Последние публикации

27 Фев 2021
Минтай экзаменует Правительство России
26 Фев 2021
Мания отраслевых реформ
26 Фев 2021
BAADER и SKAGINN 3X объявили о завершении сделки по созданию совместного предприятия
26 Фев 2021
Прогнозы Ильи Шестакова
26 Фев 2021
На реке Большой запахло огурцами
26 Фев 2021
Юрий Татаринов назначен руководителем теруправления Росрыболовства
26 Фев 2021
В России начнут строить заводы по переработке рыбного сырья
26 Фев 2021
Результаты микробиологических исследований, проведенных референтной лабораторией ФГБУ "НЦБРП" в 2020 году
26 Фев 2021
Проведены исследования образцов консервов из сайры
26 Фев 2021
Росрыболовство планирует предложить ИП концепцию "социального рыболовства"
26 Фев 2021
Стоки делят по статьям
26 Фев 2021
Товарооборот продукции АПК между Россией и Киргизией вырос на 11%
26 Фев 2021
Росрыболовство: мощности по хранению рыбы достаточны, приостановки промысла не ожидается
26 Фев 2021
За прошедшую неделю в Приморье и на Сахалине оформлено 467 ветеринарных сертификатов на экспортируемую продукцию водного промысла
26 Фев 2021
С золотодобывающей компании «Сисим» взыскано 180 млн рублей за загрязнение рек
26 Фев 2021
C 1 марта в Калининградской области запрещена ловля щуки
26 Фев 2021
Глава Камчатки рассказал о переговорах с Японией по хранению рыбы
26 Фев 2021
ТОР «Курилы» расширили для рыбных предприятий
26 Фев 2021
Памяти Александра Николаевича Якунина
26 Фев 2021
Общественный совет при Росрыболовстве рассмотрел организацию рыбоохраны на Камчатке
26 Фев 2021
Власти Камчатки планируют поставлять рыбу на европейский рынок
26 Фев 2021
Вниманию руководителей предприятий рыбохозяйственного комплекса
26 Фев 2021
Новый резидент ТОР «Чукотка» запустит рыбоперерабатывающее производство
26 Фев 2021
Росрыболовство заявило, что цена на красную икру упадет с появлением новой икры
26 Фев 2021
Итоги работы рыбоохраны в 2020 году
26 Фев 2021
Филе минтая рыбаки Приморья экспортируют в Европу
26 Фев 2021
На 24 февраля российские рыбаки добыли свыше 681 тыс. тонн водных биоресурсов
26 Фев 2021
Абрамченко поручила до 15 апреля обеспечить проведение аукциона на добычу крабов
26 Фев 2021
Приоритетной задачей Росрыболовства является увеличение темпов строительства новых перерабатывающих заводов на российском берегу
26 Фев 2021
Откуда у «Чатки» испанская грусть?
26 Фев 2021
Владимир Солодов: важно повысить доступность туризма на Камчатке
25 Фев 2021
Агентство по рыболовству Приморья о ценах на сайру: Нужно обновление флота и возобновление экспедиционного промысла
25 Фев 2021
Рыба есть, но некому есть: минтаевый кризис грозит потопить рыбодобычу в России
25 Фев 2021
Заседание Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб состоялось в Минприроды Дагестана
25 Фев 2021
Закрытые границы не помогли снизить стоимость рыбы в Приморье
25 Фев 2021
Ихтиологи Главрыбвода провели работы по насыщению речных вод кислородом
25 Фев 2021
Итоги деятельности референтной лаборатории ФГБУ «НЦБРП» за 2019-2020 годы по обнаружению биотоксинов в гидробионтах
25 Фев 2021
Полномочия Росрыболовства по борьбе с нарушителями хотят расширить
25 Фев 2021
Сахалинские рыбаки, бросившие «Прадо» в заливе Байкал, посылали спасателям GPS
25 Фев 2021
Спасательное судно Росрыболовства взяло на буксир траулер Polaris
25 Фев 2021
Коронавирус не передается через продукты и упаковку, заявляют власти США
25 Фев 2021
Росрыболовство проведет крабовый аукцион до 15 апреля
25 Фев 2021
Море наваги и рыбаков: на фестиваль «Сахалинский лед» вышли 263 команды
25 Фев 2021
Росрыболовство: итоги работы в 2020 году и стратегические задачи отрасли на 2021 год
25 Фев 2021
Назначен руководитель Северо-Восточного территориального управления Росрыболовства
25 Фев 2021
Более 300 рыбаков приняли участие в камчатском чемпионате по подлёдному лову корюшки
25 Фев 2021
Страны Евросоюза увеличили потребление дикого норвежского палтуса на 44 % в январе
25 Фев 2021
Есть надежды, что отечественный промысел тунцов в Атлантике получит развитие
25 Фев 2021
Абрамченко поручила до 11 марта представить идеи о переориентации поставок российской рыбы
25 Фев 2021
230 тысяч экземпляров молоди лососевых видов рыб выпущено в реку Терек

Подписка на новости

Море волнуется за подготовку лоцманов в России

277
Россия

Ясного правового регламента нет, Резолюция ИМО А.960(23) не выполняется.

Развитие портов и увеличение транспортного потока происходит у нас сегодня на всех направлениях водных путей. При этом в Стратегии развития морской деятельности РФ 2030 (распоряжение Правительства РФ №1930-р от 30.08.2019 г.) записано, что Россия имеет устаревшую систему организации лоцманского обеспечения. Речь идёт о лоцманских проводках, являющихся ключевым звеном не только безопасности мореплавания, но и экологической безопасности.

Возникают закономерные вопросы – соответствует ли такое положение дел стратегическим планам страны как ведущей морской державы? И почему в России не выполняется Резолюция ИМО А.960(23)? О проблеме подготовки морских лоцманов и не соответствии организации лоцманского обеспечения в стране Резолюции ИМО А.960(23) - в беседе координатора проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов Анны Горновой и Председателя Межрегионального профессионального Союза лоцманов Владимира Кабанова.

Владимир Александрович, в конце 2020-го года вышло новое Положение о морских лоцманах (приказ Минтранса от 6.11 2020 г. № 462). Какие видите риски и проблемы в части подготовки лоцманского состава на сегодняшний день?

В 1981-м году была принята Резолюция ИМО А.485(XII) о подготовке и сертификации морских лоцманов. В то время наша страна (СССР) была одной из ведущих морских держав, имела огромный торговый и океанический рыбопромысловый флот. Большое внимание уделялось подготовке морских специалистов и, соответственно, вопросам безопасности мореплавания. В то время порядок подготовки и сертификации морских лоцманов в полной мере соответствовал нормам Резолюции. Эти нормы и основные принципы подготовки лоцманов в мире в морских странах известны давным-давно, и существенно не меняются. Поэтому все они сохранились и в Резолюции ИМО А.960(23), которая пришла в 2003-м году на смену Резолюции ИМО А.485(XII) после того, как вместе с некоторыми изменениями она была дополнена разделом об эксплуатационных процедурах.

О каких принципах подготовки лоцманов говорится в Резолюции? Что это за принципы?

Принцип первый: должна быть компетентная лоцманская власть. Из пункта 1.3 Резолюции можно сделать вывод, что Правительство должно способствовать созданию или функционированию компетентных лоцманских властей. Из пункта 2.2 становится ясно, что компетентная лоцманская власть - это руководство лоцманской организации, на которое возлагается ответственность за оценку опыта, квалификации и пригодности претендента на получение лоцманского удостоверения. В принятом Положении о морских лоцманах содержатся требования к лоцману, но нет никаких требований к руководству лоцманской организации. Такое Положение позволяет назначать руководителями лоцманских служб, специалистов, которые не прошли подготовку лоцмана. Так происходит в настоящее время, к примеру - в Северо-Западном филиале ФГУП «Росморпорт».

Кто и каким образом может оценить квалификацию и способности претендента на получение лоцманского удостоверения?

Только лоцманы высшей квалификации, которые занимаются подготовкой лоцманов, могут оценить подготовленность лоцмана к самостоятельному выполнению лоцманской операции определенной сложности. Именно поэтому компетентная лоцманская власть, то есть руководство лоцманской организации, должна формироваться из лоцманов высшей квалификации.

Можно ли считать компетентной лоцманской властью капитана морского порта?

Конечно же можно, при условии, что капитан порта выполняет Резолюцию ИМО А.960 и сам является лоцманом высшей квалификации и способен ответственно оценить способности претендента. А если капитан порта никогда лоцманом не был, то каким образом он может оценить квалификацию лоцмана? И при этом не следует упускать из виду ответственность. Какую реальную ответственность может нести компетентная лоцманская власть, если она опрометчиво оценила квалификацию лоцмана, выдав ему лоцманское удостоверение, после чего в результате ошибки этого лоцмана случился серьезный инцидент?

Резолюция предписывает, что компетентные лоцманские власти должны сотрудничать с национальными и местными объединениями лоцманов. Почему необходимо такое сотрудничество?

Это второй важный принцип подготовки лоцманов. Прежде всего, это выработка требований к претенденту на получение лоцманского сертификата. Из п.2 действующего Положения о морских лоцманах мы узнаем, что претендент, как и лоцман, должен: «9) иметь стаж работы не менее 3-х лет в должности капитана и (или) старшего помощника капитана на морских судах валовой вместимостью 500 и более». Не будем здесь обсуждать само это требование и его происхождение. Просто констатируем, что если бы требования вырабатывались в соответствии с Резолюцией, то они могли бы быть несколько иными, несколько более высокими. В соответствии с Резолюцией должны вырабатываться не только исходные требования к кандидату, но и некие стандарты подготовки, которые, естественно, могут отличаться в различных портах. Понятно, что нужно не только разработать стандарты, но и добиваться того, чтобы они соблюдались. Без сотрудничества с объединениями лоцманов решение такой задачи для компетентных лоцманских властей становится затруднительным.

Ещё один важный принцип подготовки лоцмана изложен в пункте 5.2 Резолюции. Подготовка лоцмана должна включать практический опыт работы на судне в условиях реальной лоцманской проводки под непосредственным контролем опытных лоцманов. Это основной метод подготовки, который, как написано в этом же пункте, может дополняться различными тренажерами и прочими занятиями. В части 2 ст. 94 Кодекса торгового мореплавания сказано очень коротко, что «в целях прохождения практики» лоцмана может сопровождать стажер. Устаревший и необязательный сейчас к применению «ГОСТ Р 51874-2002 Безопасность мореплавания. Требования к морским лоцманам. Порядок подготовки. Аттестация» содержит пункт 5.3.2: «Практическую часть программы подготовки морские лоцманы проходят путем стажировки на проводимых судах под руководством квалифицированных морских лоцманов, имеющих стаж работы морским лоцманом не менее 5-ти лет.

В прошлом Положении о морских лоцманах (Приказ Минтранса от 07.2008 №122) в пункте 30 было сказано, что стажировка проводится под руководством квалифицированных морских лоцманов, имеющих стаж работы в качестве морского лоцмана не менее 5-ти лет, и что морским лоцманам и кандидатам в морские лоцманы, успешно прошедшим стажировку, выдается справка, подготовленная на основании отзывов морских лоцманов, проводивших стажировку морского лоцмана (кандидата в лоцманы). Что об этом сказано в новом Положении?

А в новом Положении об этом практически ничего не сказано.

В 2017-м году Минтрудом был разработан и утверждён профессиональный стандарт «Лоцман», который и по сей день обязателен к исполнению. В этом стандарте были учтены предложения лоцманов?

Представители лоцманов встречались с разработчиками Стандарта и участвовали в процессе его подготовки. Многие предложения лоцманов были учтены. Но как ни убеждали разработчиков, ссылаясь на КТМ, на ГОСТ Р 51874-2002, на действовавшее тогда Положение о морских лоцманах, в том, что одной из наиболее сложных и важных производственных функций лоцмана является руководство стажировкой, то есть, практической подготовкой кандидата в морские лоцманы, но такой трудовой функции у лоцманов в документе нет. А раз нет в профессиональном стандарте, то нет и в новом Положении о морских лоцманах. В пункте 10 нового Положения сказано лишь, что для прохождения квалификационных испытаний лоцманская организация направляет капитану морского порта некие сведения о прохождении практики по лоцманской проводке кандидатом в лоцманы. Однако, никакой информации о том, кто, как и каким образом организует и проводит такую «практику», и о том, какие именно сведения должны предоставляться, мы в Положении не находим. Неясно как долго такая практика проходится, кто руководит такой практикой, кто и какую ответственность несет за прохождение такой практики, кто и на каком основании принимает решение о том, что пройденной практики достаточно. Нет никакой информации о такой «практике» и в профстандарте «Лоцман». Как говорится, приплыли! То есть, в настоящее время лоцман, не желающий заниматься стажировкой или практической подготовкой кандидата, может просто сказать, что он не понимает, о чём идёт речь, что его этому никто не учил и т.д.

При этом важно понимать, что эта работа опытного лоцмана, когда он, в соответствии с текстом Резолюции, должен в условиях реальной лоцманской проводки на судне доверять практическую работу по осуществлению лоцманской проводки кандидату в лоцманы. При этом контролировать действия кандидата в лоцманы, сохраняя персональную пусть даже моральную ответственность за лоцманскую проводку, и в случае ошибки кандидата фактически быть автором навигационного инцидента как в примере с «WL MUROM». Такая работа существенно отличается от простого осуществления лоцманской проводки. И никто не пожелает делать такую работу, и не будет делать её хорошо, если он не имеет к тому конкретного, ощутимого стимула.

В нынешней нормативной базе в чём видите проблему?

Основным документом, определяющим порядок подготовки морских лоцманов в нашей стране, в последние годы является Положение о морских лоцманах, последний вариант которого утвержден приказом Минтранса от 6 ноября 2020 года №462. Прочитав всё Положение, мы обнаружим, что слово «ответственность» встречается только в пункте 6, где говорится об ответственности капитана, слово «подготовка» встречается только в названии Конвенции ПДНВ (Международная конвенции по подготовке, дипломированию моряков и несению вахты). А таких слов как «Резолюция ИМО», «сотрудничество», «компетентная лоцманская власть» в тексте Положения мы не находим. Таким образом, можно сделать вывод, что новое Положение не соответствует общепринятым во всём мире нормам Резолюции ИМО А.960(23) по подготовке и сертификации морских лоцманов.

Проблема в том, что из-за невыполнения Резолюции ИМО у опытных лоцманов отсутствует стимул для высококачественной практической подготовки лоцманов. Вследствие этого качество подготовки лоцманов неизбежно снижается. В этом можно убедиться, пристально рассматривая авариные случаи, произошедшие при лоцманской проводке в последние годы. Причиной многих таких случаев является ошибка лоцмана, которая является следствием того, что лоцман оказался недостаточно хорошо подготовлен, или того, что квалификация лоцмана оказалась недостаточной для выполнения лоцманской операции.

Какой фактор снижения аварийности на Ваш взгляд решающий?

Решающим фактором снижения аварийности является высокий уровень ответственности компетентных лоцманских властей за подготовку лоцманов. Чем выше ответственность, тем ниже аварийность. Отсутствие ответственности компетентных лоцманских властей - одна из основных причин аварийности. Компетентные лоцманские власти должны определять необходимый лоцману объём практической подготовки как основного метода.

На что бы Вы рекомендовали обратить внимание в процессе исправления текущего положения? Какие правовые нормы на Ваш взгляд были бы эффективны для решения такого ключевого вопроса как подготовка и стажировка лоцманского состава?

Во-первых, привести нормативные акты, регламентирующие подготовку лоцманов в соответствие с Резолюцией ИМО А.960, и во-вторых, вернуть некоторые нормы из прошлого, когда СССР был ведущей морской державой, к чему стремится сейчас Российская Федерация.

В завершении скажу, что несмотря на технический прогресс и цифровизацию, несмотря на то, что улучшаются маневренные качества судов и повышается эффективность буксиров, функция лоцмана остается очень важной. Это и контроль соблюдения судами правил и конвенций, это общее руководство совместными действиями судна с буксирами, это и ответственность за безопасность плавания и экологическую чистоту наших морей. Всё это хорошо понимают власти ведущих морских государств, в которых лоцманское обеспечение организуется так, чтобы не допускать рыночной конкуренции лоцманских организаций на одной акватории. Как правило, лоцманская деятельность осуществляется либо государственными лоцманскими службами, либо некоммерческими организациями лоцманов и регулируется специальным законом. У нас в начале 2000-х с появлением в прибыльных портах частных коммерческих лоцманских организаций произошёл развал этой системы и до сих пор государство не наведёт порядок.

Информ 24



Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
 <  Февраль   <  2021 г.