Последние публикации

19 Май 2022
Муж-рыбопромышленник макаровского депутата заработал 600 миллионов рублей
19 Май 2022
Американским консультантам по морепродуктам запретили работать с россиянами
19 Май 2022
Юрий Трутнев: сохранять природу Камчатки – общая задача всех россиян
19 Май 2022
В Усть-Камчатске стартовала путина! Правда, пока не лососевая
19 Май 2022
11 камчатских предприятий примут участие в конкурсе «Знак качества XXI века» в Москве
19 Май 2022
Александр Прибылов назначен на должность временно исполняющего обязанности начальника рыбоохраны на территории Ярославской и Вологодской областях (Череповецкий район)
19 Май 2022
ЕС выявил проблемы с безопасностью экспорта рыбной продукции из Хорватии
19 Май 2022
Законопроект по экопроцедурам нейтрализует поручение Трутнева по госэкоэкспертизе в марикультуре
19 Май 2022
Субсидии на строительство краболовов на верфях Дальнего Востока будут увеличены до 28% от суммы затрат
19 Май 2022
Комитет Госдумы по аграрным вопросам единогласно поддержал законопроект об ЭПЖ для рассмотрения во втором чтении
19 Май 2022
В Чувашской Республике будет разработан порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов на выловленную рыбу
19 Май 2022
На Сахалине рыбоводы Главрыбвода восстанавливают популяцию тайменя
19 Май 2022
«Цифровизация» рыбной отрасли получит законодательную основу
18 Май 2022
Летайте самолетами аэрофлота!
18 Май 2022
Проект "Рыбовед"
18 Май 2022
Рыбакам-любителям объявили объемы
18 Май 2022
На Камчатке отмечен растущий спрос на специалистов в области экологии
18 Май 2022
Перу планирует увеличить производство аквакультурного гребешка
18 Май 2022
Корея существенно увеличила закупки минтая из России
18 Май 2022
Японский импорт угольной рыбы в марте 2022 года
18 Май 2022
РЖД увеличили перевозку тихоокеанских морепродуктов из Приморья на 19% в январе-апреле
18 Май 2022
Абрамченко потребовала снизить зависимость рыбной отрасли РФ от импорта
18 Май 2022
Улов связанных сторон
18 Май 2022
Шлифовка законодательства об инвестиционных квотах продолжается
18 Май 2022
Будущее российского рыбного рынка – в повестке «Недели Российского Ритейла»
18 Май 2022
Нововведения в ФЗ «Об экологической экспертизе» грозят остановкой промысла и застоем марикультуры
18 Май 2022
Производство мидий и устриц в Краснодарском крае в I кв. выросло в 9 раз
18 Май 2022
В Башкортостане подписали Соглашение с 12 резидентом ОЭЗ «Алга»
18 Май 2022
Мало жести: Росрыболовство доложило о нехватке сырья для консервных банок
18 Май 2022
Показатели работы Северо-Восточного ТУ Росрыболовства за прошедшую неделю
18 Май 2022
В Вологде возбудили дело по факту массовой гибели рыбы в реке
18 Май 2022
На международной ассамблее «Каспийский диалог» обсудили состояние рыбных запасов и меры сохранения экосистемы Каспия
18 Май 2022
Завершилась экспедиция для комплексной оценки состояния промысловых запасов крупнейшей реки Кузбасса — Томь
18 Май 2022
Юрий Трутнев ознакомился с работой завода по производству рыбного жира «Омега-3» на Камчатке
17 Май 2022
Рекордные цены на лосося увеличили стоимость импорта бразильской аквакультуры до 248 миллионов долларов в первом квартале
17 Май 2022
Поставки рыбьих жиров в Норвегию сильно замедлились в марте
17 Май 2022
Три судна подготовили к спуску на воду на Вилючинской судоверфи на Камчатке
17 Май 2022
Китай ввел ограничения в отношении 12 российских рыбоперерабатывающих предприятий
17 Май 2022
Специалистами Астраханского филиала ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора» выявлен возбудитель дактилогироза в семи пробах карповых рыб
17 Май 2022
Партия морепродуктов задержана в пункте пропуска МАПП Забайкальск при осуществлении пограничного ветеринарного контроля
17 Май 2022
Россельхознадзор согласовал возможность поставок на Кубу широкого спектра мясной, молочной и рыбной продукции
17 Май 2022
Праздник корюшки в Петропавловской крепости посетили более 75 тыс. человек
17 Май 2022
С начала 2022 года из Приморского края экспортировано более 460 тыс. тонн рыбопродукции
17 Май 2022
Да ремонтируйтесь… на здоровье… за границей!
17 Май 2022
В ходе всероссийской акции Росрыболовства «День без сетей» браконьеров в Приморье лишили 8 километров сетей
17 Май 2022
Антикризисный план Всероссийской ассоциации рыбопромышленников
17 Май 2022
Рыба пойдёт на борт
17 Май 2022
В Минпромторге готовят предложения по импортозамещению в пищевой отрасли
17 Май 2022
Четыре протокола составили сотрудники СВТУ ФАР в ходе контрольно-надзорного мероприятия по рекам Усть-Большерецкого района
17 Май 2022
В Ленинградской области успешно продолжается корюшковая путина

Подписка на новости

Новое поколение траулеров: как они повышают эффективность производства и сберегают ресурсы

567
Россия

В России происходит глобальное обновление рыболовного флота — на смену старым, изношенным траулерам приходят десятки современных судов, оборудованных по последнему слову техники. Старт этому процессу дала госпрограмма инвестиционных квот. В 2020 году рыбаки получили несколько первых судов, построенных под инвестквоты, ещё около 60 — в работе на разных отечественных верфях. Как они изменят облик отечественного рыбного промысла?

Кто строит новые суда

Основные заказы первой волны на северо-западный пул предприятий.

Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» уже успел построить и сдать заказчику серию из трёх траулеров проекта SK-3101R («Ленинец», «Командор» и «Ударник»). Суда отправились на Дальний Восток в распоряжение рыболовецкого колхоза им. Ленина и уже успели выйти на промысел. Для этого же предприятия завод строит большой морозильный траулер длиной 121 метр и водоизмещением в 13 000 тонн — крупнейшее из рыболовных судов, заказанных в рамках программы инвестквот. Сдача его планируется в 2024 году.

«Адмиралтейские верфи» строят 10 супертраулеров свыше ста метров длиной для «Русской рыбопромышленной компании» (РРПК) по проекту СТ-192. В сентябре этого года был заложен уже шестой траулер из серии, получивший название «Механик Щербаков».

Выборгский судостроительный завод взялся за постройку четырёх траулеров для «Архангельского тралового флота» (входит в структуру «Северо-Западного рыбопромышленного консорциума»). Два из них уже переданы заказчику.

«Северная верфь» строит 10 траулеров-процессоров проекта 170701 для группы компаний «Норебо», в августе заложено уже десятое судно. К тому же идёт работа над четырьмя ярусоловами (три для РК «Вирма» и один для ООО «Глобус»).

Старт программы инвестквот не обошёлся без сложностей, связанных с продлением сроков строительства сверх установленных изначально. Российские верфи ведут работу по проектам иностранных КБ, которые сегодня считаются лидерами на промысловом рынке. На «Янтаре», например, строили тройку траулеров для «Рыбколхоза им. Ленина» по проекту норвежской компании Skipskompetanse AS. Это неизбежно повлекло за собой необходимость в доработке под российские стандарты, и плановая отметка сдачи судов на графике поползла вправо.

Но за прошедшие пять лет «детские болезни» роста удалось решить, уровень локализации увеличивается. И это позволяет более эффективно вести строительство, не теряя в качестве проектов. В итоге рыбаки получают наиболее современные суда, которые принципиально усилят отечественный промысловый флот.

Артём Стропилов, генеральный директор «Наутик Рус»

Сегодня основная часть проектных работ в компании Nautic выполняется российскими инженерами. Основным передовым решением проектов Nautic является новая архитектура носовой оконечности Enduro Bow, что даёт судну особый стиль. И это не только дизайн, данная форма носа увеличивает мореходные качества судна и создаёт дополнительное пространство для экипажа. В конструкциях наших проектов применён туннельный киль, оставляющий палубу морозильного трюма без горловин. Основное рабочее помещение рыболовного судна помещение фабрики имеет беспиллерсную конструкцию, предоставляя поставщикам рыбофабрики огромное преимущество по сравнению с другими проектами рыболовных судов.

Начинка стоит выделки

Компании, которые вошли в программу инвестквот, сразу были нацелены на оснащение своих будущих траулеров новейшим оборудованием ведущих мировых производителей. Это позволит им повысить эффективность промысла и эксплуатации, а также обеспечить экологичность судов, что тоже соответствует требованиям времени.

К примеру, 10 супертраулеров проекта СТ-192 для РРПК идут на смену флоту, средний возраст которого варьируется в промежутке от 40 до 50 лет. Суда компании, конечно, модернизировались, но новые супертраулеры имеют качественное превосходство. Они намного крупнее (длина — 108 метров) и обладают корпусом с ледовым классом A1, что обеспечивает возможность промысла в высоких широтах. Их производительность в 2,5 раза выше и составляет до 60 тысяч тонн рыбы в год. При производстве продукции глубокой переработки РРПК благодаря новым траулерам обеспечит себе 50%-й рост выручки и двукратный рост прибыли по сравнению с выпуском обезглавленного минтая.

По требованию заказчика на борт устанавливается многофункциональная рыбофабрика от признанного лидера на этом рынке — немецкой фирмы Baader. Она предусматривает полную безотходную переработку всего объёма улова прямо в море. Из отходов получается рыбная мука и жир, отходы в море не сливаются. Фабрика имеет встроенные мощности по производству сурими из минтая, которое востребовано на рынке и имеет высокую добавленную стоимость. Скорость производства сурими достигает 80 тонн в сутки.

Рыбомучная установка снабжена испарительной системой, которая повышает выход рыбной муки и увеличивает содержание протеина в ней. Производительность установки составляет 250 тонн муки в сутки. Сама испарительная система работает на паре, сопровождающем процесс получения рыбной муки, что позволяет экономить топливо.

Помимо этого, на траулере применён ещё целый ряд решений, обеспечивающих максимальную энергоэффективность.

Виктор Литвиненко, генеральный директор «Русской рыбопромышленной компании»

В состав тралового комплекса входят электрические ваерные лебёдки, позволяющие осуществлять рекуперацию энергии и перенаправлять её на нужды основного производства и для общесудового потребления.

Современные двигатели обеспечивают низкий расход топлива. Благодаря топливной эффективности формируемый новым флотом РРПК углеродный след является самым низким среди мировых добытчиков минтая. Удельный расход топлива на новом траулере составляет 186 грамм/квт в час, а на рыболовных судах советской постройки типа БАТМ — 204 грамм/квт в час, что при номинальной мощности главного двигателя 8 124 квт только за один час работы даёт экономию 146 кг топлива. А установленные на судах опреснительные системы полностью закрывают производственные и бытовые потребности судна в пресной воде.

Помимо увеличенных производственных мощностей, максимальной безопасности и экологичности, особенностями нового флота станут улучшенные условия труда и отдыха экипажей.

Куда двинемся дальше?

Есть три основных направления, по которым в ближайшее время будет развиваться строительство судов рыбопромыслового флота в России.

Во-первых, локализации должны подвергаться не только проекты траулеров, но и их оснащение. А это значит, что России необходим свой рынок тралового оборудования, новые системы заморозки, а также предприятия по производству рыбофабрик.

Во-вторых, существует запрос на неуклонное повышение производительности судов, которое может обеспечиваться разными методами: высокая скорость работы морозильного оборудования (уже сейчас есть системы, рассчитанные на 350 тонн в сутки), увеличение длины траулера, позволяющее добавить объёма грузовым трюмам; эффективные краны, обеспечивающие высокие темпы выгрузки продукции прямо в море.

В-третьих, траулеры подвержены общему тренду на автоматизацию судов. Под автоматизацией высокого уровня подразумевается будущее оснащение бортов системой машинного зрения, автоматического судовождения и дистанционного контроля. Пока разработки такого рода систем находятся на экспериментальном этапе, но по мере их усовершенствования они будут широко востребованы в том числе рыболовным бизнесом.

Александр Пинский, председатель Наблюдательного совета отраслевого центра «Маринет»

Внедрение средств автономного судовождения станет следующим логичным шагом в автоматизации рыбопромыслового флота. В результате компании смогут сократить необходимое количество людей на борту судна, что, безусловно, важно и с точки зрения операционных затрат, и с точки зрения проблемы растущего дефицита квалифицированных кадров.

Автоматизация и цифровизация судна способны повысить и эффективность промысла. Компьютерные системы, в отличие от человека, способны непрерывно обрабатывать огромные массивы данных — от гидроакустики и параметров трала до спутниковых снимков и актуальных прогнозов местоположения биоресурсов. И максимально точно, без задержек, не отклоняясь от правил или оптимальных процедур, выполнять действия по управлению всеми судовыми системами.

СБЕР Про



Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
 <  Май   <  2022 г.