Последние публикации

27 Мар 2020
Плюсы и минусы коронавируса для экспорта морепродуктов из Вьетнама в Китай
27 Мар 2020
Экспорт норвежского лосося 09.03.20 – 15.03.20
27 Мар 2020
Вьетнамские экспорт головоногих моллюсков в Южную Корею в 2019 году
27 Мар 2020
Американский импорт горбуши в январе снизился более чем в 3 раза по объему и стоимости
27 Мар 2020
Экспорт США желтоперой камбалы в Китай
27 Мар 2020
Экспорт тихоокеанской трески из США в Японию, Китай и Южную Корею
27 Мар 2020
«Владморрыбпорт»: тяжеловесные инвестиции
27 Мар 2020
Сахалинские рыбаки готовятся к промыслу кукумарии в заливе Терпения
27 Мар 2020
АНО АПИ поддерживает проекты по строительству мало- и среднетоннажного флота в ДФО
27 Мар 2020
Для представителей КМНС установлены квоты на вылов рыбы в 2020 году
27 Мар 2020
На Дальнем Востоке появится первый трансграничный центр
27 Мар 2020
Кто стучится в рыбные ворота
27 Мар 2020
Забайкальцы стали больше покупать рыбы на фоне информации о коронавирусе
27 Мар 2020
ФАС России усилила контроль за ценами на социально значимые продукты
27 Мар 2020
Небольшие поставщики получили шанс попасть в крупные сети из-за повышенного спроса
27 Мар 2020
Коронавирус подложил свинью сахалинским добытчикам минтая
27 Мар 2020
Для траулера «Капитан Геллер» пришел главный судовой двигатель
27 Мар 2020
ЦТСС ищет подрядчиков на разработку рабочей документации для траулера-сейнера
27 Мар 2020
17 396 тонн минтая добыли рыбаки Сахалинской области в марте
27 Мар 2020
Владморрыбпорт в рамках путины 2020г. готов принять на хранение около 3 тыс. тонн рыбопродукции
27 Мар 2020
Россельхознадзором выявлено нарушение температурного режима при транспортировке более 24 тонн мороженой скумбрии
27 Мар 2020
ВАРПЭ вновь встала на защиту всех участников рыбного рынка
27 Мар 2020
Начался прием заявок на аукцион по продаже нераспределенных квот на Дальнем Востоке
27 Мар 2020
НИС «Профессор Кагановский» открыло сезон морских экспедиционных работ на Дальнем Востоке
26 Мар 2020
Новая Зеландия является лидером по поставкам чавычи в США
26 Мар 2020
Импорт кеты в США в январе сократился более чем на 70 процентов
26 Мар 2020
Объем импорта кижуча в США в январе увеличился на 12 %, но снизился по стоимости
26 Мар 2020
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 06.03.2020 – 12.03.2020
26 Мар 2020
Экспорт минтая и хека из США в январе 2020 года
26 Мар 2020
Более 2 тысяч тонн ликод рекомендовано добыть у берегов Сахалина и Курил
26 Мар 2020
Корсаковским предпринимателям рассказали о субсидиях
26 Мар 2020
Россельхознадзор упрощает порядок оформления ввозимых в Россию партий продукции животного и растительного происхождения
26 Мар 2020
Морская рыба повышает настроение
26 Мар 2020
Рыбаки Мурманской области в лидерах по зарплатам в России
26 Мар 2020
Находкинский рыбпорт в 2019 году увеличил чистую прибыль в 2,7 раза на фоне роста перевалки
26 Мар 2020
АзНИИРХ разработал методы оценки пополнения промыслового запаса объектов искусственного воспроизводства на примере белого толстолобика
26 Мар 2020
Кабмин одобрил стратегию агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов до 2030 года
26 Мар 2020
Для охраны рыбных ресурсов в период нереста задействуют беспилотники
26 Мар 2020
Власти формируют пул поставщиков продуктов на случай срывов поставок
26 Мар 2020
Мишустин: Россия занимает 7-е место в мире по притоку иностранных инвестиций в аграрную отрасль
26 Мар 2020
За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина направлена на экспорт 401 партия рыбной продукции
26 Мар 2020
Минтай проплывает вирус
26 Мар 2020
Создана рабочая группа по внесению изменений в Правила рыболовства при Северо-Западном территориальном управлении Росрыболовства
26 Мар 2020
15 миллионов мальков кеты выпустит к осени 2022 года сахалинский частный ЛРЗ
26 Мар 2020
Общественный совет при Росрыболовстве выступил против ограничений для судов старше 30 лет
26 Мар 2020
Вниманию рыболовов-любителей
26 Мар 2020
Новости кругосветки: образовательный центр «Морская практика» проведет вебинар по итогам участия в экспедиции парусников Росрыболовства
26 Мар 2020
Каких изменений ожидает рыбопромысловая сфера области из-за коронавируса
26 Мар 2020
В погоне за минтаем
26 Мар 2020
К 25 марта российские рыбаки добыли более 1,27 млн тонн – на 6% больше уровня 2019 года

Подписка на новости

Траулеры поплыли в графиках строительства

Программа масштабного строительства рыболовецких судов на отечественных верфях, запущенная несколько лет назад, это дело, безусловно, благое и полезное. У рыбаков, которые в большинстве своем не обновляли суда уже десятилетия, появилась возможность заказать современные высокотехнологичные траулеры. У российских заводов появилась дополнительная загрузка.

Впрочем, об этом писалось уже многократно. Но напомним, что так же неоднократно эксперты предупреждали: строительство траулеров — дело сложное и ответственное, ничуть не более простое, чем постройка военных кораблей. Шапкозакидательские настроения здесь совершенно неуместны, и надо готовиться к тому, что будут возникать проблемы. Таким опытом наши верфи либо не обладали, либо он был давно утерян, встраиваться в столь сложную отрасль придется практически с нуля.

И предупреждения эти оказались справедливы.

Траулеры в зоне риска

На недавнем заседании комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию широко и довольно откровенно обсуждалась тема регулярных "сдвигов вправо" по срокам исполнения контрактов, заключенных в рамках программы инвестквот. Переносами дат сдачи судна отметилось многие из заводов, работающих сейчас с рыбаками.

Первой ласточкой стали корректировки в графике, которые начал вносить Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь". На его долю выпала одновременно и честь, и нагрузка — быть первопроходцем программы.

Справедливости ради заметим, что завод никогда и не скрывал тех проблем, с которыми столкнулся, приступив к строительству траулеров. Летом, накануне передачи "Ленинца" камчатскому "Рыбколхозу им. Ленина", мы пообщались с директором предприятия Эдуардом Ефимовым. Вот что он тогда говорил:

"Сложности нам добавляет и тот факт, что наша промышленность не совсем готова к строительству таких заказов. Очень много оборудования импортного, в частности промыслового и нам, к сожалению, приходится из-за этого сталкиваться с последствиями санкций. Помимо этого, отсутствуют типовые проекты, из-за чего столько замечаний и выявляется в ходе испытаний. Также со стороны заказчиков отсутствуют проработанные технические задания, так как для них это тоже новое направление в работе. Российские проектанты не имеют необходимого опыта в строительстве промысловых судов, потому и проекты далеки от реальных требований тех, кто будет эти суда эксплуатировать..."

В итоге два судна — "Ленинец" и "Командор" — были переданы "Янтарем" заказчику с задержкой почти в год. Третий траулер, "Ударник", пока еще не сдан.

Но вернемся к заседанию. Как было озвучено на нем, семь единиц траулеров из 43, которые строят для рыболовецких компаний, будут поставлены позже намеченного срока. Сдвиг составляет от 8 до 21 месяца. Плюс к этому, по прогнозам, прозвучавшим в ходе дискуссии, порядка 15 траулеров тоже находятся в зоне риска. Из них 12 с большой вероятностью будут достроены позже намеченного срока, а еще по трем такая возможность не исключается.

Опасения, например, высказал заместитель главы "Русской рыбопромышленной компании" Дмитрий Сапов:

"Несмотря на то что промежуточные этапы соблюдаются в соответствии с графиком, мы все-таки выражаем обеспокоенность, что судно может быть не сдано в срок. Потому что мы уже сейчас видим задержки по доработке документации, видим отставание от графика закупочной кампании, отставание по некоторым видам работ".

Напомним, что "РРПК" заказала серию из десяти судов на "Адмиралтейских верфях". Это большие морозильные рыболовные траулеры проекта СТ-192, которые предназначены для промысла минтая и сельди с глубокой и безотходной переработкой вылова на борту. На стапелях сейчас два корпуса — "Механик Маслак" и "Капитан Вдовиченко".

Отставание от графика уже наметилось на "Северной верфи", имеющей в своем портфеле 14 "рыбаков" — десять траулеров-процессоров и четыре ярусолова. При этом директор по гражданскому судостроению Константин Скупяк в своем выступлении отметил, что ситуация не критична:

"Обращаю внимание, что проекты, которые строит "Северная верфь", относятся к самым инновационным не только в России, но и в мире. Мы на заводе строим сейчас уникальные современные серии, поэтому сложности с проектированием вполне понятны и обоснованы. Для установки на траулерах было разработано принципиально новое оборудование, в том числе российскими предприятиями. При создании новых судов все технические решения принимаются совместно с судовладельцами и проектными организациями, и от качества принятых решений зависит дальнейшая эксплуатация и жизненный цикл рыбопромыслового судна. Естественно, создавая головное судно с "нуля", требуются дополнительные трудозатраты. Ведь именно на головных отрабатывается вся технология. Отечественное судостроение сейчас восстанавливает утраченные когда-то навыки строительства гражданского флота. И надо его поддержать".

Тысячи нюансов

С поплывшими датами уже не в качестве потенциальной угрозы, а в реальности столкнулся "Северо-Западный рыбопромышленный консорциум", заказавший четыре судна на Выборгском судостроительном заводе. Это траулеры проекта КМТ01. Уже известно, что сдача первых двух единиц сдвигается. Глава предприятия Александр Соловьев пояснил нам, что причина в долгах, которые висят на заводе.

За более подробными комментариями мы обратились к исполнительному директору "СЗРК" Сергею Несветову.

— Насколько критична для консорциума эта задержка строительства?

— Определенная критичность есть. Мы же вошли в этот процесс в рамках развернутой государственной кампании, побудившей нас, рыбаков, строить флот на российских верфях. Государство забирает у всех 20 процентов квот и распределяет их среди тех, кто строит. Но есть условие: эти суда должны быть построены в течение пяти лет. На один год этот срок может быть продлен по согласованию с Росрыболовством, но дальнейшего продления не предусмотрено. Соответственно, если верфи не выполнят свои обязательства, то мы теряем квоты, которые в ином случае были бы нам выделены, да еще и платим государству 400 миллионов рублей за каждое не построенное в срок судно — штраф за срыв сроков инвестпроекта.

— Почему сроки сдвигаются?

— На сегодняшний день основная причина задержек, по крайней мере, на той верфи, где мы строим, на Выборгском судостроительном заводе, это плачевное финансовое состояние. У завода финансовая дыра в размере шести миллиардов рублей, которая не позволяет ему в срок выполнять обязательства перед поставщиками, влечет за собой очень большие расходы по оплате процентов и по обслуживанию долгов, мешает нанять квалифицированных рабочих, чтобы ускорить темпы и выполнить все в срок.

— Какие меры можно принять в этой ситуации государству или частным компаниям?

— Нужно докапитализировать завод на эту сумму, погасить долги перед банками. Потому что если вы просто простите эти долг банкам, то так не бывает. Проблема понятна, здесь нет никакой высшей математики, нужно просто принять решение. Но принять его нужно быстро, потому что с каждым месяцем ситуация ухудшается.

— Когда теперь планируется сдача траулеров?

— Первое судно по контракту должно быть сдано 22 июня 2020 года, но мы видим, что этого уже не случится. Я рассчитываю на сентябрь-октябрь, хотя если государство не будет ничего делать, то и этот срок может затянуться. Второе судно — это уже середина 2021 года. Все будет зависеть сейчас от действий государства. Если будут приняты оперативные меры и они решат эти финансовые проблемы, то Выборг способен мобилизоваться, ускориться и построить эти суда. Потому что завод-то сам по себе неплохой, просто ему не дают вздохнуть полной грудью, работать в полную силу.

Мы попросили Сергея Несветова прокомментировать в целом сложившуюся картину со сроками строительства траулеров на российских предприятиях. И он фактически еще раз проговорил те вещи, которые уже неоднократно звучали с разных площадок еще до начала всей истории с инвестквотами: траулеры — сложные суда, их постройка сопряжена с решением целого ряда серьезных задач и наработкой довольно глубоких компетенций.

"Мне кажется, что задержки будут у всех. Это мое личное мнение, заводы могут с этим не соглашаться. Более того, они могут построить быстрее, и это будет хорошо. А причина в том, что промысловые суда — это действительно сложные суда, их не строили никогда в России. Таких компетенций у наших заводов нет, они не знают, как делать многие вещи. Нужен определенный опыт: как работать с рефсистемами, как работать с промысловым оборудованием, как работать с рыбоперерабатывающими фабриками, как компоновать все, где шпигаты должны быть. Тысячи нюансов, которые просто надо знать", - пояснил нам топ-менеджер рыболовецкого консорциума.

Стремительные турки

Ну и напоследок, в качестве бонуса... Для сравнения можно посмотреть на краболов "Зенит" проекта ST-184, заказанный "Северо-Западным рыбопромышленным консорциумом" на турецкой верфи Tersan в Ялове. Вот характерные темпы: 24 июля 2018 года состоялась церемония резки металла, 13 марта 2019 года спустили на воду, 31 октября 2019 года успешно завершились ходовые испытания. На все про все — год с небольшим.

"Корабел.ру" обратился за комментариями к Элифу Шахину, директору по развитию и маркетингу завода Tersan. Вопрос был следующий: как удается выдерживать такую скорость? Предлагаем познакомиться с его ответом:

"Первое: эффективное планирование, организация и расстановка приоритетов.

Мы ориентируемся на эффективное планирование, которое позволяет нам оценить сильные стороны нашей организации, предвидеть важные моменты / шаги и разработать окончательный бизнес-план для проекта. У окончательного бизнес-плана всегда жесткий график, который мотивирует нас и усложняет работу. Расставляя приоритеты нашей рабочей нагрузки и определяя места, которые требуют большей части нашего времени, мы повышаем производительность. Мы можем сосредоточиться на важных этапах процесса судостроения, своевременно принимать меры в пиковые периоды путем своевременной организации и расстановки приоритетов.

Второе: передовые производственные мощности.

Верфь Tersan имеет площадь 300 000 кв. м, более 3500 специалистов и причал длиной 1460 метров. Самый большой кран Турции находится в нашем распоряжении. Мы постоянно работаем над тем, чтобы ускорить развитие инфраструктуры, объектов и НИОКР, что является основным залогом сжатых производственных периодов.

Третье: гибкие решения на каждом этапе.

Мы можем предоставить гибкие решения на каждом этапе судостроения, что обеспечивает экономию времени. У нас есть команда инженеров, которые занимаются детальным проектированием и оснащением проектов, а также архитекторы для проектирования и реализации жилых помещений. Кроме дизайнеров и архитекторов, у нас есть несколько производственных линий, обеспечивающих нам гибкость. Например, помимо 200-метрового и 56-метрового стапеля, у нас также есть горизонтальная производственная линия, где мы производим монтаж блоков, строим корпуса и запускаем суда с этой горизонтальной линии с помощью сухого дока. Благодаря высокой производственной мощности и гибкости, мы можем одновременно выполнять около 20 проектов на нашей верфи на разных стадиях от проектирования до поставки. Кроме того, у нас также есть некоторые онлайн-инструменты и программы, в которых все стороны могут получать информацию или что-либо запрашивать. Это обеспечивает нам эффективную связь и своевременный процесс согласования с нашими клиентами.

Четвертое: 20-летний опыт.

Tersan Shipyard имеет 20-летний опыт работы с 80 проектными поставками. У нас также есть опыт работы на подобных рыболовных судах. Этот опыт также помогает нам с некоторыми прогнозами по новым проектам и с тайм-менеджментом по всем процессам, с проектированием, с апробацией, с закупкой сырья, с производством и т.д.".

В конце этой статьи добавим, что ни в коем случае не подвергаем сомнению целесообразность и благотворность программы инвестиционных квот. Болезни роста пройдут, а десятки новых, современных судов останутся работать в наших морях. Тот факт, что проблемы, реально существующие на верфях, открыто обсуждаются, тоже внушает надежду — ошибки будут, учтены, слабые места подтянуты, а следующие суда заказчики получат точно в срок. Удачи вам, корабелы и рыбаки!

korabel.ru
Траулеры поплыли в графиках строительства

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
 <  Март   <  2020 г.