Последние публикации

16 Авг 2018
Владивостокский рыбный порт наращивает грузооборот
16 Авг 2018
Молодь хамсы приспособилась к Крымскому мосту
16 Авг 2018
В Магаданской области запретят добычу морских биоресурсов
16 Авг 2018
Росрыболовство планирует начать строительство серии НИС с 2020 года
16 Авг 2018
Вылов сардины иваси, скумбрии и сайры на Дальнем Востоке достиг 16 тыс. тонн – в 4 раза выше уровня 2017 года
16 Авг 2018
Росрыболовство предложило вывести из офшоров суда для перевозки рыбы
16 Авг 2018
Анонсирована программа Международного рыбопромышленного форума в Петербурге
16 Авг 2018
Почти 70 лодок лишились браконьеры в Усть-Большерецком районе
16 Авг 2018
Просроченная рыба едва не попала на столы владивостокцев
16 Авг 2018
На Камчатке рыбинспекторы за сутки изъяли у браконьеров около 600 кг лососевой икры
16 Авг 2018
«Смотри, губернатор! За эту рыбу нас давят катерами»
16 Авг 2018
В социальный магазин рыбокомбината "Островной" на Шикотане поступила горбуша для пенсионеров по цене 45 рублей за килограмм
16 Авг 2018
Росрыболовство планирует получить от крабовых аукционов 81,9 млрд. рублей
16 Авг 2018
Профессия – рыбак: как добывают шпрот у берегов Крымского полуострова
15 Авг 2018
Диковинное существо выбросило на берег в Олюторском районе Камчатки
15 Авг 2018
Фрегат «Паллада» из китайского Циндао взял курс в южнокорейский порт Йосу
15 Авг 2018
Азовский НИИ рыбного хозяйства стал национальным координатором международного проекта «Черное море для рыбы»
15 Авг 2018
Обращение Булатова С.А. к С.И. Вахрину
15 Авг 2018
На Камчатке рыбинспекторы за сутки изъяли у браконьеров около 14 тонн лосося
15 Авг 2018
Цены на отдельные виды рыбной продукции в Китае: 31-я неделя 2018 г
15 Авг 2018
Поставки чилийского лосося в Бразилию выросли в объеме, но уменьшились в стоимости
15 Авг 2018
Вьетнамский экспорт пангасиуса показывает уверенный рост
14 Авг 2018
Приносим свои извинения
14 Авг 2018
Конгресс рыбаков в Приморье проложит новый курс развития рыбной отрасли страны
14 Авг 2018
В Охинском районе обнаружили большое "кладбище" горбуши
14 Авг 2018
Вылов нерки на Северных Курилах превысил 700 тонн
14 Авг 2018
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 26 сентября 2017 г. № 648
14 Авг 2018
Общественный совет при Росрыболовстве одобрил проект ведомственного Плана противодействия коррупции
14 Авг 2018
Рыбные ряды: обзор оптовых цен на основные виды продукции по состоянию на 13 августа
14 Авг 2018
В Росрыболовстве прошло заседание рабочей группы по вопросам электронной ветсертификации
14 Авг 2018
С начала августа Росрыболовство распределило на торгах 9 участков под марикультуру в Приморском крае
14 Авг 2018
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 03.08.2018-09.08.2018
14 Авг 2018
Экспорт норвежского лосося 30.07.18-05.08.18
14 Авг 2018
На японском рынке значительно подорожали сардины
14 Авг 2018
Данные о ценах на морепродукты на мировых оптовых рынках: 32-я неделя 2018 г
14 Авг 2018
Руководители рыбохозяйственных предприятий Дальнего Востока могут подписать договоры пользования ВБР на 15 лет в территориальных управлениях
14 Авг 2018
Улов рыбопромышленников Камчатки за выходные составил более 40 тысяч тонн
14 Авг 2018
Дело «Дальнего Востока»: Обращения общества проигнорированы
14 Авг 2018
На прошлой неделе в Охинском районе ловили браконьеров на двух реках
14 Авг 2018
На Итурупе провели фестиваль "День палтуса"
13 Авг 2018
Рыбак живет надеждой
13 Авг 2018
На Камчатке часть рекордного улова лососей находят выброшенной в лесу и на дорогах
13 Авг 2018
Шесть новых рыбоводных участков не будут созданы на реках государственных ЛРЗ на Сахалине
13 Авг 2018
Общий вылов тихоокеанских лососей сахалинскими предприятиями превысил 20 тысяч тонн
13 Авг 2018
На Севере России будет построено 8 высокотехнологичных заводов по переработке рыбы за 5,4 млрд рублей
13 Авг 2018
Усиленные рыбоохранные мероприятия пройдут в защиту байкальского омуля в нерестовый период
13 Авг 2018
Ученые продолжают исследования глубоководных ресурсов дальневосточных морей
13 Авг 2018
Внимание пользователям: договоры по долям квот на Дальнем Востоке можно подписать в соответствующем регионе
13 Авг 2018
Русские Курилы сдаче не подлежат .
13 Авг 2018
Предложены меры по стабилизации цен на железнодорожные перевозки рыбы с Дальнего Востока

Подписка на новости

Промышленные объекты компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» могли быть причастны к гибели сельди в заливе Пильтун

В начале июня 2018 года на севере острова Сахалин, на северо-западном берегу залива Пильтун (Охинский район) было обнаружено большое количество мертвой тихоокеанской сельди. После получения результатов анализа образцов погибшей рыбы, обследования места происшествия, опроса очевидцев, изучения космических снимков и ряда других данных и обстоятельств трагедии, общественная организация «Экологическая вахта Сахалина» публикует промежуточные итоги собственного расследования этого загадочного события.

IMG_8551-720.jpg

Тщательное обследование места происшествия 12 июня показало, что мертвая рыба покрыла не менее 40 км побережья лагунного залива Пильтун, а общий ее объем составил не менее 450 тонн. Такой значительный для  данного залива объем, а также весьма разный размерный состав сельди (от мелкой молоди до крупных нерестовых особей) говорит о том, что здесь погибла как местная популяция, так и «океанская» сельдь, кратковременно заходящая на нерест в заливы северо-востока Сахалина в последней декаде мая. По степени сохранности рыбы, а также на основе ряда других факторов, можно с большой долей уверенности сказать, что погибла она приблизительно 23 – 26 мая, причем до нереста.

При осмотре места происшествия полевая группа «Эковахты» не обнаружила никаких признаков антропогенного загрязнения. Об этом же сообщает и Охинская рыбоохрана, и СахНИРО, также обследовавшие залив 7 и 14 июня соответственно. Результаты исследования образцов погибшей сельди в лабораториях волгоградского «Центра экологического контроля» и Института проблем экологии и эволюции им. Северцова РАН (Москва) показали, что содержание мышьяка, а также тяжелых металлов, включая медь, цинк, свинец, кадмий, хром и ртуть, не превышает допустимых норм, равно как и содержание нефтепродуктов, фенолов и поверхностно-активных веществ. Отсутствие превышений по тяжелым металлам в образцах рыбы, а также повышенного радиационного фона подтверждают и исследования СахНИРО. Вместе с тем, специалисты СахНИРО высказали предположение о том, что замор сельди случился от недостатка кислорода в воде залива, что подтверждают и проведенные институтом замеры его содержания.

Специалисты «Эковахты Сахалина» пришли к аналогичному выводу – сельдь действительно погибла от острого дефицита кислорода в воде северной части залива Пильтун. Однако почему его содержание снизилось так сильно? По мнению СахНРО – из-за необычно больших скоплений дрейфующих льдов, наблюдавшихся в начале июня в Охотском море у входа в залив Пильтун. Но гибель рыбы произошла в конце мая, а льды подошли к северо-восточному побережью Сахалина только после 3 июня. Спутниковые снимки показывают, что протока, соединяющая залив с морем, была открыта с середины мая; какие-либо факты и свидетельства, подтверждающие предположения СахНИРО о ее блокировании льдом, отсутствуют.  

По мнению «Эковахты Сахалина», аномальный дефицит кислорода в заливе Пильтун был вызван антропогенными причинами. Его пересекает подводный нефтепровод, построенный в 2009 году «дочкой» американской  ExxonMobil - компанией «Эксон Нефтегаз Лимитед», участником и оператором шельфового нефтегазового проекта «Сахалин-1»,  участниками которого также являются ПАО «НК Роснефть» (20%), индийская государственная корпорация ONGC (20%) и японская компания SODECO (30%). С декабря 2017 по апрель 2018 «Эксон НЛ» вела ремонтные работы на этом нефтепроводе, для чего на льду залива была наморожена специальная ледовая дорога шириной около 30 метров и толщиной до нескольких метров, на большей своей части «севшая» на дно и превратившаяся в ледовую дамбу.  

Специалисты «Эковахты Сахалина» изучили большой объем космических снимков со спутников Sentinel, Terra, Aqua MODIS, Suomi NPP/VIIRS, Landsat, PlanetScope, RapidEye, SkySat – они показывают, что как минимум до середины мая ледовая дамба перекрывала не только 2/3 сечения залива, но и главный фарватер, проходящий вблизи его восточного берега. Так, на снимках за 16 мая четко видно – несмотря на то, что  фарватер уже вскрылся, дамба продолжает его перекрывать, и исчезает в этом месте только к 20 мая. На более поздних снимках большая часть ледовой дамбы остается на прежнем месте, несмотря на то, что ледовый покров залива интенсивно разрушается и перемещается ветрами и течениями. Непосредственный участник ремонтных работ «Эксон НЛ» рассказал  »Эковахте» на условиях анонимности, что в районе фарватера (глубина которого обычно составляет около 4,5 метров) между дном и нижним краем ледовой дороги  оставался просвет свободной воды всего лишь в 40 см. Несмотря на то, что работы были окончены 29 апреля, никто не убирал ледовую дамбу  и не принимал мер для восстановления циркуляции воды в заливе, пока она не разрушилась сама к началу июня.  Такая преграда несомненно серьезно ограничивала приток насыщенных кислородом морских вод в северную часть залива Пильтун.

Ограничил водообмен в заливе также и временный причал, построенный компанией «Эксон НЛ»  в 2015 году для доставки морем грузов на буровую площадку нефтегазового месторождения Одопту. Он представлял собой огражденную металлическими стенками песчаную насыпь, на 880 м вдающуюся в залив Пильтун поперек главного фарватера рядом с коридором нефтепровода и ледовой дорогой. В октябре 2017 года «Эксон НЛ» убрала ограждение причала, но насыпь осталась на месте до весны 2018 года, что хорошо видно на серии спутниковых снимков. Северная часть залива Пильтун не имеет другого сообщения с морем, поэтому пропорционального увеличения скорости потока при сужении фарватера не произошло.

По мнению «Эковахты Сахалина», все это существенно сократило приток свежей морской воды в северную часть залива Пильтун и вызвало аномальный дефицит кислорода, что и привело к гибели сельди – как местной, так и недавно зашедшей на нерест. Отсутствие среди погибшей сельди других видов рыб, обитающих в заливе Пильтун, объясняется тем, что из них именно сельдь – вид, наиболее чувствительный к недостатку кислорода в воде (факт, широко известный в рыбохозяйственной науке).

В 2008 году «Эковахта Сахалина» и Всемирный фонд природы организовали общественную экологическую экспертизу проекта строительства подводного нефтепровода, а в 2013 году – проекта строительства временного причала. В обоих случаях представительные экспертные комиссии дали отрицательные заключения на эти проекты из-за высоких экологических рисков. В информационном сообщении по итогам экспертизы 16 июня 2008 года в частности говорилось: «Эксперты общественной экспертизы пришли к выводу, что исходя из проектной нагрузки на лед и требований российских строительных стандартов, толщина переправы может составить несколько метров, что с большой вероятностью превратит переправу в дамбу, на несколько месяцев перекрывающую водообмен между северной и южной частями залива. По мнению экспертов, последствия такого развития событий могут быть очень тяжелыми как для экосистемы и биоресурсов залива Пильтун, так и для людей и промышленных объектов» (sakhalin.info) . Однако и российские государственные органы, и американская нефтяная компания эти предупреждения проигнорировали.

«История с массовой гибелью сельди в заливе Пильтун в мае 2018 года является классическим случаем кумулятивного эффекта в экологии, - заявил руководитель «Эковахты Сахалина» Дмитрий Лисицын, - когда воздействие на природу каждого отдельного промышленного объекта не проявляется явно, но в совокупности, да еще в такой хрупкой экосистеме, они приводят к тяжелым последствиям. Если бы власти и нефтяники прислушались к независимому экспертному сообществу, то массовой гибели ценных рыбных ресурсов наверняка удалось бы избежать».

«Эковахта Сахалина» намерена добиваться от соответствующих российских государственных органов самого тщательного расследования трагедии в Пильтунского заливе, включая и роль в ней компании «Эксон Нефтегаз Лимитед».

Дополнительная информация: Дмитрий Лисицын, +7 924 190 1022

Фотографии и фрагменты спутниковых снимков, использованных при расследовании гибели сельди, можно скачать здесь .

Полный отчет «Эковахты Сахалина» о расследовании причин гибели сельди в заливе Пильтун доступен на сайте организации.

Экологическая вахта Сахалина


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
 <  Август   <  2018 г.