Последние публикации

29 Ноя 2022
Миллионы тилапий погибли у кенийских рыбоводов на озере Виктория
29 Ноя 2022
Китайский импорт и экспорт краба в сентябре 2022 года
29 Ноя 2022
Экспорт вьетнамского пангасиуса активно растет
29 Ноя 2022
Японская квота на вылов голубого тунца увеличена на 295 тонн в 2023-2025 гг.
29 Ноя 2022
Экспорт мойвы из Исландии в сентябре 2022 года
29 Ноя 2022
Экспедицию для оценки состояния популяции раков в Дону и реке Сал провели ученые
29 Ноя 2022
Динамику состояния ресурсной базы Охотского моря обсудили на заседании НКС
29 Ноя 2022
Депутаты Государственной Думы РФ на стороне Мурманского рыбного порта
29 Ноя 2022
Власти отправили самолетом с Камчатки в Москву шесть тонн рыбных консервов для Донбасса
29 Ноя 2022
Отправка на экспорт в Китай тихоокеанской кеты и лососевой икры проконтролирована в Хабаровске
29 Ноя 2022
Сохранение ресурсного обеспечения рыбохозяйственного комплекса обсудят на Камчатке
29 Ноя 2022
Ставки за вылов водных биоресурсов на Камчатке повысятся с 1 января 2023 года
29 Ноя 2022
Порядка 40 тысяч тонн минтая за месяц выловили камчатские рыбаки
29 Ноя 2022
Фарерские острова продлили соглашение о рыболовстве с Россией
29 Ноя 2022
Прокуратура выяснит, почему гибнут обитатели Приморского океанариума
29 Ноя 2022
Водоемы Владимирской области пополнились молодью сазана
29 Ноя 2022
Рыбные ряды: оптовые цены на некоторые виды рыбной продукции продолжили снижаться
29 Ноя 2022
Приморское ТУ Росрыболовства согласовало проект строительства нового бытового городка для судостроителей в городе Большой Камень
29 Ноя 2022
У браконьера изъяты лодка, сеть и рыба
28 Ноя 2022
У берегов Камчатки загорелось судно
28 Ноя 2022
Норвежцы стали отдавать предпочтение сайде на фоне роста стоимости трески и минтая
28 Ноя 2022
Что творится с ценами на рыбу во Владивостоке - покупатели в шоке
28 Ноя 2022
Специалистами Приморской МВЛ установлено превышение содержания ртути в партии калтыков морского окуня
28 Ноя 2022
Фестиваль рыбной кухни стартовал на Камчатке
28 Ноя 2022
И рыбаки сыты, и нерпы целы
28 Ноя 2022
Новый бытовой городок судостроителей на несколько тысяч человек появится в Приморье
28 Ноя 2022
НАПА обозначила приоритетные меры государственной поддержки для сектора высокоинтенсивной промышленной УЗВ-аквакультуры
28 Ноя 2022
А. Двойных: Чтобы не потерять популяцию муксуна, нужны срочные меры по его искусственному воспроизводству
28 Ноя 2022
Рыбный порт наращивает партнерскую базу
28 Ноя 2022
Арбитраж в Петербурге подтвердил правоту ММРП в борьбе за причалы
28 Ноя 2022
Производство сырья для крабовых палочек за год выросло почти в 3 раза
28 Ноя 2022
Скованные одной цепью, связанные одной целью!
28 Ноя 2022
На Рыбинском водохранилище Вологодской области фиксируется увеличение уловов у рыбодобывающих предприятий
28 Ноя 2022
С начала 2022 года российские рыбаки добыли более 4,4 млн тонн рыбы и морепродуктов
28 Ноя 2022
Пелагическая путина: рыбаки ведут активный промысел сардины иваси – на данный момент выловлено 249,5 тыс. тонн
28 Ноя 2022
Росрыболовство согласовало проект строительства нового бытового городка для судостроителей в Приморском крае
28 Ноя 2022
Объявление о внесении изменения в приложение к приказу Росрыболовства от 28 июня 2021 г. № 395
28 Ноя 2022
Общественный совет при Росрыболовстве настраивает «региональную оптику»
28 Ноя 2022
В Общественной палате начался диалог о научно обоснованной экологической экспертизе
25 Ноя 2022
Минтаев «треугольник»
25 Ноя 2022
Цены на чилийского лосося на рынке США незначительно снизились на 45-й неделе
25 Ноя 2022
Отсутствие торговли с Китаем сильно ударило по австралийским добытчикам омаров в это Рождество
25 Ноя 2022
Аргентинский флот начал прибрежный сезон красных креветок из-за высокого спроса
25 Ноя 2022
Экспорт черной трески из США в Японию, Китай и Гонконг в январе - сентябре 2022 года
25 Ноя 2022
Цены экспорта мороженой скумбрии из Норвегии растут
25 Ноя 2022
Норвежский экспорт мороженой ставриды идет со снижением
25 Ноя 2022
Более $31 млн направлено на развитие мирового сектора альтернативных морепродуктов в первом полугодии 2022 года
25 Ноя 2022
КамчатНИРО пригласил гидов на лекции
25 Ноя 2022
Документы согласительной комиссии лягут в основу поправок ко второму чтению
25 Ноя 2022
Росрыболовство принимает участие в международной сессии о предотвращении ННН-промысла в центральной части Северного Ледовитого океана

Подписка на новости

Верфи не заманили субсидией

145
Россия

Действующие меры господдержки строительства рыбопромыслового флота не достигают поставленных целей, считают в отраслевой ассоциации ВАРПЭ. По ее оценкам, выделяемых средств недостаточно для стимулирования строительства судов в РФ, а рыбопромышленники по-прежнему предпочитают покупать подержанные суда за границей. Аналитики предполагают, что инвестиционную активность тормозит опыт многолетних задержек сдачи строящихся в РФ судов.

Существующие меры господдержки строительства рыбопромыслового флота недостаточны и не оказывают значительного влияния на развитие отрасли. К такому выводу после анализа данных за последние четыре года пришла Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), 15 ноября 2022 года выводы были направлены первому зампреду Совета федерации Андрею Яцкину.

Сейчас предусмотрено три типа мер поддержки. Это утилизационный грант, льготное кредитование на покупку судна и возмещение части затрат на его строительство. На утилизационный грант в 2017–2021 годах было выделено из бюджета 2,01 млрд руб., при этом в 2020 году не было освоено 69,3% от годового лимита, в 2021-м — 24%. Рыбопромышленники не проявляют заинтересованности в этой мере поддержки, отмечается в справке ВАРПЭ: в 2021 году только три из десяти заявок было подано рыбопромышленными предприятиями, в 2022-м — ни одной. ВАРПЭ объясняет незаинтересованность тем, что компенсация в объеме 10% стоимости судна, но не более 70 млн руб. (такой лимит действовал до ноября 2022 года, сейчас — 15% и 80 млн руб. для экологичных судов) недостаточно привлекательна при постройке судна на российских верфях. В таких условиях судовладельцы предпочитают продавать старые суда в страны с менее строгими требованиями к техническому состоянию и покупать подержанные суда за рубежом.

Льготное кредитование (максимальная компенсация ставки в 2017–2021 годах — 4,7%, в 2022-м до октября — 7,2%, с октября для экологичных судов — 6,6%), по оценке ВАРПЭ, может быть достаточно перспективным, но пока остается непривлекательным для рыбопромышленников. Так, в 2021 году только одна из 55 рассмотренных заявок относилась к рыболовному судну, в 2022-м — ни одной. В рамках возмещения части затрат на строительство судов в 2020 году выделено 660 млн руб., в 2021-м — 360 млн руб., но отмечается высокий уровень неосвоения бюджета (96% в 2020 году и 85% в 2021-м). Субсидируется не более 30% от стоимости судна. Рыбопромышленники в 2021 году подали только две заявки на 6 млн руб., в 2022-м заявок не поступало.

Судовладельцы предпочитают строить новые и приобретать подержанные суда за рубежом из-за меньшей стоимости и отсутствия рисков, связанных с увеличением сроков строительства, отмечают в ВАРПЭ.


Так, в Китае краболов длиной 56 м стоит втрое дешевле схожего судна, строящегося в России в рамках инвестквот. «Минпромторг в разработке мер господдержки опирается на предложения регуляторов,— говорит президент ВАРПЭ Герман Зверев.— Регулятор — Росрыболовство — вместо сложной работы по наладке многоуровневой системы господдержки рыболовного судостроения выбрал простой, как якорь, подход — инвестиционные квоты». «Судостроительный долгострой», в который превратился первый этап инвестквот, показывает, что нужна более продуманная система господдержки строительства флота и импортозамещения судового оборудования, говорит он.

Строительство рыбопромыслового флота стимулируется за счет системы инвестквот — компания может получить квоту на вылов, только если инвестировала в новые суда или перерабатывающие фабрики. Программа запущена в 2017 году. Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект о втором этапе программы инвестквот, по которому планируется распределить 24% действующих квот на добычу сельди и минтая на Дальнем Востоке, 50% квот на краба и 100% квот на моллюсков. Противники документа обращали внимание на срыв сроков строительства судов в рамках первой программы. Сенатор от Камчатки Валерий Пономарев отмечал, что из 105 судов, которые должны быть построены по программам инвестквот, спущено на воду только 10, а закладка 20 даже не состоялась.

В Минпромторге не ответили на запрос. В Росрыболовстве отметили, что с 2000 по 2019 год обновление рыбопромыслового флота практически не осуществлялось. Схема продажи и покупки за рубежом судов, уже бывших ранее в эксплуатации, привела к тому, что в составе рыбодобывающего флота суда, которые эксплуатируются уже 25–40 лет, составляют 70%, более 40 лет — 12%, сообщают в ведомстве. Механизм инвестквот с учетом планируемого второго этапа и дальнейшего развития отрасли «позволит омолодить рыболовный флот в среднем до девяти лет».

«В рамках первого этапа в строительстве нового рыбопромыслового флота участвуют 16 верфей,— говорят там.— Безусловно, мощности верфей сейчас сильно загружены».

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что ключевая проблема в длительных задержках сдачи судов на верфях РФ, которые начались еще до масштабных санкций 2022 года. Действующие меры поддержки, при которых заказчики судов не защищены от изменения сроков строительства, дестимулируют инвестиционную активность, полагает он. По его мнению, беспрецедентный уровень неопределенности в экономике для рыбопромышленной отрасли усугубляется планами изменения распределения квот (неясно, когда будут новые аукционы и будут ли), и о пересмотре мер господдержки следует задумываться после решения наиболее острых проблем с текущими заказами и подходами к квотам.

Наталья Скорлыгина

КОММЕРСАНТ


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
 <  Ноябрь   <  2022 г.