Последние публикации

28 Янв 2021
Испытательная референс-лаборатория ФГБУ «НЦБРП» проводит регулярные исследования рыбной продукции
28 Янв 2021
Приморские рыбаки будут кормить Африку
28 Янв 2021
По вылову минтая и трески сахалинские предприятия пока отстают
28 Янв 2021
На водоёмах с ценными рыбами создадут 200-метровые защитные полосы
28 Янв 2021
В Красноярском крае выловивший осетров на 1,5 млн рублей браконьер предстанет перед судом
28 Янв 2021
Мягкие санкции. Рыбаки Приморья оказались без рынка сбыта
28 Янв 2021
В Приморье обнаружили два нелегальных цеха по переработке краба
28 Янв 2021
Cовет директоров "Находкинской БАМР" продлил полномочия гендиректора еще на год
28 Янв 2021
Рыбный зигзаг Шестакова завершается?
28 Янв 2021
Камчатские рыбаки заплатят миллион за браконьерство
28 Янв 2021
Уникальный улов добыт в январе на Курилах
28 Янв 2021
На качканарском пруду хотят строить рыбный некоммерческий бизнес
28 Янв 2021
Рыболовам готовят электронные аукционы
28 Янв 2021
Илья Шестаков: «Проведение торгов в электронной форме повысит качество конкуренции в отрасли»
28 Янв 2021
Суд обязал группу "Илим" согласовывать с Росрыболовстом деятельность на водохранилище в Прибайкалье
28 Янв 2021
Глава Росрыболовства обсудил с губернатором Ненецкого автономного округа изменения правил рыболовства в регионе
28 Янв 2021
Российские рыбаки снижают вылов минтая из-за проблем с поставками в Китай
28 Янв 2021
Новая технология позволит Собскому заводу выпускать более жизнеспособных мальков
28 Янв 2021
ВАРПЭ: ликвидация «рыбного» департамента Минсельхоза приведёт к кризису в отрасли
28 Янв 2021
Российские рыбаки наращивают добычу водных биоресурсов в Западном и Волжско-Каспийском рыбохозяйственных бассейнах
27 Янв 2021
За прошедшую неделю в Приморье и на Сахалине оформлено 332 ветеринарных сертификата формы 5i на экспортируемую продукцию водного промысла
27 Янв 2021
В Корсакове началась продажа свежевыловленных трески и минтая
27 Янв 2021
«Ты рыбачка, я — рыбак» — на фестивале в Приморье определили семью-победительницу
27 Янв 2021
В Смирных полицейские по горячим следам установили подозреваемого в краже
27 Янв 2021
Рыбакам Сахалинской области отдали все квоты на шипощека
27 Янв 2021
Ученые из Татарстана разрабатывают аквабиотехнологию выращивания ценных видов рыб
27 Янв 2021
В Светлом работает единственное в регионе предприятие полного цикла по выращиванию мраморного сома
27 Янв 2021
Перед судом предстанут участники организованной группы, обвиняемые в незаконном обороте икры рыб, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ
27 Янв 2021
В Курганской области увеличилось количество рыбоводных участков для осуществления аквакультуры
27 Янв 2021
На Камчатке Главрыбвод выпустит около 37 миллионов молоди лососей
27 Янв 2021
Министр рыбного хозяйства Камчатского края проведёт приём граждан в Усть-Большерецке
27 Янв 2021
В Индонезии за незаконную ловлю рыбы задержали три судна
27 Янв 2021
Только бизнес
27 Янв 2021
Показатели работы Северо-Восточного ТУ Росрыболовства за прошедшую неделю
27 Янв 2021
В Печенгский округ приходит новый бизнес
27 Янв 2021
Благодарность губернатора Камчатского края
27 Янв 2021
В Росрыболовстве сообщили, что оптовая цена сельди на северо-западе России выросла на 6,3%
27 Янв 2021
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Росрыболовства от 25 июня 2020 г. № 321
27 Янв 2021
Новый резидент АЗРФ займется переработкой и хранением краба и рыбы
27 Янв 2021
Информация штаба по организации вылова в Северном рыбохозяйственном бассейне
27 Янв 2021
В Мангистау инвесторы намерены разводить лосося и карпа
27 Янв 2021
Информация штаба Охотоморской путины
27 Янв 2021
ЦСМС начинает тестирование трансграничного электронного обмена данными с использованием Электронного промыслового журнала
27 Янв 2021
Домохозяйки Рыбного Мурмана переходят на искусственно выращенных кубанских карасей
26 Янв 2021
СЗРК - о новом траулере “Баренцево море” и о проблемах российского судостроения
26 Янв 2021
В «АтлантНИРО» состоялся отчет по результатам международной экспедиции в воды Арктики
26 Янв 2021
Сахалинцев проинформируют о реализации свежевыловленной рыбы
26 Янв 2021
Минэкологии Якутии: без оплаты коммунальных услуг заниматься воспроизводством рыб невозможно
26 Янв 2021
В Южно-Сахалинск привезли еще одну партию доступной рыбы
26 Янв 2021
Россельхознадзор провел проверку фактов незаконной торговли животноводческого происхождения

Подписка на новости

Всем сестрам по судам

1120
Россия

Новостной фон российского судостроения в уходящем году оказался на удивление смешанным. Вместе с привычными сообщениями о пожарах и срывах сроков читатели узнали о закладке, спусках на воду и высоких темпах строительства большого числа новых гражданских судов: принесла плоды политика государства, не оставившего рыбакам и нефтяникам выбора, где строить флот. Судя по всему, власти намерены усиливать давление и на другие отрасли, чтобы помочь судостроению. Основной вопрос теперь в том, готовы ли они хотя бы отчасти взять на себя финансовую ответственность за этот эксперимент, или нагрузка полностью ляжет на бизнес.

В этом году стало окончательно ясно, что политика государства по привлечению гражданских заказчиков на российские верфи приносит результаты. Помимо контрактов на сухогрузы и танкеры, суда-спасатели и ледоколы, стали появляться сообщения о закладке первого в постсоветское время пассажирского лайнера и масштабном строительстве не только рыбопромысловых судов, но даже танкеров Aframax и арктических газовозов. И подавляющее большинство заказов появилось не от хорошей жизни, а из-за обязательств, навязанных бизнесу государством.

Еще в 2017 году власти, нарушив исторический принцип распределения квот на вылов рыбы, выставили 20% квот на аукцион под обязательства построить новые суда. В результате судостроители получили беспрецедентный заказ на 43 судна. В уходящем году эксперимент был признан успешным и повторен для квот на вылов краба, благодаря чему верфи должны выпустить еще 41 судно. То же происходило с флотом для Севморпути и освоения шельфа. Возник неформальный запрет на заказ подобной техники за рубежом, который распространяется даже на суда, никогда не строившиеся не только в России, но и в СССР. НОВАТЭК вынужден просить разрешения президента РФ для заказа части ледовых газовозов в Южной Корее. А вскоре эти правила хорошего тона могут стать законом, проект которого уже лежит в Госдуме.

Прижав к российскому стапелю рыбаков и нефтяников, правительство может распространить успешную практику и на другие отрасли. Уже несложно представить, как обязанность грузить продукцию на отечественные суда вводят для производителей удобрений, металлов или, например, зерна.

Ключевой вопрос — кто за это заплатит? Не только судостроители, но и большинство представителей экспортных отраслей согласны, что, учитывая санкции и внешнее давление, было бы неплохо иметь возможность построить суда в России. Но с этим связаны серьезные издержки: российские верфи строят медленно, дорого, а нередко и криво. А государство готово помогать лишь весьма избирательно.

Подавляющее большинство заказов в судостроении появилось не от хорошей жизни, а из-за обязательств, навязанных бизнесу государством.

Так, получателем самой масштабной в истории российского судостроения поддержки стала верфь «Звезда» (управляется консорциумом «Роснефти» и Газпромбанка). Пока о ее возможностях остается только гадать, но верфи уже достались контракты на почти 40 судов, в том числе 15 газовозов для НОВАТЭКа. Поскольку такие суда никогда не строились в России, государство решило компенсировать заказчику разницу в стоимости техники на «Звезде» и эталонных для рынка азиатских верфях.

Но неясно, почему аналогичную помощь не получают другие компании, которые также фактически принудительно приведены на российские верфи. Рыбаки вынуждены строить флот гораздо дороже, чем за границей, лавируя между политикой импортозамещения, санкциями и возможностями верфей. Они уже столкнулись с проблемой увеличения цены готового судна и отклонения от сроков контрактов, но государство не спешит на помощь. Неясно и то, почему государство бюджетными деньгами гарантирует безубыточность «Звезды», тогда как остальные верфи вынуждены жестко конкурировать, зачастую снижая стоимость строительства до минимума, а иногда и работая в убыток, чтобы только получить заказ и загрузить мощности.

Судостроение на фоне углубляющейся экономической изоляции явно претендует на роль нового масштабного реципиента перекрестного субсидирования. Возможно, в чем-то это оправданно. Но если система не станет более адекватной рыночной ситуации, то резко ухудшится прибыльность компаний—заказчиков судов, а в отрасли может остаться одна лишь «Звезда», мощностей которой уже не хватает даже на текущие заказы.

КоммерсантЪ

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
 <  Ноябрь  >     <  2019 г.  >