Последние публикации

18 Дек 2018
В ЦСМС усовершенствовали работу региональных центров мониторинга во Владивостоке и Мурманске
18 Дек 2018
555 тонн спизулы добыли сахалинские компании с начала года
18 Дек 2018
Распределены квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного, любительского и спортивного рыболовства на рыбопромысловых участках Тверской области
18 Дек 2018
За два года численность ямальского муксуна снизилась в 30 раз!
18 Дек 2018
На Камчатке рыбная компания заплатит штраф за задержку выплаты заработной платы 209 работникам
18 Дек 2018
На Камчатке рыбная компания заплатит штраф за задержку зарплаты работникам
18 Дек 2018
Лаборатория Россельхознадзора выявила бактерии кишечной палочки в иваси производителя из поселка Ливадия
18 Дек 2018
Правительство области заключило новое акционерное соглашение с Архангельским траловым флотом
18 Дек 2018
Якутия подписала соглашения с Грузией и Болгарией о поставках рыбы, дикоросов и ювелирных изделий
18 Дек 2018
Японская газета рассказала о возрождении рыбной отрасли в России
18 Дек 2018
Полтавченко выдвинут в совет директоров ОСК
18 Дек 2018
Росрыболовство поздравляет с юбилеем ветерана рыбной отрасли – Валентина Киданова
18 Дек 2018
Потребление морепродуктов в США на душу населения увеличилось на 7,4%
18 Дек 2018
США увеличили импорт свежего филе атлантического лосося
18 Дек 2018
Экспортные цены на норвежскую скумбрию установили новый рекорд
17 Дек 2018
В магазинах Хабаровска продолжается реализация красной рыбы по ценам, ниже рыночных
17 Дек 2018
Ветеринарная лаборатория на Сахалине за неделю провела более 250 исследований рыбы и морепродуктов
17 Дек 2018
Рыбу обложили
17 Дек 2018
Рыбопромышленники и судостроители региона под эгидой Ассоциации ТПП СЗФО выработали консолидированную позицию по вопросу возможных изменений в принцип распределения квот
17 Дек 2018
Ритейлеры вынуждают контрагентов оплатить рост НДС
17 Дек 2018
«Второй сорт — не брак»: во Владивостоке провели экспертизу рыбы по соцпрограмме
17 Дек 2018
Путин перенес столицу Дальневосточного округа из Хабаровска во Владивосток
17 Дек 2018
Владелец "Норда" опасается, что Украина может продать арестованное судно на запчасти
17 Дек 2018
КМНС Поронайского района обсудили вопросы организации наважьей путины
17 Дек 2018
Встреча с главой Росрыболовства Ильей Шестаковым
17 Дек 2018
В Приморье началось строительство современного рыбоперерабатывающего завода
17 Дек 2018
Россия и Белоруссия обсудили планы сотрудничества в области рыбного хозяйства на 2019 год
17 Дек 2018
Рост цен на норвежского лосося на 49-й неделе продолжился
17 Дек 2018
Норвежский экспорт крабов и креветок вырос в объеме и стоимости
17 Дек 2018
Чилийский лосось вновь подешевел в Китае и Бразилии
17 Дек 2018
Американский импорт морепродуктов дорожает
17 Дек 2018
Герман Зверев принял участие в заседании Консультационного совета ЕЭК
14 Дек 2018
ВАРПЭ и «Высшая школа экономики» завершили масштабное исследование рыболовной отрасли
14 Дек 2018
Почти 50 млн рублей таможенных платежей недоплатили судовладельцы
14 Дек 2018
Врио губернатора Олег Кожемяко представил тинровцам планы развития Приморского края
14 Дек 2018
Вылов скумбрии увеличили рыбаки Приморья
14 Дек 2018
Квоты вылова сиговых видов рыб в следующем году сильно не изменятся
14 Дек 2018
Классика до последней запонки
14 Дек 2018
Георгий Мартынов: Наши рыбаки прямо заинтересованы в успехе программы «Приморская рыба»
14 Дек 2018
В АзНИИРХе состоялась международная конференция по актуальным вопросам рыбной отрасли
14 Дек 2018
РЕКОМЕНДАЦИИ ГРАЖДАНАМ: О выборе качественных рыбных консервов
14 Дек 2018
9,6 тысячи тонн терпуга добыли рыбаки Сахалина и Курил
14 Дек 2018
На рыбзаводах Атырау гибнут осетры
14 Дек 2018
В 2019 году украинские рыболовы не смогут законно рыбачить в Азовском море
14 Дек 2018
Нерест кижуча идет в водоемах командорского о.Беринга
14 Дек 2018
Минсельхоз намерен к 2021 году существенно расширить сеть атташе по АПК за рубежом
14 Дек 2018
Основными импортерами икры и рыбы лососевых пород из Приморья стали Япония и Китай
14 Дек 2018
Семинар «Тихоокеанский лосось в мире человеческих взаимоотношений: экономических, социальных, экологических, исторических, этнических и культурных».
14 Дек 2018
Рыболовам просчитали госконтроль
14 Дек 2018
Керченская сельдь претендует на звание «Крымский бренд»

Подписка на новости

Как и почему затонул траулер. Позиция защиты

2 апреля 2015 года в Охотском море произошла страшная трагедия. Большой автономный морозильный траулер (БАТМ) «Дальний Восток» ушел под воду, 69 членов экипажа не вернулись домой к родным, еще 63 рыбаков удалось спасти.

  • Защита против

В ноябре прошлого года Южно-Сахалинский горсуд вынес приговор судовладельцам, руководителям ООО «Магеллан» и ответственным чиновникам, признав их виновными в крушении траулера. Фемида назначила им наказания от пяти лет восьми месяцев до шести с половиной лет лишения свободы. Сегодня гость нашей редакции – Евгений Ефимчук, адвокат заместителя генерального директора ООО «Магеллан» Алексея Васина. Он и его коллеги не согласны с решением суда. Апелляция по делу о крушении БАТМа «Дальний Восток» назначена на 9 апреля.

- В течение двух с половиной лет с момента морской катастрофы и гибели рыбаков никто со стороны защиты не комментировал эти события, все хранили молчание, - рассказывает Евгений. – Мы наблюдали за ходом следствия, продвигали свою активную позицию по установлению истинных причин трагедии, но тем не менее считали, что суд во всем разберется. К сожалению, не разобрался. Безусловно, это мое частное мнение, мнение моих коллег и осужденных по делу, но под ним есть довольно прочный фундамент из веских доказательств, которые невозможно опровергнуть.

11 потерпевших также не согласны с приговором, они считают, что по делу осуждены невиновные. Приговор основан на том, что крушение судна и гибель членов экипажа вызваны изменениями судовладельцем конструкций корабля, в частности в борту были якобы проделаны дополнительные отверстия, для того чтобы выбрасывать рыбные отходы. Да, о таких изменениях говорит небольшая группа свидетелей. По моим подсчётам, шесть человек из 63 выживших.

Постараюсь объяснить, как это выглядит в действительности. После ремонта в Корее в порту Пусан, траулер проверяли два инспектора морского регистра, которые не обнаружили никаких конструктивных изменений, влияющих на безопасность мореплавания и эксплуатацию судна. Регистр – это государственная служба Российской Федерации, которая контролирует суда.

Далее БАТМ приходит во Владивосток, где его встречают таможня, пограничники и портовые службы. Два инспектора портового контроля осмотрели судно полностью и составили акт инспекции, в котором отразили 15 выявленных нарушений. Все они были устранены капитаном Анатолием Борисовым в течение двух дней. Затем траулер проверили повторно.

На выходе из бухты профессиональный фотограф рекламного агентства «Владиздат» сделал множество профессиональных снимков судна, причем по совпадению в основном левого борта, которым оно в последующем тонуло.

Это предоставляет нам возможность досконально осмотреть борт БАТМ «Дальний Восток» и убедиться, что никаких дополнительных отверстий в нём нет.

Незадолго до катастрофы, во время промысла, судно проверялось пограничным вельботом. В суде были допрошены два офицера-пограничника, которые рассказали, что при швартовке им был виден корпус корабля, но они не видели в нем никаких внештатных вырезов.

После крушения с помощью глубоководного аппарата было проведено подводное исследование судна. Был осмотрен его корпус и все отснято на видео- и фотоаппаратуру. Финансировала эту экспедицию компания–судовладелец в надежде, что такое исследование позволит установить истину. При таком исследовании корпуса судна следователи опять не обнаружили никаких дополнительных вырезов, не предусмотренных конструкцией.

Всем этим доказательствам противостоят заявления нескольких потерпевших о том, что в борту судна были дополнительные вырезы, не оборудованные закрытиями, через которые было видно море и резиновый сапог свободно пролазил!

Полагаю, что именно фото- и видеоматериалы свидетельствуют о честности инспекторов регистра и портового надзора о достойном техническом состоянии судна и неверных судебных выводах, на основании которых фигуранты дела признаны виновными.

Также на суде говорили о том, что во время ремонта в Пусане убрали водонепроницаемые переборки, что и стало причиной затопления траулера. Действительно, во время ремонта в конструкцию судна внесли изменения – рыбный цех был расширен за счет подсобных помещений. Однако эти перегородки не отвечают за непотопляемость судна. Рыбные цеха и складские помещения, а значит, и соответствующие переборки находятся выше ватерлинии. А вот как раз все перегородки, отвечающие за плавучесть и непотопляемость судна, находятся ниже палубы рыбного цеха, и их никто не удалял.

Обвинение заявляло и о том, что на судне не хватало спасательных средств. По официальным данным, на судне были жилеты, гидрокостюмы и плоты. 120 индивидуальных спассредств было закуплено для БАТМа его новым владельцем. Однако от предыдущего судовладельца в наследство, по разным оценкам, траулер получил сверху ещё от 30 до 40 гидрокостюмов. Итого – не меньше 150 штук. При этом в трагический рейс вышли 132 члена экипажа.

Судно было оборудовано 14 новыми спасательными плотами во время ремонта, на каждом – 20-25 мест, это минимум 280 посадочных мест всего, т.е. более чем в два раза больше численности экипажа.

  • Хроника трагических событий

Капитан Анатолий Борисов привел судно в район, где будет вестись промысел, и за три месяца до крушения передал его коллеге Александру Притоцкому, это было пре-дусмотрено контрактом.

Незадолго до катастрофы судовладелец отправил к месту промысла своих судов (в том числе и БАТМа «Дальний Восток») транспортный рефрижератор «Андромеда». Это стандартная процедура по перегрузу наловленной рыбы и приему топлива и судового снабжения на борт.

Получив распоряжение, капитан Александр Притоцкий подошел к транспортному судну на расстояние одну – две мили, а затем принял решение не выгружать улов, а проследовать в новый район промысла, хотя трюмы на тот момент были уже полны рыбы.

Далее следует череда необъяснимых грубых ошибок, допущенных на ходовом мостике.

2 апреля Притоцкий отдает приказ выставить левый трал. В итоге в нем оказывается огромный улов – около 130 тонн рыбы.

В 3.40 утра трал с уловом поднимают, и судно получает крен в 12 градусов, в цеху начинает скапливаться вода.

В 04.45 утра капитан принимает решение выставить еще и правый трал, возможно для того, чтобы уравновесить судно. Фатальное невезение – его струны залетают на левый борт.

Около пяти утра судно резко валится на левый бок с креном около 30°.

Третий помощник предлагает обрезать правый трал и освободить левый борт от рыбы. Капитан предложение отвергает. Вместо этого начинает маневр влево на большой скорости для выравнивания судна, за счет таких действий крен на левый борт мог бы уменьшиться, но зацепившийся трал – фактически плавучий якорь – не дает набрать скорость, и наклон только усиливается.

Между тем погода в Охотском море портится, поднимается ветер до 15-18 метров в секунду. В результате неудачного маневра судно разворачивается к ветру и волне правым бортом. Таким образом, и без того накрененный на левый борт траулер оказывается еще и под ударами штормового ветра и воды. Вода, как по слипу, закатывается за борт и уже не уходит обратно.

Вместе с тем капитан отдает еще один неадекватный ситуации приказ: принять в днищевые танки балласт суммарной емкостью 120 кубических метров. Команда была бы хороша раньше…

Отмечу, что в нижних танках судна должен находиться балласт в виде топлива или забортной воды для остойчивости в объеме 250 тонн, на момент катастрофы в днище траулера – всего около 74-х тонн.

Брать топливо у «Андромеды» капитан не стал, но что помешало в качестве балласта взять хотя бы забортной воды?

После пяти часов утра по приказу капитана производится усугубившая ситуацию попытка сделать циркуляцию для выравнивания судна.

Вода стала поступать сначала в рыбный цех через штатные шпигаты, которые не были задраены из-за отсутствия соответствующих команд. Затем, примерно в пять двадцать, она начала проникать в машинное отделение через вентиляцию, предусмотренную заводом.

Капитан по-прежнему не объявляет тревогу, не дает команду «задраить судно» и «осушить цех». С его точки зрения, нужно продолжать обработку рыбы из бункера по левому борту и таким, а никоим другим образом снимать нагрузку с борта. А ведь куда проще и быстрее от рыбы просто избавиться – тем более что в это время шпигат-отверстия по левому борту уже вошли в море, а два насоса продолжают подавать забортную воду в штатном режиме.

С их помощью за два часа масса поданной внутрь забортной воды составила около 300 тонн. Это груз, который рукотворно был принят капитаном в тот момент, когда судно уже имело максимально допустимую загрузку.

По мере затопления траулер все больше ложился одним бортом на бок. Уже поздно давать команду «Остановить насосы, задраить судно». Самое время для команды «SOS» и «Покинуть судно!» Невероятно, но – по свидетельствам пострадавших в трагедии – и такой команды нет! Кто не спит, те видят и понимают, что происходит – они начинают самовольно спасать свою жизнь.

Примерно в полшестого утра происходит короткое замыкание главного распределительного щита, появляется угроза взрыва – второй механик останавливает два главных двигателя. Машина обесточена.

И только, когда БАТМ лег на борт, звучат сигналы тревоги и приказ покинуть судно.

В 05.44 судами получен сигнал бедствия с траулера.

Примерно в 06.15 судно полностью ушло под воду.

С момента опасного крена и до полного затопления прошло не менее двух часов.

В 06.12 первое судно - траулер «Гранит» – подошло к месту крушения, но спасти всех его команда была уже не в силах.

  • Справка

Причины крушения и гибели людей

Подъем на борт левого трала с большим уловом.

Непринятие балласта в танки двойного дна перед подъемом многотонного трала.

Постановка правого трала.

Отказ срубить этот трал после его ухода на левый борт из-за ветра и волны.

Выбор неправильного курса для маневра.

Несвоевременное открытие кингстонов.

Отсутствие команд по задраиванию судна, остановке насосов, SOS и покинуть судно.


МК на Сахалине



Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
 <  Декабрь   <  2018 г.