Последние публикации

27 Июн 2019
Лаборатория Россельхознадзора выявила золотистый стафилококк в мидиях
27 Июн 2019
Зиланов: Рыбная продукция беспрецедентно дорожает
27 Июн 2019
Почта России поможет в реализации программы «Приморская рыба»
27 Июн 2019
В Южном, Дальневосточном и Приволжском округах сосредоточены 60% незаконной добычи рыб
27 Июн 2019
Экологи АЛРОСА выпустили более 1,6 миллиона личинок сиговых пород в водные объекты Якутии
27 Июн 2019
Амурский судостроительный завод строит судно для ловли рыбы
27 Июн 2019
Генпрокуратура заявила о потере 80% волжских нерестилищ русского осетра
27 Июн 2019
Приморский рыбный порт идет на Санкт-Петербургскую биржу
27 Июн 2019
Крымский кооператив начал производить креветки в промышленном масштабе
27 Июн 2019
На Ямале создаётся кадровый научный резерв в сфере развития аквакультуры
27 Июн 2019
Пять ямальских предприятий получат гранты на развитие ключевых отраслей АПК. Масштабный региональный конкурс завершился
27 Июн 2019
Envorinex будет перерабатывать пластиковые отходы Тасманского производителя лосося
27 Июн 2019
Благодаря господдержке предприятию в Пермском крае удалось наладить производство чёрной икры
27 Июн 2019
Вьетнам обещает занять жесткую позицию в отношении ННН-промысла
27 Июн 2019
Смертность от инфекционных заболеваний на чилийских рыбных фермах падает
27 Июн 2019
Перу ожидает роста аквакультуры за счет гребешка
27 Июн 2019
Вьетнам может увеличить экспорт пангасиуса в Корею в будущем
27 Июн 2019
Эквадорский экспорт тунца составляет 5% ВВП страны
26 Июн 2019
Амурская "ФИШка" идет на убыль
26 Июн 2019
Приближаемся к 5 тысячам
26 Июн 2019
Россия и Южная Корея оценили потенциал для сотрудничества в судостроении
26 Июн 2019
Минпромторг готовит новую меру поддержки для судостроительных заводов
26 Июн 2019
Путин продлил действие продуктового эмбарго
26 Июн 2019
Сахалинские рыбоводные заводы начали выпуск мальков кеты в реки
26 Июн 2019
Сформирован план работы Общественного совета при Росрыболовстве на текущий год
26 Июн 2019
Будущее рыбной отрасли РФ – в центре повестки Международного форума в Санкт-Петербурге
26 Июн 2019
Сформирована программа МРФ-2019
26 Июн 2019
Оборудование «Росэлектроники» увеличит срок хранения продуктов втрое
26 Июн 2019
Норвегия намерена вдвое сократить выбросы от рыболовства и аквакультуры к 2030 году
26 Июн 2019
США штрафуют компании, экспортирующие товары через Камбоджу, чтобы уклониться от импортных пошлин Трампа против Китая
26 Июн 2019
Бизнес заявил о риске «паралича» из-за правил цифровой подписи
26 Июн 2019
Цены на креветки на оптовом рынке Тойосу 22.06.2019
26 Июн 2019
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 14.06.2019 – 20.06.2019
26 Июн 2019
Дочерняя компания Pacific Andes продает офисы, чтобы рассчитаться с долгами
26 Июн 2019
Запрет на вылов китов для океанариумов предложили вынести на общественное обсуждение
26 Июн 2019
Крабовое противостояние продолжается
26 Июн 2019
Господдержка малого рыбопромыслового флота позволит привлечь инвестиции и увеличить поступления в бюджет на 480 млн. рублей
26 Июн 2019
Морские млекопитающие из бухты Средняя транспортируются к Охотскому морю
26 Июн 2019
Нерка поднялась к нерестилищам на западе Камчатского края
25 Июн 2019
Власти Хабаровского края обеспечат продажу рыбы по льготным ценам, несмотря на запрет вылова лососевых в Амуре во время летней путины
25 Июн 2019
За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 282 партии рыбной продукции
25 Июн 2019
В рамках подготовки к Антарктической экспедиции СТМ «Атлантида» размещено в ремонт
25 Июн 2019
Ученый Совет АтлантНИРО одобрил корректировку общего допустимого улова (ОДУ) трески Балтийского моря на 2020 г.
25 Июн 2019
На крабовом заводе в Невельске оптимизация и увольнения
25 Июн 2019
Попадающий через рыбу в организм человека микропластик способен вызывать рак
25 Июн 2019
Группу браконьеров с крабом на 1,5 миллиона рублей задержали на побережье залива Терпения
25 Июн 2019
«Лента» обовьется вокруг «М10»
25 Июн 2019
В Челябинской области представители власти и общественности обсуждают вопросы рыбной ловли в регионе
25 Июн 2019
Капитан судна РС «Отборный» осужден за незаконную добычу водных биологических ресурсов в особо крупном размере с использованием служебного положения
25 Июн 2019
ТОР «Чукотка» приняла двух новых резидентов

Подписка на новости

Дело о крушении БАТМ «Дальний Восток»: последнее интервью Александра Кудрицкого

В деле гибели БАТМ «Дальний Восток» появилась новая жертва. Семидесятая. 1 октября умер Александр Кудрицкий, один из тех, кого суд признал виновным в крушении траулера. Своей вины Кудрицкий не признавал и до последнего пытался снять с себя клеймо виновного. На суде адвокаты говорили, что обвинительный приговор станет смертельным для 69-летнего капитана. Даже то, что Кудрицкого, единственного из пяти обвиняемых, отпустили из зала суда, трагического исхода не отменило. После почти месяца в больнице, искусственной комы, сердце Кудрицкого остановилось. 

Мы встретились с Александром Кудрицким в июле. Его тогда выпустили из СИЗО дожидаться вердикта областного суда под подписку о невыезде. До этого он больше месяца провел в сосудистом центре областной больницы, и медики УФСИН отказались принимать его обратно, побоявшись брать на себя ответственность. 

Кудрицкий был очень слаб, но для него было важно встретиться с журналистами. Он не верил, что областной суд отменит приговор городского, по которому он приговорен к 6 годам колонии общего режима, и в свои последние дни на свободе пытался проговорить историю, которая сломала ему жизнь. 

Это интервью тогда не вышло, а сегодня оно станет некрологом для капитана, который был гордостью рыболовной отрасли Сахалина, а в конце жизни стал обвиняемым в гибели 69 человек, пусть и «по неосторожности».

- В 1966 году я закончил школу на Украине, с детства мечтал о морях. Поступил в Калининградское высшее инженерно-морское училище. Очень серьезное заведение, гоняли нас там очень сильно, получишь тройку — сиди «без берега», то есть без увольнений, зарабатывай «4» и «5». Учили нас преподаватели, которые в свое время по ленд-лизу возили товар из Англии и Штатов.

Закончил мореходку в 1972 году и был направлен на Дальний Восток. Мог и в Европе остаться, и место было, но захотелось сюда. Жена была беременна первым сыном, и мы поехали… В мае 72-го прибыли в Корсаков. И пошла моя морская жизнь: 3-м помощником капитана, 2-м помощником, старпомом. Работал и на скумбрии, и на минтае, и на простипоме на Гавайях, и терпуг ловили у побережья США, и на промысле морского зверя был. Всегда относился к работе добросовестно, так меня учили.

С 1980 года работал капитаном, опыт был уже немаленький, и в 90-х мне служба наблюдения за флотом предложила поработать в корсаковской организации специалистом по безопасности мореплавания. С тех пор работал на берегу, а последнее время был заместителем генерального директора ООО «Магеллан» по безопасности мореплавания.

Холмск, Невельск, взаимодействие с регистром, портовыми службами, все это было на мне. Моя задача — вовремя подать заявки, чтобы контролирующие органы могли освидетельствовать и составить документацию. Например, когда получаешь новый пароход, там очень серьезная работа: Морсвязьспутник в Москве, главное управление регистра в Санкт-Петербурге, освидетельствование в Пусане, постановка на учет в Холмске. Ответственная работа, и меня моряки знали и уважали. Но я и с капитанов требовал…

То, что произошло с «Дальним Востоком», у меня до сих пор не укладывается в голове. Почему управлявший БАТМом капитан Притоцкий не выполнил распоряжение судовладельца, я не понимаю. Ему дана была команда «перегруз и взятие на борт топлива».

1 апреля утром я поговорил по скайпу с диспетчером: «Николай Иванович, как наши дела, что с «Дальним Востоком»?». Он отвечает: «Не волнуйся, встает на перегруз, будет полный бункер, топлива 400 тонн, все о`кей».

Притоцкий действительно подошел к перегрузчику «Андромеда» на расстояние всего одной мили, его видели с судна, но он вдруг разворачивается и уходит. Я про это не знал. К нам информация о происходящем на судне за сутки всегда поступает только с 9 до 12 часов следующего дня. Это не только у нас в компании, так сложилось во флоте. Мы не могли знать того, что происходит.

В итоге пустые баки повлияли на остойчивость судна и стали одним из факторов, которые привели к тому, что в 6.15 2 апреля «Дальний Восток» утонул.

Уже через пару часов мне позвонили: судно погибло. Я ответил, что 1 апреля прошло, а мне: «Иваныч, это правда».

На несколько дней мой кабинет превратился в штаб спасательной операции.

Тогда я не думал ни о чем, кроме экипажа. Но уже скоро понял, вернее, даже почувствовал, чем для меня станет эта история. Если ни капитана, ни старпома уже нет в живых, кто-то должен быть козлом отпущения. А у меня и должность подходящая - заместитель по безопасности. Да и знакомые юристы сразу сказали: ищи адвоката. К тому моменту, когда меня вызвали в следственный комитет и вручили бумагу, в которой было сказано, что я обвиняемый в уголовном деле, я уже понимал, куда все движется.

Шок наступил, когда меня «поселили» в ИВС. Зашел в камеру впервые, чуть не упал. Грязь, вонь, видеокамера на отхожее место, это унижение… О СИЗО этого не скажешь, там люди совсем другие и к нам относились с уважением. Хотя и в ИВС, как и везде, есть инструкции и есть люди. А я стоял на учете у кардиолога, надо пить горсть таблеток четыре раза в сутки.

Ну, а дальше ощущение того, что меня делают без вины виноватым, только усиливалось. Был следователь, приносил тома уголовного дела, я их читал. У меня возникала масса вопросов. Я спрашивал, а он отвечал очень обтекаемо и неуверенно. И когда я начал искать документы в томах, то увидел, что нет то одного, то другого, то третьего. «Как же вы делали изъятие документов в офисе, если не хватает?» - спрашиваю.

«Нууу, не знаю», - отвечает.

Понимаете? Как «не знаю», вы же зарплату получаете! А там были документы, которые могли изменить картину дела.

К суду из меня пытались слепить халтурщика, который не занимался безопасностью на судне, своим бездействием погубил людей.

Росморнадзор из Корсакова докладывает в Москву: «Кудрицкий даже на связь с судном не выходил». А я приношу кучу документов - ежемесячный отчет о проводимых мероприятиях, учебных тревогах, инструктажах, вот за подписью старпома Желомеева за март. А вот протокол ежемесячного собрания экипажа, вот отчет по системам безопасности за подписью капитана Притоцкого.

Суд нехотя эти документы приобщает, но почему следователь сам их не запросил? Почему, если хотел выяснить, как на судне обстояло дело с безопасностью, не получил эти данные, ведь это сделать проще простого?

Но эти материалы не запрашивал никто, им не нужна правда.

- Надеетесь ли вы на правосудие?

- Думаю, что суд и его итог уже срежиссированы. Я не верю в правосудие. Смотришь на лица следователей, прокуроров, а я много с людьми работал, и понимаешь, что это за человек.

Сорок семь капитанов, людей, которые занимаются безопасностью и производственной деятельностью судна, подписали обращение в нашу защиту. Они объясняют, что в следствии не так. А суд ноль внимания. Почему не прислушиваются к мнению судоводителей? Почему экспертам не показали подводные съемки БАТМ? Там вдоль борта идет камера и нет никаких дыр, все отверстия штатные. Но к этому никто не прислушивается. И понятно: у них есть команда, и они обязаны ее выполнять. Правды не будет. Хотя очень хотелось бы…

- Чувствуете ли вы свою вину за произошедшее с БАТМ, ведь в конечном итоге именно вы отвечаете за безопасность судов компании?

- Моей вины в гибели БАТМа нет. Меня не было на борту, повлиять на ситуацию я не мог. Я давал всем капитанам номера двух своих сотовых, домашнего и рабочего. Почему Притоцкий не позвонил и не сказал, что у него сложная ситуация, когда на БАТМе был уже 10 - 15 градусов крен? Я бы сразу сказал: «Играй тревогу, буди всех людей, делай герметизацию судна, останови насосы, которые качают воду в цех, спускай рыбу за борт!». Этого сделано не было. Никакой команды, люди в рыбцеху стояли по колено в воде. А крен увеличивался, но они же не дурачки, они стоят на мостике, а там висит кренометр и показывает положение парохода. Но они не позвонили… Я бы все объяснил, это заняло бы 15 минут, и пароход, и людей бы спасли. Они самое главное на борту.

Но Притоцкий не позвонил. Судя по словам выживших членов экипажа, у него и старпома Желомеева был просто шок.

Свой долг я выполнил, когда людей спасал. Конечно, мне говорят всякое, и обидные слова. Но чем больше людей меня слушают, тем больше понимают.

- Но ведь вы должны были контролировать реконструкцию судна, которая, судя по приговору, привела к фатальным последствиям.

- Никакой реконструкции не было. Обвинение в «изменении конструкции судна» - очень серьезное. Ребята, чтобы изменить конструкцию судна, нужно приложить столько усилий! Судно столько не стоит!

В 1975 году на БМРТ «Иван Панов» я был старпомом, нам в Петропавловске меняли главный дизель. Его общий вес — 68 тонн, вырезалась палуба, помещения, вытаскивали на берег, ставили двигатель, а потом все обратно зашивали. Это называется «техвырез». Его делают в порту. Потом швы проверяют - текут или нет, если надо, проваривают по новой и ставят все на место. БАТМ не смог бы выйти из порта в Пусане, если бы с судном было что-то не так, его проверял регистр. А в его правилах сказано, что если делается осмотр по заявке, то проверяются и остальные, сопутствующие вещи.

После было еще и оформление в порту Владивостока. Там тоже двое инспекторов проверяли, ходили по цеху, по румпельной, по всем помещениям. Я знаю, как проверяют пароход, это не тяп-ляп. Если бы были какие-то дыры в борту… Да это смеху подобно. Пока не заварили и не испытали, выхода из порта бы не было.

- Но вас обвиняют еще и в том, что на судне была не в порядке документация по безопасности.

- Главный документ по безопасности компании-судовладельца — СУБ, система управления безопасностью. В ноябре 2014 года мы заносили в него купленный БАТМ «Дальний Восток». Проверяли и сдавали в службу наблюдения за флотом, Харченко (еще один обвиняемый по делу, бывший глава отдела Сахалинрыбвода). Он подписывал, вместе с гендиректором компании. В ноябре 2014 года Харченко мне подписал этот документ, и 8 декабря я его с людьми передал в Пусан на БАТМ. Сделал отметку в журнале, а через двое-трое суток я вызвал судно по телефону, командовавший тогда старпом Желомеев сказал, что документы получены.

Но сотрудник службы наблюдения Сахалинрыбвода, который инспектировал БАТМ в Пусане, в отчете написал, что на борту нет руководства по безопасности. Мы с Харченко опешили: он подписывал, а я отправлял. Я поехал в офис, взял свой журнал, привез и показал инспектору: смотри, вот в эту дату я отправлял на «Дальний Восток».

Он посмотрел и говорит: расчет остойчивости в судовой журнал не внесли, мол, его делали в компьютере, сам видел, но в журнале его нет. Ну так и сказал бы об этом экипажу, забегались они во время ремонта, забыли записать, ведь главное, что расчет производился.

- Как на вас отразилось следствие и заключение в СИЗО?

- У меня сердце барахлило с 2012 года. А когда попал в СИЗО, оно заколотилось… Даже улыбаться сил не было. А в декабре 2017 года полностью пропал аппетит. Привозили хорошую домашнюю еду, но я перестал есть. В марте меня с охраной поместили в кардиоцентр. Я там лежал, вставили трубку в сердце, исследовали, а охрана — шесть человек: один с автоматом, остальные с пистолетами, охраняли Саню Кудрицкого, который еле ходит. Чтобы не сбежал в свои почти 70 лет…

Когда сидели на суде, Никодименко и другие заметили, что я бледный как стенка. Потребовали вызвать врача. Мой адвокат доказал, что с такими болезнями, как у меня, сидеть нельзя. В СИЗО я пришел с весом 92 килограмма, уходил через полгода — 75. Потерял 17 килограммов веса… А сейчас меня ветром качает, какой из Сани специалист?..

18 мая меня выпустили под подписку, а врачи меня друг к другу отправляют. Два месяца между ними, так и не понял, что со мной. Эпикриз лежит толстенный, там написано такое, что страшно читать.

Я не знаю, что будет дальше. Надеюсь на справедливость, но надежда мала.

Любовь БАРАБАШОВА

P.S.

Члены экипажей СРТМ «Парнас», СРТМ «Прометей», РТМ «Камлайн», СРТМ «Антей», СРТМ «Аполлон», СРТМ «Марс», РТМ «Зевс», СРТМ «Геркулес», СРТМ «Дионис», СРТМ «Сириус», ТР «Андромеда», ТР «Заря», ТР «Хацукари», ТР «Аполло Флайер», ТР «Акашия», ТР «Перт Рикорд», ТР «Амега», БАТМ «Бутовск», БАТМ «Эглайне», БАТМ «Санфиш», РТМС «Млечный путь» выражают искренние соболезнования родным, близким и друзьям в связи с уходом из жизни Кудрицкого Александра Ивановича.

4 октября простились с Александром Ивановичем Кудрицким. Плакали люди, гудели пароходы на рейде Корсакова, провожая его в последний путь. Прости нас всех, Александр Иванович, прости за то, что не смогли тебе помочь, что не уберегли от злобы человеческой, не смогли защитить от несправедливости. Вечная память тебе в сердцах родных, друзей и добрых людей.

Родные, друзья, сослуживцы.

Советский Сахалин


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
 <  Сентябрь  >     <  2018 г.  >