Последние публикации

28 Янв 2021
Испытательная референс-лаборатория ФГБУ «НЦБРП» проводит регулярные исследования рыбной продукции
28 Янв 2021
Приморские рыбаки будут кормить Африку
28 Янв 2021
По вылову минтая и трески сахалинские предприятия пока отстают
28 Янв 2021
На водоёмах с ценными рыбами создадут 200-метровые защитные полосы
28 Янв 2021
В Красноярском крае выловивший осетров на 1,5 млн рублей браконьер предстанет перед судом
28 Янв 2021
Мягкие санкции. Рыбаки Приморья оказались без рынка сбыта
28 Янв 2021
В Приморье обнаружили два нелегальных цеха по переработке краба
28 Янв 2021
Cовет директоров "Находкинской БАМР" продлил полномочия гендиректора еще на год
28 Янв 2021
Рыбный зигзаг Шестакова завершается?
28 Янв 2021
Камчатские рыбаки заплатят миллион за браконьерство
28 Янв 2021
Уникальный улов добыт в январе на Курилах
28 Янв 2021
На качканарском пруду хотят строить рыбный некоммерческий бизнес
28 Янв 2021
Рыболовам готовят электронные аукционы
28 Янв 2021
Илья Шестаков: «Проведение торгов в электронной форме повысит качество конкуренции в отрасли»
28 Янв 2021
Суд обязал группу "Илим" согласовывать с Росрыболовстом деятельность на водохранилище в Прибайкалье
28 Янв 2021
Глава Росрыболовства обсудил с губернатором Ненецкого автономного округа изменения правил рыболовства в регионе
28 Янв 2021
Российские рыбаки снижают вылов минтая из-за проблем с поставками в Китай
28 Янв 2021
Новая технология позволит Собскому заводу выпускать более жизнеспособных мальков
28 Янв 2021
ВАРПЭ: ликвидация «рыбного» департамента Минсельхоза приведёт к кризису в отрасли
28 Янв 2021
Российские рыбаки наращивают добычу водных биоресурсов в Западном и Волжско-Каспийском рыбохозяйственных бассейнах
27 Янв 2021
За прошедшую неделю в Приморье и на Сахалине оформлено 332 ветеринарных сертификата формы 5i на экспортируемую продукцию водного промысла
27 Янв 2021
В Корсакове началась продажа свежевыловленных трески и минтая
27 Янв 2021
«Ты рыбачка, я — рыбак» — на фестивале в Приморье определили семью-победительницу
27 Янв 2021
В Смирных полицейские по горячим следам установили подозреваемого в краже
27 Янв 2021
Рыбакам Сахалинской области отдали все квоты на шипощека
27 Янв 2021
Ученые из Татарстана разрабатывают аквабиотехнологию выращивания ценных видов рыб
27 Янв 2021
В Светлом работает единственное в регионе предприятие полного цикла по выращиванию мраморного сома
27 Янв 2021
Перед судом предстанут участники организованной группы, обвиняемые в незаконном обороте икры рыб, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ
27 Янв 2021
В Курганской области увеличилось количество рыбоводных участков для осуществления аквакультуры
27 Янв 2021
На Камчатке Главрыбвод выпустит около 37 миллионов молоди лососей
27 Янв 2021
Министр рыбного хозяйства Камчатского края проведёт приём граждан в Усть-Большерецке
27 Янв 2021
В Индонезии за незаконную ловлю рыбы задержали три судна
27 Янв 2021
Только бизнес
27 Янв 2021
Показатели работы Северо-Восточного ТУ Росрыболовства за прошедшую неделю
27 Янв 2021
В Печенгский округ приходит новый бизнес
27 Янв 2021
Благодарность губернатора Камчатского края
27 Янв 2021
В Росрыболовстве сообщили, что оптовая цена сельди на северо-западе России выросла на 6,3%
27 Янв 2021
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Росрыболовства от 25 июня 2020 г. № 321
27 Янв 2021
Новый резидент АЗРФ займется переработкой и хранением краба и рыбы
27 Янв 2021
Информация штаба по организации вылова в Северном рыбохозяйственном бассейне
27 Янв 2021
В Мангистау инвесторы намерены разводить лосося и карпа
27 Янв 2021
Информация штаба Охотоморской путины
27 Янв 2021
ЦСМС начинает тестирование трансграничного электронного обмена данными с использованием Электронного промыслового журнала
27 Янв 2021
Домохозяйки Рыбного Мурмана переходят на искусственно выращенных кубанских карасей
26 Янв 2021
СЗРК - о новом траулере “Баренцево море” и о проблемах российского судостроения
26 Янв 2021
В «АтлантНИРО» состоялся отчет по результатам международной экспедиции в воды Арктики
26 Янв 2021
Сахалинцев проинформируют о реализации свежевыловленной рыбы
26 Янв 2021
Минэкологии Якутии: без оплаты коммунальных услуг заниматься воспроизводством рыб невозможно
26 Янв 2021
В Южно-Сахалинск привезли еще одну партию доступной рыбы
26 Янв 2021
Россельхознадзор провел проверку фактов незаконной торговли животноводческого происхождения

Подписка на новости

Россия преобразила промысловое судостроение по программе «квоты под киль»

660
Россия

Программа «квоты под киль», принятая в конце 2017 года в России, заложила простую логику возрождения промыслового судостроения в стране. Желающие участвовать в добыче богатейших рыбных ресурсов в российских морях должны были разместить заказы на постройку современных рыболовных судов на российских же верфях. И это сработало.

На сегодняшний день можно говорить о полном успехе программы. Всего за три года ее работы произошло радикальное обновление судостроительной программы по рыболовному флоту РФ: на отечественных верфях были размещены заказы на строительство 78 промысловых судов общей стоимостью более 228 млрд рублей.

Причем речь идет о самых современных кораблях, чей технологический уровень соответствует самым высоким мировым стандартам и даже превосходит их.

Корабль из будущего

Если вы впервые увидите морозильный траулер-процессор «Капитан Соколов» возле достроечной стенки судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге, то вы скорее всего решите, что это — реквизит к какому-нибудь научно-фантастическому фильму.

Действительно, этот плавучий завод, в задачу которого входит лов и переработка трески, пикши и других видов «быстрых» рыб в Северной Атлантике, выглядит необычно: его носовая часть представляет собой единую гладкую капсулу, внутри которой спрятаны основные судовые системы.

Такой подход к проекту обусловлен не только желанием максимально защитить главные системы судна от вездесущей коррозии, которую приносит на борт соленая морская вода. Еще одна причина «капсулирования» траулера — это то, что он еще и приспособлен к работе в легком льду, имея «взрослый» ледовый класс — КМ Ice2. Суда такого класса могут самостоятельно ходить в несплошном льду неарктических морей и в сплошном льду в канале за ледоколом при толщине льда до полуметра. Поэтому «Капитану Соколову» не страшны негостеприимные просторы Северной Атлантики, ставшие губительными для многих судов, но богатые холодолюбивыми видами рыб.

Как теперь часто бывает, головной корабль «Капитан Соколов» проекта 170701 станет лишь первым судном из целой серии. На той же «Северной верфи» уже заканчивается постройка следующего судна, «Капитан Геллер», и еще двух кораблей этого проекта. Таким образом заказчику, крупнейшему отечественному рыбопромышленному холдингу, будет в 2021 году передан целый флот современнейших рыболовных судов, который в перспективе составит 10 кораблей проекта 170701.

Непростая локализация

Рассказывая о «Капитане Соколове» и, в целом, о программе «квоты под киль», стоит сказать, что ее реализация проходила отнюдь не столь гладко, как хотелось бы. Несмотря на несомненные успехи инвестиционной программы и такие наглядные примеры реализации, как проект 170701, ее развитие пока не вышло на заявленные параметры — ежегодную постройку 32 промысловых судов.

Если в 2018 и 2019 годах программа стартовала мощно и с запасом от плана, то уже в 2020 году темп заказа новых судов упал. Это определяется не только тем, что изначально в программу попали самые «сладкие» квоты, как, например, вылов камчатского краба, под которого в 2019 году было заложено сразу 39 судов-краболовов. И не только тем, что 2020 год стал годом мирового экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19.

Еще одним неприятным моментом стало то, что за период «безвременья и застоя» в строительстве промыслового флота в России, который продолжался без малого четверть века, страна отстала от мирового уровня рыболовного судостроения. В итоге проекты судов под программу «квоты под киль» пришлось заказывать у конструкторских бюро тех стран, которые не теряли времени зря, — у Норвегии и Исландии. Например, упомянутый «Капитан Соколов» и в целом проект 170701 — это детище исландского проектного бюро.

И все же утверждение о том, что этот проект превосходит мировые стандарты, — вовсе не пропаганда. Ведь даже в родной Исландии бюро пока еще не строило столь интегрированных рыболовных траулеров, а лишь отработало концепцию «капсулы» на нескольких «переходных» судах.

Разработка проекта 170701 наглядно показала, насколько непростой является задача адаптации проектной документации под российские условия. Несмотря на то, что Исландия и Норвегия ведут добычу рыбных ресурсов в условиях, максимально схожих с российскими, у Росрыболовства и Российского морского регистра есть целый ряд специфических требований, которые стали новыми для проектных бюро этих стран.

Кроме того, в программу «квоты под киль» было включено еще одно требование: для получения инвестиционных квот технический проект и рабочая конструкторская документация по строящимся судам должны были разрабатываться российскими компаниями. Поэтому исландцам пришлось пойти на реальную локализацию — начиная с эскиза. Еще в 2018 году они приобрели петербургское проектное бюро, которое под новым названием занялось локализацией оригинального исландского проекта траулера-процессора для России.

«Сделано в России»

С подобными задержками и сложностями столкнулись и другие заказчики, которые тоже предпочли иностранные проекты. Такая ситуация в целом понятна, если учесть действующие рыночные реалии: интересы рыболовов часто противоположны интересам судостроителей. Рыбакам проще брать готовые иностранные решения, чем возиться с опытными образцами отечественных конструкторов и машиностроителей.

Но поскольку главной целью программы «квоты под киль» была все-таки не эффективная продажа рыбных российских ресурсов, а развитие собственной судостроительной и машиностроительной промышленности, правительство России учло именно эту задачу в инвестиционной программе. В частности, реализация постановления ведется на балльной основе: чем больше на судне российских материалов и оборудования, тем больше баллов оно получит, и при достижении определенного их количества судно будет признано произведенным в России.

Именно поэтому исландцы из проектного бюро были вынуждены фактически «перекроить» свой начальный проект траулера-процессора под использование российских материалов и комплектующих. Это, хоть и несколько тормозит создание крупной серии «траулеров будущего», в перспективе делает их действительно российскими судами.

Так что в добрый путь, «траулер из будущего»! На твоей корабельной регистровой табличке будет написано: «Сделано в России». И это — чистая правда.

Алексей Анпилогов

Федеральное Агенство Новостей

Россия преобразила промысловое судостроение по программе «квоты под киль»
Россия преобразила промысловое судостроение по программе «квоты под киль»
Россия преобразила промысловое судостроение по программе «квоты под киль»

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
 <  Январь   <  2021 г.