Последние публикации

17 Янв 2020
Новая Зеландия является лидером по импорту чавычи в США
17 Янв 2020
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 03.01.2020 – 09.01.2020
17 Янв 2020
Побеги лососей с ферм в 2019 году
17 Янв 2020
Вьетнам является крупнейшим поставщиком креветок в Канаду
17 Янв 2020
Рыба свернула в Китай
17 Янв 2020
Спустя 60 лет на Амуре будет проведена большая научная экспедиция по определению рыбных запасов
17 Янв 2020
Матвиенко обратила внимание прокуроров на наличие контрафактной продукции в магазинах
17 Янв 2020
Итоги грузооборота ОАО «Владморрыбпорт» за 2019 г.
17 Янв 2020
Наважья путина разворачивается в Поронайском районе
17 Янв 2020
«Владморрыбпорт» вложит 1 млрд руб. в строительство холодильного комплекса
17 Янв 2020
В Крыму будет создан крупный оптово-логистический центр
17 Янв 2020
В Казани научились выращивать искусственную осетрину
17 Янв 2020
13 тонн мертвой рыбы на почти 7 миллионов ущерба: в Сватовском районе обезводили озеро
17 Янв 2020
Предварительные итоги работы Управления Россельхознадзора по Магаданской области за 2019 год
17 Янв 2020
Сахалинские рыбопромышленники сохраняют цены на свежую навагу на уровне прошлого года
17 Янв 2020
Росрыболовство напоминает рыбакам-любителям о необходимости маркировки и регистрации сетных орудий лова
17 Янв 2020
Присвоены новые коды видам списания рыбной продукции
17 Янв 2020
Сохранит ли Глеб Франк главу Росрыболовства?
17 Янв 2020
Новости кругосветки: «Седов» пересек экватор
17 Янв 2020
Хабаровский судостроительный завод подписал контракт на строительство судов-краболовов
17 Янв 2020
Открытое письмо Булатова С.А. к руководству АМКОР
16 Янв 2020
ФСБ упростила порядок выхода судов и рыболовства у берегов Крыма
16 Янв 2020
Россельхознадзор вернул в Чили крупную партию мороженого лосося
16 Янв 2020
Минвостокразвития: субсидии на строительство судов дадут стимул развитию отрасли в ДФО
16 Янв 2020
Норвежский экспорт морепродуктов превысил 107 млрд норвежских крон в 2019 году
16 Янв 2020
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 27.12.2019 – 02.01.2020
16 Янв 2020
Цены на креветки на оптовом рынке Тойосу 07.01.2020
16 Янв 2020
80 процентов осьминогов Южная Корея импортирует из Вьетнама
16 Янв 2020
Сергей Данкверт провел переговоры с Генеральным директором Бюро продовольственной безопасности Главного таможенного управления Китайской Народной Республики Би Кэсинь
16 Янв 2020
Закладка малого рыболовного сейнера модернизированного проекта 1338. Срок строительства-6 месяцев.
16 Янв 2020
Более 18 тонн норвежской рыбы не прошли ветеринарный контроль на российско-латвийской границе
16 Янв 2020
Почти 4000 тонн командорского кальмара добыли рыбаки Сахалина
16 Янв 2020
Корюшка идет: фестиваль зимней рыбы стартует в Приморье 16 января
16 Янв 2020
Почти 11 млн рублей выделят на поддержку предприятий рыбохозяйственного комплекса в Псковской области
16 Янв 2020
За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 212 партий рыбной продукции
16 Янв 2020
Управление Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям выявило нарушения ветеринарного законодательства при реализации рыбной продукции в Московской области
16 Янв 2020
Более 1300 тонн лососевых отправили магаданские компании в российские регионы за последние три месяца 2019
16 Янв 2020
Новый резидент калининградской ОЭЗ инвестирует 2,8 млрд в производство белковых концентратов для аквакультуры
16 Янв 2020
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 28 июня 2019 г. № 327
16 Янв 2020
Новости кругосветки: на «Палладе» подвели итоги спартакиады
16 Янв 2020
Год начался с положительной динамикой: вылов рыбы вырос на 16% - до 140 тыс. тонн
16 Янв 2020
Пять знаковых рыбных событий 2019 года
16 Янв 2020
На Камчатке местный житель возместил ущерб и избежал уголовной ответственности за браконьерство
16 Янв 2020
Как японцы у Горбачева Курилы покупали
16 Янв 2020
Оставить свое имя в истории. Навстречу 125-летию рыбной промышленности Камчатки
15 Янв 2020
Определена динамика цен на продукты в каждом квартале 2020 года
15 Янв 2020
Окрабили
15 Янв 2020
Улов готов к торгам
15 Янв 2020
Два новых рыбоводных предприятия открылись в Нижегородской области
15 Янв 2020
Взят первый улов наваги в заливе Терпения

Подписка на новости

Низкорентабельные виды крабов Дальнего Востока опять пытаются продать на аукционе

В октябре доли квот на промысел глубоководных стригуна красного и стригуна ануглятуса продать на торгах не удалось из-за отсутствия заявок

Аукцион, на который 10-го и 11 октября этого года были выставлены шесть лотов на доли квот краба стригуна красного в подзоне Приморье, Западно-Сахалинской подзоне и стригуна ангулятуса в Восточно-Сахалинской, Северо-Охотоморской подзонах был признан несостоявшимся, так как заявок от возможных инвесторов и предприятий, уже имеющих квоты на промысел этих глубоководных видов, не поступило. Фактически это был протест против необоснованных экономических расчетов и других условий, выставленных Росрыболовством. Доводы предприятий, ранее озвученные устроителям торгов, не подействовали, и бизнес, как говорится, "проголосовал ногами", в данном случае просто не подав ни одной заявки.

Между тем Росрыболовство планирует объявить в декабре повторный аукцион по продаже квот на вылов глубоководных крабов. Складывается впечатление — уже из чистого упрямства, так как анализа причин провала октябрьского аукциона у ведомства явно нет. С помощью отраслевых экспертов попробуем провести такой анализ самостоятельно.

Фактор экономической целесообразности

Основной причиной неудавшихся аукционов в октябре явилась экономическая необоснованность в расчетах прогнозирования прибыльности добычи этих видов крабов в случае приобретения предложенных долей квот. Эксперты этот важный фактор отмечали давно, но к их мнению регулятор не прислушался. Возможные инвесторы и предприятия, уже имеющие квоты на добычу этих крабов, заявки на участие в аукционах не подали, отказавшись приобретать глубоководные крабовые квоты, являющиеся априори убыточными.

И здесь совершенно несущественное снижение стоимости лотов на 10% ситуации никак не меняет.

По расчетам экспертов Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края, начальная цена всех лотов в 780 млн рублей (или в 11 млн долларов США) даже при ее снижении на 10% не выведет промысел глубоководных крабов в зону рентабельности. По их расчетам, аукционные расходы и обязательства постройки новых судов, обремененные банковскими кредитами (так как ни одна компания в этой ситуации не сможет обойтись без кредитов), определяют реальный срок окупаемости более чем в 30 лет. Квоты же, напомним, представляются всего на 15 лет, так что в данной ситуации выигрывают только банки, и все это отчетливо понимают.

Обременение по строительству краболова для промысла на глубинах до 2500 метров

Фактор экономической целесообразности, безусловно, очень важен, но кроме него в условиях аукционов добавляется и совершенно невыполнимое требование о постройке специализированного краболовного судна для глубоководного промысла на глубинах до 2500 метров.

В Росрыболовстве и Совете Федерации спецификация такого судна имеется. Очевидно, что требования к глубоководному краболову значительно выше, чем к краболову обычному.

Дело в том, что все техническое насыщение "глубоководных" судов приобретается за рубежом и изготавливается по лучшим мировым стандартам.

Такое оборудование сегодня в России не производится, ввиду чего требования Постановления правительства № 719 "Об импортозамещении в судостроении" однозначно не могут быть выполнены, а это значит, что судно не будет признано российским.

Вот это обстоятельство само по себе и является непреодолимым препятствием для гипотетических участников аукционов по продаже квот на глубоководного краба, и любой инвестор, пожелавший приобрести эти квоты, неизбежно столкнется с ним.

Да и при всем, даже самом горячем желании "глубоководное" судно уже будет невозможно заказать на верфях Дальнего Востока, так как судостроители ДВ уже заявили о том, что подписали соглашения с компаниями, которые осенью купили лоты на промысел шельфовых видов крабов. Например, холдинг "Антей" еще до крабовых аукционов стал сотрудничать с Находкинским судоремонтным заводом, в сентябре рыбаки и судостроители подписали меморандум. Компания "Сигма Марин Технолоджи" еще за полгода до торгов договорилась работать с "Восточной верфью". И суда уже строятся — 26 ноября на приморском предприятии прошла церемония закладки первого краболова.

А вот группа компаний "Примкраб" рассматривает размещение строительства краболовов на западных верфях. То есть все участники крабовых аукционов еще до процедуры подачи заявки уже знали, где они будут строить суда, и получили предварительные гарантии того, что заказы будут исполнены.

Предварительные договоренности обусловлены нормативной базой

Также отметим, что компании, заключившие договоры на выигранные на торгах крабовые квоты, получили около полугода на то, чтобы предоставить в Росрыболовство копию договора на строительство судов, а также график реализации проекта. Естественно, что такие требования и привели к тому, что рыбаки заранее оговаривали условия и "контрактовали" судостроителей. Затем победителям аукционов, напомним, еще предстоит отчитываться перед Минпромторгом о реализации каждого проекта, и для этого требуется тщательная подготовка договоров.

Судостроение уже сейчас, как уже говорилось, перегружено заказами от компаний, купивших квоты на шельфовых крабов, и инвестор, рискнувший заняться строительством судов для промысла глубоководного краба, просто не сумеет вклиниться в напряженные графики верфей.

Если аукцион пройдет в начале 2020 года, то они придут к судостроителям, когда те уже будут загружены портфелями заказов. И, как уже было сказано, нет технического обеспечения глубоководного промысла, все устанавливаемое на таких судах оборудование – только импортное.

Гипотетически, конечно, на Дальнем Востоке за этот проект могли бы взяться Славянский судоремонтный завод (но его опыт в судостроении – одна баржа) и несколько хабаровских предприятий, которые входят в холдинг ОСК, но и эти заводы сейчас загружены заказами Минобороны.

Опять же в теории можно заказать суда и на западе страны, но в этом случае заказчик строительства может лишиться потенциальных 20% возмещения затрат на строительство краболовов. Напомним, что еще осенью вицы-премьеры Алексей Гордеев и Юрий Трутнев обратились к президенту РФ с предложением о субсидировании затрат на приобретение краболовных судов, построенных в ДФО. И хотя пока официально механизм субсидирования не определен и не закреплен постановлениями правительства, все участники прошедших торгов всерьез рассчитывали на 20%-ное субсидирование затрат. Отсюда — и массовое бронирование заказов именно на дальневосточных судоремонтных и судостроительных заводах.

Еще одна возможная проблема, на которую указали сами судостроители на совещании в рамках визита на судостроительные заводы региона зампреда комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Митина и его коллеги по парламенту Елены Грешняковой, — это серийность заказов и готовность проектов.

Представители верфей акцентировали внимание на то, что если по обычным краболовам понятна серийность и есть готовые проекты, то специализированные суда для глубоководного промысла не имеют готовых проектов. Мнение судоверфей поддерживают и рыбаки, они так выступают именно же за серийность заказов.

По словам президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Георгия Мартынова, сегодня сохраняется и полная неопределенность с будущими затратами на строительство судов для глубоководного промысла.

Дополнительные риски для инвесторов

В целом проведение "глубоководных" аукционов возможно уже только в 2020 году, а это означает, что купивший лоты на глубоководного краба в начале будущего года сможет приступить к промыслу только в 2021 году, и средства, потраченные на покупку квот, будут, по сути, "заморожены" на целый год.

Дальневосточные рыбаки уже обращались со всеми раскрытыми выше аргументами в Росрыболовство. Общественный совет при Росрыболовстве поддержал обращение к руководству отрасли об исключении глубоководных крабов из перечня объектов промысла, распределяемых на аукционах.

Однако ведомство-регулятор опубликовало заявление своего руководителя Ильи Шестакова о том, что решения о проведении повторных торгов принято – без ясного обоснования, впрочем. Возможно, такая настойчивость — это выполнение требований законодательства, но, например, ранее разыгрываемые квоты на другие виды биоресурсов (в частности, лоты на право вылова сардины в ИЭЗ Японии) после того, как не оказалось заявок участников, повторно на аукционы еще не выставлялись.

Промысловики, работающие на глубоководных объектах, в свою очередь заявили, о том, что ценность и стоимость глубоководного краба значительно ниже, чем у шельфовых крабов, и имеется еще одно серьезное препятствие по продажам продуктов глубоководного краба.

Дело в том, что внутренний рынок России для компаний закрыт. Как отмечает член совета директоров РК "Восток-1" Александр Передня, занимавшийся этим вопросом и выходивший на уровень двух вице-премьеров правительства России, несмотря на понимание сути проблемы заместителями председателя правительства РФ глубоководные крабы так и находятся под запретом к ввозу и реализации на территории России и Таможенного союза — по причине наличия в них органического мышьяка, уровень которого превышает действующие санитарные нормы России, которые морально устарели и не соответствуют международным стандартам. Отраслевая наука, впрочем, обозначает срок проведения необходимых исследований по решению данной проблемы. "Не менее10 лет".

Оборотная сторона вопроса

Глубоководный промысел рыбы и краба — новое направление в мировом промышленном рыболовстве, ему менее 20 лет, и сегодня обладают такими компетенциями только российские компании.

За прошедшее время компании, которые осваивали и развивали глубоководный промысел, по мере накопления опыта модернизировали и переоснащали свои промысловые суда, оснащая их самым лучшим в мире оборудованием, которое позволяет эффективно работать на большой глубине. Эти компании уже имеют современный, специализированный и эффективный флот, которым уже обеспечивается стопроцентный вылов квот глубоководных крабов в Дальневосточном бассейне.

А вот участвовать в аукционе эти компании не имеют возможностей, так как, как уже было отмечено, глубоководный краб не дает сверхприбыли, а, наоборот, требует постоянных вложений в переоснащение судов для развития этого вида промысла.

Так что ситуация складывается следующим образом. Компании, которые освоили и развили глубоководный промысел, обречены на банкротство, их сотрудники — на безработицу. Если эти компании будут участвовать в аукционе, то возложат на себя неподъемные обязательства по выплате аукционной стоимости и постройке новых судов. Если не будут участвовать, то лишатся половины своих квот. Но в любом случае они будут поставлены перед необходимостью ликвидации половины своего современного специализированного на большие глубины краболовного флота. Эти суда окажутся невостребованными в России (учитывая обязательство построить новые), а значит — имеющийся флот надо либо утилизировать, либо продавать. И эти суда действительно востребованы за рубежом, т.е. все наработки и накопленный опыт придется отдать потенциальным иностранным конкурентам. И те 20 лет, когда методом проб и ошибок предприятия совершенствовали флот и развивали промысел, зарубежные конкуренты "пробегут" за один миг, просто купив готовое судно.

И получается, что сейчас методом принуждения к аукционам глубоководного краба (а ведь уже идут и попытки выставить якобы для инвестиций и глубоководную рыбу макрурус) действующих рыбаков толкают к сдаче своего опыта и наработок иностранцам.

Любой инвестор, купивший "глубоководные" квоты, должен понимать, что ему придётся пройти весь этот путь, построить новые специализированные суда и обучить людей, так как никто ему продавать флот и отдавать людей, конечно же, не будет.

PrimaMedia


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
 <  Январь   <  2020 г.