Последние публикации

16 Июл 2019
Осетровые гибнут в Волге от сточных вод и становятся добычей охотников за черной икрой
16 Июл 2019
Рыбные ряды: в оптовом звене снижаются цены на основные виды мороженой рыбы
16 Июл 2019
МРФ-2019: Россия и Бангладеш намерены активнее взаимодействовать в области научно-технического сотрудничества и развивать товарооборот
16 Июл 2019
Рыбохозяйственный комплекс Краснодарского края получит 30,5 млн рублей господдержки в 2019 году
16 Июл 2019
ВТБ предоставил льготное финансирование камчатскому рыбопереработчику
16 Июл 2019
Сахалинская компания, на судне которой нашли более двух центнеров неучтенной икры, оштрафована на 1,2 млн руб
16 Июл 2019
Россия может занять более половины рынка минтая в ЕС
16 Июл 2019
«Нашу рыбу» в Мурманске защитили от перекупщиков
16 Июл 2019
Три задачи для кластера
16 Июл 2019
ПСЗ "Янтарь" начал испытания траулера-сейнера "Ленинец"
16 Июл 2019
"Звездочка" готова продолжить строительство промысловых судов
16 Июл 2019
На МРФ-2019 дебютировал малый сейнер-траулер "Всеслав"
16 Июл 2019
ФАО: аквакультура догоняет и вскоре превзойдет промысловый вылов
16 Июл 2019
На "Иннопроме" показали изделия из рыбьей кожи
16 Июл 2019
Минсельхоз России принял решение: вид водных биоресурсов не является биологическим видом
16 Июл 2019
Сиганул и финтил!
15 Июл 2019
В Мурманске началась продажа рыбы по доступным ценам
15 Июл 2019
"Янтарь" сдаст до конца 2019 года три траулера для Камчатки
15 Июл 2019
Несколько тонн рыбы и крабов выловили браконьеры в Хабаровском крае
15 Июл 2019
«Сибантрацит» увеличивает популяцию ценных видов рыб
15 Июл 2019
Тут ловить нечего: экологи рассказали, какая рыба осталась в Днестре
15 Июл 2019
Более четырехсот тазовских семей получили квоты на вылов рыбы
15 Июл 2019
ФГУП «Нацрыбресурс» принимает участие в создании Арктического рыбопромышленного кластера
15 Июл 2019
Камчатка и Архангельская область подписали документ о сотрудничестве в рыбной отрасли
15 Июл 2019
Камчатка хочет стать лидером по перевалке рыбной продукции
15 Июл 2019
Россельхознадзор обнаружил паразитов в образцах рыбы из Калмыкии
15 Июл 2019
Подведены итоги III Международного рыбопромышленного форума
15 Июл 2019
Илья Шестаков: важно создать такую отрасль, в которую хотелось бы инвестировать
15 Июл 2019
Рыбалка в самых суровых уголках планеты: реальность завтрашнего дня
15 Июл 2019
МРФ-2019: Что поможет развиваться рыбному рынку России?
15 Июл 2019
Михаил Котов: «Труд рыбака – не для слабых духом».
15 Июл 2019
Выявлено маломерное судно, на борту которого находилось более 150 кг незаконно добытых водных биологических ресурсов
15 Июл 2019
Аквакультурные поправки в законодательство прорабатываются в Госдуме
15 Июл 2019
Нарушения маркировки
15 Июл 2019
МРФ-2019: российские и международные эксперты оценили потенциал развития аквакультуры
15 Июл 2019
Илья Шестаков наградил ветеранов рыбной отрасли в канун Дня рыбака
15 Июл 2019
Свежий взгляд на развитие отрасли: разработки молодых ученых представили на МРФ-2019
12 Июл 2019
Больную семгу из Мурманской области отправили в Москву
12 Июл 2019
Рыбоводный завод в Хабаровском крае перевыполнил план по выпуску молоди осетров и калуги
12 Июл 2019
«Роснефть» потратит свыше 250 млн рублей на осетров
12 Июл 2019
Природу не обманешь. Какие виды рыб скоро останутся только в энциклопедии?
12 Июл 2019
Скоро пираньи появятся: рыба-фугу всё ещё пугает приморцев
12 Июл 2019
Прирост рыбного товара даст 1800 тонн на Новосибирскую область
12 Июл 2019
День рыбака-2019. Выдающиеся люди и новости
12 Июл 2019
Минсельхоз разработал законопроект об эко-продукции
12 Июл 2019
«Картофель фри» из Белоруссии оказался рыбопродукцией
12 Июл 2019
Россияне рассказали, сколько раз в неделю едят рыбу
12 Июл 2019
Спуск на воду среднего рыболовного траулера "Скорпион"
12 Июл 2019
Стартап по производству «растительного мяса» Impossible Foods приступил к разработке заменителя рыбы
12 Июл 2019
Лауреатов журналистского конкурса FishCorr назвали на МРФ-2019

Подписка на новости

Где ловим, там и строим: крабовые квоты дадут взрывной рост судостроению Дальнего Востока

Правительство РФ готово обеспечить корабелов ДФО заказами на строительство 30-40 краболовов

Предприятия судостроительной отрасли Дальнего Востока готовы построить до 30-40 краболовных траулеров. По оценке руководителей дальневосточных верфей, портфель "крабовых заказов" реально способен реанимировать отрасль, поднять промышленность в регионах ДФО, привлечь на местные верфи новые технологии и, по сути, поставить дальневосточников в равные условия с судостроителями центральных регионов страны, которые сегодня забирают практически все заказы на строительство рыбопромысловых судов.

После практически двухгодичной эпопеи, связанной с выводом части квот на добычу промысловых видов крабов на аукционы, правительство и регулятор приступили к заключительной части формирования нормативной базы. Два года, напомним, рыбацкое сообщество активно дискутировало о введении нового механизма распределения крабовых ресурсов. При этом сторонники конкурсной системы перераспределения прав доступа к ресурсу сумели доказать, что крабовые квоты должны давать эффект не только собственно рыбакам-краболовам, но и смежным отраслям, и прежде всего – судостроению.

Слово правительства

Правительством РФ уже подготовлен проект постановления "О требованиях к проектам по строительству объектов, реализуемым в рамках договоров о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов…". Этот важнейший документ регламентирует не только сроки строительства судов, но и методику контроля, условия приемки судов и т.п.

Самое главное, что проект постановления четко определил ДФО как регион, который получит от реализации "крабового" судостроительного проекта около 5 тысяч новых рабочих мест и свой судостроительный кластер, в который уже готовы вложить средства местные инвесторы.

В тексте постановления отмечается, что конструкторская и технологическая документация, необходимая для строительства судна-краболова, должна быть разработана на территории РФ.

"В случае начала строительства объекта типа Т-1 — среднетоннажного рыбопромыслового судна, предназначенного для добычи (вылова) крабов в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, — после вступления в силу настоящего документа, строительство такого объекта должно быть осуществлено судостроительными верфями, расположенными на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа", — говорится в проекте постановления.

Общая стоимость портфеля заказов, который пойдет на дальневосточные судостроительные заводы по "крабовой программе", — 60 млрд рублей частных инвестиций, отмечает генеральный директор Славянского СРЗ Андрей Якимчук.

— Такого объема гарантированных частных инвестиций регион еще не видел. В отличие от государственных проектов, деньги заказчиков судов замотивированы на конкретный результат. Важно, что государству не нужно будет тратить силы и средства на контроль за строительством. Эффективность инвестиций будут контролировать заказчики строительства судов, которые готовы выступать как партнеры заводов, помогая проектировать и строить суда, — рассказал господин Якимчук.

По оценке экспертов, программа по распределению квот добычи крабов в инвестиционных целях при условии соблюдения принципа "где ловим, там и строим" сможет стать беспрецедентным и высокорезультативным, не предполагающим государственных инвестиций, инструментом выполнения наказа президента Российской Федерации Владимира Путина "Развитие Дальнего Востока — приоритет России в XXI веке".

Краб с прицелом на судостроение

Стремление государства поддержать судостроение Дальнего Востока — это ответ правительства РФ на ранее высказываемые предположения рыбаков о том, что перераспределение крабовых квот ослабит региональные экономики. Благодаря безусловному требованию постановления регионы получат новые рабочие места и налоговые отчисления. По словам заместителя руководителя Росрыболовства Петра Савчука, изначально, еще при разработке законопроекта о перераспределении крабовых квот, планировалось, что строить суда будут на Дальнем Востоке, даже если квоты на краба приобретут компании федерального уровня или из других регионов страны.

И именно Росрыболовство предложило принцип "где ловим, там и строим", который лег в основу постановления правительства. Причем для этого есть и объективные причины. По оценкам ведомства, смежные программы господдержки судостроения через механизмы субсидирования пока в ДФО не работают. По оценкам Минпромторга, для субсидирования строительства малых и средних рыбопромысловых судов прибрежного плавания в ДФО требуется примерно 2,5-3 млрд рублей в год. По словам представителя департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Василия Нецветаева, в госпрограмме развития судостроения этих денег пока нет, но обновлять флот надо, власти должны находить другие методы государственного стимулирования.

14 марта 2019 года члены российского правительства при одобрении законопроекта о распределении 50% крабовых квот на аукционах акцентировали внимание на том, что одним из эффектов закона является то, что новые пользователи крабового ресурса помогут развить судостроение на Дальнем Востоке. Комментируя это решение, президент ОСК Алексей Рахманов отмечал, что строительство краболовных судов остается одним из важных элементов программы гражданского судостроения в России, оценив потребности отрасли в 30-40 краболовов.

"В наших договоренностях с Минсельхозом и с Федеральным агентством по рыболовству всегда было сохранение требований к строительству судов на российских заводах. Обязательства для рыбаков по обновлению флота прямо связаны с вопросом развития дальневосточных активов ОСК. Речь идет, прежде всего, о Хабаровском и Амурском заводах, которые более чем готовы к строительству небольших по водоизмещению судов, — считает глава госкорпорации. – Надеемся, это требование по строительству не потеряется".

За Дальний Восток высказывался и глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев. Министр отмечал, что "решения принимаются, исходя из интересов страны, интересов экономики, дальнейшего развития".

Строительство краболовов на дальневосточных верфях детально обсуждали еще весной этого года на заседании подкомиссии по рыбному хозяйству.

"Мы рассмотрели, какие меры надо принять для того, чтобы суда строились на Дальнем Востоке. Верфи у нас есть. Но, к сожалению, для строительства рыболовецких судов они по ряду причин не используются. Это не соответствует приоритетам развития Дальнего Востока. 94 млрд рублей инвестиций – деньги немалые — вкладываются дальневосточными компаниями в развитие других регионов. Нужно, чтобы эти средства помогали развивать Дальний Восток", — подчеркнул тогда вице-премьер - полпред президента в ДФО Юрий Трутнев.

Денежные средства, которые тратит инвестор на строительство флота в рамках инвестиционных квот, должны оставаться на предприятиях Дальнего Востока, озвучил свою позицию полпред.

"Это — не вопрос административного распределения. Для того, чтобы инвесторы заказывали суда, наши верфи должны быть конкурентными. Мы договорились с Минпромторгом России, что дополнительно будут подготовлены предложения в этой части. Некоторые средства выделены на модернизацию Амурского и Хабаровского судостроительных заводов. На мой взгляд, этого недостаточно. Мы еще раз соберемся в Москве и продумаем программу: как сделать так, чтобы у рыбаков была возможность заказывать суда на Дальнем Востоке", — уточнил Трутнев.

К заказам — готовы

О том, что размещение заказов на строительство краболовных судов обеспечит развитие экономик региона, говорили на совещаниях не только правительственного уровня. Экспертами проанализированы все мощности заводов и их готовность участвовать в программе. В итоге созданная рабочая группа уже дала экспертное заключение: дальневосточные предприятия готовы выполнить заказы в полном объеме.

АО "Восточная верфь", расположенное во Владивостоке, уже приступило к строительству краболовных траулеров.

— Мы уже подписали один контракт на строительство краболова с рыбодобывающей компанией из Хабаровского края, на подходе еще шесть контрактов с участниками конкурса. То есть будем строить семь краболовов в течение 5 лет. Мы к этому давно готовы, — прокомментировал генеральный директор предприятия Олег Сиденко. — Невозможно развивать производство, внедрять новейшие технологии и при этом не обеспечивать заказами дальневосточные предприятия. Мы поддерживаем это решение правительства. Размещение заказов — это работа для людей, это тот якорь, который удерживает специалистов от переезда в другие регионы. Это же позволяет привлекать молодежь на рабочие специальности. Не стоит забывать, что у нас есть и учебные заведения, готовящие кадры для судостроения, и этим кадрам нужно трудоустройство.

О готовности выполнить заказы крабодобытчиков говорит и директор "Славянского СРЗ" Андрей Якимчук.

— Заказы необходимы заводу, Приморью и всему Дальнему Востоку. Долгие годы судостроительное лобби "заворачивало" все судостроение на запад страны. В итоге была искусственно создана деградация местных производств и всей экономики региона. Но президент поручил правительству исправить этот перекос. И мы наблюдаем, что есть попытки развить промышленность на Дальнем Востоке. При помощи государственных и коммерческих заказов часть заводов сумела выжить и сегодня вернулась в судостроение. Наш завод — в их числе. У нас есть все составляющие для успешного строительства. Мы уже строим надстройки судов для ССК "Звезда". Наш завод подтвердил Минпромторгу строительство четырех краболовных судов. И не нужно пугаться, что в срок не получиться. У нас есть сильные партнеры. Кризис судостроения в Южной Корее привел к тому, что около 15 верфей ищут работу по всему миру. Они готовы зайти в Приморье со своими технологиями, готовы направить своих специалистов, — рассказал Якимчук.

"Хабаровский судостроительный завод" также уже сегодня может начать строительство двух судов, необходимая площадка, специалисты и оборудование у предприятия имеются.

Старейший в регионе "Амурский судостроительный завод", задействован на строительстве подводных лодок и военных кораблей. Но и здесь уверены, что краболовы не создадут дополнительных сложностей. Будет задействован и Благовещенский СРЗ, который строил много судов типа МРС, он также может приступить к возведению крабовых траулеров.

— Да, мы готовы строить краболовы, — рассказал корр. агентства генеральный директор ПАО "Находкинский судоремонтный завод" Николай Болгар. — Мы сделали подготовительную программу и сейчас находимся в стадии переговоров с несколькими потенциальными заказчиками на строительство краболовов. Решение строить суда для дальневосточных рыбаков и добытчиков краба на дальневосточных верфях – однозначно правильное решение.

Отметим, что пул приморских судостроительных предприятий готов не только строить суда, но и в кратчайшие сроки нарастить мощности в регионе. "Ливадийский ремонтно-судостроительный завод" совместно с СК "Пелла" на подготовленной площадке возведет новую верфь и уже на ней берется за строительство 15 траулеров. Не останется в стороне и "Дальзавод". Уникальное предприятие, которое еще сохранило компетенции, готово приступить к строительству четырех-пяти судов.

Лучшая гарантия — ресурсная

Все перечисленные компании уже официально направили в Минпромторг официальное подтверждение о готовности к данным объемам заказов, которые они могут выполнить в рамках судостроительной "краболовной" программы. Часть заводов указало, что при необходимости они привлекут иностранных партнеров и их новейшие технологии. То есть предприятия гарантировали правительству, что риск срыва программы будет сведен практически к нулю.

Однако основным гарантом завершения строительства краболовов являются непосредственно заказчики судов. Это и есть главное отличие "крабовой стройки" от любых других программ по развитию судостроения, которые до этого были в истории Дальнего Востока. Не построить суда под выкупленные у государства крабовые ресурсы рыбодобывающие компании просто не могут.

Поэтому еще до проведения аукционов потенциальные участники вышли на переговоры с дальневосточными заводами для бронирования заказов. Уверенность рыбаков в региональных заводах объясняется тем, что рыбный бизнес за свои деньги готов работать исключительно на результат, ведь квоты, приобретенные на аукционе с обязательством строительства, будут изъяты, если судно не будет построено. Такая "ресурсная гарантия" обеспечивает сход краболовов со стапелей даже сильнее гарантии банков.

При этом отраслевое сообщество уверено, что в последующие годы судостроение для нужд рыбной отрасли не будет нуждаться в государственном стимулировании. Вслед за краболовами заводы планируют начать строить сейнера для прибрежного рыболовства, так как ловить рыбу в прибрежных регионах скоро станет нечем, а мощности на западе страны заняты под строительство крупных супертраулеров.

Власти дальневосточных регионов уже планируют работу предприятий на своих территориях. Губернаторы понимают, что государство впервые создало условия, когда реализаций этого масштабного проекта займутся не приехавший в командировку чиновник или нанятый менеджер, а профессионалы, замотивированные на результат. Руководители заводов уверены, что второго шанса на развитие их предприятий не будет — даже в долгосрочной перспективе.

Федеральный центр по факту обменял крабовые ресурсы дальневосточников на судостроительный прорыв. Таким образом, изъяв "золотых крабов" у дальневосточного бизнеса, правительство не стало делать из дальневосточников "туземцев" — как призывали отдельные лоббисты из Москвы, предлагавшие и квоты забрать, и заказы на местных верфях не размешать.

Федеральное агентство по рыболовству 

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
 <  Июль   <  2019 г.