Последние публикации

23 Апр 2018
История семьи камчатского капитана Ромашкина
23 Апр 2018
Американский импорт креветок в январе-феврале 2018 г
23 Апр 2018
Американский импорт атлантического лосося в январе-феврале 2018 г
23 Апр 2018
Американский экспорт морепродуктов в январе-феврале 2018 г
23 Апр 2018
Американский импорт морепродуктов в январе-феврале 2018 г
23 Апр 2018
В аэропорту Владивостока задержана рыбная продукция без документов
23 Апр 2018
В Светлогорске пройдет гастрономический праздник "Крупная рыба"
23 Апр 2018
В Калининграде выросло производство рыбной продукции и консервов
23 Апр 2018
В 2017 году в арктических районах Якутии добыто 4,4 тыс. тонн рыбы
23 Апр 2018
На астраханском рыбодобывающем предприятии обнаружили массу нарушений
23 Апр 2018
Рыбоконсервный завод «Барс» проверяют на предмет вредных выбросов в атмосферу
23 Апр 2018
Следователи выясняют обстоятельства происшедшего на рыбзаводе в Олюторском районе
23 Апр 2018
О наделении Роспотребнадзора полномочиями по проведению контрольной закупки
23 Апр 2018
Илья Шестаков: Инвестквоты в совокупности с другими стимулирующими мерами позволят создать глубокую и инновационную переработку
23 Апр 2018
На ДВНПС приняли стратегию промысла лососей в путину-2018
23 Апр 2018
Дмитрий Медведев проведет в Мурманской области совещание по развитию рыбопереработки
23 Апр 2018
В канун Дня Победы состоялась встреча ветеранов рыбопромышленного комплекса
23 Апр 2018
Предприятиям прибрежного рыболовства Сахалинской области выделено почти 880 тонн равношипого краба
23 Апр 2018
Промысел лососей на Сахалине пройдет по новым правилам
23 Апр 2018
Владельцы дачных участков в холмском селе Серные Источники обеспокоены состоянием местной реки
23 Апр 2018
В сахалинской прокуратуре поговорили о состоянии законности в сфере добычи водных биоресурсов
23 Апр 2018
Валентин Балашов: Что еще придумает Правительство Д.А. Медведева?
23 Апр 2018
На Крымском полуострове усилены меры по соблюдению нерестового запрета на лов рыбы
20 Апр 2018
Арестованы рыбаки с жаберными сетями
20 Апр 2018
Ковтун назвала заблуждением мнение, что треска должна стоить дешевле курицы
20 Апр 2018
Максим Воробьев продал 44,7% "Русской рыбопромышленной компании" Глебу Франку
20 Апр 2018
Экипаж "Норда" обеспечен питанием, жильем и юридической поддержкой
20 Апр 2018
Иркутская область увеличит объемы искусственного воспроизводства байкальского омуля
20 Апр 2018
В Вологодской области начался сезон добычи черной икры
20 Апр 2018
В сахалинской прокуратуре поговорили о состоянии законности в сфере добычи водных биоресурсов
20 Апр 2018
10 тысяч тонн гижигинско-камчатской сельди добыла группа сахалинских судов в Охотском море
20 Апр 2018
К побережью Александровск-Сахалинского района подходят скопления мойвы
20 Апр 2018
Почти 480 тонн колючего краба выделено для добычи компаниям Сахалинской области
20 Апр 2018
На Итурупе началась малая путина
20 Апр 2018
Утвержден протокол аукциона от 2-3 апреля по распределению инвестквоты на строительство судов для Северного бассейна и заводов на Дальнем Востоке
20 Апр 2018
Создание современного морского терминала в порту Петропавловск-Камчатский идет по графику
20 Апр 2018
Заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук посетил учебно-тренажерный центр КамчатГТУ
20 Апр 2018
Росрыболовством сформирован реестр осетровых хозяйств
20 Апр 2018
Норвежский экспорт снежного краба резко упал
20 Апр 2018
Апрельская рыбалка на Тихой, Халмовитке и Аваче
20 Апр 2018
Норвегия в марте снизила экспорт королевского краба
20 Апр 2018
Цены на норвежского атлантического лосося на 15-й неделе вновь снизились
20 Апр 2018
Поймай удачу на спиннинг!
20 Апр 2018
В США не пустили индийские креветки с сальмонеллой
20 Апр 2018
Круглый стол на тему «Будущее рыбной отрасли: электронные аукционы или «исторический принцип»
20 Апр 2018
Севастопольский и Ялтинский морские порты - в числе лучших российских
19 Апр 2018
Оптовые цены на морепродукты (сырец) во Вьетнаме 30.03.18 – 05.04.18
19 Апр 2018
Данные о ценах рыбного аукциона Нью-Бэдфорда
19 Апр 2018
Цены на морского ежа на оптовом рынке Цукидзи
19 Апр 2018
Снижение мировых цен беспокоит индийских экспортёров креветки.

Подписка на новости

Как и почему затонул траулер. Позиция защиты

2 апреля 2015 года в Охотском море произошла страшная трагедия. Большой автономный морозильный траулер (БАТМ) «Дальний Восток» ушел под воду, 69 членов экипажа не вернулись домой к родным, еще 63 рыбаков удалось спасти.

  • Защита против

В ноябре прошлого года Южно-Сахалинский горсуд вынес приговор судовладельцам, руководителям ООО «Магеллан» и ответственным чиновникам, признав их виновными в крушении траулера. Фемида назначила им наказания от пяти лет восьми месяцев до шести с половиной лет лишения свободы. Сегодня гость нашей редакции – Евгений Ефимчук, адвокат заместителя генерального директора ООО «Магеллан» Алексея Васина. Он и его коллеги не согласны с решением суда. Апелляция по делу о крушении БАТМа «Дальний Восток» назначена на 9 апреля.

- В течение двух с половиной лет с момента морской катастрофы и гибели рыбаков никто со стороны защиты не комментировал эти события, все хранили молчание, - рассказывает Евгений. – Мы наблюдали за ходом следствия, продвигали свою активную позицию по установлению истинных причин трагедии, но тем не менее считали, что суд во всем разберется. К сожалению, не разобрался. Безусловно, это мое частное мнение, мнение моих коллег и осужденных по делу, но под ним есть довольно прочный фундамент из веских доказательств, которые невозможно опровергнуть.

11 потерпевших также не согласны с приговором, они считают, что по делу осуждены невиновные. Приговор основан на том, что крушение судна и гибель членов экипажа вызваны изменениями судовладельцем конструкций корабля, в частности в борту были якобы проделаны дополнительные отверстия, для того чтобы выбрасывать рыбные отходы. Да, о таких изменениях говорит небольшая группа свидетелей. По моим подсчётам, шесть человек из 63 выживших.

Постараюсь объяснить, как это выглядит в действительности. После ремонта в Корее в порту Пусан, траулер проверяли два инспектора морского регистра, которые не обнаружили никаких конструктивных изменений, влияющих на безопасность мореплавания и эксплуатацию судна. Регистр – это государственная служба Российской Федерации, которая контролирует суда.

Далее БАТМ приходит во Владивосток, где его встречают таможня, пограничники и портовые службы. Два инспектора портового контроля осмотрели судно полностью и составили акт инспекции, в котором отразили 15 выявленных нарушений. Все они были устранены капитаном Анатолием Борисовым в течение двух дней. Затем траулер проверили повторно.

На выходе из бухты профессиональный фотограф рекламного агентства «Владиздат» сделал множество профессиональных снимков судна, причем по совпадению в основном левого борта, которым оно в последующем тонуло.

Это предоставляет нам возможность досконально осмотреть борт БАТМ «Дальний Восток» и убедиться, что никаких дополнительных отверстий в нём нет.

Незадолго до катастрофы, во время промысла, судно проверялось пограничным вельботом. В суде были допрошены два офицера-пограничника, которые рассказали, что при швартовке им был виден корпус корабля, но они не видели в нем никаких внештатных вырезов.

После крушения с помощью глубоководного аппарата было проведено подводное исследование судна. Был осмотрен его корпус и все отснято на видео- и фотоаппаратуру. Финансировала эту экспедицию компания–судовладелец в надежде, что такое исследование позволит установить истину. При таком исследовании корпуса судна следователи опять не обнаружили никаких дополнительных вырезов, не предусмотренных конструкцией.

Всем этим доказательствам противостоят заявления нескольких потерпевших о том, что в борту судна были дополнительные вырезы, не оборудованные закрытиями, через которые было видно море и резиновый сапог свободно пролазил!

Полагаю, что именно фото- и видеоматериалы свидетельствуют о честности инспекторов регистра и портового надзора о достойном техническом состоянии судна и неверных судебных выводах, на основании которых фигуранты дела признаны виновными.

Также на суде говорили о том, что во время ремонта в Пусане убрали водонепроницаемые переборки, что и стало причиной затопления траулера. Действительно, во время ремонта в конструкцию судна внесли изменения – рыбный цех был расширен за счет подсобных помещений. Однако эти перегородки не отвечают за непотопляемость судна. Рыбные цеха и складские помещения, а значит, и соответствующие переборки находятся выше ватерлинии. А вот как раз все перегородки, отвечающие за плавучесть и непотопляемость судна, находятся ниже палубы рыбного цеха, и их никто не удалял.

Обвинение заявляло и о том, что на судне не хватало спасательных средств. По официальным данным, на судне были жилеты, гидрокостюмы и плоты. 120 индивидуальных спассредств было закуплено для БАТМа его новым владельцем. Однако от предыдущего судовладельца в наследство, по разным оценкам, траулер получил сверху ещё от 30 до 40 гидрокостюмов. Итого – не меньше 150 штук. При этом в трагический рейс вышли 132 члена экипажа.

Судно было оборудовано 14 новыми спасательными плотами во время ремонта, на каждом – 20-25 мест, это минимум 280 посадочных мест всего, т.е. более чем в два раза больше численности экипажа.

  • Хроника трагических событий

Капитан Анатолий Борисов привел судно в район, где будет вестись промысел, и за три месяца до крушения передал его коллеге Александру Притоцкому, это было пре-дусмотрено контрактом.

Незадолго до катастрофы судовладелец отправил к месту промысла своих судов (в том числе и БАТМа «Дальний Восток») транспортный рефрижератор «Андромеда». Это стандартная процедура по перегрузу наловленной рыбы и приему топлива и судового снабжения на борт.

Получив распоряжение, капитан Александр Притоцкий подошел к транспортному судну на расстояние одну – две мили, а затем принял решение не выгружать улов, а проследовать в новый район промысла, хотя трюмы на тот момент были уже полны рыбы.

Далее следует череда необъяснимых грубых ошибок, допущенных на ходовом мостике.

2 апреля Притоцкий отдает приказ выставить левый трал. В итоге в нем оказывается огромный улов – около 130 тонн рыбы.

В 3.40 утра трал с уловом поднимают, и судно получает крен в 12 градусов, в цеху начинает скапливаться вода.

В 04.45 утра капитан принимает решение выставить еще и правый трал, возможно для того, чтобы уравновесить судно. Фатальное невезение – его струны залетают на левый борт.

Около пяти утра судно резко валится на левый бок с креном около 30°.

Третий помощник предлагает обрезать правый трал и освободить левый борт от рыбы. Капитан предложение отвергает. Вместо этого начинает маневр влево на большой скорости для выравнивания судна, за счет таких действий крен на левый борт мог бы уменьшиться, но зацепившийся трал – фактически плавучий якорь – не дает набрать скорость, и наклон только усиливается.

Между тем погода в Охотском море портится, поднимается ветер до 15-18 метров в секунду. В результате неудачного маневра судно разворачивается к ветру и волне правым бортом. Таким образом, и без того накрененный на левый борт траулер оказывается еще и под ударами штормового ветра и воды. Вода, как по слипу, закатывается за борт и уже не уходит обратно.

Вместе с тем капитан отдает еще один неадекватный ситуации приказ: принять в днищевые танки балласт суммарной емкостью 120 кубических метров. Команда была бы хороша раньше…

Отмечу, что в нижних танках судна должен находиться балласт в виде топлива или забортной воды для остойчивости в объеме 250 тонн, на момент катастрофы в днище траулера – всего около 74-х тонн.

Брать топливо у «Андромеды» капитан не стал, но что помешало в качестве балласта взять хотя бы забортной воды?

После пяти часов утра по приказу капитана производится усугубившая ситуацию попытка сделать циркуляцию для выравнивания судна.

Вода стала поступать сначала в рыбный цех через штатные шпигаты, которые не были задраены из-за отсутствия соответствующих команд. Затем, примерно в пять двадцать, она начала проникать в машинное отделение через вентиляцию, предусмотренную заводом.

Капитан по-прежнему не объявляет тревогу, не дает команду «задраить судно» и «осушить цех». С его точки зрения, нужно продолжать обработку рыбы из бункера по левому борту и таким, а никоим другим образом снимать нагрузку с борта. А ведь куда проще и быстрее от рыбы просто избавиться – тем более что в это время шпигат-отверстия по левому борту уже вошли в море, а два насоса продолжают подавать забортную воду в штатном режиме.

С их помощью за два часа масса поданной внутрь забортной воды составила около 300 тонн. Это груз, который рукотворно был принят капитаном в тот момент, когда судно уже имело максимально допустимую загрузку.

По мере затопления траулер все больше ложился одним бортом на бок. Уже поздно давать команду «Остановить насосы, задраить судно». Самое время для команды «SOS» и «Покинуть судно!» Невероятно, но – по свидетельствам пострадавших в трагедии – и такой команды нет! Кто не спит, те видят и понимают, что происходит – они начинают самовольно спасать свою жизнь.

Примерно в полшестого утра происходит короткое замыкание главного распределительного щита, появляется угроза взрыва – второй механик останавливает два главных двигателя. Машина обесточена.

И только, когда БАТМ лег на борт, звучат сигналы тревоги и приказ покинуть судно.

В 05.44 судами получен сигнал бедствия с траулера.

Примерно в 06.15 судно полностью ушло под воду.

С момента опасного крена и до полного затопления прошло не менее двух часов.

В 06.12 первое судно - траулер «Гранит» – подошло к месту крушения, но спасти всех его команда была уже не в силах.

  • Справка

Причины крушения и гибели людей

Подъем на борт левого трала с большим уловом.

Непринятие балласта в танки двойного дна перед подъемом многотонного трала.

Постановка правого трала.

Отказ срубить этот трал после его ухода на левый борт из-за ветра и волны.

Выбор неправильного курса для маневра.

Несвоевременное открытие кингстонов.

Отсутствие команд по задраиванию судна, остановке насосов, SOS и покинуть судно.


www.mk-sakhalin.ru

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
 <  Апрель   <  2018 г.