Последние публикации

19 Июл 2018
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 26 сентября 2017 г. № 648
19 Июл 2018
20 июля на Северной верфи состоится церемония закладки ярусолова для рыбаков Карелии
19 Июл 2018
Специалисты обсудили критерии оценки эффективности лососевых рыбзаводов на Дальнем Востоке
19 Июл 2018
Состоялся первый электронный аукцион по аквакультурным участкам: цена лота выросла в 22 раза – до 15,2 млн рублей
19 Июл 2018
Завершается работа по созданию проекта ветеринарных правил для рыбоводов
19 Июл 2018
Лососевая путина: к берегам Камчатки начались массовые подходы горбуши
19 Июл 2018
Виктор Черепов, вице-президент РСПП: «Отмена «исторического принципа» в рыбной отрасли – это поворотный момент, который затрагивает экономику всей страны.
19 Июл 2018
75 кг икры изъято у браконьеров на западе Камчатки
19 Июл 2018
Будьте как дома
19 Июл 2018
На реке Быстрой задержано трое браконьеров
19 Июл 2018
Сетной бизнес
18 Июл 2018
Баренцевоморское медведевское «кошмаривание» рыбаков
18 Июл 2018
Пелагическая путина: общий вылов достиг 7,7 тыс. тонн, что в 5 раз превышает уровень прошлого года
18 Июл 2018
Барк «Крузенштерн»: Из Свиноустья в Эсбьерг на парусную регату
18 Июл 2018
ВАРПЭ рассматривает вопрос о проведении Всероссийской чрезвычайной конференции работников рыбохозяйственного комплекса
18 Июл 2018
В заливе Анива началась лососевая путина
18 Июл 2018
Ученые отслеживают с воздуха подходы лососей в реку Амур
18 Июл 2018
Фрегат «Паллада» будет задействован в культурной программе Морского салона во Владивостоке
18 Июл 2018
Михаил Иваник провел заседание межведомственной рабочей группы с Пограничной службой ФСБ России
18 Июл 2018
Ученые спрогнозировали ход развития пелагической путины: рекомендовано освоить 415 тыс. тонн скумбрии, сардины и сайры
18 Июл 2018
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 06.07.2018-12.07.2018
18 Июл 2018
Цены на отдельные виды рыбной продукции в Китае: 27-я неделя 2018 г
18 Июл 2018
Экспорт норвежского лосося 02.07.18-08.07.18
18 Июл 2018
Цены на сардины и скумбрию на японском рынке растут на фоне снижения поставок
18 Июл 2018
Данные о ценах на морепродукты на мировых оптовых рынках: 28-я неделя 2018 г
17 Июл 2018
Компании Поронайского района вышли в лидеры по добыче горбуши
17 Июл 2018
ФАО представила обзорный доклад о состоянии мирового рыболовства и аквакультуры
17 Июл 2018
В заливе Анива пропала лодка с одним человеком на борту
17 Июл 2018
ВНИРО приглашает молодых ученых на очно-заочную конференцию
17 Июл 2018
Илья Шестаков посетил с рабочим визитом Бангладеш
17 Июл 2018
ВАРПЭ обратилась в Государственную Думу с просьбой приостановить рассмотрение поправок в закон «О государственной границе Российской Федерации»
17 Июл 2018
В Крыму снят сезонный запрет на лов раков
17 Июл 2018
Экспорт морепродуктов из Южной Кореи: 1-22 недели 2018 г
17 Июл 2018
Китайские супермаркеты стали указывать место происхождения лосося
17 Июл 2018
Британские потребители стали есть меньше морепродуктов, но платить за них больше
17 Июл 2018
Аляска стремится удвоить экспорт минтая и лосося в Бразилию
16 Июл 2018
Идущему покорится дорога!
16 Июл 2018
Мурманские рыбопромысловые компании выступают против отмены «исторического принципа» распределения квот
16 Июл 2018
Рыбаки запротестовали гудком
16 Июл 2018
Передел рыбной отрасли грозит массовыми сокращениями работников
16 Июл 2018
В районе села Ясноморского сахалинец на самодельном плоту вышел в море и пропал
16 Июл 2018
Первый улов кижуча взяли рыбаки Северных Курил
16 Июл 2018
Сахалин и Хоккайдо обсудили совместное противодействие незаконному промыслу краба в российских и японских водах
16 Июл 2018
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 26 сентября 2017 г. № 648
16 Июл 2018
Глава Росрыболовства вручил ведомственные награды руководителям рыбопромышленных предприятий
16 Июл 2018
Россия добилась выгодных условий ведения промысла пелагических рыб в Конвенционном районе
16 Июл 2018
На первом заседании рабочей группы по проблемным вопросам внедрения ГИС «Меркурий» даны разъяснения по процедуре выгрузки рыбы в порту
16 Июл 2018
Камчатские браконьеры недовольны работой рыбоохраны
13 Июл 2018
Рыбной промышленности на Камчатке устроили колыбель
13 Июл 2018
Сахалинские рыболовы укоротят невода

Подписка на новости

Одни на Курилах

В Сахалинской области идет формирование территории опережающего развития (ТОР) «Курилы». Постановление о ее создании было подписано в конце августа, обозначен профиль ТОР – глубокая переработка рыбы и других водных биоресурсов. Также обозначены преференции для резидентов: таможенные и налоговые льготы (к 2026 году их объем достигнет 2,2 млрд рублей), помощь в создании инфраструктуры. Результатом должно стать создание 700 новых рабочих мест, 5,8 млрд рублей налогов за тот же период – до 2026 года, усиление российско-японских хозяйственных (а как следствие и политических) связей и, конечно, увеличение в десятки раз выпуска рыбной продукции.
 
При этом изначально подчеркивалось, что ТОР создается под конкретный проект конкретного предприятия. Решение о формировании ТОР «Курилы» было принято после обращения руководства рыбокомбината «Островной». Того самого, который «прославился» на всю страну после прошлогодней прямой линии с президентом, когда его работники пожаловались на чудовищные задержки зарплаты. Год прошел в попытках выправить ситуацию, найти и наказать виновных, а главное – реанимировать некогда процветающее производство, градообразующее предприятие Шикотана.
 
Решение было найдено: комбинат «Островной» как якорный резидент ТОР «Курилы» готов заняться строительством комплекса по выпуску мороженой и охлажденной рыбопродукции и консервов. Инвестиции в проект – 7,4 млрд рублей, рабочих мест – 700. Консервный завод, корпус под линию рыбомучной установки, морозильный склад на 15 тысяч тонн будут готовы, согласно проекту, к 2018 году, два роботизированных морозильных завода и завод по глубокой переработке тресковых и лососевых пород рыб – к 2020-му.
 
Однако недавно стало известно, что на Шикотане аналогичный рыбоперерабатывающий комплекс уже создает крупнейший в отрасли игрок, у которого проблем, подобных тем, что есть у «Островного», не было и нет, – группа компаний «Гидрострой».
 
 
Планы комбината «Островного» последний раз внятно озвучивались летом. А в телесюжете, вышедшем на государственном телеканале несколько дней назад, о них не упоминается вовсе. Зато много говорится о планах «Гидростроя»: здесь и рассказ о недавно купленных современных судах, и о развернувшемся строительстве рыбоперерабатывающего мегакластера, и о создании энергетической инфраструктуры, и о намерении «накормить сардиной иваси не только Россию, но и Китай, и даже страны Африки».
 
Получается, «Гидрострой» вытеснил «Островной» из проекта? Или на одном небольшом острове смогут уживаться и конкурировать два масштабных предприятия одного профиля? А может быть, две компании объединились на условиях, устроивших обе стороны?
 

НЕ КОНКУРЕНТЫ
Владимир Бочарников, генеральный директор ЗАО «Курильский рыбак» (входит в структуру ГК «Гидрострой») на вопрос о том, задействует ли компания мощности «Островного» для реализации своего проекта и связаны ли как-то компании между собой, отвечает однозначно: нет. Отметим, что и руководство, и новый инвестор «Островного» не имеют к «Гидрострою» отношения (весной 2016 года инвестором первого стала сахалинская компания ООО «Курильский универсальный комплекс». – Прим EastRussia).
 
– На Шикотане «Гидрострой» запустил свой завод еще в 2003 году. Он у нас был третьим по счету: до него построены два рыбоперерабатывающих комплекса на Итурупе – «Ясный» и «Рейдово», а комплекс «Колхоз имени Кирова», что в Корсаковском районе, вошел в состав «Гидростроя» в 2009 году, – говорит EastRussia Владимир Бочарников. – Так что база на Шикотане у нас давно есть: сам завод, холодильники, общежития для работников. Свой причал мы здесь построили. В начале осени к нам пришли норвежские суда – рыболовецкие траулеры, купленные «Гидростроем»: «Торленд» и «Торон». Словом, речь идет не о запуске проекта с нуля, а о переоборудовании, обновлении.
 
Как рассказывает Бочарников, сейчас все руководство «Гидростроя», по его выражению, «в полном составе» уехало в Исландию: перенимают опыт работы похожего рыбоперерабатывающего комплекса, изучают новое оборудование, которое сахалинская компания закупила у исландских коллег.
 
– Исландская линия для переработки у нас уже установлена, смонтировали ее меньше чем за две недели. Ждем другого автоматизированного оборудования – по сортировке, укладке. Завод будет специализироваться на мороженой продукции из сардины иваси и минтая. Производительность его будет 1000 тонн в сутки, – говорит Бочарников. – Запустим новый завод ориентировочно к июню 2018 года. Сказать, что особо много рабочих мест на нем будет создано, не могу: из-за высокой степени автоматизации производства их не может быть много.
 
В «Гидрострое» говорят: главное, в чем могло бы помочь компании государство, – это энергетическая инфраструктура. По расчетам, мощность, потребляемая заводом, составит 6 мегаватт, а на Шикотане с энергообеспечением туго. А как же ТОР? Там ведь должны помочь резидентам с созданием необходимой инфраструктуры? Но «Гидрострой» не является ее резидентом. И вроде бы даже не собирается.
 
– На участие в ТОР «Курилы» на данный момент подана только одна заявка, на 7,4 млрд рублей, – это заявка рыбокомбината «Островной». Она находится в рассмотрении, – сообщила EastRussia Евгения Васильева, официальный представитель Министерства по развитию Дальнего Востока.
 
Рассмотрение этой заявки длится с начала июля (она была подана до подписания постановления о создании ТОР). Заявка пока даже еще не одобрена. А «Гидрострой» уже вовсю работает, не дожидаясь отмашек и разрешений.
 
Получит ли одобрение проект «Островного» в создавшихся условиях? Тем более с учетом того, что по возможностям, технологическому оснащению комбинат изначально существенно проигрывал «Гидрострою» (например, своего флота у «Островного» нет, и сырьем с ним «делились» другие компании). Вопросы, пожалуй, риторические.
 
Можно сказать, что «Гидрострой» отвоевал еще одну территорию. Компания, в частности, активно включается в добыче и переработку сардины иваси, которая сейчас, впервые за долгое время, пошла к Курильским берегам. По прогнозам ученых, в ближайшие 5 лет ее можно будет добывать по 4 млн тонн в год. А это сравнимо с объемом всех водных биологических ресурсов, добываемых в России.


И РЫБАКИ, И СТРОИТЕЛИ
Собственно, это всегда отличало компанию «Гидрострой», – умение быстро ориентироваться в любой ситуации.
 
Начинало предприятие как строительное – еще в 1990-е. От работы в этой сфере не отказалось, но тогда же, в 90-е, занялось и рыбной отраслью. Так что сейчас это и крупнейший в России рыбохозяйственный холдинг, и одна из ключевых для Сахалинской области строительная компания.

 
Кроме полутора десятка предприятий, связанных с рыбной отраслью (а их компания всегда строила и обслуживала сама), на счету «Гидростроя» возведенные на островах школы, больницы, детские сады, геотермальная электростанция с подъездной дорогой в 22 км, 6 мостов; 12 км автодорог; около 20 жилых домов, инженерные объекты, аэропорт «Ясный» на Итурупе, культурно-спортивный центр в Курильске, там же – пожарная часть, жилые комплексы для сезонных рабочих. Собственный флот «Гидростроя» – это около 40 судов.
 
«Все грузовые и пассажирские морские перевозки на Итурупе обслуживает погрузо-разгрузочное управление ГК «Гидрострой». В год перевозится 40–45 тысяч тонн различных грузов. Это обеспечивает потребности самой компании, муниципальных предприятий, населения, а также объектов, строящихся в рамках Курильской программы», – отмечается на официальном сайте группы компаний.
 
В «Гидрострое» говорят о том, что предприятия, входящие в ГК, являются градообразующими по меньшей мере для четырех населенных пунктов Сахалинской области, а работу дают (с учетом сезонных рабочих) более чем 6000 человек. Это, к слову, больше, чем все население Итурупа.
 
Создатель ГК «Гидрострой» Александр Верховский однажды заметил, что компания является главным исполнителем федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов». С этим трудно не согласиться, остается только добавить, что и одним из ключевых налогоплательщиков Сахалинской области – тоже.
 

ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД 
При этом сказать, что репутация «Гидростроя» в регионе абсолютно безупречна, нельзя. Периодически с компанией оказываются связаны разного рода скандалы и разбирательства.
 
В 2013 году, например, жители поселка Озерского составили обращение президенту Владимиру Путину и в областную прокуратуру, жалуясь, что «Гидрострой» местных на работу не берет, оставляя их без средств к существованию, а нанимает на работу гастарбайтеров. Обвиняли руководство компании и в общем развале поселка. Якобы людям пообещали, когда «Гидрострой» заходил в Озерский, в обмен на паи рыбколхоза имени Кирова (к тому времени практически банкрота) наладить жизнь в населенном пункте, но обманули, и стало только хуже.
 
В разное время предприятия, входящие в «Гидрострой», уличали и в незаконном получении налоговых льгот (речь о десятках миллионов рублей), и в невыполнении в срок строительных договоров.
 
Но для «Гидростроя» все эти случаи, по большому счету, последствий не имели. После заявления из Озерского в кабинетах руководства холдинга прошли обыски (судя по всему, следователи не нашли того, что их интересовало). А в итоге жители поселка получили из регионального правительства ответ в том духе, что, мол, работодателя понять можно: российские работники злоупотребляют алкоголем, требуют неоправданно большую зарплату, работают плохо, не то что квалифицированные и трудолюбивые иностранцы.
 
И этот ответ отлично иллюстрирует отношение к компании в регионе в целом: все не без недостатков, а бизнес и вовсе вести без единого промаха невозможно. Но если бизнес «тащит» на себе то, что не под силу ни региональным, ни иной раз и федеральным властям, на некоторые «мелкие промахи» стоит для всеобщего блага закрыть глаза.
 
Загадывать рано, но высока вероятность, что нечто подобное произойдет и с ТОР «Курилы». Пока все ждут и обсуждают, компания-гигант вовсю работает, создавая производство, аналогов которому в мире немного. И делает это за свои деньги.
 
Кстати сказать, не все в идее ТОР «Курилы» сахалинцев устроило. В частности, у многих недоумение вызвало намерение активно привлекать в новую ТОР крупных японских инвесторов «для совместного освоения» проектов. Понятно, что те, кто оказался недоволен такой перспективой, руководствовались политическими, а не экономическими соображениями (речь о спорах вокруг Курил). Но в сентябре в регионе была создана Южно-Курильская ассоциация развития (ЮКАР), разработавшая предложения по развитию предпринимательства на Шикотане и Кунашире без участия японской стороны. И здесь все тоже замерло на уровне намерений.
 
Пока ЮКАР, региональное правительство и федеральные власти искали возможность «встретиться и поговорить», «Гидрострой» еще на несколько шагов продвинулся в своем проекте, по сути, закрыв туда путь для тех иностранных инвесторов, которые этой компании сейчас пока не очень интересны. То есть и большую политику на островах тоже делает бизнес.

Один из источников EastRussia, прокомментировавших ситуацию вокруг ТОР «Курилы», обратил внимание на сильный политический аспект в вопросе создания и развития данной территории опережающего развития. Так, несмотря на то, что заявления о создании ТОР на Южных Курилах со стороны Минвостокразвития России звучали с 2015 года, непосредственно юридическое оформление новой экономической зоны произошло в ускоренном режиме – буквально в течение двух месяцев. «Ощущение, что это делалось в качестве усиления национальных переговорных позиций накануне встречи лидеров России и Японии на ВЭФ», – отметил эксперт.

Такой логикой объясняется, в частности, риторика вокруг новой ТОР. Российская сторона два месяца подождет от Японии предложений по участию в территории опережающего развития (ТОР) «Курилы», а потом начнет искать для нее инвесторов в России и других странах, заявил 7 сентября журналистам вице-премьер РФ, полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев. Срок данного «ультиматума» истекает уже скоро – 7 ноября, при этом до сих пор ни о каких инициативах японской стороны публично объявлено не было. Более того, в Реестре резидентов ТОР, опубликованном на сайте Корпорации развития Дальнего Востока, в принципе отсутствуют резиденты ТОР «Курилы».

«Мы с уважением относимся к предложениям наших японских коллег по совместному развитию Курильских островов, но хотели бы эти предложения увидеть на бумаге», — цитировали в сентябре информационные агентства Юрия Трутнева. 


Ранее EastRussia писало о риторике японских СМИ в ответ на создание ТОР «Курилы». В основе аргументации почти всех газет был тезис о том, что создание данной экономической зоны идет вразрез с достигнутыми ранее договоренностями о поиске форм совместного хозяйствования на островах, поскольку подразумевает исключительно российскую юрисдикцию. А значит, писала пресса, инициатива должна быть игнорирована японским правительством.

 Юлия Старинова

ИА «Восток России»


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
 <  Июль   <  2018 г.