Последние публикации

18 Июл 2018
Баренцевоморское медведевское «кошмаривание» рыбаков
18 Июл 2018
Пелагическая путина: общий вылов достиг 7,7 тыс. тонн, что в 5 раз превышает уровень прошлого года
18 Июл 2018
Барк «Крузенштерн»: Из Свиноустья в Эсбьерг на парусную регату
18 Июл 2018
ВАРПЭ рассматривает вопрос о проведении Всероссийской чрезвычайной конференции работников рыбохозяйственного комплекса
18 Июл 2018
В заливе Анива началась лососевая путина
18 Июл 2018
Ученые отслеживают с воздуха подходы лососей в реку Амур
18 Июл 2018
Фрегат «Паллада» будет задействован в культурной программе Морского салона во Владивостоке
18 Июл 2018
Михаил Иваник провел заседание межведомственной рабочей группы с Пограничной службой ФСБ России
18 Июл 2018
Ученые спрогнозировали ход развития пелагической путины: рекомендовано освоить 415 тыс. тонн скумбрии, сардины и сайры
18 Июл 2018
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 06.07.2018-12.07.2018
18 Июл 2018
Цены на отдельные виды рыбной продукции в Китае: 27-я неделя 2018 г
18 Июл 2018
Экспорт норвежского лосося 02.07.18-08.07.18
18 Июл 2018
Цены на сардины и скумбрию на японском рынке растут на фоне снижения поставок
18 Июл 2018
Данные о ценах на морепродукты на мировых оптовых рынках: 28-я неделя 2018 г
17 Июл 2018
Компании Поронайского района вышли в лидеры по добыче горбуши
17 Июл 2018
ФАО представила обзорный доклад о состоянии мирового рыболовства и аквакультуры
17 Июл 2018
В заливе Анива пропала лодка с одним человеком на борту
17 Июл 2018
ВНИРО приглашает молодых ученых на очно-заочную конференцию
17 Июл 2018
Илья Шестаков посетил с рабочим визитом Бангладеш
17 Июл 2018
ВАРПЭ обратилась в Государственную Думу с просьбой приостановить рассмотрение поправок в закон «О государственной границе Российской Федерации»
17 Июл 2018
В Крыму снят сезонный запрет на лов раков
17 Июл 2018
Экспорт морепродуктов из Южной Кореи: 1-22 недели 2018 г
17 Июл 2018
Китайские супермаркеты стали указывать место происхождения лосося
17 Июл 2018
Британские потребители стали есть меньше морепродуктов, но платить за них больше
17 Июл 2018
Аляска стремится удвоить экспорт минтая и лосося в Бразилию
16 Июл 2018
Идущему покорится дорога!
16 Июл 2018
Мурманские рыбопромысловые компании выступают против отмены «исторического принципа» распределения квот
16 Июл 2018
Рыбаки запротестовали гудком
16 Июл 2018
Передел рыбной отрасли грозит массовыми сокращениями работников
16 Июл 2018
В районе села Ясноморского сахалинец на самодельном плоту вышел в море и пропал
16 Июл 2018
Первый улов кижуча взяли рыбаки Северных Курил
16 Июл 2018
Сахалин и Хоккайдо обсудили совместное противодействие незаконному промыслу краба в российских и японских водах
16 Июл 2018
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 26 сентября 2017 г. № 648
16 Июл 2018
Глава Росрыболовства вручил ведомственные награды руководителям рыбопромышленных предприятий
16 Июл 2018
Россия добилась выгодных условий ведения промысла пелагических рыб в Конвенционном районе
16 Июл 2018
На первом заседании рабочей группы по проблемным вопросам внедрения ГИС «Меркурий» даны разъяснения по процедуре выгрузки рыбы в порту
16 Июл 2018
Камчатские браконьеры недовольны работой рыбоохраны
13 Июл 2018
Рыбной промышленности на Камчатке устроили колыбель
13 Июл 2018
Сахалинские рыболовы укоротят невода
13 Июл 2018
На Сахалине будут судить бывшего председателя рыбколхоза имени Ленина, который в течение года не платил зарплату работникам
13 Июл 2018
На Шикотане разрешена добыча горбуши рыбаками-любителями
13 Июл 2018
Студенты Дальрыбвтуза отправились на лососевую путину
13 Июл 2018
Из Калининградского морского рыбного порта барк «Крузенштерн» отправится в свой очередной рейс
13 Июл 2018
Цены на чилийского лосося в США и Бразилии продолжают снижаться
13 Июл 2018
Норвегия рассчитывает резко увеличить поставки лосося в Китай
13 Июл 2018
Норвежский атлантический лосось на 27-й неделе незначительно вырос в цене
13 Июл 2018
В приказ Минсельхоза по оформлению ветдокументов внесены нужные для аквакультуры изменения
13 Июл 2018
Экипажи рыбопромысловых судов: аукционы на вылов краба «убьют» рыбную отрасль и обанкротят предприятия
13 Июл 2018
Отраслевой ВУЗ Росрыболовства ждет новых студентов
12 Июл 2018
Вылов горбуши на Сахалине и Курилах в эту путину может в два раза превысить прогнозы

Подписка на новости

Как и почему затонул траулер. Позиция защиты

2 апреля 2015 года в Охотском море произошла страшная трагедия. Большой автономный морозильный траулер (БАТМ) «Дальний Восток» ушел под воду, 69 членов экипажа не вернулись домой к родным, еще 63 рыбаков удалось спасти.

  • Защита против

В ноябре прошлого года Южно-Сахалинский горсуд вынес приговор судовладельцам, руководителям ООО «Магеллан» и ответственным чиновникам, признав их виновными в крушении траулера. Фемида назначила им наказания от пяти лет восьми месяцев до шести с половиной лет лишения свободы. Сегодня гость нашей редакции – Евгений Ефимчук, адвокат заместителя генерального директора ООО «Магеллан» Алексея Васина. Он и его коллеги не согласны с решением суда. Апелляция по делу о крушении БАТМа «Дальний Восток» назначена на 9 апреля.

- В течение двух с половиной лет с момента морской катастрофы и гибели рыбаков никто со стороны защиты не комментировал эти события, все хранили молчание, - рассказывает Евгений. – Мы наблюдали за ходом следствия, продвигали свою активную позицию по установлению истинных причин трагедии, но тем не менее считали, что суд во всем разберется. К сожалению, не разобрался. Безусловно, это мое частное мнение, мнение моих коллег и осужденных по делу, но под ним есть довольно прочный фундамент из веских доказательств, которые невозможно опровергнуть.

11 потерпевших также не согласны с приговором, они считают, что по делу осуждены невиновные. Приговор основан на том, что крушение судна и гибель членов экипажа вызваны изменениями судовладельцем конструкций корабля, в частности в борту были якобы проделаны дополнительные отверстия, для того чтобы выбрасывать рыбные отходы. Да, о таких изменениях говорит небольшая группа свидетелей. По моим подсчётам, шесть человек из 63 выживших.

Постараюсь объяснить, как это выглядит в действительности. После ремонта в Корее в порту Пусан, траулер проверяли два инспектора морского регистра, которые не обнаружили никаких конструктивных изменений, влияющих на безопасность мореплавания и эксплуатацию судна. Регистр – это государственная служба Российской Федерации, которая контролирует суда.

Далее БАТМ приходит во Владивосток, где его встречают таможня, пограничники и портовые службы. Два инспектора портового контроля осмотрели судно полностью и составили акт инспекции, в котором отразили 15 выявленных нарушений. Все они были устранены капитаном Анатолием Борисовым в течение двух дней. Затем траулер проверили повторно.

На выходе из бухты профессиональный фотограф рекламного агентства «Владиздат» сделал множество профессиональных снимков судна, причем по совпадению в основном левого борта, которым оно в последующем тонуло.

Это предоставляет нам возможность досконально осмотреть борт БАТМ «Дальний Восток» и убедиться, что никаких дополнительных отверстий в нём нет.

Незадолго до катастрофы, во время промысла, судно проверялось пограничным вельботом. В суде были допрошены два офицера-пограничника, которые рассказали, что при швартовке им был виден корпус корабля, но они не видели в нем никаких внештатных вырезов.

После крушения с помощью глубоководного аппарата было проведено подводное исследование судна. Был осмотрен его корпус и все отснято на видео- и фотоаппаратуру. Финансировала эту экспедицию компания–судовладелец в надежде, что такое исследование позволит установить истину. При таком исследовании корпуса судна следователи опять не обнаружили никаких дополнительных вырезов, не предусмотренных конструкцией.

Всем этим доказательствам противостоят заявления нескольких потерпевших о том, что в борту судна были дополнительные вырезы, не оборудованные закрытиями, через которые было видно море и резиновый сапог свободно пролазил!

Полагаю, что именно фото- и видеоматериалы свидетельствуют о честности инспекторов регистра и портового надзора о достойном техническом состоянии судна и неверных судебных выводах, на основании которых фигуранты дела признаны виновными.

Также на суде говорили о том, что во время ремонта в Пусане убрали водонепроницаемые переборки, что и стало причиной затопления траулера. Действительно, во время ремонта в конструкцию судна внесли изменения – рыбный цех был расширен за счет подсобных помещений. Однако эти перегородки не отвечают за непотопляемость судна. Рыбные цеха и складские помещения, а значит, и соответствующие переборки находятся выше ватерлинии. А вот как раз все перегородки, отвечающие за плавучесть и непотопляемость судна, находятся ниже палубы рыбного цеха, и их никто не удалял.

Обвинение заявляло и о том, что на судне не хватало спасательных средств. По официальным данным, на судне были жилеты, гидрокостюмы и плоты. 120 индивидуальных спассредств было закуплено для БАТМа его новым владельцем. Однако от предыдущего судовладельца в наследство, по разным оценкам, траулер получил сверху ещё от 30 до 40 гидрокостюмов. Итого – не меньше 150 штук. При этом в трагический рейс вышли 132 члена экипажа.

Судно было оборудовано 14 новыми спасательными плотами во время ремонта, на каждом – 20-25 мест, это минимум 280 посадочных мест всего, т.е. более чем в два раза больше численности экипажа.

  • Хроника трагических событий

Капитан Анатолий Борисов привел судно в район, где будет вестись промысел, и за три месяца до крушения передал его коллеге Александру Притоцкому, это было пре-дусмотрено контрактом.

Незадолго до катастрофы судовладелец отправил к месту промысла своих судов (в том числе и БАТМа «Дальний Восток») транспортный рефрижератор «Андромеда». Это стандартная процедура по перегрузу наловленной рыбы и приему топлива и судового снабжения на борт.

Получив распоряжение, капитан Александр Притоцкий подошел к транспортному судну на расстояние одну – две мили, а затем принял решение не выгружать улов, а проследовать в новый район промысла, хотя трюмы на тот момент были уже полны рыбы.

Далее следует череда необъяснимых грубых ошибок, допущенных на ходовом мостике.

2 апреля Притоцкий отдает приказ выставить левый трал. В итоге в нем оказывается огромный улов – около 130 тонн рыбы.

В 3.40 утра трал с уловом поднимают, и судно получает крен в 12 градусов, в цеху начинает скапливаться вода.

В 04.45 утра капитан принимает решение выставить еще и правый трал, возможно для того, чтобы уравновесить судно. Фатальное невезение – его струны залетают на левый борт.

Около пяти утра судно резко валится на левый бок с креном около 30°.

Третий помощник предлагает обрезать правый трал и освободить левый борт от рыбы. Капитан предложение отвергает. Вместо этого начинает маневр влево на большой скорости для выравнивания судна, за счет таких действий крен на левый борт мог бы уменьшиться, но зацепившийся трал – фактически плавучий якорь – не дает набрать скорость, и наклон только усиливается.

Между тем погода в Охотском море портится, поднимается ветер до 15-18 метров в секунду. В результате неудачного маневра судно разворачивается к ветру и волне правым бортом. Таким образом, и без того накрененный на левый борт траулер оказывается еще и под ударами штормового ветра и воды. Вода, как по слипу, закатывается за борт и уже не уходит обратно.

Вместе с тем капитан отдает еще один неадекватный ситуации приказ: принять в днищевые танки балласт суммарной емкостью 120 кубических метров. Команда была бы хороша раньше…

Отмечу, что в нижних танках судна должен находиться балласт в виде топлива или забортной воды для остойчивости в объеме 250 тонн, на момент катастрофы в днище траулера – всего около 74-х тонн.

Брать топливо у «Андромеды» капитан не стал, но что помешало в качестве балласта взять хотя бы забортной воды?

После пяти часов утра по приказу капитана производится усугубившая ситуацию попытка сделать циркуляцию для выравнивания судна.

Вода стала поступать сначала в рыбный цех через штатные шпигаты, которые не были задраены из-за отсутствия соответствующих команд. Затем, примерно в пять двадцать, она начала проникать в машинное отделение через вентиляцию, предусмотренную заводом.

Капитан по-прежнему не объявляет тревогу, не дает команду «задраить судно» и «осушить цех». С его точки зрения, нужно продолжать обработку рыбы из бункера по левому борту и таким, а никоим другим образом снимать нагрузку с борта. А ведь куда проще и быстрее от рыбы просто избавиться – тем более что в это время шпигат-отверстия по левому борту уже вошли в море, а два насоса продолжают подавать забортную воду в штатном режиме.

С их помощью за два часа масса поданной внутрь забортной воды составила около 300 тонн. Это груз, который рукотворно был принят капитаном в тот момент, когда судно уже имело максимально допустимую загрузку.

По мере затопления траулер все больше ложился одним бортом на бок. Уже поздно давать команду «Остановить насосы, задраить судно». Самое время для команды «SOS» и «Покинуть судно!» Невероятно, но – по свидетельствам пострадавших в трагедии – и такой команды нет! Кто не спит, те видят и понимают, что происходит – они начинают самовольно спасать свою жизнь.

Примерно в полшестого утра происходит короткое замыкание главного распределительного щита, появляется угроза взрыва – второй механик останавливает два главных двигателя. Машина обесточена.

И только, когда БАТМ лег на борт, звучат сигналы тревоги и приказ покинуть судно.

В 05.44 судами получен сигнал бедствия с траулера.

Примерно в 06.15 судно полностью ушло под воду.

С момента опасного крена и до полного затопления прошло не менее двух часов.

В 06.12 первое судно - траулер «Гранит» – подошло к месту крушения, но спасти всех его команда была уже не в силах.

  • Справка

Причины крушения и гибели людей

Подъем на борт левого трала с большим уловом.

Непринятие балласта в танки двойного дна перед подъемом многотонного трала.

Постановка правого трала.

Отказ срубить этот трал после его ухода на левый борт из-за ветра и волны.

Выбор неправильного курса для маневра.

Несвоевременное открытие кингстонов.

Отсутствие команд по задраиванию судна, остановке насосов, SOS и покинуть судно.


МК на Сахалине



Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
 <  Июль   <  2018 г.