Последние публикации

22 Авг 2017
На набережной острова Русский растут «Улицы Дальнего Востока»
22 Авг 2017
В Китае надеются, что «рыбное» место КНДР займут товары из Приморья
22 Авг 2017
Потерявший ход траулер «Хугинн» буксируют в порт Мурманска
22 Авг 2017
В Северо-Западном теруправлении Росрыболовства состоялось первое межведомственное совещание
22 Авг 2017
Сахалинские пограничники задержали членов двух браконьерских групп
22 Авг 2017
Сахалинские экологи: рыбоводный завод "Лесной" лишает Очепуху нерестового стада горбуши
22 Авг 2017
На Сахалине и Курилах добыто более 19 тысяч тонн лососей
22 Авг 2017
На Сахалине начинается кетовая путина
22 Авг 2017
«Ростех» прибило к берегу
22 Авг 2017
Уловы лосося на Камчатке превзошли все ожидания
22 Авг 2017
Гибель гребешка в Приморье из-за ЧС компенсируют из федерального бюджета
22 Авг 2017
Около 400 экспертов со всего мира соберутся на Тихоокеанской морской конференции в Приморье
22 Авг 2017
В Приморье после 15-летнего перерыва возобновится промысел крабов
22 Авг 2017
В Хабаровском крае у браконьеров изъято 170 кг лососевых рыб и 100 кг красной икры
22 Авг 2017
Между предприятиями рыбной отрасли Севастополя в августе распределены 20 млн рублей
22 Авг 2017
Шестаков: Обсуждаются контракты на строительство 40 рыбопромысловых судов
21 Авг 2017
На прибрежной полосе в Кроноцком заливе сотрудники ПУ ФСБ России обнаружили тайник
21 Авг 2017
Рыбаки Сахалина и Курил готовы к кетовой путине
21 Авг 2017
Кижуч на Сахалине возьмут в сентябре
21 Авг 2017
Курильские рыбаки будут работать в особом режиме
21 Авг 2017
Активистку Гринпис России задержали в Норвегии
21 Авг 2017
На выезде из Мурманска в лесу свалены мешки с остатками камчатских крабов
21 Авг 2017
Горбуша по 36 рублей появилась в магазинах Николаевского района
21 Авг 2017
Новые резиденты ТОР и СПВ займутся глубокой переработкой рыбы и «умной» утилизацией автомобилей
21 Авг 2017
В Сахалинской области разрешили вылавливать рыбу на единственном РУЗе
21 Авг 2017
Первое предупреждение
21 Авг 2017
Рыболовы не вернулись со встречи с пограничниками
21 Авг 2017
Илья Шестаков: На стадии обсуждения находятся контракты на строительство более 40 рыбопромысловых судов
21 Авг 2017
Замдиректора ВНИРО Олег Булатов назначен представителем России в нескольких международных организациях в области рыболовства
21 Авг 2017
Принята резолюция по итогам Всероссийской конференции по безопасности мореплавания рыбопромысловых судов
21 Авг 2017
Отрасль готовится к переходу на ЭПЖ и электронные разрешения
21 Авг 2017
Верховный суд РФ принял к рассмотрению иск об отмене принятой недавно нормы о минимальном ежегодном изъятии объектов аквакультуры в подзоне Приморье
18 Авг 2017
Россия и Япония провели консультации по совместной деятельности на Курилах
18 Авг 2017
Рыбе нужен холод
18 Авг 2017
Россельхознадзор обнаружил мышьяк в форели из Китая
18 Авг 2017
Китай отменил запрет на рыбную ловлю в спорных водах Южно-Китайского моря
18 Авг 2017
В Красноярском крае сотрудники транспортной полиции пресекли факты нарушений правил рыболовства
18 Авг 2017
Дальневосточные спасатели проводят учения по добыче осьминогов в Приморье?
18 Авг 2017
В Баренцевом море дрейфует судно «Хугинн»
18 Авг 2017
Водоемы Вологодской области зарыбили молодью стерляди
18 Авг 2017
В Сочи сожгли крупную партию рыбы из Армении
18 Авг 2017
Николай Фёдоров: после запрета дрифтерного лова экспортная стоимость рыбы выросла
18 Авг 2017
Горбуша хороша, да цена кусачая. Многим островитянам «доступная рыба» не по карману
18 Авг 2017
Глава Росрыболовства заявил об урегулировании конфликта с РПЦ из-за здания ВНИРО
18 Авг 2017
В Норвегии выразили готовность возобновить поставки семги в Россию
18 Авг 2017
Жители Бурятии выступили за запрет использования моторных лодок в период нереста омуля
18 Авг 2017
Утверждена деловая программа Международного рыбопромышленного форума
18 Авг 2017
Потребительские цены на рыбу с начала года выросли на 6%
18 Авг 2017
Илья Шестаков: Форум задаст новый формат общения в рыбной отрасли
18 Авг 2017
2016 год для норвежской аквакультуры оказался «золотым», однако на горизонте сгущаются тучи

Подписка на новости

Евгений Степанов, «Доброфлот»: Офис выходит в море

Группа компаний «Доброфлот» оснастила оборудованием морской связи VSAT и подключила к широкополосному интернет-каналу три своих плавбазы. На очереди — подключение четырнадцати рыболовных и транспортных судов. О значении этих проектов для деятельности «Доброфлота» рассказывает его ИТ-директор Евгений Степанов.

Intelligent Enterprise: Расскажите, пожалуйста, в общих чертах о производственной цепочке «Доброфлота».

Евгений Степанов: Ключевой момент здесь — прямая переработка свежевыловленной дикой (а не искусственно выращенной) рыбы, это позволяет доставлять конечному потребителю продукцию наивысшего качества. В советское время для такой переработки широко использовались плавбазы — суда-рыбзаводы, и три крупнейших в мире судна такого типа, серии «Содружество», были построены в конце 1980-х для дальневосточного рыболовного флота. Одно из них — «Всеволод Сибирцев» — с 2014 года принадлежит нам. А перед этим оно долгое время находилось у зарубежных владельцев и не использовалось по первоначальному назначению; мы провели на нем капитальный ремонт, модернизировали оборудование, и сегодня это наш флагман, ведущий производитель продукции. «Всеволод Сибирцев» за одни сутки может безотходно переработать более шестисот тонн рыбы при том, что обычная норма — до пятисот тонн. Кроме того, у нас есть две малые плавбазы — «Залив Восток» и «Капитан Ефремов», а также консервный завод на берегу, в поселке Южноморском под Находкой.

Первое звено цепочки — вылов рыбы. Эту задачу у нас выполняют суда типа СТР — сейнер-траулер рефрижераторный. В зависимости от обстоятельств СТР может сам подойти к плавбазе или перегрузить рыбу на корабль типа ТР — транспортный рефрижератор, который уже доставит ее к месту производства. СТР и ТР вместе должны обеспечить бесперебойную подачу сырья на переработку. Когда рейс заканчивается, плавбаза возвращается в порт и готовые продукты выгружаются на берег. Затем они развозятся по регионам и поступают на прилавки магазинов — это уже работа коммерческой, логистической и других служб, не относящихся напрямую к производству. А мы как ИТ-отдел отвечаем за информационную инфраструктуру — программное обеспечение и оборудование, которые используются на всех наших объектах.

Что дает компании подключение судов к широкополосному интернет-каналу?

Сначала уточню, что мы, конечно, и раньше пользовались спутниковыми каналами, но другими — Inmarsat и Iridium, а сейчас все три наши плавбазы подключили к VSAT и планируем подключить также четырнадцать малых судов — те самые СТР и ТР, о которых я говорил. В чем тут разница? Все доступные тарифные планы как Inmarsat, так и Iridium тарифицируются по трафику — отдельно голосовой и отдельно трафик передачи данных; какое-то количество льготных минут и мегабайтов может быть включено в абонентскую плату, но как только они исчерпываются, цена взлетает. Чтобы счета не выросли до астрономических размеров, приходится постоянно следить за объемами трафика и при достижении пороговых значений ограничивать продолжительность телефонных переговоров, пользование Интернетом, а то и вообще отключать связь. В случае же VSAT можно за фиксированную плату получить спутниковый канал с заданной пропускной способностью и спокойно работать, не опасаясь превышения лимита, как если бы мы находились в офисе на берегу.

На суше у нас два головных офиса — во Владивостоке и в Москве — и ещё несколько филиалов в разных городах. Везде сотрудники работают в стандартной структуре с корпоративной ERP-системой и с другими нашими бизнес-приложениями, звонят по телефону, обмениваются электронной почтой и короткими сообщениями в мессенджерах. Точно такие же возможности благодаря VSAT получили и наши плавбазы, а вскоре получат СТР и ТР. В море становится доступна передача больших данных — например, обновленных карт, которые иначе пришлось бы везти на физическом носителе; можно работать с онлайн-сервисами, такими как корпоративный портал группы компаний «Доброфлот». Понятно, что всё это самым непосредственным образом влияет на скорость, на оперативность принятия решений.

Если говорить о телефонии, то для звонков через Inmarsat и Iridium тарификация поминутная и стоимость минуты далеко не маленькая, а поверх канала VSAT у нас работает внутрикорпоративная IP-телефония, которая доступна 24 часа в сутки и никак отдельно не тарифицируется. Мы по короткому номеру звоним на судно, находящееся в Тихом океане, разговариваем с капитаном и оперативно решаем вопрос.

Еще один момент — мониторинг судового оборудования. У нас в компании есть смежные службы, которым интересны параметры двигателей, радаров, информация о курсе корабля — всё это доступно им в реальном времени. Правила безопасности мореплавания требуют установки видеонаблюдения на борту, и у нас это соблюдается: на каждом судне стоят видеокамеры, которые контролируют его движение, процессы погрузки и разгрузки. И по нашему каналу мы в состоянии передавать на берег изображение с этих камер — правда, с предварительным сжатием.

Нельзя, наконец, забывать и об условиях пребывания на судне — ведь рейсы длятся по нескольку месяцев, и для людей, естественно, очень важно поддерживать контакты с теми, кто остался на берегу, знать, что у них происходит. Экипаж «Всеволода Сибирцева» — 480 человек, и там развернуты две сети доступа в Интернет: одна для корпоративного сегмента, вторая для личных нужд. Скорость, может быть, не самая высокая, поскольку пропускная способность канала — 3 Мбит/с, а количество одновременных онлайн-сессий — около двухсот, но веб-странички открываются, а самое главное, доступны мессенджеры и, значит, имеется постоянная связь с домом. Можно писать близким, отправлять им фотографии, получать сообщения от них и быть в курсе всех событий. Есть и возможность позвонить на обычный телефонный номер по сниженному тарифу. Установлены мультимедиа-серверы, работает телевидение, в том числе по Wi-Fi, чтобы смотреть его на смартфоне. Одним словом, люди находятся в полноценном информационном поле.

Аналогичные условия мы собираемся обеспечить на транспортных и добывающих судах — правда, они меньше, так что развертывание отдельной сети для экипажа не планируется. По предварительным расчетам канала 2 Мбит/с — столько мы заказываем у оператора — должно хватить для всех бизнес-задач, и еще останется некоторый запас. После внедрения мы измерим реальное потребление трафика, заново пересчитаем потребности и при необходимости расширим канал, чтобы персонал мог пользоваться Интернетом в свое свободное время.

Как вы реализовали проект по подключению плавбаз, и как собираетесь проводить его на малых судах?

Здесь, конечно, есть определенные технические нюансы, особенно в том, что касается антенны. Спутники VSAT — геостационарные, поэтому на суше, в стационарной системе, достаточно раз и навсегда установить антенну так, чтобы главный лепесток был направлен в нужную точку небесной сферы, и больше ее не трогать. А в море специальная подсистема непрерывно наводит антенну на спутник. Сама антенна должна находиться на возвышении, для нее строится пьедестал или используется уже существующий, а ее контроллер и модем устанавливаются внизу — в радиорубке или в каком-то другом помещении, выделенном под серверную комнату. Остальное активное сетевое оборудование такое же, как в любом другом офисе.

Проекты для плавбаз мы реализовали своими силами. Прежде всего, конечно, нужно было найти специалистов по таким подключениям. Мы их нашли, с их помощью провели обследование, закупили оборудование, заказали монтаж и сейчас эксплуатируем построенные системы. А с малыми кораблями решили пойти по другому пути. Оператор Orange Business Services, который предоставляет нам спутниковый канал, предложил комплексную услугу, включающую помимо канала установку и сопровождение инфраструктуры. Абонентская плата, конечно, повышается, но зато у нас нет капитальных затрат на начальном этапе, и мы не должны ни о чем заботиться: специалисты Orange сами закупают всё от антенн до коммутаторов и источников бесперебойного питания, сами монтируют, настраивают, вводят в эксплуатацию. И мы можем быть уверены в качестве обслуживания, так как хорошо знакомы с их технической поддержкой, и очень довольны. Она именно такая, какой должна быть: не мы звоним в службу и говорим, что у нас что-то сломалось, а нам звонят и предупреждают: у вас проблема, сейчас исправим. Когда же через несколько лет оборудование выработает ресурс, нам не придется заново изучать изменившийся рынок — оператор сам проведет необходимую модернизацию или замену. Стоимость будет добавлена к абонентской плате; единый счет — еще один большой плюс.

Мы используем антенны Cobham Sailor 900, которые поставляет компания «Транзас», и по преимуществу работаем через спутник «Экспресс AM5». В зоне его покрытия находятся моря, где мы ведем промысел,— Охотское, Японское и частично Берингово. Оператор гарантирует нам канал с пропускной способностью 2 Мбит/с, который можно расширить до 6 Мбит/с или даже до восьми.

Что можно сказать о надежности VSAT, особенно на тех широтах, где вы работаете? Ведь геостационарные спутники висят над экватором, и в полярных областях связь недоступна вообще.

Такая проблема действительно существует, поэтому основной VSAT-канал дублируется резервным. Мы сохраняем оборудование Inmarsat и Iridium — просто переходим на тариф без абонентской платы — и в случае необходимости можем воспользоваться другим спутниковым каналом. А вблизи берегов есть и возможность подключения к сотовым сетям GSM.

На «Всеволоде Сибирцеве» тестируется электронный промысловый журнал — расскажите, пожалуйста, об этом проекте.

Закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» требует, чтобы на каждом судне был промысловый журнал, куда вносится информация о вылове рыбы и других действиях, влияющих на состояние морской среды. Контролирующие организации имеют право проверять его на предмет возможных нарушений. Стандартно промжурнал ведется на бумаге, но в 2016 году ЦСМС — Центр системы мониторинга и связи при Федеральном агентстве по рыболовству — выпустил программный комплекс, который позволяет вести его в электронной форме и сразу передавать данные в центр.

Летом прошлого года руководство «Доброфлота» и ЦСМС договорились о тестировании электронного промжурнала на «Всеволоде Сибирцеве», который тогда находился на промысле в Тихом океане. Специалисты Владивостокского филиала ЦСМС установили программное обеспечение дистанционно, с помощью удаленного доступа, обучение членов экипажа тоже провели по спутниковой связи. Затем началась опытно-промышленная эксплуатация, в центр стали поступать наши отчеты и замечания по программе. Я думаю, в дальнейшем во многих компаниях захотят установить эту систему, потому что электронный журнал удобнее бумажного. На «Всеволоде Сибирцеве» каждый, от кого это требуется по должности, — капитан, руководитель производства — вносит в систему те данные, которые относятся непосредственно к нему. Из всего этого автоматически собирается промжурнал и сразу отправляется в центр мониторинга.

Добавлю, что наш внутренний документооборот давно уже стал электронным, а для нас он очень важен. На каждом судне он появляется одновременно с подключением VSAT, и если раньше мы могли позволить себе это только на плавбазах, то сейчас, с переходом на сервисную модель, получим полноценный офис также на промысловых и транспортных судах.

С Евгением Степановым беседовала обозреватель IE Мария Суханова

Intelligent Enterprise/RE («Корпоративныесистемы»)


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
 <  Август   <  2017 г.