Последние публикации

23 Авг 2019
В УСТЬ-БОЛЬШЕРЕЦКОМ РАЙОНЕ ЗАДЕРЖАН АВТОМОБИЛЬ С ИКРОЙ - СЫРЦОМ
23 Авг 2019
Главная рыбалка 2019 года продолжается в Усть-Камчатском районе
23 Авг 2019
Более 700 тонн рыбной продукции отправлено из Магаданской области в российские регионы на прошлой неделе
23 Авг 2019
Проблемы промысла транзитных лососей в районе Северных Курил обсудили в Правительстве Камчатского края
23 Авг 2019
18 самых дорогих производителей лосося в мире
23 Авг 2019
Американский импорт филе пангасиуса в январе – июне 2019 года
23 Авг 2019
Mowi сталкивается с новыми проблемами при строительстве лососевой фермы в Шотландии
23 Авг 2019
Американский экспорт минтаевого сурими в июне 2019 года
23 Авг 2019
Японский импорт соленой икры сельди в июне 2019 года
23 Авг 2019
Цены на креветки на оптовом рынке Тойосу 17.08.2019
23 Авг 2019
Ещё раз о Курильских островах
23 Авг 2019
Арктика тает в объятиях Трампа: почему США хотят купить Гренландию
23 Авг 2019
В России зафиксирован рост потребления рыбы и рыбных продуктов
23 Авг 2019
Медвежье безумие – 3
23 Авг 2019
«Постой, паровоз…»
23 Авг 2019
Вылов тихоокеанских лососей превысил 404 тыс. тонн – почти на 49% больше уровня 2017 года
23 Авг 2019
Благотворительная парусная регата в поддержку детского спорта пройдет в Московской области
23 Авг 2019
К 21 августа российские рыбаки добыли более 3,3 млн тонн
23 Авг 2019
Петр Савчук встретился с Викторией Цыгановой после обращения жителей Хабаровского края по вопросу регулирования вылова лососей
23 Авг 2019
Освоение сардины иваси почти в три раза превышает уровень добычи прошлого года - выловлено 38,3 тыс. тонн
22 Авг 2019
Минэкологии Татарстана подсчитает ущерб от обмеления Волги
22 Авг 2019
ФГБУ «ВГНКИ»: общий объём импорта поднадзорной продукции
22 Авг 2019
Дополнительные 570 тонн лосося смогут выловить рыбаки магаданской области
22 Авг 2019
Чиновники испугались Путина: рыбаков услышали после обращения к президенту
22 Авг 2019
В Мурманской области сократился вылов рыбы
22 Авг 2019
В Калининграде готовятся к постройке корпуса самого большого траулера в России
22 Авг 2019
Перераспределение заказа на строительство краболовов приведет к сокращению инвестпрограмм - судостроители
22 Авг 2019
По просьбам жителей Усть-Камчатского района в его центре открылся первый специализированный рыбный магазин
22 Авг 2019
Россельхознадзор обсудил с Министерством сельского и лесного хозяйства Турецкой Республики предстоящий визит представителей Службы в Турцию
22 Авг 2019
Интервью с участниками трансарктической экспедиции 2019
22 Авг 2019
Филиал ФГБУ «ВНИИЗЖ» в Республике Крым расширил область аккредитации
22 Авг 2019
Владморрыбпорт развивает международное сотрудничество
22 Авг 2019
Кладбище из рыбьих голов нашел сахалинец недалеко от Найбы
22 Авг 2019
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 09.08.2019 – 15.08.2019
22 Авг 2019
Норвегия борется с фейковыми новостями о лососе
22 Авг 2019
Британские экспортеры морепродуктов готовятся к введению новых правил импорта в США
22 Авг 2019
Урожай лосося в Чили вырос на 10% в годовом исчислении
22 Авг 2019
Вьетнамский экспорт креветок, как ожидается, восстановится во второй половине 2019 года
22 Авг 2019
Цены на креветки на оптовом рынке Тойосу 12.08.2019
22 Авг 2019
Столичное браконьерство
22 Авг 2019
ВНИРО: косатки из бухты Средняя успешно адаптируются к естественным условиям обитания
22 Авг 2019
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 3 августа 2018 г. № 529
22 Авг 2019
Рыбаки не могут ловить рыбу на Амуре /
22 Авг 2019
Почему руководство РФ не поздравляет народ России с Победой над Японией?
22 Авг 2019
Экспорт норвежского лосося 05.08.19 – 11.08.19
22 Авг 2019
«Ограничения нужны в том числе на жареную рыбу»
21 Авг 2019
MAN выпустил грузовик для перевозки живой рыбы
21 Авг 2019
Ветспециалист «продлил» срок годности более 400 тонн рыбопродукции курганского предприятия
21 Авг 2019
Почему в Черном море хотят запретить промышленный вылов диких мидий
21 Авг 2019
В Крыму зафиксировано резкое снижение популяции диких мидий

Подписка на новости

Экспорт против импорта: экономическая реальность ДФО за 20 лет

Хитрость, искусство дипломатии, способность заставить считаться с собой — все это во внешней политике имеет пределы. Все, что может ужасать или восхищать «партнеров», определяется ресурсами, которые обеспечивает экономика. Какова экономическая реальность ДФО в разрезе ВЭД и как она изменилась за 20 лет?

По данным Дальневосточного таможенного управления, в 2018 г. объем экспорта субъектов Дальнего Востока (не считая недавно включенные в состав округа Забайкалье и Бурятию) составил $28,214 млрд. Из них две трети — это минеральные продукты (17,2 млрд) и топливо (16,4 млрд). Примерно по 10% составляют продовольствие и сельскохозяйственное сырье, по 5% — продукция машиностроения и древесина.

Экспорт

Простое сопоставление со структурой ВЭД 20-летней давности не будет обладать научной достоверностью, поскольку и курс доллара, и стоимость товаров в 2002 г. были другими, чем сегодня. Тем не менее некоторые тенденции в представленных цифрах можно увидеть. Например, стоимость тонны нефти изменилась с $139 в 2002?г. до $562 в 2018-м, угля — с $34,2 до $91, рыбы и морепродуктов — с $931 до $2133. Очевидно, на рост стоимости повлияли не только колебания цен на мировых рынках, но и изменение состава товарной категории, причем этот процесс не всегда связан с углублением переработки добытого сырья: например, к 2018 г. в общем объеме угля увеличилась доля дорогостоящих каменных и битуминозных углей, тогда как в 2002-м вывозили в основном дешевый бурый уголь для китайских котельных. Подобное замещение произошло и в других товарных категориях.

Что касается ведущих стран — получателей экспорта, то, как ни странно, первым в списке оказался не Китай, а Республика Корея, куда субъектами ДФО было направлено товаров на общую сумму $9 млрд. Следом идет Китай ($6,44 млрд), которому совсем немного уступает Япония ($6,21 млрд). Очевидно, что КНР является лидером по объему ввозимых из ДФО товаров, но не по стоимости, в силу структуры импорта, в котором преобладают сырая нефть, круглый лес, уголь и мороженый минтай — в полном соответствии с китайской доктриной использования Дальнего Востока в качестве поставщика больших партий дешевого сырья. В пятерке лидеров довольно неожиданно оказалась Бельгия — очевидно, за счет продаваемых на Антверпенской алмазной бирже якутских алмазов, которых в прошлом году было экспортировано на 2,1 млрд — они составляют почти четверть стоимости «минеральных продуктов».

Импорт

Общий объем импорта в макрорегионе за минувший год составил $6,28 млрд — в четыре раза меньше экспорта. В структуре импорта с большим отрывом преобладает дорогостоящая продукция машиностроения (48%), далее в списке завозимых товаров следуют продовольствие (17%), продукция химической промышленности (11%) и изделия из металлов (7%), одежда и обувь (6%).

За год в регион было завезено: мяса и мясопродуктов 78 тыс. тонн, на $204 млн; фруктов 200 тыс. тонн, на $209 млн; овощей 249 тыс. тонн, на $184 млн.

Среди стран-экпортеров совершенно предсказуемо ведущее место с большим отрывом занимает Китай (53%), значительно меньше везут из Кореи (9%) и Японии (8%), США (7%), Европа представлена Германией (2%) и рядом других стран, доля каждой из которых — менее 1%.

Итог

Импортные и экспортные данные представляют собой «среднюю температуру по больнице», тогда как у некоторых субъектов ДФО сформировался специфический набор стран-контрагентов: если у Приморья почти весь экспорт/импорт связан с «большой азиатской тройкой» (Китай, Япония, Южная Корея), то в Республике Саха (Якутия) на первом месте среди экпортеров находятся США, откуда поступила половина всех товаров, затем следуют Ангола и Польша (примерно по 30%), а КНР занимает только 4-е место. Среди экспортеров Якутии на первом месте также не АТР: Бельгия, Индия, ОАЭ (все трое — крупные покупатели алмазов), Китай, Корея и Япония.

Как бы то ни было, за прошедшие годы существенно изменились объемы и состав грузов, провозимых через дальневосточные границы. Грузооборот по весу увеличился почти втрое: экспорт — с 22 до 67 млн тонн, импорт — существенно меньше, с 2 до 2,7 млн тонн. Зато в стоимостном выражении потоки выросли многократно: если в 2002 г. экспорт составил около $3 млрд, то в 2018-м — $28 млрд, импорт, соответственно, — около $1,5 и $6,2 млрд. Заметен кратный рост экспорта по отношению к импорту, обусловленный закреплением сырьевой специализации Дальнего Востока по отношению к странам АТР за счет развития добывающей индустрии региона и строительства мощной инфраструктуры сырьевого транзита — нефте- и газопроводов, модернизации Транссиба, морских портов и автомобильных подъездных путей к границе. Таким образом, реализуется установка правительства на экспортную ориентацию региона по отношению к АТР.

Принципиальных изменений в структуре экспорта не произошло: как и в 2002 г., из региона вывозится нефть, уголь, лес и рыба, но в других пропорциях — стало больше рыбы (11%), снизилась доля древесины (4,6% против 23% в 1999-м). Таким образом, можно говорить о качественном и количественном росте экспорта, но в его основе остается сырье минерального, растительного и животного происхождения, или, реже, первые переделы продукции.

То есть с точки зрения ВЭД Дальний Восток перестал быть регионом приграничной торговли, реализующим на китайском рынке ресурсы, срубленные, выловленные и выкопанные в собственных промысловых угодьях. Эта часть экспорта не исчезла, но ее доля заметно уменьшилась за счет транзитных потоков сырья и первых переделов продукции из других регионов, не имеющих непосредственного выхода в АТР — в первую очередь из Сибири. Заметно увеличились стоимость, объемы и ассортимент вывозимых товаров, в том числе и за счет появления новых для региона категорий. Вместе с тем доля продуктов глубокой переработки в экспорте по-прежнему крайне мала.

Данные импортных операций представляют собой картину понятную, но заставляющую задуматься: в регион массово завозятся не только товары народного потребления и продукция машиностроения, не производимые отечественной промышленностью, но и то, что регион вполне может сделать сам, хотя бы частично: продукты питания, изделия химпрома и металл.

Но когда перебираешь, кубик за кубиком, все то, что составляет существо приморской экономики, становится ясно: она на перекрестке. Перед ней острые, может быть, отчаянные вызовы, частью — внешние, частью — внутренние, сложившиеся в результате ее эволюции за четверть века как не слишком удачного экономического проекта. На эти вызовы нужно дать убедительные ответы.

Конкурент 

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
 <  Август   <  2019 г.