня «Международное рыбное обозрение», выпускаемого Дальневосточным центром региональных исследований.

Дальневосточный центр региональных исследований


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
 <  Январь   <  2019 г.