Последние публикации

21 Янв 2021
Мурманские рыбаки не освоили 5 тысяч тонн квоты
21 Янв 2021
Китайская девелоперская компания будет строить рыболовный порт в Брунее
21 Янв 2021
В Приморье выявлено хранение крупной партии скумбрии с нарушением температурного режима в толще рыбы
21 Янв 2021
Невельчане рассказали губернатору о высоких ценах
21 Янв 2021
Южносахалинцы раскупили 200 кг наваги по 55 рублей всего за полчаса
21 Янв 2021
Росрыболовство увеличило рыбакам Приморья квоты на вылов минтая
21 Янв 2021
Приморский флот пополнится траулерами-процессорами
21 Янв 2021
И рыба, и мясо
21 Янв 2021
На заседании штаба Охотоморской путины поручено усилить работу по поиску перерабатывающих мощностей на всей территории России
21 Янв 2021
«Король рыб» добрался до Камчатки
21 Янв 2021
«Мне очень повезло с наставником!»
21 Янв 2021
Илья Шестаков: «Росрыболовство максимально готово к выполнению всех требований по обеспечению безопасности экспортной продукции, которые предъявляет Китай»
21 Янв 2021
Экспорт вьетнамских головоногих оценивается в 570 миллионов долларов США в 2020 году
21 Янв 2021
Ученые США изучат взаимосвязь между нерестом нерки и месторождениями полезных ископаемых
21 Янв 2021
Новый рыбзавод построят в Алданском районе Якутии
21 Янв 2021
Трутнев поручил проработать вопрос увеличения объема переработки рыбной продукции в ДФО
21 Янв 2021
Время минтая
21 Янв 2021
Рыба будет перерабатываться на Дальнем Востоке
21 Янв 2021
Дикий капитализм: глава управления Росрыболовства о ценах на рыбу, квотах и браконьерах
21 Янв 2021
Поздравляем с наградой!
20 Янв 2021
Жареная, копчёная, маринованная: рестораны Приморья приглашают на фестиваль корюшки
20 Янв 2021
Купить немного Японского моря предлагают приморцам
20 Янв 2021
Кубань за год произвела 7 тонн австралийского рака
20 Янв 2021
В Краснодарском крае будут развивать аквафермерство
20 Янв 2021
Минтайное становится явным
20 Янв 2021
Добыча рыбы в России может сократиться из-за новых законов
20 Янв 2021
В конце 2020 года цены в Оренбуржье выросли почти на 1%
20 Янв 2021
Thai Union и COSI урегулировали оставшиеся иски, связанные с ценовым сговором
20 Янв 2021
Владимир Лабинов посетил Выгский рыбоводный завод в Беломорском муниципальном районе
20 Янв 2021
Прокуратура г. Каспийска направила в суд уголовное дело о незаконной добыче рыбы осетровых пород с причинением ущерба в сумме свыше 53,6 млн. рублей
20 Янв 2021
Без малого 100 тонн трепанга выловили у Южных Курил
20 Янв 2021
За прошедшие две недели из Приморья и Сахалина направлено на экспорт 299 партий рыбной продукции
20 Янв 2021
О результатах мониторинга ветеринарной безопасности районов добычи водных биоресурсов в 2020 году
20 Янв 2021
Минтай на Дальнем Востоке подешевел из-за ограничений, введенных КНР
20 Янв 2021
В Китае строится завод, который «изменит правила игры в аквакультуре Азии»
20 Янв 2021
Ученые РФ описали новые виды морских животных в Арктике для добычи и экспорта
20 Янв 2021
Новые холодильники строят рыбные порты Приморья
20 Янв 2021
За неделю инспекторами рыбоохраны на водных объектах УрФО выявлено более 100 нарушений
20 Янв 2021
Более 500 видов морской макрофауны могут расширить российский промысел
20 Янв 2021
На 18 января российские рыбаки добыли свыше 200 тыс. тонн водных биоресурсов
20 Янв 2021
В Москве прошло Общее собрание членов ВАРПЭ
20 Янв 2021
В китайском Даляне 10 судов из РФ больше месяца ждут выгрузки рыбы
20 Янв 2021
Большой объем скумбрии рекомендовано выловить в Южно-Курильской зоне
20 Янв 2021
Канада чистит море от утерянных орудий лова
20 Янв 2021
Российские рыбаки наращивают присутствие флота на промысле
19 Янв 2021
Карельский завод выпустил в притоки Белого моря 300 тысяч штук молоди сига и семги
19 Янв 2021
Цена свежей наваги в Охе выросла в сравнении с прошлым годом
19 Янв 2021
В Воронежской области прошёл турнир по зимней рыбалке
19 Янв 2021
«Полиэф» заплатит 3,5 млн рублей ущерба за загрязнение почвы и реки
19 Янв 2021
Корпорация развития Дальнего Востока сменила наименование

Подписка на новости

Мурманский морской рыбный порт выиграл все суды по причалам

490
Россия

2020-й оказался очень непростым не только для страны, но и рыбной отрасли. Пандемия коронавируса внесла свои коррективы и в работу Мурманского морского рыбного порта. О том, как удалось пройти этот год, рассказал управляющий АО «ММРП» Олег Креславский.

О пандемии

- Олег Игоревич, главное событие года для России, да и всего мира, это эпидемия COVID-19. Как рыбный порт проходит через нее?

- Порт оперативно отреагировал на мартовские события. Мы приобрели запасы антисептика, установили на рабочих местах санитайзеры и бактерицидные излучатели, обеспечили масками и перчатками сотрудников, периодически проводили тестирование на COVID, отправили на удаленку тех, кто находится в группе риска. Разработали регламент работы с судами, находящимися на карантине. Даже если Роспотребнадзор запрещал членам экипажа спуск на берег, то выгрузка рыбы все равно продолжалась. Поэтому докерам приходилось работать без живого контакта с моряками, вся связь шла через стивидора - по рации или телефону. Кроме того, мы закупили и передали в скорую помощь внушительный запас перчаток и одноразовых костюмов для поездки к больным.

- Эти меры дали какой-то эффект?

- Сложно сказать. Ведь изолировать людей только на территории порта невозможно, все равно они могут подхватить вирус дома, в общественном транспорте, в магазине. Поэтому заболевшие есть. К огромному сожалению, вирус забрал жизнь старшего механика комплекса механизации ММРП Валерия Сергеевича Удалова. Это большая потеря для порта…

- Соболезнуем... А какие-то экономические трудности порт испытывал из-за пандемии?

- В целом, нет. Более того, в апреле мы получили неожиданную прибавку к грузообороту за счет незаходных судов, когда Норвегия временно закрыла свои порты. Поэтому такие траулеры, оформив временное разрешение, смогли зайти в Мурманск. Но вскоре профилактические меры у западных соседей ослабли, и эти суда вновь вернулись к привычному образу действия.

О рыбе и грузообороте

- Рыбопродукция составляет львиную долю в грузообороте порта. Но при этом он продолжает падать. Почему?

- Смотрите сами: за 11 месяцев 2020 года рыбаки Северного бассейна добыли почти 465 тысяч тонн, при этом грузооборот рыбопродукции в порту за этот же период составил всего 36% от этого количества. Ну, допустим, часть уловов ушла в Архангельск и Петербург, небольшое количество приняли другие рыбные терминалы Кольского залива, мы ведь не единственные, хотя и самые крупные. Но остальная-то рыба где? Ответ прост: уходит за рубеж, где куда более привлекательные для рыбопромышленников цены. И их можно понять, бизнесу выгоднее экспорт. Другое дело, что такая политика оставляет мурманских докеров без работы, рыбоперерабатывающие фабрики - без сырья, а судоремонтников - без заказов. Как следствие, какие-то предприятия закономерно гибнут, а кому-то не хватает средств для развития. А потом мы слышим от рыбных «генералов», что в Мурманск заходить бессмысленно, так как здесь уже нет судоремонтной базы. Поэтому низкий поклон тем рыбакам, кто продолжает возить уловы на отечественный берег!

- И какой выход из ситуации?

- Только во вдумчивой государственной политике в сфере рыболовства. Возможно, в налоговой и таможенной амнистии для незаходных судов, в преференциях тем компаниям, кто проводит глубокую переработку сырья на береговых рыбофабриках. Ну и разумеется, в проектах, направленных на развитие привлекательности мурманского берега для рыбаков.

О причалах и арендаторах

- С 2018 года рыбный порт ведет борьбу за возможность распоряжаться своими причалами. Расскажите, в какой стадии сейчас этот процесс?

- Напомню, что причалы порта - собственность государства, поэтому до начала 2018 года ММРП распоряжался ими на основе доверительного управления. Но эта модель не позволяла предприятию серьезно вкладываться в их ремонт и реконструкцию, притом что состояние многих из них аховое! Решив наиболее острые проблемы с техникой, мы хотели заняться и причалами, в 2017 году разработали проект концессии, то есть государственно-частного партнерства по этому имуществу. Проект получил предварительное одобрение Минэкономразвития РФ. Но Росимущество тем не менее передало почти все наши причалы в ведение ФГУП «Нацрыбресурс». Тем самым был разорван единый комплекс по обслуживанию промысловых судов, много лет функционировавший в Мурманске.

- Неужели чиновники этого не понимали?

- Сложно сказать, но последующие действия Нацрыбресурса явно противоречат федеральной Стратегии развития рыбных терминалов, принятой Минсельхозом еще в 2017 году. Вместо того чтобы комплексно развивать рыбный терминал морского порта Мурманск, федеральное предприятие провело аукцион по аренде причалов Южного района, где происходит основная выгрузка судов с рыбой. Нацрыбресурс проигнорировал преимущественное право ММРП на заключение таких договоров на бесконкурсной основе. В результате причалы оказались в аренде на 49 лет у организаций, не имеющих никакого отношения к рыбной отрасли. Более того, не имеющих никакого имущества и персонала для эксплуатации госсобственности.

- И как это аукнулось порту и рыбакам?

- Рыбаки сразу столкнулись с повышением тарифов на швартовку и стоянку судов. Порой арендаторы ставили суда с генеральными грузами у причалов напротив холодильников, мешая обслуживанию траулеров и транспортов с рыбой, вынуждая их ждать на рейде. Арендаторы препятствовали даже проведению учений по ликвидации разливов нефти в порту.

- Но, может быть, такая политика арендаторов хотя бы компенсировалась ремонтом причалов, проведенным за счет полученной прибыли?

- Увы, нет! Надзорные органы установили ненадлежащую эксплуатацию причалов как со стороны Нацрыбресурса, так и его арендаторов. За два с половиной года, что причалы находились в ведении ФГУП, к ремонтам даже не приступали.

- И вы пошли в суд?

- Разумеется! Мы обжаловали конкурсы по аренде восьми причалов Южного грузового района. Два года тяжб привели к закономерному результату - по всем(!) причалам уже вынесены решения в пользу порта. По 44-му причалу дело дошло даже до коллегии Верховного суда. Суды признали, что проведение аукционов действительно нарушило федеральное законодательство и права ММРП. В итоге арендаторы с 1 ноября расторгли договор с Нацрыбресурсом, уйдя с причалов. Решает ли это проблемы порта? Частично, ведь причалы просто вернулись в ведение Нацрыбресурса. А это ФГУП по-прежнему держит там танкеры в отстое, что сокращает фронт обработки рыбных судов и также препятствует проведению учений. 

О концессии

- Значит, будете бороться и дальше?

- В соответствии с поручением губернатора Андрея Чибиса мы разработали долгосрочный «План развития Мурманского морского рыбного порта». Он был представлен 28 мая прошлого года на совещании с участием губернатора и главы Росрыболовства Ильи Шестакова. План предполагает комплексное развитие всей территории ММРП в рамках концессии - с общим объемом инвестиций в объекты портовой инфраструктуры в размере 14,9 миллиарда рублей, причем в основном за счет нашей группы компаний. Краеугольным камнем для возможной реализации Плана стал вопрос владения причалами рыбного терминала морского порта Мурманск. Пока они находятся в хозяйственном ведении Нацрыбресурса, путь к государственно-частному партнерству для ММРП закрыт. Именно поэтому в августе мы обратились к федеральному правительству с просьбой о возврате всех причалов, ранее находившихся в доверительном управлении АО «ММРП», в казну Российской Федерации. Дальше сценарий может развиваться двумя путями. Первый - передача причалов в ведение Мурманской области и последующее концессионное соглашение с инвесторами. Такая модель по поручению премьер-министра Мишустина сейчас прорабатывается в Магаданской области, где ситуация с рыбным портом очень похожа на нашу. Второй путь - государство в лице уполномоченного органа может напрямую заключить концессионное соглашение с ММРП. Такое партнерство не только будет способствовать развитию порта, но и позволит решить задачу более эффективного использования государственного имущества без расходов бюджета! Мы готовы к значительным инвестициям в реконструкцию причалов, чтобы обеспечить и развитие транспортной инфраструктуры региона, и быструю обработку судов. Главное - решить вопрос с концессией!

Об инвестициях

- В феврале исполнится пять лет, как порт был приватизирован. Что изменилось с тех пор, как новые собственники приступили к управлению ММРП?

- Мы приобрели у государства очень непростой актив. Порт испытывал острую необходимость в техническом перевооружении, инфраструктура была отчаянно изношена, в ремонте нуждались здания, краны и подкрановые пути, буксиры, тепловозы, инженерные коммуникации. Как следствие, часто задерживалась обработка судов, потому что техника постоянно ломалась. А из-за этого снижалась конкурентоспособность порта по сравнению с той же Норвегией.

- И что же вы предприняли?

- За четырехлетний период управления новой командой АО «ММРП» в портовую инфраструктуру (портальные краны, погрузчики, холодильники, железнодорожное хозяйство, бытовые и административные помещения и т. д.) было инвестировано свыше 1 миллиарда рублей. Это почти в три раза больше суммы, вложенной в ремонты и инвестиции за 10 лет, пока акции порта находились во владении государства. Мы на три четверти обновили парк погрузчиков, впервые за последние тридцать лет работы порта купили два новых крана, тщательно отремонтировали старую технику. Все это положительно сказалось на скорости выгрузки рыбы. Кроме того, привели в порядок и другие объекты порта: железнодорожное хозяйство, санитарно-экологическую лабораторию, холодильник №3, административно-бытовой корпус Южного грузового района. Сейчас идет обустройство новой площадки для рефконтейнеров, оборудование для их подключения уже закуплено. Из других важных приобретений этого года - мощный ричстакер грузоподъемностью 45 тонн для перегрузки контейнеров. Кроме того, мы внесли многомиллионный аванс за современный многофункциональный мобильный кран. Он придет уже следующим летом.

Беседовал Алексей Бакуменко

Мурманский вестник


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
 <  Январь   <  2021 г.