Последние публикации

18 Окт 2019
«Доступную рыбу» в Хабаровском крае обеспечили 33 промысловые компании
18 Окт 2019
До конца ноября Смоленская АЭС выпустит в водохранилище более 30 тонн рыбы
18 Окт 2019
Совместные рыбоохранные рейды России и Эстонии прошли на Чудском и Теплом озерах
18 Окт 2019
Улов на 4 миллиона: Крымский браконьер наловил 46 тысяч креветок
18 Окт 2019
Рыбы нет: открытый менее года назад магазин Нацрыбресурса на Камчатке перестал работать
18 Окт 2019
Рыбаки выступают против аукционов от ФАС и требуют моратория на изменения в законе о рыболовстве
18 Окт 2019
Медведев поручил за три недели внести в кабмин проект по ставкам сбора на биоресурсы
18 Окт 2019
Астраханский бизнесмен потерял 850 тысяч рублей при покупке сельди
18 Окт 2019
Что пиранье и Глебу Франку по зубам?
18 Окт 2019
Сахалинские рыбаки хотят восстановить старый порт-ковш и не могут найти на него документы
18 Окт 2019
В Москве появились граффити к 200-летию открытия Антарктиды
18 Окт 2019
Россия и Норвегия согласовали условия промысла общих запасов на 2020 год
18 Окт 2019
Президент подписал закон об ужесточении ответственности за незаконную добычу краснокнижных рыб
18 Окт 2019
Глава управления аквакультуры Росрыболовства посмотрел марикультуру на ДВ
18 Окт 2019
Услышьте нас на суше!
18 Окт 2019
Рыба уплывает
18 Окт 2019
Право на ресурс и ресурс права
18 Окт 2019
По итогам крабовых аукционов в казну поступит более 142 млрд рублей
17 Окт 2019
Цены на креветки на оптовом рынке Тойосу 08.10.2019
17 Окт 2019
Экспорт желтоперого тунца из Вьетнама в Италию вырос на 60%
17 Окт 2019
Экспорт норвежского лосося 30.09.19 – 06.10.19
17 Окт 2019
Вьетнамский экспорт пангасиуса на Ближний Восток упал
17 Окт 2019
Экспорт норвежских морепродуктов январь – сентябрь 2019 года
17 Окт 2019
Импорт замороженных кальмаров в Испанию вырос
17 Окт 2019
Продовольственные компании выступают против включения в категорию наиболее вредных производств
17 Окт 2019
Тайное расследование на лососевой ферме шокирует своими кадрами
17 Окт 2019
Предприятиям марикультуры компенсируют потери из-за паводка в Приморье
17 Окт 2019
В Астраханской области пресечен ввоз более 35 тонн рыбной продукции без ветсертификатов
17 Окт 2019
ФАС очищает промысел от брака
17 Окт 2019
Сбербанк подержит краба
17 Окт 2019
Замкнутый краб
17 Окт 2019
Кто ответит Путину за рыбный базар: Медведев или Патрушев с Шестаковым?
17 Окт 2019
Лукашенко пообещал поддержку производителям рыбной продукции
17 Окт 2019
Госрыбагентство Украины не поедет в РФ подписывать договор о ловле на Азове
17 Окт 2019
Астраханский бизнесмен потерял 850 тысяч рублей при покупке сельди
17 Окт 2019
Наловили на 2,5 млн рублей: четырех браконьеров с крупным уловом задержали под Ростовом
17 Окт 2019
Azerbaijan Fish Farm вложит около $650 тыс. в развитие завода по разведению лососевых
17 Окт 2019
Объявлен донабор в состав Общественного совета при Росрыболовстве
17 Окт 2019
В Петрозаводске обсудили деятельность рыбоводных хозяйств Карелии
17 Окт 2019
АНОНС: Российский отраслевой стенд в Циндао станет самым большим по составу участников
17 Окт 2019
Оставить свое имя в истории. Навстречу 125-летию рыбной промышленности Камчатки
17 Окт 2019
К 16 октября российские рыбаки добыли более 4 млн тонн
16 Окт 2019
Росрыболовство усомнилось в качестве воспроизводства рыбы после расчистки озера в Липецкой области
16 Окт 2019
Россельхознадзор выявил листерии в белорусской рыбе
16 Окт 2019
Посольство РФ знает о действиях браконьеров из КНДР в водах России
16 Окт 2019
15 октября Дмитрий Медведев проведёт совещание об исполнении поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации
16 Окт 2019
Россия и Саудовская Аравия подписали Меморандум о взаимном расширении экспорта
16 Окт 2019
Около 115 тысяч тонн тихоокеанского лосося добыли рыбаки на западе Камчатки
16 Окт 2019
Онищенко оценил рекомендации по снижению риска развития рака
16 Окт 2019
ВАРПЭ готова принять участие в разработке мер и предложений по пересмотру условий соглашения о "линии Шеварднадзе-Бейкера"

Подписка на новости

Утром киль, вечером квоты

Состоялось заседание подкомиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока. Главной темой стало строительство судов и заводов под инвестквоты: итоги, проблемы, перспективы. По словам участников разговора, инвестиционная кампания пока идет не гладко

Из истории вопроса

Проект инвестиционных квот (тогда их называли квотами «под киль») стал обсуждаться еще лет 10 назад. Идея связать квоты с обязанностью сроить суда и заводы, по словам ее авторов, обещала быструю модернизацию рыбной отрасли. Однако рыбаки отнеслись к ней настороженно: слишком много неизвестных скрывалось в предлагаемом уравнении.

С приходом на должность главы Федерального агентства по рыболовству (ФАР) Ильи Шестакова в 2014 году все сомнения были отринуты. В 2017-м инвестквоты стали фактом. Для их обеспечения из общего объема квот было вырвано порядка 600 тысяч тонн водных биоресурсов. Рыбацким компаниям пришлось принять эти правила игры. Рассчитывая вернуть вырванный кусок, они стали инвестировать деньги (по большей части кредитные) в строительство флота и береговых мощностей. Первый отбор проектов для выделения под них ресурсов состоялся в 2018-м.

В марте 2019 года заместитель председателя Правительства РФ – полпред президента в ДФО Юрий Трутнев провел заседание подкомиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока, где подвели предварительные итоги инвестиционной кампании.

Среди участников разговора были губернатор Владимир Илюхин, руководители рыбацких компаний полуострова. Наши рыбаки принимают активное участие в инвестпроектах: в разрезе Дальнего Востока – это треть судов, которые должны быть построены, и больше половины рыбоперерабатывающих заводов. Но путь к инвестквотам оказался нелегким.

Рыбаки рассказали на заседании, с какими проблемами столкнулись. Подробнее об этом речь пойдет дальше.

Сколько ждут обещанного?

Под инвестквоты предприятия Дальнего Востока обязались построить 14 заводов с общим объемом инвестиций 15 млрд рублей.

В 2018-м были готовы два первых завода камчатских компаний «Витязь-Авто» и «Укинский лиман». Регистрация имущественных прав объектов состоялась в сентябре того же года. Инвесторы сразу уведомили ответственные федеральные органы о вводе в эксплуатацию новых предприятий.

Однако выездная проверка на прием объектов была организована только в ноябре, а заседание комиссии «по контролю за исполнением проектов» прошло в конце ноября. К тому моменту ФАР уже провело работу по утверждению общего допустимого улова на 2019-й. Резерв на инвестиционные квоты в нем отсутствовал. Как итог инвесторы, выполнившие свои обязательства, остались без обещанных ресурсов.

Со сложностями иного рода столкнулись предприятия, которые вложили инвестиции в постройку флота. Порядок устроен так, что фирма для получения инвестквот должна сдать объект строго по графику, хотя при строительстве точно соблюсти график трудно. Однако нормативного механизма, который бы регулировал согласование с ФАР и минпромторгом изменения сроков строительства и инвестиций, не существует. Отсюда – риски для инвесторов.

Так, по заказу колхоза им. В.И. Ленина на судоверфи в Калининграде строятся три судна (объем инвестиций 4,1 млрд рублей). Заявка колхоза на инвестквоты удовлетворена (в пакет квот включены треска, камбалы, терпуг, палтус, кальмар). Но колхоз столкнулся с необходимостью скорректировать сроки некоторых этапов графика строительства. Это вызвано в том числе решением улучшить технические характеристики судов. В феврале 2019 года комиссия по контролю за исполнением инвестиционных проектов, созданная минпромторгом, рекомендовала ФАР учесть новые сроки сдачи судов. Но ответа о возможности продления строительства пока нет.

Кроме того, инвестор не застрахован от ситуаций, когда необходима корректировка проектной документации (смена подрядчика, замена оборудования, отклонение от сметной стоимости). Это тоже может сказаться на сроках проекта и, соответственно, решении о выделении инвестквот. Но данные вопросы нормативно не урегулированы.

В результате уже по крайней мере четыре проекта оказались под угрозой расторжения договоров на инвестквоты.

«Есть несколько важных замечаний, связанных с процедурой приемки, которая вызывает у инвесторов нарекания, – отметил на заседании Юрий Трутнев. – Мы договорились, что процедура будет доработана таким образом, чтобы инвестор понимал, если он выполнил все обязательства перед государством, он получит квоту в срок».

Как будем строить дальше?

Еще одна дискуссионная тема – где строить суда. Одна из заявленных целей программы инвестквот – поддержать отечественного судостроителя. Инвесторы приняли это условие – размещают заказы в России. Однако их взоры устремлены в основном на верфи Санкт-Петербурга и Калининграда. Дальний Восток, где расположено около 13% мощностей судостроительной промышленности России, остается в стороне от больших проектов. Пакет мер государственной поддержки пока не стимулирует рыбаков строить суда в ДФО. Но ситуация должна измениться.

«Очень важно решение, которое принято по итогам совещания, – это предложение минпромторга включить в постановление правительства вопрос, связанный с субсидированием деятельности судостроительных предприятий Дальнего Востока, чтобы выровнять условия, в первую очередь финансовые, с северо-западом, – рассказал Владимир Илюхин. – У Камчатки есть опыт строительства флота на Дальнем Востоке. Это суда типа МРС, которые неплохо себя зарекомендовали и уже работают на полуострове, а также суда транспортного назначения. Мы будем продолжать работу и с минпромторгом, и с Росрыболовством, чтобы оказывать необходимую помощь камчатским рыбопромышленникам по обновлению рыбопромыслового флота, в том числе используя судостроительные мощности Дальнего Востока».

Увы, Росрыболовство, решая судьбу инвестквот, изначально сделало ставку на крупнотоннажный флот. Под строительство средне- и малотоннажных судов выделены менее «вкусные» квоты, которые оказались не востребованы бизнесом (остаток квот составил 60,7 тысячи тонн). Планировалось сформировать пакет заказов на 65 МРС и 35 РС, фактический результат – только 3 среднетоннажника (колхоз им. В.И. Ленина).

Рыбацкое сообщество предлагает увеличить лимиты по инвестквоте под средне- и малотоннажные суда. Но пойдет ли на это Росрыболовство? Ведь основной «заинтересант» программы инвестквот (таковым считается Русская рыбопромышленная компания) тяготеет только к крупному тоннажу.

Сергей НИКОЛАЕВ

Рыбак Камчатки 


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
 <  Октябрь   <  2019 г.