Последние публикации

10 Авг 2022
Японский импорт лосося в январе - июне 2022 года
10 Авг 2022
Китайский импорт лосося в июне 2022 года
10 Авг 2022
Состояние молоди судака и тарани в период ее ската из азовских лиманов в море исследовали ученые ВНИРО
10 Авг 2022
Ученые ВНИРО изучают состояние дальневосточных камбал
10 Авг 2022
Ученые ВНИРО отмечают увеличение стерляди в летних траловых уловах в Волге
10 Авг 2022
Лососевые браконьеры пойманы в заповеднике на Камчатке
10 Авг 2022
ВАЛЕНТИН БАЛАШОВ. Отберут ли море у провинциальных рыбаков?
10 Авг 2022
За первые 7 месяцев года грузооборот «Мурманского морского рыбного порта» вырос почти на 40%
10 Авг 2022
За незаконный вылов водных биоресурсов нарушитель приговорен к одному году обязательных работ
10 Авг 2022
Показатели работы Московско-Окского территориального управления Росрыболовства с 1 по 8 августа 2022 года
10 Авг 2022
Инспекторским составом рыбоохраны снова задержан браконьер
10 Авг 2022
Рыбные ряды: оптовые цены на рыбную продукцию продолжают снижаться
10 Авг 2022
Вуз Росрыболовства АГТУ стал победителем Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности»
10 Авг 2022
Телемедицина для рыбопромыслового флота – оперативная помощь в удаленных и длительных экспедициях
10 Авг 2022
Продукция из свежих уловов лососей отправляется с Дальнего Востока в центральную Россию быстро и большими объемами
9 Авг 2022
По чем лосось?
9 Авг 2022
Рост российского импорта морепродуктов в Южную Корею продолжается
9 Авг 2022
Лосось остается лидером продаж в США, несмотря на инфляцию
9 Авг 2022
Япония увеличила закупки мороженого филе форели из Норвегии
9 Авг 2022
В Новосибирской области компания ввела в оброт 6 млн банок фальсифицированных рыбных консервов
9 Авг 2022
Рыба будет в сохранности, а крупный поселок в Приморье с новым водоводом
9 Авг 2022
Более 18 тонн охлажденного лосося по сниженным ценам реализовали в Сахалинской области
9 Авг 2022
Горбуша занерестилась в Углегорском районе
9 Авг 2022
Сахалинцы освободили сотню морских котиков от пластиковых оков
9 Авг 2022
Браконьера будут судить за незаконный вылов рыбы на юго-востоке Сахалина
9 Авг 2022
О необходимости совершенствования системы управления рыбной отраслью на федеральном уровне
9 Авг 2022
В Иркутском аэропорту при внутрироссийских перевозках проконтролировано более 3 тонн рыбы и морепродуктов
9 Авг 2022
Датский подход по контролю за моллюсками подвергся критике со стороны аудиторов ЕС
9 Авг 2022
Организована проверка бухты Витязь в Приморском крае
9 Авг 2022
С начала 2022 года в порту Санкт-Петербурга Управление Россельхознадзора проконтролировало ввоз 250,5 тыс. тонн животноводческих товаров
9 Авг 2022
Маркировка икры: допдоходы бюджета оцениваются в 3,38 млрд руб.
9 Авг 2022
Глава Камчатки инициировал изменения в закон для привлечения к ответственности перевозчиков браконьерской продукции
9 Авг 2022
Показатели работы Северо-Восточного ТУ Росрыболовства за прошедшую неделю
9 Авг 2022
Ученые собрали данные для оценки запасов кильки в Каспии
9 Авг 2022
Новая разработка студента вуза Росрыболовства стала феноменом среди отечественных мессенджеров
8 Авг 2022
Продажи форели и лосося из Норвегии продолжают ставит рекорды
8 Авг 2022
Экспорт тунца из Вьетнама во Францию вырос на 203% за 7 месяцев
8 Авг 2022
Цены на чилийский лосось незначительно изменились на 29-й неделе
8 Авг 2022
Крупнейшее в Китае судно для аквакультуры ищет инвесторов
8 Авг 2022
Южнокорейский экспорт продукции из сурими в июне 2022 года
8 Авг 2022
Продажи морепродуктов на токийском центральном рынке Тойосу 02.08.22
8 Авг 2022
Цены экспорта норвежского живого королевского краба в июне были высокими
8 Авг 2022
Поставки норвежской охлажденной сайды в июне были менее активны
8 Авг 2022
На Сахалине реализуют 400 тонн рыбы по сниженным ценам в 2022 году
8 Авг 2022
Проект нового парка культуры и отдыха в Приморье согласован Росрыболовством
8 Авг 2022
ВАРПЭ сформировала позицию по проекту новых правил выдачи разрешений на вылов
8 Авг 2022
Фильм о кругосветной экспедиции парусника Росрыболовства «Под парусами фрегата «Паллада» получил приз кинофестиваля «Человек и море»
8 Авг 2022
О контроле за качеством и безопасностью рыбы и морепродуктов по итогам 1 полугодия 2022 года
8 Авг 2022
Директор ВНИРО посетил ЧукотНИО
8 Авг 2022
Андрей Здетоветский: «Наши усилия не прошли даром»

Подписка на новости

Глава агентства по рыболовству: санкции увеличили спрос на российскую рыбу

248
Россия

Сегодня наша рыбопромышленная отрасль мало напоминает «заезженную лошадь», что долго эксплуатировалась на ресурсах советского наследия. Флот развивается, заводы по глубокой переработке строятся, и даже наши морские деликатесы начали вытеснять зарубежных конкурентов, а на рынках центральной части страны все чаще мелькает продукция с Дальнего Востока. Окончится ли рыбное изобилие, едва начавшись? Как отрасль переживает политические шторма и какие страны тоже решили встать в очередь за морскими дарами из российских морей? Об этом в эксклюзивном интервью aif.ru рассказал Илья Шестаков, руководитель Федерального агентства по рыболовству.

Кто не с нами, тот в проигрыше

Юлия Кремнева, aif.ru: — Пожалуй, самый актуальный сейчас вопрос в любой сфере российского бизнеса: как живется при санкциях?

Илья Шестаков: — Санкции, конечно, оказывают определенное давление на деятельность наших предприятий, но в целом рыбопромышленный комплекс России чувствует себя хорошо и работает стабильно. Например, в этом году по вылову мы идем с прибавкой в 5% к 2021 году, хотя прошлый год был одним из рекордных с точки зрения рыбодобычи. Большая часть продукции, прежде всего, идет на внутренний рынок, и здесь нет никаких логистических сбоев. По экспорту отрасль тоже работает довольно неплохо: в целом объемы не стали меньше в сравнении с тем же 2021 годом. Даже недружественные страны не стали отказываться от российской рыбы и не стали вводить в отношении рыбопромыслового флота России какие-либо ограничения. Африканские и арабские страны стали проявлять интерес к российской рыбе и морепродуктам.

— Выходит, от российской рыбы иностранные потребители пока не решаются отказываться?

— Есть хотят все. Поэтому от российской рыбы отказов нет, трудности и то частного характера, касаются больше отказа в обслуживании наших судов в иностранных портах. Тем не менее, это на работе никак не отражается, не хотят обслуживать одни  переориентируемся на других, в том числе и на Мурманск. Это не может не радовать: это влечет развитие судоремонтной базы и бункеровочных компаний. Мы по-прежнему в диалоге с норвежцами, фарерцами и с другими странами по работе нашего флота в их национальных водах и в открытой части Северной Атлантики. На Дальнем Востоке в сотрудничестве со странами Азиатско-Тихоокеанского региона по логистике, судовому обеспечению и поставкам продукции ничего не изменилось. Единственной страной, закрывшей для нас свой рынок, стали США, и то по определенным видам премиальных товаров, но, думаю, в ближайшее время наши рыбопромышленники найдут новые рынки сбыта. Сейчас единственное, что вызывает опасение, — это рост стоимости топлива, который может серьезно отразиться на экономике рыбопромышленных компаний.

Громкие заявления в ущерб традициям

 Кстати, о демаршах наших иностранных партнеров. Недавно МИД сделал заявление, что Япония не будет платить нам аренду за промысел на Южных Курилах. Это бравада? Или все же японцы решатся в угоду тенденциям пустить под нож свой рыбопромысловый флот?

— Во-первых, у России с Японией в области рыболовства пять соглашений. И если не брать во внимание политические заявления их правительства, то в рамках почти всех соглашений за те квоты, которые им были предоставлены, японская сторона деньги в бюджет Российской Федерации все же перевела. Поэтому мне кажется, что здесь вопрос носил больше демонстративный характер, нежели невозможность осуществления платежа. Во-вторых, хочу отметить, что квоты, которые мы предоставляем японским компаниям, на самом деле незначительны, и они никак не влияют на экономическую деятельность наших рыбопромышленников. По сути, мы продаем излишки, которые не можем выловить сами. Однако японцам тоже невыгодно разрывать с нами сотрудничество, ведь, по сути, в части соглашений с Россией речь идет и о сохранении биоресурсов, например тех же лососевых, которые нерестятся у нас, а мигрируют через японские воды.

— Но ведь рыбалка на Южных Курилах для японцев является крайне социально важной?

— Безусловно, в Японии рыбалкой промышляют малые, по сути, семейные компании. Мне кажется, одно дело — политика государства, другое дело — это социально-гуманитарный аспект. И заявлять подобное, понимая, что решается судьба исторического рыболовства на том же Хоккайдо, — это, по меньшей мере, с безразличием относиться к своему же населению и своим вековым традициям. Никакие денежные компенсации не покроют затрат и не вернут людям их традиционный уклад жизни. Не говоря о том, что в Японии уже идет деградация рыбного промысла и разрыв связей с Россией лишь приведет к полной потере коренной отрасли.

Прогресс неизбежен

— В последние годы принят ряд правительственных программ по стимулированию развития отрасли. Какие-то промежуточные итоги можно уже подвести? Насколько эффективно?

— Если говорить о строительстве судов, то программа пусть и со сдвигом сроков идет. Сейчас на российских верфях строится 105 судов: 64 рыболовных судна и 41 краболов. Построено более 20 рыбоперерабатывающих фабрик. Механизм оказался оправданным и своевременным, поэтому сейчас идет обсуждение второго этапа программы инвестиционных квот, в рамках которого планируется продолжить пополнение новыми судами Дальневосточный бассейн, так как сейчас, по итогам первого этапа, по мощности флот для дальневосточников обновится всего на 40%. Еще хотим строить рефрижераторные суда и дальше модернизировать береговую переработку. Задача — перерабатывать до 80% уловов у себя на территории, а в идеале — и все 100%.

— Тем не менее, на российских верфях не все так гладко, ведь санкции сильно ударили по судостроению. Что греха таить, много лет наши заводы едва сводили концы с концами, тут уж не до новых отечественных разработок.

— Проблем на верфях хватает, рыбопромысловый флот у нас не строили, поэтому первые суда сходили со стапелей с натяжкой. Да и сейчас график запаздывает. В упадке доковое хозяйство. Плохо с судоремонтом. Технологическое оборудование тоже необходимо заменять на отечественные разработки. Поэтому программа инвестквот в помощь не только рыбопромышленникам, но и заводам. То, о чем мы говорили три-четыре года назад, что пора возрождать свои судоремонтные мощности, сейчас это стало актуально как никогда. Ведь раньше наши суда за обслуживанием шли в Норвегию, Польшу, а на Дальнем Востоке — в Китай, Корею. Но на самом деле, у нас есть все возможности для того, чтобы осуществлять судоремонт здесь. В качестве срочной меры стимулирования этого направления Минпромторг России уже предложил обнулить НДС для судоремонтных предприятий и внедрить меры поддержки по увеличению мощностей. Так как заказы на плановый ремонт уже расписаны до конца 2023 года. Да и для судоремонта очень важно создание доковых мощностей, потому что суда, которые работают в северных широтах и на Дальнем Востоке, невозможно обслуживать вне дока. Здесь нужно развиваться как можно активнее, чтобы ни от кого не зависеть.

— А в глубокой переработке какие перспективы у отрасли?

— Здесь подспорьем станут новые заводы, которые построены на Дальнем Востоке. Уже виден результат, объемы реализации переработанной рыбы значительно выросли. К тому же очень важно, что в работу идет сто процентов сырья, как говорится, от головы до хвоста. Это приносит максимальный экономический эффект. Пользуется спросом продукция глубокой переработки, или по-народному полуфабрикаты: согласитесь, удобно купить фарш или рыбные котлеты (филе) — и сразу на сковороду. Здесь и сами рыбопромышленники должны заботиться о продвижении своей продукции, создавать спрос, формировать культуру потребления.

В Москве, например, последние годы регулярно проходит фестиваль «Рыбная неделя», где предприятия со всей страны могут показать и дать попробовать свою продукцию. Не может не радовать и то, что рыбаки активно сотрудничают с ритейлерами и поставщиками ресторанов в Москве, Санкт-Петербурге и центральной части России. На внутреннем рынке более 80% рыбной продукции — это российское производство. У рестораторов даже появилась своя фишка — демонстрировать и подчеркивать происхождение морепродуктов: из Мурманска, Крыма или Дальнего Востока.

От устриц до компьютеров

— То есть сейчас относительно молодые компании по выращиванию марикультуры тоже увидели перед собой перспективы?

— Мы хоть и молодые в области марикультуры (морепродуктов, можно сказать деликатесов), но уже зарекомендовали себя даже на международном рынке и составляем достаточно хорошую конкуренцию. Объемы производства значительные, выпускаем практически всю линейку: устрицы, мидии, гребешка, трепанга. Марикультура — это достаточно валютоемкие и рентабельные виды продукции. Хотя сама работа сложная, есть риски гибели урожая, но при этом приносит хороший доход и вклад в экономику рыбной отрасли.

— А как отразились санкции на этом направлении? Ведь в тот же Крым рыбопосадочный материал (спат для устриц и мидий) завозили аж из Франции?

— Никак не отразились. Ну завозили, а сейчас переориентируемся на отечественное, будем свой рыбопосадочный материал делать. Проблемы сохраняются только в лососеводстве и форелеводстве, потому что здесь мы пользовались заграничными технологиями и своих не разрабатывали. Как и в области кормов для лососевых. Но сейчас российские предприятия совместно с наукой работают в этом направлении, создаем и новые комбикормовые производства, и селекционные центры, и строим заводы по выращиванию мальков. А пока идет работа, нам готовы помогать коллеги из дружественных стран.

— В сентябре будет пятый рыбопромышленный форум. Какие темы станут основными и будет ли вход на него открытым? Или только для друзей?

— Мы не собираемся никому закрывать двери. Это вообще не в наших традициях, если люди желают сотрудничать на взаимовыгодных условиях, то мы только за. И надо отметить: никто своих заявок до сих пор не отозвал, все стенды проплачены, в том числе из европейских стран. Генеральной линией будут умное рыболовство, умная логистика, применение цифровых технологий в отрасли. В этом направлении очень большие перспективы, очень много уже сделано, и нам нужно понимать, как будет преобразовываться отрасль в будущем. Надо видеть и знать уже сейчас, какие технологии могут прийти, и оценить их возможности внедрения и в рыбное хозяйство.

AIF.RU



Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
 <  Август   <  2022 г.