Последние публикации

6 Июл 2020
Памяти товарища
6 Июл 2020
Экспорт охлажденной фермерской форели из Норвегии с начала года увеличился на 57 %
6 Июл 2020
Норвежский экспорт краба в мае 2020 года
6 Июл 2020
США в этом году увеличили импорт норвежского аквакультурного палтуса
6 Июл 2020
Китай требует гарантий безопасности от торговых партнеров
6 Июл 2020
Под строительство завода по выращиванию атлантического лосося выделен земельный участок в Кашире
6 Июл 2020
Эксперты обсудили будущее морской кибербезопасности в России
6 Июл 2020
В Сахалинской области отменили обязательную обсервацию
6 Июл 2020
Добытчикам лососям определили ограничения на 2020 год
6 Июл 2020
В Поморье в рамках НОЦ «Российская Арктика» проведут научное исследование запасов атлантического лосося
6 Июл 2020
Информация Центра оперативного прогноза промысла «АзНИИРХ»
6 Июл 2020
Вылов шемаи в Ростовской области остался под запретом
6 Июл 2020
Как вести себя при встрече с китами
6 Июл 2020
Рыба: переработка в приоритете
6 Июл 2020
Первый атлантический лосось, выращенный в Вологодском районе, поставят на прилавки в конце 2022 года
6 Июл 2020
«Находкинская БАМР» построит для себя маленький порт
6 Июл 2020
Икра на повышение
6 Июл 2020
Памяти Василия Михайловича Каплюка
6 Июл 2020
В Ленобласти с помощью системы «Меркурий» выявлен производитель потенциально небезопасной рыбной и мясной продукции
6 Июл 2020
В Псковской области 67 тонн морепродуктов успешно прошли ветеринарный контроль
6 Июл 2020
Спад производства: россияне переходят на заменители икры
6 Июл 2020
Суд подтвердил решение Россельхознадзора об изъятии из оборота потенциально опасной рыбной продукции в Камчатском крае
6 Июл 2020
Замедление рыболовства во всем мире не сможет спасти редкие виды
6 Июл 2020
Браконьерское межсезонье
6 Июл 2020
На Дону инвестиции в рыбную отрасль выросли почти на 8% в 2019 году
6 Июл 2020
С юбилеем Бориса Дмитриевича Кудрина!
4 Июл 2020
С Днем рыбака. С прадником!
4 Июл 2020
С праздником, рыбацкий Севастополь!
3 Июл 2020
Расширены меры господдержки рыбоводства Краснодарского края
3 Июл 2020
Экспорт гребешка из Норвегии серьезно снизился по объёму и стоимости
3 Июл 2020
Стоимость экспорта норвежских мидий с начала года упала более чем в 3 раза по стоимости
3 Июл 2020
Канада учреждает целевой фонд в 62,5 млн долларов для восстановления рыбоперерабатывающих предприятий
3 Июл 2020
Норвежский экспорт морского окуня и синекорого палтуса в Китай и Японию в мае 2020 года
3 Июл 2020
Верфи Петербурга в 2020 году спустят на воду два рыболовецких судна и три военных корабля
3 Июл 2020
Россельхознадзор и АО «ГЛОНАСС» приступили к практической фазе эксперимента по сквозному контролю температурного режима при транспортировке скоропортящихся грузов
3 Июл 2020
АтлантНИРО продолжает экспедиционные исследования в Балтийском море
3 Июл 2020
Сахалинские рыбаки обратились к президенту
3 Июл 2020
Состояние вынужденной беспомощности
3 Июл 2020
В Ростовской области активизируют работу по сохранению и восстановлению водных биологических ресурсов
3 Июл 2020
Россельхознадзором пресечена транспортировка почти 38 тонн мороженой сельди с нарушением температурного режима
3 Июл 2020
Правительство Приморья поможет предприятиям ОПК увеличить выпуск гражданской продукции
3 Июл 2020
Одна из крупнейших рыбодобывающих компаний Приморья сменила гендиректора
3 Июл 2020
Снятый с мели в Норвежском море российский траулер "Кокшайск" доставили в Тромсе на ремонт
3 Июл 2020
В Международном аэропорту Владивосток открылся новый рыбный магазин
3 Июл 2020
В Приморье капитан заплатит 1,7 миллиона рублей за незаконный лов краба
3 Июл 2020
Морской бой на приморской земле
3 Июл 2020
«Металлические традиции» угрожают приморскому судостроению
3 Июл 2020
Мурманский траловый флот отмечает 100-летие
3 Июл 2020
Мурманский траловый флот отмечает 100-летие
3 Июл 2020
О результатах рыбоохранных мероприятий в рамках операции «Весенний нерест»

Подписка на новости

"Терсания" российских рыбаков

223
Россия

Об инвестквотах мы пишем много и охотно, поскольку на сегодня это один из наиболее серьезных приводных ремней отечественного судостроения. Но квоты квотами, господдержка господдержкой, а промысловые компании по-прежнему периодически ведут дела с иностранными судостроителями. На обновление нашего рыболовного флота работают не только российские, но и зарубежные верфи. И в первую очередь речь идет о турецкой компании Tersan, располагающей весьма приличным судостроительным комплексом в городе Ялова.

Она сотрудничала с клиентами из России еще до всяких инвестквот, а сейчас, как ни странно, делает это даже с еще большим размахом. Совсем недавно на воду сошел очередной супертраулер для дальневосточных рыбаков. Честно говоря, именно это событие и стало поводом для нашего сегодняшнего материала.

Что строит Tersan по российским заказам, с какого года и в каких объемах? Давайте изучим этот вопрос.

"Печора" для почина

Фирма Tersan была основана в Турции еще в начале 1990-х годов, однако в первое время судостроением не занималась, специализируясь на предоставлении агентских услуг для судовладельцев, чьи суда часто проходят через Босфор. Однако в 1997 году она прикупила судоремонтный заводик в Тузле и обзавелась плавучим доком. За считанные годы Tersan набрала обороты и доросла до судостроения. Первый свой заказ на судно компания реализовала в 2002 году. В 2008 году пришло время для расширения мощностей. Судостроительное подразделение было целиком перебазировано в город Ялова.

Чтобы продемонстрировать темпы и объемы работы предприятия, перечислим те суда, которые были переданы заказчикам за последние 12 месяцев. Это шесть единиц:

  • 20 мая 2020 года сдан траулер для канадцев;

  • 10 февраля 2020 года сдан траулер "Зенит" для "Арктиксервиса" из России (о нем мы еще поговорим отдельно);

  • 26 ноября 2019 года сдан автомобильно-пассажирский паром для норвежской компании Fjord1:

  • 18 ноября 2019 года сдано два ярусолова для норвежской фирмы Ervik Havfiske;

  • 26 сентября 2019 года сдан еще один автомобильно-пассажирский паром для норвежской компании Fjord1.

С российскими рыбаками фирма Tersan начала сотрудничество в 2015 году, когда свой рыболовный флот задумал обновить "Ненецкий рыбакколхозсоюз". На тот момент в распоряжении рыбаков было три траулера – "Заполярье", "Серпухов" и "Несь". Раньше имелось еще несколько СРТМ, но в нулевые их пришлось списать, так что необходимость нового судна ощущалась очень остро. Тем более, что "Заполярье" и "Серпухов" уже изрядно устарели как физически, так и морально, их тоже пора было отправлять "на иголки".

В активе турецкой верфи уже был богатый опыт строительства разных судов, в том числе и рыбопромысловых. К тому же, турки сразу были готовы работать с оптимальным для нужд "Ненецкого рыбакколхозсоюза" среднетоннажным проектом ST-116 от известного норвежского КБ Skipsteknisk. Позже, когда начнется история с инвестквотами, именно на этот проект "положат глаз" еще одни северяне – рыбаки из "Архангельского тралового флота". Траулеры, которые сейчас строит для "АТФ" Выборгский завод, как раз и относятся к ST-116.

Контракт был подписан на строительство одного судна, и обошелся заказчику в 25 млн долларов. Свободных средств в таком объеме у "Ненецкого рыбакколхозсоюза" не было, поэтому пришлось брать займ у банка "ВТБ" сроком в полтора года.

В феврале 2015 года в Ялове прошла церемония резки металла, в начале сентября корпус спустили на воду. В 2016 году траулер, получивший название "Печора" отправился в Норвегию, где был доукомплектован траловым оборудованием. Одновременно норвежские специалисты произвели настройку фабрики по переработке рыбы.

Новым судном рыбаки остались очень довольны. "Здесь, на "Печоре", работать одно удовольствие. Аппаратура современная, погоды траулер не боится. Все по высшему разряду сделано", – рассказывал капитан траулера Дмитрий Панин журналистам в 2018 году.

В зените славы

Опыт ненецких рыбаков оказался учтен соседями, и в 2017 году "Северо-Западный рыбопромышленный консорциум" (это один из крупнейших российских рыболовных холдингов), вступая в только что запущенную программу инвестквот решил подстраховаться, заказав первые два краболова-процессора из длинной серии не в России, а в Турции – на той же самой верфи Tersan. Еще шесть судов по тому же проекту ST-184 для "СЗРК" должен построить Выборгский судостроительный завод.

Турки взялись за дело весьма рьяно умудрились за год с небольшим полностью сдать первый краболов. Церемония резки металла прошла 24 июля 2018 года, корпус был спущен на воду 13 марта 2019 года, а уже 31 октября 2019 года успешно завершились ходовые испытания.

Сейчас судно, получившее название "Зенит", находится в составе ЗАО "Арктиксервис" (входит в "СЗРК"). В конце апреля краболов добрался до Мурманска, обогнув всю Европу, причем перенес несколько штормов, показав отличные мореходные качества. В ходе промысла он сможет не только добывать краба – сразу на борту добыча перерабатывается в готовую варено-мороженую продукцию, которая потом надежно хранится в морозильном грузовом трюме. Ее можно сгружать, не заходя в порт, на транспортные суда с помощью грузовых стрел. При этом операции, согласно заявленным характеристикам оборудования, не должно помешать даже пятибалльное волнение.

Производительность по переработке сырья составляет 30 т/сутки для краба опилио и 60 т/сутки для камчатского краба. Производительность по готовой замороженной продукции составляет 20 тонн в сутки для краба опилио и 40 тонн в сутки для камчатского краба.

По задумке "СЗРК", турецкие корабелы, выполняя заказ, заодно должны были дать некий мастер-класс для выборгских корабелов, впервые взявшихся за такую сложную задачу. "С момента начала головного строительства на верфи Tersan будут присутствовать специалисты ВСЗ, которые в дальнейшем будут руководить строительством серии судов на выборгской верфи", – заранее объявили в Объединенной судостроительной корпорации, куда входит Выборгский СЗ.

Время гигантов

А теперь переходим к еще более сложным и крупным судам. Пока строился 62-метровый краболов "Зенит", завод Tersan успел попутно заложить настоящий гигант – супертраулер "Владимир Лиманов" проекта ST-192. Церемония прошла в январе 2019-го, а спустя 10 месяцев судно сошло на воду.

Оно имеет длину 108,3 м, ширину 21 м и максимальную осадку кормой 8,92 м. Заявленная скорость достигает 15 узлов, ее обеспечивает главный двигатель мощностью 8 МВт. На борту стоит фабрика по переработке рыбы, включая ее сортировку, обработку, заморозку, упаковку, хранение и отгрузку. Замораживать можно до 260 т/сутки. Предусмотрено оборудование для производства сурими производительностью 80 т в сутки с отдельной лабораторией, а также рыбомучная установка, перерабатывающая 250 т сырого материала в сутки.

В общем, не траулер, а мечта рыбаков. В довершение картины скажем, что на борту созданы максимально комфортные условия для экипажа, включая кинозал, спорткомплекс и сауну.

Контракт на строительство этого судна был подписан с верфью Tersan "Русской рыбопромышленной компанией" в 2018 году. Схема такая же, как в случае с краболовом для "СЗРК": сама серия будет строиться в России в рамках программы инвестквот, а вот головное судно отдано туркам – для обкатки.

"Компания приняла решение строить первое судно на зарубежной верфи в целях освоения использования современных технологий при строительстве сложных современных траулеров-процессоров. Приобретенные знания и опыт будут перенесены в Россию и использованы при строительстве серии судов на российской верфи", – сообщалось журналистам представителями "РРПК" в октябре 2018-го.

Как известно всем, кто следит за реализацией госпрограммы поддержки обновления рыболовного флота, в России серию супертраулеров по этому проекту для дальневосточных рыбаков строит петербургское предприятие "Адмиралтейские верфи".

В честь Героя СоцТруда

А теперь переходим к тому траулеру, о котором мы упоминали в самом начале этой статьи. Он был спущен на воду 12 июня 2020 года, а уже в следующем году должен войти в состав дальневосточного "Океанрыбфлота". Контракт с турками рыбаки заключили летом 2018 года – по нему завод Tersan обязуется построить два траулера того же проекта, что и "Владимир Лиманов".

Спуск на воду траулера "Георгий Мещеряков" / Официальный сайт компании Tersan
Спуск на воду траулера "Георгий Мещеряков" / Официальный сайт компании Tersan​

"В строительство мы вкладываем колоссальные средства, но это сегодня необходимо: флот имеет обыкновение устаревать, и мы ставим задачу постепенно полностью заменить наши суда на траулеры нового поколения. В 2021 году турецкая верфь обещает сдать в эксплуатацию первый объект, и сразу начнется строительство второго", – заявил генеральный директор "Океанрыбфлота" Евгений Новоселов, подписав контракт.

В реальности же турки даже не стали ждать сдачи головного траулера – резка металла для второго судна началась за несколько дней до спуска на воду первого. И это как раз то, что сама верфь Tersan считает своей сильной стороной: они любят "запараллеливать" процессы, ускоряя за счет этого сроки строительства.

Головному судну уже дали имя первого гендиректора дальневосточного предприятия Георгия Мещерякова. Кстати, Героя Социалистического Труда! Церемония спуска на воду прошла в Ялове 12 июня 2020 года в очень торжественной обстановке, несмотря на все коронавирусные ограничения. Этот заказ для турок настолько важен, что мероприятие сочли необходимым лично посетить министр транспорта и инфраструктуры Турции Адиль Караисмаилоглу и председатель морской торговой палаты Турции Тамер Кыран.

"Мы гордимся нашим сотрудничеством по обновлению флота с компанией "Океанрыбфлот". Сегодня мы будем наблюдать спуск на воду первого судна, которое мы построили для нее. Траулер длиной 108 метров и шириной 20 метров оснащен превосходным высокотехнологичным оборудованием, способным работать даже в холодных зимних условиях и арктических водах. Это рыболовное судно нового поколения, имеющее рабочую скорость 16 морских миль и вместимость 150 человек, обеспечит свои экипажи первоклассными комфортными условиями. Ежедневно с помощью 12 технологических линий, которые специально созданы для переработки различных видов рыбы, можно перерабатывать 450 тонн рыбы. С точки зрения экологичности, здесь будут практически нулевые отходы", – так описал происходящее председатель правления завода Tersan Осман Паксу.

Спуск на воду траулера "Георгий Мещеряков" / Официальный сайт компании Tersan
Спуск на воду траулера "Георгий Мещеряков" / Официальный сайт компании Tersan​

24 против 36

Какие причины побуждают отечественных рыбаков продолжать заказывать суда в Турции? Предположить, в общем-то нетрудно. У компании Tersan есть веские козыри, которые она, кстати, нам не так давно озвучила. В ответ на наш запрос там рассказали про ряд принципиальных факторов, которые помогают привлекать заказы, в том числе российские.

Во-первых, это богатый опыт работы на рынке. В общих чертах мы его уже изложили в начале этой статьи. Прибавим, что те годы, когда завод вел именно судостроительную деятельность, были использованы максимально эффективно – построены уже десятки судов. А опыт, тем более такой успешный, автоматически влечет за собой доверие заказчиков. Собственно, в приведенных выше цитатах глав российских рыболовных компаний это ясно читается.

Во-вторых, это своевременное обновление инфраструктуры и оборудования. Проще говоря, турки не поскупились на модернизацию своего производства, вложились в НИОКРы и теперь пожинают заслуженные плоды.

И в-третьих, это гибкий подход к организации процессов на предприятии. По словам директора по развитию и маркетингу завода Элифа Шахина, одновременно на верфи могут реализовываться до 20 объектов! Не все 20 будут в отдельно взятый момент иметь воплощение "в железе", здесь учитываются и те проекты, которые пока только разрабатываются на бумаге, но масштаб работы вы все равно можете оценить.

В значительной мере это следствие предыдущего фактора. Завод сейчас обладает не только двумя стапелями – один на 56 метров, а другой на 200, – но и горизонтальной производственной линией, на которой ведется монтаж блоков.

Ну а для объективности стоит привести мнение самих рыбаков. Прошлым летом на очередном Международном рыбопромышленном форуме в Санкт-Петербурге мы побеседовали с Федором Кирсановым, тогдашним главой "Русской рыбопромышленной компании", и он рассказал нам, чем именно руководствовалось его предприятие, отдавая заказ на головное судно туркам:

"Думаю, для вас не секрет, что уже многие годы в нашей стране не развивалось гражданское судостроение. Поэтому за экспертизой и опытом мы обратились к верфи, у которой за плечами не один успешный проект, аналогичный нашему. Наша задача – перенести эти опыт и экспертизу на российскую почву и применить при строительстве всей серии. Отмечу, что турецкая верфь строит судно за 24 месяца, тогда как российской понадобится 36. Но все приходит с опытом".



Источник: korabel.ru
"Терсания" российских рыбаков
"Терсания" российских рыбаков

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
 <  Июль   <  2020 г.