Последние публикации

15 Янв 2021
Станет ли Сергей Дарькин рыбным фельдмаршалом?
15 Янв 2021
С 28 декабря 2020 года по 10 января 2021 года основным видом импортируемой продукции в Российскую Федерацию стала готовая пищевая продукция
15 Янв 2021
В 2020 году вырос экспорт водорослей из Приморского края в КНР
15 Янв 2021
В заливе Терпения 15 судов ловят навагу
15 Янв 2021
Калининградский филиал Главрыбвода на инкубацию заложил более 3 млн икры сига
15 Янв 2021
На Сахалине принимают обращения на вылов зубастой корюшки и гольцов
15 Янв 2021
Митин предложил закрепить преимущественное переоформление участков под рыболовство
15 Янв 2021
Гастрономический фестиваль корюшки открылся в ресторанах Приморья
15 Янв 2021
Промысел наваги начался в Южно-Курильской зоне
15 Янв 2021
От рыбацких компаний ждут заявок на льготное кредитование
15 Янв 2021
Добыча (вылов) минтая, сельди и трески в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне в сезон «А»
15 Янв 2021
Представителям КМНС предлагают ознакомиться с квотами на вылов рыбы
15 Янв 2021
Сахалинцев просят подписать петицию для помощи сивучам
15 Янв 2021
Экспорт вьетнамского пангасиуса показывает тенденции к росту
15 Янв 2021
В Астраханской области Управлением Россельхознадзора не допущена к реализации рыбная продукция без ветеринарных сопроводительных документов
15 Янв 2021
В целях профилактики COVID-19 Китай разработал руководство для экспортёров рыбной продукции
15 Янв 2021
Док по размеру
15 Янв 2021
В Астраханской области Управлением Россельхознадзора не допущен ввоз рыбной продукции из Казахстана
15 Янв 2021
На реке Камчатка задержан браконьер добывавший лосося
15 Янв 2021
В Южно-Сахалинск привезли свежий минтай и треску по доступной цене
15 Янв 2021
В Александровск-Сахалинском районе оторвало льдину с рыбаками
15 Янв 2021
В Росрыболовстве обсудили порядок выдачи заключений на экспорт водных биоресурсов в живом виде
15 Янв 2021
Одну тонну камчатского краба разрешено добыть в Восточно-Сахалинской подзоне
15 Янв 2021
На Сахалине осудят браконьера, который дал взятку за икру
15 Янв 2021
"Цифра" для горбуши
15 Янв 2021
В КГТУ подвели итоги конкурса по разработке новых рыбных продуктов
15 Янв 2021
Инспекторы рыбоохраны Росрыболовства провели свыше 2 тысяч рейдов в новогодние праздники
14 Янв 2021
ФГБУ «Главрыбвод» перевыполнил план по госзаданию за 2020 год
14 Янв 2021
ФГБУ «Главрыбвод» в 2020 году выпустил более 4,8 млн водных биоресурсов в рамках выполнения компенсационных мероприятий
14 Янв 2021
Разъяснение Россельхознадзора правил указания масс нетто подконтрольных товаров в ИС «Меркурий»
14 Янв 2021
Компании Мурманской области экспортировали рыбу, одежду и сувениры в 19 стран
14 Янв 2021
В Тамбовской области ожидается увеличение производства товарной рыбы
14 Янв 2021
Более 20 тыс. тонн рыбы выловлено в Дагестане за 2020 год
14 Янв 2021
В Ярославской области будут выращивать форель и белугу
14 Янв 2021
Управлением Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области в 2020 году обследовано 137 предприятий на право экспортных поставок
14 Янв 2021
Итоги выполнения компенсационных мероприятий в 2020 году
14 Янв 2021
Правительство Камчатки предлагает наделить регионы полномочиями определять размер льготы по ставкам сбора за пользование ВБР
14 Янв 2021
Росрыболовство поддержало создание в Архангельске центра обслуживания рыбопромысловых судов
14 Янв 2021
На 11 января российские рыбаки добыли 107,6 тыс. тонн водных биоресурсов
14 Янв 2021
Култучка жива и почти здорова!
14 Янв 2021
Восстановить статус ландшафтного заказника «Озеро Паланское» планируют на Камчатке в 2021 году
14 Янв 2021
Экспорт замороженных крабов (кроме королевского и снежного) из Норвегии за год вырос по объему и стоимости
14 Янв 2021
Родственники погибших и пострадавших моряков «Онеги» получили обещанные выплаты
14 Янв 2021
Лаборатория Россельхознадзора выявила бактерии группы кишечной палочки в двух крупных партиях тихоокеанских сардин иваси
14 Янв 2021
В 2020 году на Сахалине оформлено более 12 миллионов электронных ветеринарных сопроводительных документов
14 Янв 2021
В Росрыболовстве начал работу штаб по организации Охотоморской путины
14 Янв 2021
Российские рыбаки завершили 2020 год с прибавкой в 1,2% – добыто 4,97 млн тонн ВБР
14 Янв 2021
Охотоморская путина: задачи, проблемы, поиск решений
14 Янв 2021
Камчатка инициирует новые полномочия для регионов
14 Янв 2021
Вьетнамский экспорт морепродуктов вернулся к докризисным показателям

Подписка на новости

Бизнес ищет место на стапеле

287
Россия

Российское судостроение в 2020 году смогло сдать ряд важнейших заказов, в том числе самые мощные в мире ледоколы, первый построенный в РФ танкер Aframax, крупнотоннажный траулер и круизный речной теплоход. Сами по себе эти факты подтверждают растущие возможности, но стоящая за каждым успехом реальная история лишь подчеркивает проблемы. Государство тем временем продолжает нагружать верфи, устраняя тем самым не только внешнюю, но и внутреннюю конкуренцию, которая могла бы помочь улучшить качество и снизить цены.

Уходящий год по формальным признакам стал одним из самых успешных для отечественного гражданского судостроения в последнее десятилетие. Верфи, несмотря на пандемию, сдали заказчикам очень сложные суда, которые в основном ранее не строились в России. Но почти за каждым таким заказом скрывается довольно грустная история.

Так, самый мощный в мире дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин» на 25 МВт должен был быть сдан еще в 2015 году. За время строительства судно пережило несколько перепроектирований, пожар, перевод с Балтзавода на «Адмиралтейские верфи» и год стояло у причала в ожидании корректировки документов о стоимости.

Новейший атомный ледокол «Арктика» 60 МВт сдан с задержкой в три года и, более того, с потерей проектной мощности — уже на швартовых испытаниях в начале года на ледоколе частично вышел из строя правый гребной электродвигатель. Первый крупнотоннажный траулер, построенный в РФ за 30 лет, «Баренцево море», появился с опозданием почти на два года.

Дальневосточная «Звезда» вроде бы в срок передала «Роснефтефлоту» первый в РФ танкер Aframax «Владимир Мономах», однако он на 85% был построен в Южной Корее, и верфи нужно было лишь сварить кормовую и носовую части судна и прикрутить шильдик.

На этом фоне самая благоприятная ситуация сложилась с первым в постсоветское время круизным теплоходом «Мустай Карим», который сдан без критичных задержек и даже успел уже выполнить 13 рейсов.

При этом контракты продолжают заключаться — верфи загружены рыболовными судами, новыми ледоколами, танкерами и сухогрузами, дноуглубительной техникой, газовозами, судами снабжения, не говоря уж о сохраняющемся военном заказе. И это не предел — в том же Комплексном плане магистральной инфраструктуры запланировано строительство новых ледоколов, аварийно-спасательных судов, технического флота и т. д. Не исключено также, что программа «квот под киль» будет продолжена, заставив рыбаков строить новые суда в РФ. Бум заказов привел к тому, что бизнес уже столкнулся в 2020 году с ограниченными возможностями верфей и нехваткой стапельных мест. Найти альтернативы заказчикам становится все труднее: для госкомпаний вот-вот введут запрет на закупки судов за рубежом, а частному бизнесу могут запретить заниматься определенной деятельностью на судах иностранной постройки, в том числе вывозом углеводородов по Севморпути.

Давление «судостроительного налога» на самые разные отрасли растет.

Такими темпами России придется вскоре создавать новые судостроительные мощности, притом что качество работы даже лучших существующих верфей нельзя назвать не то что идеальным, но даже стабильным — на мировом рынке гражданского судостроения они были бы просто неконкурентоспособны.

За такое положение вещей отчасти платят заказчики своими деньгами и временем, отчасти субсидиями помогает государство. Но вопрос в том, до каких размеров стоит искусственно раздувать этот субсидируемый сектор промышленности и до какого момента у государства будет достаточно ресурсов для его поддержки.

Собеседники “Ъ” в руководстве верфей неофициально признают, что сейчас судостроение в РФ — это не бизнес, заводы работают не для прибыли, а выполняют государственную задачу. Это логично в случае военного кораблестроения. Наверное, стране важно уметь строить и, скажем, уникально необходимые именно ей атомные ледоколы. Однако следует ли выпускать в РФ каждый сухогруз, судно «река—море», траулер или паром? Ответ многое определит в развитии отрасли, за которым мы продолжим следить в следующем году.

Анастасия Веденеева

Коммерсантъ


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
 <  Январь   <  2021 г.