Последние публикации

27 Янв 2022
Камчатская компания возместила 2 млн рублей за браконьерский лов минтая
27 Янв 2022
Местный житель подозревается в применении насилия к представителю власти
27 Янв 2022
Хозяйственные стоки и фекалии обильно текут в реку Халактырку в Петропавловске
27 Янв 2022
Жители Камчатки внесли предложения по организации любительского рыболовства
27 Янв 2022
Губернатор Камчатки поддержал инициативу о присвоении одному из кораблей тихоокеанского флота имени адмирала Завойко
27 Янв 2022
Экспорт снежного краба из США в ноябре шел очень слабо
27 Янв 2022
Продажи морепродуктов на токийском центральном рынке Тойосу 25.01.22
27 Янв 2022
Японский импорт лососевой икры в январе - ноябре 2021 года
27 Янв 2022
За прошедшую неделю в Приморье и на Сахалине проконтролирован экспорт 258 партий рыбы и морепродуктов
27 Янв 2022
Столкнувшиеся траулеры имеют несчастливую историю
27 Янв 2022
Рекордные 2 млрд 823 млн молоди различных видов рыб выпущено в водоемы России в 2021 году
27 Янв 2022
Охотоморская путина набирает обороты: рыбаки нарастили вылов минтая на 4% к уровню прошлого года
27 Янв 2022
Маркировка рыбной продукции будет опробована с 1 апреля 2022 года
27 Янв 2022
На Сахалине выловили 1000 тонн наваги
27 Янв 2022
Минагропромторг Поморья подвел итоги работы рыбной отрасли региона за 2021 год
27 Янв 2022
Владимир Путин: «Нужно создавать рабочие места на берегу»
26 Янв 2022
Валентин Балашов: Губернаторы рыбных регионов пошли к президенту
26 Янв 2022
Чилийский экспорт лосося в январе – ноябре 2021 года
26 Янв 2022
Россия продолжает обеспечивать 90% импорта минтаевых молок в Южную Корею
26 Янв 2022
Власти придумали новый способ борьбы с браконьерами
26 Янв 2022
Почти 115 миллионов банок консервов произведено в Приморье. ИТОГИ 2021
26 Янв 2022
Во Владивостоке открыли центр робототехники, который займётся созданием дронов для рыболовной отрасли
26 Янв 2022
Производство филе и фарша минтая в России в 2021 году выросло на 52%
26 Янв 2022
Рекордные 2 млрд 823 млн молоди различных видов рыб выпущено в водоемы России в 2021 году
26 Янв 2022
В Томской области полицейские задержали подозреваемого в незаконной перевозке рыбы кострюк
26 Янв 2022
Новый резидент АЗРФ займется переработкой краба и рыбы в Мурманске
26 Янв 2022
ФГБУ «НЦБРП» представил результаты мониторинга ветеринарной безопасности районов вылова водных биоресурсов за 2021 год
26 Янв 2022
В Екатеринбурге уничтожено 567 килограммов фальсифицированной красной икры
26 Янв 2022
Закон о защите прав, исконной среды обитания и традиционного образа жизни КМНС принял камчатский парламент
26 Янв 2022
Показатели работы Северо-Восточного ТУ Росрыболовства за прошедшую неделю
26 Янв 2022
Учёные ушли на сессию
26 Янв 2022
В ожидании второго этапа
26 Янв 2022
63 миллиарда инвестиций привлечено на Камчатку благодаря программе «квоты под киль»
26 Янв 2022
ГК «Гидрострой»: по примеру Шикотана мы пошли на Итуруп
26 Янв 2022
Учёные ВНИРО применяют новые методы исследований байкальской нерпы
25 Янв 2022
В Турции заложили киль супертраулера для магаданской компании «Тихрыбком».
25 Янв 2022
Вологодская компания «Аквапродукт» первой в России запустит производственный цикл УЗВ-комплекса по выращиванию атлантического лосося
25 Янв 2022
О рыбаках и рыбке
25 Янв 2022
Вьетнамские рыбоперерабатывающие предприятия имеют большие возможности для увеличения экспорта
25 Янв 2022
Цветение водорослей в очередной раз наносит ущерб чилийским производителям лосося
25 Янв 2022
40 тысяч долларов прятал на судне сахалинский моряк
25 Янв 2022
Выставки рыбной индустрии в Европе и США возвращаются в оффлайн-формате
25 Янв 2022
Рыбная отрасль на пороге второго этапа монополизации
25 Янв 2022
Управление Россельхознадзора выявило фантомное предприятие по производству рыбной продукции в Московской области
25 Янв 2022
Мидий в Лоухском районе Карелии в 2021 году вырастили в 6 раз больше объемов 2020 года
25 Янв 2022
Российские экспортеры продовольствия в ноябре установили новый исторический рекорд
25 Янв 2022
«Росрыбфлот» заплатит штраф за нарушение перевозки и хранения рыбной продукции
25 Янв 2022
Референс-лаборатория ФГБУ «НЦБРП» продолжает исследования содержания метилртути в рыбе и нерыбных объектах
25 Янв 2022
В законе?
25 Янв 2022
900 тонн рыбопродукции экспортировано из Камчатского края в Китай, Японию и Нидерланды

Подписка на новости

Валентин Балашов: «Хозяева в мурманском рыбном порту – бродячие собаки»

375
Россия

На Международной транспортной неделе в Москве Мурманский транспортный узел (МТУ) снова оказался в центре внимания, благодаря лизинговой компании ГТЛК, презентовавшей угольный порт Лавна. Речь в том числе шла о том, каким должен быть МТУ, чтобы значительно увеличить грузооборот. На вопросы о проблемах МТУ и Мурманского морского порта, ответил Валентин Балашов, председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна, в 2003—2004 гг. и. о. директора «Мурманского морского рыбного порта».

Владимир Станулевич: Насколько Мурманский морской порт «нырнул» вниз в 1990—2000-е годы?

Валентин Балашов: При СССР в Мурманск возили до 1,5 миллиона тонн рыбы в год, в порту всё кипело и бурлило. Сейчас объем рыбного грузопотока уменьшился в 7 раз от советского, осталось где-то 240 тысяч тонн. Ежегодно рыбы в северных морях российские суда добывают примерно один миллион тонн. Прямо в море продается на экспорт около 600 тысяч тонн, этот груз уплывает в Европу и Азию. Больше половины от оставшегося везут в Питер, а где-то 240 тысяч «отскакивает» в Мурманск.

В советское время в мурманском рыбном порту трудилось 7 000 человек. Когда я работал в начале 2000-х — 2500, а сейчас и 1000 нет.

Первый район рыбного порта был запланирован для береговых рыбоперерабатывающих предприятий. Там был крупнейший в Советском Союзе рыбокомбинат «Мурманский рыбный комбинат», получавший рыбу со всего земного шара. Тут ее закатывали в банки, шкерили, морозили. Комбинат в 1990-е развалился, за ним и предприятия поменьше. В начале 2000-х в этом районе порта построили одну тресковую рыбфабрику, но она так и не заработала на полную катушку — давно закрылась. Теперь в этом районе возникло две фабрики под «инвестиционные квоты» — «Русская треска» и «Русская пикша» — тоже не работают.

Владимир Станулевич: В каком состоянии первый и второй грузовые районы рыбного порта? О первом рассказывают страшные истории, а что со вторым?

Валентин Балашов: Второй грузовой район рыбного порта проектировался в первую очередь для перевалки и временного хранения рыбных грузов, там большие холодильники для погрузки рыбной продукции на железнодорожные вагоны и отправки груза по всей стране. Сейчас район так и работает, только рыбу перевозят на машинах, автофуры стали более востребованы.

В первом грузовом районе рыбного порта десятки частных собственников. Старые портальные краны с ж/д‑ и автопутями — это собственность АО «Мурманский морской рыбный порт». Большинство причалов переданы в хозяйственное ведение ФГУП «Нацрыбресурс». Вокруг стоят какие-то частные полуразрушенные здания, разбитые рыбфабрики, бывшие производственные цеха, ржавые трубопроводы и тому подобное. Полная жуть. Настоящие хозяева тут — стаи бродячих собак. Что касается людей, то в первом районе рулит АО «Мурманский морской рыбный порт». В итоге такого развала в целом в рыбном порту на рынке стивидорных услуг сложилась фактическая монополия АО «Мурманский морской рыбный порт».

Владимир Станулевич: Вам не кажется, что с тяжелым наследием непонятно что делать? За счет чего увеличить грузопоток — неясно, как модернизировать причалы и всё остальное, соответственно, тоже.

Валентин Балашов: Мурманский губернатор Андрей Чибис говорит, что проект Мурманского транспортного узла (МТУ) вот-вот возродится, вице-премьер Андрей Белоусов совещание проводил, вице-премьер Марат Хуснулин совещание проводил, с высоких трибун говорится, что найден новый инвестор для первого грузового района рыбного порта — «Рыба.РФ».

Каков мой ответ? Вкладывать в реконструкцию первого района рыбного порта десятки миллиардов рублей, чтобы реконструировать этот участок ТОЛЬКО ради рыбы неоправданно. Я всё время агитирую правительство на закупки российской рыбы для школ, детских садов, это как минимум 250 тыс. тонн дополнительных грузов для российских портов, по Северу может быть 50−70 тыс. тонн, но для такого масштабного проекта этого мало. Надо еще искать какой-то грузопоток, под крупнотоннажные суда. Когда строят причал с глубиной больше 20 метров, у тебя появляется огромный потенциал, ты можешь поставить любой пароход хоть 250 тыс. тонн водоизмещения.

А в рыбном порту сейчас нет таких глубин, там рабочая глубина 11 метров — для рыболовных судов не нужно больше. Чтобы дать вторую жизнь первому грузовому району, надо двигать причальную стенку ближе к фарватеру, выходить на изобату глубин 23 метра, на соединение первого причала с 33-м, засыпать эту новую чашу — уж чего-чего, а стройматериалов в мурманских сопках много. Сделать огромную, в 10 футбольных полей, грузовую площадку и причал и ставить туда любой пароход. Безусловно, территория первого грузового района рыбного порта выходит по своим размерам далеко за рамки возможностей морского рыболовства в Баренцевом и Норвежском морях.

Владимир Станулевич: Мурманский морской порт за последние 30 лет пытались модернизировать уже несколько раз, и всё упиралось в неясность с грузопотоком. На чем, например, специализировать многострадальный первый участок?

Валентин Балашов: Для таких проектов нужно искать грузопоток и понимать, как он доедет до причала. В данном случае надо железнодорожные подъезды делать, еще за 230 км, — с Карелии начинать. Сейчас железнодорожные поезда-маршруты на Мурманск забивают пути практически на 80%. А тут задача загрузить новый порт, может быть, еще на миллион тонн в год — как эти вагоны протащить в порт и убрать. Чтобы найти ответ на вопрос по железнодорожной составляющей нового участка порта, необходимо заказать в железнодорожном проектном институте транспортные исследования, как можно развести имеющиеся и планируемые грузопотоки.

Если мурманский порт реконструировать по серьезной государственной программе, привлекая большие бюджетные деньги или под государственные гарантии, делать новую причальную стенку, выходя на глубины 20−25 метров, под другие типы судов, которые могут перевозить и контейнеры, и навалочные, и наливные грузы, то надо делать порт многопрофильным, это даст гибкость в будущей работе.

В целом у этой идеи огромный потенциал. О необходимости модернизировать российские порты только что сказал глава государства, человек, реально распределяющий любые ресурсы, который может много чего развернуть в стране, в том числе и грузопотоки.

Владимир Станулевич: Сначала надо искать грузопоток или строить портовую инфраструктуру?

Валентин Балашов: Для примера. Проект Мурманского транспортного узла начинался в 2003 или 2002 году, второе дыхание у МТУ «открылось» в 2006-м, когда премьер-министр Михаил Фрадков приехал в Мурманск.

На борту прогулочного катера «Полярис» состоялось совещание о будущем порта Мурманск — М. Фрадков, И. Левитин, В. Якунин, Ю. Трутнев, администрация порта Мурманск и я, работавший начальником морского рыбного порта. Начался спор между министром транспорта Игорем Левитиным и Владимиром Якуниным, который работал в РЖД. Якунин говорил — будет грузопоток, РЖД подключится, а пока его нет, ничего не подпишу. А Левитин убеждал, что если не будет железнодорожной ветки к новому порту на западном берегу Кольского залива, то и грузопотока не будет. И Фрадков встал на сторону Левитина.

Игорь Левитин был прав, такую мощную транспортную инфраструктуру, как железнодорожные подъезды и развязки, товарные дворы, сортировочные станции, ни один частный инвестор не потянет — только государство может создать эти объекты. Так тогда рассуждал Левитин, так сейчас рассуждает и Балашов.

Знаете, лет 10 назад я был во вьетнамском Дананге. Это очень красивое побережье, но очень бедное. Вьетнамцы там построили длинный, как стрела, хайвэй, по пять полос движения с каждой стороны, представляете, в полной нищете построили отличную дорогу. Потом от нее пошли ответвления, раздача земельных участков и появилось много иностранных инвесторов, чтобы построить и открыть шикарные отели.

На самом деле, я очень хочу, чтобы наш порт состоялся…

Владимир Станулевич

ИА REGNUM.



Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
 <  Январь   <  2022 г.