Последние публикации

4 Июл 2020
С Днем рыбака. С прадником!
4 Июл 2020
С праздником, рыбацкий Севастополь!
3 Июл 2020
Расширены меры господдержки рыбоводства Краснодарского края
3 Июл 2020
Экспорт гребешка из Норвегии серьезно снизился по объёму и стоимости
3 Июл 2020
Стоимость экспорта норвежских мидий с начала года упала более чем в 3 раза по стоимости
3 Июл 2020
Канада учреждает целевой фонд в 62,5 млн долларов для восстановления рыбоперерабатывающих предприятий
3 Июл 2020
Норвежский экспорт морского окуня и синекорого палтуса в Китай и Японию в мае 2020 года
3 Июл 2020
Верфи Петербурга в 2020 году спустят на воду два рыболовецких судна и три военных корабля
3 Июл 2020
Россельхознадзор и АО «ГЛОНАСС» приступили к практической фазе эксперимента по сквозному контролю температурного режима при транспортировке скоропортящихся грузов
3 Июл 2020
АтлантНИРО продолжает экспедиционные исследования в Балтийском море
3 Июл 2020
Сахалинские рыбаки обратились к президенту
3 Июл 2020
Состояние вынужденной беспомощности
3 Июл 2020
В Ростовской области активизируют работу по сохранению и восстановлению водных биологических ресурсов
3 Июл 2020
Россельхознадзором пресечена транспортировка почти 38 тонн мороженой сельди с нарушением температурного режима
3 Июл 2020
Правительство Приморья поможет предприятиям ОПК увеличить выпуск гражданской продукции
3 Июл 2020
Одна из крупнейших рыбодобывающих компаний Приморья сменила гендиректора
3 Июл 2020
Снятый с мели в Норвежском море российский траулер "Кокшайск" доставили в Тромсе на ремонт
3 Июл 2020
В Международном аэропорту Владивосток открылся новый рыбный магазин
3 Июл 2020
В Приморье капитан заплатит 1,7 миллиона рублей за незаконный лов краба
3 Июл 2020
Морской бой на приморской земле
3 Июл 2020
«Металлические традиции» угрожают приморскому судостроению
3 Июл 2020
Мурманский траловый флот отмечает 100-летие
3 Июл 2020
Мурманский траловый флот отмечает 100-летие
3 Июл 2020
О результатах рыбоохранных мероприятий в рамках операции «Весенний нерест»
3 Июл 2020
К 22 июня российские рыбаки добыли около 2,5 млн тонн водных биоресурсов – на 8,4% больше уровня 2019 года
3 Июл 2020
Чего скрывает Глеб Франк?
2 Июл 2020
Японский импорт рыбы и моллюсков в мае 2020 года
2 Июл 2020
Крупнейший в мире краб продан на аукционе в Ишиномаки (Япония)
2 Июл 2020
Экспорт креветок из Норвегии снизился на 28 процентов за 5 месяцев
2 Июл 2020
Норвежская устрица не пользуется особым спросом в мире
2 Июл 2020
Вниманию руководителей предприятий рыбохозяйственного комплекса Камчатского края
2 Июл 2020
ФАС России актуализирует состав экспертного совета по развитию конкуренции в сфере рыбохозяйственного комплекса
2 Июл 2020
За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина направлены на экспорт 319 партий рыбной продукции
2 Июл 2020
Стратегия развития рыбной отрасли Камчатки должна учитывать её вес в экономике
2 Июл 2020
На Ставрополье выращивают африканского клариевого сома
2 Июл 2020
Дмитрий Артюхов оценил возможности нового судна для рыбной промышленности Ямала
2 Июл 2020
Росрыболовство поддерживает субсидирование перевозок рыбы из ДФО по Севморпути
2 Июл 2020
Герман Зверев: в 2020 году дальневосточники могут добыть около 400 тысяч тонн лосося
2 Июл 2020
Путин: инфляция в России составит 4%
2 Июл 2020
В крупной партии конечностей краба выявлены нарушения
2 Июл 2020
Рыбаки Магадана смогут легально продавать свои уловы
2 Июл 2020
Число нарушений в рыболовстве Свердловской области за полгода достигло показателя 2019 г.
2 Июл 2020
Два крупных бизнес-проекта по переработке рыбы в Мурманской области получат поддержку
2 Июл 2020
В Ленобласти Россельхознадзором выдано постановление об уничтожении потенциально небезопасной корюшки
2 Июл 2020
"Доступная рыба" ещё не доплыла до Хабаровска
2 Июл 2020
Браконьеры на сегодня являются одной из самых больших бед для рыбного хозяйства
2 Июл 2020
Герман Зверев: эффективность и влияние рабочих групп по реализации механизма «регуляторной гильотины» растет
2 Июл 2020
Аукционные инициативы ФАС могут коснуться аквакультурщиков
2 Июл 2020
В Азовском море вводится нерестовый запрет на лов креветок
2 Июл 2020
В 1 квартале дальневосточный трепанг экспортировался только в Китай

Подписка на новости

Экспорт против импорта: экономическая реальность ДФО за 20 лет

Хитрость, искусство дипломатии, способность заставить считаться с собой — все это во внешней политике имеет пределы. Все, что может ужасать или восхищать «партнеров», определяется ресурсами, которые обеспечивает экономика. Какова экономическая реальность ДФО в разрезе ВЭД и как она изменилась за 20 лет?

По данным Дальневосточного таможенного управления, в 2018 г. объем экспорта субъектов Дальнего Востока (не считая недавно включенные в состав округа Забайкалье и Бурятию) составил $28,214 млрд. Из них две трети — это минеральные продукты (17,2 млрд) и топливо (16,4 млрд). Примерно по 10% составляют продовольствие и сельскохозяйственное сырье, по 5% — продукция машиностроения и древесина.

Экспорт

Простое сопоставление со структурой ВЭД 20-летней давности не будет обладать научной достоверностью, поскольку и курс доллара, и стоимость товаров в 2002 г. были другими, чем сегодня. Тем не менее некоторые тенденции в представленных цифрах можно увидеть. Например, стоимость тонны нефти изменилась с $139 в 2002?г. до $562 в 2018-м, угля — с $34,2 до $91, рыбы и морепродуктов — с $931 до $2133. Очевидно, на рост стоимости повлияли не только колебания цен на мировых рынках, но и изменение состава товарной категории, причем этот процесс не всегда связан с углублением переработки добытого сырья: например, к 2018 г. в общем объеме угля увеличилась доля дорогостоящих каменных и битуминозных углей, тогда как в 2002-м вывозили в основном дешевый бурый уголь для китайских котельных. Подобное замещение произошло и в других товарных категориях.

Что касается ведущих стран — получателей экспорта, то, как ни странно, первым в списке оказался не Китай, а Республика Корея, куда субъектами ДФО было направлено товаров на общую сумму $9 млрд. Следом идет Китай ($6,44 млрд), которому совсем немного уступает Япония ($6,21 млрд). Очевидно, что КНР является лидером по объему ввозимых из ДФО товаров, но не по стоимости, в силу структуры импорта, в котором преобладают сырая нефть, круглый лес, уголь и мороженый минтай — в полном соответствии с китайской доктриной использования Дальнего Востока в качестве поставщика больших партий дешевого сырья. В пятерке лидеров довольно неожиданно оказалась Бельгия — очевидно, за счет продаваемых на Антверпенской алмазной бирже якутских алмазов, которых в прошлом году было экспортировано на 2,1 млрд — они составляют почти четверть стоимости «минеральных продуктов».

Импорт

Общий объем импорта в макрорегионе за минувший год составил $6,28 млрд — в четыре раза меньше экспорта. В структуре импорта с большим отрывом преобладает дорогостоящая продукция машиностроения (48%), далее в списке завозимых товаров следуют продовольствие (17%), продукция химической промышленности (11%) и изделия из металлов (7%), одежда и обувь (6%).

За год в регион было завезено: мяса и мясопродуктов 78 тыс. тонн, на $204 млн; фруктов 200 тыс. тонн, на $209 млн; овощей 249 тыс. тонн, на $184 млн.

Среди стран-экпортеров совершенно предсказуемо ведущее место с большим отрывом занимает Китай (53%), значительно меньше везут из Кореи (9%) и Японии (8%), США (7%), Европа представлена Германией (2%) и рядом других стран, доля каждой из которых — менее 1%.

Итог

Импортные и экспортные данные представляют собой «среднюю температуру по больнице», тогда как у некоторых субъектов ДФО сформировался специфический набор стран-контрагентов: если у Приморья почти весь экспорт/импорт связан с «большой азиатской тройкой» (Китай, Япония, Южная Корея), то в Республике Саха (Якутия) на первом месте среди экпортеров находятся США, откуда поступила половина всех товаров, затем следуют Ангола и Польша (примерно по 30%), а КНР занимает только 4-е место. Среди экспортеров Якутии на первом месте также не АТР: Бельгия, Индия, ОАЭ (все трое — крупные покупатели алмазов), Китай, Корея и Япония.

Как бы то ни было, за прошедшие годы существенно изменились объемы и состав грузов, провозимых через дальневосточные границы. Грузооборот по весу увеличился почти втрое: экспорт — с 22 до 67 млн тонн, импорт — существенно меньше, с 2 до 2,7 млн тонн. Зато в стоимостном выражении потоки выросли многократно: если в 2002 г. экспорт составил около $3 млрд, то в 2018-м — $28 млрд, импорт, соответственно, — около $1,5 и $6,2 млрд. Заметен кратный рост экспорта по отношению к импорту, обусловленный закреплением сырьевой специализации Дальнего Востока по отношению к странам АТР за счет развития добывающей индустрии региона и строительства мощной инфраструктуры сырьевого транзита — нефте- и газопроводов, модернизации Транссиба, морских портов и автомобильных подъездных путей к границе. Таким образом, реализуется установка правительства на экспортную ориентацию региона по отношению к АТР.

Принципиальных изменений в структуре экспорта не произошло: как и в 2002 г., из региона вывозится нефть, уголь, лес и рыба, но в других пропорциях — стало больше рыбы (11%), снизилась доля древесины (4,6% против 23% в 1999-м). Таким образом, можно говорить о качественном и количественном росте экспорта, но в его основе остается сырье минерального, растительного и животного происхождения, или, реже, первые переделы продукции.

То есть с точки зрения ВЭД Дальний Восток перестал быть регионом приграничной торговли, реализующим на китайском рынке ресурсы, срубленные, выловленные и выкопанные в собственных промысловых угодьях. Эта часть экспорта не исчезла, но ее доля заметно уменьшилась за счет транзитных потоков сырья и первых переделов продукции из других регионов, не имеющих непосредственного выхода в АТР — в первую очередь из Сибири. Заметно увеличились стоимость, объемы и ассортимент вывозимых товаров, в том числе и за счет появления новых для региона категорий. Вместе с тем доля продуктов глубокой переработки в экспорте по-прежнему крайне мала.

Данные импортных операций представляют собой картину понятную, но заставляющую задуматься: в регион массово завозятся не только товары народного потребления и продукция машиностроения, не производимые отечественной промышленностью, но и то, что регион вполне может сделать сам, хотя бы частично: продукты питания, изделия химпрома и металл.

Но когда перебираешь, кубик за кубиком, все то, что составляет существо приморской экономики, становится ясно: она на перекрестке. Перед ней острые, может быть, отчаянные вызовы, частью — внешние, частью — внутренние, сложившиеся в результате ее эволюции за четверть века как не слишком удачного экономического проекта. На эти вызовы нужно дать убедительные ответы.

Конкурент 

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
 <  Июль   <  2020 г.