Последние публикации

18 Июн 2019
Ушел из жизни легендарный капитан
18 Июн 2019
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 07.06.2019 – 13.06.2019
18 Июн 2019
Вьетнамский пангасиус сталкивается с проблемами производства и экспорта
18 Июн 2019
Цены на норвежского лосося падают во всех весовых категориях
18 Июн 2019
Владелец холдинга Norebo за несколько дней до заморозки активов возможно вывел $ 22 млн
18 Июн 2019
Георгий Карлов: Завершилась экспедиция депутатов Госдумы РФ на Курильские острова
18 Июн 2019
Результаты интенсификации производства по итогам 5 месяцев 2019 года.
18 Июн 2019
Рыбопромышленники Мурманской области и крупная торговая сеть подписали соглашение по проекту «Наша рыба»
18 Июн 2019
Промысел лосося в Сахалинской области открыт с 16 июня
18 Июн 2019
На Сахалине распределили лосось между коренными народами
18 Июн 2019
Главный акционер рыбного порта Приморья стал финансово несостоятельным
18 Июн 2019
На сахалинском рыбоводном заводе взрослой жизни ждут 4 миллиона 850 тысяч мальков кеты
18 Июн 2019
Полоса неедения: готов ГОСТ для маркировки продуктов «светофором»
18 Июн 2019
Капитан украинского рыболовецкого судна ЯМК-0041 покинул Крым
18 Июн 2019
Запасы моллюсков в Приморье позволяют увеличить их вылов
18 Июн 2019
Российский вклад в исследование лососей отметили на НПАФК
18 Июн 2019
Алло, президент!
18 Июн 2019
«Рыбные» моногорода и финансирование сельских территорий обсудят на МРФ-2019
18 Июн 2019
Рыбные ряды: в оптовом звене Центральной России дешевеют кета, горбуша, скумбрия и сельдь
17 Июн 2019
На Сахалине подготовят закон о предоставлении льготы по налогу на прибыль рыболовных организаций
17 Июн 2019
На лососевую ферму, пострадавшую от цветения водорослей в Норвегии, обрушилась еще одна беда
17 Июн 2019
Соглашение о свободной торговле между Вьетнамом и Кореей не принесло большого преимущества для экспорта вьетнамского тунца
17 Июн 2019
Экспорт норвежского лосося 03.06.19 - 09.06.19
17 Июн 2019
Наука подготовила программу Трансарктического перехода
17 Июн 2019
Производители кормов интересуются продукцией цеха на Курилах, создаваемого при поддержке «Корпорации развития Сахалинской области»
17 Июн 2019
О продукции, не соответствующей обязательным требованиям
17 Июн 2019
Обнаружены бесхозные крабовые ловушки
17 Июн 2019
В Иртыш выпустили мальков осетра и стерляди
17 Июн 2019
Опытно-промышленная эксплуатация портала ОСМ продлена до конца ноября 2019 года
17 Июн 2019
Причины возврата партии консервированного тунца, поступившей в Московский регион из Тайланда
17 Июн 2019
18 тонн хребтов норвежского лосося не поступили в реализацию
17 Июн 2019
Причины приостановления оформления партии охлажденной рыбы, поступившей в Московский регион из Шри-Ланки
17 Июн 2019
В Минпромторге согласовали поправки в порядок приемки объектов по инвестквотам
17 Июн 2019
Барк «Седов»: уроки радушия на «Руанской Армаде»
17 Июн 2019
Объем экспорта рыбной продукции вырос на 4% в натуральном и на 16% в стоимостном выражении за январь-апрель 2019 года
17 Июн 2019
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Росрыболовства от 3 августа 2018 г. № 529
17 Июн 2019
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Росрыболовства от 3 августа 2018 года № 529
17 Июн 2019
Фестиваль рыбной кухни «Барабулька-2019» прошел в Феодосии
17 Июн 2019
Кремль сохраняет ельцинский курс на сдачу территорий Японии
17 Июн 2019
Отравленные реки - пострадали более двух тысяч водоемов
14 Июн 2019
По лососю ударили ритуалом
14 Июн 2019
Время "царской рыбы"
14 Июн 2019
Приморец попросил Путина «пояснить» про рыбу, которая дороже, чем в Москве
14 Июн 2019
Крупную партию гребешка изъяли у браконьеров в Приморье
14 Июн 2019
За первую неделю промысла в Усть-Камчатском районе добыли свыше 3000 тонн лосося
14 Июн 2019
Штрихи к ценам
14 Июн 2019
ФТС России: 400 кг кокаина на 4,5 млрд руб. обнаружены в порту Санкт-Петербурга в контейнере из Эквадора
14 Июн 2019
Япония значительно увеличила импорт голубого тунца по сравнению с другими видами тунца
14 Июн 2019
Цены на креветки на оптовом рынке Тойосу 11.06.2019
14 Июн 2019
Продажи вьетнамского пангасиуса в Китай увеличиваются

Подписка на новости

Утром киль, вечером квоты

Состоялось заседание подкомиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока. Главной темой стало строительство судов и заводов под инвестквоты: итоги, проблемы, перспективы. По словам участников разговора, инвестиционная кампания пока идет не гладко

Из истории вопроса

Проект инвестиционных квот (тогда их называли квотами «под киль») стал обсуждаться еще лет 10 назад. Идея связать квоты с обязанностью сроить суда и заводы, по словам ее авторов, обещала быструю модернизацию рыбной отрасли. Однако рыбаки отнеслись к ней настороженно: слишком много неизвестных скрывалось в предлагаемом уравнении.

С приходом на должность главы Федерального агентства по рыболовству (ФАР) Ильи Шестакова в 2014 году все сомнения были отринуты. В 2017-м инвестквоты стали фактом. Для их обеспечения из общего объема квот было вырвано порядка 600 тысяч тонн водных биоресурсов. Рыбацким компаниям пришлось принять эти правила игры. Рассчитывая вернуть вырванный кусок, они стали инвестировать деньги (по большей части кредитные) в строительство флота и береговых мощностей. Первый отбор проектов для выделения под них ресурсов состоялся в 2018-м.

В марте 2019 года заместитель председателя Правительства РФ – полпред президента в ДФО Юрий Трутнев провел заседание подкомиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока, где подвели предварительные итоги инвестиционной кампании.

Среди участников разговора были губернатор Владимир Илюхин, руководители рыбацких компаний полуострова. Наши рыбаки принимают активное участие в инвестпроектах: в разрезе Дальнего Востока – это треть судов, которые должны быть построены, и больше половины рыбоперерабатывающих заводов. Но путь к инвестквотам оказался нелегким.

Рыбаки рассказали на заседании, с какими проблемами столкнулись. Подробнее об этом речь пойдет дальше.

Сколько ждут обещанного?

Под инвестквоты предприятия Дальнего Востока обязались построить 14 заводов с общим объемом инвестиций 15 млрд рублей.

В 2018-м были готовы два первых завода камчатских компаний «Витязь-Авто» и «Укинский лиман». Регистрация имущественных прав объектов состоялась в сентябре того же года. Инвесторы сразу уведомили ответственные федеральные органы о вводе в эксплуатацию новых предприятий.

Однако выездная проверка на прием объектов была организована только в ноябре, а заседание комиссии «по контролю за исполнением проектов» прошло в конце ноября. К тому моменту ФАР уже провело работу по утверждению общего допустимого улова на 2019-й. Резерв на инвестиционные квоты в нем отсутствовал. Как итог инвесторы, выполнившие свои обязательства, остались без обещанных ресурсов.

Со сложностями иного рода столкнулись предприятия, которые вложили инвестиции в постройку флота. Порядок устроен так, что фирма для получения инвестквот должна сдать объект строго по графику, хотя при строительстве точно соблюсти график трудно. Однако нормативного механизма, который бы регулировал согласование с ФАР и минпромторгом изменения сроков строительства и инвестиций, не существует. Отсюда – риски для инвесторов.

Так, по заказу колхоза им. В.И. Ленина на судоверфи в Калининграде строятся три судна (объем инвестиций 4,1 млрд рублей). Заявка колхоза на инвестквоты удовлетворена (в пакет квот включены треска, камбалы, терпуг, палтус, кальмар). Но колхоз столкнулся с необходимостью скорректировать сроки некоторых этапов графика строительства. Это вызвано в том числе решением улучшить технические характеристики судов. В феврале 2019 года комиссия по контролю за исполнением инвестиционных проектов, созданная минпромторгом, рекомендовала ФАР учесть новые сроки сдачи судов. Но ответа о возможности продления строительства пока нет.

Кроме того, инвестор не застрахован от ситуаций, когда необходима корректировка проектной документации (смена подрядчика, замена оборудования, отклонение от сметной стоимости). Это тоже может сказаться на сроках проекта и, соответственно, решении о выделении инвестквот. Но данные вопросы нормативно не урегулированы.

В результате уже по крайней мере четыре проекта оказались под угрозой расторжения договоров на инвестквоты.

«Есть несколько важных замечаний, связанных с процедурой приемки, которая вызывает у инвесторов нарекания, – отметил на заседании Юрий Трутнев. – Мы договорились, что процедура будет доработана таким образом, чтобы инвестор понимал, если он выполнил все обязательства перед государством, он получит квоту в срок».

Как будем строить дальше?

Еще одна дискуссионная тема – где строить суда. Одна из заявленных целей программы инвестквот – поддержать отечественного судостроителя. Инвесторы приняли это условие – размещают заказы в России. Однако их взоры устремлены в основном на верфи Санкт-Петербурга и Калининграда. Дальний Восток, где расположено около 13% мощностей судостроительной промышленности России, остается в стороне от больших проектов. Пакет мер государственной поддержки пока не стимулирует рыбаков строить суда в ДФО. Но ситуация должна измениться.

«Очень важно решение, которое принято по итогам совещания, – это предложение минпромторга включить в постановление правительства вопрос, связанный с субсидированием деятельности судостроительных предприятий Дальнего Востока, чтобы выровнять условия, в первую очередь финансовые, с северо-западом, – рассказал Владимир Илюхин. – У Камчатки есть опыт строительства флота на Дальнем Востоке. Это суда типа МРС, которые неплохо себя зарекомендовали и уже работают на полуострове, а также суда транспортного назначения. Мы будем продолжать работу и с минпромторгом, и с Росрыболовством, чтобы оказывать необходимую помощь камчатским рыбопромышленникам по обновлению рыбопромыслового флота, в том числе используя судостроительные мощности Дальнего Востока».

Увы, Росрыболовство, решая судьбу инвестквот, изначально сделало ставку на крупнотоннажный флот. Под строительство средне- и малотоннажных судов выделены менее «вкусные» квоты, которые оказались не востребованы бизнесом (остаток квот составил 60,7 тысячи тонн). Планировалось сформировать пакет заказов на 65 МРС и 35 РС, фактический результат – только 3 среднетоннажника (колхоз им. В.И. Ленина).

Рыбацкое сообщество предлагает увеличить лимиты по инвестквоте под средне- и малотоннажные суда. Но пойдет ли на это Росрыболовство? Ведь основной «заинтересант» программы инвестквот (таковым считается Русская рыбопромышленная компания) тяготеет только к крупному тоннажу.

Сергей НИКОЛАЕВ

Рыбак Камчатки 


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
 <  Июнь   <  2019 г.