Последние публикации

12 Авг 2020
Одной из ведущих аквакультурных компаний ДВ воспрепятствовали участию в электронном аукционе
12 Авг 2020
Оправдано ли было вступление СССР в войну с Японией?
12 Авг 2020
В Беринговом проливе в районе прохождения линии Государственной границы Российской Федерации проведено совместное патрулирование пограничным патрульным кораблем «Камчатка» и сторожевым кораблем береговой охраны США «Мунро»
12 Авг 2020
Франк продолжает мутить
11 Авг 2020
Третья атака Франка. В бой идут одни «старики»…
11 Авг 2020
Экспорт краба ЖСО из Норвегии снизился на 39 % за полгода
11 Авг 2020
Экспорт мороженого краба из Норвегии вырос более чем в 3 раза за полгода
11 Авг 2020
Импорт груперов в США более чем на 60 % состоит из мексиканских поставок
11 Авг 2020
Международный союз добытчиков тунца призывает сократить вылов желтоперого тунца в Индийском океане на 25 процентов
11 Авг 2020
Саратовский НПЗ выпустил в Волгу мальков популярной промысловой рыбы
11 Авг 2020
Наука оценит запасы промысловых беспозвоночных и водорослей в подзоне Приморье
11 Авг 2020
Невельское рыбопромышленное предприятие получило финансовую поддержку
11 Авг 2020
Эксперт: Без обновления флота национальные квоты могут уйти другим государствам
11 Авг 2020
Научные наблюдатели ВНИРО продолжают работу в удаленных районах мирового океана
11 Авг 2020
Нис «Профессор Леванидов» проводит мониторинг водных биоресурсов Баренцева моря
11 Авг 2020
Сахалинцам продали «доступную рыбу» по 80 рублей за килограмм
11 Авг 2020
Инфляция в России в июле ускорилась до 0,4%
11 Авг 2020
Цены на ряд видов мороженой рыбы в оптовом сегменте стабилизировались
11 Авг 2020
ПО КРП. Вспоминает Лидия Егина
11 Авг 2020
«Седов» покоряет Арктику
11 Авг 2020
Подготовка к переходу барка Седов по Севморпути выходит на финальную стадию
11 Авг 2020
В порту Корсаков ФГУП «Нацрыбресурс» совместно со спасателями провели учения
11 Авг 2020
Подкомиссия «регуляторной гильотины» поддержала позицию рыбаков по продлению сроков строительства краболовов на всех верфях
11 Авг 2020
Рабочая группа «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта поддержала позицию рыбаков
11 Авг 2020
О правилах водопользования в целях полива
11 Авг 2020
Ошибка никогда не должна повториться
11 Авг 2020
На западном побережье полуострова в рамках ТОР «Камчатка» планируют построить новые рыбоперерабатывающие предприятия
11 Авг 2020
Сотрудничество с береговой охраной США
10 Авг 2020
Импорт зубастого терпуга в США сократился практически в 6 раз с начала года
10 Авг 2020
При более чем двукратном падении импорта, экспорт лягушек из США вырос практически в 2,5 раза за 5 месяцев
10 Авг 2020
Обвал китайского спроса на эквадорские креветки ударит по рыночным ценам
10 Авг 2020
Корея импортирует 46% кальмаров из Чили
10 Авг 2020
На Дальнем Востока экологическая катастрофа — горбуша вымерла от голода
10 Авг 2020
Научные наблюдатели АтлантНИРО продолжают работу в удаленных районах Мирового океана
10 Авг 2020
Владимир Уйба предложил выращивать на Кажымском водохранилище менее чувствительную рыбу
10 Авг 2020
Ученые выяснили, как питается молодь рыбы в полярную ночь
10 Авг 2020
С начала года Управлением Россельхознадзора в Псковской области проконтролирован ввоз почти 600 тонн креветок
10 Авг 2020
Ленобласть активно развивает рыбную отрасль
10 Авг 2020
Россия за время продэмбарго снизила импорт продовольствия на треть
10 Авг 2020
Исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков награжден почетной грамотой Россельхознадзора
10 Авг 2020
Строительство моста Пур на Ямале велось по подложному заключению Росрыболовства
10 Авг 2020
Под флагом 125-летия…
10 Авг 2020
Траулеры застряли на стапеле
10 Авг 2020
Рыбные заводы меняют инвесторов
10 Авг 2020
Доловились до запретов
10 Авг 2020
Тихоокеанский минтай остается лидером в структуре российского экспорта рыбы
10 Авг 2020
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 28 июня 2019 г. № 327
10 Авг 2020
Подкомиссия «регуляторной гильотины» поддержала позицию рыбаков по продлению сроков строительства краболовов на всех верфях
10 Авг 2020
Решающий вклад СССР в разгром милитаристской Японии должен быть признан!
10 Авг 2020
Пешком по Днепрру

Подписка на новости

Капитаны "Паллады" и "Седова" рассказали, как из мальчишек получаются морские волки

242
Россия

В этом году состоялась кругосветная экспедиция парусников Росрыболовства, посвященная 200–летию открытия Антарктиды и 75–летию Победы в Великой Отечественной войне. В многомесячном плавании участвовали фрегат «Паллада» и два барка – «Седов» и «Крузенштерн». Когда «Паллада» и «Седов» пришли во Владивосток, с их капитанами Николаем Зорченко и Евгением Ромашкиным встретилась корреспондент «РГ-Недели», чтобы узнать – каково это, в XXI веке ходить под парусами.

Кругосветка – серьезное испытание для любого моряка, а у вас в командах – необстрелянная молодежь, курсанты. Как они справились с поставленной задачей?

Николай Зорченко: Из-за эпидемии коронавируса «Палладе» запретили заходы в порт Маврикия, команда не смогла сойти на берег в Сингапуре, Брунее, Нагасаки. В итоге самый длительный переход продолжался 75 суток. Но бунтов на корабле не было.

Спустя несколько дней после нашего возвращения во Владивосток, я увидел, что курсанты уже вьются вокруг парусника. И меня это радует, потому что главная наша задача – приучить молодого человека к морю. Перед экспедицией мы интересовались у ребят, хотят ли они быть моряками? Треть хотела, треть сомневалась, остальные ничего не могли сказать. В конце кругосветки мы снова провели опрос. И только один человек ответил, что работа в море не для него.

Евгений Ромашкин: В плавании на паруснике парни 17-19 лет понимают, что без взаимопонимания, взаимоуважения, взаимовыручки в море никак! Не сможешь ты в одиночку катать парус. Только вместе, только сообща.

Когда курсант приходит на судно, все его внимание занимают высоченные мачты, а когда сходит на берег – жмет руку каждому члену экипажа. На днях мы провожали 35 кадетов в Калининград. Под марш «Прощание славянки» и три гудка «Седова» они сошли на берег. В слезах. Думаю, дома они будут рассказывать не о мачтах и парусах, а о людях.

Что, по вашему мнению, ребятам еще запомнилось?

Николай Зорченко: В Цусимском проливе, где 115 лет назад сошлись два флота – России и Японии, в трагическую дату мы вместе с «Седовым» почтили память русских моряков, возложив на воду венки. Для «Паллады» – это обязательный ритуал при прохождении Цусимы, мы проводили его уже более 50 раз. Курсанты всегда очень серьезно относятся к памятной церемонии. И не забудут ее.

Евгений Ромашкин: Иногда моряки спрашивают друг друга: «Сколько раз ты пересекал экватор?». Нашим подопечным представился уникальный шанс. Они могли проделать это неоднократно, потому что мы прошли несколько миль как раз по экватору. Сразу в двух полушариях развевался флаг России и звучал ее гимн.

В проливе Ла-Манш на нулевом меридиане для ребят устроили перетягивание каната. Таким образом мы как бы связывали всю Россию, ведь на судне собрались курсанты от Калининграда до Петропавловска-Камчатского, от Петербурга до Ейска. Это важные воспитательные моменты, которые запоминаются на всю жизнь.

Как встречали российские парусники в иностранных портах?

Евгений Ромашкин: В Лас-Пальмасе на Канарах желающих посетить судно было так много, что власти обратились к нам с просьбой задержаться на день – за их счет. Мы организовали там потрясающую выставку работ художника Павла Михайлова, который участвовал в плавании Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Его картины, изображающие Антарктиду, стали доказательством того, что русские моряки открыли новый континент.

В столице Уругвая Монтевидео за три дня «Седов» посетили 7,7 тысячи человек. Очередь в три-четыре ряда стояла от судна до проходной порта, а оттуда еще на две автобусные остановки.

Из Германии, Англии, Франции и других стран нам присылали письма, в которых восхищались экспедицией трех парусников.

Кульминацией плавания стала регата в Атлантике, в которой участвовали все три парусника. Что это дало курсантам?

Евгений Ромашкин: Конечно, это было уникальное зрелище: за день до старта мы подошли друг к другу на минимальную дистанцию – 60 метров. В центре «Седов» в полном вооружении – 35 парусов, справа «Крузенштерн», слева «Паллада». Экипажи видели лица друг друга, могли переговариваться. Нам предстояло пройти 200 миль.

Николай Зорченко: Начали-то мы неплохо. В 18 часов взяли старт – на море волнение 4-5 баллов, свежий ветер 12-14 метров в секунду. Примерно к часу ночи – брамсели долой, «Паллада» несла только три яруса марселей. К утру почувствовали, что и эти паруса лишние.

В третьем часу ночи, когда закончили гонку, штормило уже сильно, и на паруснике остались только нижние марселя. Скорость была высокая – 11-12 узлов. Мы въезжали на волны, похожие на горы. Они били через настройки, ломали леерные ограждения. Ветер порвал пять парусов, но потери мы не считали, главное было – удержаться. «Палладе», самой небольшой из трех парусников, досталось больше всех.

Признаюсь, я испугался. А курсанты, в первый раз попавшие в такую передрягу, рассказывали, что им было интересно. Они стояли за штурвалом, пристегнутые ремнем – глаза как блюдца, но в них читалась решимость оставаться на посту до конца. Вот так зеленые пацаны становятся настоящими моряками.

Капитан парусного судна сегодня «штучный товар». Чем вы отличаетесь от других моряков?

Евгений Ромашкин: Во-первых, судно, идущее в море только под парусами, нужно чувствовать. Во-вторых, мы сможем управлять танкером или сухогрузом, а вот капитан танкера барком или фрегатом – вряд ли.

Кстати, капитаны парусных судов знакомы между собой и поддерживают связь.

Андрей Перевозчиков, который 12 лет был капитаном «Седова», живет в Латвии. Благодаря ему в 1991 году, во время распада СССР, барк, приписанный к Риге, передали Мурманскому государственному техническому университету. Перед рейсом я отправил Перевозчикову большие морские часы. Он в ответ пожелал успеха экспедиции.

Петр Митрофанов был первым капитаном «Седова». По молодости лет я его не застал, но мы держали связь с сыном Митрофанова – Валентином. Ему я предложил дать нам в рейс вещь отца, который в кругосветке ни разу не был. Сын передал компас. 8 декабря 2019 года «Седов» вышел в рейс, и в тот же день я получил последнее сообщение от Валентина. Вскоре он ушел из жизни.

Умирая, капитан Митрофанов просил захоронить его прах в Бискайском заливе. Это было сделано. Несмотря на шторм, мы пришли в точку с нужными координатами, почтили минутой молчания память знаменитого капитана и, получается, привезли ему весть о смерти сына. И, казалось бы, связь «Седова» с семьей первого капитана оборвалась, но с адреса Валентина мне написал его сын.

Николай Зорченко: С захоронением праха Митрофанова в Бискайском заливе связана почти мистическая история. В 1992 году капсулу опустили в воду. После церемонии парусник продолжил путь, и спустя какое-то время моряки увидели в море фанерные коробки с сигаретами. Видимо где-то по пути вскрылся контейнер. Экипаж увидел в этом знак благодарности капитана, который при жизни был заядлым курильщиком.

Придя во Владивосток, команда «Седова» возложила цветы к памятнику Сергею Лазо. Что связывает корабль с героем Гражданской войны?

Евгений Ромашкин: «Седов» обязан своей долгой жизнью еще и Аде Лазо, внучке героя. Она спасла парусник от превращения в ресторан, сняв фильм «Кому нужны паруса». Посмотрите его, и вы узнаете, как идут под парусами, а значит, живут и дышат русские моряки.

Российская газета


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
 <  Август   <  2020 г.