Последние публикации

15 Апр 2021
По факту выявленного нарушения в отношении судовладельца – АО «СКБСФ» возбуждено дело
15 Апр 2021
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Росрыболовства от 25 июня 2020 года № 321
15 Апр 2021
Инвестиционным квотам быть: Долговременную стратегию промысла минтая обсудили в Приморье
15 Апр 2021
Илья Шестаков: Назрела стратегическая потребность отрасли в новых кадрах и новых компетенциях
15 Апр 2021
Наша цель – рациональное природопользование
15 Апр 2021
Камско-Волжский филиал Главрыбвода активно готовится к нерестовой кампании 2021
15 Апр 2021
Карельский филиал Главрыбвода приступил к выпуску молоди лососевых
15 Апр 2021
Обзор промысловой обстановки по состоянию на 11 апреля 2021 года
15 Апр 2021
Сертификат QR-код
15 Апр 2021
Американская компания BlueNalu планирует в 2022 году вывести на рынок рыбное филе
15 Апр 2021
Что же касается публичных целей и задач Росрыболовства
15 Апр 2021
Сахалинский рыбзавод увеличил мощность благодаря новому морозильному оборудованию
15 Апр 2021
"Преображенская база тралового флота" в 2020 году получила 1,9 млрд рублей прибыли
15 Апр 2021
Росрыболовство заявило о втором этапе программы инвестквот для переработки минтая
15 Апр 2021
Позиция Федерального агентства по рыболовству относительно проекта нового закона об электронных торгах.
15 Апр 2021
Итоги 2020 года и планы развития рыбохозяйственного комплекса
15 Апр 2021
На Камчатке полицейские установили личность подозреваемого в хищении 460 кг рыбопродукции
15 Апр 2021
В Японии разрешили слить в океан очищенную от радиоактивных частиц воду с "Фукусимы-1"
15 Апр 2021
Заводы строятся, траулеры – в уме
15 Апр 2021
"Норникель" к 2026 году создаст туристический кластер рядом с таймырским плато
15 Апр 2021
ФГБУ «НЦБРП» подвело итоги деятельности региональных отделов за первый квартал 2021 года
15 Апр 2021
Кому будет клево
15 Апр 2021
Цены на красную икру бьют рекорды
14 Апр 2021
В Приморье и на Сахалине оформлено 883 ветеринарных сертификата на экспортируемую продукцию водного промысла
14 Апр 2021
В икре производителя из Камчатского края выявлены бактерии группы кишечной палочки и другие нарушения
14 Апр 2021
Госдума доработает проект закона об электронных торгах в рыболовстве
14 Апр 2021
Министерство рыбного хозяйства Камчатского края проведёт выездной приём граждан в Елизовском районе
14 Апр 2021
Рыболовство и бизнес: кому — рыбу, кому — льготы
14 Апр 2021
Ударим контейнером по рыбакам, и рыбаки спасут Арктику
14 Апр 2021
В Хабаровском крае осуждены организатор и участник преступной группы
14 Апр 2021
Россиянам хотят дать право использовать лесные участки для рыбного хозяйства
14 Апр 2021
Росрыболовство прогнозирует вылов лососей на Камчатке в 2021 году в объеме 359 тыс. тонн
14 Апр 2021
В Курганской области вводится оперативно-профилактическая операция «Нерест»
14 Апр 2021
Штаб Охотоморской путины: вылов тихоокеанской сельди превысил результаты прошлого года на 54,8%
14 Апр 2021
«Отдельные меры по регулированию промысла водных биоресурсов Черного моря в Крыму и Севастополе позволят снизить нагрузку на промысловые объекты»
13 Апр 2021
Владелец «Пятерочки» купил «Много лосося»
13 Апр 2021
Полицейские совместно с пограничниками изъяли у жителя Астраханской области более 2 тонн немаркированных раков
13 Апр 2021
Корабелы Северной верфи готовятся начать затяжку кабеля на головной траулер проекта 170701
13 Апр 2021
Рыбаки недосчитаются красной рыбы на Сахалине
13 Апр 2021
Ученые начали изучать биоразнообразие водоемов через сбор ДНК в воде
13 Апр 2021
Дмитрий Григоренко рассказал о перспективах расширения эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольных органов
13 Апр 2021
На Ямале обсудили квоты на традиционное и промышленной рыболовство
13 Апр 2021
СОС с «Порта Мэй»
13 Апр 2021
Глава Росрыболовства проведет во Владивостоке совещание по вопросам промысла минтая и тихоокеанских лососей на долгосрочную перспективу.
13 Апр 2021
В КГТУ открылась конференция «Дни науки – 2021»
13 Апр 2021
За преемственность и устойчивость!
13 Апр 2021
К приходу уйка в Томари готовятся, как к лихим девяностым
13 Апр 2021
СахНИРО нужны водолазы
13 Апр 2021
В Федеральном собрании продолжат согласованную доработку законопроекта об электронных торгах
13 Апр 2021
Приморским гребешком и трепангом заинтересовался крупный федеральный холдинг

Подписка на новости

Мифы и факты о “Баренцевом море”: капитан Игорь Трунин - о новом российско-норвежском траулере

671
Россия

В сентябре 2020-о года ПАО ВСЗ передал заказчику первый из серии траулеров - “Баренцево море”. Строили его на российской верфи по норвежскому проекту: без срыва графика не обошлось, что-то приходилось переделывать по ходу строительства. На протяжении двух последних лет на верфи постоянно находился капитан флота СЗРК Игорь Трунин - он занимался согласованием документов, а также непосредственно следил за работами. Его мы попросили провести экскурсию по судну и рассказать о собственном мнении касательно “Баренцева моря”.

Сейчас мы на капитанском мостике и у кресла капитана. Расскажите об основных узлах на панелях.

Здесь действительно много всевозможных кнопок, которые включают или выключают системы судна. Есть также выход внутренней связи, могу дать ту или иную команду.

Старт двигателю дается в машинном отделении, там все запускается, а сюда передается управление. Я могу запросить, чтобы мне передали управление вот этой кнопочкой. И они передают. Рядом - система управления винта регулируемого шага и еще много чего. Мы же судно строили, поэтому знаем каждую кнопку.

Здесь же - два эхолота. Успели немного пройтись по Балтике, могу сказать - рыбы нет, Балтика пустая, по крайней мере по этому времени года.

На каком судне Вы работали до “Баренцева моря”?

На подобном же рыболовном судне норвежской постройки. Оно 1995-го года, то есть ему уже 21 год.
Насчет этого траулера - я наблюдал все этапы его строительства, и выйду в первый рейс его обкатывать, рыбу ловить.

Каково капитану, который привык проводить время на судне, следить за строительством? Насколько это большая ответственность?

Ответственность большая, да. И труд, конечно, различается, не капитанский, не несение вахты, что называется. Узнаешь очень много нового. Как складывался ваш рабочий день? Была целиком офисная работа?

Офисная, да, но ты посещаешь судно. Ты приходишь к 9 утра на Выборгский завод, до 6 часов вечера рабочий день. Грубо говоря половину проводишь в офисе, половину на судне, потому что на пароход приходишь – уже что-то наделали, то что не надо делать, идешь, разбираешься.

Как семья отнеслась к такой вахте? Вы ведь из другого города?

Моя семья в Великом Новгороде, это не так далеко от Питера. Поэтому я даже на выходные из Выборга до дома спокойно добирался, а в понедельник с утра на работе. Раньше жил в Мурманске, но переехал и семью перевез.

А родом Вы из какого города?

Родился вообще в Казахстане, это долгая песня, с кораблестроением совершенно не связанная.

И на каком этапе строительства судна Вы приехали на Выборгский завод?

Тут были механики уже, технолог был, потому что фабрику уже загрузили, когда я приехал. Приехал почти 2 года назад в конце марта 2019-о года. Судно еще было не оснащено совершенно, вот оно два года оснащалось. И самая главная проблема для завода была не железо отстроить, а именно оборудовать судно, оживить его.

Есть разница между предыдущим судном и новым “Баренцевым морем”?

Вы знаете, на самом деле не так уж сильно и отличаются. Насыщенность фабрики здесь колоссальная по сравнению с тем судном, а вот общая концепция строительства судов одинаковая, норвежская.

А если говорить об оснащенности?

Здесь, допустим, гидролокатор, у нас такого не было. На предыдущем судне "Севрыба-1" был чисто донный вариант. А "Баренцево море" может работать и на пелагических породах рыбы. 

И сколько рыбы перевозится за раз?

Замороженной рыбы паллетированной – где-то 1250 тонн. Может быть 1300, но это опыт покажет потом уже. А если не паллетированной, если коробами ставить, то 1500 тонн.
Подходят ли другие суда, чтобы забрать рыбу?

Бывает, да. Обычно летом такие заморочки, лучше конечно разгружаться в порту, но иногда мы выгружаемся в море. Для этого у нас приспособлена горловина трюма прямо на промысловой палубе и грузовые стрелы, выгружаемся через эту горловину на транспортное судно. А на берегу мы выгружаемся через макгрегор. Аппарель открывается, там лифт ходит, паллеты ставятся в трюме, поднимаются до уровня причала, выдвигаются на причал и забираются погрузчиками.

Какова автономность судна?

Заявлено 2 месяца. Но из опыта скажу, что один рейс длиться не больше месяца. На самом деле на "Севрыбе-1" мы груз брали в лучшем случае за 10 дней, в худшем бывало и по месяцу, когда рыбалка плохая. От рыбалки, от погоды зависит. 

Как работается в пандемию? 

Плохо, проблемы со сменой экипажа. Работается, как можется. Какая часть улова на судне обрабатывается сразу?

Она вся обрабатывается. То есть ты поднимаешь рыбу, какая-то часть идет обезглавленная – отрубаешь голову, вычищаешь внутренности и на заморозку. Какая-то часть идет на филе, а все отходы – головы, хребты, хвосты, внутренности – это все перемалывается в крашере и идет на изготовление рыбной муки. Кроме того, можно печень, икру отбирать и консервы делать еще.

Сразу на судне?

Да, безотходное производство.
А сколько людей работает?

47 человек экипажа. Если вам интересно сколько человек задействовано в производстве, то кроме пяти человек – 42 задействованы. Не задействован капитан, старпом, старший механик, второй механик и повар, остальные все на рыбе. Касательно зарплаты - у нас паевая система, то есть каждому идет процент от рыбопродукции произведенной.

Раз упомянули поваров, то такой вопрос: часто ли бывает в рационе та рыба, которую сами ловите? 

Да, используем. Не знаю, почему у некоторых компаний нельзя, мы - можем. Если ловим треску и пару-тройку трещин на камбузе зажарили, никто нам слова не скажет.

Вы вообще любите рыбу?

Да, я люблю рыбу, и я люблю треску. Треску можно есть все время. Если палтус можно один-два раза в месяц, а потом надоедает, также как и семгу, то треску можно каждый день есть. Как говорят: “трески не поешь – не поработаешь”.


В магазинах покупаете рыбу, в наших - российских?

Покупаю конечно, да. Если бы указывалось “производитель Севрыба-1” или другое судно нашей компании, я бы купил с уверенностью, но такое не рекламируется, не анонсируется на прилавке.

Первый улов как-то обозначен на упаковке? - “первая заморозка”, “заморозка на судне”?

Конечно, если поймана, заморожена, произведена на судне. Но когда ты, допустим, китайцам сдал, они его разморозили, нарезали с него филе и потом заморозили и привезли – это совсем другое. Уже не говорю, что они вкачивают какую-то химию, чтобы вода впитывалась для большего веса. Увеличивают гигроскопичность этой трески, что-то делают.

А у нас, когда рыба приходит, ничего с ней вообще не делают?

Нет, ничего. Чистый продукт, натурпродукт. Давайте теперь сново поговорим про пульт управления. Что можете про него сказать?

Пульт как пульт. Похож на все пульты, на самом деле. Кое-какие кнопки просто по-разному стоят, а так-то - самое главное ВРШ, руль, подруливающее устройство носовое. Подруливающая машина в носу 800 кВт, если нам надо от причала отжаться, мы можем нажать соответствующую кнопку, винт начинает работать, струя воды нас отжимает от причала. Сам мостик судна позволяет видеть всё судно?

На 360 градусов обзор. Это важно и для безопасности мореплавания, и для работы с траловым комплексом. Штурман же у нас не только ездит на пароходе и управляет, он еще ставит и поднимает трал. В том числе и я этим занимаюсь, если стою вахту. Допустим, мы со старпомом стоим пополам вахту, второго штурмана я отослал на рыбу, потому что там надо поработать, и я здесь работаю.
Если хорошая рыбалка, то по возможности все работают. Потому что все деньги для судна куются там, на “монетном дворе”.

Кок тоже получает процент?

Да, получает. Вообще кока два, второй идет на рыбу, а первый готовит на 47 человек - завтрак, обед, ужин, плюс чаи еще. Обычно в компании постоянные сотрудники или бывает, что меняются?

Бывает, что меняются, но вообще экипажи довольно постоянные.

А бывает такое, что в экипаже вегетарианец? Или мусульманин?

У нас и мусульмане свинину едят. А на вегетарианской пище за рыбоделом 6 через 6 и без выходных работать, думаю, невозможно. В шторм ловите?

Смотря какой шторм. Скажем так, на этом судне я думаю в 8-балльный шторм будем ловить без проблем. На “Севрыбе-1” в 6-7-ми балльный мы уже не ловили, штормовались, а бывали ситуации, когда мы даже уходили, прятались в норвежских фьордах, когда сильные шторма до 12 баллов. На этом прятаться, наверное, не будем, не знаю как при 9-ти балльном, но при 8-ми балльном точно будем работать.

Предлагаю продолжить рассказ по ходу прогулки по судну. Сначала каюты?

Да, давайте. Сейчас мы спускаемся с капитанского мостика и попадаем на “этаж”, где расположена каюты комсостава.

Сколько квадратных метров ваша каюта?

Я не мерил, но думаю 25 метров, 5 на 5.

Это только рабочая часть ее? Есть еще нежилая?

Да, жилая - это спальня, грубо говоря, и санузел.

А как с вай-фаем?

Вай-фай спутниковый.

У вас здесь есть связь с мостиком?

Да, со всем судном.

Это все норвежская мебель?

Да.

Если сравнивать такую мебель и мебель на предыдущем траулере...

Эта лучше, более современная, раньше не было ни доводчиков, ни полозий. Там судну 21 год.
А сколько по времени у вас вахта? 8 часов?

6 через 6, английские вахты. 8 часов работать тяжело, 6 легче. Рядом - каюта старшего механика. Он последние два года тоже занимался приемкой этого судна. До этого работал в другой компании, но тоже на иномарке, скажем так, норвежской постройки, постарее проектом и послабее, чем здесь. Прямо в каюте у него - панель контроля за всеми механизмами судна, в любой момент может проверить - что, где и как. 

Это сделано для удобства?

Это удобно и довольно-таки безопасно в том плане, чтобы предупредить аварию или поломку. Первый класс автоматики предусматривает безвахтенное слежение.

Следующая дверь - прачечная: постирался, посушил, у нас белья грязного не бывает. Рассчитана на 13 человек. В принципе хватает, она быстро стирает. Нам рассказывали, что сроки сдачи судна затянулись. По-вашему, причины объективны?

Я считаю, что обещанные на постройку два года были сказаны сгоряча. В Турции мы одновременно с “Баренцевым морем” заложили краболов “Зенит” - как эталон, но “Зенит” в 5 раз меньше. Турки построили за 1,5 года, но уверен, что “Баренцево море” они строили бы года 2,5. На российской верфи у ПАО ВСЗ ушло 3,5 года.

“Баренцево море” - головное судно, но в ПАО ВСЗ строятся еще траулеры для вас. Сильно будут отличаться?

Практически нет, где-то по мелочам. 

А это - типовая двухместная каюта. Санузел здесь. Двухместная для людей, которые на разных вахтах работают. Один здесь, другой там. Вдвоем, по большому счету, здесь только на переходах могут совпасть. А сколько занимает переход?

Самый длинный переход трое суток.

А здесь есть радиосвязь?

Нет, радио нет, громкая есть, конечно. Маркировка на двух языках: здесь и поляки, и финны, и норвежцы бывают. У нас сейчас все россияне, но была половина норвежцев, половина россиян. Переходим в помещение, где находятся основные швартовые агрегаты.

Как в целом - график 6 на 6?

После 6 часов работы надо успеть поесть, помыться и уже доходишь до койки, телевизор включил, посмотрел и спокойной ночи.

А телевидение какое в море ловит?

Что настроим. И на английском что-то смотрим, и на других языках. 

Кстати, интернет на судне - бесплатный?

Интернет бесплатный. Ловит хорошо, всегда есть связь с семьей и домом. 
Понемногу мы приближаемся к фабрике. На палубе для манипуляций с уловом мы используем палубные механизмы и краны.

Нет страховочного крюка или чего-то подобного?

Нет. Используем устройства фирмы “Motus”. Очень дорогая штука, но очень качественная. Норвежская. Все рыбаки только мотусом пользуются.

За какое время удается заполнить сети?

По-разному бывает. Бывает и за 15 минут датчики срабатывают, а бывает по 6 часов наловить не можем. Больше 6 не ловим, чтобы рыба не портилась.
А это фабрика, верно?

Да. Здесь все практически стерильно. Места, куда может попасть бактерия – промываются. Эта процедура уже отлажена. Восемь вертикальных морозильных аппаратов для заморозки. 
Сколько замораживается рыба?

3,5 часа.

Это так называемая “шоковая заморозка”?

Да. На фреоне 22-м это было бы 2:30-2:40, но сейчас новые нормы по защите экологии, 22-й фреон - он же озоноразрушающий. 

Потом рыба выпадает на транспортер и уходит на упаковку. Каждый брикет - в мешок. Он взвешивается, выходит этикетка, мешок запаивается, этикетка сверху приклеивается. Мешки собираются в паллеты. У вас есть суда, которым по 20 лет. А фабрики обновляются?

Да, постоянно что-то меняется. Это влияет на конечный результат. Если не будешь менять фабрику, у тебя продукция не будет конкурентоспособна и все.

Дальше по линии - загрузка в трюм, перед этим рыба в паллетах оборачивается пленкой. 

А какова емкость трюма?

1000 тонн. Если 100 тонн делать в день при хорошей рыбалке, то получается 60 тонн безголовой и 40 тонн филе. Примерно за 15 дней все забиваем. 

А как обстоят дела с консервами?

Основной конечный продукт у нас - это замороженная рыба. Мы кроме этого и муку делаем, и консервы: печень трески, икру трески.

Есть просто печень трески, а есть печень трески по-мурмански. Получается двух видов, или кусочками печень, или прошедшая через сепаратор, все жилы, пленки убираются и она как паштет. Это по-мурмански. Сырье одно и то же. Просто вид конечный немножко отличается.

Покупая в магазине - на банке смотрите – если “изготовлена в море”, тогда она получше. Потому что на берегу делают из размороженной, что-то добавляют, осветляют.

Касательно работы фабрики - за шесть часов хороший моряк тонну фасует. И для того, чтобы за 6 часов 10 тонн заморозить, надо чтобы 10 человек отсюда не уходя работали. Тогда мы за сутки 40 тонн филе заморозим. Это по поводу того, сколько человек должны работать.
Руки не “отваливаются” у них?

Бывает по-всякому. Но в спортзал не ходит никто.

И стоит всегда человек на одной и той же операции?

Его могут на другую поставить, если, бывает рыба не филейная, а большая. Бывает команда из офиса – делать другой ассортимент.

Филе делаем тоже разного вида – есть со шкурой, без шкуры, с костью, без кости. По стоимости отличается.

Зарплата разнится от вида продукции?

Если сделаешь больше филе, оно подороже оценивается. Можно 10 тонн филе сделать и 30 тонн чего-то другого за одно и то же время, поэтому зарплата объемом регулируется.

За сколько рейсов человек приноравливается?

Думаю, за один рейс нормальный человек научится.

А новичков берете в экипаж?

Берем, куда же деваться.

А какое требуется образование?

Сейчас же у моряков международный сертификат должен быть, вроде курсов трехмесячных. То же самое для специалистов – мотористов, машинистов. Основной состав должен иметь среднее-специальное или высшее.

Сколько пресной воды берете в рейс?

Питьевой? 26 тонн, две цистерны. Для технологических нужд, для обмыва рыбы мы используем забортную соленую воду. 

Скажите, вы этот траулер помогали строить, планируете следить за следующими?

На одном из них буду ходить. На последнем?

Да. Я на “Баренцевом море” один раз схожу в рейс, потом вернусь в Санкт-Петербург, и на следующем снова выйду. Если не ошибаюсь, это будет в августе.

Корабел.ру

Траулер "Баренцево море"
Мифы и факты о “Баренцевом море”: капитан Игорь Трунин - о новом российско-норвежском траулере
Мифы и факты о “Баренцевом море”: капитан Игорь Трунин - о новом российско-норвежском траулере
Мифы и факты о “Баренцевом море”: капитан Игорь Трунин - о новом российско-норвежском траулере
Мифы и факты о “Баренцевом море”: капитан Игорь Трунин - о новом российско-норвежском траулере
Мифы и факты о “Баренцевом море”: капитан Игорь Трунин - о новом российско-норвежском траулере
Мифы и факты о “Баренцевом море”: капитан Игорь Трунин - о новом российско-норвежском траулере
Мифы и факты о “Баренцевом море”: капитан Игорь Трунин - о новом российско-норвежском траулере
Мифы и факты о “Баренцевом море”: капитан Игорь Трунин - о новом российско-норвежском траулере
Мифы и факты о “Баренцевом море”: капитан Игорь Трунин - о новом российско-норвежском траулере
Мифы и факты о “Баренцевом море”: капитан Игорь Трунин - о новом российско-норвежском траулере
Мифы и факты о “Баренцевом море”: капитан Игорь Трунин - о новом российско-норвежском траулере
Мифы и факты о “Баренцевом море”: капитан Игорь Трунин - о новом российско-норвежском траулере
Мифы и факты о “Баренцевом море”: капитан Игорь Трунин - о новом российско-норвежском траулере
Мифы и факты о “Баренцевом море”: капитан Игорь Трунин - о новом российско-норвежском траулере
Мифы и факты о “Баренцевом море”: капитан Игорь Трунин - о новом российско-норвежском траулере
Исполнительный директор Группы компаний "Морская Техника" - Денис Клемин. "Морская Техника" занималась поставкой комплектующих для судна.
Капитан Игорь Трунин и старший механик Андрей Чепига

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
 <  Апрель   <  2021 г.