Последние публикации

26 Ноя 2020
Почти 40 тыс. мальков черноморского лосося выпустили в реку Мзымта в Сочи
26 Ноя 2020
На Сахалине рыбаки массово проваливаются под лед озера Буссе в погоне за корюшкой
26 Ноя 2020
На Ямале впервые создадут цех по производству рыбной муки
26 Ноя 2020
На Вологодчине выращено более 600 тонн товарной рыбы
26 Ноя 2020
Предприятиям-экспортёрам на Камчатке планируют возмещать часть затрат на доставку экспортной продукции
26 Ноя 2020
403 тонны углохвостой креветки добыли сахалинские рыбаки
26 Ноя 2020
Ожидается, что в этом году вьетнамский экспорт пангасиуса вырастет до 1,5 млрд долл. США
26 Ноя 2020
Партия икры морского ежа из Мурманска направлена на промышленную переработку
26 Ноя 2020
Спрос на норвежскую мороженую скумбрию вырос на 19 процентов
26 Ноя 2020
Датская AKVA заключила крупную сделку по проекту аквакультуры лосося в Китае
26 Ноя 2020
В Северо-Охотоморской подзоне убили на 34 морских зайца больше, чем было можно
26 Ноя 2020
Двое охинцев выудили на реке Булкунар 517 тушек горбуши и кеты
26 Ноя 2020
Три новых причала введут в эксплуатацию в мае следующего года
26 Ноя 2020
На 23 ноября российские рыбаки добыли свыше 4,5 млн тонн водных биоресурсов
26 Ноя 2020
Суды встают на защиту прав рыбоводных хозяйств
26 Ноя 2020
На водоемах УрФО инспекторами рыбоохраны за неделю выявлено более 70 нарушений
25 Ноя 2020
Трутнев: Конфликта между рыбаками и бизнесом на Дальнем Востоке нет
25 Ноя 2020
Более 600 кг черной икры задержали на трассе в Иркутской области
25 Ноя 2020
Промысловые компании Сахалина начали реализовывать свежую рыбу по доступной цене
25 Ноя 2020
«Вкусы России»: поддержим камчатскую продукцию!
25 Ноя 2020
Красный прилив
25 Ноя 2020
Сахалин поддержал инициативу по закрытию российских портов для судов-браконьеров
25 Ноя 2020
Тонну курильского минтая не выпустили из Омской области в Казахстан
25 Ноя 2020
Власти Удмуртии до 2025 года планируют вложить почти 350 млн рублей в производство рыбы
25 Ноя 2020
Восстановить прибрежный промысел
25 Ноя 2020
Еще двум компаниям из Мурманской области одобрены заявки на получение статуса резидента Арктической зоны РФ
25 Ноя 2020
Российская рыбопродукция ждет согласования ветсертификатов с Египтом
25 Ноя 2020
Организована проверка по факту происшествия с рыболовецкими судами в Баренцевом море
25 Ноя 2020
Трагедия реки Камчатки
25 Ноя 2020
Проект Роспотребнадзора о новых требованиях к маркировке продуктов раскритиковали
25 Ноя 2020
Путин подписал закон об упрощении возврата НДС при экспорте рыбы
25 Ноя 2020
Омуля в Байкале все больше, но до разрешения рыбной ловли еще далеко
25 Ноя 2020
Россия и Республика Беларусь обсудили вопросы охраны и рационального использования водных биоресурсов
25 Ноя 2020
Вылов пелагических видов рыб на 96% превышает показатели прошлого года
24 Ноя 2020
Нелегальный остров нелегала Зорге
24 Ноя 2020
Норвежский экспорт краба в октябре 2020 года
24 Ноя 2020
Норвегия прекратила экспорт морских ежей
24 Ноя 2020
322 ларги добыли сахалинские зверобои
24 Ноя 2020
В Поронайском районе закрыли браконьерский цех по переработке краба
24 Ноя 2020
У Южных Курил выросли скопления скумбрии
24 Ноя 2020
Минобрнауки создало экспертную группу для изучения последствий инцидента на Камчатке
24 Ноя 2020
592 тысячи тонн рыбы и морепродуктов добыли в Сахалинской области
24 Ноя 2020
На рыбохозяйственном совете Челябинской области обсудили вопросы развития отрасли
24 Ноя 2020
Осенняя волжская экспедиция по мониторингу водных биоресурсов
24 Ноя 2020
Сотрудники региональных отделов госконтроля Росрыболовства побывали на Невском рыбоводном заводе
24 Ноя 2020
С начала года в Приморье и на Сахалине за допущенные ошибки во ФГИС «Меркурий» аннулирована работа 122 уполномоченных лиц
24 Ноя 2020
За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина направлено на экспорт 400 партий рыбной продукции
24 Ноя 2020
В Псковской области 18 тонн рыбы возвращены предприятию-отправителю
24 Ноя 2020
Белоруссия проявляет активный интерес к приморской рыбопродукции
24 Ноя 2020
Андрей Здетоветский: «Руководство края уделяет рыбному хозяйству приоритетное внимание»

Подписка на новости

Низкорентабельные виды крабов Дальнего Востока опять пытаются продать на аукционе

В октябре доли квот на промысел глубоководных стригуна красного и стригуна ануглятуса продать на торгах не удалось из-за отсутствия заявок

Аукцион, на который 10-го и 11 октября этого года были выставлены шесть лотов на доли квот краба стригуна красного в подзоне Приморье, Западно-Сахалинской подзоне и стригуна ангулятуса в Восточно-Сахалинской, Северо-Охотоморской подзонах был признан несостоявшимся, так как заявок от возможных инвесторов и предприятий, уже имеющих квоты на промысел этих глубоководных видов, не поступило. Фактически это был протест против необоснованных экономических расчетов и других условий, выставленных Росрыболовством. Доводы предприятий, ранее озвученные устроителям торгов, не подействовали, и бизнес, как говорится, "проголосовал ногами", в данном случае просто не подав ни одной заявки.

Между тем Росрыболовство планирует объявить в декабре повторный аукцион по продаже квот на вылов глубоководных крабов. Складывается впечатление — уже из чистого упрямства, так как анализа причин провала октябрьского аукциона у ведомства явно нет. С помощью отраслевых экспертов попробуем провести такой анализ самостоятельно.

Фактор экономической целесообразности

Основной причиной неудавшихся аукционов в октябре явилась экономическая необоснованность в расчетах прогнозирования прибыльности добычи этих видов крабов в случае приобретения предложенных долей квот. Эксперты этот важный фактор отмечали давно, но к их мнению регулятор не прислушался. Возможные инвесторы и предприятия, уже имеющие квоты на добычу этих крабов, заявки на участие в аукционах не подали, отказавшись приобретать глубоководные крабовые квоты, являющиеся априори убыточными.

И здесь совершенно несущественное снижение стоимости лотов на 10% ситуации никак не меняет.

По расчетам экспертов Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края, начальная цена всех лотов в 780 млн рублей (или в 11 млн долларов США) даже при ее снижении на 10% не выведет промысел глубоководных крабов в зону рентабельности. По их расчетам, аукционные расходы и обязательства постройки новых судов, обремененные банковскими кредитами (так как ни одна компания в этой ситуации не сможет обойтись без кредитов), определяют реальный срок окупаемости более чем в 30 лет. Квоты же, напомним, представляются всего на 15 лет, так что в данной ситуации выигрывают только банки, и все это отчетливо понимают.

Обременение по строительству краболова для промысла на глубинах до 2500 метров

Фактор экономической целесообразности, безусловно, очень важен, но кроме него в условиях аукционов добавляется и совершенно невыполнимое требование о постройке специализированного краболовного судна для глубоководного промысла на глубинах до 2500 метров.

В Росрыболовстве и Совете Федерации спецификация такого судна имеется. Очевидно, что требования к глубоководному краболову значительно выше, чем к краболову обычному.

Дело в том, что все техническое насыщение "глубоководных" судов приобретается за рубежом и изготавливается по лучшим мировым стандартам.

Такое оборудование сегодня в России не производится, ввиду чего требования Постановления правительства № 719 "Об импортозамещении в судостроении" однозначно не могут быть выполнены, а это значит, что судно не будет признано российским.

Вот это обстоятельство само по себе и является непреодолимым препятствием для гипотетических участников аукционов по продаже квот на глубоководного краба, и любой инвестор, пожелавший приобрести эти квоты, неизбежно столкнется с ним.

Да и при всем, даже самом горячем желании "глубоководное" судно уже будет невозможно заказать на верфях Дальнего Востока, так как судостроители ДВ уже заявили о том, что подписали соглашения с компаниями, которые осенью купили лоты на промысел шельфовых видов крабов. Например, холдинг "Антей" еще до крабовых аукционов стал сотрудничать с Находкинским судоремонтным заводом, в сентябре рыбаки и судостроители подписали меморандум. Компания "Сигма Марин Технолоджи" еще за полгода до торгов договорилась работать с "Восточной верфью". И суда уже строятся — 26 ноября на приморском предприятии прошла церемония закладки первого краболова.

А вот группа компаний "Примкраб" рассматривает размещение строительства краболовов на западных верфях. То есть все участники крабовых аукционов еще до процедуры подачи заявки уже знали, где они будут строить суда, и получили предварительные гарантии того, что заказы будут исполнены.

Предварительные договоренности обусловлены нормативной базой

Также отметим, что компании, заключившие договоры на выигранные на торгах крабовые квоты, получили около полугода на то, чтобы предоставить в Росрыболовство копию договора на строительство судов, а также график реализации проекта. Естественно, что такие требования и привели к тому, что рыбаки заранее оговаривали условия и "контрактовали" судостроителей. Затем победителям аукционов, напомним, еще предстоит отчитываться перед Минпромторгом о реализации каждого проекта, и для этого требуется тщательная подготовка договоров.

Судостроение уже сейчас, как уже говорилось, перегружено заказами от компаний, купивших квоты на шельфовых крабов, и инвестор, рискнувший заняться строительством судов для промысла глубоководного краба, просто не сумеет вклиниться в напряженные графики верфей.

Если аукцион пройдет в начале 2020 года, то они придут к судостроителям, когда те уже будут загружены портфелями заказов. И, как уже было сказано, нет технического обеспечения глубоководного промысла, все устанавливаемое на таких судах оборудование – только импортное.

Гипотетически, конечно, на Дальнем Востоке за этот проект могли бы взяться Славянский судоремонтный завод (но его опыт в судостроении – одна баржа) и несколько хабаровских предприятий, которые входят в холдинг ОСК, но и эти заводы сейчас загружены заказами Минобороны.

Опять же в теории можно заказать суда и на западе страны, но в этом случае заказчик строительства может лишиться потенциальных 20% возмещения затрат на строительство краболовов. Напомним, что еще осенью вицы-премьеры Алексей Гордеев и Юрий Трутнев обратились к президенту РФ с предложением о субсидировании затрат на приобретение краболовных судов, построенных в ДФО. И хотя пока официально механизм субсидирования не определен и не закреплен постановлениями правительства, все участники прошедших торгов всерьез рассчитывали на 20%-ное субсидирование затрат. Отсюда — и массовое бронирование заказов именно на дальневосточных судоремонтных и судостроительных заводах.

Еще одна возможная проблема, на которую указали сами судостроители на совещании в рамках визита на судостроительные заводы региона зампреда комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Митина и его коллеги по парламенту Елены Грешняковой, — это серийность заказов и готовность проектов.

Представители верфей акцентировали внимание на то, что если по обычным краболовам понятна серийность и есть готовые проекты, то специализированные суда для глубоководного промысла не имеют готовых проектов. Мнение судоверфей поддерживают и рыбаки, они так выступают именно же за серийность заказов.

По словам президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Георгия Мартынова, сегодня сохраняется и полная неопределенность с будущими затратами на строительство судов для глубоководного промысла.

Дополнительные риски для инвесторов

В целом проведение "глубоководных" аукционов возможно уже только в 2020 году, а это означает, что купивший лоты на глубоководного краба в начале будущего года сможет приступить к промыслу только в 2021 году, и средства, потраченные на покупку квот, будут, по сути, "заморожены" на целый год.

Дальневосточные рыбаки уже обращались со всеми раскрытыми выше аргументами в Росрыболовство. Общественный совет при Росрыболовстве поддержал обращение к руководству отрасли об исключении глубоководных крабов из перечня объектов промысла, распределяемых на аукционах.

Однако ведомство-регулятор опубликовало заявление своего руководителя Ильи Шестакова о том, что решения о проведении повторных торгов принято – без ясного обоснования, впрочем. Возможно, такая настойчивость — это выполнение требований законодательства, но, например, ранее разыгрываемые квоты на другие виды биоресурсов (в частности, лоты на право вылова сардины в ИЭЗ Японии) после того, как не оказалось заявок участников, повторно на аукционы еще не выставлялись.

Промысловики, работающие на глубоководных объектах, в свою очередь заявили, о том, что ценность и стоимость глубоководного краба значительно ниже, чем у шельфовых крабов, и имеется еще одно серьезное препятствие по продажам продуктов глубоководного краба.

Дело в том, что внутренний рынок России для компаний закрыт. Как отмечает член совета директоров РК "Восток-1" Александр Передня, занимавшийся этим вопросом и выходивший на уровень двух вице-премьеров правительства России, несмотря на понимание сути проблемы заместителями председателя правительства РФ глубоководные крабы так и находятся под запретом к ввозу и реализации на территории России и Таможенного союза — по причине наличия в них органического мышьяка, уровень которого превышает действующие санитарные нормы России, которые морально устарели и не соответствуют международным стандартам. Отраслевая наука, впрочем, обозначает срок проведения необходимых исследований по решению данной проблемы. "Не менее10 лет".

Оборотная сторона вопроса

Глубоководный промысел рыбы и краба — новое направление в мировом промышленном рыболовстве, ему менее 20 лет, и сегодня обладают такими компетенциями только российские компании.

За прошедшее время компании, которые осваивали и развивали глубоководный промысел, по мере накопления опыта модернизировали и переоснащали свои промысловые суда, оснащая их самым лучшим в мире оборудованием, которое позволяет эффективно работать на большой глубине. Эти компании уже имеют современный, специализированный и эффективный флот, которым уже обеспечивается стопроцентный вылов квот глубоководных крабов в Дальневосточном бассейне.

А вот участвовать в аукционе эти компании не имеют возможностей, так как, как уже было отмечено, глубоководный краб не дает сверхприбыли, а, наоборот, требует постоянных вложений в переоснащение судов для развития этого вида промысла.

Так что ситуация складывается следующим образом. Компании, которые освоили и развили глубоководный промысел, обречены на банкротство, их сотрудники — на безработицу. Если эти компании будут участвовать в аукционе, то возложат на себя неподъемные обязательства по выплате аукционной стоимости и постройке новых судов. Если не будут участвовать, то лишатся половины своих квот. Но в любом случае они будут поставлены перед необходимостью ликвидации половины своего современного специализированного на большие глубины краболовного флота. Эти суда окажутся невостребованными в России (учитывая обязательство построить новые), а значит — имеющийся флот надо либо утилизировать, либо продавать. И эти суда действительно востребованы за рубежом, т.е. все наработки и накопленный опыт придется отдать потенциальным иностранным конкурентам. И те 20 лет, когда методом проб и ошибок предприятия совершенствовали флот и развивали промысел, зарубежные конкуренты "пробегут" за один миг, просто купив готовое судно.

И получается, что сейчас методом принуждения к аукционам глубоководного краба (а ведь уже идут и попытки выставить якобы для инвестиций и глубоководную рыбу макрурус) действующих рыбаков толкают к сдаче своего опыта и наработок иностранцам.

Любой инвестор, купивший "глубоководные" квоты, должен понимать, что ему придётся пройти весь этот путь, построить новые специализированные суда и обучить людей, так как никто ему продавать флот и отдавать людей, конечно же, не будет.

PrimaMedia


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
 <  Ноябрь   <  2020 г.